Организация и проведение тендеров и закупок: основные нюансы проведения торговых мероприятий

Организация и проведение тендеров и закупок: основные нюансы проведения торговых мероприятий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Организация и проведение тендеров и закупок: основные нюансы проведения торговых мероприятий». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Как правило, такой вид торгов применяется для реализации заказа на госзакупки. Преимущество открытого тендера заключается в возможности получения максимальной выгоды. Но имеется и минус. К такому конкурсу допускается большое число участников, что снижает вероятность занятия первого места и повышает нагрузку на персонал.

Тем не менее, мы имеем то, что имеем. Многие виды торгов регулируются действующим законодательством и в обязательном порядке проводятся в форме публичных закупочных процедур. Более того, всё больше частных компаний проводят закупки используя механизмы тендерных процедур, проводя так называемые коммерческие закупки.

Тендеры: определение, виды и правила участия.

Такие тендеры регулируются Гражданским кодексом РФ, а также собственными регламентами организатора торгов.

Участники торгов ко дню их закрытия готовят технические, комиссионные, коммерческие предложения, но передают их в последние минуты перед закрытием в целях сохранения тайны. После закрытия торгов участники не имеют права менять условия своих предложений. В день закрытия тендерные комитеты организуют публичное вскрытие предложений. При негласных торгах этого не делают.

Основная особенность открытого конкурса – это применение дополнительно к ценовым критериям неценовых критериев определения победителя. При этом каждому из критериев присваивается определенная значимость, определенная закупочной документацией. Победителем открытого конкурса признается участник, набравший большее количество баллов.

Претендент вправе досрочно отозвать заявку, а организатор в установленный срок должен вернуть ему задаток.

Перед арбитражными управляющими стоит сложная задача успешно организовать и провести продажу части имущества или всего предприятия самостоятельно или с привлечением специализированной организации.

Для того, чтобы участие в размещении госзаказа стало для акционерного общества выгодным и прибыльным, мало просто время от времени подавать заявки на участие в закупочных процедурах.

Профессиональный стаж наших сотрудников в закупках более 10 лет. Начиная с 2004 года мы работаем с такими структурами как: Госкорпорация «Росатом», Министерство культуры РФ, Пенсионный фонд РФ, ФМС России, Росздрав, ММА им. И.М.

Многие коммерческие тендеры проводятся по тем же принципам, что и госзакупки. Основное отличие состоит в том, что проведение государственных закупок жестко регламентировано законодательством, а коммерческие компании проводят тендеры по своим правилам, т.е. в большей степени ориентируются на свои внутренние документы.

Правильно составленная заявка должна содержать:

  • согласие участника в госзаказе на участие размещения заказа на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией;
  • конкретные показатели предлагаемого для использования товара.

В настоящее время государственный и муниципальный заказ представляют собой важнейшую часть рынка во всех сферах деятельности.

Чтобы поучаствовать в электронных аукционах на конкретной электронной площадке, организация должна пройти на ней аккредитацию, которая является бесплатной и предоставляется сроком на три года. Рекомендуем пройти аккредитацию сразу на нескольких электронных площадках.

Протокол служит основанием для заключения в установленные сроки договора купли-продажи. Внесенный ранее задаток засчи-тывается в оплату имущества покупателем-победителем. Прочим участникам состоявшихся торгов задаток возвращается в установленном порядке.

Осуществить планирование материального обеспечения предприятия – значит заранее определиться, какие ТМЦ и в каких объемах нам будут нужны. Лучший (наверно даже единственный) способ выполнить планирование обеспечения материальными ресурсами – обдумать заранее, что мы будем делать (изготавливать, производить) и какая потребность в материалах для нас достаточна.

Особенность такого конкурса — в ограничении участников по определенным признакам. Соответственно, приглашения получает только лимитированное число претендентов. В процессе набора компания-заказчик ориентируется на такие критерии, как рейтинг, репутация, а также имидж предприятия.

Конечно, не для всех работ и производственных процессов мы заранее знаем потребность в материалах. Иногда не возможно на этапе материально-технического планирования определиться с точным объемом требуемых ТМЦ или даже с тем, какие ТМЦ потребуются.

Это специальный вид конкурса, отличающийся лимитированным числом претендентов. Главным отличием от закрытого тендера является отсутствие ограничений на общее количество участников.

Электронная подпись, полученная для участия в государственных закупках на федеральных площадках, не подходит для участия в коммерческих тендерах.

Через конкурсные торги размещают заказы государственные организации, а также предприятия частного сектора.
Различают продажу в частную собственность имущества и акций по инвестиционному курсу и по коммерческому курсу.

Большая часть из вышеперечисленных тендеров проводится в электронном виде на коммерческих электронных площадках.

Открытый конкурс признан основным способом размещения государственного и муниципального заказа. Открытый конкурс должен проводиться в случаях, когда нет предусмотренных законом специальных обстоятельств. Такими обстоятельствами могут быть, например, ограниченный рынок предложений, узкоспециализированная продукция, малый объем закупок, срочные или секретные закупки.

В настоящее время под тендером понимают мероприятие, которое направлено на заключение контракта для получения заказчиком (государственным или коммерческим) того объема работ, услуг или товаров, которые ему необходимы для качественной работы и достижения целей своего функционирования, ради которых такой заказчик был создан.

5. ПОСТАВКА ТОВАРОВ (ДОСТАВКА, РАЗГРУЗКА, ПРИЕМКА, УСТАНОВКА НА УЧЕТ)

Проведение запроса предложений может осуществляться (если речь не идет о закупках в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» №44-ФЗ) по различным причинам заключения контракта.

Это всё в теории, а в жизни бывает всё совсем не так. Насколько это соответствует суровой действительности и реализуется ли указанные принципы в современной российской системе тендерных процедур? Ответ на данный вопрос остается неоднозначным.

Правила подачи заявки различны в зависимости от процедуры. Например, в конкурсе и запросе котировок заявка может быть подана в письменном виде или в форме электронного документа непосредственно заказчику по адресу и во время, указанным в документации.

Процесс закупки товаров желательно детально описать и систематизировать, по возможности упросить и автоматизировать, рекомендовать/навязать исполнителям четкие правила игры (регламент), организовать эффективную схему контроля.

Именно такие цели и мысли мы пытались учесть каждый раз, когда меняли схему обеспечения на предприятиях и в торговых организациях. Набили множество шишек, нашли много интересных решений, которые могут быть интересны другим предприятиям, организациям или коллективам внедренцев, работающих на поприще ERP-систем. Идеи, которыми мы можем поделиться, не уместно смешивать в одной статье.

Предложения представляются в закрытых опечатанных конвертах (часто двойных), чтобы избежать досрочной утечки сведений, которыми могут воспользоваться конкуренты. На внешнем конверте указывается адрес для приема предложений, на внутреннем — номер тендера, его название (цель) и дата, установленная для приема документов.

Организатор торгов определяет место, дату и время начала и окончания приема заявок об участии в торгах; место, дату и время определения участников торгов; место и срок подведения итогов торгов.

Тендеры применяются в различных сферах. Это может быть крупный бизнес (к примеру, машиностроение) или небольшая предпринимательская деятельность, связанная с продажей товаров или предоставлением услуг. Чтобы принять участие в конкурсе, требуется предложение другой стороны.

Именно нормирование запасов позволяет не только упросить процесс ресурсного планирования обеспечения и закупки товаров, но и предоставить логичные механизмы контроля запасов (текущих запасов – на оборачиваемость, аварийных запасов – на целесообразность и доступность).

Сроки представления Конкурсных предложений указываются в публичном объявлении, размещенном на сайте. Конкурсные предложения, полученные позднее вышеуказанного срока, рассматриваться не будут. Само по себе проведение конкурсных торгов или тендера являются открытым процессом. Претенденты имеют возможность представить, защитить, а также обосновать собственные тендерные предложения.

Прошедший 2018 год принес существенные изменения в закон 44-ФЗ, в том числе и в порядок проведения закупок. Изменения продолжились и в 2020 году. В связи с этим мы приняли решение переработать данную статью с учетом изменений в законодательстве. Коммерческая часть предложения должна содержать сведения о цене предмета тендера с обязательным указанием общей стоимости. Здесь указываются также условия оплаты (расчетов) и возможные скидки; объемы и сроки поставок (выполняемых работ, оказываемых услуг); условия поставки (выполнения работ, оказания услуг), отнесения расходов по доставке товара.

Как организовать процесс участия в госзакупках

Принять участие в тендере вправе каждая компания или ИП, который мечтает о получении крупного заказа и нацелен на развитие бизнеса. Такой шаг — возможность получить стабильную прибыль, но многие организации воздерживаются от участия из-за незнания основных правил и условий.

Предмет тендера: Оказание услуг по организации и проведению культурно-массового мероприятия, посвящённого Дню района.

Если речь идет об участнике закупочного мероприятия, то после выбора того тендера или закупки, в которых он планирует участвовать, ему потребуется предоставить пакет документов, подтверждающих его право на участие в таком мероприятии.

Желающие принять участие в проводимых тендерах в сроки, указанные на сайте, для получения тендерной документации обращаются в подразделения-инициаторы по контактным телефонам, указанным в публичном объявлении (дополнительной информации).

СОВЕТ НЕ В ТЕМУ: Тем, кто профессионально занимается или только планирует участвовать в торгах, настоятельно рекомендую не просто знать, а понимать юридический фундамент торгов.

Организация и проведение тендеров и закупок: основные нюансы проведения торговых мероприятий

В действующем российском закупочном законодательстве понятия «тендер» на сегодняшний день нет. Оно является общеупотребительным и происходит от английского «предложение». Однако в силу того, что данное понятие используется очень часто, следует дать его определение на основании сложившейся практики.

Понятие и виды тендеров

В настоящее время под тендером понимают мероприятие, которое направлено на заключение контракта для получения заказчиком (государственным или коммерческим) того объема работ, услуг или товаров, которые ему необходимы для качественной работы и достижения целей своего функционирования, ради которых такой заказчик был создан. В настоящее время термин «тендер» чаще всего используется в коммерческой практике, в то время как государственные и муниципальные заказчики пользуются понятием «закупки», закрепленным в действующем федеральном законодательстве.

Все проводимые тендеры, как государственные, так и частные, имеют свое разделение по основным видам в зависимости от оснований классификации.

В зависимости от целей проведения все тендеры делятся на мероприятия по продаже и приобретению какого-либо имущества или работ и услуг, которые оказываются в соответствии с имеющимися потребностями у заказчиков по проводимой тендерной процедуре.

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Если речь идет о классификации в соответствии с механизмом проводимой тендерной процедуры, то следует выделить:

  • конкурсы – процедуры, в которых чаще всего закупаются технически сложные товары, работы или услуги. При этом главной целью закупки становится не столько снижение стоимости заключения контракта, сколько получение максимальной выгоды, с точки зрения качественных условий, которые будут реализованы при выполнении контракта;
  • аукцион как закупочная или тендерная процедура направлена, в первую очередь, на то, чтобы снизить цену заключаемого контракта. Отклонения по качеству товара в лучшую сторону допустимы, но для этого потребуется заключение дополнительного соглашения;
  • запросы предложений – это своеобразные процедуры, которые в Гражданском кодексе Российской Федерации в настоящее время не регламентированы. Сложившаяся практика правоприменения показывает, что чаще всего запрос предложений используется в тех случаях, когда заказчику необходимо получить информацию о конкурентном состоянии рынка. Проведение запроса предложений может осуществляться (если речь не идет о закупках в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» №44-ФЗ) по различным причинам заключения контракта. Заказчик анализирует предоставленные предложения по факту предложенных цен и качественных характеристик, и если ни одно из предоставленных предложений его не устраивает, то объявляет закупку или тендер несостоявшимися и отказывается от заключения контракта;
  • запросы котировок также, как и запрос предложений, не регламентирован действующим гражданским законодательством Российской Федерации. При этом такую закупочную процедуру проводят достаточно часто в силу оперативности проводимой процедуры, а также в силу того, что заказчик проводит проверку предоставленных предложений только по цене. Главной целью такой процедуры является только снижение цены, но в отличие от аукциона сама процедура проводится в сокращенные сроки, что делает ее более выгодной по сравнению с аукционом (чаще всего проводится на малые суммы). Сформированные параметры по качеству и количеству товара не изменяются в случае проведенной процедуры, только если не было заключено специальное дополнительное соглашение;
  • конкурентные переговоры как процедура не предусмотрена ни одним нормативным актом, существующим на территории Российской Федерации и регулирующим проводимые закупочные мероприятия. По своей цели это тендерная процедура, в ходе которых заказчик проводит переговоры с потенциальными исполнителями заключаемых контрактов, в которых выбирает наиболее оптимальные для себя условия и в части цены, и в части качественных характеристик того или иного товара или услуг, а также работ.

Кроме того, выделяют также по возможностям участия широкого круга исполнителей закрытые и открытые закупочные и тендерные процедуры.

Подготовка к проведению тендера со стороны заказчика

Проведение любого закупочного или тендерного мероприятия должно быть оформлено со стороны заказчика путем подготовки специального пакета документов. Так, например, в процессе организации тендера или закупки должны быть подготовлены следующие документы:

  • извещение или иной документ, который будет размещен на доступных всем потенциальным участникам процедуры ресурсе. В этом документе должны находиться сведения о том, когда и где будет проводиться закупочная или тендерная процедура, какой планируется стоимость заключаемого контракта, а также есть ли специально привлекаемые организации для проведения торгов;
  • документация о закупке или тендере. Она также размещается в сети интернет на тех ресурсах, где все потенциальные участники и заинтересованные лица смогут с ней ознакомиться (если только речь не идет о закрытых процедурах). В документации потребуется отразить максимально подробно информацию о проводимой закупочной процедуре, о том объекте закупки, который хотелось бы приобрести, а также прикладывается проект контракта, который в последующем будет заполнен по итогам подведения результатов процедуры. В самой документации, техническом задании к проводимой тендерной процедуре, а также в проекте контракта должны содержаться все подробные характеристики объекта тендера или закупки, а также условия, которые должны быть соблюдены тем исполнителем, который берет на себя обязательства по контракту. Такое дублирование происходит по причине того, что техническое задание и проект контракта являются самостоятельными приложениями к документации.

Подготовка к тендеру со стороны исполнителя

Если речь идет об участнике закупочного мероприятия, то после выбора того тендера или закупки, в которых он планирует участвовать, ему потребуется предоставить пакет документов, подтверждающих его право на участие в таком мероприятии. Такое требование сформулировано в действующем законодательстве и для государственных и муниципальных заказчиков, и для коммерческих организаций, проводящих закупки в соответствии со своими требованиями.

К числу основных документов, которые потребуется приготовить, относятся:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • уставные документы в виде заверенных копий, которые подтвердят право потенциального исполнителя по контракту участвовать в конкретной процедуре;
  • декларация или иные документы, подтверждающие соответствие потенциального исполнителя требованиям действующего законодательства, а также тем требованиям, которые сформулированы в документации о проводимой закупке;
  • при поставке товара потребуется предоставить документы, подтверждающие прохождение им процедуры сертификации (если такая процедура является обязательной), а также страну происхождения (в случае установления заказчиком требований о конкретной стране происхождения товара);
  • в случае если закупаемые работы или услуги должны быть выполнены квалифицированным персоналом, потенциальный исполнитель должен предоставить документы о квалификации своего персонала, а также при необходимости о наличии лицензий на осуществление каких-либо действий у определенных сотрудников (например, о наличии лицензии охранника у сотрудника, который будет выполнять физическую охрану объекта заказчика);
  • если должны быть выполнены определенные работы, для которых необходимо наличие специального оборудования, то потребуется предоставить документы, подтверждающие наличие такого оборудования в собственности или лизинге у потенциального исполнителя.

Сформированный пакет документов потребуется приложить к заявке на участие в тендере или закупке.

Электронная цифровая подпись и ее роль в участии в тендерном или закупочном мероприятии

Электронная цифровая подпись выступает в качестве удостоверяющего документа при формировании и подписании документов, размещаемых на электронных торговых площадках, а также на различных информационных ресурсах.

В настоящее время выделяют два общих вида электронных цифровых подписей – обычную, которая используется уполномоченными сотрудниками при размещении на информационных и тендерных площадках, и квалифицированную. Такая подпись может быть выдана и уполномоченному сотруднику организации, участвующей в торгах, и руководителю организации (ему выдается в первоочередном порядке, так как с ее помощью подтверждается вся информация о заказчике или участнике тендерной процедуры на всех участвующих в процедурах площадках).

Если сформировать обычную (простую) электронную цифровую подпись можно самостоятельно при наличии специального программного обеспечения, установленного на компьютерах в организации, то для получения квалифицированной подписи придется обращаться в Удостоверяющий центр Федерального Казначейства в рамках имеющегося территориального управления в конкретном регионе.

После того как был получен квалифицированный сертификат ЭЦП, следует внести сведения о нем во все учетные записи на торговых площадках, а в случаях участия юридического лица или индивидуального предпринимателя в торгах для обеспечения нужд государственных и муниципальных заказчиков и приравненных к ним юридических лиц потребуется также внести сведения в ЕИС и пройти процедуру включения в Единый реестр участников закупок.

Аккредитация на площадках

Если говорить о закупках, проводимых в интересах государственных и муниципальных заказчиков, то аккредитация участников таких закупок будет осуществляться автоматически после подтверждения своих учетных записей в Единой информационной системе и Едином реестре участников закупок. Для получения аккредитации на торговых площадках достаточно направить заявку оператору площадки, которая обрабатывается в течение одного дня с момента получения.

В качестве таких документов следует рассматривать копию Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей), копию уставных документов, а для получения полномочий руководителя организации – копию выписки из приказа о назначении такового, а также направить документы о наличии сертификатов электронных цифровых подписей в простом и квалифицированном виде.

Когда перечисленные документы будут получены оператором электронной торговой площадки в виде электронных документов, в течение одного рабочего дня он проведет аккредитацию участника тендерных и закупочных процедур на площадке.

В этом случае выгружать документы не потребуется: будет достаточно только заявления о подтверждении аккредитации, так как все данные будут получены из ЕРУЗ.

Подготовка программного обеспечения

Для того чтобы участие в тендерных и закупочных мероприятиях состоялось, участнику таких мероприятий может потребоваться установить ряд специальных программных продуктов. Одним из таковых является «Крипто Про» (в последних доступных версиях). Данное программное обеспечение используется для полноценного функционирования электронной цифровой подписи на всех электронных площадках, а также в Единой информационной системе.

В случае установки обеспечения на несколько компьютеров может взиматься плата за активацию дополнительных ресурсов. В этом случае следует также или ознакомиться с Руководством пользователя, или обратиться за консультацией в службу поддержки конкретной электронной торговой площадки.

Участие в торгах

В торгах принимают участие только те юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые получили аккредитацию на ЭТП.

В документации, размещенной на различных площадках, в том числе в ЕИС, отражается информация, на какой именно площадке будет происходить та или иная закупка, а также какие документы должны быть предъявлены участником торгов.

После того как были выбраны торги, потенциальному участнику потребуется предоставить заявку на участие в них в тех рамках, которые установлены закупочной документацией. В качестве сопровождения заявки потребуется предоставить документы, перечисленные выше.

После объявления победителя по итогам тендерной или закупочной процедуры наступает этап подписания контракта.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Как закупить услуги по организации мероприятий: пошаговая инструкция

Выбор необходимой услуги

Закупить творческие услуги, к которым и относится организация мероприятий, заказчик может как в рамках 44 ФЗ, так и по 223 ФЗ.

При закупках по 223 ФЗ организация-заказчик обладает определенной свободой действий. Она вправе использовать собственные средства для проводимого мероприятия, имеет возможность заключить контракт на проведение мероприятий, список критериев для оценки участников заказа в этом случае существенно шире.

Однако действуя в рамках 44 ФЗ, заказчик более организован и дисциплинирован. Каждый его шаг подчинен законодательной норме, именно поэтому возможность нарушений при проведении торгов сводится к минимуму.

Первое, что необходимо сделать государственным или муниципальным заказчикам, — дать четкое определение закупаемой услуге еще на этапе планирования. Наименование предмета заказа надлежит сформулировать в соответствии с потребностями покупателя и действующим классификатором ОКПД2, например, 90.01.10.000 — услуги в области исполнительских искусств.

Способ определения поставщика

При проведении закупочных процедур на оказание услуг по организации мероприятий заказчик вправе воспользоваться как конкурентными способами, так и заключить контракт с единственным поставщиком.

Такие услуги не входят в аукционный перечень (РП РФ № 471-р от 21.03.2016), поэтому покупатель может воспользоваться абсолютно любой конкурентной процедурой.

При выборе конкурентных способов (электронный аукцион, конкурс, запрос котировок или предложений) закупочная комиссия должна руководствоваться желаемым результатом проведения тендера. Если для организатора имеет значение ценовой параметр, то стоит воспользоваться электронным аукционом или запросом котировок. В том случае, если ключевое значение для заказчика представляют неценовые критерии — функциональные и квалификационные характеристики участника закупки, — то надлежит выбрать конкурс.

При оценке заявок участников конкурсная комиссия должна воспользоваться критериями, закрепленными в ПП РФ № 1085 от 28.11.2013.

Организатор закупки также может заключить контракт с единственным поставщиком в следующих случаях:

  1. Если цена не превышает 100 000 рублей — по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
  2. Если контракт на организацию мероприятий, проводимых для обеспечения нужд нескольких заказчиков, заключается с поставщиком, определенным организатором проводимого мероприятия, — по п. 16 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Такие контракты могут превышать лимит в 100 000 рублей. При этом покупатель не имеет права на осуществление действий, ограничивающих конкуренцию и ведущих к необоснованному сокращению числа участников (Письмо Минэкономразвития РФ № Д28и-2394 о 05.09.2016).

Подготовка необходимых документов

При подготовке ТЗ и документации по закупке ответственный специалист заказчика должен руководствоваться нормами и правилами, установленными 44 ФЗ. При формировании необходимо учитывать следующие законодательные аспекты:

  1. Описание объекта закупки не должно вести к ограничению конкуренции среди участников торгов (ст. 33 44-ФЗ). Предмет заказа носит объективный характер и не включает ссылку на конкретные фирменные наименования и товарные знаки. При необходимости заказчик может внести в ЗД эскизы и фотографии, имеющие непосредственное отношение к закупаемым услугам по оказанию мероприятий.
  2. Организатор обязан указать единые требования к участникам в соответствии со ст. 31 44-ФЗ. Требования, которые не входят в данную законодательную норму, считаются необоснованными и не подлежат включению в документацию по закупке.
  3. В техническом задании необходимо отметить функциональные, качественные и технические характеристики приобретаемой услуги. ТЗ должно быть составлено корректно и подробно и при этом не ограничивать количество участников торгов.
  4. НМЦК рассчитывается в соответствии со ст. 22 44-ФЗ. Приоритетным способом расчета считается метод сопоставимых рыночных цен. Расчет осуществляется по формулам, установленным действующим законодательством с учетом применения коэффициента вариации цен. Расчет НМЦК на организацию мероприятий является обязательным приложением к документации госзаказа и извещению о закупке.
  5. Проект контракта разрабатывается заказчиком самостоятельно с учетом норм действующего гражданского и закупочного законодательства (ГК РФ и 44-ФЗ) и является неотъемлемым приложением к закупочной документации.

Источники:
http://zakonguru.com/goszakupki/provedenie-tenderov.html
http://goscontract.info/podgotovka-k-tenderu/kak-zakupit-uslugi-po-organizatsii-meropriyatiy-poshagovaya-instruktsiya
http://zakonguru.com/goszakupki/proverki-fas.html

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию