Участники закупок для удовлетворения нужд государственных и муниципальных заказчиков и требования к ним по 44-ФЗ

Участники закупок для удовлетворения нужд государственных и муниципальных заказчиков и требования к ним по 44-ФЗ

Для участия в проводимых государственных и муниципальных закупках заказчик может допустить только ограниченный круг участников, а может не устанавливать никаких требований, кроме предусмотренных действующими нормативными актами в сфере регулирования закупочного процесса.

Правовые нормы

Установление каких-либо требований к потенциальным участникам закупок имеет под собой обязательное правовое регулирование в виде двух нормативных актов:

  • Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В частности, возможности установления требований и порядок регулирования таковых отражены в статье 31, которая вводит деление устанавливаемых требований на единые, а также дополнительные требования. Кроме того, указанная статья говорит о том, что потенциальный участник закупки должен подтвердить свое соответствие указанным заказчиком требованиям. При этом обязанность подтверждения соответствия требованиям предусматривается по умолчанию, и заказчик не обязан фиксировать таковые требования в документации к проводимой закупке;
  • Постановления Правительства Российской Федерации №99 от 4 февраля 2015 года «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки…». Данное Постановление направлено на регулирование порядка установления дополнительных требований к потенциальным участникам закупок, если в качестве предмета закупки планируется приобретение товаров, работ или услуг, которые требуют специальной квалификации сотрудников исполнителя, либо сама организация или индивидуальный предприниматель имеет право на осуществление такой деятельности, в том числе путем получения специально предусмотренных лицензирующих и иных разрешительных документов.

Понятие и перечень единых требований к участникам закупок

Под едиными требованиями, предъявляемыми к участникам государственных и муниципальных закупок, следует понимать такие требования, которые предусмотрены частью 1 статьи 31 Федерального закона №44-ФЗ. Данные требования предъявляются абсолютно ко всем участникам закупочной процедуры независимо от того, на каком уровне государственного бюджета происходит финансирование закупочной процедуры, а также независимо от того, планирует ли государственный или муниципальный заказчик устанавливать такие требования.

К числу таковых параметров отбора потенциальных участников относятся:

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • соответствие тем требованиям, которые устанавливает действующее законодательство к участникам закупок;
  • отсутствие проводимой процедуры ликвидации юридического лица или индивидуального предпринимателя. Кроме того, в отношении потенциального участника закупочного мероприятия должны отсутствовать решения арбитражного суда о признании такого участника банкротом и об открытии в отношении него производства конкурсного типа;
  • деятельность участника закупочного мероприятия не приостановлена на основании положений Кодекса об административных правонарушениях за выявленные им нарушения действующего законодательства;
  • отсутствуют какие-либо недоимки по уплачиваемым налогам, а также другие задолженности по платежам, которые предусмотрены положениями действующего фискального законодательства Российской Федерации. Такое требование относится к предыдущему проведению закупки календарному году. Кроме того, при участии в осуществляемой закупочной процедуре потребуется подтвердить, что имеющиеся налоговые задолженности не превышают объем в двадцать пять процентов от имеющейся балансовой стоимости всех активов организации;
  • у руководителя, а также главного бухгалтера организации либо у участвующего индивидуального предпринимателя не должно быть судимостей за преступления в сфере экономики, если только такая судимость не была снята или полностью погашена. Кроме того, после снятия или погашения судимости не должно сохраняться наказание в виде ограничения в праве занимать определенные должности либо заниматься какой-либо деятельностью;
  • в отношении юридического лица не должны применяться меры по дисквалификации его в соответствии с положениями Кодекса об административных правонарушениях. Предельный срок для предоставления такого показателя юридическим лицом составляет не менее двух лет;
  • если по итогам исполнения конкретного контракта заказчику будут переданы исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, у исполнителя должны быть такие исключительные права. Не потребуется такого обладания в случаях, если речь идет о создании произведений литературы или иных видов искусства, финансировании проката национальных фильмов, а также показов таких фильмов;
  • между участником проводимой закупки и самим государственным или муниципальным заказчиком должны отсутствовать конфликты интересов (выражается в виде отсутствия брачных отношений между представителем заказчика, который может повлиять на исход проводимой закупочной процедуры, и представителем потенциального исполнителя контракта);
  • потенциальный исполнитель не является компанией, зарегистрированной в оффшорных зонах;
  • на участника закупок не наложены другие ограничения, предусмотренные действующим законодательством, в том числе регулирующим осуществление закупочных мероприятий;
  • отсутствие потенциального исполнителя в Реестре недобросовестных поставщиков (в силу норм Федерального закона № 44-ФЗ заказчик обязан расторгнуть контракт с исполнителем, находящимся в указанном Реестре, как только ему станет известно о таком нахождении).

Дополнительные требования

Дополнительные требования, как следует из их названия, могут быть установлены заказчиком только в тех случаях, если установление таковых является оправданным, с правовой точки зрения. Среди дополнительных требований следует рассматривать в соответствии с положениями части 2 статьи 31 указанного Федерального закона следующие требования:

  • у потенциального исполнителя должны быть достаточные финансовые и материально-технические ресурсы для выполнения конкретного контракта или группы контрактов;
  • если речь идет о выполнении каких-либо работ или оказании услуг, то необходимое для выполнения таковых оборудование должно находиться у потенциального исполнителя по контракту на праве собственности;
  • для выполнения работ или оказания услуг у потенциального исполнителя должен быть соответствующий опыт работы, а также наличие должного качества деловой репутации, связанной с предметом закупочной процедуры;
  • в штате исполнителя либо в качестве привлекаемых дополнительно трудовых единиц должно быть достаточное количество специалистов с должным уровнем образования, которые будут принимать участие в исполнении контракта.

Однако заказчик должен понимать, что устанавливать дополнительные требования он вправе только в тех случаях, если по-другому получить качественное исполнение контракта невозможно (например, при осуществлении закупочного мероприятия с объектом в виде «медицинского оборудования» при условии включения монтажа в предмет закупки потребуется установить дополнительные параметры отбора участников в виде наличия квалифицированного персонала, который будет проводить установку такого оборудования).

Итогом такого обращения может стать вынесение заказчику мер наказания в соответствии с нормами действующего федерального закупочного и административного законодательств.

Документы для подтверждения соответствия требованиям

Для того чтобы получить допуск к участию в том или ином закупочном мероприятии, потенциальному исполнителю по контракту потребуется предоставить документы, подтверждающие его соответствие таковым требованиям. К числу таких документов можно отнести:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • копии ранее исполненных контрактов или договоров по аналогичному предмету закупки, а также копии актов выполненных работ, подтверждающих добросовестность такого исполнителя;
  • документы в копиях, заверенных уполномоченным должностным лицом и подтверждающих наличие права собственности на имущество, которое будет использовано при исполнении взятых на себя обязательств по конкретному контракту;
  • копии инвентарных карточек на оборудование, которое будет использоваться при осуществлении работ или оказании услуг по заключаемому договору. Если в собственности данное оборудование не находится, потребуется предоставить копии договоров лизинга или аренды;
  • копии разрешительных и лицензирующих документов на выполнение определенного вида работ или оказания услуг, если таковые предусмотрены порядком исполнения взятых обязательств по контракту;
  • копии справок либо выписки из внутренних документов по личному составу потенциального исполнителя, которые смогут подтвердить наличие квалифицированного персонала в организации (в некоторых случаях потребуется указать и уровень такой квалификации);
  • декларация о соответствии требованиям действующего закупочного законодательства;
  • декларации или иные документы, подтверждающие, что в отношении организации не проводятся ликвидационные мероприятия;
  • декларация или выписка из РНП о том, что участника закупок в нем нет.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Кто такие государственные заказчики

Госзаказчики с точки зрения 44-ФЗ

Нормативный документ, к которому можно обратиться за определением, кто такой государственный заказчик — это 44 ФЗ. Он закрепил правовой статус и роль госзаказчика в контрактной системе и возложил на него основные функции по обеспечению закупочной деятельности в масштабе всей страны.

В п. 5 ст. 3 44-ФЗ указано, что государственный заказчик — это орган, который действует от имени Российской Федерации или субъекта РФ и наделен полномочиями принимать бюджетные обязательства и проводить закупки. Закон позволяет называть его коротко — заказчик. Одновременно этот термин употребляется и в отношении других учреждений и предприятий, которым специально посвящена 15-я статья контрактного закона. Важно не путать одних с другими. Ключевое, что нужно понимать, — госзаказчики расходуют деньги из бюджета и проводят закупки только по 44 ФЗ.

Кто является госзаказчиком

Итак, по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать:

  • госорган (в том числе орган госвласти);
  • орган управления внебюджетным фондом;
  • казённое учреждение;
  • бюджетное учреждение;
  • корпорация «Росатом»;
  • корпорация «Роскосмос».

Также закон обязывает муниципальных заказчиков проводить закупки по 44-ФЗ. Сюда относятся муниципальный орган или казённое учреждение, у которого есть бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством, и которые действуют от имени муниципального образования.

Обязанности госзаказчиков

Поскольку такие организации получают бюджетные деньги, они распоряжаются ими строго при наличии обоснований для каждого действия, а документы, в которых отражаются планируемые затраты, согласовывают с финансовыми органами.

Так, они обязаны подробно планировать все госзакупки. При этом план закупок утверждается государственным или муниципальным заказчиком по формам, установленным правительством. Это нужно сделать в течение десяти рабочих дней после получения информации о том, сколько денег выделено им из соответствующих бюджетов.

Также они должны документально отчитываться о своей работе. Итогом их деятельности является госконтракт. Государственный контракт — это договор заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации для обеспечения нужд государства (п. 8 ст. 3 44-ФЗ).

А вся информация, касающаяся госзакупок, публикуется в Единой информационной системе в оговоренные законом сроки. Ответственность за это также несет госзаказчик.

Особые случаи

Отдельно стоит оговорить ситуации, когда те, кто не относится к государственным заказчикам, может исполнять их функции.

Организации или юрлица, которые в обычной деятельности не используют бюджетные деньги, для проведения закупок руководствуются не Законом о контрактной системе, а Законом о закупках отдельными видами юридических лиц №223-ФЗ. Однако возможна ситуация, когда они получают доступ к бюджетным средствам. Например, обычное юрлицо реализует инвестиционные проекты по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства. И, если проводят закупки за счет этих денег, то обязаны делать это, соблюдая все требования 44-ФЗ. Это требование распространяется даже на организации, в которых вообще нет участия государства:

  1. Автономные учреждения.
  2. Юридические лица.
  3. Унитарные предприятия

Статья 15 допускает передачу полномочий госзаказчика иным учреждениям на осуществление деятельности.

Какие общие и дополнительные требования предъявляются к участникам закупок по федеральному закону о госзакупках 44-ФЗ?

Федеральный закон 44-ФЗ устанавливает жесткий регламент проведения процедуры закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. В том числе законодатель установил требования, которые вправе предъявлять к потенциальным поставщикам государственные заказчики.

Правовое регулирование

Для принятия участия в закупке по 44-ФЗ поставщик должен соответствовать определенным требованиям. Все они прописаны в ст. 31 44-ФЗ. Не соответствующий требованиям участник не имеет права участвовать в торговой процедуре.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74 .

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Требования, которые допускается предъявлять к участникам закупки, установлены Постановлением Правительства №99 от 2015 года. При установлении дополнительных требований информация об этом указывается в документации по закупке.

Вопросам применения дополнительных требований к участникам государственной закупки посвящен Обзор судебной практики от Президиума ВС от 2017 года, Письма МЭР от 2015 года №23275-ЕЕ/Д28и и от 2016 года №ОГ-Д28-14953, ФАС РФ №АЦ/45739/15.

Перечень общих требований

Все требования, которые предъявляются к участникам закупки, можно разделить на две группы:

  1. Общие (единые) требования.
  2. Специальные (или дополнительные) требования.

Под общими требованиями понимаются те, которым должны соответствовать абсолютно все участники закупок. В числе общих требований можно выделить следующие:

  1. Участник закупки должен соответствовать законодательным требованиям, которые предъявляются к лицам, занимающимся поставками товаров, выполнением работ и оказанием услуг, являющимися предметом закупки по п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. Данное требование буквально означает, что заказчику нужно проанализировать законодательство на предмет требований к оказанию отдельных услуг или выполнению работ. Например, законодательно может быть прописано условие об обязательном наличии лицензии у поставщика или требования к членству в СРО и пр.
  2. Поставщик не имеет ограничений для участия в данной контрактной закупке. Например, если конкурентная закупка проводится исключительно среди субъектов малого предпринимательства или СОНКО, то участие в ней компаний другого типа строго запрещено. Отнесение компании к малому бизнесу достаточно просто задекларировать.
  3. В отношении потенциального участника закупки не должна вестись процедура ликвидации. На основании ст. 61 ГК под ликвидацией компании понимается официальное прекращение ее деятельности без перехода прав и обязанностей к другим компаниям. Ликвидация может быть добровольной (проводиться по решению собственников компании), происходить из-за истечения сроков действия юрлица или достижения им целей создания, а также принудительной. В последнем случае ликвидация производится по решению суда или налоговой инспекции.
  4. Отсутствие открытого процесса признания компании финансово несостоятельной, на котором было принято решение об открытии в отношении нее конкурсного производства (по п. 3 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). На основании ст. 2 ФЗ-127 «О несостоятельности» под банкротством понимается признанная судом неспособность должника в полном объеме погасить требования кредиторов по денежным обязательствам, оплате выходных пособий или труда лиц, которые работают по трудовому договору. Открытое конкурсное производство заканчивается ликвидацией юрлица. Сведения об открытом процессе банкротства в отношении компании размещаются в открытом доступе и найти их можно на сайте ЕФРСБ.
  5. Деятельность участника закупки на дату подачи заявления не приостановлена за правонарушения по нормам КоАП (п. 4 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Понятие административной приостановки деятельности прописано в ст. 3.12 КоАП. Данный вид административного наказания предполагает временное прекращение деятельности физлиц без должного юридического оформления в виде юрлица или ИП.
  6. Отсутствие непогашенной налоговой задолженности, а также недоимок по сборам и иным обязательным платежам (по п. 5 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). В данном случае учитываются недоимки, задолженность за прошлый календарный год, размер которых превышает 25% от балансовой стоимости активов участника закупки за отчетный период. В сумму задолженности не входит недоимка по платежам, по которым были получены отсрочка, кредит или рассрочка, либо которые были реструктуризированы. Также не учитываются долги, по которым было подано заявление об обжаловании.
  7. Отсутствие у участника закупки судимости за совершение экономических преступлений, уголовного наказания за незаконное предпринимательство, ответственности за получение или дачу взятки, посредничество во взяточничестве. Если заказчик обнаружил факт того, что определенный участник имеет судимость за данные правонарушения, но к моменту участия в торгах она была погашена или аннулирована, то такой поставщик может принять участие в закупке на законных основаниях.
  8. Отдельное требование установлено для руководителей участника, главного бухгалтера и членов коллегиального исполнительного органа по п. 7 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. На момент проведения закупки в отношении них не должно действовать уголовное наказание в виде запрета занимать отдельные должности, связанным со спецификой поставляемого товара, услуги или работы, либо административная ответственность по ст. 3.11 КоАП в виде дисквалификации.
  9. На основании п. 7.1 ч. 1 ст.31 44-ФЗ к участникам закупки предъявляется требование о непривлечении в течение 2 лет к административному наказанию, предусмотренному по ст. 19.28 КоАП за незаконное вознаграждение юрлица.
  10. Отсутствие конфликта интересов на основании п. 9 ч. 1 ст.31 44-ФЗ. Данное требование является универсальным и распространяется на случаи, когда контракт подписывается с единственным поставщиком. Под конфликтом интересов понимаются, например, случаи, когда руководитель заказчика, контрактной службы, контрактный управляющий, член закупочной комиссии состоят в браке или являются близкими родственниками (родителями, детьми, братьями и сестрами, бабушками и дедушками) выгодоприобретателя. В качестве выгодоприобретателя понимают физлиц, которые косвенно или напрямую владеют более, чем 10% голосующих акций.
  11. Участник закупки не может являться офшором по п. 10 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. Перечень офшорных зон, на которые следует ориентироваться, был утвержден Приказом Минфина от 2007 года №108н.

На основании п. 11 ч .1 ст. 31 44-ФЗ в установленных требованиях не должно содержаться иных ограничений для участия в закупке. В противном случае, заинтересованные лица могут пожаловаться на некорректные сведения в закупочной документации в ФАС.

Что относится к дополнительным требованиям

Дополнительные требования устанавливаются Правительством в зависимости от вида закупки. Так, в Постановлении Правительства от 2015 года №99 к ним относят:

  1. Опыт.
  2. Деловая репутация.
  3. Персонал в численности, которая нужна для исполнения контракта, и с должным уровнем квалификации.
  4. Наличие финансовых ресурсов, необходимых для исполнения контракта.
  5. Недвижимость.
  6. Оборудование и иные материальные ресурсы для реализации госзаказа.
  7. Техсредства (например, для сохранения объектов культурного наследия).
  8. Опыт при исполнении подобного рода контрактов в последние три года (применимо к строительным работам).
  9. Опыт владения морскими и речными ТС (при заказе на морские или речные перевозки).

В каких случаях допускаются

Правительство вправе установить дополнительные требования для конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием и двухэтапных конкурсов, аукционов.

Дополнительные требования по Постановлению Правительства №99 от 2015 года обоснованы при заказе технически сложных, инновационных, высокотехнологичных товаров и услуг.

Заказчику следует учитывать, что при закупках товаров из Приложения к Постановлению Правительства от 2017 года №1072 (позиций 3-29 перечня) к дополнительным требованиям к участникам закупки относят использование при производстве таких товаров материалов или полуфабрикатов: плит ДСП или аналогичных плит из древесины, а также других материалов; плит ДВП или иных материалов. Страной происхождения данных материалов выступает РФ или государство из состава ЕАЭС.

Заказчик вправе установить дополнительные требования об отсутствии сведений об участнике закупки в РНП по Письму Минфина РФ от 2017 года №24-05-09/62505. Компания попадает в реестр недобросовестных поставщиков, если сорвала госконтракт или уклонилась от его подписания. Хотя установление требования об отсутствии участника в РНП не является обязательным условием по 44-ФЗ, но подавляющее большинство заказчиков пользуется данным правом, поэтому данное требование можно формально считать единым. Обычно об этом факте заказчик просит предоставить поставщика декларацию, хотя он имеет возможность проверить данные сведения самостоятельно.

Дополнительные требования к участнику закупки заказчик может устанавливать в ограниченных случаях. Так, при приобретении заказчиком прав на результаты интеллектуальной деятельности (кроме случаев подписания контрактов на создание литературных произведений или произведений искусства) к участнику закупки предъявляется требование об обладании исключительными правами по п. 8 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ.

К дополнительным можно отнести и те требования, которые предусмотрены по ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ: к участникам закупки по оказанию консультационных, аудиторских или смежных услуг Правительство устанавливает дополнительные требования.

Документы, которые подтверждают соответствие требованиям

Заказчику нужно понимать, что соответствие участника закупки требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ требуется подтвердить документально. Тогда как свое соответствие остальным пунктам требуется задекларировать.

Для соответствия требованиям законодательства к поставщикам определенных товаров, работ и услуг по п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ участнику следует приложить к заявке копии:

  • лицензий;
  • свидетельств СРО;
  • сертификатов соответствия.

При проведении закупки через запрос котировок вопрос необходимости предоставления различных свидетельств и сертификатов является спорным, так как заказчик не может требовать дополнительные документы. Но судебная практика показывает, что заказчика наделяют правом запросить данные документы, так как они указаны в п. 1 ч.1 ст. 31 44-ФЗ.

Дополнительные требования в виде финансовых ресурсов, численности и квалификации персонала, опыта работы на рынке или в рассматриваемой отрасли требуется подтвердить документально. Для этого подойдет финансовая и налоговая отчетность, выписка из реестра исполненных контрактов и пр.

Избыточные требования

Избыточные требования – это условия, ограничивающие конкуренцию участников закупки в процессе проведения процедуры государственного заказа. Это противоправные действия заказчика, за которые ему может грозить ответственность.

Так, например, некоторые заказчики выставляли в документации требование по оценке деловой репутации исполнителя с применением специального индекса (ИДР). Более того, как было выявлено сотрудниками ФАС, от подрядчиков требовалось засертифицировать данный индекс через оформление сертификата соответствия. Это существенно ограничивало конкуренцию между участниками закупочной деятельности. Между тем в ФЗ-44 отсутствуют указания на обязательное оформление сертификата на деловую репутацию. Участники могут подтвердить факт своей добросовестности в свободной форме по Письму ФАС №ИА/71669/18 от 2018 года.

Стоит также учесть, что все требования к участникам заказчик обязан прописать в закупочной документации. Заказчик не вправе в ходе закупки выдвигать дополнительные требования.

Чем грозит несоответствие требованиям

При несоответствии участника требованиям ему грозит отстранение от дальнейшего участия в закупке. Отстранение участника от закупки или отказ от подписания контракта с победителем происходит в любой момент до подписания контракта. Это возможно, если закупочная комиссия обнаружит факт несоответствия установленным единым или дополнительным требованиям либо факт предоставления недостоверных сведений поставщиком. Проверка на соответствие участников требованиям относится к неотъемлемым обязанностям конкурсной комиссии.

Если отстраненный участник стал победителем закупки, то заказчик не позднее 1 рабочего дня должен подготовить и разместить в ЕИС протокол об отказе в подписании контракта. Протокол должен содержать сведения;

  • о месте и времени его подготовки;
  • о юрлице, с которым заказчик отказался от заключения контракта;
  • об основаниях отказа;
  • реквизиты документов, которые подтверждают факт несоответствия участника требованиям.

В течение 2 рабочих дней подготовленный протокол следует передать победителю.

Таким образом, требования к участникам закупки – это установленные законодательно условия, позволяющие подрядчикам участвовать в закупках. Заказчики не вправе устанавливать требования, которые не разрешены по 44-ФЗ. Участник должен соблюдать требования в ходе всей закупочной процедуры, иначе его вправе отстранить в любой момент.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Кто может стать участником закупок по 44-ФЗ

Статьи по теме

Участник закупки это любой хозяйствующий субъект. Или почти любой. Кто может участвовать в госзакупках, а кто – нет, и по каким причинам, читайте в статье ниже.

Участник закупки – это: определение в законе 44-ФЗ

На вопрос, кто может быть участником закупки, есть четкий ответ в основном нормативно-правовом акте контрактной системы. Согласно статье 3 закона 44-ФЗ, участник закупки это любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, либо физическое лицо – как со статусом ИП, так и без него.

Априори госзакупки недоступны только оффшорным компаниям, зарегистрированным в странах и территориях с льготным режимом налогообложения и неполным раскрытием информации по финансовым операциям. Перечень таких территорий ведет Минфин РФ. Юрлица с оффшорной пропиской ни при каких условиях и ни в каких госзакупках участвовать не могут. Но не надо путать с иностранными юрлицами в целом: компании, зарегистрированные в «нормальных», не оффшорных юрисдикциях участвовать в российских тендерах могут – за исключением случаев, специально оговоренных Постановлениями Правительства РФ.

Работаете по 44-ФЗ?
Для Вас готова подборка специальных материалов »

Закупаете по 223-ФЗ?
Мы знаем, что Вам будет полезно посмотреть »

Участником закупки может быть только правоспособное лицо. В то же время субъекту хозяйственной деятельности мало не быть оффшорной компанией, чтобы претендовать на получение государственных или муниципальных контрактов. Нужно соответствовать общим требованиям к участникам из части 1 статьи 31 закона о контрактной системе. Это непроведение ликвидации, неприостановление деятельности в порядке, установленном КоАП РФ, отсутствие недоимок по налогам и сборам и ряд других.

ЕРУЗ: алгоритм регистрации для участника закупок

В прошлом году всех пугали новым реестром в ЕИС, который называется ЕРУЗ – единый реестр участников закупок. Не было до конца понятно, кому это нужно, какие документы, куда нести, и что будет, если вообще проигнорировать нововведения. Редакция отыскала ответы на эти вопросы и публикует их вместе с пошаговым алгоритмом для регистрации в новом реестре. А еще разберем баги, которых на самом деле не надо бояться.

Кроме того, заказчик может закрыть участие в закупке для организаций, ИП и физлиц, занесенных в реестр недобросовестных поставщиков (пункт 1.1 статьи 31) и практически в 100% случаев этим правом пользуется.

Бывает, что для участия в закупке нужна специальная правоспособность – лицензия на выполнение определенных работ или оказание услуг. Перечень можно посмотреть в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 №99-ФЗ. Список очень широк – от медицины и фармацевтики до речных перевозок и охраны. Если закупаемые ТРУ лицензируются, заказчик в обязательном порядке включает такое требование в документацию о закупке. Нет лицензии по конкретным работам или услугам, которые составляют объект закупки – участвовать не получится.

Может ли филиал быть участником закупки

Чтобы разобраться, надо смотреть Гражданский кодекс РФ. Выше говорилось, что в соответствии с 44-ФЗ участник закупки это любое юридическое лицо. Но, согласно ст.55 ГК РФ, представительства и филиалы юридического лица самостоятельными юрлицами не являются. Значит, участником закупки филиал быть не может.

Заказчики и участники закупок: конфликт интересов

Между участником закупки и заказчиком не может быть аффилированности и конфликта интересов, говорят нормы ст.17 закона 135-ФЗ и нормы ст.31 закона 44-ФЗ. А может ли специализированная организация быть участником закупки работ и услуг? Зависит от конкретного случая.

Если речь идет о закупке, которую сама специализированная организация и обеспечивает, выполняя отдельные функции заказчика, то участвовать в такой процедуре ей нельзя – это тоже разновидность конфликта интересов. В то же время никто не мешает заказчику самостоятельно выбирать специализированную организацию на конкурсной основе, куда такая компания в качестве участника и придет.

На какие действия участник закупки имеет право по закону о контрактной системе

Помимо самого участия в конкурентной процедуре, участник закупки имеет право подавать запросы на разъяснение положений документации и отстаивать свои интересы в надзорном органе или суде. Подавать жалобу на действия (бездействия) заказчика, комиссии заказчика и должностных лиц, обжаловать итоги закупки в ФАС.

Источники:
http://goscontract.info/shkola-goszakupok/kto-takie-gosudarstvennye-zakazchiki
http://pravo.team/zakupki/44/trebovaniya-k-uchastnikam.html
http://www.pro-goszakaz.ru/article/102879-qqq-19-m2-uchastnik-zakupok-po-44-fz
http://zakonguru.com/goszakupki/44/uridiceskih-uslug.html

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию