Недобросовестная конкуренция в срезе трактования действующего законодательства в сфере экономических правоотношений

Недобросовестная конкуренция в срезе трактования действующего законодательства в сфере экономических правоотношений

Действия, сопряженные с прямой или косвенной дезинформацией конкурентов или потребителей, введение их в заблуждение — например, ведение дел под чужим именем, использование фирменного наименования наиболее известной фирмы, использование чужой торговой марки, несоответствие рекламы действительным свойствам и качеству товара. Плагиатор обеспечивает своей подделке бесплатный канал коммуникации, а заодно и наносит серьезный урон компании жертве.

Вместе с тем представляется более верным, что российский законодатель взял за основу определение, данное в Парижской конвенции, и, сохранив общую концепцию «оценочности» данной правовой категории, отошел от чересчур ярко выраженной абстрактности определения, придав легальному определению недобросовестной конкуренции более четкие критерии, сформулировал ясный перечень признаков, которые необходимо установить для признания действий хозяйствующего субъекта актом недобросовестной конкуренции.

Начнем изложение лекции с легального определения кон­куренции, данного в Федеральном законе «О конкуренции и огра­ничении монополистической деятельности на товарных рынках». Оно поможет лучше уяснить правовую суть противостоящих ей недобросовестной конкуренции и монополистической деятельнос­ти.

Акты недобросовестной конкуренции, связанные с использованием информации

Введение в заблуждение также рассматривается в указанном Федеральном законе, в статье 14.2. Это еще один метод, который направлен на получение лучшего финансово-экономического результата одним хозяйствующим субъектом по сравнению с другими такими субъектами.

Легальное определение недобросовестной конкуренции закреплено в ст. 4 закона о Защите конкуренции. Согласно п. 9 указанной статьи недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Наличия в отрасли крупных поставщиков и/или приобретателей. Данный факт также влияет на финансовое состояние фирмы-производителя, так как сильные игроки желают пользоваться большими скидками и преференциями, т. е.

Выявление и пресечение недобросовестной конкуренции

Дискредитация конкурентов, распространение порочащих и ложных сведений. Этот метод называется mud slinging («обрызгать грязью»). В современных экономических условиях на рынке содержится большое количество предложений в отношении товаров, услуг, работ, которые могут выполнить различные хозяйствующие субъекты. Для того чтобы потенциальный потребитель услуг таких субъектов имел достаточно широкий выбор, используется механизм конкуренции. Однако в некоторых случаях Федеральная антимонопольная служба фиксирует случаи недобросовестной конкуренции.

Противоправный характер действий хозяйствующего субъекта как признак недобросовестной конкуренции имеет место в тех случаях, когда нарушение хозяйствующим субъектом законодательства РФ может повлечь последствия в виде получения преимуществ и негативного эффекта для конкурентов.

Ю. Касьянов определяет недобросовестную конкуренцию как «состязательность независимых хозяйствующих субъектов на товарном рынке с целью получения каких-либо экономических преимуществ или выгод посредством формирования негативного мнения потребителя по отношению к товару своих конкурентов или формирования мнения потребителя по отношению к своему товару, не соответствующего действительности»Касьянов Ю. Проблемы российского антимонопольного законодательства // Законодательство и экономика, 2000. № 6. С.

Среди ученых-юристов значительное время существует дискуссия относительно сопоставления двух легальных дефиниций, содержащихся в Парижской конвенции и Законе о защите конкуренции.

В обоих случаях для идеи и общей нормы о злоупотреблении правом нет места» Малеин Н.С. Юридическая ответственность и справедливость. М., 1992. С.

Чтобы сохранять конкурентоспособность в соответствующей сфере, предприниматель должен учитывать все вышеперечисленные факторы.

В Федеральном законе «О защите конкуренции» №135-ФЗ от 26.07.2006 отдельная глава посвящена формам недобросовестной конкуренции, которые могут быть использованы на территории Российской Федерации отечественными и зарубежными организациями.

Рекрутирование персонала конкурирующей фирмы: привлечение к сотрудничеству персонала конкурирующей фирмы путем формирования предложения на основе выявленных недовольств служебным положением, зарплатой, условиями работы и др. Этим способом воспользовалась компания Sumsung, привлекая к сотрудничеству ученых из многих стран мира. Конкуренция есть состязательность хозяйствующих субъек­тов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничи­вают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем то­варном рынке.

Ученые-юристы предпринимали различные попытки определить ту грань, когда конкурентная борьба с точки зрения ее проявлений перестает быть добросовестной и может привести к неблагоприятным последствиям как для рыночных отношений в целом, так и для отдельных хозяйствующих субъектов — конкурентов. Возникновение института защиты от недобросовестной конкуренции было обусловлено тем, что с развитием рыночных отношений обострялась конкурентная борьба, приобретавшая различные проявления. Предприятия вели борьбу за наиболее благоприятное положение на рынке, за преимущества над конкурентами, что могло быть связано с увеличением спроса на производимую и реализуемую ими продукцию или оказываемые ими услуги. Результатом получения преимуществ в ходе конкурентной борьбы становится большая прибыль от производства и реализации продукции.

Понятие и признаки недобросовестной конкуренции

А что же такое согласно тому же Федеральному закону недобросовестная конкуренция, недопущение которой входит в арсенал правовых гарантий конкуренции? В юридической литера­туре высказана критика его норм о недобросовестной конкурен­ции, касающаяся самих исходных, базовых позиций*. В Федераль­ном законе, по мнению критиков, не сказано, что такое недобросо­вестная конкуренция, с чем нельзя согласиться. В третьем его раз­деле, который называется «Недобросовестная конкуренция», дей­ствительно нет правовой трактовки понятия недобросовестной кон­куренции, но она достаточно полно дается в ст. 4 первого раздела, которая как раз и посвящена определению основных понятий, ис­пользуемых в законе.
Но демпингер должен располагать финансовыми ресурсами, чтобы не разориться в период ценовой конкуренции. Демпинг использовала японская компания Sony при проникновение на рынок США, устанавливая цену в два раза ниже, чем на своем рынке. Демпинг может быть использован как барьер на пути вхождения на рынок нежелательного конкурента.

Конкуренция — это взаимоотношения между участниками экономики, которые выражены в виде борьбы, соперничества по поводу производства материальных благ и их обмена. Она необходима для эффективного развития и существования предпринимательской деятельности. Так, например, по мнению О.А. Городова, определение недобросовестной конкуренции, содержащееся в ст. 10 bis Парижской конвенции, «фактически не перекликается с понятием недобросовестной конкуренции по российскому законодательству», поскольку последнее в качестве условий признания действий хозяйствующего субъекта в рамках конкурентных отношений недобросовестными указывает на установление противоречия данных действий «целому спектру юридических, моральных, экономических и социальных предписаний».

Утраты компаниями-участниками возможности повышать цены в ситуации, когда на рынке появляются товары-заменители (или аналогичные услуги).

Другие ученые придерживаются противоположного мнения. Так, В.В. Лазарев считает, что злоупотребление правом представляет собой осуществление субъективного права в противоречии с его назначением. В результате злоупотребления правом причиняется ущерб правам и законным интересам граждан, государству и обществу в целом Лазарева В.В. Общая теория права и государства. М. 1994. С.

Определение конкуренции отражает идеальное состояние то­варного рынка. Никаких регулирующих ее государственно-правовых рычагов в законодательстве нет ввиду их ненадобности. Зада­ча состоит в другом — в создании и поддержании идеальной кон­курентной среды путем установления правовых гарантий, препят­ствующих нарушению, деформации этой среды. Понятие «недобросовестная конкуренция» возникло в качестве критерия оценки поведения участников одного и того же рынка товаров и услуг, состязавшихся за наиболее благоприятное положение на указанном рынке с точки зрения наличия у участников рынка добропорядочных намерений, соответствия их действий сложившимся на рынке правилам и принципам его функционирования, а также соблюдения правовых запретов. Целью такой оценки было выявление фактов выхода отдельных субъектов рынка «за грани дозволенного».

СОДЕРЖАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В РЕКЛАМНОЙ СФЕРЕ

В определении, прежде всего, отчетливо просматривается цель конкуренции — недопущение таких самостоятельных действий предпринимателей, которые в одностороннем порядке способны воздействовать на общие условия обращения конкретных товаров. Конкуренция в конечном счете отражает не столько интересы непосредственно самих производителей, сколько покупателей, обслу­живает их платежеспособный спрос на соответствующем товарном рынке, тем самым подчиняя производство интересам потребите­лей. Федеральный закон также кратко, но емко указал средство достижения цели — состязательность хозяйствующих субъектов, в процессе которой стимулируется производство товаров, которые нужны покупателю, складывается нормальная конъюнктура рын­ка и цены. Следует отметить, что в науке были сформированы различные подходы к пониманию правовой сущности недобросовестной конкуренции.

Добросовестная конкуренция — это разновидность конкурентных отношений, способствующая гармоничному развитию экономики государства. Понятие и признаки такой конкуренции, а также правовое регулирование процесса соперничества предпринимателей и станут темами нашего материала.

Недобросовестная конкуренция в сфере исключительных (интеллектуальных) прав

Таким образом, Законом о защите конкуренции определено, что для целей признания актом недобросовестной конкуренции необходимо доказать, что имеют ли действия хозяйствующего субъекта противоправный и (или) «противонравный» характер, т.е. противоречат обычаям делового оборота и (или) законодательству Российской Федерации и (или) требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и приводят или могут привести наступлению противоправных последствий в виде получения преимуществ в предпринимательской деятельности и причинения убытков конкурентам или нанесения вреда их деловой репутации.

Под недобросовестной конкуренцией в настоящее время понимаются такие действия или бездействие определенного круга хозяйствующих субъектов или конкретных организаций, которые нарушают сложившиеся моральные, этические и экономические нормы с целью улучшения своего экономического положения. Итогом проявления таких действий или бездействия становится вытеснение других организаций с рынка и сокращение количества существующих предложений.

Анализируя проблему злоупотребления правом, стоит отметить, что в юриспруденции под злом (в зависимости от отрасли права и правовой системы страны) понимаются вред (ущерб) или убытки. Вредом называется уничтожение или умаление материальных и нематериальных благ. Под убытками следует понимать реальный ущерб, а также упущенную выгоду.Высшее предназначение права — минимизировать возможность причинения вреда (ущерба, убытков) одним субъектом другому посредством защиты интересов личности, общества, государства, установления равной для всех людей меры свободы, возведения в закон справедливости. Употребление права во зло всегда приводит к умалению чьих-либо интересов и в конечном счете — к торжеству несправедливости.

Данный спектр недобросовестных конкурентных действий может быть продолжен и монополистической практикой, и согласованными действиями при создании картелей, и разработкой новейших пирамидальных технологий продвижения (многоуровневый маркетинг), и другими некорректными по отношению к конкуренту действиями.

Недобросовестная конкуренция в срезе трактования действующего законодательства в сфере экономических правоотношений

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Недобросовестная конкуренция в срезе трактования действующего законодательства в сфере экономических правоотношений». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Действия конкурента должны противоречить требованиям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. При этом, если действия противоречат законодательству, оценка их с точки зрения делового оборота, требований добропорядочности, разумности и справедливости не требуется.

Основным законодательным актом, регулирующем антиконкурентную деятельность в Российской Федерации, является Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года. Закон впервые ввел во внутреннее законодательство России понятие недобросовестной конкуренции и предусмотрел соответствующую правовую защиту.
Раздел III Закона посвящен недобросовестной конкуренции и имеет одноименное название. В разделе не имеется определения недобросовестной конкуренции, а ст.10 одновременно приводит ее формы и вводит запрет на соответствующие действия.

Федеральная антимонопольная служба

Конкуренция стимулирует производство таких товаров, которые больше всего нужны потребителю. Сейчас в России все меньше и меньше в крупных городах остается дешевых продовольственных товаров, сокращается количество маленьких магазинов, ларьков. Это происходит по понятным причинам: борьба с некачественной продукцией, борьба за эстетический облик российских городов.

Олигополия — структура рынка с небольшим числом продавцов данного товара, что обусловливает их взаимозависимость в определении цен и объема производства. Поведение конкурента серьезно влияет на каждого продавца, и каждый из них реагирует на стратегию и действия конкурентов. Участники рынка никогда не уверены в долговременном результате.
На практике эта возможность используется, крайне редко из-за чрезвычайной сложности сбора хозяйствующим субъектом доказательств, которые соответствовали бы установленному критерию для применения «амнистии». Действительно, на каких правовых «весах» можно взвесить «положительный эффект» и «негативные последствия», чтобы зафиксировать, что первый «перетягивает» вторые.

Все указанные виды конкуренции и возможные ее направления рассмотрены в статьях 14.4-14.6 Федерального закона.

Официальное название закона Клейтона – Закон, дополняющий существующие законы против неправомерных ограничений и монополий, а также преследующий иные цели.

Данная правовая позиция была подтверждена ВАС РФ в Постановлении Президиума ВАС РФ от 19 июля 2011 г. N 3255/11.

Следует иметь в виду, что хозяйствующие субъекты могут удваивать собираемую «дань» посредством так называемых «ножниц цен»: устанавливаются монопольно высокие цены на продаваемую продукцию и монопольно низкие на покупаемую. Уровни этих цен удаляются друг от друга, подобно расходящимся лезвиям ножниц. Такое движение цен основывается на расширении зон избытка и дефицита товаров.

Контрольная работа: Недобросовестная конкуренция и система мер по защите от нее

Недостаток ныне действующего подхода к подразделению конкуренции на честную и нечестную заключается в том, что он является чисто правовым. И дело не только в применении расплывчатого критерия, которым выступает различие, существующее между правомерным осуществлением прав и злоупотреблением нравом.

Коряжмы; выявление преимущества по отношению к другим участникам рынка получило общество при использовании упомянутых этикеток на электронном оборудовании.
Вместе с тем в правоприменительной практике встречаются случаи, когда для целей применения запрета на недобросовестную конкуренцию антимонопольному органу надлежит доказать факт взаимозаменяемости товаров, имеющих определенные различия в цене.

В связи с заметной ролью товарных знаков как средств индивидуализации на рынке товаров и услуг немаловажное значение приобретают используемые юридическими лицами и предпринимателями способы защиты от недобросовестной конкуренции, среди которых важное место занимают гражданско-правовые меры, применяемые в случаях незаконного использования обозначения третьими лицами.

Формы недобросовестной конкуренции

Закон определяет монопольно высокую цену как цену товара, устанавливаемую хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.

Автором исследуется понятие «недобросовестная конкуренция». Проводится сравнительный анализ этого определения в Федеральном законе от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» и в Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

При этом следует обратить внимание, что Законом о защите конкуренции указывается на то, что действия хозяйствующего субъекта, признаваемые недобросовестной конкуренцией, должны иметь возможность причинения убытков его конкурентам или нанесения вреда их деловой репутации.

Автором исследуется понятие «недобросовестная конкуренция». Проводится сравнительный анализ этого определения в Федеральном законе от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» и в Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

При этом следует обратить внимание, что Законом о защите конкуренции указывается на то, что действия хозяйствующего субъекта, признаваемые недобросовестной конкуренцией, должны иметь возможность причинения убытков его конкурентам или нанесения вреда их деловой репутации.

Традиционно выделяют две модели регулирования рыночной конкуренцией: американскую и европейскую. В американской модели законодательство, направленное на запрет монополий, включает ряд норм о недобросовестной конкуренции.

Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория ОРД

Видовая конкуренция является следствием того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но отличные друг от друга по каким-либо существенным параметрам.

Предметная конкуренция возникает, когда идентичные товары незначительно различаются или отличаются качеством. Этот вид конкуренции часто называют межфирменной.

В этом случае допустимость (честные методы) и недопустимость (нечестные методы) применения тех или иных методов завоевания преимущества будет зависеть от того, насколько эти методы отвечают ожиданиям и устремлениям участников конкуренции и общества в целом. Честная и нечестная формы конкуренции становятся показателями разной меры реализации частных нрав, т. е. предпринимательской свободы.

Чистая монополия — это рынок, где одна фирма является единственным продавцом товара или услуги, не имеющих близких заменителей, и монополист диктует свои условия (цену, объем).

В Федеральном законе «О защите конкуренции» №135-ФЗ от 26.07.2006 отдельная глава посвящена формам недобросовестной конкуренции, которые могут быть использованы на территории Российской Федерации отечественными и зарубежными организациями.

Трудовое право, право социального обеспечения

В данном случае дискредитация выражается в виде распространения искаженных, неточных или ложных сведений, которые могут нанести ущерб и экономическому положению, и деловой репутации того или иного субъекта экономической деятельности.

Современные ученые более определенны в изложении своих взглядов на недобросовестную конкуренцию. Так, по мнению В. А. Дозорцева, недобросовестная конкуренция (согласно представлениям В. А.

Известно, что для крупнейших и имеющих заметный вес на национальной и мировой экономической арене производителей использование товарного знака является не только средством идентификации товара, но и определенной гарантией его качества для потребителей, поскольку потенциальный покупатель связывает (ассоциирует) производимую качественную продукцию с узнаваемым образом товарного знака.

Таким образом, совершаемые участником экономических отношений действия, способные каким-либо способом вызвать смешение по отношению к предприятиям, продуктам, промышленной или торговой деятельности конкурента, могут характеризоваться разными признаками нарушений исключительных прав на товарные знаки.

Судебной практике знакомы случаи, когда третьим лицам приходилось обращаться за защитой в антимонопольный орган, а затем участвовать и в рассмотрении дел судебными инстанциями в связи с незаконными (недобросовестными) действиями организаций по регистрации за собой права на использование торговой марки. Показательным представляется следующее дело.

По моему мнению, любой спор в суде — четкая иллюстрация этого типа игр. Игры “выиграть-выиграть” основаны на принципиально другой философии — философии партнерства. В данной системе миропонимания бизнес — это игра, в которой есть только победители, или, словами маркетологов, спрос рождает предложение, предложение удовлетворяет спрос. В общем, это позиция Партнерства.

Понятия и определения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции должны содержать скоординированные с нормами о конкуренции специальные нормы-запреты, устанавливающие границы нормативного поведения хозяйствующих субъектов с целью соблюдения прав других участников рыночных отношений.

В четвертой статье Закона среди прочих определений есть толкование термина “недобросовестная конкуренция”.

Недобросовестная конкуренция по своей сути является действием хозяйствующего субъекта, направленным на приобретение необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности. В настоящее время не выработано единое понятие «недобросовестная конкуренция».

Недобросовестная конкуренция может причинить вред не только предпринимателям-конкурентам, но и потребителям. В таких случаях применяются средства, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей.

Субъекты ценообразовательного нормотворчества излишне многочисленны. В пределах своей компетенции его осуществляют все структуры власти: федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Публично-правовая обязанность предпринимателя-нарушителя осуществить контррекламу возникает в случае установления факта нарушения законодательства РФ о рекламе. Срок исполнения устанавливается антимонопольным органом, вынесшим решение об осуществлении контррекламы, причем согласно пункту 1 статьи 29 Закона о рекламе расходы по контррекламе ложатся на нарушителя в полном объеме.

Марийская республика: описание, города, территория и интересные факты

В законодательстве выделяются «добросовестная» («честная») и «недобросовестная» («нечестная») формы конкуренции*.

В данном случае распространяемые сведения имеют целью не представить в невыгодном свете услуги, товар или работы других участников определенного сектора рынка, а улучшить в глазах потенциального потребителя свой товар, предлагаемый к приобретению.

Роль государства в регулировании деятельности монополий в переходный период заключается не только в ограничительных мерах, основной упор приходится на стимулирование конкуренции, которая является важнейшим элементом антимонопольной политики.

Предписание представляет собой правообразующий юридический факт и является обязательным для исполнения письменным требование антимонопольного органа. Он направлен на возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере применения антимонопольного законодательства и защиту прав предпринимателей.

Так, О. А. Городов в своей монографии, посвященной проблемам недобросовестной конкуренции, подробно изложил толкование понятия недобросовестной конкуренции различными авторами, исследовавшими эту проблему .

Недобросовестная конкуренция в срезе трактования действующего законодательства в сфере экономических правоотношений

В современных экономических условиях на рынке содержится большое количество предложений в отношении товаров, услуг, работ, которые могут выполнить различные хозяйствующие субъекты. Для того чтобы потенциальный потребитель услуг таких субъектов имел достаточно широкий выбор, используется механизм конкуренции. Однако в некоторых случаях Федеральная антимонопольная служба фиксирует случаи недобросовестной конкуренции.

Понятие недобросовестной конкуренции

Под недобросовестной конкуренцией в настоящее время понимаются такие действия или бездействие определенного круга хозяйствующих субъектов или конкретных организаций, которые нарушают сложившиеся моральные, этические и экономические нормы с целью улучшения своего экономического положения. Итогом проявления таких действий или бездействия становится вытеснение других организаций с рынка и сокращение количества существующих предложений.

В рамках этой же главы указанного нормативного акта говорится о недопустимости использования различных методов недобросовестной конкуренции для улучшения своего положения определенными хозяйствующими субъектами.

Недобросовестная конкуренция в форме дискредитации

Объяснение данной формы недобросовестной конкуренции содержится в статье 14.1 указанного выше Федерального закона.

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Распространение таких сведений касается чаще всего:

  • условий, в которых реализуется тот или иной товар или предлагается к продаже, например, относительно цены товара (могут распространяться сведения о том, что цена товара или услуги сформирована неправомерным образом или занижена ввиду плохого качества такого товара);
  • качества товара или услуги, а также потребительских свойств предлагаемого к приобретению товара;
  • способов изготовления товара, а также условий, в которых поставляемый товар изготавливается;
  • результатов, которые ожидаются потенциальным потребителем от приобретения того или иного товара, а также возможности использовать тот или иной товар для достижения определенных целей;
  • количества товара, которое может предложить к приобретению другая организация-конкурент, а также возможностей приобретения такого товара, в том числе с определенными условиями такого приобретения;
  • фактически существующего спроса на тот или определенный товар.

Введение в заблуждение

Введение в заблуждение также рассматривается в указанном Федеральном законе, в статье 14.2. Это еще один метод, который направлен на получение лучшего финансово-экономического результата одним хозяйствующим субъектом по сравнению с другими такими субъектами.

Такие сведения, которые улучшают качественные характеристики товара или работ и услуг, распространяются чаще всего в отношении:

  • качеств товара и его потребительских свойств, а также в отношении назначения товара (например, путем расширения возможностей использования);
  • способов и условий, в которых тот или иной товар производится, а также проводится подготовка к оказанию услуг или выполнению работ;
  • количества товара, который можно приобрести, его ассортимента, а также объема услуг или работ, который может быть выполнен потенциальным исполнителем заключаемых соглашений;
  • гарантийных обязательств относительно производимого товара, работ или услуг (например, путем заявлений об увеличенном сроке гарантийного обслуживания, в то время как такие сроки не соблюдаются);
  • условий предложения товара или услуг и работ к приобретению (например, в части указания цены ниже той, которую фактически придется заплатить приобретателю).

Некорректное сравнение

Статья 14.3 указанного Федерального закона запрещает любые формы сравнения, которое может быть расценено как некорректное. В соответствии с положениями пункта 1 данной статьи к таким случаям сравнения можно отнести:

  • сравнение, осуществляемое с другими участниками экономической и финансовой деятельности, если такое сравнение осуществляется с использованием слов, которые создают впечатление у потенциального потребителя о том, что предлагаемые ему товар, услуга или работа существенно лучше, чем у конкурентов;
  • сравнение осуществляется без указания конкретных параметров, а также характеристик предлагаемого к приобретению товара или услуги, что не позволит выполнить действительное качественное сравнение с аналогичным товаром или услугами у других участников рынка;
  • сравнение, при котором с использованием слов, направленных на создание впечатления о лучшем предложении на рынке у потребителя, не имеет под собой не только практического подтверждения, но и представляет собой ложные утверждения либо искаженные и неточные, что может быть доказано при проведении фактического сравнения.

Недобросовестная конкуренция, связанная с интеллектуальной деятельностью

Данные виды недобросовестной конкуренции чаще всего связаны с использованием либо присвоением права на средства индивидуализации другого юридического лица (например, приобретение и оформление на себя товарного знака, обозначающего наименование продукции, которая подлежит реализации на территории Российской Федерации, в то время как по договору дилерского представительства возможно только реализовывать товар, но товарный знак на себя оформлять запрещено).

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Другим вариантом проявления недобросовестной конкуренции является реализация товара или введение его в оборот, если при этом каким-либо образом нарушаются права других лиц, имеющих исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.

Другим ее проявлением может являться копирование внешнего вида или общая имитация товара, который вводится в оборот, либо упаковки товара, его этикеток, наименований и других идентификационных данных.

Все указанные виды конкуренции и возможные ее направления рассмотрены в статьях 14.4-14.6 Федерального закона.

Использование сведений, составляющих коммерческую или иную тайну

Некоторые участники рынка занимаются хозяйственной деятельностью с использованием сведений, содержащих коммерческую тайну либо какой-либо другой ее вид, который также охраняется законом. К числу таких случаев относятся:

  • получение информации, которая составляет коммерческую тайну, если эта информация принадлежит другой организации, участвующей в экономической деятельности на рынке, при этом согласия на распространение такой информации ее обладатель не давал;
  • нарушение условий договора в отношении использования информации лицом, которому информация, составляющая коммерческую тайну, была передана для использования. Нарушение может выражаться в распространении предоставленной для пользования информации;
  • распространение информации, составляющей коммерческую тайну, если такая информация была получена конкурирующим участником рынка в нарушение условий соглашения о неразглашении такой тайны. Считаться фактом недобросовестного конкурирования такое действие может, если указанная информация была получена от должностного лица, которое имело доступ к такой информации в силу выполнения возложенных на него обязанностей по его должностной инструкции.

Признаки недобросовестной конкуренции

Для того чтобы распознать недобросовестную конкуренцию, следует знать ее определенные признаки, к которым относятся:

  • осуществление действий организацией, работающей в конкретном секторе рынка, направленных на создание максимально невыгодного положения для других участников рынка. Если никаких подобных действий организация-конкурент не осуществляет, то и говорить о том, что она незаконным образом разоряет конкурента, невозможно;
  • проведение каких-либо мероприятий, которые направлены на получение определенных преимуществ. При этом действия могут быть как упорядоченными, так и хаотичными. Главная цель от этого не меняется – получение преимуществ, которые при этом могут быть необоснованными;
  • проведение каких-либо мероприятий, анализ которых показывает, что происходит явное нарушение правовых норм, норм морали, а также сложившихся обычаев делового оборота;
  • организация-конкурент, которая попала под действия о незаконной конкуренции, терпит реальные убытки, выражающиеся в упущенной прибыли и возросших расходах на осуществление своей деятельности, либо оказалась испорчена репутация организации, что повлекло невозможность заключения соглашения с одним из своих клиентов;
  • нанесен вред репутации фирмы, которая является ее нематериальным активом, позволяющим извлекать определенную величину прибыли. Нанесение вреда репутации может быть расценено как признак недобросовестной конкуренции, если в результате снизился объем прибыли, которую организация получает, а также объем заключаемых договоров и контрактов, а уже существующие партнеры отказываются от сотрудничества.

Административная ответственность

Основные полномочия по назначению административных видов наказаний происходят на основании положений статьи 14.33 Кодекса об административных правонарушениях. В соответствии с положениями данной статьи:

  • если речь идет о проявлениях недобросовестной конкуренции, но уголовного состава в таком правонарушении зафиксировано не было, то наказание будет выражаться в размере административного штрафа. На должностных лиц налагаются штрафные санкции в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей, а в отношении юридических лиц размер санкций увеличивается от ста до пятисот тысяч рублей;
  • если в оборот были введены товары, при создании которых незаконным образом были использованы результаты интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним средства индивидуализации, сформированные для другого юридического лица либо продукции или работ и услуг, то размер санкций меняется. На должностных лиц налагается штраф в размере двадцати тысяч рублей или осуществляется его дисквалификация на срок, не превышающий трех лет. Юридические лица подвергаются наложению штрафа в размере от одной до пятнадцати сотых размеров выручки самого нарушившего закон юридического лица. В денежном эквиваленте минимальной суммой штрафа является сто тысяч рублей.

Уголовная ответственность

Если рассматривать недобросовестную конкуренцию с позиций уголовного законодательства, то состав правонарушения в данном случае выглядит шире из-за того, что совершить его могут как руководители юридических лиц без использования своего служебного положения, так и должностные лица, у которых есть возможность оказать влияние на сложившуюся ситуацию в части соблюдения правил конкуренции на рынке.

Если несколько конкурирующих участников рынка заключили соглашение, которое сможет ограничить ситуацию с конкуренцией в своем секторе рынка, в результате чего нанесен ущерб Российской Федерации и гражданам, то наказание будет выглядеть следующим образом:

  • на уличенных в таком деянии лиц может быть наложен штраф в границах от трехсот до пятисот тысяч рублей либо в размере дохода за период от одного до двух лет;
  • принудительные работы с максимальным сроком наказания до трех лет, дополнительным наказанием к которым назначается лишение права занимать определенные должности или реализовывать какие-либо виды деятельности с максимальным сроком до одного года;
  • основное наказание в виде лишения свободы в пределах до трех лет с дополнительным наказанием занимать какие-либо должности или без такового на срок до одного года (дополнительное наказание может быть назначено по решению суда).

Если при совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 178 УК РФ, были зафиксированы факты использования должностным лицом его служебного положения, либо были осуществлены действия, направленные на уничтожение чужого имущества, либо высказаны угрозы такого уничтожения, но признаки вымогательства зафиксированы не были, либо причинен ущерб в особо крупном размере, то наказание выглядит следующим образом:

  • принудительные работы со сроком наказания до пяти лет;
  • лишение свободы с предельным сроком наказания до шести лет;
  • в качестве дополнительного наказания может быть использовано ограничение на занятие определенных должностей на срок до трех лет;
  • штраф в размере до одного миллиона рублей также может расцениваться в качестве дополнительного наказания.

Если какие-либо действия, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 178 Уголовного Кодекса Российской Федерации, были совершены с применением насилия, либо была высказана угроза его применения, которая может быть трактована как реально действующая, то наказание выглядит следующим образом:

  • принудительные работы с максимальным сроком наказания до пяти лет с обязательным назначением ограничения в праве занимать определенные должности с диапазоном наказания от одного года до трех лет;
  • лишение свободы с предельным сроком наказания до семи лет, к которому также назначается ограничение в праве занимать определенные должности с периодом наказания от одного года до трех лет.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Общая характеристика законодательства о защите экономической конкуренции

Читайте также:

  1. Cтатья 353. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  2. G) Защите интересов государства.
  3. I. Общая часть.
  4. I. ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ
  5. I. ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ
  6. III. Виды муниципальных образований в РФ и их характеристика.
  7. III. Общая характеристика
  8. А. Введение, описание, характеристика
  9. А. Введение: описание, характеристика, судебная практика
  10. А. Общая характеристика 1 страница
  11. А. Общая характеристика 2 страница
  12. Абсолютные, относительные, конкурентные преимущества. Факторы конкуренции. Современные тенденции изменения конкурентоспособности. Показатели конкурентоспособности страны.

§1

Защита экономической конкуренции

Функционирование рыночных отношений, основой которых является многоукладная экономика, предусматривает необходи­мость создания равных возможностей для всех субъектов хозяй­ствования, а также их свободную конкуренцию. Под конкуренцией в самом общем виде следует понимать определенную состязатель­ность субъектов хозяйствования, когда их взаимодействие ограни­чивает возможность каждого из них единолично влиять на условия оборота товара на рынке и стимулируют предложение тех товаров (работ, услуг), в которых нуждается потребитель.

С начала 80-х годов XX века в экономической политике многих стран мира стали активно проводиться мероприятия, направленные на стимулирование конкуренции. 6 законодательных системах раз­витых стран мира, таких как США, Германии, Японии и др., вы­работано специальное законодательство, направленное на защиту конкуренции. Накопленный этими странами теоретический и прак­тический опыт служит основой для проведение другими государ­ствами, в том числе Украиной, политики по защите экономической конкуренции.

Законодательства стран мира, которые ориентированы на обес­печение политики страны в сфере защиты конкуренции, формиру­ются на общей теоретической базе 1 . Различия в положениях таких законодательств объясняются тем, что они развивались на разных концептуальных основах. В мировой теории и практике наиболее распространенными являются две концепции политики по защите конкуренции: концепция господства рынка и концепция власти, над рынком.

Первая концепция базируется на презумпции господства рынка. Сущность этой концепции заключается в необходимости снятия любых ограничений в конкуренции. Применение такого подхода к законодательному обеспечению политики государства по защите экономической конкуренции позволяет хозяйствующим субъектам занимать на рынке монопольное (доминирующее) положение, но запрещает злоупотребления с применением рыночной власти. В зако­нодательствах, основанных на таком концептуальном подходе, больше внимания уделяется созданию добропорядочной конкурент­ной среды и контролю за соблюдением субъектами хозяйствования установленных законодательно правил поведения в сфере конку­ренции.

Концепция власти над рынком исходит из понимания того, что власть над рынком — это некая способность хозяйствующего субъ­екта изменять цены, не изменяя количества продаж при отсутствии альтернативных продуктов. Поэтому крупные фирмы могут влиять на действия мелких фирм. Это требует применения средств, направ­ленных против монополистической деятельности. В законодатель­ствах, основанных на такой концепции, определяется, как правило, доля рынка и его структура, условия вхождения на рынок, наличие барьеров для вхождения на рынок и т.п.

Исходя из этих двух концепций формируется антитрестовское, конкурентное, либо антимонопольное законодательство различных стран.

Так, например, в США действует антитрестовское законодатель­ство — свод утвержденных Конгрессом юридических актов, опреде­ляющих допустимость той или иной практики субъектов хозяйство­вания с точки зрения ее воздействия на конкуренцию. В антитрес­товском законодательстве понятие «монополизация» является определяющим и обозначает только лишь завоевание или сохране­ние фирмой (или их группой) доминирующего положения на рынке посредством проведения политики ограничения конкуренции.

В отличие от антитрестовского законодательства США, полити­ка стран ЕС по защите экономической конкуренции сочетает запрет монополий и принцип контроля и регулирования их деятельности. В первом случае запрещается поведение, направленное на создание монополий. Во втором случае создание монополий допускается, но лишь постольку, поскольку таковые не нарушают нормативно уста­новленные условия свободы конкуренции.

Характерными чертами антимонопольного законодательства Японии являются более жесткие, чем в США, правила слияния и объединения предприятий, существенное ограничение участия бан­ков в акционерном капитале компаний, полный запрет «чистых» холдингов и ограничение совмещения директорских постов. В Япо­нии для определения монопольного положения применяется крите­рий доли рынка, устанавливается перечень признанных барьеров для доступа, введен особый режим для естественных монополий, чрезвычайно жестко регламентирован процесс слияния предприятий, независимо от того, каким способом оно осуществляется и пр.

В Постановлении Верховной Рады Украинской ССР от 03.08.90 г. «О реализации Закона «Об экономической самостоятельности Укра­инской ССР» в перечень законодательных актов, которые обеспе­чили бы действие Закона Украинской ССР «Об экономической са­мостоятельности Украинской ССР» было включено антимонополь­ное законодательство.

На сегодняшний день Украиной сделаны существенные шаги на пути формирования антимонопольно-конкурентного законодатель­ства (законодательства о защите экономической конкуренции). 10.07.91 г. Верховным Советом СССР был принят Закон СССР «Об ограничении монополистической деятельности в СССР». В нем среди прочего отмечалось, что данный нормативный акт будет применять­ся в отношении деятельности субъектов хозяйствования, органов власти и управления, которые имеют своим последствием ограниче­ние конкуренции на рынках двух и более республик. Также огова­ривалось, что антимонопольная деятельность в пределах союзных республик будет регулироваться республиканским законодатель­ством. Спустя семь месяцев 18.02.92 г. Верховной Радой Украины был принят Закон Украины «Об ограничении монополизма и недо­пущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности», который определил правовые основы ограничения и предупреждения монополизма в предпринимательской деятельности. Но, указанный Закон касался в преобладающей своей части не соз­данию условий для развития и поддержки добросовестной конкурен­ции, а вопросов борьбы с монополизмом и недобросовестными про­явлениями конкуренции. Об этом свидетельствует тот факт, что по­рядка 17 статей указанного Закона были посвящены вопросам создания, организации деятельности и функционирования Анти­монопольного комитета Украины (далее — АМКУ). Указанный нор­мативно-правовой акт не определял сущности экономической конку­ренции и не давал легальной трактовки термина « конкуренция ».

26.11.93 г. Верховной Радой Украины был принят Закон Укра­ины «Об Антимонопольном комитете Украины», 07.06.96 г. — Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции». Важным этапом в процессе создания системы антимонопольного законода­тельства стало принятие 20.04.2000 г. Закона Украины «О естествен­ных монополиях». И, наконец, 11.01.2001 г. принят Закон Украи­ны «О защите экономической конкуренции», с момента вступления в силу которого утратил силу Закон «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предприниматель­ской деятельности».

Если принять во внимание позицию отечественного законодате­ля относительно правового обеспечения политики государства в сфере антимонопольно-конкурентного регулирования, то можно отметить, что государство постепенно перешло от законодательного регулирования процессов обеспечения конкуренции, основанного на концепции власти над рынком к законодательству, основанному на концепции господства рынка. И в настоящий момент законода­тельство Украины, регулирующее общественные отношения в сфере защиты экономической конкуренции, имеет целью не борьбу с монополизмом, не преследование крупных фирм — субъектов хозяйствования, а создание и всестороннюю поддержку конкурент­ной среды на рынке, что достигается среди прочего путем:

— законодательного определения понятия «конкуренция»;

— определения составов правонарушения в виде злоупотребле­ния монопольным (доминирующим) положением на рынке;

— пресечения, предотвращения и государственного преследова­ния недобросовестных проявлений конкуренции.

В юридической литературе многие вопросы антимонопольного (конкурентного) права детально рассмотрены. Однако следует от­метить, что современная наука конкурентного права развивается намного медленнее, чем правоприменительная практика, что свя­зано со становлением и развитием новых форм общественных от­ношений в сфере хозяйствования. Комплексные специальные на­учные теоретические исследования конкуренции, монополии и государственной политики в этой сфере предприняты лишь немно­гими отечественными и российскими авторами, среди которых выделяются работы Р.Г. Агаева, А.В. Антощенко, К. Ю. Тотьева, И. И. Дахно, В.И. Еременко, Н.Н. Ермощенко, А. Ластовецкого, Н.А. Саниахметовой, С. А. Паращука, Л.Н. Семеновой и др.

Многие вопросы государственного регулирования экономической конкуренции изложены в работах ученых-экономистов. Это объ­ясняется тем, что категория «конкуренция» имеет, прежде всего, экономический характер.

Итак, рыночная система, построение которой ведется в Украине, в классическом представлении содержит стихийное и целенаправ­ленное регулирование. Основой стихийного регулирования (само­регулирования) являются объективные экономические законы (например, закон спроса и предложения) 1 . Последствия их действия не всегда имеют положительный эффект с точки зрения социально-экономических интересов общества (публичных интересов). Поэто­му саморегулирование необходимо корректировать и дополнять целенаправленным воздействием на экономическую систему с целью уменьшения негативных проявлений рыночной стихии. Такое вли­яние осуществляется при помощи государственного регулирования экономики, одним из видов которого и является регулирование конкуренции. Его главное назначение — стимулировать конкуренцию, предупреждать и пресекать противоправную деятельность субъектов хозяйствования, посягающую на механизм конкурентной борьбы.

Государственное регулирование конкуренцииэто целена­правленная деятельность государства, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых законодательством, по установлению и реализации правил хозяйствования на товар­ных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений. Причиной, побуждающей государство реализовывать именно эти цели, явля­ется публичный интерес, заключающийся в необходимости поддер­жания конкурентных основ рынка. Как пишет ведущий американ­ский исследователь вопросов конкуренции М. Портер, правительство должно вдохновлять — или даже подталкивать — компании к по­вышению своих стремлений и движению к более высоким уровням конкуренции, даже несмотря на то, что этот процесс оказывается весьма неприятным и сложным».

Важнейшими формами государственного регулирования кон­куренции являются нормативное и организационное воздействие.

Нормативное регулирование конкуренции проявляется в уста­новлении в нормативно-правовых актах правил поведения участ­ников хозяйственных отношений, обеспечивающих конкурентную среду в сфере хозяйствования. Такое регулирование олицетворяет особую деятельность государства, направленную на создание право­вых форм экономического порядка.

В свою очередь, организационное регулирование конкуренции заключается в создании государством антимонопольных органов и наделении их соответствующим объемом прав с тем, чтобы они могли оказывать реальное и положительное воздействие на эконо­мические отношения.

Правовое регулирование защиты экономической конкуренции основывается на положениях Конституции Украины. В частности, ст. 42 Конституции Украины устанавливает правила, в соответствии с которыми:

— государство обеспечивает защиту конкуренции в предпри­нимательской деятельности;

— не допускаются злоупотребления монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестная конкуренция;

— виды и границы монополии определяются законом.

Кроме этого, Конституция Украины устанавливает порядок на­значения на должность и освобождения от занимаемой должности Председателя АМКУ, что входит в состав полномочий Верховной Рады Украины и Президента Украины (п. 12 ст. 85). В Конституции также закреплена необходимость исключительно законодательно­го определения правил конкуренции и норм антимонопольного регулирования (п. 8 ст. 92).

Определение Конституцией Украины требования относительно законодательного установления правил конкуренции означает, что только специально уполномоченные органы государства могут трактовать сущность указанного понятия и правил в соответствую­щей сфере. Превышение органами власти и управления предостав­ленных полномочий является нарушением закона, субъекты хозяй­ствования и органы власти и управления должны соблюдать только те правила конкуренции, которые установлены законом, и обжало­вать те из них, которые выходят за рамки указанных полномо­чий.

Специальное законодательство в сфере защиты экономической конкуренции можно условно разделить на два блока. Первый блок касается противодействия антиконкурентному поведению со сто­роны субъектов хозяйствования (их групп) и органов управления, обладающих рыночной властью. Основными актами законода­тельства здесь выступают положения ст.ст. 25-31 ХК Украины, Закон Украины «О защите экономической конкуренции», Закон Украины «О естественных монополиях» от 20.04.2000 г. и др. Второй блок касается антиконкурентного поведения субъектов хозяйство­вания, не обладающих рыночной властью. Основу данного блока составляют положения ст.ст. 32-38 ХК Украины, законы «О защи­те от недобросовестной конкуренции» от 07.06.96 г., «О рекламе» в редакции от 11.07.2003 г. и др.

Общим для всей сферы экономической конкуренции является Закон Украины «Об Антимонопольном комитете Украины».

Во исполнение названных законодательных актов принято мно­жество подзаконных актов, например, распоряжение Антимоно­польного комитета Украины «Об утверждении Типовых требований к согласованным действиям для общего освобождения от предвари­тельного получения согласия органов Антимонопольного комитета Украины на согласованные действия субъектов хозяйствования» от 12.02.2002 г. № 27 и многие другие.

Законодательство о защите экономической конкуренции имеет целью регулирование отношений между участниками хозяйствен­ной деятельности между собой, а также между ними, с одной сто­роны, и государством в лице уполномоченных органов, с другой стороны, на территории Украины.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 587 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники:
http://u-maker.ru/sovety-yurista/4475-nedobrosovestnaya-konkurenciya-v-sreze-traktovaniya-deystvuyushhego-zakonodatelstva-v-sfere-yekonomicheskikh-pravootnosheniy.html
http://zakonguru.com/goszakupki/nedobrosovestnaa-konkurencia.html
http://studopedia.su/16_137037_obshchaya-harakteristika-zakonodatelstva-o-zashchite-ekonomicheskoy-konkurentsii.html
http://pravo.team/zakupki/obraschenie-v-fas.html

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию