Правила проведения проверок Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации и как подготовиться к проверкам

Правила проведения проверок Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации и как подготовиться к проверкам

Осуществление государственных и муниципальных закупок требует тщательного соблюдения действующего законодательства. Такое соблюдение нуждается в постоянном контроле со стороны уполномоченных государственных органов.

Правовая основа

Осуществление контроля ложится на плечи Прокуратуры Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы. В ведение последней отдан непосредственный контроль за осуществлением мероприятий, направленных на соблюдение действующего законодательства в сфере закупок. Такие полномочия ФАС регулируются сразу несколькими нормативными актами:

  • Федеральным законом №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для удовлетворения государственных и муниципальных нужд». В частности, в данном законе о возможности проведения проверок Федеральной антимонопольной службой говорится в статье 99. Статья 104 говорит о Реестре недобросовестных поставщиков, заполнение которого также относится к ведению Федеральной антимонопольной службы. Включение в указанный реестр исполнителей по контрактам осуществляется в случаях зафиксированного нарушения действующего законодательства в сфере закупок, а также условий того контракта, обязательства по которому были взяты на себя конкретным исполнителем, но не были реализованы;
  • Федеральным законом №135-ФЗ «О защите конкуренции». В данном законе проведению проверок посвящена статья 25.1, которая регламентирует порядок и основные правила проведения проверок сотрудниками Федеральной антимонопольной службы;
  • Постановлением Правительства №331 от 30.06.2004, которое осуществило утверждение Положения о Федеральной антимонопольной службе, в частности, об основных направлениях деятельности данной службы;
  • Постановлением Правительства №189 от 07.05.2004. В рамках данного Постановления происходит утверждение основных вопросов, которые рассматривают Федеральной антимонопольной службой.

Что проверяет ФАС?

В соответствии с основными принципами своего создания на Федеральную антимонопольную службу возложены обязанности по контролю основных направлений соблюдения действующего законодательства в сфере экономических правоотношений. В частности, ФАС контролирует вопросы:

  • соблюдения действующего в Российской Федерации антимонопольного законодательства;
  • качества соблюдения установленных запретов на недобросовестную конкуренцию, в частности, каким образом соблюдается запрет на использование основных методов формирования недобросовестной конкуренции;
  • реализации основных положений действующего законодательства о рекламе, а также претворения в жизнь основных принципов этого законодательства;
  • с недавнего времени — соблюдения законодательства в сфере закупок, если использование таких норм права направлено на удовлетворение нужд государственных и муниципальных, а также крупнейших заказчиков из совместного сектора экономики.

Осуществление такого контроля происходит на основании специально проводимых проверок.

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Виды проверок

Для реализации возложенных на неё полномочий Федеральная антимонопольная служба вправе проводить два вида проверок:

  • плановые проверки. Они проводятся на основании специально согласованных с Прокуратурой Российской Федерации в лице ее территориальных подразделений планов проверок. Оповестить о проведении таковой сотрудники ФАС должны проверяемую организацию не менее, чем за три дня до ее начала. Оповещение происходит либо заказным письмом, либо личным визитом. Включение в план проверок одной и той же организации возможно не чаще, чем один раз в три года. План проверок составляется ежегодно, а с его содержанием можно ознакомиться на сайте Федеральной антимонопольной службы. В случае если руководитель включённой в план проверок организации считает, что данное действие неправомерно, он вправе его оспорить. Это реально осуществить путём написания письма с просьбой исключить из плана проверок. Однако придётся сформировать доказательную базу такого исключения, например, в виде подтверждения проведения плановой проверки внутри трехлетнего периода (то есть с момента последней проверки три года ещё не прошло). Если письмо не было удовлетворено, возможно обратиться в суд, но следует учитывать, что процесс судебного разбирательства может затянуться и придётся проверяющих принять. В этом случае возможно оспорить вынесенные правовые акты по итогам такой проверки, как не являющейся правомерной;
  • внеплановые проверки. О такой проверке сотрудники ФАС должны оповестить проверяемую организацию не позднее одних суток до начала такой проверки. Проведение внепланового изучения той или иной организации может быть осуществлено по заявлению юридических или физических лиц, чьи экономические права и интересы были ущемлены каким-либо образом, по инициативе государственных органов, в том числе выступающих в качестве контролирующих и надзорных структур, а также по заявлениям от правоохранительных органов либо по заявлению или информации, опубликованной в средствах массовой информации. Чаще всего внеплановые проверки завершаются вынесением представления об исправлении выявленных нарушений и уплате штрафа в качестве меры ответственности за выявленные нарушения.

Права и полномочия сотрудников ФАС при проведении проверок

Так как проведение любой проверки требует обязательного осуществления специальных мероприятий, предусмотренных регламентами Федеральной антимонопольной службы, сотрудники данной службы в рамках проверочных мероприятий наделены определенными правами и полномочиями, к которым относятся:

  • право свободного и беспрепятственного доступа на территорию проверяемого юридического или физического лица, за исключением личного помещения, используемого для проживания (для случаев проверки физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей либо без такой регистрации, если они выступают в качестве субъекта экономической деятельности и участника антимонопольных правоотношений);
  • право на получение необходимых для проведения проверки документов и информации вне зависимости от формы таких документов (в том числе и электронных), а также вне зависимости от содержания таких документов, то есть даже в том случае, если содержащиеся в них сведения представляют государственную тайну;
  • осуществлять осмотр территорий проверяемого юридического или физического лица, предоставленных документов, объектов недвижимого имущества. Осуществлять такой осмотр проверяющие сотрудники ФАС должны только в присутствии понятых (не менее двух человек), а все результаты осмотра фиксировать в специально составляемом протоколе осмотра;
  • проводить фото- и видеосъемку, а также запрашивать изготовление копий документов в бумажном или электронном варианте;
  • изымать предоставленные для проверки документы с обязательным составлением акта приема-передачи таковых и в присутствии понятых.

Какие этапы проходит проверка ФАС вне зависимости от ее вида, и сколько она может длиться

Каждая проверка, проводимая Федеральной антимонопольной службой, имеет свои стандартные этапы, которые не зависят от того, идет ли речь о плановой или о внеплановой проверке. К таким этапам относятся:

  • этап оповещения является первым в проведении проверочных мероприятий ФАС в отношении конкретной организации или группы организаций. Для каждого вида проводимой проверки существует свой минимальный срок оповещения;
  • этап документарной проверки. На данном этапе сотрудники Федеральной антимонопольной службы изучают предоставленные им на проверку документы с целью выявления возможных нарушений. При оповещении о проведении проверки уполномоченные сотрудники ФАС передают в проверяемую организацию список документов, которые должны быть им предоставлены для изучения. Максимальный срок предоставления документов не может превышать десять дней с момента направления запроса;
  • в случае выявления ошибок или нарушений в оформлении документов проверяющие сотрудники выезжают непосредственно в организацию, где производят осмотр объектов организации, производят выемку необходимых документов. В случае необходимости на этапе выездной проверки могут быть назначены и различные экспертизы, которые позволят определить наличие или отсутствие нарушений в плане соблюдения законодательства в сфере тех или иных правоотношений (например, в части соблюдения законодательства в сфере закупок государственными заказчиками);
  • итогом проверки становится составление акта проверки, к которому прикладываются все составленные протоколы, заключения по проведенным экспертизам и другие документы, которые составлялись в процессе проведения проверочных мероприятий. Если были зафиксированы какие-либо нарушения, то в качестве обязательного к исполнению приложения к акту проверки следует рассматривать предписание об устранении выявленных нарушений. Руководитель проверяемой организации получает свой экземпляр акта проверки и предписания под расписку, что подтверждает его уведомление об итогах проведенной проверки.

Длительность любой проверки не может превышать тридцати дней. Однако в некоторых случаях происходит увеличение такого срока. Предел для увеличения – не более двух месяцев. Для такого увеличения требуются веские основания:

  • необходимость перевода части или всех предоставленных документов;
  • проведение экспертизы, которая сильно растянута во времени;
  • получение дополнительной информации из других источников, которая необходима для вынесения решения по итогам проведенных проверочных мероприятий.

Как можно подготовиться к проверке

Так как проверочная деятельность Федеральной антимонопольной службы осуществляется регулярно, она не является неожиданностью для всех хозяйствующих субъектов на рынке. Поэтому к ним можно подготовиться, чтобы такая проверка прошла с минимальными потерями. Для подготовки к проверке можно организовать следующие мероприятия:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • по основам антимонопольного законодательства возможно организовать регулярные тренинги, на которых можно изучать изменения в антимонопольном законодательстве;
  • внутри организации можно разработать специальные регламенты действий для каждого подразделения, которое может быть задействовано при проведении проверки;
  • внутри организации могут проводиться проверочные мероприятия, которые смогут показать степень готовности организации к проверочным мероприятиям, проводимым Федеральной антимонопольной службой;
  • если позволяют сроки, то можно провести предшествующий проверочным мероприятиям ФАС антимонопольный мониторинг, направленный на выявление возможных проблем в части соблюдения законодательства в тех сферах, которые проверяются в ходе деятельности Федеральной антимонопольной службы.

В ходе самой проверки также можно проводить мероприятия, которые позволят подготовиться к получению грамотных результатов проверочных мероприятий:

  • в момент начала проверочных мероприятий потребуется оповестить руководителя организации, главного бухгалтера, юридическую службу, а также производственные подразделения, которые будут задействованы в ходе такой проверки;
  • все документы, которые были запрошены, следует предоставлять в указанные сроки, но не превышать объём запрошенной документации, так как излишняя демонстрация может вызвать дополнительные вопросы и затянуть проверку;
  • по возможности осуществлять контроль за составлением всех документов относительно проверки, в том числе протоколов выемки и осмотра;
  • проводить контроль всех мероприятий, направленных на изъятие документов, а также составление протоколов об изъятии. При таком контроле потребуется визировать все снятые копии с изъятых документов.

Если организация хочет обезопасить себя в ходе проведения проверки, то возможно:

  • осуществить сопровождение каждому проверяющему инспектору ФАС при его нахождении на территории организации;
  • пригласить юристов из сторонних компаний для защиты собственных интересов;
  • осуществлять фиксацию всех бесед и переговоров (с обязательным уведомлением об этом проверяющих, так как, в противном случае, такая фиксация может считаться незаконной).

Что делать при получении представления ФАС?

Если организации было вынесено представление о выявленных нарушениях и уплате административного штрафа, потребуется:

  • выполнить требования такого предписания, в том числе путём внесения исправлений во внутренние документы с последующим предоставлением таких документов на повторную проверку;
  • если в предписании есть требование об уплате вынесенного штрафа, то его потребуется уплатить в указанные сроки в таком предписании. В противном случае на организацию могут быть наложены штрафные санкции за неисполнение вынесенного предписания.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Антимонопольная служба что проверяет

Проверки ФАС. В каких случаях не предупредят компанию и что могут затребовать


Плановой (по заранее утвержденному годовому графику). Плановые проверки проводятся раз в три года. Годовой график можно отследить на официальном сайте.2.

Внеплановой. Например, основаниями для нее могут послужить указания на нарушения, поступившие от:

  1. Правоохранительных органов;
  2. СМИ.
  3. Физических или юридических лиц;

Внеплановые проверки ФАС наиболее распространены и чаще заканчиваются штрафами. Частота и периодичность внеплановых проверок законом никак не ограничивается.Если разложить по ступенькам все этапы проверки ФАС, то мы получим:

Оповещение. «Внезапной проверкой» будет

Приказ ФАС России от 25.05.2012 N 340 (ред.

3. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой. Руководитель И.Ю.АРТЕМЬЕВ Приложение к приказу ФАС России от 25.05.2012 N 340 АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Список изменяющих документов (в ред.

Приказов ФАС России от 21.03.2013 , от 17.11.2015 , от 09.12.2016 , от 30.05.2017 ) I. Общие положения Наименование государственной функции 1.1. Государственная функция по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее — государственная функция).

Можно ли подготовиться к проверке ФАС и как себя вести?

По результатам аудита вам выдается аналитический отчет и рекомендации по устранению выявленных рисков.

Он проводится не только для вашего спокойствия, но и в целях избегания штрафа, который может наложить соответствующая инспекция. Помимо подготовки, стоит продумать свое поведение, ваши действия при возникновении каких – либо ситуаций и возможные ответы на вопросы сотрудников антимонопольного органа. Вы должны излучать спокойствие, но в то же время «держать руку на пульсе».

ФАС в профиль

Все опрошенные граждане разделились на три примерно равные группы. Первая оценила эффективность работы органов ФАС как высокую и среднюю, вторая — как низкую, и третья группа вообще никак не смогла ее оценить.

Более того, четверть опрошенных вообще не знают, чем занимаются территориальные органы ФАС, а в некоторых регионах доля незнающих доходила до 60 процентов. Проще говоря Впервые в России антимонопольный орган появился в 1990 году.

Ее задачи — разработка нормативных документов, а также контроль и надзор за соблюдением конкуренции на товарных

Внезапность или произвол?


3.2.2 ч. 3 Методики написано:

«Согласование проведения внеплановой выездной проверки проверяемого лица с органами прокуратуры не требуется»

, что противоречит ч. 5 и 8 ст. 10 294-ФЗ. Кроме того, п.

3.7 Регламента содержит основание внеплановой проверки:

«обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства»

, которое не предусмотрено основным законом, регламентирующим проверки органов исполнительной власти, 294-ФЗ, но предусмотрено ст. 25.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – 135-ФЗ).

Как проходит проверка антимонопольных органов и как обжаловать ее результаты

Компания получает уведомление об их проведении не менее чем за 3 рабочих дня. С графиком проведения плановых проверок ФАС можно ознакомиться в открытом доступе.

Например тут: . О проведении внеплановых проверок организация получает уведомление не менее чем за 24 часа. Но есть внеплановые проверки, которые проводятся без уведомления. Это проверки по факту заключения ограничивающих конкуренцию соглашений (картели, вертикальные и иные соглашения) или заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий органов государственной власти, местного самоуправления, иных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ.

Выездные проводятся по месту нахождения проверяемого хозяйствующего субъекта и (или) по месту фактического осуществления деятельности. Документарные — по месту нахождения антимонопольного органа. Важно знать следующее. При проведении проверки антимонопольный орган не вправе требовать у проверяемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены антимонопольным органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Как ФАС проводит плановые и внеплановые проверки

Информация о проведении проверки и ее результаты, в том числе текст решения и предписания, размещают в ЕИС в соответствии с .Процесс внеплановой проверки проводят по аналогии с процедурой рассмотрения жалоб на действия заказчиков, но он не ограничен конкретным сроком.Регламент внеплановых проверок пока не зарегистрирован в Минюсте. Поэтому территориальным органам ФАС рекомендовано уведомлять лиц, которые направили информацию о нарушениях, о дате, времени и месте проведения внеплановой проверки, чтобы у них была возможность защитить свои интересы, предоставить пояснения, дополнительные документы и сведения ().В отличие от рассмотрения жалоб в рамках Закона № 44-ФЗ, при проведении внеплановых проверок контрольный орган не приостанавливает заключение контракта до рассмотрения обращения по существу.Зона контроля. Внеплановые проверки охватывают весь процесс определения поставщика и исполнения контрактов.

Правила проведения проверок Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации и как подготовиться к проверкам

Включение в указанный реестр исполнителей по контрактам осуществляется в случаях зафиксированного нарушения действующего законодательства в сфере закупок, а также условий того контракта, обязательства по которому были взяты на себя конкретным исполнителем, но не были реализованы; Федеральным законом №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В данном законе проведению проверок посвящена статья 25.1, которая регламентирует порядок и основные правила проведения проверок сотрудниками Федеральной антимонопольной службы; Постановлением Правительства №331 от 30.06.2004, которое осуществило утверждение Положения о Федеральной антимонопольной службе, в частности, об основных направлениях деятельности данной службы; Постановлением Правительства №189 от 07.05.2004.

В рамках данного Постановления происходит утверждение основных вопросов, которые рассматривают Федеральной антимонопольной службой.

Контроль ФАС за соблюдением законодательства о контрактной системе.

Порядок проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 28.01.2011 № 30 (далее – Порядок проведения проверок).

Как часто проводятся проверки ФАС, как подготовиться к проверке и что делать, если обнаружены нарушения?

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и ее региональные отделения следят за соблюдением антимонопольного законодательства юридическими лицами на территории РФ. Проверки ФАС могут быть двух видов:

  1. плановые;
  2. внеплановые.

Плановые и внеплановые проверки

Плановые проверки осуществляются не чаще, чем раз в три года, при этом первая проверка проходит по истечении трех лет с момента регистрации юрлица. Уведомление о плановой проверке направляется руководству компании не позднее, чем за трое суток до визита сотрудников ФАС.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74 .

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Внеплановые проверки проводятся при наличии следующих оснований:

  • заявлений заинтересованных лиц;
  • представлений прокуратуры;
  • информации в СМИ;
  • жалоб от пострадавших конкурирующих компаний.

Проверки проходят в двух формах – документарной и выездной. При документарной проверке ФАС запрашивает копии необходимых документов по почте, а при выездной сотрудники ФАС наносят визит на территорию компании для личного осмотра документов и иных проверяемых объектов.

Что подлежит проверке ФАС

Антимонопольная служба проверяет:

  • учредительные документы юрлица;
  • бухгалтерские отчетности;
  • сведения о банковских операциях;
  • офисы и производственные помещения;
  • территорию, относящуюся к юрлицу;
  • рекламную продукцию компании.

При проверке государственных и муниципальных учреждений ФАС также контролирует соблюдение законодательства о госзакупках по 44-ФЗ, главным образом, выполнение правил ведения закупочной документации и наличие обоснования выбора поставщиков.

Подготовка к проверке

Чтобы избежать выявления нарушений ФАС, штрафов и судебных исков, в преддверии проверок проводятся следующие мероприятия:

  • обучение сотрудников;
  • оборудование помещений средствами видеофиксации;
  • наведение порядка в документации.

Сотрудники компаний должны быть готовы к неожиданному визиту ФАС и знать, как отвечать на типичные вопросы и какие права есть у прибывших инспекторов. В частности, сотрудник КПП имеет право не пустить на территорию компании лиц, ФИО и должности которых не указаны в уведомлении о предстоящей проверке.

Средства видеозаписи позволяют предотвратить факт коррупции (например, вымогательство взятки) со стороны проверяющих органов, кроме того, записанные разговоры можно использовать при обжаловании предписаний в суде.

Перед приведением документов в порядок следует воспользоваться услугами частных аудиторских фирм – они проведут репетицию проверки, помогут выявить действующие нарушения и составят рекомендации по их исправлению.

При визите проверяющих на территорию юрлица важно обеспечить им сопровождающих и вести аудиозапись, а также требовать акты при изъятии любых документов или материальных ценностей.

Порядок процедуры

Проверка ФАС состоит из следующих этапов:

  1. Выпуск приказа о плановой или внеплановой проверке и назначение ответственных лиц.
  2. Оповещение проверяемой компании.
  3. Подготовка к проверке.
  4. Выезд сотрудников ФАС на территорию проверяемого юрлица.
  5. Проведение проверочных мероприятий.
  6. Составление акта о проверке в двух экземплярах.
  7. Вынесение предписания по итогам проверки.

Приказ о проверке составляется в соответствии с Приложением №3 Приказа ФАС №340 и должен содержать следующие сведения:

  • наименование отделения ФАС;
  • ФИО должностных лиц и экспертов, назначенных на проведение проверки;
  • реквизиты проверяемого юрлица;
  • основания для проверки;
  • цели и предмет проверки;
  • даты начала и окончания проверки.

Уведомление должно содержать дату и время начала проверки, основания и объекты проверки, а также данные уполномоченных лиц и номер приказа ФАС. Если проводится документарная проверка без выезда с осмотром, то в уведомлении указывается список документов, которые нужно переслать в ФАС для проверки.

Акт о проверке составляется в соответствии с Приложением №8 к Приказу ФАС №340. В данном документе перечисляются выявленные нарушения, и указываются лица, зафиксировавшие нарушение и привлекаемые в качестве понятых.

Что делать при получении предписания ФАС

Если по итогам проверки руководству компании было вынесено предписание с требованием устранить нарушения, то возможны следующие варианты действий:

  • выполнение всех предписаний;
  • обжалование предписаний;
  • частичное выполнение и обжалование предписаний.

Важно учесть, что обжалование возможно только при оперативной подаче заявления, так как если компания предпримет начальные шаги по исполнению предписаний, после чего решит их обжаловать, то суд оставит предписания в силе.

Права сотрудников ФАС

В ходе проверки сотрудники ФАС имеют право:

  • получать копии документов;
  • требовать оригиналы документов для сравнения с копиями;
  • осматривать территорию юридического лица;
  • общаться с руководящими лицами юрлица, главным бухгалтером и начальником рекламного отдела;
  • осматривать офисы и складские помещения;
  • проводить фото- и видеозапись на территории юрлица;
  • требовать получения выписок банковских счетов.

Задержание служащих и руководителей юрлица, а также изъятие их личных документов и вещей может осуществляться только сотрудниками прокуратуры или полиции при наличии соответствующего запроса ФАС.

Законодательное регулирование

Согласно ч. 4 ст. 99 закона 44-ФЗ, функции контроля за законностью закупочной деятельности госкомпаний и муниципальных учреждений возложена на отделения ФАС. Также ФАС контролирует деятельность операторов электронных площадок для торгов.

Порядок проведения проверок изложен в статьях 25.1-25.6 закона «О защите конкуренции», а ч. 22 ст. 99 закона 44-ФЗ наделяет ФАС правом составлять административные протоколы по итогам проверок.

Деятельность и полномочия ФАС регулируются внутренними нормативными актами и Постановлением Правительства №331.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Проверка ФАС (федеральной антимонопольной службы): что проверяют, этапы проверки и как подготовиться

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем, что представляет собой проверка ФАС (Федеральной антимонопольной службы), как она проходит, как к ней подготовиться, как вести себя с инспекторами, и за что можно получить штраф.

Что проверяет ФАС

Федеральная антимонопольная служба контролирует соблюдение на предприятии антимонопольного законодательства и законодательства в сфере рекламы.

В антимонопольном (или иначе – конкурентном) праве речь идет о:

  • Недобросовестной конкуренции;
  • Монопольно высоких или низких ценах на товар;
  • Распространении ложной информации о конкурентах;
  • Нарушение порядка ценообразования;
  • Разглашении чужой коммерческой тайны и так далее.

В сфере рекламы ФАС проверяет: соответствует ли она требованиям закона о рекламе, содержит ли она исключительно правдивую информацию.
Организуется проверка на основании приказа руководителя антимонопольного органа или его заместителя.

Осуществлять антимонопольные проверки могут:

  • Инспекция центрального аппарата (минимум три человека);
  • Инспекция территориального органа (минимум два человека);
  • Совместная инспекция центрального и территориального органов;
  • Допускается привлечение к проверке правоохранительных органов или необходимых экспертов.

    Виды проверок

    Проверка антимонопольной службой может быть:

    1. Плановой (по заранее утвержденному годовому графику). Плановые проверки проводятся раз в три года. Годовой график можно отследить на официальном сайте.
    2. Внеплановой. Например, основаниями для нее могут послужить указания на нарушения, поступившие от:

    • Физических или юридических лиц;
    • Правоохранительных органов;
    • СМИ.

    Внеплановые проверки ФАС наиболее распространены и чаще заканчиваются штрафами. Частота и периодичность внеплановых проверок законом никак не ограничивается.

    Этапы проверки

    Если разложить по ступенькам все этапы проверки ФАС, то мы получим:

  • Оповещение. О плановой проверке ФАС обязана проинформировать проверяемого минимум за трое суток до инспекции. Сделать это она может заказным письмом с уведомлением или лично. Внеплановая проверка тоже не приходит без предупреждения. О ней проверяемому обязаны сообщить не позднее чем за сутки. «Внезапной проверкой» будет лишь инспекция на соблюдение запрета на картели (ст.11 Закона о защите конкуренции).
  • Документарная проверка. Все запрашиваемые инспекцией документы необходимо предоставить в течение 10 дней.
  • Если в документах обнаружены признаки нарушения законодательства — ФАС приезжает с проверкой на предприятие. Будут осмотрены территория, помещения, взяты образцы и назначены экспертизы.
  • Когда исследования окончены составляется акт проверки в двух экземплярах. Экземпляр проверяемого вручается ему под расписку. Также к акту прилагаются материалы дела (протоколы действий инспекции, показания и объяснения участников).
  • Если обнаружены нарушения, инспекторы выдают предписание о его устранении. Серьезные или повторные нарушения могут стать поводом для возбуждения административного дела.
  • В течение 15 дней после получения заключения проверяемый может подать в ФАС свое возражение в письменном виде.

    Проверка длится не более 30 дней.

    Продлить ее возможно максимум еще на два месяца, если:

    • Требуется провести экспертизу (например, проверить достоверность рекламы);
    • Необходимо перевести документы;
    • Для вынесения решения нужна дополнительная информация.

    Штрафы

    Наиболее распространенные штрафы ФАС:

    Нарушение
    Штраф для руководителя или ИП
    Штраф для юридического лица

    Нарушение законодательства о рекламе
    4000 — 20000 рублей
    100000-500000 рублей

    Проявление недобросовестной конкуренции
    12000-20000 рублей
    100000-50000 рублей

    Введение в оборот товара с чужим товарным знаком или другим плагиатом
    20000 рублей или дисквалификация на срок до 3 лет
    1-15% от выручки от реализации товара (не менее 100000 рублей)

    Игнорирование предписания ФАС
    8000-20000 рублей или дисквалификация до трех лет
    100000-500000 рублей

    На что имеют право сотрудники ФАС

    Служащим антимонопольного органа разрешено:

  • Проходить на территорию проверяемого лица (кроме его жилища).
  • Получать документы и необходимую информацию (например, электронную переписку). Даже если информация содержит коммерческую или другую тайну.
  • Осуществлять осмотр территории, объектов, документов. Присутствовать на осмотре должны как минимум два понятых, а по окончании осмотра обязательно должен быть составлен протокол.
  • Проводить фото- и видеосъемку, копировать бумаги и электронные документы.
  • Забирать документы, составив акт приема-передачи.

    Как подготовиться к проверке

    Чтобы пройти через проверку ФАС без потерь следует хорошо подготовиться.

    Предлагаем вашему вниманию список самых необходимых мероприятий:

  • Для всех сотрудников (а особенно для руководителей), задействованных в хозяйственной деятельности, проводите регулярные тренинги по основам антимонопольного законодательства.
  • Разработайте свою внутреннюю политику компании, диктующую сотрудникам их действия во время проверки. Кто и что должен делать, какие сторонние лица (например, юристы) должны быть срочно проинформированы, какие права есть у проверяемых и проверяющих.
  • Проверьте свою готовность к проверке на тренинге-тесте.
  • Проведите антимонопольный аудит на предприятии — он поможет заранее выявить и исправить слабые места.

    Как себя вести во время выездной проверки ФАС

    Во время самой проверки соблюдайте несколько рекомендаций:

  • Проверьте удостоверения проверяющих, совпадают ли они с приказом о проведении плановой проверки или распоряжением о внеплановой. Желательно сделать со всех документов копии или хотя бы переписать основные данные.
  • Проверяющих должно быть минимум двое.
  • Тщательно проверьте изначально предъявленные документы. В приказе (или распоряжении) должно быть правильно указано название вашей организации, дата составления не должна быть будущим числом, должна совпадать дата начала проверки. Обязательно наличие на приказе подписи руководителя антимонопольного органа или его заместителя и оттиска гербовой печати.

    Если документы оформлены неверно, или в распоряжении указаны другие инспекторы, вы можете отказать в доступе на свою территорию. В таком случае обязательно оформить акт о воспрепятствовании доступу.

    Внеплановая проверка ФАС

    vneplanovaya_proverka_fas.jpg

    Похожие публикации

    Внеплановые проверки Федеральной Антимонопольной Службы проводятся с целью соблюдения антимонопольного и рекламного законодательства. Они достаточно распространены и часто заканчиваются штрафными санкциями, при этом их периодичность ничем не ограничена. Узнайте все о внеплановых проверках ФАС: кому они грозят, как проводятся и что рекомендуется делать в случае визита проверяющих.

    Причины внеплановой проверки ФАС

    Проверки ФАС регламентированы ст. 25 федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», Административным регламентом, утв. приказом ФАС от 25.05.2012 № 340, а также Приказом ФАС № 75/14 от 11.02.2014 г.

    ФАС имеет право проверять все государственные органы и компании, исполнительные органы власти, ИП, коммерческие фирмы, в том числе ООО, АО, их обособленные подразделения. При этом положения федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», касающиеся порядка проведения проверок ФАС, могут не применяться в части, регламентируемой положениями антимонопольного законодательства (п.4 ст.1 закона № 294-ФЗ).

    Плановые проверки проводятся по предварительно утвержденному на год графику. Внеплановые — в любое время, после поступления жалобы или иного сообщения о нарушении антимонопольных правовых норм от следующих лиц:

    компаний, граждан, СМИ;

    уполномоченных при президенте России и в регионах по защите предпринимательских прав.

    Проверки ФАС могут быть назначены в случае поступления обращения или невыполнения предписания после рассмотрения жалобы при проведении госзакупок по закону № 44-ФЗ. При таких жалобах инспекторы будут проверять деятельность компании в пределах 3-х последних лет (Методические рекомендации ФАС по проведению проверок № АЦ/8325 от 25.05.2007).

    Что считается нарушением и может быть основанием для подачи жалобы в ФАС:

    Недобросовестная конкуренция при заключении контрактов.

    Монопольно завышенные или наоборот, заниженные цены на товары и услуги.

    Заведомо неправильное формирование цены.

    Распространение дискриминирующих ложных данных о конкурирующих компаниях.

    Раскрытие чужой коммерческой тайны и т. п.

    Также ФАС вправе отреагировать на сигнал о рекламе с недостоверными данными, являющейся фальшивой и не соответствующей требованиям федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006. Поводом к проверке также является истечение срока, отведенного на исполнение ранее выданного предписания об исправлении выявленных нарушений.

    Внеплановая проверка ФАС по жалобе: как проводится

    Перед проведением внеплановой проверки управление федерального или регионального антимонопольного органа издает соответствующий приказ (п.6, 7 ст. 25.1 закона № 135-ФЗ). Проверяемого извещают об этом не менее чем за 24 часа до начала контрольных мероприятий. Способы уведомления могут быть абсолютно любыми: курьером, по телефону, обычным или электронным письмом. Полностью внезапной (без предупреждения) является проверка соблюдения запрета в отношении картелей и ограничивающих конкуренцию госорганов по ст.11, 16 закона о конкуренции № 135-ФЗ.

    Внеплановые проверки УФАС проводятся как минимум двумя инспекторами. Если проверяет Центральный аппарат ФАС, в составе проверочной комиссии должно числиться минимум три сотрудника.

    Процедура может осуществляться как на территории проверяемого субъекта (выездная проверка), так и без выезда к нему с запросом необходимой документации (документарная проверка). К проверке также могут быть привлечены сотрудники правоохранительных органов и эксперты соответствующей сферы деятельности.

    При запросе документов проверяющему необходимо будет предоставить их в течение трех рабочих дней. Как правило, все эти моменты будут прописаны в приказе о проведении проверочных мероприятий. Если по документам обнаружатся нарушения антимонопольного законодательства, будет назначена выездная проверка по адресу проверяющего.

    В случае непосредственного визита инспекторов в компанию или если проверяющие найдут подтверждение жалобам в представленной документации, производится осмотр территории, забор образцов товара, продукции, назначаются необходимые экспертизы.

    Процедура проверки длится не более 1 месяца и может проводиться в документарной форме или с выездом на территорию компании. Отсчет ведется с момента составления приказа о начале проверочных мероприятий и до направления проверяемому акта о результатах проверки. Срок проверки может быть продлен не более чем на 2 месяца в отдельных исключительных случаях: например, для проведения необходимых лабораторных экспертиз, перевода документов, оформленных на иностранном языке и др.

    После окончании ревизионных мероприятий сотрудники ФАС оформляют акт о проверке в 2 экземплярах, один из которых выдается представителю проверяемой организации под роспись. При обнаруженных нарушениях составляется предписание об устранении нарушений в определенный срок. Если будут найдены достаточно грубые или повторные нарушения, инспекторы могут привлечь компанию к административной ответственности. После получения на руки окончательного заключения о результатах проверки компания может представить свое ответное возражение в пределах 15 дней.

    Права инспекторов ФАС

    Инспекторы при внеплановой проверке ФАС имеют полное право:

    проходить на территорию компании, в офис, посещать склады и цеха: исключение составляет только жилье проверяемого (ст.25.2 закона № 135-ФЗ);

    осматривать, фотографировать и снимать на видео документы, территорию и расположенные на ней объекты проверяемого субъекта с участием понятых и составления акта осмотра (ст.25.3 закона № 135-ФЗ);

    получать на руки бумажную документацию компании (заверенные копии) и другую необходимую информацию, копировать ее, в том числе электронную переписку и документы (ст. 25.4 закона № 135-ФЗ);

    изымать документы по акту приема-передачи

    Изучению подлежит также информация, считающаяся коммерческой тайной.

    Рекомендации при внеплановой выездной проверке

    При визите инспекторов ФАС или получении уведомлений о документальной ревизии, проверяемым желательно соблюдать несколько простых правил:

    Обязательно проверить удостоверяющие документы сотрудников: соответствуют ли они данным в приказе, распоряжении о проверке. Также необходимо убедиться, что инспекторов как минимум двое. При обнаружении даже незначительных несоответствий в этих документах вы имеете право не пропустить явившихся сотрудников на свою территорию.

    Оповестить руководителя, управляющий персонал и (если возможно) пригласить юриста для сопровождения проверяющих. Проверяемый вправе присутствовать при проведении проверки и получать от должностных лиц ФАС информацию по ее предмету.

    Не препятствовать инспекторам в их действиях, предъявлять только то, о чем они просят, не предоставляя лишней информации.

    При изъятии документов вначале рекомендуется снять с них копии, т. к. государственные органы нередко теряют предоставленные им документы, и составить акт приема-передачи.

    Необходимо требовать составления подробного протокола совершаемых инспекторами действий, внимательно проверять составленные протоколы и акты, а также заявлять о своем согласии/несогласии с ними. Запись процесса проверки и следование приведенным рекомендациям поможет в будущем, если результаты проверки будет необходимо оспаривать в суде.

    Источники:
    http://livedocuments.ru/antimonopolnaja-sluzhba-chto-proverjaet-16363/
    http://pravo.team/zakupki/proverki-fas.html
    http://ideiforbiz.ru/proverka-fas-federalnoi-antimonopolnoi-slyjby-chto-proveriaut-etapy-proverki-i-kak-podgotovitsia.html
    http://spmag.ru/articles/vneplanovaya-proverka-fas
    http://prom-nadzor.ru/content/polozhenie-ob-otdele-zakupok

    Бесплатная консультация юриста по телефону:

    Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

    СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

    Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

  • Ссылка на основную публикацию