Основные виды закупок в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации

Основные виды закупок в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации

У заказчика появляется обязанность устанавливать обеспечение заявок и обеспечение исполнения контракта при проведении конкурсов и аукционов.

Применительно к положениям комментируемой статьи особое значение имеют положения ст. 71 Конституции РФ, относящие к ведению России такие вопросы, как установление порядка организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти (п. «г»), установление правовых основ единого рынка (п. «ж»), гражданское законодательство (п. «о»). В соответствии же с ч. 1 ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения России принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Соответственно, в ч. 1 комментируемой статьи речь идет о законодательных актах только федерального уровня. Поэтому во избежание в начале 2017 года массовых отклонений заявок участников закупок, не ознакомленных с этими изменениями законодательства, рекомендуется разработать примерную (рекомендуемую) форму декларации участника закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 — 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе для включения её в документацию о закупке.

Электронная подпись за 1 день

Непонятно кто попадает под исключение: предприятия у которых есть план закупок или предприятия закупающие за счет грантов и исполняющие контрактные обязательства?
Данный способ проведения закупочных мероприятий используется, в первую очередь, для того, чтобы определить конкурентное состояние рынка в том или ином секторе, а также для проведения закупки в том случае, если ни одна из проведенных ранее закупочных процедур не состоялась.

Аргументирована гражданско-правовая природа закупочных отношений, разграничен круг лиц, закупки которых подчинены воздействию законодательства о контрактной системе и Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Установлены тенденции, характерные для развития законодательства о закупках. В качестве главных названы тенденция экстраполяции закона, когда последний не имеет четкого круга лиц, на чью деятельность он воздействует, а также тенденция формирования «закупочного кодекса», т. е. устранения дифференцированного законодательного регулирования и установления единых закупочных стандартов контрактной системы. Описаны ближайшие перспективы изменения законодательства.
Всего внесено 60 изменений в 44 ФЗ о закупках. Последняя редакция 2020 года с изменениями от 01 мая 2020 года вступила в законную силу 12 мая 2020 года.

Лучшие региональные практики используются для совершенствования модели ФКС. Пилотные регионы осуществляли тестирование моделей прогнозирования региональных нужд, планирования регионального заказа, централизации закупок, мониторинга цен, приоритетности закупок инновационной продукции.
Действующее законодательство в сфере закупок вне зависимости от того, идет ли речь о закупках, проводимых по Федеральному закону №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», либо о закупках в соответствии с Федеральным законом №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» подразумевает проведение всех закупочных мероприятий двумя основными видами процедур – конкурентными и неконкурентными.

В части 1 комментируемой статьи также в точности аналогично ч. 1 ст. 2 Закона о размещении заказов определено соотношение комментируемого Закона с иными федеральными законами, содержащими нормы права о контрактной системе в сфере закупок: такие нормы должны соответствовать комментируемому Закону. Тем самым определено центральное, системообразующее место комментируемого Закона в структуре законодательства о контрактной системе в сфере закупок. В данном положении прослеживается аналогия с соответствующими положениями п. 2 ст. 3 части первой ГК РФ и ст. 2 БК РФ о месте данных Кодексов соответственно в системе гражданского законодательства и бюджетного законодательства.

It contains substantiated civil nature of purchasing relations, the circle of people whose purchasing activities are subordinated to the effects of legislation regulating the contractual system and to the Federal law “Of purchase of goods, works and services by certain types of legal entities”. The author traces the trends that are relevant to the development of legislation on purchasing practices. Specially outlined is the trend of extrapolation of the law when this law has no specific group of participants to regulate, and the tendency of creating “the purchasing code”, in other words, to eliminate differentiated legal regulation and to establish common purchase standards to be applied to the whole of contract system.

В комментируемой статье определены состав и структура законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок»), а также предусмотрено и регламентировано издание иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (для обозначения таких актов в комментируемой статье введено юридико-техническое сокращение «нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок»).

The article contains the analysis of the Russian legislation on regulated purchases during the period starting the year 2012. It contains substantiated civil nature of purchasing relations, the circle of people whose purchasing activities are subordinated to the effects of legislation regulating the contractual system and to the Federal law “Of purchase of goods, works and services by certain types of legal entities”. The author traces the trends that are relevant to the development of legislation on purchasing practices.

С 1 июля 2018 года участники закупок (за исключением иностранных лиц) используют квалифицированную электронную подпись, которую можно получить в аккредитованном в соответствии с требованиями закона 63-ФЗ удостоверяющем центре.
Указанная процедура проводится с целью определения максимально выгодного предложения по стоимости контракта. При этом в случае если потенциальный исполнитель планирует предоставить заказчику лучшие условия относительно качественных характеристик оказываемых услуг, поставляемых товаров или выполняемых работ, потребуется составить специальное дополнительное соглашение.

Изменения 44-ФЗ от 1 июля 2018 года

Размещение заказов «у единственного источника» и методом ценовых котировок применяется крайне широко, а на региональном и местном уровнях является наиболее частой формой закупок.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон о ФКС).
Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами.

Законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг

После указания в идентификационном коде закупки информации о порядковом номере записи в плане-графике, такой код остаётся неизменным вплоть до завершения периода хранения информации и документов о такой закупке, установленного законодательством РФ об архивном деле.

Утрачивает силу Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Закон о госзакупках).

Федеральный закон 44 ФЗ о закупках 2020 года состоит из 8 глав и 114 статей. Масштабные изменения 2018 и 2020 года добавили 26 статей, 3 статьи 44-ФЗ утратили силу.
Часть 1 комментируемой статьи определяет, что законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок основывается на положениях Конституции РФ, ГК РФ, БК РФ и состоит из комментируемого Закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 данного Закона. В точности аналогичное положение содержалось в ч. 1 ст. 2 Закона о размещении заказов. При этом не упоминалась Конституции РФ, но то, что законодательство РФ о размещении заказов основывалось на ее положениях, подразумевалось как очевидное, поскольку Конституция РФ, как закреплено в ч. 1 ее ст. 15, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

Федеральный закон о закупках 44-ФЗ

В 2018 году произошли серьезные изменения в секторе закупок для государственных и муниципальных нужд, которые продолжаются и 2020 году.
The article describes the possible pending changes in the contract legislation. Also, an attempt is made to assess the effectiveness of the regulated procurements legislation which helps to identify problem areas such as distortions in the meaning of the law the way it is interpreted in by-laws, existence of legal gaps and collisions, lack of uniform law-enforcement standards.
Идентификационный код закупки призван обеспечить автоматизацию и удобный поиск информации в отношении всех формируемых документов закупки от плана-графика до заключения контракта.
Мы ФГУП. Полностью хозрасчетный (производим медицинский инструмент). Бюджетных средств не имеем. По какому закону мы должны вести закупочную деятельность (223 или 44)?

Предметом такого контроля в отношении извещения об осуществлении закупки, документации о закупке, проекта контракта является контроль за соответствием информации об идентификационном коде закупки и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок.
У Вас должен быть план закупок в соответствии с 223 ФЗ. Если не утвердили положение — переходите полностью на 44 ФЗ ( ч. 5 ст 8 233 ФЗ).

Данная форма закупок проводится чаще всего в тех случаях, когда необходимо определить исполнителя по контракту в максимально короткие сроки (данная процедура из всех конкурентных является самой короткой по длительности своего проведения).Федеральный закон о закупках 44-ФЗ — один из самых динамично развивающихся законодательных актов. За 2017 год в 44-ФЗ внесено 13 изменений (в феврале, марте, мае, июне, июле, декабре). 2018 год принес 8 блоков изменений в закон 44-ФЗ (включая поправки от 27.12.2018).

Определение в качестве основ законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок ГК РФ и БК РФ, т.е. основных законодательных актов соответственно гражданского законодательства и бюджетного законодательства, предопределено предметом регулирования данных законодательных отраслей. Ранее существование законодательства РФ о размещении заказов прямо предполагали ряд норм части второй ГК РФ (в ред. Федерального закона от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ ), а именно положения п. 2 ст. 525, ст. ст. 768 и 778 данного акта. БК РФ также прямо предполагал существование законодательства о размещении заказов, а именно в п. 1 ст. 72 данного Кодекса (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ ).

Данный вид процедур проводится чаще всего открытым типом среди широкого круга потенциальных исполнителей или подрядчиков. Проводится такая процедура в несколько этапов, по окончании которых заказчик выбирает наиболее выгодное предложение. Выбор такого предложения происходит на основании ценовых параметров, предоставленных потенциальным исполнителем, а также на основании качественных параметров, которые потенциальный исполнитель вправе предоставить заказчику в рамках проведения всей процедуры (с момента подачи заявки до завершения рассмотрения таких заявок).

В статье анализируется развитие российского законодательства о регламентированных закупках начиная с 2012 года. Аргументирована гражданско-правовая природа закупочных отношений, разграничен круг лиц, закупки которых подчинены воздействию законодательства о контрактной системе и Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Установлены тенденции, характерные для развития законодательства о закупках. В качестве главных названы тенденция экстраполяции закона, когда последний не имеет четкого круга лиц, на чью деятельность он воздействует, а также тенденция формирования «закупочного кодекса», т. е. устранения дифференцированного законодательного регулирования и установления единых закупочных стандартов контрактной системы.

Для эффективного функционирования органов государственной власти необходимо постоянное обеспечение их деятельности материально-техническими ресурсами.

Основные виды закупок в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации

Действующее законодательство в сфере закупок вне зависимости от того, идет ли речь о закупках, проводимых по Федеральному закону №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», либо о закупках в соответствии с Федеральным законом №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» подразумевает проведение всех закупочных мероприятий двумя основными видами процедур – конкурентными и неконкурентными.

Что такое конкурентные закупки

В соответствии с действующими нормами права под конкурентными закупками понимаются такие процедуры, в ходе которых происходит определение потенциального исполнителя путем выбора из широкого круга исполнителей на основании специально составленных требований к предмету закупок.

Конкурентные закупки проводятся путем открытых и закрытых процедур. Главным условием любой подобной закупки является своеобразное соревнование между потенциальными исполнителями путем предоставления заказчику наиболее выгодных условий в части стоимости заключаемого контракта, а также в части условий выполнения контракта (данное положение характерно для конкурса и приравненных к нему процедур).

Виды конкурентных процедур

В настоящее время к конкурентным процедурам относятся:

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • конкурс. Данный вид процедур проводится чаще всего открытым типом среди широкого круга потенциальных исполнителей или подрядчиков. Проводится такая процедура в несколько этапов, по окончании которых заказчик выбирает наиболее выгодное предложение. Выбор такого предложения происходит на основании ценовых параметров, предоставленных потенциальным исполнителем, а также на основании качественных параметров, которые потенциальный исполнитель вправе предоставить заказчику в рамках проведения всей процедуры (с момента подачи заявки до завершения рассмотрения таких заявок). Все сведения о проведении процедуры открытого типа должны быть размещены в открытом доступе на информационных площадках, а также на сайте самого заказчика с целью оповещения о проводимой закупочной процедуре максимально широкого круга лиц. Если речь идет о закрытой процедуре, то ее отличие будет заключаться только в способе оповещения потенциальных участников путем рассылки приглашений таким участникам от имени закупочного подразделения заказчика;
  • аукцион. Указанная процедура проводится с целью определения максимально выгодного предложения по стоимости контракта. При этом в случае если потенциальный исполнитель планирует предоставить заказчику лучшие условия относительно качественных характеристик оказываемых услуг, поставляемых товаров или выполняемых работ, потребуется составить специальное дополнительное соглашение. Такое требование обусловлено особенностями документации о проводимой закупке, в которой содержатся конкретные качественные характеристики предмета закупки;
  • запрос котировок. Данная форма закупок проводится чаще всего в тех случаях, когда необходимо определить исполнителя по контракту в максимально короткие сроки (данная процедура из всех конкурентных является самой короткой по длительности своего проведения). Сложившаяся практика показывает, что данная процедура выбирается заказчиками в тех случаях, когда необходимо не только провести закупку в максимально короткие сроки, но и сама стоимость заключаемого контракта является невысокой – по Федеральному закону №44-ФЗ предельная цена контракта, заключаемого по запросу котировок, не может быть выше пятисот тысяч рублей;
  • запрос предложений. Данный способ проведения закупочных мероприятий используется, в первую очередь, для того, чтобы определить конкурентное состояние рынка в том или ином секторе, а также для проведения закупки в том случае, если ни одна из проведенных ранее закупочных процедур не состоялась. В случае с запросом предложений, так же, как и в случае с конкурсом, победителем будет признан тот участник, который предложил максимально выгодные условия по исполнению контракта как по цене, так и по качеству выполнения взятых на себя обязательств.

Правила осуществления

Для того чтобы проводимая конкурентная закупка была признана состоявшейся и соответствующей требованиям действующего законодательства, необходимо соблюсти правила ее проведения, а именно:

  • сведения о проведении закупочного мероприятия должны быть опубликованы в Единой информационной системе, а также на тех интернет-ресурсах, которые доступны заказчику (ЕИС используется в случае проведения государственных или муниципальных торгов; в федеральном законе №44-ФЗ говорится о том, что заказчик обязан разместить документацию о проводимой закупке на своем сайте для ознакомления с ее условиями тех лиц, которые заинтересованы в участии в таких процедурах);
  • размещение извещения и документации о закупочном мероприятии должно быть осуществлено в соответствии с установленными законодательством о закупках сроками. В противном случае потенциальный участник таких закупочных мероприятий имеет право подать жалобу на неправомерные действия заказчика;
  • в документации должны содержаться все подробные сведения о предмете закупки, а также об алгоритме подведения итогов и заключения контракта по итогам такого мероприятия;
  • в качестве приложения к документации необходимо разместить проект контракта, который будет заполняться по итогам определения поставщика;
  • подведение итогов каждого этапа проводимой закупки, а также всей процедуры в целом должно происходить только в соответствии с правилами действующего законодательства и фиксируется в виде специально оформляемых протоколов, в которых расписываются все члены закупочной комиссии заказчика. При этом если у кого-то из членов комиссии есть свое особое мнение насчет итогов конкретного этапа или всей процедуры, оно должно быть оформлено в виде специального приложения к протоколу такого этапа или всей процедуры;
  • контракт подписывается в сроки, которые регламентированы для этого процесса в действующем законодательстве. В случае с электронной процедурой данные сроки находятся в диапазоне от десяти до двадцати дней со дня завершения оценки всех предоставленных условий.

Понятие и порядок проведения неконкурентных закупок

Неконкурентная закупка в соответствии с действующим законодательством в сфере закупок – это такой вид закупок, который проводится заказчиком с одним определенным исполнителем.

Извещение о закупке у единственного поставщика также должно быть размещено на всех доступных интернет-ресурсах, включая Единую информационную систему. В таком извещении должен быть указан конкретный объект закупки, а также начальная максимальная цена заключаемого контракта (по этой же цене контракт и будет заключен в последующем). При этом проект контракта размещать заказчик не обязан.

Закупка у единственного поставщика может быть осуществлена только в соответствии с положениями статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» либо в соответствии с положениями Федерального закона №223-ФЗ (в данном случае происходит заключение контракта с единственным поставщиком на основании Положения о проведении закупок данным видом юридических лиц).

Правила выбора способа закупки

Выбор закупочной процедуры, в том числе конкурентного или неконкурентного способа, должен осуществляться заказчиком на основании его потребностей и того, сколько времени у него на заключение самого контракта. При выборе между конкурентной или неконкурентной процедурой, а также при определении самого типа процедуры следует опираться:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • на величину начальной максимальной цены контракта, которая была определена для конкретного предмета закупки;
  • на сроки, в течение которых должно быть осуществлено подписание контракта;
  • на качественные и ценовые характеристики контракта и возможности изменения таких характеристик при осуществлении закупки;
  • на требования действующего законодательства в части проведения закупки по определенному предмету с использованием конкретной закупочной процедуры (например, проведение закупок у организаций-монополистов, которые могут быть закуплены только путем неконкурентного мероприятия в виде закупки у единственного поставщика либо приобретение определенных товаров только путем конкурентной закупки);
  • на ресурсы заказчика, которые он может направить на проведение конкретного вида закупочного мероприятия.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Основные виды закупок в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Основные виды закупок в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, предлагаемым ими товарам, работам, услугам, условиям исполнения договора.

В случае, если информация, предусмотренная пунктами 1 — 15 части 3 настоящей статьи и размещенная в единой информационной системе, не соответствует информации, размещенной в иных информационных системах в сфере закупок, приоритет имеет информация, размещенная в единой информационной системе.

Указанные заявки, окончательные предложения и электронные документы, направленные при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки.

3.3. Порядок утверждения положения о закупке

С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ).

В связи с отсутствием жесткой регламентации действий заказчиков, перед ними возникают задачи, связанные не только с правильным исполнением закона, но и с построением эффективной системы закупок, и эти задачи они должны решить самостоятельно.

В настоящее время критерии определения субъектов малого и среднего предпринимательства содержатся в Федеральном законе от 24 июля 2007 г.

Утверждено Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1997 г. N 1062 // СЗ РФ. 1997. N 35. Ст. 4084.

Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Два года действия 223-ФЗ позволили сформировать достаточно обширную практику правоприменения норм Закона, но и показали, что у заказчиков все еще возникают вопросы относительно практического применения норм Закона №223-ФЗ.

К участникам контрактной системы относят:

  1. федеральный орган исполнительной власти по регулированию КС
  2. органы исполнительной власти субъектов РФ по регулированию КС
  3. иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, ОМСУ, уполномоченные на осуществление н/п регулирования и контроля в сфере закупок
  4. заказчики
  5. участники закупок (в т.ч. признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями)
  6. уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированная организация
  7. операторы электронных площадок

Сделки по закупке товаров (работ, услуг) могут заключаться в форме письменного контракта либо в электронной форме. При этом постановлением Правительства РФ от 21 июня 2012 г. № 616 установлен перечень товаров (работ, услуг), закупка которых осуществляется только в электронной форме.

Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

1.1.Цели правого регулирования Закона.

The article contains the analysis of the Russian legislation on regulated purchases during the period starting the year 2012.

Порядок размещения изменений в документацию установлен пунктами 26–27 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908.

Участником закупки может быть любая организация, а также гражданин (в т. ч. предприниматель), которые соответствуют условиям, установленным заказчиком в положении о закупке (ч. 5 ст. 3 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ).

Для специалиста, сталкивающегося в процессе осуществления профессиональной деятельности с государственными и муниципальными закупками, как на стороне заказчика, так и на стороне поставщика, крайне важно понять основные отличия закупок по закону № 44-ФЗ от размещения заказов по закону № 94-ФЗ. Предлагаем краткий анализ важнейших изменений в данной сфере.

Заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Закон № 44-ФЗ запрещает закупки товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши.

Мы не просим купить подписку. У нас вообще все бесплатно. Иногда команде «Клерка» это непросто. Помогите ей.

Закон № 44-ФЗ делит способы определения поставщиков на конкурентные и неконкурентные (закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)).

Мы не просим купить подписку. У нас вообще все бесплатно. Иногда команде «Клерка» это непросто. Помогите ей.

Keywords: procurement, customer, procurement rules, contract system, unitary enterprise, commercial secret.

Глава 7. Закупки в электронной форме в соответствии с Законом №223-ФЗ

Поставщик, получивший это звание, имеет право соответствующей маркировки своей продукции и использования этого звания в рекламных целях.
В то же время участники размещения заказа, уклонившиеся от заключения государственного или муниципального контракта, а также поставщики, с которыми контракты по решению суда были расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных или муниципальных контрактов, включаются в реестр недобросовестных поставщиков (ст. 19 Закона о размещении заказов).

В статье анализируется развитие российского законодательства о регламентированных закупках начиная с 2012 года. Аргументирована гражданско-правовая природа закупочных отношений, разграничен круг лиц, закупки которых подчинены воздействию законодательства о контрактной системе и Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Также, в статье уточняется, что сделку можно обжаловать в антимонопольном органе. Сделать это может любая сторона сделки.

Данный вид процедур проводится чаще всего открытым типом среди широкого круга потенциальных исполнителей или подрядчиков. Проводится такая процедура в несколько этапов, по окончании которых заказчик выбирает наиболее выгодное предложение.

Глава 10. Понятие договора. Заключение и исполнение договоров

Второе название у такой закупки – прямая закупка. Такое наименование возможно использовать по той причине, что заказчик заключает контракт напрямую с конкретным исполнителем, минуя процедуру конкурентного отбора в виде своеобразного соревнования потенциальных исполнителей.

Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, интегрированные с единой информационной системой.

При заключении и исполнении договора могут измениться некоторые условия закупки. Например, объем и цена закупаемых товаров (приобретаемых работ, услуг), сроки исполнения договора по сравнению с указанным в протоколе.

Закон № 44-ФЗ регулирует, кроме того, приобретение недвижимости, аренду и иные договоры, предполагающие оплату из бюджетных средств в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Закон № 44-ФЗ предполагает введение нормирования в сфере закупок в форме установления требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Кроме того, устанавливались виды деятельности, по которым могли осуществляться закупки в целях поддержания необходимого уровня обороны и безопасности государства, функции заказчиков и исполнителей по заказу.

В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.

В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

1.2. Принципы закупки товаров, работ и услуг в соответствии с Законом №223-ФЗ.

Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи.

Объемы закупок и поставок по видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия определяются Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ и сообщаются товаропроизводителям не позднее, чем за 3 месяца до начала года.

Если заказчик столкнулся с недобросовестным поставщиком, который не выполнил требования о поставке товаров, то его можно занести в реестр. Ресстр недостойных поставщиков также основывается на 223 Федеральном законе.

Определены меры ответственности за неисполнение государственных контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд.

6.1. Классификация способов закупки

Например, Положением о закупках может быть предусмотрено заключение договора при возникновении определенных условий без проведения торгов. Такой способ размещения заказа предусмотрен Законом о государственных закупках.

С точки зрения практика, ценность данной книги сложно переоценить – это и постатейный комментарий, и сборник прикладных рекомендаций по осуществлению закупок в соответствии с Законом №223-ФЗ, написанный доступным языком и понятный даже начинающим специалистам.

Выбор закупочной процедуры, в том числе конкурентного или неконкурентного способа, должен осуществляться заказчиком на основании его потребностей и того, сколько времени у него на заключение самого контракта.

11.1. Примеры заполнения ежемесячного отчета по 223-ФЗ

В этой статье описывается правовая основа приобретения товаров, а также, кем утверждается положение о закупке. Это могут быть органы высшего управления государственной корпорации, руководители унитарного предприятия, совет директоров, наблюдательный совет.

Базовый закон — это Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд». В документе определены основные цели и принципы поставки продукции для федеральных государственных нужд, закреплен порядок формирования заказов и размещения поставок продукции для федеральных государственных нужд.
Информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.

Нормативная основа закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц

В силу своего комплексного характера, институт закупок товаров отдельными видами юридических лиц имеет многоступенчатую иерархию источников нормативно-правового регулирования. Настоящая глава определяет не только вертикальную иерархию, но и взаимоотношения актов, имеющих равную юридическую силу в горизонтальной плоскости.

К источникам нормативно-правового регулирования закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц относятся:

1) Конституция Российской Федерации.

Данный нормативно-правовой акт имеет высшую юридическую силу на территории Российской Федерации, и, исходя из юридической теории, является актом декларативного характера. Таким образом, положения, указанные в Конституции являются опорными для определения основ и руководящих начал законодательства в сфере государственных закупок.

Согласно ст.8 Конституции РФКонституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенар. голосованием от 12 дек. 1993 г. : (с учетом поправок от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ; от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ; от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ) // КонсультантПлюс : справ.правовая система. – Версия Проф. – Электрон.дан. – М., 2017.в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Кроме того, Конституцией РФ основной источник нормативного регулирования в сфере государственных закупок. Поскольку отношения, регулируемые Федеральным законом №223-ФЗ, относятся к предмету гражданского законодательства, то регулирование данного института права относится Конституцией к предмету исключительного ведения Российской Федерации (в силу п. «ж» и п. «о» ст.71 Конституции РФ).

2) Федеральные законы

Основным предметом данного исследования являются положения Федерального закона №223-ФЗ.

Как уже было указано ранее, Федеральный закон №223-ФЗ является «техническим законодательным актом», в частности по отношению к Федеральному закону №44-ФЗ.

Это объясняется несколькими моментами, определяющими закон с точки зрения юридической техники и содержания правовых норм. В частности, в ст.1 Федерального закона №223-ФЗ в качестве целей не определяется регулирование процедуры закупки как таковой. Целью правового регулирования являются обобщённые формулировки, например, «обеспечение единства экономического пространства», «создание условий для полного удовлетворения потребностей нужд отдельных видов юридических лиц», «обеспечение гласности и прозрачности и закупок» и другие.

Технический характер Федерального закона №223-ФЗ определяется и объёмом инструментов правового регулирования – несмотря на большое количество регулируемых правоотношений, законодатель предусмотрел в данном акте всего 10 статей. Многие из положений в указанных статьях либо частично дублируют положения Федерального закона №44-ФЗ (например, в отношении закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства), либо содержат нормы, отсылающие к иным нормативно-правовым актам (которые будут рассмотрены далее).

В частности, основу регулирования Федеральным законом №223-ФЗ составляют отношения об информационной составляющей деятельности юридических лиц в сфере закупок, а именно объём сведений, подлежащий размещению в Единой информационной системе (ЕИС), обязанность по информированию Федерального Казначейства РФ об исполнении договора и другие подобные обязанности.

В то же время, все моменты, касающиеся непосредственной процедуры определения поставщика (включая способов его определения), процедуры заключения контракта и иные основополагающие правоотношения отдаются на откуп регулированию заказчиком самостоятельно, путём принятия положений о закупках (которые будут рассмотрены далее).

Ввиду наличия в положениях Федерального закона №223-ФЗ огромного количества отсылочных норм, наиболее целесообразно определить его положение, относительно других нормативно-правовых актов.

Федеральный закон №223-ФЗ и Гражданский кодекс Российской Федерации имеют идентичный статус федерального закона. Однако, ч.2 ст.3 Гражданского Кодекса РФ определяет, что гражданское законодательство состоит непосредственно из Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, затрагивающих гражданские правоотношения. Если норма гражданского права содержится в комплексных федеральных законах, которые отнести к одной отрасли права затруднительно, то данная норма не должна противоречить положениям Гражданского кодекса.

Поскольку Федеральный закон №223-ФЗ затрагивает правоотношения комплексного характера, включающие не только гражданско-правовой сегмент, необходимо заметить, что аналогичный подход применяется и в отношении административного и бюджетного законодательства.

Подобной позиции придерживается Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.06.2004 №13-П Постановление Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 N 13-П “По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы” // Собрание законодательства. – 2004. – №27. – ст.8004 по запросу депутатов Государственной Думы, указав на допустимость определения иерархии между кодифицированными и специальными федеральными законами (в Постановлении рассматривался пример Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации). Такую иерархию суд назвал “предметной” и объяснял это особой ролью Кодекса, заключающуюся в комплексном регулировании правоотношений в одноимённой отрасли.

Кроме рассматриваемого Федерального закона №223-ФЗ (в соответствии с ч.1 ст.2) необходимо руководствоваться и положениями иных федеральных законов. В данном случае федеральное законодательство действует на основании принципа “специальная норма сильнее общей”. Это означает, что при возникновении правовой коллизии, правоприменитель в первую очередь действует на основании специальных положений для конкретного правоотношения, а лишь затем переходит к положениям общих федеральных законов (при этом не имеет значения дата принятия этих законов). При использовании Федерального закона №223-ФЗ подобный принцип используется во взаимосвязи с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, или, например, Федерального закона от 13.10.2008 №173-ФЗ “О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации” Федеральный закон от 13.10.2008 N 173-ФЗ (ред. от 03.07.2016) “О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации” // Собрание законодательства. – 2008. – №42. – Ст.2698.

Кроме того, к числу законодательства, имеющего приоритет перед общими нормами Федерального закона №223-ФЗ, являются требования Федерального законаот 04.05.2011 № 99-ФЗ”О лицензировании отдельных видов деятельности”. Это касается закупок, при осуществлении которых поставщиком необходимо осуществить деятельность, требующую наличия лицензии. (например, при изготовлении оборудования для атомных станций).

Таким образом, рассматриваемый в данном исследовании Федеральный закон №223-ФЗ занимает центральную позицию в группе федерального законодательства -так как положения закона содержат специальные нормы гражданского законодательства, однако, в силу своей юридической техники не исключается взаимосвязь с другими специальными законами.3) Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, акты органов исполнительной власти

Согласно п.3 ст.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, отношения связанные с гражданским законодательством могут регулироваться Указами Президента Российской Федерации.

В отношении рассматриваемого Федерального закона №223-ФЗ прямых указов Президента РФ в настоящее время не предусмотрено, однако, действуют акты, которые вследствие их применения в определённой степени влияют на “закупочную” деятельность.

Например, к таковым относится Указ Президента РФ от 28.11.2015 №583 “О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики”. В отношении Федерального закона №223-ФЗ в рамках “турецкой оговорки” был принят перечень работ, выполнение которых субъектами из Турецкой Республики запрещено. В их число входит строительство зданий и сооружений, деятельность в области архитектуры и инженерного проектирования, комплекс туристических услуг, а также обработка древесины.

Согласно п.4. ст.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях исполнения положений кодекса и Указов Президента РФ принимаются Постановления Правительства РФ.

В целях исполнения указов Президента наиболее ярким примером является Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 №1457 в рамках вышеуказанного ограничения..

При этом, существует огромный ряд Постановлений Правительства РФ, который был принят в силу обязательности требований Федерального закона №223-ФЗ.

В частности, во исполнение п.4. ст.3 Федерального закона №223-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 Постановление Правительства РФ от 21.06.2012 N 616 (ред. от 30.12.2015) “Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме”// Собрание законодательства РФ. – 2012. – №26. – ст.3533 установлен перечень товаров, работ, услуг, закупка которых возможна в электронной форме. Всего в перечень включено 147 наименований различной продукции и услуг, входящих вОбщероссийский классификатор продукции и видов экономической деятельности. Например, к таковым относятся закупки по наименованию “троллейбусы”, “копировальные аппараты”, “компьютерное и электронное оборудование”, “услуги складирования и хранения”. Стоит обратить внимание на возможность осуществления государственных закупок в электронной форме по наименованиям “картинки переводные”, “очки для коррекции зрения”, “карты игральные”.

Федеральным законом №223-ФЗ предусмотрен ряд вопросов, по которым законодатель позволяет и обязывает принимать нормативно-правовые акты федеральные органы исполнительной власти. Данные акты должны соответствовать положениям Постановлений Правительства РФ и вышестоящим нормативно-правовым актам.

Определяя круг лиц, на которые распространяется действие Федерального закона №223-ФЗ, законодатель ставит градацию в зависимости от совокупной доли государственного участия в деятельности юридического лица. Установление порядка определения этой самой доли законодателем было отдано федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и регулированию в сфере закупок – Федеральной Антимонопольной службе. Соответствующим Приказом ФАС России от 16.06.2014 № 390/14 определяется две формулы расчёта доли государственного участия.

4) акты муниципальных образований

Следует отметить, что в случае, прямо определенном в ч. 8 ст. 8 Федерального закона №223-ФЗ, нормативное регулирование в отношении ряда хозяйственных обществ с муниципальным участием может осуществляться и с помощью муниципальных нормативных правовых актов.(например, таковым является Постановление Администрации г. Н.Новгорода от 29.12.2016 № 4619″О формировании рекомендуемых предельных (максимальных) цен на товары, работы, услуги при осуществлении закупок для муниципальных нужд города Нижнего Новгорода”). Постановление администрации г. Н.Новгорода от 29.12.2016 N 4619 “О формировании рекомендуемых предельных (максимальных) цен на товары, работы, услуги при осуществлении закупок для муниципальных нужд города Нижнего Новгорода” // «День города. Нижний Новгород» .- №2.- 2017.

5) локальные нормативные акты

Опорным документом в деятельности каждого участника закупок отдельными видами юридических лиц является соответствующий локальный нормативно-правовой акт. Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона №223-ФЗ заказчик обязан принять правовой акт, регламентирующий правила закупки (далее – положение о закупке).

Положение о закупке по своей юридической природе является локальным актом, подлежащим размещению в ЕИСzakupki.gov.ru. При этом, ч.3 ст.2 Федерального закона №223-ФЗ предусматривает закрытый перечень должностных лиц, уполномоченных на принятие решения о закупках (согласно таблице 1).

Таблица 1. Перечень субъектов, обладающих полномочиями, по принятию и изменению положения о закупках в рамках Федерального закона №223-ФЗ

Субъект утверждения положения

Государственные корпорации и государственные компании

Источники:
http://zakonguru.com/goszakupki/osnovnye-vidy-2.html
http://mihailova-irina.ru/arbitrazhnye-dela/3626-osnovnye-vidy-zakupok-v-sootvetstvii-s-normami-deystvuyushhego-zakonodatelstva-rossiyskoy-federacii.html
http://studbooks.net/2427599/pravo/normativnaya_osnova_zakupok_tovarov_rabot_uslug_otdelnymi_vidami_yuridicheskih
http://azbukatenderov.ru/uchastniku-zakupok/effektivnyj-poisk-tenderov.html

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию