Важные изменения требований к государственным закупкам по Федеральному закону №71 от 1 мая года

Важные изменения в закупках по 44-ФЗ с 2018 года

Статьи по теме

Существенные изменения для заказчиков по 44-ФЗ начались еще в 2017 году. Электронные закупки, новая форма плана-графика и плана закупок, введение каталога ТРУ в ЕИС – обо всех изменениях в 44-ФЗ 2018 года читайте в статье далее.

Важным изменением стало разрешение не расшифровывать сведения по закупкам нескольких групп товаров и услуг (так называемым однострочникам). По этим ТРУ в планах-графиках и планах закупок заказчики могут просто указывать их одной строкой, не расписывая пояснения.

  • лекарства;
  • закупки до 100 тысяч рублей;
  • ремонтные работы/работы по содержанию нежилых помещений;
  • преподавательские и экскурсоводческие услуги;
  • найм работников для проведения статанализа;
  • получение доступа к иностранным источникам информации.

То есть, к “однострочникам”, бывшим в плане старого образца, в 2018 году добавились данные о неконкурентных закупках в соответствии с пунктами 23, 42 и 44 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

План-график и план закупок в 2018 году

Основные изменения с 1 января затронули план график и план закупок. Формы стали более подробные. По новым правилам 2018 года в плане закупок необходимо указывать объем денежных средств по каждому КБК и соглашению о субсидиях в текущем, последующем и планируемых годах.

В плане-графике заказчику нужно указывать цену для закупок, в том числе с единственным поставщиком, и информацией о товарах, работах или услугах с единицами измерения.

Изменения в 2018 году следующие:

1 С 01.01.2018, если заказчик заключает долгосрочный договор с поставщиком, ему будет необходимо подтвердить, что финансирование будет в течение всего времени действия договора. Иными словами, для таких договоров по 44-ФЗ в план закупок 2018-2020 года нужно вписывать информацию о финансировании на весь срок их действия, если он выходит за пределы этих трех лет.
Вместе с тем, в план закупок и план-график закупок на 2018-2020 не надо включать позиции, уже внесенные в план закупок и план-график-2017;

2 Ограничения по внесению изменений в план, который уже был составлен и утвержден. Теперь можно менять только если изменилась цена, если изменилось законодательство, или изменился формат проведения закупки (в понятие “формата” входят как вид процедуры, так и сроки или объем).

Бесплатный вебинар об изменениях, которые вступают в силу с 2018 года, новых правилах по субсидиям, разберем свежий документ – условия допуска медизделий по постановлению Правительства № 1469 от 04.12.2017.

Изменения по 44-ФЗ касаются нового образца планов в 2018 году. Минэкономразвития ранее рекомендовало заказчикам привести в соответствие еще и действующие планы. Требования к форматам и формам плана закупок перечислены в постановлении Правительства РФ от 25 января 2017 г. № 73. Рекомендации Минэкономразвития на эту же тему приведены в письме от 7 марта 2017 г. № Д28и-1089

По новым требованиям с 2017 года заказчики должны теперь прописывать объем финансирования в рублях (а не в тысячах рублей) и детализировать данные об особых закупках. При этом сведения об объеме финобеспечения по соглашению о предоставлении субсидии в плане отражать не надо. Обратите внимание, что объем финансового обеспечения – не то же самое, что НМЦК, и не обязательно то же самое, что объем средств, доведенных до заказчика на закупку.

Также согласно изменениям федеральные заказчики по 44-ФЗ с 2018 г. должны включать сведения о закупках, которые составляют гостайну, в приложение к плану закупок на финансовый год и на плановый период. Для этого приложения устанавливается гриф секретности в соответствии с п. 3, 3 (1) Постановления № 1043.

Excel для специалистов по закупкам
Надстройка, которая значительно упростит работу контрактного управляющего! Работает без передачи данных в Интернет.
Скачайте бесплатно на свой компьютер!

Электронные закупки

Все госзакупки по 44-ФЗ переведут в электронную форму с 1 января 2020 и обяжут использовать только её. С 2018 года заказчикам разрешат проводить электронные конкурсы, запросы котировок и запросы предложений.

Начинать готовиться к новому формату нужно уже сейчас. Помимо электронного аукциона на ЭТП “переедут” открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок и запрос предложений. Все эти закупки теперь условно называются единым термином “электронные процедуры”. Их нужно будет проводить только на ЭТП.

Будет создана новая государственная информационная система. Она призвана фиксировать действия (бездействие) участников контрактной системы в ЕИС и на ЭТП.

Правила изменились не только для заказчиков, поставщики и площадки тоже работают по-новому. Смотрите, что и для кого изменится уже с середины 2018 года. Подробности по каждому изменению узнайте в статье »

№ п/п Что изменится Кого касается
1 Правила, по которым вносят обеспечение заявок Электронных площадок
2 Протокол разногласий можно подавать лишь однажды Поставщиков
3 Появилась плата за участие Электронных площадок
4 Увеличилось количество единых требований Поставщиков
5 После третьей ошибки обеспечение заявки перечислят в бюджет Поставщиков
6 Изменились принципы формирования итогового протокола Электронных площадок
7 В объеме закупок у СМП учитывают едпоставщика Заказчиков
8 Конкурс продлевают, если никто из участников не соответствует требованиям Заказчиков
9 Срок на подачу заявок учитывают в рабочих днях Заказчиков
10 В конкурс ввели переторжку Заказчиков
11 Минимальный шаг аукциона установили в 100 рублей Поставщиков
12 Снизили сроки рассмотрения заявок в аукционах до 3 млн. рублей Заказчиков
13 Можно не выжидать 10 дней для неконкурентных закупок и закупок, которые не состоялись Заказчиков
14 Оплату по контракту уменьшат на размер налогов, сборов, когда этого требует законодательство Заказчиков
15 Закупку у единственного поставщика после несостоявшейся процедуры больше не надо согласовывать с ФАС Заказчиков
16 Обеспечение потребуют только в закупках с НМЦК больше 5 млн. рублей Поставщиков
17 Реестр участников закупок будут вести в ЕИС Поставщиков
18 Документы подписывают только усиленной КЭП Поставщиков
19 Обеспечение заявки в аукционе можно вносить гарантией Поставщиков
20 Увеличили срок для информации в реестр контрактов Заказчиков

Изменений очень много, их не раз правили и дополняли, поэтому в принятом законе трудно сориентироваться. Огромное количество отсылок в этом 200-страничном тексте поправок не позволяет быстро и четко понять, что изменили. Мы сделали за вас всю сложную работу и разобрали самое важное, что коснулось заказчиков и поставщиков. Читайте статью «Вся правда об электронизации закупок» и будьте в курсе!

Закупка лекарственных препаратов

Заказчики, осуществляющие закупку лекарств, согласно Постановлению № 1380 от 15 ноября 2017 года с 1 января в техническом задании обязаны указывать лекарственную форму, дозировку и остаточный срок годности. Возможно также указывать путь введения препарата, для препаратов используемых в педиатрии – возраст ребенка. При закупке лекарственных препаратов по решению врачебной комиссии допускается указывать торговое наименование.

Закупки лекарств стали особенным

Теперь надо внимательнее готовить техзадание и определять начальную цену в закупке лекарств. Приняли правила, по которым заказчики должны описывать закупаемые препараты. А для того, чтобы рассчитать НМЦК такой закупки, предложили несколько вариантов.

Новые правила содержат запреты. В документации запретили прописывать:

  • эквиваленты по дозировке, если придется делить твердые лекарственные формы;
  • единицы измерения дозировки лекарства, когда их можно перевести в другие единицы измерения;
  • объем наполнения первичной упаковки (кроме растворов для инфузий);
  • наличие или отсутствие вспомогательных веществ;
  • температуру, при которой хранят препараты, когда есть альтернативный режим;
  • форму выпуска препарата;
  • количество единиц лекарства во вторичной упаковке и требование поставить количество упаковок вместо количества препарата;
  • требования к показателям фармакодинамики и фармакокинетики препарата;
  • все характеристики из инструкции по применению, которые конкретизируют производителя.

Важные изменения требований к государственным закупкам по Федеральному закону №71 от 1 мая 2020 года

Согласно 71-ФЗ, меняется порядок проведения государственных закупок.

Отменен план закупок

С 1 октября 2020 года меняется порядок планирования закупочной деятельности, а именно порядок оформления документации по планированию. Вместо двух обязательных документов – плана закупок и плана-графика – заказчик обязан составить только план-график нового образца.

Закупки, не попавшие в план-график, не могут проводиться. Форма, порядок размещения и утверждения планов-графиков будут утверждены Постановлением Правительства РФ. Предварительно известно, что в плане необходимо указывать:

  • идентификационный код;
  • объект;
  • размер финансового обеспечения;
  • сроки проведения закупочных процедур;
  • необходимость проведения общественного обсуждения.

Документ будет разрабатываться на период, соответствующий утвержденной бюджетной политике заказчика. Кроме этого, если организация предполагает провести процедуру за пределами этого срока, план-график должен содержать указание и на нее.

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Учитывая внесенные законодателем изменения, заказчикам необходимо скорректировать должностные инструкции контрактных управляющих, исключив из них упоминания о планах закупок.

Реестр участников закупок

С 1 июля 2020 года операторы электронных площадок начнут вести реестры аккредитованных участников закупок. В связи с этим потенциальные поставщики и подрядчики должны загрузить в личный кабинет документы, подтверждающие их соответствие дополнительным требованиям ч.ч. 2, 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе 44-ФЗ.

Начало работы ГИС “Независимый регистратор”, которое ранее планировалось на 1 октября 2020 года, откладывается на 1 января 2020 года.

Изменения, связанные с контрактом

С 1 июля 2020 года заказчики не обязаны использовать каталог товаров, работ, услуг для выбора наименования объекта закупки.

Кроме этого, организация самостоятельно сможет определять целесообразность проведения процедуры торгов за единицу товара, работы или услуги. Именно заказчик будет определять, можно ли установить объем поставки или нет.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Если контракт заключается исходя из стоимости за единицу предмета, то текст соглашения должен содержать указание на то, что поставка производится по заявке заказчика.

Разрешение на внесение существенных условий контракта, которое ранее было строго запрещено, будет предоставлено для контрактов:

  • на строительные работы;
  • реконструкцию;
  • капитальный ремонт;
  • снос объекта капитального строительства;
  • работы по сохранению объектов культурного наследия.

Законодательством определены границы допустимых изменений:

  • объем и виды работ при условии изменения цены в пределах 10%;
  • однократное изменение срока исполнения обязательств подрядчиком.

При исполнении контракта на поставку товара привлекать внешних экспертов на приемку заказчик больше не обязан. Исключение составляют ситуации, определенные Правительством РФ.

Ежедневная рутинная работа контрактного управляющего облегчена отменой необходимости формирования и публикации отчетов по исполнению контракта и его этапов.

Модернизирован процесс исполнения обязательств по контракту, который оказался расторгнутым судебным решением или односторонней волей заказчика. Теперь при условии внесения недобросовестного исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков заказчик сможет подписать договор со вторым участником процедуры.

Изменения сроков работы контролирующего органа

Органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за исполнением положений Закона о контрактной системе, является Федеральная антимонопольная служба. Служба рассматривает:

  • жалобы на действия заказчика или комиссии, направленные участниками закупочных процедур. Срок возможности подачи жалобы сокращен с 10 до 5 дней с даты опубликования протокола закупки;
  • сведения о внесении участника в реестр недобросовестных поставщиков, направляемые заказчиком. Срок рассмотрения также сокращен с 10 до 5 дней с даты обращения.

В случае расхождения печатных и опубликованных сведений приоритетом пользуется информация на сайте.

Изменения порядка проведения процедур

С 1 июля 2020 года срок подачи заявок на участие в электронном аукционе составляет 7 дней при начальной максимальной цене контракта:

  • до 300 млн рублей;
  • до 2 млрд рублей при закупке строительных работ, работ по реконструкции, капремонту или сносу объекта капитального строительства.

Сокращается срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе:

  • в общем случае до 3 рабочих дней;
  • в короткой процедуре до 1 рабочего дня.

Возможность проведения закупок с единственным поставщиком расширена путем увеличения цены контракта:

  • по п. 4 ч. 1 ст. 93 максимальная цена договора увеличена со 100 тыс. до 300 тыс. рублей;
  • по п. 28 ч. 1 ст. 93 цена выросла до 1 млн рублей.

Аукционная документация на выполнение строительных работ, реконструкцию, капремонт или снос капитального объекта должна содержать проект (при его наличии). Такие закупки требуют от участника только согласия в первой части заявки. Сами торги стартуют через 4 часа после окончания подачи заявок.

Особенности внесения обеспечения

Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций изменены правила расчета суммы обеспечения исполнения контракта. Упомянутые организации вносят обеспечение, рассчитанное как процент от цены контракта, а не от начальной максимальной цены.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

25 важных изменений в госзакупках в 2020 году

Обзор изменений в госзакупках в 2020 году

Портал GOZAKAZ.RU сделал обзор нововведений, которые приходят: собрал изменения 44 ФЗ в 2020 году, график вступления в силу изменений, их содержание и ссылки на федеральный закон, который утвердил новые правила.

Что изменилось в контрактной системе с мая 2020 года

Собрали изменения в 44 ФЗ с 12 мая 2020 года в таблице с комментариями.

Когда вступает в силу

Реквизиты нормативно-правового акта

Больше не составляют отчеты об исполнении контракта. Исключили ч. 9–12 ст. 94 закона о контрактной системе.

71-ФЗ от 01.05.2019

Заявление о включении поставщика в РНП антимонопольная служба рассматривает за 5 дней со дня поступления. Раньше было 10 дней.

Жалуются на заказчика в течение 5 дней от даты, когда опубликовали протоколы Раньше было 10 дней.

71-ФЗ от 01.04.2019

Что изменилось в контрактной системе с июля 2020 года

Собрали изменения в 44 ФЗ с 1 июля 2020 года в таблице с комментариями. Масштабная корректировка законодательства затронула многие традиционные процедуры.

Изменили правила контроля закупок. Новая редакция ст. 99 закона о контрактной системе.

Федеральный закон № 50 от 01.04.2019

Заказчики сами начнут определять госзакупки, в которых нельзя определить объем, и будут проводить закупки по цене единицы ТРУ. Сейчас действует ПП № 19 от 13.01.2014.

71-ФЗ от 01.05.2019

Новые правила применения дополнительных требований к участникам по ПП № 99 от 04.02.2015. Придется загружать подтверждающие документы на электронные площадки.

71-ФЗ от 01.05.2019

Изменится порядок проведения закупок на выполнение строительных работ, по реконструкции, капремонту и сносу строительного объекта. Придется обязательно размещать проектную документацию.

В первой части заявки достаточно указать согласие выполнить работы в соответствии с документацией.

А аукцион стартует через 4 часа после окончания срока приема заявок.

71-ФЗ от 01.05.2019

Изменятся правила обеспечения исполнения контракта. В закупках с ограничениями для СМП и СОНКО размер обеспечения будут считать, исходя из цены контракта, а не НМЦК.

Установили срок возврата обеспечения.

Придется обеспечивать гарантийные обязательства.

71-ФЗ от 01.05.2019

Реформировали правила обеспечения заявок. Размер такого обеспечения от 0,5 % до 1 % НМЦК, если НМЦК не больше 20 млн руб.

71-ФЗ от 01.05.2019

Изменили правила проведения аукциона. Срок приема заявок в течение 7 дней в аукционах с НМЦК до 300 млн. руб.
В закупках строительных работ, по реконструкции, капремонту или сносу объекта НМЦК для «коротких» аукционов установлена на отметке 2 млрд. руб.

71-ФЗ от 01.05.2019

Изменили случаи, когда изменяют существенные условия контракта. Новая редакция ст. 95 закона о контрактной системе.

71-ФЗ от 01.05.2019

Новые правила в госзакупках у единственного поставщика. В закупках по п. 4 ч. 1 ст. 93 закона о контрактной системе верхний предел цены контракта увеличили со 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб., а по п. 28 ч.1 ст. 93 закона о контрактной системе — с 200 тыс. руб. до 1 млн руб.

71-ФЗ от 01.05.2019

Ситуации, когда заказчик проводит экспертизу поставленных ТРУ с привлечением независимых экспертов, экспертных организаций, больше не будут определяться законом о контрактной системе. Часть 4 ст. 94 № закона о контрактной системе уходит в прошлое.

70-ФЗ от 01.05.2019

В госзакупках по п. 5 ч. 1 ст. 93 закона о контрактной системе верхний предел цены контракта увеличивается с 400 тыс. до 600 тыс. руб.

Этим пунктом будут пользоваться такие заказчики, как «дом (центр) народного творчества» и «дом (центр) ремесел».

70-ФЗ от 01.05.2019

Что изменилось в контрактной системе с октября 2020 года

Собрали изменения в 44 ФЗ с 1 октября 2020 года в таблице с комментариями.

Когда вступает в силу Основные изменения по 44 ФЗ с 01.07.2020 в таблице Реквизиты нормативно-правового акта

На место 2 документов (план закупок и план-график) пришел план-график нового образца.

71-ФЗ от 01.05.2019

Органы внутреннего финансового контроля контролируют обоснованность закупок по ч. 8 ст. 99 закона о контрактной системе. При проверке обоснования они контролируют только определение и обоснование НМЦК, цены контракта, цены за единицу. Получили право выдавать предписания до окончания срока подачи заявок.

Сведения об авансе указываются в извещении о закупке.

71-ФЗ от 01.05.2019

Что изменится в госзакупках в 2020 году

Собрали в таблицу с комментариями изменения, которые вступают в силу в 2020 году.

Когда вступает в силу Что изменилось Реквизиты нормативно-правового акта
01.10.2019 Госзакупки лекарств проходят с указанием цены единицы товара, начальной суммы цен единиц товара и максимального значения цены контракта. 71-ФЗ от 01.05.2019
01.10.2019 Новая редакция ст. 18 закона о контрактной системе. Обоснованная это та госзакупка, которая соответствует ст. 19 и ст. 22 закона о контрактной системе. Проверяют обоснованность в рамках контроля и аудита. Не применяют постановление правительства № 555 от 05.06.2015. 71-ФЗ от 01.05.2019
01.10.2019 71-ФЗ от 01.05.2019

Заработает ГИС «Независимый регистратор». Это программа, которая фиксирует действия участников ЕИС. Ранее планировалось, что она запустится с 01.10.2019.

71-ФЗ от 01.05.2019

В законе о контрактной системе не упоминается план закупок, а в ЕИС нет «ступенчатого» контроля.

71-ФЗ от 01.05.2019

Последние новости изменений контрактной системы

Минфин разработал законопроект, который упрощает госзакупки. Планируется, что с декабря 2020 года заказчики перестанут составлять документацию, а закрытые закупки станет проще проводить. Вот последние новости изменений в 44 ФЗ с 2020 года:

  • исключили документацию;
  • установили единые требования к закупочным документам;
  • изменили порядок проведения закрытых процедур.
  • включили бюджетные учреждения и унитарные предприятия в перечень органов и организаций, в отношении закупок которых допускается централизация;
  • гармонизировали и унифицировали положения 44-ФЗ об аккредитации участников закупочных процедур как на электронных площадках, так и на специализированных электронных площадках;
  • предоставили обязанность Минфина вести перечень банков, в которых поставщики открывают специальные счета.

Разработали типовую форму заявки и документации для электронных процедур.

19.08.2020 на сайте проектов нормативных актов опубликовали уведомление о начале разработки очередного пакета поправок в закона о контрактной системе. Планируется, что нововведения заработают с июля 2020 года. Цель — совершенствовать отдельные положения контрактной системы, устранить проблему сложности и длительности процедур.

Обзор изменений в закупках отдельных юрлиц

Собрали изменения в 223 ФЗ с 1 июля 2020 года в таблице с комментариями.

Когда вступает в силу

Реквизиты нормативно-правового акта

Когда вступает в силу Что меняется Реквизиты нормативно-правового акта
31.07.2019 Деньги, которые подарены, в том числе пожертвования (благотворительные пожертвования) или по завещанию, тратьте по закону о закупках отдельными видами юридических лиц, если указали такое право в положении о закупке. Изменить его нужно было до 01.10.2019. 70-ФЗ от 01.05.2019

Собрали в таблицу изменения 223 ФЗ с 01.07.2019: было – стало

Подробнее об изменениях в Закон № 44-ФЗ

Всероссийский семинар-совещание
«Реформирование контрактной системы: закон № 71-ФЗ от 01.05.2020 года и другие изменения»

21 июня 2020 г., Москва

1 мая 2020 года в Закон № 44-ФЗ внесено несколько блоков существенных изменений, вступающих в силу в различное время (федеральные законы №№ 69-ФЗ, 70-ФЗ и 71-ФЗ).

В связи с изменениями в Законе № 44-ФЗ внесены также некоторые изменения в Закон № 223-ФЗ (федеральный закон № 70-ФЗ).

На сайте Института размещены «цветные редакции» Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ с выделенными изменениями, внесенными законами №№ 69-ФЗ, 70-ФЗ и 71-ФЗ.

1. Федеральным законом № 69-ФЗ от 1 мая 2020 г. внесены вступившие в силу 1 мая 2020 г. поправки в статьи 56 и 56.1 Закона № 44-ФЗ, регламентирующие правила закупки услуг по организации отдыха и оздоровления детей. Количество способов, которые заказчики могут использовать для осуществления закупки указанных услуг, сократили: с 1 мая заказчики вправе осуществлять закупку услуг по организации отдыха и оздоровления детей конкурсом с ограниченным участием с установлением дополнительных требований к участникам таких закупок. Изменениями также предусмотрено, что заказчики, с учетом установленных Законом № 44-ФЗ суммовых ограничений, вправе провести запрос котировок или осуществить закупку у единственного исполнителя, при этом дополнительные требования к участникам таких закупок не предъявляются.

2. Федеральным законом № 70-ФЗ от 1 мая 2020 г. (далее – Закон № 70-ФЗ) внесены следующие изменения в Законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ в части совершенствования отдельных положений в сфере культуры:

  • средства, полученные в качестве пожертвования и по завещанию, бюджетные учреждения и унитарные предприятия могут расходовать по Закону № 223-ФЗ (в этой части также вносятся изменения в статьи 1 и 8 Закона № 223-ФЗ);
  • при закупках работ по сохранению объектов культурного наследия, закрытых закупках услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных коллекции и предметов в контрактах может быть установлен запрет на субподряд;
  • увеличен ценовой порог при закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – ед. поставщик) по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ до 600 тыс. руб., а также расширен круг заказчиков, которые вправе использовать данное основание при закупках;
  • определенным заказчикам разрешена закупка музыкальных инструментов у ед. поставщика.

Указанные поправки вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования Закона № 70-ФЗ – 31 июля 2020 г.

3. Федеральным законом № 71-ФЗ от 1 мая 2020 г. (далее – Закон № 71-ФЗ) внесен наиболее объемный пакет поправок в Закон № 44-ФЗ. Статьей 2 Закона № 71-ФЗ предусмотрены различные сроки вступления в силу его положений.

1) С 12 мая текущего года вступают в силу следующие изменения:

  • отменена обязанность устанавливать в контракте размер штрафа в виде фиксированной суммы;
  • отменена обязанность составлять отчеты об исполнении контракта, этапа контракта;
  • предусмотрено, что типовые контракты могут разрабатываться Минфином России;
  • срок рассмотрения контрольными органами документов при внесении участников в реестр недобросовестных поставщиков сокращен с 10 до 5 рабочих дней;
  • срок для подачи жалобы также сокращен с 10 до 5 дней;
  • запрещено при рассмотрении жалобы требовать предоставления необходимых для рассмотрения жалобы документов, если они размещены в ЕИС;
  • срок начала работы ГИС «Независимый регистратор» перенесен на 1 января 2020 г.

2) Основная и самая существенная часть изменений вступает в силу с 1 июля 2020 г., среди которых можно отметить следующие:

  • изменен срок «выжидания» от внесения изменений в план-график до размещения извещения о закупке: с 1 июля текущего года внесение изменений по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за 1 день до дня размещения извещения в ЕИС (либо до дня заключения контракта при закупке у ед. поставщика);
  • введена возможность закупать любую продукцию по цене за единицу товара, работы, услуги при неопределённом объеме. При этом в соответствии со ст. 8 Закона № 71-ФЗ до 1 октября 2020 г. заказчики не смогут закупать лекарства по цене за единицу;
  • увеличен ценовой порог для проведения «короткого» электронного аукциона: 300 млн руб. для любых закупок, 2 млрд руб. – для закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства (далее – строительные работы);
  • установлено, что при закупке строительных работ документация должна содержать утвержденную проектную документацию, за исключением случая, если подготовка проектной документации не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с ч. 16 и 16.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, при которых предметом контракта является, в том числе проектирование;
  • в случае наличия в документации о закупке строительных работ проектной документации в первой части заявки участник дает только свое согласие на выполнение работ на условиях такой документации, и процедура электронного аукциона в таком случае проводится сразу через 4 часа после окончания срока подачи заявок;
  • если установлены дополнительные требования к участникам (ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31), то подача заявок осуществляется только участниками, включенными оператором электронной площадки в реестр аккредитованных участников (проверку квалификации осуществляет оператор электронной площадки);
  • срок рассмотрения первых частей заявок в «длинных» аукционах сокращен с 7 до 3 рабочих дней, при «коротком» аукционе – 1 рабочий день;
  • при проведении закупки путем запроса предложений (в том числе в электронной форме) в случае, если закупка признана несостоявшейся по причине отсутствия поданных заявок, заказчикам разрешили заключить контракт с ед. поставщиком по согласованию с контрольным органом;
  • увеличен ценовой порог при закупках у ед. поставщика по ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ: по п. 4 – до 300 тыс руб., по п. 28 – до 1 млн руб.;
  • при расторжении контракта с победителем у заказчиков появилась возможность заключить контракт со вторым «номером» (при условии его согласия) без повторного проведения такой закупки;
  • допускается изменение любых существенных условий контракта с ед. поставщиком (п.п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93: «монополисты», коммунальные услуги, аренда, лечение за границей и др.);
  • допускаются изменения объема и видов работ в контрактах на строительные работы, сохранение объектов культурного наследия при условии изменения цены не более чем на 10 %, а также изменение срока этих работ при невозможности исполнения контракта по независящим от сторон обстоятельствам либо по вине подрядчика;
  • СМП и СОНКО освобождаются от обеспечения исполнения контракта при положительном опыте исполнения контрактов за последние 3 года с суммарной стоимостью не менее НМЦК заключаемого контракта, информация об этом предоставляется участником из реестра контрактов.

3) Изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования Закона № 71-ФЗ – с 31 июля 2020 г.:

  • отменяют обязанность заказчика при закупке у ед. поставщика по любым основаниям составлять и размещать в ЕИС извещение и отчет;
  • требование включать в контракт обоснование цены предусмотрено при закупках у ед. поставщика только по основаниям п.п. 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
  • отменяют обязательность проведения «внешней» экспертизы при приемке продукции при осуществлении закупки у ед. поставщика по любым основаниям.

4) С 1 октября 2020 г. отменяют планы закупок.

5) С 1 апреля 2020 г. будут изменены положения Закона № 44-ФЗ, регулирующие осуществление контроля, предусмотренного ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ.

Обзор изменений в 44-ФЗ (май-июль 2020)

Поистине огромный пакет изменений в закон “О контрактной системе..” № 44-ФЗ (и в 223-ФЗ), внесенный тремя Федеральными законами, вступает в силу в пять этапов – с 1 и 12 мая, с 1 и 31 июля и с 1 октября 2020 года.

Внезапно, впервые со дня появления на свет 44-ФЗ, был принят ряд изменений, существенно облегчающий жизнь специалистам по закупкам. Чего стоит только отмена “плана закупок” (с 1 октября)! Итак, по порядку:

Первый блок изменений – с 1 мая 2020 года

Поправки внесены законом от 01.05.2020 № 69-ФЗ в отношении закупок услуг по организации отдыха и оздоровления детей. Изменились статьи 56 и 56.1 Закона № 44-ФЗ. Количество способов, которые заказчики могут использовать для осуществления закупки указанных услуг, сократили: с 1 мая заказчики вправе осуществлять закупку услуг по организации отдыха и оздоровления детей конкурсом с ограниченным участием с установлением дополнительных требований к участникам таких закупок. Изменениями предусмотрено, что заказчики, с учетом установленных Законом № 44-ФЗ ограничений, вправе провести запрос котировок или осуществить закупку у единственного исполнителя, при этом дополнительные требования к участникам таких закупок не предъявляются.

Изменения 44-ФЗ с 12 мая

Наибольший пакет изменений внесен законом от 01.05.2020 № 71-ФЗ и вступает в два этапа: с 12 мая и с 1 июля 2020 г.

  • отменена обязанность устанавливать в госконтракте размер штрафа в виде фиксированной суммы;
  • отменена обязанность составлять отчеты об исполнении контракта, этапа контракта;
  • предусмотрено, что типовые контракты могут разрабатываться Минфином России;
  • срок рассмотрения контрольными органами документов при внесении участников в РНП (реестр недобросовестных поставщиков) сокращен с 10 до 5 рабочих дней;
  • срок для подачи жалобы сокращен с 10 до 5 дней;
  • запрещено при рассмотрении жалобы требовать предоставления необходимых для рассмотрения жалобы документов, если они размещены в ЕИС; (аплодируем!)
  • срок начала работы ГИС «Независимый регистратор» перенесен на 1 января 2020 года

Ежедневно на форуме – ответы специалистов на сотни вопросов о закупках.

Изменения 44-ФЗ, вступающие в силу с 1 июля

  • изменен срок размещения извещения о закупке с даты внесения изменений в план-график: с 1 июля текущего года внесение изменений по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за 1 день до дня размещения извещения в ЕИС (либо до дня заключения контракта при закупке у ед. поставщика);
  • введена возможность закупать любую продукцию по цене за единицу товара, работы, услуги при неопределённом объеме. При этом в соответствии со ст. 8 Закона № 71-ФЗ до 1 октября 2020 г. заказчики не смогут закупать лекарства по цене за единицу;
  • увеличен ценовой порог для проведения «короткого» электронного аукциона: 300 млн руб. для любых закупок, 2 млрд руб. – для закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства (далее – строительные работы);
  • установлено, что при закупке строительных работ документация должна содержать утвержденную проектную документацию, за исключением случая, если подготовка проектной документации не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с ч. 16 и 16.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, при которых предметом контракта является, в том числе проектирование;
  • в случае наличия в документации о закупке строительных работ проектной документации в первой части заявки участник дает только свое согласие на выполнение работ на условиях такой документации, и процедура электронного аукциона в таком случае проводится сразу через 4 часа после окончания срока подачи заявок;
  • если установлены дополнительные требования к участникам (ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31), то подача заявок осуществляется только участниками, включенными оператором электронной площадки в реестр аккредитованных участников (проверку квалификации осуществляет оператор электронной площадки);
  • срок рассмотрения первых частей заявок в «длинных» аукционах сокращен с 7 до 3 рабочих дней, при «коротком» аукционе – 1 рабочий день;
  • при проведении закупки путем запроса предложений (в том числе в электронной форме) в случае, если закупка признана несостоявшейся по причине отсутствия поданных заявок, заказчикам разрешили заключить контракт с ед. поставщиком по согласованию с контрольным органом;
  • увеличен ценовой порог при закупках у ед. поставщика по ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ: по п. 4 – до 300 тыс руб., по п. 28 – до 1 млн руб.;
  • при расторжении контракта с победителем у заказчиков появилась возможность заключить контракт со вторым «номером» (при условии его согласия) без повторного проведения такой закупки;
  • допускается изменение любых существенных условий контракта с ед. поставщиком (п.п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93: «монополисты», коммунальные услуги, аренда, лечение за границей и др.);
  • допускаются изменения объема и видов работ в контрактах на строительные работы, сохранение объектов культурного наследия при условии изменения цены не более чем на 10 %, а также изменение срока этих работ при невозможности исполнения контракта по независящим от сторон обстоятельствам либо по вине подрядчика;
  • СМП и СОНКО освобождаются от обеспечения исполнения контракта при положительном опыте исполнения контрактов за последние 3 года с суммарной стоимостью не менее НМЦК заключаемого контракта, информация об этом предоставляется участником из реестра контрактов.

Изменения (44-ФЗ и 223-ФЗ) с 31 июля 2020 года

Изменения внесены законом от 01.05.2020 № 70-ФЗ (в отношении в закупок в сфере культуры).

  • средства, полученные в качестве пожертвования и по завещанию, бюджетные учреждения и унитарные предприятия могут расходовать по Закону № 223-ФЗ (в этой части также вносятся изменения в статьи 1 и 8 Закона № 223-ФЗ);
  • при закупках работ по сохранению объектов культурного наследия, закрытых закупках услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных коллекции и предметов в контрактах заказчиком может быть установлен запрет на субподряд;
  • увеличена сумма при закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – ед. поставщик) по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ до 600 тыс. руб., а также расширен круг заказчиков, которые вправе использовать данное основание при закупках;
  • некоторым заказчикам разрешена закупка музыкальных инструментов у единственного поставщика.
  • А также с 31 июля изменения, внесенные 71-ФЗ:

    • отменена обязанность заказчика при закупке у единственного поставщика (ЕП) по любым основаниям составлять и размещать в ЕИС извещение и отчет;
    • требование включать в контракт обоснование цены предусмотрено при закупках у ЕП только по основаниям п.п. 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
    • отменяют обязательность проведения «внешней» экспертизы при приемке продукции при осуществлении закупки у ЕП по любым основаниям.

    С 12 мая 2020 года произошли изменения в законодательстве о контрактной системе, предусмотренные Законом №71-ФЗ

    Законопроект был принят 18 апреля 2020 года Государственной думой РФ, 22 апреля 2020 года одобрен Советом Федерации РФ, подписан Президентом РФ и опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 01 мая 2020 года со следующими реквизитами Федеральный закон от 01.05.2020 N 71-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон №71-ФЗ).

    Одна часть его положений вступает в силу с 12 мая 2020 года, а другая с 01 июля 2020 года. Здесь мы опишем положения, которые уже вступили в силу.

    Во-первых, полностью отменены отчеты об исполнении контракта, а также о результатах отдельных этапов исполнения контракта, поскольку утратили силу части 9-12 статьи 94 Закона №44-ФЗ.

    Во-вторых, в условиях контракта больше не придется указывать размеры штрафов в виде фиксированной суммы. Будет достаточно указать процент от цены контракта, который определен в Постановлении Правительства № 1042 от 30.08.2017г.

    В-третьих, размер пени в отношении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по общему правилу фиксирован в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, кроме случаев, когда для поставщика (подрядчика, исполнителя) законодательство РФ определяет иной размер. Например, согласно Федерального закона “Об электроэнергетике” от 26.03.2003 №35-ФЗ размер пени равен 1/130 от ключевой ставки ЦБ РФ.

    В-четвертых, Минфин России получил право на разработку и утверждение типовых контрактов, типовых условий контрактов в случае их отсутствия.

    В-пятых, у заказчиков появилась возможность устанавливать иной срок оплаты по контрактам чем предусмотрен в ч. 13.1 ст. 34 Закона №44-ФЗ в случае, если в специальном законодательстве прописан иной срок оплаты.

    В-шестых, при подаче жалоб участниками закупок в порядке статьи 106 Закона №44-ФЗ в контрольный орган не придется предоставлять информацию и документы, которые были размещены в Единой информационной системе. По доказательной базе приоритет отдается именно документам, размещенным в ЕИС.

    В-седьмых, участникам закупок сокращен срок для обжалования процедуры закупки с 10 дней до 5 дней с даты размещения протокола рассмотрения заявок или итогового протокола.

    В-восьмых, сокращен срок для рассмотрения ФАС России и его территориальными управлениями заявлений заказчиков о внесении сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков с 10 дней до 5 дней с даты их поступления.

    В-девятых, перенесены сроки запуска Государственной информационной системы «Независимый регистратор» (далее – ГИС), на 01 января 2020 года. ГИС должна обеспечивать фиксацию действий (бездействие) всех, кто с ней работает, но на данный момент имеется лишь плагин для записи действий с экрана компьютера. Ранее в новостях мы отмечали, что ФАС России рекомендует использовать плагин для сбора доказательственной базы как участникам закупок, так и заказчикам.

    Обзор изменений в Законе № 44-ФЗ в отношении госзакупок

    Автор: Павелин А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

    01.05.2020 были принят ряд законов, внесших значительные изменения в положения Закона № 44-ФЗ. О новшествах, которые будут интересны учреждениям здравоохранения, расскажем в статье.

    Расширен перечень случаев неприменения Закона № 44-ФЗ

    Напомним, что особенности проведения закупок бюджетными учреждениями здравоохранения установлены ст. 15 Закона № 44-ФЗ. Если такое учреждение получает субсидии на выполнение госзадания или средства ОМС, оно обязано руководствоваться положениями данного закона. Однако и вправе осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Законом № 223-ФЗ, если товары, работы, услуги приобретаются:

    за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности;

    либо в целях привлечения третьих лиц для исполнения контракта, по которому бюджетное учреждение является исполнителем.

    Чтобы бюджетные учреждения здравоохранения могли не применять Закон № 44-ФЗ в перечисленных выше случаях, им нужно:

    разработать положение о закупках в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ;

    опубликовать его до начала года на официальном сайте РФ, на котором приводится информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

    Законом от 01.05.2020 № 70-ФЗ расширен перечень случаев, когда бюджетное учреждение вправе применять положения Закона № 223-ФЗ. К таким случаям с 31.07.2020 будут относиться средства, полученные в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), а также по завещанию.

    Необходимо отметить, что для проведения закупок за счет указанных средств в соответствии с положениями Закона № 223-ФЗ учреждению здравоохранения до 01.10.2019 нужно изменить и (или) утвердить положение о закупке и план закупки.

    Увеличен лимит закупок у единственного поставщика

    Среди учреждений, относящихся к сфере здравоохранения, есть образовательные медицинские академии и колледжи. В силу поправок, внесенных Законом № 70-ФЗ, с 31.07.2020 с 400 000 до 600 000 руб. увеличивается лимит для осуществления закупок у единственного поставщика для учреждений здравоохранения, которые являются одновременно и государственными (муниципальными) образовательными организациями. При этом годовой объем таких закупок не должен превышать 5 000 000 руб. или 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более 30 000 000 руб.

    Планирование закупок товаров, работ, услуг

    С 01.10.2020 начнут действовать положения Закона от 01.05.2020 № 71-ФЗ, предусматривающие, что планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения исключительно планов-графиков. Напомним, что в настоящее время закупки планируются на основании планов-графиков и планов закупок. С указанной даты признаются утратившими силу положения ст. 17 и 21 Закона № 44-ФЗ.

    Новые планы-графики будут включать в себя:

    идентификационные коды закупок, определенные в соответствии со ст. 23 Закона № 44-ФЗ;

    наименование объекта и (или) наименования объектов закупок;

    объем финансового обеспечения для осуществления закупок;

    сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;

    информацию об обязательном общественном обсуждении закупок товара, работы или услуги согласно ст. 20 Закона № 44-ФЗ;

    иную информацию, предусмотренную порядком, установленным п. 2 ч. 3 ст. 16 Закона № 44-ФЗ.

    Обратите внимание: в силу ч. 9 ст. 16 Закона № 44-ФЗ изменения в план-график могут вноситься не позднее чем за один день до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом либо в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ – не позднее чем за один день до дня заключения контракта. В настоящее время такой срок составляет 10 дней (ч. 14 ст. 21 Закона № 44-ФЗ).

    Реестр участников закупок товаров, работ, услуг

    Законом № 71-ФЗ оператору электронной площадки вменяется обязанность вести реестр участников закупок, аккредитованных на электронной площадке. Такой реестр будет содержать:

    наименование, фирменное наименование (при наличии) участника закупки, если таковым является юридическое лицо;

    фамилию, имя, отчество (при наличии) участника закупки, если таковым является физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;

    идентификационный номер налогоплательщика участника закупки;

    дату аккредитации на электронной площадке;

    иную информацию и документы в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

    Данный реестр будет размещаться на электронной площадке ее оператором.

    Повышение эффективности проведения закупок

    В целях повышения эффективности и оперативности обеспечения государственных нужд, исключения излишних временных затрат заказчиков при осуществлении закупки Законом № 71-ФЗ сокращен срок подачи заявок (до семи дней) и повышено значение ценового порога, допускающего проведение электронного аукциона: с 3 млн руб. до 300 млн руб. (до 2 млрд руб. – при проведении закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства).

    Кроме того, Законом № 71-ФЗ вводятся:

    запрет на выплату аванса при заключении договора с участником закупки, предложившим цену контракта ниже начальной максимальной на 25% и более;

    в отношении закупок с дополнительными требованиями к участникам – требование о наличии документов, подтверждающих соответствие таким требованиям, в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

    Изменение и расторжение контракта по госзакупкам

    Законом № 71-ФЗ ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ дополнена новыми основаниями для изменения существенных условий цены контракта:

    1) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение цены контракта с учетом положений бюджетного законодательства РФ не более чем на 10% от цены контракта;

    2) при возникновении обстоятельств, не зависящих от сторон контракта, при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, влекущих невозможность его исполнения;

    3) при неисполнении по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию;

    4) при заключении контракта с единственным поставщиком в соответствии с п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в связи с тем, что заключение нового контракта по указанным основаниям с иным лицом:

    не представляется возможным (например, при осуществлении закупки у субъекта естественной монополии);

    является нецелесообразным ввиду риска недостижения цели эффективного расходования бюджетных средств (например, при заключении контракта на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ).

    Перечисленные поправки позволят заказчику изменить, в частности, срок и цену контракта, не заключая новый.

    Кроме того, Закон № 71-ФЗ наделил заказчика правом заключать контракт с участником закупки, которому присвоен второй номер по итогам проведения конкурентной закупки, в случае расторжения контракта с ее победителем. Данное положение позволит снизить временные затраты заказчика в связи с необходимостью осуществления закупки товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта (ч. 17.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Напомним, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.

    Источники:
    http://zakonguru.com/goszakupki/izmeneniya-trebovanij.html
    http://ppt.ru/news/143340
    http://roszakupki.ru/conference/detail.php?ID=6454
    http://www.gov-zakupki.ru/pub/izmenenija-44-fz-ijul-2019-id200
    http://razvitie.expert/news/237
    http://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a100/987630.html
    http://pravo.team/zakupki/lichniy-kabinet-eis.html

    Бесплатная консультация юриста по телефону:

    Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

    СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

    Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

    Ссылка на основную публикацию