Закупки юридических услуг государственными и муниципальными заказчиками: правила проведения

Закупки юридических услуг государственными и муниципальными заказчиками: правила проведения

В некоторых случаях государственным или муниципальным заказчикам может потребоваться заключить контракт на закупку юридических услуг. В данном случае процедура будет иметь свои особенности в плане нормативного регулирования.

Нормативное регулирование процедуры закупки

Основное регулирование будет производиться с помощью статей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 44-ФЗ. Основные статьи для регулирования:

  • статья 93. В рамках данной статьи происходит регулирование собственно процедуры осуществления государственных закупок путем закупки у единственного поставщика. Данная статья должна учитываться в части регулирования процедуры закупки юридических услуг в силу того, что наиболее оптимальным вариантом закупочного мероприятия такого специфического вида услуг следует считать именно закупку у единственного поставщика;
  • статьи 32 и 33. Их следует рассматривать во взаимосвязи при анализе правовой основы закупок юридических услуг. Статья 33 посвящена описанию объекта, который планируется закупать. На основании такого описания формируются и основные требования, которые должны быть предоставлены в заявке на проведение закупки, или на основании которых будет осуществляться оценка имеющихся кандидатов на проведение закупочной процедуры. Такая оценка происходит на основании положений статьи 32 указанного закона;
  • статья 34. Она посвящена контракту, заключаемому по итогам закупочных мероприятий, проводимых государственными и муниципальными заказчиками.

Когда проводятся закупки услуг юристов сторонних компаний

В настоящее время практически во всех организациях есть свои юристы в штате. Однако иногда возникают ситуации, когда их услуги приходится закупать дополнительно. Чаще всего это происходит в случаях:

  • в штате организации нет своего юриста, который мог бы обеспечить качественную защиту интересов организации в различных судебных инстанциях или в правоохранительных органах, например, в силу другого профиля работы такого сотрудника;
  • возникает необходимость представления и защиты интересов юридического лица в международных судебных органах. Данный случай проведения закупок юридических услуг осуществляется в тех случаях, когда речь идет о необходимости наличия специальной квалификации у такого защитника, а также о наличии специальных допусков для оказания определенных видов услуг;
  • закупка услуг юриста проводится для защиты интересов организации в период проведения процедуры банкротства государственного или муниципального заказчика.

Предпочтительная форма и порядок проведения

Рекомендаций по поводу того, какую форму проведения закупки следует выбирать государственному или муниципальному заказчику в случае, если объектом закупочного мероприятия должно стать приобретение юридических услуг, дать невозможно. Это обусловлено тем фактом, что каждая организация выдвигает свои требования и к самому объекту закупочного мероприятия, и к результатам такой процедуры. По этой причине и выбор осуществляется руководством того или иного заказчика.

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

При осуществлении выбора следует понимать, что в случае конкурентных способов возможно выбрать из наиболее выгодных предложений, а в некоторых случаях и сэкономить бюджетные средства. Однако в случае закупки у единственного поставщика такое мероприятие может быть проведено в отношении конкретного исполнителя, и контракт будет заключен на условиях, максимально выгодных для самого заказчика.

Если закупка проводится в порядке процедуры закупки у единственного поставщика, то алгоритм выглядит следующим образом:

  • публикация извещения о проведении закупки. Данное извещение должно отразить информацию о том, когда и в какое время будет проводиться закупочная процедура, а также должен содержаться проект контракта, который будет подписываться с потенциальным исполнителем;
  • в извещении необходимо осуществить обоснование конкретного типа закупочного мероприятия и невозможность использования других типов. В случае высокой начальной максимальной цены контракта потребуется также произвести обоснование такой стоимости (например, ввиду большого объема работы, включения в стоимость контракта переездов исполнителя при выполнении им взятых на себя обязательств и т. д.);
  • по истечении установленного срока, необходимого для признания закупочной сессии состоявшейся, происходит подписание контракта с потенциальным исполнителем.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Заказчики и участники закупок в контрактной системе в сфере госзакупок

1.1. Государственные и муниципальные заказчики

1.2. Бюджетные учреждения

1.3. Автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия

1.4. Лица, осуществляющие закупки за счет бюджетных инвестиций

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) устанавливает порядок осуществления закупок отдельными видами юридических лиц, которые признаются в целях реализации названного Закона заказчиками.

В Законе N 44-ФЗ определен перечень юридических лиц, которые обязаны осуществлять закупки согласно требованиям данного Закона (п. п. 5 — 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). К этим лицам относятся государственные и муниципальные заказчики, а также иные юридические лица, которые в отдельных случаях вправе или обязаны осуществлять закупки в соответствии с порядком, предусмотренным Законом N 44-ФЗ.

1.1. Государственные и муниципальные заказчики

Понятие государственных и муниципальных заказчиков определено в п. п. 5, 6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ.

Государственными заказчиками являются осуществляющие закупки юридические лица, которые действуют от имени РФ или субъекта РФ и уполномочены принимать от их имени бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ, а именно (п. 5 ст. 3 Закона N 44-ФЗ):

1) государственные органы (в том числе органы государственной власти);

2) Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;

3) органы управления государственными внебюджетными фондами;

4) государственные казенные учреждения.

Муниципальными заказчиками признаются осуществляющие закупки юридические лица, которые действуют от имени муниципального образования и уполномочены принимать от его имени бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ, а именно (п. 6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ):

1) муниципальные органы;

2) муниципальные казенные учреждения.

Государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять все виды закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг согласно требованиям, установленным в Законе N 44-ФЗ. Исключения из этого правила предусмотрены ч. 2 ст. 1 указанного Закона. Так, Закон N 44-ФЗ не регулирует правоотношения, связанные:

— с оказанием услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является РФ, а также международными финансовыми организациями, с которыми РФ заключила международные договоры;

— закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите согласно Федеральному закону от 20.08.2004 N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и Федеральному закону от 20.04.1995 N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

1.2. Бюджетные учреждения

Бюджетные учреждения относятся к заказчикам, которые обязаны осуществлять закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, если такие закупки производятся за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств (п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Однако если бюджетное учреждение осуществляет закупку за счет грантов, за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, либо в целях привлечения третьих лиц для исполнения контракта, по которому бюджетное учреждение является исполнителем, то оно вправе (ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ) осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ). Для этого бюджетному учреждению необходимо:

1) принять решение об осуществлении закупок в порядке, предусмотренном Законом N 223-ФЗ. Такое решение целесообразно оформить приказом;

2) утвердить и разместить в единой информационной системе (ЕИС) положение о закупках для нужд заказчика согласно требованиям Закона N 223-ФЗ.

Решение о порядке осуществления закупок (в соответствии с Законом N 44-ФЗ или Законом N 223-ФЗ) должно быть принято до начала года, в течение которого планируется их осуществление, и не может быть изменено в указанном году.

О порядке утверждения положения о закупке, а также об осуществлении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ см. Вопросы о закупках при применении Федерального закона N 223-ФЗ.

1.3. Автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия

Автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия являются заказчиками и обязаны осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, в следующих случаях:

— закупки осуществляются за счет средств, полученных из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной или муниципальной собственности (ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ);

— государственные или муниципальные заказчики передали указанным лицам свои полномочия на осуществление закупок на безвозмездной основе на основании договоров, соглашений (ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).

Автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия обязаны руководствоваться нормами Закона N 44-ФЗ в части следующих правоотношений:

1) планирование закупок;

2) определение поставщика (подрядчика, исполнителя; далее — поставщик);

3) заключение контрактов;

4) мониторинг закупок и аудит в сфере закупок;

5) контроль в сфере закупок.

Не распространяются на автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия положения Закона N 44-ФЗ, регулирующие особенности исполнения, изменения и расторжения контрактов.

1.4. Лица, осуществляющие закупки за счет бюджетных инвестиций

Юридические лица, не являющиеся государственными и муниципальными заказчиками, бюджетными и автономными учреждениями, а также государственными и муниципальными предприятиями, являются заказчиками и обязаны осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, если (ч. 5 ст. 15 данного Закона):

— закупка осуществляется за счет предоставленных им бюджетных инвестиций;

— закупка осуществляется в рамках реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства.

На указанные выше юридические лица распространяются положения Закона N 44-ФЗ, регулирующие деятельность заказчика, однако только в пределах, определенных в рамках конкретных договоров об участии РФ, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

2. УЧАСТНИКИ ЗАКУПОК

2.1. Требования к участникам закупки

2.2. Преимущества, предоставляемые при осуществлении закупки

Согласно п. 4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ участником закупки признается любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Вместе с тем указанный Закон предусматривает ряд обязательных требований, которым должен соответствовать участник закупки, и преимуществ, которые могут предоставляться отдельным категориям лиц.

2.1. Требования к участникам закупки

При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования ко всем ее участникам. Данные требования предусмотрены ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. К ним относятся:

1) правомочность участника закупки заключать контракт (п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

Под правомочностью участника закупки целесообразно понимать предусмотренную законом и учредительными документами возможность участника осуществлять юридически значимые действия (правоспособность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, дееспособность иных физических лиц). Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, т.е. внесения сведений о нем в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 49, п. 8 ст. 51 ГК РФ). Индивидуальный предприниматель вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе принимать участие в закупках, с момента его государственной регистрации (п. 1 ст. 23 ГК РФ). Физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, для участия в закупках должно быть дееспособным (ст. 21 ГК РФ), т.е. совершеннолетним (или не достигшим восемнадцатилетнего возраста, но состоящим в браке либо эмансипированным в порядке ст. 27 ГК РФ) и не лишенным дееспособности в установленном законом порядке;

2) непроведение ликвидации участника закупки (п. 3 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

Под ликвидацией юридического лица понимается прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей к другим лицам в порядке правопреемства (п. 1 ст. 61 ГК РФ);

3) отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства (п. 3 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность лица в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Признание лица несостоятельным (банкротом) влечет за собой открытие конкурсного производства — процедуры, направленной на соразмерное удовлетворение требований кредиторов;

4) неприостановление деятельности участника закупки на дату подачи заявки (п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

Административное приостановление деятельности является одним из видов административных наказаний, предусмотренных ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ, и заключается во временном прекращении осуществления отдельных видов деятельности. Административное приостановление деятельности назначается судьей, а в отдельных случаях — уполномоченными должностными лицами;

5) отсутствие у участника недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). При этом учитываются недоимки, задолженности за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Не учитываются при определении размера недоимки, задолженности суммы, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ, которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством РФ. Участник закупки считается отвечающим данному требованию, в том числе если он в установленном порядке подал заявление об обжаловании недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика не принято;

6) отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, а также о его учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, руководителе (п. 6 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ);

7) отсутствие у участника закупки — физического лица либо руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята) (п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ);

8) неприменение в отношении участника закупки — физического лица либо руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и административного наказания в виде дисквалификации (п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

Указанные виды уголовного и административного наказания предусмотрены ст. 47 УК РФ и ст. 3.11 КоАП РФ соответственно. При определении соответствия участника указанному требованию принимается во внимание наличие факта лишения лица права заниматься деятельностью, которая связана с поставкой товара (выполнением работы, оказанием услуги), являющейся объектом закупки.

Кроме того, в определенных случаях к участникам закупки предъявляются и другие требования.

Таблица. Требования к участникам, предъявляемые в определенных случаях

Кто такие государственные заказчики

Госзаказчики с точки зрения 44-ФЗ

Нормативный документ, к которому можно обратиться за определением, кто такой государственный заказчик — это 44 ФЗ. Он закрепил правовой статус и роль госзаказчика в контрактной системе и возложил на него основные функции по обеспечению закупочной деятельности в масштабе всей страны.

В п. 5 ст. 3 44-ФЗ указано, что государственный заказчик — это орган, который действует от имени Российской Федерации или субъекта РФ и наделен полномочиями принимать бюджетные обязательства и проводить закупки. Закон позволяет называть его коротко — заказчик. Одновременно этот термин употребляется и в отношении других учреждений и предприятий, которым специально посвящена 15-я статья контрактного закона. Важно не путать одних с другими. Ключевое, что нужно понимать, — госзаказчики расходуют деньги из бюджета и проводят закупки только по 44 ФЗ.

Кто является госзаказчиком

Итак, по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать:

  • госорган (в том числе орган госвласти);
  • орган управления внебюджетным фондом;
  • казённое учреждение;
  • бюджетное учреждение;
  • корпорация «Росатом»;
  • корпорация «Роскосмос».

Также закон обязывает муниципальных заказчиков проводить закупки по 44-ФЗ. Сюда относятся муниципальный орган или казённое учреждение, у которого есть бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством, и которые действуют от имени муниципального образования.

Обязанности госзаказчиков

Поскольку такие организации получают бюджетные деньги, они распоряжаются ими строго при наличии обоснований для каждого действия, а документы, в которых отражаются планируемые затраты, согласовывают с финансовыми органами.

Так, они обязаны подробно планировать все госзакупки. При этом план закупок утверждается государственным или муниципальным заказчиком по формам, установленным правительством. Это нужно сделать в течение десяти рабочих дней после получения информации о том, сколько денег выделено им из соответствующих бюджетов.

Также они должны документально отчитываться о своей работе. Итогом их деятельности является госконтракт. Государственный контракт — это договор заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации для обеспечения нужд государства (п. 8 ст. 3 44-ФЗ).

А вся информация, касающаяся госзакупок, публикуется в Единой информационной системе в оговоренные законом сроки. Ответственность за это также несет госзаказчик.

Особые случаи

Отдельно стоит оговорить ситуации, когда те, кто не относится к государственным заказчикам, может исполнять их функции.

Организации или юрлица, которые в обычной деятельности не используют бюджетные деньги, для проведения закупок руководствуются не Законом о контрактной системе, а Законом о закупках отдельными видами юридических лиц №223-ФЗ. Однако возможна ситуация, когда они получают доступ к бюджетным средствам. Например, обычное юрлицо реализует инвестиционные проекты по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства. И, если проводят закупки за счет этих денег, то обязаны делать это, соблюдая все требования 44-ФЗ. Это требование распространяется даже на организации, в которых вообще нет участия государства:

  1. Автономные учреждения.
  2. Юридические лица.
  3. Унитарные предприятия

Статья 15 допускает передачу полномочий госзаказчика иным учреждениям на осуществление деятельности.

Источники:
http://barton.ru/arhiv-novostej/zakazchiki-i-uchastniki-zakupok-v-kontraktnoj-sisteme-v-sfere-goszakupok/
http://goscontract.info/shkola-goszakupok/kto-takie-gosudarstvennye-zakazchiki
http://zakonguru.com/goszakupki/44/vklucenie-v-reestr.html

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию