Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП): основные положения участия в закупках товаров, работ и услуг

Что такое малые субъекты предпринимательства, и каковы особенности проведения закупок с их участием?

Государство в целях поддержки малых предпринимателей предоставило им определенные преференции для участия в закупочных мероприятиях в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд. Определенные льготы малому бизнесу предусмотрены как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.

Понятие МСП

МСП расшифровывается как малые субъекты предпринимательства. Они могут иметь статус юридического лица или индивидуального предпринимателя и отвечают некоторым установленным законом требованиям.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74 .

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Кто относится к этой категории

Требования к субъектам малого предпринимательства указаны в 209-ФЗ от 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Основными критериями, которые позволяют отнести компанию к малому бизнесу, является численность персонала и лимит по доходам.

Для того чтобы компания могла быть отнесена к средним предприятиям, ее численность должна составлять от 101 до 200 человек, а годовые доходы – находиться в пределах 2 млрд р.

Для отнесения компании к малым предприятиям численность сотрудников не может быть более 100 человек, а за год компания должна зарабатывать в пределах 800 млн р. Различают также и микробизнес. В таких компаниях работает не более 15 человек, а годовые доходы не превышают 120 млн р.

Помимо указанных требований, к субъектам малого предпринимательства предъявляются и дополнительные по нормам ч. 1 ст. 4 209-ФЗ:

  1. Суммарная доля госучастия и процент участия в благотворительных и религиозных объединениях в уставном капитале компании не превышает 25%.
  2. Доля участия иностранных юридических лиц, которые не относятся к МСП не более 49%.
  3. Акции компании входят в состав акций инновационного сектора экономики.
  4. Работа компании направлена на внедрение результатов интеллектуального труда.
  5. Организация получила статус участника «Сколково».

При определении соответствия субъекта малого предпринимательства законодательным условиям нужно учесть такие особенности:

  1. Категория субъекта малого предпринимательства определяется на основании наибольшего значения одного из условий: численности работников или выручки.
  2. Категория субъекта малого предпринимательства подлежит изменению, если предельные значения конкретной компании в отношении численности работников или объема выручки выше или ниже в течение 3 календарных лет, следующих подряд.
  3. Вновь созданные индивидуальные предприниматели и крестьянские хозяйства в течение первого года после создания могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, если их средняя численность, выручка от реализации товаров или балансовая стоимость активов с момента государственной регистрации находятся в пределах установленных значений.

Как подтвердить статус

При определении поставщиков в извещениях на осуществление закупок вводится ограничение в отношении иных поставщиков, которые не являются представителями малого предпринимательства.

Для подтверждения статуса малого или среднего предприятия компания должна задекларировать этот факт, для чего она передает в составе заявки на участие декларацию о членстве компании в реестре субъектов малых и средних предприятий.

Реестр также позволяет раскрыть сведения обо всех видах деятельности представителей малого и среднего бизнеса, производимых ими товарах и услугах (включая инновационную продукцию).

В реестр МСП включена следующая информация:

  1. Наименование юрлица или ФИО предпринимателя.
  2. ИНН.
  3. Адрес.
  4. Категория субъекта малого бизнеса (среднее, малое или микропредприятие).
  5. Коды ОКВЭД.
  6. Дата внесения сведений о компании в реестр.

Реестр МСП формируется автоматически. Статус субъекта малого предпринимательства присваивается юрлицам на основании сведений, которые хранятся в действующих информсистемах. При этом участники наделены правом на внесение дополнительных сведений в реестр, в частности, информацию о предлагаемых товарах или оказываемых услугах.

В совместном письме МЭР №7158-ЕЕ/Д28и и ФАС №АЦ/13590/14 от 2014 года указано на то, что, кроме декларации соответствия, никаких дополнительных документов от представителей малого бизнеса не требуется.

Минимальный объем закупок у МСП

На основании ч. 1 ст. 30 44-ФЗ заказчики обязаны приобретать у представителей МСП товары, работы и услуги на сумму не менее 15% от совокупного годового объема закупок. При определении объема закупок у субъектов малого предпринимательства в расчет СГОЗ не включаются:

  1. Закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  2. Услуги по предоставлению кредитов.
  3. Услуги по закупкам у единственного поставщика по ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
  4. Работы по использованию атомной энергии.
  5. Закупки, предполагающие закрытые способы определения поставщиков.

За несоблюдение действующего законодательства заказчиком по ст. 7.30 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение норм о размещении заказа у МСП. По ч. 11 указанной статьи штраф для должностного лица за несоблюдение нормативов установлен в размере 50 тыс. р.

Для участников закупок по 223-ФЗ прописаны отдельные требования в отношении объема закупок по Постановлению Правительства от 2014 года №1352. Стоимость заказов для МСП по итогам года должна составлять не менее 18% от общей стоимости договоров за год. При этом объем закупок у МСП по результатам торгов с их исключительным участием составляет не менее 15%.

В п. 7 Положения вышеуказанного Постановления Правительства прописан список тендеров, которые не учитываются в расчетах. Отдельно стоит отметить заказчиков, приобретающих инновационную и высокотехнологичную продукцию у поставщиков из МСП.

Заказчики по 223-ФЗ должны утвердить перечни товаров, работ и услуг, которые они будут приобретать посредством тендеров для исключительного участия МСП. Товары, работы и услуги из перечня закупаются у других категорий участников в исключительных случаях, которые прописаны в п. 21 ПП №1352. На основании ОКПД2 в перечень включается информация следующего рода: наименование, код, категории и подкатегории. Документ подлежит публикации на сайте заказчика и в ЕИС.

В случае если предметом сделки является продукция из перечня, а НМЦК не превышает значения в 200 млн р., то провести тендер среди МСП является обязанностью заказчика. При цене 200-400 млн р. тендеры проводятся по желанию заказчика.

Кто должен закупаться у МСП

Закупаться у МСП обязаны представители государственных и муниципальных заказчиков, а также отдельные юрлица, которые закупают товары, работы и услуги в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ.

В рамках закупок по 44-ФЗ заказчики должны учитывать ограничение: НМЦК не должна превышать 20 млн р.

Как проводится закупка

Закупки, которые проводятся заказчиками только среди МСП, имеют некоторые отличительные черты. Так, в закупочном извещении заказчики указывают на тот факт, что в данной закупке могут принять участие только представители малого и среднего бизнеса. При поиске закупок в ЕИС можно установить соответствующий фильтр и поиск укажет на закупки только для МСП.

Способы проведения закупки

На основании п. 1 ст. 30 44-ФЗ закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО могут проводиться в виде:

  1. Открытый конкурса.
  2. Конкурса с ограниченным участием.
  3. Двухэтапного конкурса.
  4. Электронного аукциона.
  5. Запроса котировок и предложений.

Заказчик по 223-ФЗ при выборе одной из форм закупок, участниками которых являются МСП, должны учитывать следующие положения:

  1. Электронный конкурс или аукцион проводится при НМЦК более 30 млн р. с учетом минимального срока приема заявок в 15 дней; если начальная цена контракта не превышает 30 млн р., то минимальные сроки составляют 7 дней. Если аукцион проходит с НМЦК менее 7 млн р., то сроки приема заявок установлены как 4 рабочих дня.
  2. Электронный запрос котировок и запрос предложений проводятся при цене менее 15 млн р. Сроки приема заявок при этом установлены как 5 рабочих дней.

На каких площадках можно осуществлять закупки

Правительством был утвержден перечень площадок, на которых заказчики могут выбирать участников закупки в электронном формате.

На сегодняшний день осуществлять закупки у МСП в электронном виде как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ можно на ограниченном перечне площадок, которые были закреплены в Распоряжении Правительства от 2018 года №1447-р. Перечень операторов электронной площадки по ч. 3 ст. 24.1 44-ФЗ и ч. 11 ст. 3.4 223-ФЗ:

  1. АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан».
  2. АО «Единая электронная торговая площадка».
  3. АО «ТЭК Торг».
  4. АО «Российский аукционный дом».
  5. АО «ЭТС».
  6. ЗАО «Сбербанк-Автоматизированная система торгов».
  7. ООО «РТС-тендер».
  8. ООО «ЭТП-ГПБ».

Для закрытых закупок используется отдельная площадка – ЗАО «АСТ государственного оборонного заказа».

Участники конкурентной закупки в электронной форме должны предварительно пройти аккредитацию в ЕИС по правилам, утвержденным в 44-ФЗ. Субъекты малого предпринимательства получают аккредитацию на ЭТП по ч. 18 ст. 3.4 223-ФЗ. После аккредитации в ЕИС субъекты закупки автоматически получат доступ в личный кабинет на всех торговых площадках. Срок действия такой регистрации составляет три года. В ЕИС также должен появиться единый реестр участников закупок.

В 2020 году ЭТП могут взимать плату с победителя закупки. При подписании контракта с участием МСП и СОНКО по ст. 30 44-ФЗ предельная величина такой платы составляет 1% от установленной НМЦК или более 2000 р.

Плата осуществляется путем перечисления денег на банковский счет оператора ЭТП. Взимание платы оператором с лица, которое не победило в конкурсе, недопустимо. Возможно списание со спецсчета, на котором было заблокировано обеспечение заявки.

Сроки оплаты

Договоры по результатам конкурентной закупки с участием субъектов МСП подписываются с помощью функционала электронной площадки посредством электронной подписи.

Заказчики обязаны оплатить исполненный контракт с МСП в течение 15 дней после подписания акта приема-передачи. Это следует из ч. 8 ст. 30 44-ФЗ. Тогда как другие участники закупки могут рассчитывать на оплату выполненных услуг в течение 30 дней после завершения работ по контракту и их приемки заказчиком.

Несоблюдение указанных сроков грозит заказчику ответственностью по нормам КоАП. Первичное нарушение должностными лицами грозит им штрафом в размере 30-50 тыс. р., повторное правонарушение может привести к их дисквалификации на период 1-2 года.

Обеспечение контракта

В настоящее время по 44-ФЗ предусмотрено три формы обеспечения:

  1. Обеспечение заявки.
  2. Обеспечение контракта.
  3. Обеспечение гарантийных обязательств.

На основании ч. 16 ст. 44 44-ФЗ размер обеспечения заявки на участие в торгах в пределах 20 млн р. не может превышать 0,5-1% от НМЦК.

В 2020 году все участники закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ должны применять спецсчета. В закупках по 223-ФЗ, в которых не участвуют МСП, спецсчета не требуются.

Банк имеет право открыть специальный счет участникам закупок после заключения соглашений о взаимодействии с операторами электронной площадки.

Банки начисляют проценты за пользование денежными средствами, которые находятся на спецсчете, в том числе пока они блокируются в целях обеспечения заявок. Открыть спецсчет можно только в ограниченном перечне банков, в частности, в ПАО «Сбербанк», «Банк ВТБ», АО «Альфа Банк», АО «Газпромбанк», АО Райффайзенбанк» и пр.

Обеспечение заявки вносится участником на открытый им спецсчет.

В закупках с преимуществами участия для МСП и СОНКО размер обеспечения нужно рассчитать, отталкиваясь от цены контракта, а не начальной максимальной цены. Размер обеспечения устанавливается заказчиком индивидуально, но он не может быть менее предусмотренного контрактом авансирования.

Для представителей МСП и СОНКО сроки возврата обеспечения не превышают 15 дней с даты исполнения договоренностей по государственному контракту, тогда как при стандартном договоре обеспечение нужно вернуть в течение не более 30 дней. Данные сроки применяются в случаях, если договор обеспечивается в уменьшенном размере по ч. 7, 7.1, 7.2 ст. 96 44-ФЗ.

Если обеспечение вносится в виде гарантии, то срок ее действия должен превышать срок контракта на месяц.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП): основные положения участия в закупках товаров, работ и услуг

К субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) относятся следующие представители:

  • индивидуальные предприниматели;
  • акционерные общества;
  • крестьянские хозяйства;
  • кооперативы;
  • хозяйственные объединения.

В МСП выделяют три категории организаций: микропредприятие, малое и среднее.

Основные показатели деятельности для предприятий МСП

Параметры, по которым бизнес-единица относится к МСП, устанавливают уполномоченные государственные органы.

Основные критерии отбора организаций базируются на выполнении трех параметров:

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • численность работников;
  • доход за истекший отчетный период;
  • учредительный состав.

Номинальные характеристики для трех категорий компаний приведены в таблице в соответствии с законом “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” 209-ФЗ от 27.12.2018 ст. 4.

Категория МСП
Количество работников, человек Прибыль за прошлый период, млн руб.
Микропредприятие До 15 До 120
Малое предприятие До 100 До 800
Среднее предприятие До 250 До 2000

Для всех бизнес-единиц процент участия в уставном капитале предприятия учредителей, не относящихся к МСП, не должен превышать 49%, а доля государственного участия в капитале или управлении компании должна составлять не более 25%.

Статус МСП: как получить или подтвердить

В соответствии с законом 209-ФЗ ст. 4.1 статус МСП подтверждается путем получения выписки из единого реестра малого и среднего предпринимательства.

ФНС вносит данные в реестр один раз в год на основании отчетов ЕГРЮЛ и ЕГРИП, деклараций о доходах, численном составе работников, информации государственных органов и налоговых служб.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Предприятия, созданные после указанного срока и соответствующие критериям присоединения к субъектам малого бизнеса, могут подать заявку в ФНС для внесения в реестр самостоятельно. Информация об организации будет внесена работниками фискальной службы вручную.

Закупки у МСП и допустимый объем

Субъекты МСП, производящие продукты или услуги, участвуют в системе закупок. Правительством РФ в Постановлении №1352 от 15.11.2017 установлен определенный состав предприятий, которые обязаны покупать продукцию у малого бизнеса. К ним относятся:

  1. Организации без статуса МСП, но с годовой прибылью за истекший календарный период более 500 млн рублей.
  2. Кредитные структуры без статуса МСП, обладающие материальным и нематериальным имуществом на сумму более 500 млн рублей.
  3. Государственные и некоммерческие организации, осуществившие закупки за отчетный календарный период на сумму более 250 млн рублей.

Основные способы закупок у МСП

Закупки у единиц малого бизнеса осуществляются двумя способами: конкурентным и неконкурентным.

Второй вид ориентирован только на одного поставщика товаров и услуг на рынке.

C 1 января 2020 года в соответствии с законом 44-ФЗ ст. 112 п. 43.2, ст. 24 п. 2 конкурентные закупки осуществляются только в электронном виде на интернет-порталах и в четырех формах:

  • аукцион;
  • конкурс;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

Статьи этого нормативного акта допускают проведение закупок в бумажной форме, но в исключительных случаях. К ним относятся оказание срочной медицинской и гуманитарной помощи, ликвидация последствий ЧС, деятельность на территории иностранного государства, закрытые закупки с единственным поставщиком.

Предварительная аккредитация участников обязательна на всех порталах до подачи заявки. Для этого необходимо предоставить информацию об организации и требуемую сервисом документацию.

Срок оплаты победителем поставленных товаров

К участию в закупках у МСП привлекаются представители как малого и среднего бизнеса, так и более крупные организации.

В случае если предприятие-победитель закупки не является субъектом МСП, срок оплаты регламентируется и прописывается в договоре с заказчиком или иной закупочной документации и составляет не более 30 дней.

Гарантии для заказчика по выполнению контракта

В соответствии с требованиями закона 44-ФЗ от 30.10.2018 ст. 44 п. 2 заказчик при заключении договора на поставку товаров, выполнения работ или услуг в договоре должен указать требования обеспечения контракта. Выполнение обязательств может быть подтверждено переводом денежных средств на специальный счет или банковской гарантией.

Правительством РФ в указе от 13.07.2018 №1451-р определен действительный перечень банков, обеспечивающих надежность операций при закупках у МСП.

Если в договоре установлено требование выплаты аванса, он не должен превышать 30% стоимости контакта. В противном случае учитывается как его обеспечение.

Участник закупки, выигравший контракт и предложивший его стоимость на 25% и более ниже начальной, устанавливает обеспечение, превышающее в полуторном размере обеспечение, установленное для проведения этого конкурса (44-ФЗ ст. 37 п. 1 и 2).

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Внесены изменения в Закон № 223-ФЗ в части подготовки и осуществления закупок у МСП

Опубликованы нормативные правовые акты, вносящие существенные изменения в порядок подготовки и осуществления закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, которые обязаны осуществлять ряд заказчиков в рамках Закона № 223-ФЗ.

Были опубликованы нормативные правовые акты, вносящие существенные изменения в порядок подготовки и осуществления закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), которые обязаны осуществлять ряд заказчиков в рамках Закона № 223-ФЗ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 (далее – Постановление № 1352):

ИЗМЕНЕНИЕ 1: с 01 ноября 2020 года увеличивается минимальный срок планирования закупок у субъектов МСП до 3 лет для конкретных заказчиков, определённых Правительством РФ

Федеральным законом от 02.08.2020 № 263-ФЗ «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в часть 3.1 статьи 4 Закона № 223-ФЗ о закупках, согласно которым заказчики, определённые Правительством РФ в соответствии с пунктом 2 части 8.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ,, обязаны включать в план закупки раздел о закупке у субъектов МСП, формируемый на срок не менее чем 3 года.

Указанные изменения вступают в силу по истечении 90 дней с даты опубликования этого федерального закона, то есть с 01 ноября 2020 года.

Новая редакция части 3.1 статьи 4 Закона № 223-ФЗ о закупках будет выглядеть следующим образом:

3.1. План закупки товаров, работ, услуг заказчиков, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, должен содержать, формируемый на срок не менее чем 3 года, раздел о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с утвержденными такими заказчиками перечнями товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у таких субъектов.

Таким образом, уже с 01.11.2020 г. планирование закупок у субъектов МСП у заказчиков, определённых Правительством РФ в соответствии с пунктом 2 части 8.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, должно осуществлять на срок не менее чем 3 года.

Какие же именно заказчики по 223-ФЗ обязаны осуществлять планирование закупок у субъектов МСП на срок не менее 3-х лет?

Исходя из содержания пункта 2 части 8.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ речь идёт только о следующих конкретных категориях заказчиков:

  • конкретные заказчики, в отношении планов закупок которых АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» или органами исполнительной власти субъектов Федерации проводится оценка соответствия требованиям российского законодательства об участии субъектов МСП в закупках. Такие конкретные заказчики по 223-ФЗ определены распоряжениями Правительства от 6 ноября 2015 года №2258-р (ред. от 30.12.2018) и от 19 апреля 2016 года №717-р (ред. от 16.03.2018)
  • заказчики, в отношении утверждённых планов закупок которых АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» или органами исполнительной власти субъектов Федерации проводится мониторинг соответствия требованиям российского законодательства об участии субъектов МСП в закупках.

Такие заказчики определяются в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. N 1169 “О порядке проведения мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, порядке и сроках приостановки реализации указанных планов по результатам таких оценки и мониторинга”.

Мониторинг соответствия проводится в отношении заказчиков, которые указаны в части 2 статьи 1 Федерального закона, за исключением заказчиков, в отношении которых осуществляется оценка соответствия:

  • корпорацией – в отношении заказчиков, которые указаны в подпункте “а” пункта 3 настоящего постановления и общий объем заключенных договоров которых по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год составляет от 250 млн. рублей до 1 млрд. рублей, а также в отношении заказчиков, являющихся дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит государственным компаниям, созданным на основании федерального закона, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит указанным дочерним хозяйственным обществам;
  • органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) созданными ими организациями – в отношении заказчиков, указанных в подпункте “б” пункта 3 настоящего постановления, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями) по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 10 млрд. рублей, и указанными заказчиками заключены договоры по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год в размере менее 50 млн. рублей.

Таким образом, данная поправка в часть 3.1 статьи 4 Закона № 223-ФЗ о закупках распространяется не на всех заказчиков, подпадающих под Постановление № 1352, а только тех на заказчиков, которые определены Правительством РФ в соответствии с пунктом 2 части 8.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ о закупках.

ИЗМЕНЕНИЕ 2: с 01 января 2020 года увеличивается размер годового объема закупок у субъектов МСП, которые обязаны осуществлять заказчики по 223-ФЗ

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.08.2020 № 1001 внесены изменения в пункты 5 и 5.1 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утв. постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1352:

  1. годовой объем закупок у субъектов МСП увеличивается с 18 % до 20 % совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.
  2. годовой объем закупок, которые планируется в соответствии с проектом плана закупки или утвержденным планом закупки осуществить по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты МСП, увеличивается с 15 % до 18 % от совокупного годового стоимостного объема закупок, планируемых к осуществлению.

Обращаю внимание читателей, что с учётом увеличения с 01 ноября 2020 года периода планирования закупок у субъектов МСП до 3-х лет и более это существенным образом усложняет положение заказчиков, подпадающих под действие Постановления 1352.

ИЗМЕНЕНИЕ 3: с 07 августа 2020 года заказчики направляют для включения в Реестр договоров, заключённых заказчиками, договор по результатам конкурентной закупки с участием СМП в форме электронного документа

В соответствии с частью 28 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ о закупках договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такой конкурентной закупки, заказчика. То есть представляется из себя электронный документ.

Пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 27.07.2020 № 973 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации” с 07 августа 2020 года вносятся изменения в пункт 11 Правил ведения реестра договоров, заключённых заказчиками по результатам закупки, утверждённых постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 г. № 1132.

С указанной даты документы для включения в Реестр договоров, если они были сформированы в электронном виде (например, с помощью функционала электронной площадки), направляются заказчиками в форме электронного документа.

Льготы малого бизнеса в закупках по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в 2020 году

Малый бизнес порой неохотно участвует в госзакупках. Льготы и законодательные инициативы делают участие в закупках проще, поэтому сегодня поговорим о них.

Критерии малого и среднего бизнеса:

Малый Средний
Max количество работников 100 чел. 250 чел.
Max выручка в год 800 млн руб. 2 млрд руб.

Закон использует термин «субъекты малого предпринимательства», или СМП. Условиям участия посвящена статья 30.

Квоты для СМП

Заказчики должны закупить у СМП не меньше 15% товаров и услуг от совокупного годового объема закупок. Каждый год до 1 апреля они публикуют в ЕИС отчет о закупках у СМП за прошлый год. В него можно включать только те закупки, в которых было указано преимущество для малого бизнеса и эти закупки состоялись. Если квоту не выполнить, учреждение получит штраф 50 000 рублей.

В каких закупках участвует СМП?

СМП может принять участие в любой закупке, если компания соответствует требованиям заказчика и сможет выполнить условия контракта. Но закупки, которые заказчик должен проводить специально среди СМП, интереснее. Это значит, что среди конкурентов не будет представителей среднего и крупного бизнеса. Даже если такие участники подадут заявки, заказчик их отклонит.

Начальная цена таких закупок не должна превышать 20 млн рублей. Для участия в них организация предоставляет декларацию о принадлежности к малому бизнесу. В электронных закупках декларацию формирует сама торговая площадка, нужно только подписать документ электронной подписью. В бумажных закупках используйте форму декларации, которую предлагает заказчик, или наш шаблон.

Заказчик может проводить закупки у малого бизнеса любыми конкурентными процедурами:

Какие льготы действуют?

1. Представители СМП могут не обеспечивать контракт деньгами, если у них есть опыт исполнения госконтрактов (п. 8.1 ст. 96 44-ФЗ) :

  • Таких контрактов должно быть не меньше трех и они должны быть исполнены без штрафов и неустоек.
  • Сумма представленных контрактов — не меньше НМЦ текущей закупки.
  • Информация о контрактах должна быть внесена в реестр контрактов. Выпиской из него победитель будет подтверждать добросовестность. Размер обеспечения считается с цены победителя, а не НМЦ.

2. В госзакупках с преимуществами для СМП и СОНКО размер обеспечения контракта заказчик будет устанавливать, отталкиваясь от цены госконтракта, а не НМЦ.

Например, заказчик проводит аукцион среди СМП на покупку оборудования компьютерных классов с НМЦ 2 530 000 рублей и установил обеспечение контракта 5%. Победитель снизился до 1 980 000 рублей. Следовательно, обеспечение контракта составит не 126 500 руб. (5% от НМЦ), а 99 000 рублей (5% от цены победителя).

Это же правило действует в закупках со снижением 25%, когда «включаются» антидемпинговые меры. Но в любом случае обеспечение контракта должно быть не меньше аванса.

3. Заказчик должен вернуть обеспечение контракта и оплатить товары/ работы не позже 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки (ч. 8 ст. 30 44-ФЗ). Эти пункты должны быть включены в контракт с СМП.

223-ФЗ

Закон использует термин «субъекты малого и среднего предпринимательства» (СМиСП или МСП). Правила участия МСП в закупках по 223-ФЗ прописаны в статье 3.4, также действует постановление правительства № 1352, которое регламентирует такие закупки. Заказчиков контролирует АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Квоты для МСП

Заказчики должны закупить у МСП не меньше 18% от общего объема товаров, работ или услуг. В квоту включают только заключенные договоры. Учитывают победителей в закупках:

  • Поучаствовать в которых могли только МСП.
  • Победители в которых обязаны привлечь МСП на субподряд: участники закупки описывают в заявках план привлечения субподрядчиков из числа МСП.
  • «На общих основаниях»: участвовать в которой мог любой поставщик, но победил МСП.

При этом 15% договоров должны быть заключены строго среди МСП. Если объявленная закупка среди МСП не состоялась, она не попадет в отчет.

В каких закупках могут участвовать МСП?

Правительство обязало закупать товары у малого и среднего предпринимательства только четырьмя видами конкурентных процедур — аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений. Все эти закупки являются конкурентными в соотвествии с 223-ФЗ, поэтому заказчик:

  • Отвечает на запрос предложений в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса (если такой запрос поступил не позже чем за три рабочих дня до окончания срока подачи заявок) .
  • Может отменять закупку, только пока не закончился срок приема заявок и при форс-мажоре.
  • Продлевает срок подачи заявок, если что-то изменилось в документации.
  • Заключает контракт с победителем не раньше 10 дней и не позже 20 дней с публикации итогового протокола.

Закупки у МСП по 223-ФЗ проводят только на восьми ЭТП госзакупок (на тех же, где проходят все закупки по 44-ФЗ):

Льготы

1. 223-ФЗ не обязывает заказчиков требовать от поставщиков обеспечение заявки и контракта. Но если в закупке есть такое требование, то для МСП действуют льготные условия:

  • Сумма обеспечения заявки не может превышать 2% от НМЦ договора.
  • Сумма обеспечения договора не может превышать 5% от НМЦ или равна сумме аванса.

2. Представитель МСП платит торговой площадке за победу 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. (в обычных закупках лимит выше — 5000 руб.)

3. Максимальный срок оплаты по договору с МСП — не больше 30 календарных дней со дня подписания акта-приемки.

Что упростит жизнь?

1. С 2020 года представители МСП будут получать деньги за 15 рабочих дней после подписания акта приемки (а не 30 календарных, как сейчас). Срок сократят для всех ситуаций:

  • закупку провели на общих основаниях,
  • участвовать в ней могли только МСП,
  • МСП выступали субподрядчиками.

2. Общий годовой объем таких закупок должен будет составлять не меньше 20%. При этом доля стоимости договоров с СМП по результатам закупок, в которых могут участвовать только эти субъекты, вырастет до 18%.

Внесены изменения в Закон № 223-ФЗ в части подготовки и осуществления закупок у МСП

Опубликованы нормативные правовые акты, вносящие существенные изменения в порядок подготовки и осуществления закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, которые обязаны осуществлять ряд заказчиков в рамках Закона № 223-ФЗ.

Были опубликованы нормативные правовые акты, вносящие существенные изменения в порядок подготовки и осуществления закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), которые обязаны осуществлять ряд заказчиков в рамках Закона № 223-ФЗ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 (далее – Постановление № 1352):

ИЗМЕНЕНИЕ 1: с 01 ноября 2020 года увеличивается минимальный срок планирования закупок у субъектов МСП до 3 лет для конкретных заказчиков, определённых Правительством РФ

Федеральным законом от 02.08.2020 № 263-ФЗ «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в часть 3.1 статьи 4 Закона № 223-ФЗ о закупках, согласно которым заказчики, определённые Правительством РФ в соответствии с пунктом 2 части 8.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ,, обязаны включать в план закупки раздел о закупке у субъектов МСП, формируемый на срок не менее чем 3 года.

Указанные изменения вступают в силу по истечении 90 дней с даты опубликования этого федерального закона, то есть с 01 ноября 2020 года.

Новая редакция части 3.1 статьи 4 Закона № 223-ФЗ о закупках будет выглядеть следующим образом:

3.1. План закупки товаров, работ, услуг заказчиков, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, должен содержать, формируемый на срок не менее чем 3 года, раздел о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с утвержденными такими заказчиками перечнями товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у таких субъектов.

Таким образом, уже с 01.11.2020 г. планирование закупок у субъектов МСП у заказчиков, определённых Правительством РФ в соответствии с пунктом 2 части 8.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, должно осуществлять на срок не менее чем 3 года.

Какие же именно заказчики по 223-ФЗ обязаны осуществлять планирование закупок у субъектов МСП на срок не менее 3-х лет?

Исходя из содержания пункта 2 части 8.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ речь идёт только о следующих конкретных категориях заказчиков:

  • конкретные заказчики, в отношении планов закупок которых АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» или органами исполнительной власти субъектов Федерации проводится оценка соответствия требованиям российского законодательства об участии субъектов МСП в закупках. Такие конкретные заказчики по 223-ФЗ определены распоряжениями Правительства от 6 ноября 2015 года №2258-р (ред. от 30.12.2018) и от 19 апреля 2016 года №717-р (ред. от 16.03.2018)
  • заказчики, в отношении утверждённых планов закупок которых АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» или органами исполнительной власти субъектов Федерации проводится мониторинг соответствия требованиям российского законодательства об участии субъектов МСП в закупках.

Такие заказчики определяются в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. N 1169 “О порядке проведения мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, порядке и сроках приостановки реализации указанных планов по результатам таких оценки и мониторинга”.

Мониторинг соответствия проводится в отношении заказчиков, которые указаны в части 2 статьи 1 Федерального закона, за исключением заказчиков, в отношении которых осуществляется оценка соответствия:

  • корпорацией – в отношении заказчиков, которые указаны в подпункте “а” пункта 3 настоящего постановления и общий объем заключенных договоров которых по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год составляет от 250 млн. рублей до 1 млрд. рублей, а также в отношении заказчиков, являющихся дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит государственным компаниям, созданным на основании федерального закона, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит указанным дочерним хозяйственным обществам;
  • органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) созданными ими организациями – в отношении заказчиков, указанных в подпункте “б” пункта 3 настоящего постановления, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями) по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 10 млрд. рублей, и указанными заказчиками заключены договоры по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год в размере менее 50 млн. рублей.

Таким образом, данная поправка в часть 3.1 статьи 4 Закона № 223-ФЗ о закупках распространяется не на всех заказчиков, подпадающих под Постановление № 1352, а только тех на заказчиков, которые определены Правительством РФ в соответствии с пунктом 2 части 8.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ о закупках.

ИЗМЕНЕНИЕ 2: с 01 января 2020 года увеличивается размер годового объема закупок у субъектов МСП, которые обязаны осуществлять заказчики по 223-ФЗ

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.08.2020 № 1001 внесены изменения в пункты 5 и 5.1 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утв. постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1352:

  1. годовой объем закупок у субъектов МСП увеличивается с 18 % до 20 % совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.
  2. годовой объем закупок, которые планируется в соответствии с проектом плана закупки или утвержденным планом закупки осуществить по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты МСП, увеличивается с 15 % до 18 % от совокупного годового стоимостного объема закупок, планируемых к осуществлению.

Обращаю внимание читателей, что с учётом увеличения с 01 ноября 2020 года периода планирования закупок у субъектов МСП до 3-х лет и более это существенным образом усложняет положение заказчиков, подпадающих под действие Постановления 1352.

ИЗМЕНЕНИЕ 3: с 07 августа 2020 года заказчики направляют для включения в Реестр договоров, заключённых заказчиками, договор по результатам конкурентной закупки с участием СМП в форме электронного документа

В соответствии с частью 28 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ о закупках договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такой конкурентной закупки, заказчика. То есть представляется из себя электронный документ.

Пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 27.07.2020 № 973 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации” с 07 августа 2020 года вносятся изменения в пункт 11 Правил ведения реестра договоров, заключённых заказчиками по результатам закупки, утверждённых постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 г. № 1132.

С указанной даты документы для включения в Реестр договоров, если они были сформированы в электронном виде (например, с помощью функционала электронной площадки), направляются заказчиками в форме электронного документа.

Источники:
http://zakonguru.com/goszakupki/msp.html
http://iecp.ru/news/item/424396-vneseny-sushchestvennye-izmeneniya-v-zakonodatelstvo-rf-o-zakupkah-223-fz
http://zakupki.kontur.ru/site/articles/1118-smp-44-223
http://iecp.ru/news/item/424396-vneseny-sushchestvennye-izmeneniya-v-zakonodatelstvo-rf-o-zakupkah-223-fz
http://gorizontsyzran.ru/pravootnosheniya/9666-nedobrosovestnaya-konkurenciya-v-sreze-traktovaniya-deystvuyushhego-zakonodatelstva-v-sfere-yekonomicheskikh-pravootnosheniy.html

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию