Ст. 30 N44-ФЗ о субъектах малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организациях в контрактных закупках: основные положения и изменения

Ст. 30 N44-ФЗ о субъектах малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организациях в контрактных закупках: основные положения и изменения

Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” от 05.04.2013 N44-ФЗ регулирует отношения, складывающиеся в сфере контрактной системы закупок. Элементами системы контрактных государственных и муниципальных закупок выступают участники закупок и их действия, совершаемые ими для удовлетворения нужд государства и муниципалитетов.

К участникам контрактной системы закупок относят субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, которым посвящена ст. 30 N44-ФЗ.

Предмет регулирования ст. 30 N44-ФЗ

Ст. 30 N44-ФЗ регламентирует следующие аспекты участия малого бизнеса и не ставящих целью извлечение прибыли социально направленных организаций в контрактной системе закупок:

  • обязательный объем закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • порядок определения данного объема закупок;
  • способы доказывания статуса субъекта малого предпринимательства и социально ориентированной некоммерческой организации участником контрактной закупки;
  • случаи, когда определение поставщика из числа субъектов малого бизнеса и некоммерческих организаций социальной направленности не состоялось;
  • порядок ведения отчетности о заказах у организаций, относящихся к малому предпринимательству, и социально направленных некоммерческих организаций;
  • условия привлечения организаций, относящихся к малому предпринимательству, и социально направленных некоммерческих организаций к закупкам в качестве субподрядчиков.

Изменения

Ст. 30 N44-ФЗ претерпевала неоднократные изменения, что связано со стремлением законодателя в большей степени привлечь малый бизнес к государственным закупкам и тем самым поддержать его развитие.

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Первые изменения в ст. 30 были введены уже в 2014 г.:

  • изменена ч. 1 ст. 30;
  • введена ч. 1.1 ст. 30, указывающая на те закупки, которые не берутся в расчет при определении годового объема закупок;
  • введена ч. 1.2 ст. 30, определяющая порядок включения закупок у организаций, относящихся к малому предпринимательству, и социально направленных некоммерческих организаций в годовой объем закупок;
  • изменена ч. 4 ст. 30;
  • введена ч. 4.1 ст. 30, утверждающая роль Правительства РФ в определении подготовки отчета о закупках у организаций, относящихся к малому предпринимательству, и социально направленных некоммерческих организаций и размещение такого отчета в информационной системе;
  • изменены ч. 5 и 6 ст. 30;
  • введена ч. 8 ст. 30, устанавливающая дополнительные условия к контракту на закупки, которые содержат ограничения по отношению к участникам закупок, т. е. сужают их круг до организаций, относящихся к малому предпринимательству, и социально направленных некоммерческих организаций.

Следующие изменения в ст. 30 N44-ФЗ были осуществлены в 2017 г.:

  • изменена ч. 3 ст. 30 (отредактировано второе предложение);
  • изменена ч. 8 ст. 30 (приведена в соответствии ч. 3 ст. 30).

31 декабря 2017 г. Государственная Дума РФ приняла Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” N504-ФЗ, согласно которому с 1 января 2020 г. к ст. 30 N44-ФЗ будут применены некоторые изменения, а именно:

  • п. 3 ч. 1.1 и ч. 3 ст. 30 будут дополнены;
  • ч. 4 получит новую редакцию.

Основные положения

Ст. 30 N44-ФЗ закрепляет преимущество при участии в контрактных закупках организаций, относящихся к малому предпринимательству, и социально направленных некоммерческих организаций в следующих положениях:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • заказчики (органы государственной власти и органы местного самоуправления) обязаны осуществлять у малого бизнеса закупки в размере, составляющим не менее 15% от совокупного объема закупок. При этом они могут использовать различные способы определения поставщиков: открытые и двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, электронные аукционы, запросы котировок и предложений;
  • определяя совокупный объем закупок, заказчики не включают в него закупки, которые нужны для обеспечения безопасности страны, осуществления услуг по кредитованию, для деятельности в сфере атомной энергетики. Также не входят в годовой объем закупок те, которые осуществляются у единственного поставщика или при которых поставщиков определяют закрытыми способами;
  • организации могут пользоваться правами, предоставляемыми ст. 30 N44-ФЗ, только подтвердив свой статус путем предоставления декларации. Некоммерческие организации с социальной направленностью должны осуществлять виды деятельности, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.1996 года N7-ФЗ “О некоммерческих организациях”;
  • если определение поставщиков среди организаций, относящихся к малому предпринимательству, и социально направленных некоммерческих организаций не состоялось, то заказчик имеет право провести закупки на общих основаниях. Тогда эти закупки не будут учитываться при подсчете объема закупок, осуществленного заказчиком у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • каждый год до 1 апреля заказчик обязан сформировать отчет установленной формы о закупках, совершенных у организаций, относящихся к малому предпринимательству, и социально направленных некоммерческих организаций;
  • при производстве закупок на общих основаниях заказчик может требовать у поставщика нанять как субподрядчика субъект малого предпринимательства или социально направленную некоммерческую организацию. В таком случае в контракте указывается объем такого привлечения как процент от цены контракта. Это учитывается при подсчете объема закупок, совершенных у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • при установлении ограничения, суть которого в том, что участниками закупок могут быть только организаций, относящихся к малому предпринимательству, и социально направленных некоммерческих организаций, в договоре должно быть обязательное условие об оплате заказчиком товара, работы или услуги в течение 15 дней со дня приемки.

Нарушение положений, установленных ст. 30 N44-ФЗ – не что иное, как административное правонарушение, которое влечет за собой ответственность, закрепленную ст. 7.30 КоАП РФ.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Вопрос-ответ: Преимущества и ограничения для СМП в извещениях

Как правильно установить в извещениях об осуществлении закупок преимуществ и/или ограничений для участников закупок являющимися субъектами малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций?

В соответствии с частью 4 статьи 27 Закона N 44-ФЗ преимущества, в соответствии со статьями 28 – 30 Закона N 44-ФЗ, предоставляются при осуществлении закупок:

  • учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
  • организациям инвалидов;
  • субъектам малого предпринимательства;
  • социально ориентированным некоммерческим организациям.

Согласно части 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

В соответствии с действующим функционалом официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru при размещении информации на официальном сайте преимущества, предусмотренные частью 4 статьи 27 Закона N 44-ФЗ (ограничения, предусмотренные статьей 30 Закона N 44-ФЗ), указываются в извещении об осуществлении закупки как преимущества.

Согласно пункту 4 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ, информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленном в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

Таким образом, к ограничению участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 4 статьи 42 Закона N 44-ФЗ относятся ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Источник:<Вопрос: Об ограничении участия при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). (Письмо Минэкономразвития России от 05.09.2016 N Д28и-2273) <КонсультантПлюс>>

Предоставлять ли данное преимущество, заказчик решает самостоятельно с учетом обязательного объема закупок у субъектов малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) (ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ). Не следует проводить запрос котировок только для СМП и СОНКО, если в рамках этой же закупки предусмотрены преимущества для организаций инвалидов и (или) учреждений, предприятий уголовно-исполнительной системы.

В случае когда заказчик принял решение предоставить преимущество СМП и СОНКО, следует указать один из следующих видов такого преимущества (ч. 3, 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ):

  • “в закупке могут принять участие только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации”;
  • “подрядчик, исполнитель, не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме, установленном контрактом”.

Обзор подготовлен специалистами Л инии Консультирования ГК “Земля-СЕРВИС

Энциклопедия решений. Участие в закупках по Закону N 44-ФЗ субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций

Участие в закупках по Закону N 44-ФЗ субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций

Статьей 30 Закона N 44-ФЗ установлены особенности участия в закупках следующих категорий субъектов:

– социально ориентированных некоммерческих организаций (за исключением тех, учредителями которых являются РФ, субъекты РФ или муниципальные образования) (далее – СОНО), осуществляющих в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (ч. 2 ст. 30 Закона N 44-ФЗ);

– субъектов малого предпринимательства (далее – СМП), то есть внесенных в единый государственный реестр юридических лиц потребительских кооперативов и коммерческих организаций (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, соответствующих критериям, установленным в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”.

Преимущества для этих участников закупки выражаются в том, что заказчик обязан осуществлять часть закупок в объеме, не ниже установленного данной статьей, именно у СМП и СОНО. Причем такие преимущества предоставляются СМП и СОНО одновременно, а не раздельно для каждой категории субъектов, поскольку ст. 30 Закона N 44-ФЗ такого разделения не предусматривает (см. также разъяснения по вопросу 1 в письме Минэкономразвития России от 08.11.2013 N Д28и-2183).

Минимальный объем закупок , которые заказчик обязан осуществлять у СМП и СОНО (далее – доля закупок у СМП, СОНО), составляет 15% совокупного годового объема закупок (далее – СГОЗ), рассчитанного по общим правилам (см. п. 16 ст. 3 Закона N 44-ФЗ), но с учетом перечисленных ниже особенностей.

Во-первых, в силу ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ в расчет СГОЗ для целей этой статьи не включаются закупки:

– для обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 1 ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ);

– услуг по предоставлению кредитов (п. 2 ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ);

– у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – контрагент) в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (п. 3 ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ);

– работ в области использования атомной энергии (п. 4 ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ);

– при осуществлении которых применяются закрытые способы определения контрагента (п. 5 ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).

Во-вторых, в соответствии с ч. 30 ст. 112 Закона N 44-ФЗ в расчет СГОЗ для целей ст. 30 Закона N 44-ФЗ не включаются закупки, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте РФ в сети “Интернет” для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг до дня вступления в силу Закона N 44-ФЗ.

Внимание

Если необходимый объем закупок у СМП и СОНО, рассчитанный с учетом положений ч. 1.1 ст. 30 Закона, составляет ноль рублей, то заказчик не обязан осуществлять закупки у СМП и СОНО (см. также разъяснения по вопросам 1, 2, 6 в письме Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28и-2719, от 31.12.2014 N Д28и-2891, от 11.03.2015 N Д28и-643, от 20.07.2015 N Д28и-2096, от 17.09.2015 N Д28и-2812).

Обеспечение преимущественного участия в закупке СМП и СОНО предусмотрено двумя способами, названными в ч.ч. 1 и 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ:

1. Осуществление закупок, в которых начальная (максимальная) цена контракта не превышает 20 миллионов рублей, исключительно , в “закрытом режиме”, среди СМП и СОНО (см. письма Минэкономразвития России от 06.03.2015 N Д28и-556, от 10.02.2015 N Д28и-146) конкурентными способами, а именно:

– конкурсов с ограниченным участием,

Заметим, что хотя закупки, указанные в п.п. 1, 4 и 5 ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, не включаются в объем СГОЗ, из которого рассчитывается доля закупок у СМП, СОНО, заказчики вправе осуществлять закупки, указанные в этих пунктах, у СМП и СОНО в “закрытом режиме”, предусмотренном ст. 30 Закона N 44-ФЗ. В этих случаях объем таких закупок учитывается в доле закупок у СМП, СОНО (ч. 1.2 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).

2. Установление в извещении об осуществлении закупки требования к контрагенту, не являющемуся СМП или СОНО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП или СОНО (ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ). Данное условие включается также в контракт, заключаемый по итогам закупки, извещение о которой содержало это условие (ч. 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ). При этом в долю закупок у СМП, СОНО включается только объем привлечения к исполнению контракта СМП, СОНО, установленный в виде процента от цены контракта (ч. 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).

При этом требование о том, что начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 миллионов рублей, установленное в отношении закупок исключительно среди СМП, СОНО в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, к контрактам, заключаемым в соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ не применяется (см. также письмо Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28и-2740).

Какого-либо перечня товаров, работ, услуг, которые должны закупаться у СМП, СОНО, не установлено. То есть приобретаться в порядке, установленном ст. 30 Закона N 44-ФЗ, у СМП, СОНО могут любые товары, работы, услуги, главное – чтобы доля закупок была не менее установленной законом (см. также письма Минэкономразвития России от 15.01.2015 N Д28и-79, от 23.12.2014 N Д28и-2785).

Внимание

Закупка у СМП или СОНО, осуществленная любым другим способом, не является закупкой среди СМП и СОНО в соответствии со ст. 30 Закона N 44-ФЗ , даже если по результатам закупки контракт был заключен с СМП или СОНО. В частности, такой закупкой не является закупка у СМП, СОНО как у единственного контрагента в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (см. также письмо Минэкономразвития России от 15.10.2015 N Д28и-3023). В эту категорию попадают и контракты, заключенные в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в результате признания закупки, которая осуществлялась среди СМП и СОНО конкурентным способом, несостоявшейся (см. п. 45 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).

Аналогично сумма цен договоров с СМП, СОНО, заключенных в целях исполнения контракта, контрагентом, для которого обязанность привлечения таких субъектов не предусмотрена извещением о закупке, не включается в долю закупки у СМП, СОНО. Такое условие не может быть внесено в контракт позже, например, дополнительным соглашением к нему (см. тему 4 Обзора практики проведения внеплановых проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, декабрь 2015)).

Вопросы, связанные с особенностями проведения закупки с предоставлением вышеописанных преимуществ СМП, СОНО, рассмотрены в отдельных материалах.

В соответствии с ч.ч. 4, 4.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ по итогам года заказчик обязан составить в порядке и по форме, определенным Правительством РФ, отчет об объеме закупок у СМП, СОНО и до 1 апреля года, следующего за отчетным, разместить его в единой информационной системе. Вопросы, связанные с составлением и размещением указанного отчета, рассмотрены в отдельном материале.

Следует учитывать, что за осуществление закупок у СМП, СОНО в размере менее установленного ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ предусмотрена административная ответственность (ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ).

Источники:
http://zemser.ru/news/vopros-otvet-preimuschestva-i-ogranicheniya-dlya-smp-v-izvescheniyah
http://base.garant.ru/58079572/
http://base.garant.ru/70353464/

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию