Какими полномочиями и функциями наделена ФАС РФ в рамках государственных закупок?

Какими полномочиями и функциями наделена ФАС РФ в рамках государственных закупок?

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Минфина России и Федеральной антимонопольной службы от 25 августа 2017 г. №№ 24-04-06/55025, РП/59080/17 “О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении контроля в сфере закупок”

В связи с поступающими вопросами о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) при осуществлении контроля в сфере закупок Минфин России и ФАС России сообщают следующее.

1. Частью 3 статьи 99 Закона № 44-ФЗ установлены виды проверок, осуществляемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (далее – контрольный орган в сфере закупок федерального уровня), органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципального района, органами местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок (далее – контрольные органы в сфере закупок регионального и муниципального уровней соответственно), – плановая и внеплановая.

Контрольный орган в сфере закупок каждого уровня наделен полномочиями по проведению плановых проверок в отношении закупок для обеспечения нужд соответствующего уровня.

При этом контрольный орган в сфере закупок муниципального уровня наделен полномочиями по проведению внеплановых проверок в отношении закупок для обеспечения исключительно муниципальных нужд, контрольный орган в сфере закупок регионального уровня – нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, контрольный орган в сфере закупок федерального уровня – любых нужд.

В соответствии с частью 4 статьи 99 Закона № 44-ФЗ контроль в отношении операторов электронных площадок, а также при проведении электронного аукциона (с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона до момента заключения контракта) в отношении иных субъектов контроля (заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, которыми в настоящее время является ФАС России.

Учитывая исключительные полномочия контрольного органа в сфере закупок федерального уровня в отношении субъектов контроля в период проведения электронного аукциона, по мнению Минфина России и ФАС России, не допускается проведение плановых и внеплановых проверок контрольными органами регионального и муниципального уровня с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона (в том числе проводимого для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд) до момента заключения контракта по итогам его проведения.

При этом в отношении закупки, проводимой в форме электронного аукциона, допускается проведение плановых и внеплановых проверок контрольными органами в сфере закупок регионального и муниципального уровня до момента размещения извещения о проведении такого аукциона и после заключения контракта в отношении действий субъектов контроля за исключением оператора электронной площадки, в том числе совершенных в период проведения электронного аукциона с момента размещения извещения о таком аукционе до заключения контракта.

Учитывая изложенное, по мнению Минфина России и ФАС России, в случае получения контрольным органом в сфере закупок регионального и муниципального уровня в период, начиная с момента размещения извещения о проведении такого аукциона до момента заключения контракта (период определения поставщика (подрядчика, исполнителя)), информации, содержащей признаки нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, для проведения внеплановой проверки в отношении электронного аукциона в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона № 44-ФЗ, в целях предупреждения и пресечения нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок такая информация подлежит передаче в контрольный орган в сфере закупок федерального уровня в возможно короткий срок, но не позднее срока, установленного частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

2. В соответствии с частью 22 статьи 99 Закона № 44-ФЗ при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 23.66 КоАП РФ контрольные органы в сфере закупок рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 – 2.1 статьи 7.29, частями 1 – 4.2, 6 – 8, 10, 11, 13, 14 статьи 7.30, частью 2 статьи 7.31, статьей 7.31.1, частями 1 – 6 статьи 7.32, частью 1 статьи 7.32.5, частью 11 статьи 9.16 (за исключением сферы государственного оборонного заказа и сферы государственной тайны), частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 (за исключением сферы государственного оборонного заказа и сферы государственной тайны) КоАП РФ.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 23.66 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени контрольных органов в сфере закупок, указанных в части 1 статьи 23.66 КоАП РФ, в пределах своих полномочий, вправе должностные лица федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа. При этом среди административных правонарушений, в отношении которых в соответствии с частью 7 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, отсутствуют правонарушения, отнесенные в статье 23.66 КоАП РФ к компетенции контрольных органов в сфере закупок.

Таким образом, контрольные органы в сфере закупок муниципального уровня не наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, рассмотрению дел об административных правонарушениях в соответствии с частью 1 статьи 23.66 КоАП РФ.

Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный характер.

Заместитель
министра финансов
Российской Федерации
A.M. Лавров
Заместитель
руководителя Федеральной
антимонопольной службы
Р.А. Петросян

Обзор документа

Приводится позиция Минфина России и ФАС России по вопросам применения 44-ФЗ при осуществлении контроля в сфере закупок.

44-ФЗ установлены виды проверок, осуществляемых контрольными органами в сфере закупок федерального, регионального и муниципального уровней, – плановая и внеплановая.

При этом контрольный орган в сфере закупок муниципального уровня может проводить внеплановые проверки в отношении закупок для обеспечения исключительно муниципальных нужд, контрольный орган регионального уровня – для нужд субъекта Федерации и муниципалитетов в границах региона, контрольный орган федерального уровня – для любых нужд.

Исключительными полномочиями в отношении субъектов контроля в период проведения электронного аукциона наделен контрольный орган федерального уровня. Поэтому не допускается проведение проверок контрольными органами регионального и муниципального уровня с момента размещения в ЕИС извещения о проведении электронного аукциона (в том числе для обеспечения региональных, муниципальных нужд) до момента заключения контракта.

Если контрольный орган в сфере закупок регионального или муниципального уровня получил информацию о нарушениях в период начиная с момента размещения извещения о проведении электронного аукциона и до момента заключения контракта (период определения поставщика (подрядчика, исполнителя)), она должна передаваться в контрольный орган федерального уровня в возможно короткий срок.

Контрольные органы муниципального уровня не уполномочены составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере закупок.

Какими полномочиями и функциями наделена ФАС РФ в рамках государственных закупок?

Основные понятия Недобросовестная конкуренция — любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (ст ФЗ).

Основным контрольным органом в сфере закупок является Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Свою деятельность она ведет на основании Положения (ПП от 30.06.2004 № 331) с редакциями последующих правительственных постановлений. Закупки могут проходить с нарушением установленного в законе 44-ФЗ порядка. Права участников защищает контрольный орган — ФАС. Какие на него возложены полномочия, и как туда обратиться, рассмотрим в этом материале.

ФАС России наделена контрольными полномочиями в рамках Закона № 223-ФЗ

С таким распределением полномочий не согласился Минздрав. Как сообщили «РБК Daily» в пресс-службе министерства, ресурсов для осуществления контролирующих функций у него нет. Остальные ведомства от оценки предложений пока воздержались.

Помимо государственного контроля со стороны ФАС, сфера госзакупок и закупок отдельными видами юрлиц контролируется со стороны уполномоченного ведомства или общественности.

В практике территориальных органов ФАС России часто возникают ситуации, когда органы государственной власти (органы местного самоуправления) предоставляют подведомственным бюджетным учреждениям, осуществляющим деятельность на конкурентных товарных рынках, субсидии в качестве финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на выполнение работ (оказание услуг), являющихся полномочием органа государственной власти (органа местного самоуправления) без проведения конкурсных процедур. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, естественных монополий, рекламе, размещении государственных заказов, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.

Монополистическая деятельность — злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (ст ФЗ). При реализации законов о контрактной системе 44-ФЗ и о закупках отдельными категориями юридических лиц 223-ФЗ важное значение принадлежит контролю за законностью действий заказчика.

Плановые проверки в отношении заказчика, контрактной службы (управляющего), постоянной комиссии и уполномоченного учреждения проводятся не чаще одного раза в шесть месяцев.
Федерального закона «О защите конкуренции» решений органов власти о создании бюджетных учреждений и предоставлении им субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Кто контролирует сферу закупок

Контроль играет весомую роль при исполнении Закона о контрактной системе. Осуществляют его определенные государственные и муниципальные органы. Разберемся, кто именно, и какие у них функции и полномочия?

В связи с возникающими в правоприменительной практике вопросами, касающимися квалификации указанных действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при предоставлении подведомственным им бюджетным учреждениям субсидии из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ФАС России сообщает.

Предложения по лишению ФАС ряда функций были подготовлены членами экспертного совета при правительстве по поручению Дмитрия Медведева. В июне он заявил о необходимости уточнить сферы ведения службы и показатели ее эффективности. Минэкономразвития обобщило разработанные предложения и направило пакет в правительство.
Функции контролера в сфере госзакупок прописаны как в самом законе о контрактной системе, так и отдельными нормативно-правовыми актами. В своей деятельности Федеральная антимонопольная служба опирается на Положение №331, утвержденное Постановлением Правительства и некоторыми иными постановлениями Правительства, которые редактировали его положения.

Государственная антимонопольная политика является одним из важнейших механизмов, обеспечивающих достижение всех социально-экономических целей общества. Конкуренция способствует развитию экономики, стимулирует научно-технический прогресс, способствует рациональному использованию ресурсов, повышает качество и, соответственно, конкурентоспособность товаров.

Цель антимонопольного регулирования Целью антимонопольного регулирования в Российской Федерации служит обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Документ рассматривает несколько вариантов распределения функций ФАС по другим ведомствам. Один из них — сократить полномочия ФАС и передать их другим органам.

Образец жалобы в антимонопольную службу

ФАС контролирует соблюдение норм закона путем проведения плановых или внеплановых проверок. Причем установлен норматив по плановым проверкам. По каждому из субъектов контроля они не должны происходить чаще, чем раз в полгода. Отметим, что в случае проверок в отношении специализированных организаций и закупочных комиссий, они проводятся один раз за время проведения каждого определения поставщика.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции Конкуренция соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (ст ФЗ). В Российском законодательстве предусмотрено всего две меры защиты конкуренции предупреждение и пресечение. Данные меры направлены на: Монополистическую деятельность Недобросовестную конкуренцию Ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, Банком России.

Деятельность ФАС России в рамках достижения первой из указанных целей направлена на пресечение антиконкурентного поведения отдельных хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках, в том числе на снижение уровня недобросовестной конкуренции, предупреждение и пресечение злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию (так называемых «картельных сговоров»), повышение качества проводимых исследований состояния конкурентной среды на товарных рынках. Большое значение ФАС России также уделяется направлению контроля за органами власти всех уровней в целях предотвращения создания административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности.

Функционал контролера госзакупок и гособоронзаказа определяется как статьями ЗКС, так и отдельными нормативными актами органов исполнительной власти.

Соответствующие предложения, подготовленные экспертами, Минэкономразвития направило в правительство. По ним, ФАС может лишиться возможности заниматься регулированием, перестать контролировать рекламу и госзакупки. Некоторые функции ФАС в таком случае перейдут к Росфиннадзору, Минздраву и Центробанку (ЦБ).

Закона о некоммерческих организациях установлено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Также разберемся, кто выступает субъектами контроля в сфере закупок. Проверки касаются как самих заказчиков, так и сотрудников их контрактных служб, контрактных управляющих, членов комиссии по закупкам и операторов ЭТП.

Так, функции по нормотворчеству предлагается отдать Минэкономразвития, реализацию госполитики в сфере рекламы лекарств и медикаментов — Минздраву, а в части рекламы финорганизаций — ЦБ. Полномочиями по контролю за рекламой эксперты решили наделить органы, отвечающие за защиту прав потребителей. Росфиннадзору предложено передать обеспечение правил госзакупок. Кроме того, ФАС предлагается вывести из числа регуляторов в сфере иностранных инвестиций и торговли. Однако к кому смогут перейти эти полномочия, в документе не сказано.

Федеральную антимонопольную службу – как контрольный орган. Правда, его полномочия не распространяются на оборонную сферу и закупки, сведения о которых составляют гостайну. На уровне муниципальных образований Могут оказывать влияние на действие локальной монополии. К ведению муниципального образования отнесены организации, содержащие развитие муниципального тепло- и водоснабжения.

В Постановлении Правительства №1489 от 2014 года детально прописан функционал, которым наделена ФАС. Это выполнение контрольно-надзорных мероприятий в части исполнения закона:

  1. О конкуренции на товарных и финансовых рынках.
  2. О рекламе.
  3. О гособоронзаказе.
  4. В сфере закупок.
  5. О естественных монополиях.

Еще по теме Статья 23. Полномочия антимонопольного органа:

Контролер исполняет свои обязанности путем плановых и внеплановых проверок. Исключение составляют результаты оценки заявок на основании пунктов 3 и 4 ч. 1 ст. 32 ЗКС. Понятие о контролере в сфере закупок приведено в п. 13 ст. 3 ФЗ-44. Контрольная инстанция наделена правами осуществления деятельности на разных уровнях власти: региональном, федеральном и местном.

Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в вышеуказанных сферах.

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, — это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом.

Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации и ее основные полномочия, как контролирующего органа

Государство в лице его правоустанавливающих органов большое внимание уделяет осуществлению контроля за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков с целью исключения возможных нарушений действующего законодательства.

Понятие Федеральной антимонопольной службы

Федеральная антимонопольная служба (сокращенное наименование – ФАС РФ) – специальная организация, созданная в системе государственных органов, которая должна осуществлять мероприятия по контролю за соблюдением действующего законодательства в сфере защиты конкуренции в различных секторах рынка. Кроме того, именно на данную организацию возложены обязанности по контролю за такими действиями участников рынка, которые могут привести к образованию монополий либо ограничению конкуренции такими участниками рынка путем недопуска к работе в определенных секторах других участников.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74 .

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Создание Федеральной антимонопольной службы произошло на основании специального Указа Президента Российской Федерации под номером 314, изданным в 2004 году.

Для того чтобы созданная государственная структура получила максимальные возможности для своего функционирования, в разные периоды времени принимались различные нормативные акты, к числу которых относятся:

  • Положение о Федеральной антимонопольной службе. Утверждение данного Положения произошло на основании Постановления Правительства РФ под номером 331, принятом в 2004 году;
  • Федеральный закон №135-ФЗ «О защите конкуренции», принятый в 2006 году;
  • в 2004 году было принято также Постановление Правительства Российской Федерации №189 «Вопросы ФАС»;
  • локальные нормативные акты, которые принимаются в том числе внутри самой Федеральной антимонопольной службы для регулирования функционирования данной службы.

Кроме того, регулирование действий данной службы происходит на основании иных нормативных актов, в том числе федерального уровня принятия, которые освещают различные вопросы, связанные с защитой свободного рынка и свободной конкуренции на территории Российской Федерации.

Основные функции

Федеральная антимонопольная служба еще на этапе своего создания была наделена главной функцией – контролем за осуществлением различных действий участников рынка с целью защиты существующего уровня конкуренции в различных сферах экономико-хозяйственной деятельности.

С момента формирования механизма осуществления государственных и муниципальных закупок, а особенно с момента принятия Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на Федеральную антимонопольную службу была возложена еще одна группа функциональных обязанностей – по контролю за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков в сфере осуществления закупочной деятельности.

Если говорить о функции по контролю за исполнением действующего законодательства в сфере закупочной деятельности, которая на сегодняшний день является одной из основных для Федеральной антимонопольной службы, то наделение этой функцией данного государственного органа произошло еще в рамках Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе». Кроме того, после внесения соответствующих изменений в Постановление Правительства №331 от 2004 года оно также стало отражать информацию о данной контролирующей функции ФАС РФ.

Дополнительной функцией Федеральной антимонопольной службы в сфере контроля за исполнением государственного закупочного законодательства является согласование проведения закупочных процедур закрытого типа, а также заключение контрактов, подписание которых возможно по итогам несостоявшихся процедур, например, при наличии только одного участника.

Кроме полномочий в сфере государственных закупок, у Федеральной антимонопольной службы имеются и другие полномочия, а именно:

  • контроль за исполнением законодательства о защите конкуренции на различных видах рынков;
  • наблюдение за исполнением законодательства, регулирующего производство и демонстрацию различных видов рекламы;
  • контроль за заключением контрактов в сфере государственного оборонного заказа и исполнением законодательства в данной сфере;
  • регулирование исполнения законодательства в сфере функционирования естественных монополий.

При необходимости перечень функций Федеральной антимонопольной службы может быть расширен на основании специально принятых нормативных актов Правительства Российской Федерации.

Полномочия в сфере регулирования рынка

Федеральная антимонопольная служба обладает определенными полномочиями, то есть правами и обязанностями, которыми она наделена при выполнении своих функций. К числу основных полномочий относятся:

  • постоянный мониторинг имеющейся информации о тех субъектах правоотношений, которые ФАС контролирует в рамках исполнения своих полномочий, то есть о самих заказчиках и их должностных лицах, осуществляющих различные мероприятия в сфере закупочной деятельности (например, контрактного управляющего или сотрудников контрактной службы), об операторах существующих электронных торговых площадок, о других контролирующих органов, о главных распорядителях бюджетных средств и т. д.;
  • осуществление проверок планового и внепланового типов в отношении государственных и муниципальных заказчиков с соблюдением периодичности один раз в шесть месяцев;
  • в случае выявления нарушений действующего законодательства в различных сферах его применения Федеральная антимонопольная служба проводит также мероприятия по возбуждению административных дел по различным основаниям;
  • вынесение предписаний в случаях, если в ходе проводимых проверок были выявлены какие-либо нарушения действующего законодательства, которые могут быть устранены в рамках разумных сроков, установленных в таких предписаниях;
  • вынесение предложений относительно внесения изменений в действующие нормативные акты с целью устранения возможных недочетов или пробелов в части их правоприменения;
  • участие в судебных заседаниях с позиции контролирующего государственного органа, который имеет право при наличии определенных обстоятельств выступать в качестве инициатора оспаривания совершенных сделок;
  • рассмотрение жалоб участников закупочных процессов в случае возможного нарушения со стороны заказчика или иных исполнителей действующего законодательства в сфере закупок (несмотря на то, что данное полномочие не зафиксировано в Федеральном законе №223-ФЗ, а есть только в Федеральном законе №44-ФЗ, данное полномочие осуществляется указанным государственным органом в отношении всех заключаемых контрактов вне зависимости от их правового основания).

Меры, применяемые для воздействия на участников рынка

Для того чтобы осуществлять воздействие на участников рыночных правоотношений на территории Российской Федерации, у Федеральной антимонопольной службы имеется достаточно большой арсенал средств, которые она может применять. Чаще всего применение таких мер воздействия происходит на основании поступивших жалоб от потерпевших участников рынка на действия или бездействие других участников таких финансово-хозяйственных и экономических отношений. В этом случае Федеральная антимонопольная служба может применить следующие меры воздействия:

  • если правонарушение еще не было совершено, то сотрудники указанного государственного органа должны осуществить различные действия, которые будут направлены на предупреждение совершения такого правонарушения;
  • если правонарушение все-таки имело место быть, то может быть составлен протокол об административном правонарушении, который в последующем выливается в специальное дело с вынесением различных видов наказания;
  • составление предписания на осуществление действий, которые будут рассмотрены в качестве направленных на устранение совершенных правонарушений;
  • инициация судебного рассмотрения дела с позиции отмены совершенной сделки (если договор или контракт были подписаны) либо с позиции отмены проведенной процедуры, если она еще не завершилась подписанием контракта или договора;
  • проведение внеплановой проверки, как крайняя мера воздействия с целью выявления других нарушений действующего законодательства в тех сферах, за контроль которых отвечает Федеральная антимонопольная служба.

Каковы основания для мер воздействия

Для того чтобы реализовать одну из перечисленных мер воздействия на участников рынка, у Федеральной антимонопольной службы должны быть достаточные основания, к числу которых относятся:

  • поступление жалобы на действия государственного или муниципального заказчика (если речь идет о таковых участниках) при условии, что такая жалоба поступила от участников закупочных мероприятий;
  • в отношении Федеральной антимонопольной службы поступила информация о том, что было нарушение действующего законодательства в тех сферах, которые контролирует указанный государственный орган;
  • у ранее вынесенного предписания истек срок его исполнения, и возникла необходимость провести проверку исполнения такого предписания.

Исключение в отношении проведения проверок применяется только в том случае, если речь идет о таких мероприятиях по применению действующего законодательства, которые затрагивают государственную тайну либо может повредить безопасности государства.

Где искать решения Федеральной антимонопольной службы

ФАС по результатам рассмотрения поступивших жалоб размещает на своём официальном сайте вынесенные решения.

Поиск решений ФАС можно осуществить на официальном сайте данного государственного органа по ссылке.

Все вынесенные решения на данном сайте находятся в хронологическом порядке, однако, в случае, если известны реквизиты дела, по которому данное решение было вынесено, можно воспользоваться полем расширенного поиска и получить информацию по рассмотренным делам начиная с 2005 года (все дела постепенно оцифровываются и переводятся в электронный формат для удобства их изучения).

При переходе к каждому конкретному делу можно изучить документы, которые легли в основу формирования такого дела, а в случае наличия вынесенного решения – и само такое решение.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Полномочия ФАС России в сфере госзакупок по 44 и 223-ФЗ

Процесс размещения госзаказа контролируется органами исполнительной власти или местного самоуправления. Если же речь идёт о государственном заказе на федеральном уровне, то его контроль осуществляет ФАС (Федеральная антимонопольная служба). Это касается поставки товаров, оказания различных услуг государству или выполнения работ. ФАС возглавляет контроль в этой сфере.

ФАС создана с целью не позволить создавать неравные условия для организаций, участвующих в торгах на уровне государства.

Полномочия ФАС

В список полномочий данной службы входит:

  • контроль за организацией и проведением торгов;
  • установка тарифов и цен;
  • приостановка планов по закупкам товаров и услуг;
  • надзор за соблюдением закона, в частности, государственного оборонного заказа;
  • контроль за соблюдением законодательных принципов в рекламе;
  • контроль за иностранными инвестициями в случае, если они стратегически важны для безопасности и обороны страны.

Проверка нарушений

ФАС осуществляет проверку вне плана в случае конфликтной ситуации. Такая проверка состоит из двух частей. Вначале проводится полный анализ документов, далее – информация, которую можно обнаружить на официальном сайте поставщика услуг либо товаров. На этом этапе могут обнаружиться нарушения, которые не были обозначены в полученной жалобе.

Это касается как нарушившего закон, так и обвиняющего в нарушении.

Действия проверяющих нельзя обжаловать в суде. Проверка осуществляется в срок до пяти дней.

Предписания, которые вынесены вследствие проверки, должны в обязательном порядке быть исполнены как заказчиком, так и участниками торгов.

Проверка осуществляется и в той ситуации, когда заявитель отзывает жалобу.

Существующий ряд нарушений, выявляемый в процессе проверки заказов для государственных или муниципальных нужд, можно условно разделить на три категории.

  1. Несоблюдение открытости, равноправия или эффективности аукциона;
  2. Если закон диктует провести конкурентную закупку, а на деле договор заключается только с одним исполнителем или поставщиком;
  3. Если в проекте конкурсной документации учитываются интересы лишь одного поставщика.

Различия между Федеральными законами №44 и №223

Данные законодательные акты призваны регулировать действия государственных и муниципальных компаний, монополий и прочих организаций на аукционе. 44-ФЗ действителен для абсолютно любых госзаказчиков и контролирует каждый этап сделки. Также он гарантирует заключение договора с победителем торгов, если он выполнил все установленные законом условия.

223-ФЗ даёт возможность компании самой разработать условия и положения для всех участников торгов. Нет строгих критериев, необходимо соблюдать лишь общие принципы.

Заказчиком по 44-ФЗ может быть муниципальное или государственное учреждение, получающее финансирование из бюджета.

Для 223-ФЗ подходят те компании, доля государства в которых составляет более 50%. Также сюда относятся монополии в нефтегазовой промышленности, железнодорожные организации и т.д. Компании, деятельность которых можно регулировать – сюда относится энергетика, газоснабжение, водоснабжение и т.д.

Все бюджетные организации, использующие гранты, средства субподряда или собственные вложения для участия в торгах.

44-ФЗ строго устанавливает сроки проведения аукциона и всех его этапов. Соблюдение их всеми участниками обязательно.

В случае с 223-ФЗ заказчик имеет право самостоятельно устанавливать сроки.

По 44-ФЗ заказчик может потребовать от победителя подтверждение финансовой обеспеченности договора. Эта сумма прописана в законе и составляет 5-30% от стоимости контракта. У заказчика есть несколько вариантов обеспечения.

Согласно 223-ФЗ заказчик может потребовать такое обеспечение. Если оно необходимо, это прописывается в конкурсных документах.

По закону 44 внесение изменений или в контракт или его расторжение невозможно.

В отличие от него, 223-ФЗ позволяет заказчику варьировать положения контракта. Изменению может быть подвержена цена, объём работ и срок её выполнения.

Какими полномочиями и функциями наделена ФАС РФ в рамках государственных закупок?

При реализации законов о контрактной системе 44-ФЗ и о закупках отдельными категориями юридических лиц 223-ФЗ важное значение принадлежит контролю за законностью действий заказчика.

Что такое Федеральная антимонопольная служба

ФАС РФ, или Федеральная антимонопольная служба – это особое ведомство, в задачи которого входит защита конкуренции или недопущение формирования монополии на современном рынке. Ведомство было утверждено по указу Президента №314 от 2004 года.

Порядок работы антимонопольной службы регламентируется следующими документами:

  1. Положением о ФАС, утвержденное Постановлением Правительства от 2004 года №331.
  2. Законом «О защите конкуренции» от 2006 года №135-ФЗ.
  3. Постановлением Правительства «Вопросы ФАС» от 2004 года №189.
  4. Локальными нормативно-правовыми актами, в которых содержатся ссылки на законодательство о рекламе, торговле и пр.

Функции службы

ФАС РФ в сфере закупок является основным контрольным органом. Понятие о контролере в сфере закупок приведено в п. 13 ст. 3 ФЗ-44. Контрольная инстанция наделена правами осуществления деятельности на разных уровнях власти: региональном, федеральном и местном.

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

В Постановлении Правительства №1489 от 2014 года детально прописан функционал, которым наделена ФАС. Это выполнение контрольно-надзорных мероприятий в части исполнения закона:

  1. О конкуренции на товарных и финансовых рынках.
  2. О рекламе.
  3. О гособоронзаказе.
  4. В сфере закупок.
  5. О естественных монополиях.

Помимо государственного контроля со стороны ФАС, сфера госзакупок и закупок отдельными видами юрлиц контролируется со стороны уполномоченного ведомства или общественности.

Основные полномочия

Под полномочиями ФАС понимается определенный перечень прав, предоставленных данной инстанции для выполнения определенных действий, которые направлены на реализацию ее функционала.

ФАС РФ по российскому законодательству наделена следующими полномочиями:

  1. Сбор информации о контролируемых субъектах: заказчиках, контрактных управляющих, комиссиях по закупке, операторов ЭТП, уполномоченных органов, специализированных инстанций.
  2. Проведение плановых и внеплановых проверок заказчика. Они проводятся не чаще раза в полгода.
  3. Возбуждение административных дел в процессе выявления нарушений антимонопольного законодательства и их рассмотрение.
  4. Оформление предписаний при выявлении правонарушений (например, при совершении нарушений, которые ведут к нарушению конкуренции).
  5. Участие в судебных заседаниях.
  6. Оформление предписаний и предложений об устранении законодательных недочетов.

Для инициации внеплановой проверки заказчика у ФАС должны быть веские основания. Это могут быть:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  1. Поступившая жалоба на действия (бездействие) заказчика со стороны участников закупочных мероприятий.
  2. Полученная информация о нарушении закупочного законодательства.
  3. Окончание срока для устранения замечаний в предписании по п. 2 ч. 22 и п. 3 ч.2 7 ст. 99.

В ходе проверочных мероприятий ФАС может пользоваться результатами предыдущих проверок. Полномочия ФАС не распространяются на гособоронзаказ и закупки, сведения которых образуют гостайну.

Меры воздействия на участников рынка

При поступлении жалобы на действия заказчика контрольная инстанция вправе приостановить процедуру подписания госконтракта по ч. 7 ст. 106 44-ФЗ. В случае обнаружения нарушений уполномоченный контрольный орган в лице ФАС вправе (согласно ч. 22 ст. 99 44-ФЗ):

  1. Составить протокол об административных нарушениях и рассмотреть дело.
  2. Принять меры по предотвращению правонарушения.
  3. Выдать предписание, обязательное для исполнения, о предотвращении правонарушения.
  4. Решение об отмене процедуры.
  5. Обратится в суд о признании закупки недействительной.

Как найти решение ФАС

Регламент по рассмотрению жалоб, поступивших на участников закупки, приведен в Приказе ФАС от 2014 года №727/14.

Но в некоторых случаях антимонопольная служба не разбирает поступившие обращения по существу, а возвращает их назад заявителю, согласно ч. 11 ст. 105 44-ФЗ. Например:

  • если в документе отсутствуют нужные сведения по ч. 8 ст. 105 (контактные данные заявителя и пр.);
  • документ подписало лицо, которое не имело прав на это;
  • нарушены сроки подачи жалобы (так, на обжалование результатов торгов у участника есть 10 дней с момента подписания протокола) и пр.

Все поступившие в ФАС обращения регистрируются в специальном реестре жалоб, а итоги их обработки размещаются в базе. Все решения составляются со следующей структурой:

  1. Во вводной части приводится наименование всех участников, состав комиссии, реквизиты тендера, номер документа.
  2. В описательной части прописываются доказательства, которые учитывались в процессе работы комиссии.
  3. В мотивировочной части приводятся обстоятельства, которые были установлены при проведении проверочных мероприятий.
  4. В результативной части приводятся выводы о признании жалобы необоснованной, частично или полностью обоснованной.

В некоторых случаях дополнительно выносится решение о возбуждении административного дела или материалы передаются в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела.

Таким образом, Федеральная антимонопольная служба наделена широким перечнем полномочий в области контроля за сферой государственных закупок.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Основные полномочия и функции ФАС

ФАС: создание, основные документы

Антимонопольная служба — это особое ведомство, основными задачами которого являются защита конкуренции и недопущение формирования монопольной власти на современном рынке.

Учреждено это ведомство на основании указа Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 № 314.

Ключевыми документами, которые устанавливают порядок его работы, являются:

  1. Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331.
  2. Закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — ФЗ № 135).
  3. Постановление Правительства РФ «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» от 07.04.2004 № 189.
  4. Прочие нормативные акты, содержащие ссылки на необходимость использования антимонопольного законодательства в таких сферах, как:
    • реклама;
    • естественные монополии;
    • заключение контрактов на проведение работ для государственных нужд;
    • торговая деятельность;
    • инвестирование.

Функции ФАС России

Функции ФАС довольно обширны и содержатся сразу в нескольких нормативных актах, например:

  1. Проведение контроля и надзора за соблюдением условий конкуренции на современном рынке и экономической концентрацией, выявление правонарушений и предупреждение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (ст. 22 ФЗ № 135).
  2. Осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства, связанного с естественными монополиями (ст. 7 закона «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ, ст. 25 закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ).
  3. Осуществление надзора при проведении государственных закупок (ст. 99 закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
  4. Исполнение контроля и надзора в области рекламной деятельности (ст. 34–37 закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ).
  5. Иные функции, содержащиеся в других нормативных актах, указывающих на необходимость антимонопольного регулирования.

Деятельность Федеральной антимонопольной службы

Основные полномочия ФАС России, которые она осуществляет в процессе своей деятельности, перечислены в ст. 23 закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ:

  1. Возбуждение и рассмотрение административных дел при выявлении фактов несоблюдения антимонопольного законодательства.
  2. Оформление предписаний в случае выявления нарушений, направленных на прекращение определенных действий, таких как злоупотребление доминирующим положением или совершение действий, способствующих ограничению конкуренции.
  3. Оформление и выдача органам власти (исполнительные органы, местное самоуправление, их должностные лица) предписаний, основными из которых являются отмена или изменение принятых актов, недопущение заключения соглашений, при обнаружении нарушения антимонопольного законодательства, обеспечение защиты конкуренции.
  4. Оформление и направление в ЦБ РФ предложений о внесении изменений в акты при обнаружении нарушения антимонопольного законодательства.
  5. Направление в арбитражные суда исков, а том числе об изменении, расторжении договоров, ликвидации компаний, привлечении к ответственности и пр.
  6. Участие в судебных заседаниях по вопросам несоблюдения антимонопольного законодательства.
  7. Ведение реестра хозяйствующих субъектов в отношении лиц, привлеченных к административной ответственности при выявлении фактов несоблюдения антимонопольного законодательства.
  8. Ведение и размещение в общедоступной сети интернет решений по вопросам, затрагивающим неопределенный круг лиц.
  9. Установление доминирующего положения компании.
  10. Проверка соблюдения законодательства всеми предприятиями.
  11. Другие полномочия, указанные в иных нормативных актах.

Полномочия ФАС — это обширный перечень действий, которыми наделена эта служба для осуществления контроля и надзора в сфере защиты конкуренции и недопущения формирования монополизации на рынке. Указанные функции содержатся в нескольких нормативных актах.

ФАС России от 12.03.2014 N АД/8919/14 “О направлении разъяснений и обзора судебной практики по вопросам, связанным с порядком обеспечения муниципальным бюджетным учреждением, являющимся хозяйствующим субъектом, возложенных на него функций по реализации полномочий органа местного самоуправления, при условии установленного запрета совмещения функции органа власти и хозяйствующего субъекта”

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

от 12 марта 2014 г. N АД/8919/14

РАЗЪЯСНЕНИЙ И ОБЗОРА СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

ПО ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ПОРЯДКОМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ

БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ СУБЪЕКТОМ,

ВОЗЛОЖЕННЫХ НА НЕГО ФУНКЦИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНА

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ПРИ УСЛОВИИ УСТАНОВЛЕННОГО ЗАПРЕТА

СОВМЕЩЕНИЯ ФУНКЦИИ ОРГАНА ВЛАСТИ И ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА

В соответствии с Планом оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2013 году, утвержденным приказом ФАС России от 19.03.2013 N 169/13, ФАС России направляет для использования в работе разъяснения и обзор судебной практики по вопросам, связанным с порядком обеспечения муниципальным бюджетным учреждением, являющимся хозяйствующим субъектом, возложенных на него функций по реализации полномочий органа местного самоуправления, при условии установленного запрета совмещения функции органа власти и хозяйствующего субъекта.

РАЗЪЯСНЕНИЕ И ОБЗОР

СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ПОРЯДКОМ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ

ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ СУБЪЕКТОМ, ВОЗЛОЖЕННЫХ НА НЕГО ФУНКЦИЙ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ,

ПРИ УСЛОВИИ УСТАНОВЛЕННОГО ЗАПРЕТА СОВМЕЩЕНИЯ ФУНКЦИИ

ОРГАНА ВЛАСТИ И ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА

В связи с возникающими в правоприменительной практике вопросами, касающимися квалификации действий органа местного самоуправления и подведомственных ему учреждений по делегированию (наделению) полномочиями по решению вопросов местного значения, ФАС России сообщает.

Согласно части 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее – Закон о некоммерческих организациях) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

В соответствии с частью 5 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение осуществляет в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.

Следует различать исполнение функций (полномочий) органов власти, под которыми понимаются те виды управленческих полномочий (в частности, исполнительно-распорядительных, контролирующих), которые отнесены к компетенции органа власти и осуществляются им в соответствии с Положением об этом органе, и действия по реализации функций (полномочий) органа власти (например, выполнение работ, оказание услуг), которые могут носить вспомогательный (технический) характер и осуществляться органом власти через подведомственные организации.

Согласно существующей арбитражной практике (в частности, решение Арбитражного суда Курганской области от 21.09.2009 по делу N А34-3442/2009, оставленное без изменений постановлениями Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2010 и Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20.04.2010, решение Арбитражного суда Вологодской области от 24.11.2011 по делу N А13-5947/2011, оставленное без изменений постановлениями Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2012 и Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.05.2012) наделение хозяйствующего субъекта, в частности, бюджетного учреждения, исполнительно-распорядительными, контролирующими функциями в сферах, отнесенных действующим законодательством к компетенции органов местного самоуправления, будет противоречить части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции). Передача хозяйствующему субъекту функций органа местного самоуправления контрольно-распорядительного характера сопряжена с созданием преимущественных условий для деятельности соответствующего хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на том же товарном рынке.

Из анализа вышеуказанных положений следует, что осуществление полномочий (делегирование полномочий) федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления бюджетными(ным) учреждениями(нием) возможно исключительно в рамках части 5 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях. Делегирование иных функций (полномочий) бюджетным учреждениям приведет к нарушению части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Решение вопросов местного значения

Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Закон об организации местного самоуправления) определено, что решение вопросов местного значения осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. Круг вопросов местного значения определен в статьях 15, 16 Закона об организации местного самоуправления.

Согласно пункту 2 статьи 18 Закона об организации местного самоуправления финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

При этом, органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения на основании пункта 3 части 1 статьи 17 Закона об организации местного самоуправления обладают, в частности, полномочиями по созданию муниципальных учреждений, осуществлению финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и муниципальными учреждениями, а также по формированию и размещению муниципального заказа.

Согласно статье 9.2 Закона о некоммерческих организациях муниципальное бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с муниципальными заданиями деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в данной статье.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) муниципальное задание – документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания муниципальных услуг (выполнения работ).

Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (часть 1 статьи 78.1 БК).

В силу статьи 69.1 БК РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) относятся, в том числе, ассигнования на предоставление субсидий бюджетным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими муниципальных услуг физическим и (или) юридическим лицам.

В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” (далее – Закон о предоставлении государственных и муниципальных услуг) муниципальной услугой признается предоставляемая органом местного самоуправления деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Законом об организации местного самоуправления и уставами муниципальных образований.

Пунктом 3 статьи 2 Закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг определено, что заявителем является физическое или юридическое лицо (за исключением органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий муниципальные услуги, с запросом о предоставлении муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.

С учетом изложенного, получателем (приобретателем) муниципальных услуг (работ) бюджетного учреждения являются физические лица (граждане) и юридические лица.

Исходя из системного толкования вышеизложенных норм БК РФ, Закона об организации местного самоуправления, Закона о некоммерческих организациях, Закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг суды приходят к выводу, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные бюджетные учреждения для оказания (выполнения) физическим и юридическим лицам муниципальных услуг (работ) в определенных сферах.

Исходя из приведенной позиции судов органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения вправе создавать муниципальные бюджетные учреждения для оказания муниципальных услуг (работ) физическим или юридическим лицам в различных сферах.

Создание органом местного самоуправления муниципального бюджетного учреждения и предоставление бюджетному учреждению полномочия осуществлять решение иных вопросов местного значения, указанных в статьях 15, 16 Закона об организации местного самоуправления рассматривается судами в качестве прямого нарушения положений статьи 2 Закона об организации местного самоуправления и квалифицируются судами как нарушение части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

При этом, суды исходят из того, что делегирование органом местного самоуправления иных вопросов местного значения, поименованных в статьях 15, 16 Закона об организации местного самоуправления, относящихся к потребностям муниципального образования, недопустимо действующим законодательством Российской Федерации (в частности, решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25.11.2013 по делу N А27-12044/13, оставленное без изменений постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014).

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о контрактной системе).

Статьей 112 Закона о контрактной системе определено, что указанный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникли после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, к отношениям, возникшим до момента вступления в силу Закона о контрактной системе, применяются положения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”.

В силу пункта 3 статьи 3 Закона о контрактной системе закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее – закупка) признается совокупность действий, осуществляемых в установленном данным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Следует отметить, что в отличие от Закона о размещении заказа в Законе о контрактной системе отсутствует понятие государственных и муниципальных нужд.

Вместо этого в статье 13 Закона о контрактной системе прямо указано, что закупки для обеспечения муниципальных нужд осуществляются для:

1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных муниципальными программами;

2) выполнения функций и полномочий муниципальных органов.

Согласно статье 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд осуществляются в соответствии с Законом о контрактной системе.

Частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Таким образом, в случае установления антимонопольным органом фактов делегирования органом местного самоуправления муниципальному бюджетному образованию полномочий по решению вопросов местного значения, относящимся к муниципальным нуждам муниципального образования, такие действия органа местного самоуправления могут быть квалифицированы как нарушение части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Источники:
http://paper-pro.ru/ugolovnoe-pravo/5599-kakimi-polnomochiyami-i-funkciyami-nadelena-fas-rf-v-ramkakh-gosudarstvennykh-zakupok.html
http://pravo.team/zakupki/fas-rossii.html
http://good-tender.ru/poleznye-stati/434-polnomochiya-fas-rossii-v-sfere-goszakupok-po-44-i-223-fz
http://zakonguru.com/goszakupki/funkcii-fas.html
http://rusjurist.ru/zawita_konkurencii/osnovnye_polnomochiya_i_funkcii_fas/
http://legalacts.ru/doc/pismo-fas-rossii-ot-12032014-n-ad891914-o-napravlenii/
http://nalogobzor.info/publ/dogovornoe_pravo/spravochnik/sravnenie_polozhenij_zakona_o_goszakupkakh_94_fz_i_zakona_o_kontraktnoj_sisteme_44_fz/121-1-0-1816

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию