Совокупный годовой объем закупок по 44-ФЗ: что это такое и для чего используется всеми заказчиками?

Что такое совокупный годовой объем закупок (СГОЗ)? Для чего необходим данный показатель в контрактной системе госзаказа?

Понятие совокупного годового объема закупок (СГОЗ) широко используется в 44-ФЗ. Расчет указанного показателя позволяет оценить и спрогнозировать деятельность компании и отчитаться перед контролирующими инстанциями.

Что такое СГОЗ

Понятие совокупного годового объема закупок приводится в ст. 3 44-ФЗ. Он представляет собой объем денежных средств, которые выделяются заказчику в целях проведения закупочных процедур и оплаты подписанных ранее контрактов. Объем денежных средств (финансирования) закрепляется в смете или в плане хозяйственной деятельности.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74 .

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Расчет показателя необходим для формирования отчетности и соблюдений законодательных правил. Неправильные расчеты имеют для заказчика ряд негативных последствий – внеплановым проверкам или штрафным санкциям.

Методика вычисления изменилась после увеличившегося количества споров по поводу целесообразности включения долгосрочных контрактов, подписанных в прошлом году, а оплаченных – в текущем.

Для чего рассчитывается

СГОЗ необходим в следующих случаях:

  1. Для принятия решения о целесообразности создания контрактной службы (при объеме закупок более 100 млн р.) или о назначении контрактного управляющего (при показателе менее 100 млн р.). На это указывается в ч. 2 ст. 38 44-ФЗ.
  2. Для определения необходимого объема закупок у малого бизнеса и социально ориентированных НКО по ч. 1 ст. 30 44-ФЗ. На них должно приходиться не менее 15% в госзаказе, иначе заказчику грозит ответственность.
  3. Для расчета объема товаров, которые допускается закупать у единственного поставщика. Малые закупки допускается проводить в размере 5% от СГОЗ, но на сумму не более 50 млн р.
  4. Для определения лимита закупок через электронный запрос котировок. Этим способом проводятся закупки в размере не менее 10% от СГОЗ на сумму в пределах 10 млн р.

Рассчитанный показатель СГОЗ заказчик должен включить в план-график (п. 2 ч. 3 ст. 21 44-ФЗ). В дальнейшем заказчик вправе производить закупки исключительно по графику.

Также СГОЗ потребуется при формировании отчета о размере госзакупок у СМП и СОНКО.

СГОЗ и план-график не совпадают. Если план-график создается на текущий год, то СГОЗ зависит от объема финансирования.

Порядок расчетов

В совокупном объеме закупок могут учитываться:

  • контракты, которые были подписаны в прошлом году, но заказчик обязан оплатить в этом;
  • общая цена контрактов, которые были подписаны в текущем году, и оплата по ним предусмотрена в этом же году (краткосрочные контракты на период до года);
  • стоимость контрактов, которые были подписаны в текущем году, но частично предполагается исполнить в следующем периоде (в СГОЗ вносится только часть, оплаченная в текущем году);
  • с января 2020 года в СГОЗ входят суммы контрактов, которые были подписаны с единственным поставщиком на основании п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Стоит учитывать, что при расчетах общего объема закупок учитываются только закупочные процедуры с единственным поставщиком, которые были проведены по итогам несостоявшихся конкурсов, запросов предложений в электронном формате.

При расчетах СГОЗ используются пояснения Минэкономразвития из письма от 2017 года №Д28и-1632.

СГОЗ может меняться в течение года в зависимости от вида закупок, которые необходимы заказчику. Заказчику рекомендовано корректировать данный показатель раз в квартал и фиксировать в приказе правила информирования о корректировке лимитов.

Примеры расчетов для разных способов определения поставщика

На основании ч. 1 ст. 93 44-ФЗ в контрактной системе устанавливаются следующие лимиты. Объем закупок у единственного поставщика не должен превышать 2 млн р. ежегодно, 5% от СГОЗ или более 50 млн р. ежегодно (используется один из вариантов).

Например, СГОЗ у заказчика составляет 2 млн р. Если закупку планируется провести у единственного поставщика, то следует учесть лимиты. По второму варианту они составляют 5% от СГОЗ, или 100 тыс. р. В такой ситуации заказчику целесообразно использовать первый вариант для установления лимитов и закупать у единственного поставщика товары на сумму не более 2 млн р. в год.

При учете минимального размера закупок у компаний из числа СМП и СОНКО требуется СГОЗ * 15%. С учетом СГОЗ в 2 млн р. получается, что привлечение малого предпринимательства требуется в размере не менее 150 тыс. р. в год. Привлечение субъектов малого бизнеса может иметь форму организации торгов, в которых могут участвовать только небольшие компании, а также их участие в закупках в качестве субподрядчиков.

В случае если СГОЗ составляет 3 млн р., то у представителей малого бизнеса и социально ориентированных НКО закупаются товары на сумму от 450 тыс. р.

Приведем пример расчетов СГОЗ В 2020 году заказчик подписал контракты на сумму 15 млн р. Три контракта на общую сумму 5 млн р. будут оплачены в 2020 году, оставшиеся 4 на сумму 10 млн р. – в 2020 году. Кроме того, заказчику предстоит оплатить контракты, подписанные в 2018 году на сумму 3 млн р. Таким образом, совокупный государственный объем заказа в 2020 году составит 8 млн р. (5+3).

Перечень исключений из СГОЗ

На основании ч. 1 ст. 30 можно выделить список государственных заказов, которые не участвуют при расчетах показателя СГОЗ. Это:

  • государственные закупки среди СМП или социально ориентированных НКО;
  • закупки для обороны и безопасности страны;
  • закупки по предоставлению кредитов;
  • закупки у единственного поставщика на основании ч.1 ст. 93 44-ФЗ;
  • закрытые способы отбора поставщика;
  • закупки в области атомной энергии.

Таким образом, совокупный годовой объем закупок, или СГОЗ – это общая денежная сумма, которая будет потрачена заказчиком в текущем финансовом году на оплату контрактов, подписанных по результатам конкурентных способов выбора поставщика.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Совокупный годовой объем закупок по 44-ФЗ (СГОЗ) как считать пример 2018

Понятие совокупного годового объема закупок (СГОЗ) устанавливается статьей 3 44-ФЗ. Расчет этого показателя помогает оценить деятельность организации и отчитаться перед контролирующими органами. Поэтому каждому заказчику необходимо помнить особенности этого показателя.

СГОЗ – что это такое

Под совокупным годовым объемом закупок понимается общее количество финансовых средств, которые выделяются учреждению для приобретения необходимых товаров и услуг. Оно определяется на финансовый год. Эти средства предназначены для оплаты контактов, которые заключены до начала отчетного периода и подлежат оплате в рассматриваемом финансовом году.

Объем выделяемых денежных средств должен быть утвержден в смете или плане хозяйственно-финансовой деятельности. Расчет этого показателя проводится при помощи суммирования определенных строк сметы или плана.

Разработка методики расчета СГОЗ была инициирована законодателями в связи с большим количеством споров, которые ходили вокруг необходимости включения стоимости долгосрочных контрактов, оформленных в прошлом году и исполняющихся в текущем. После введения этого термина ситуация разъяснилась. Если договор оформлен в текущем году, а его исполнение запланировано на следующий, то в СГОЗ включается только та сумма, которая оплачивается в нынешнем отчетном периоде.

Как рассчитать СГОЗ по 44-ФЗ

Определение СГОЗ играет немаловажную роль в планировании закупок товаров и услуг. Этот показатель необходим для следующего:

  1. Принятия решения о необходимости формирования контрактной службы. Если окажется, что СГОЗ превосходит сто миллионов рублей, то создание контрактной службы необходимо. Если эта сумма меньше, заказчику достаточно назначить специалиста, который будет осуществлять закупку товаров и услуг. Такое правило прописано во второй части статьи 38 44-ФЗ.
  2. Чтобы просчитать объем закупок, которые необходимо осуществить у поставщиков, относящихся к субъектам малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих предприятий. В статье 30 44-ФЗ прописано, что на долю таких поставщиков должно приходиться не менее 15% от СГОЗ.
  3. Для расчета объема товаров и услуг, закупаемых у единственного поставщика. При этом цена одного контракта не может превышать 100 тысяч рублей. Согласно части 1 статьи 93 44-ФЗ общий объем товаров и услуг, закупаемых таким методом, не может превосходить 5 % от СГОЗ. В сумме он не должен превышать 50 миллионов рублей.
  4. Для просчета количества товаров и услуг, которые можно закупить посредством запроса котировок. Исходя из второй части статьи 72 44-ФЗ, объем закупок при помощи запроса котировок не может превосходить 10% от СГОЗ. Эта сумма не должна быть больше 10 миллионов рублей.

Рассчитанный показатель должен быть обязательно включен в план-график. Для формирования этой цифры необходимо использовать методические указания, разработанные правительством РФ.

Основные правила расчета СГОЗ

Для расчета СГОЗ применяется определенная формула. Она будет состоять из следующих компонентов:

  1. Стоимость контрактов, заключенных в прошлом финансовом году и подлежащих к оплате в нынешнем отчетном периоде.
  2. Договора, которые заключены, будут исполняться и оплачиваться в нынешнем финансовом году.
  3. Оформленные в нынешнем году контракты, которые будут исполняться в текущем и в последующих годах. Включается только та часть, которая оплачивается в текущем финансовом периоде.

При расчете СГОЗ не должны учитываться следующие траты:

  1. Заработная плата, командировочные выплаты сотрудников.
  2. Средства, предназначенные для уплаты налоговых сборов и прочих обязательных платежей в бюджет.
  3. На возмещение вреда, который был причинен заказчиком во время ведения своей деятельности.
  4. Доход, полученный о деятельности заказчика и средства, предназначенные для закупок в рамках 223-ФЗ.

Таким образом, СГОЗ формируется из сумм, которые предназначены для оплаты закупленной продукции и услуг в текущем финансовом периоде. Эта цифра оказывается идентичной денежным лимитам бюджетных обязательств.

Пример: Методика расчета СГОЗ у единственного поставщика

Согласно первой части статьи 93 44-ФЗ общий объем закупок у единственного поставщика не может превосходить двух миллионов рублей или 5% СГОЗ (но более 50 миллионов рублей). При этом цена одного контракта не должна превышать 100000 рублей. Такие ограничения не применяются при закупке товаров и услуг, необходимых для потребности сельских поселений.

СГОЗ в этом случае можно определить по следующей формуле:

Чтобы понять принцип расчета, разберем пример. Государственная организация имеет СГОЗ в размере 3 миллионов рублей. Для закупки у единственного поставщика можно использовать не более 5%. В нашем примере 5% составляет 150 тысяч рублей. Этой суммы для покрытия потребностей недостаточно. Поэтому в этом случае заказчику выгоднее использовать предел в 2 миллиона рублей. Тогда организация получит возможность проводить закупки до 100 тысяч рублей напрямую. Оставшийся от первоначальной суммы (3 млн.) миллион организация может потратить для проведения закупок другими способами.

Расчет СГОЗ для запроса котировок

Закупать товары и услуги посредством запроса котировок можно в размере, не превышающем 10% от СГОЗ. При этом сумма не должна превосходить 10 миллионов рублей. Это довольно жесткие рамки, которые установлены 72 статьей 44-ФЗ. Это нужно обязательно учитывать при распределении выделенных средств.

Методика расчета СГОЗ для поставщиков, относящихся с СМП или СО НКО

Частью 1 статьи 30 44-ФЗ установлена обязанность заказчика проводить закупки у СМП и СО НКО на сумму не меньше 15% от СГОЗ. Такие закупки можно проводить двумя основными способами:

  • Установить ограничение на участие поставщиков. В документации прописывается, что поучаствовать в закупке могут только СМП или СО НКО.
  • Прописав в перечне требований к участникам необходимость привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, относящихся к СМП или СО НКО.

Правила расчета СГОЗ аналогичны методике определения суммы при закупке у единственного поставщика. При подсчетах не учитываются товары и услуги, необходимые для поддержания обороны страны, предоставления кредитов, работ, связанных с атомной энергетикой.

Продолжая вышеописанный пример, в котором из трех миллионов у единственного поставщика можно закупить товаров и услуг на сумму 2 миллиона рублей. Следовательно, у СМП можно закупить на сумму (3 миллиона – 2 миллиона) *15% = 150000 рублей.

Годовой объем закупок заказчику приходится рассчитывать для каждого финансового года, сделать это нужно до 1 апреля года, следующего за отчетным. Эта цифра отражается в план-графике и публикуется в ЕИС.

Совокупный годовой объем закупок по 44-ФЗ: что это такое и для чего используется всеми заказчиками?

Для осуществления государственных и муниципальных закупок заказчику выделяются средства из бюджета. Объём этих средств определяется контролирующими органами, а также организациями — распорядителями бюджетных средств. При определении уровня финансирования в учёт берётся совокупный годовой объём закупок (СГОЗ).

Понятие СГОЗ по 44-ФЗ и по 223-ФЗ

Под совокупным годовым объемом закупок понимается тот объём финансовых средств, который государственный или муниципальный заказчик планирует потратить на оплату имеющихся у него незакрытых контрактов. Если говорить о том, из чего формируется этот финансовый показатель, то следует понимать, что это, в первую очередь, денежные средства, которые планируется израсходовать на оплату контрактов в текущем году.

На основании Письма Министерства финансов №24-01-09/37707, которое было сформировано 16 июня 2017 года, для расчета денежного показателя должны быть учтены следующие параметры:

  • контракты и договоры, а также иные соглашения, которые были заключены в предыдущих годах бухгалтерского и финансового учетов, но будут оплачиваться только в текущем году;
  • контракты и договоры, которые заключены и подлежат оплате в текущем финансовом году;
  • с 1 января 2020 года в СГОЗ необходимо включить также и контракты, которые подписываются с единственным поставщиком по пунктам 25-25.3 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок». Однако в данном случае действует правило, согласно которому, в СГОЗ включаются только те закупки у единственного поставщика, которые признаны несостоявшимися по итогам конкурентных процедур среди организаций СМП и СОНКО.

Однако по аналогии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок» под этим показателем понимается объём финансовых затрат на удовлетворение нужд отдельных видов заказчиков в конкретном финансовом году.

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Для чего нужен СГОЗ

Показатель общего уровня закупок в рамках бухгалтерского года используется, в первую очередь, для того, чтобы определить, сколько средств нужно тому или иному заказчику для реализации его нужд, в том числе по оплате закупочных процедур с участием единственного поставщика. Главными целями подсчета этого финансового показателя являются:

  • формирование отчета о том, каким является совокупный годовой объем закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • составление плана-графика проводимых закупок государственным заказчиком;
  • определение минимального количества закупок, проведённых у организаций, относимых к малому бизнесу, а также социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • определение предельного количества закупочных процедур, проводимых методом запроса котировок;
  • формирование показателей, определяющих возможности осуществления закупок у единственного поставщика.

Кроме того, именно суммарный показатель СГОЗ позволяет говорить о том, следует ли создавать контрактную службу или можно обойтись контрактными управляющими.

В расчёт данного финансового показателя по 223 Федеральному закону берутся также суммы, направленные на уплату налогов, выплату командировочных вознаграждений, а также на возмещение причинённого ущерба, если такой вариант выплат также есть на основании специально вынесенного решения суда.

Порядок расчёта

Как уже говорилось выше, при определении объема закупочных процедур в бухгалтерском году учитываются средства, которые потрачены на оплату контрактов, заключённых в предыдущем году, но оплачиваемых в текущем, а также заключённых и оплачиваемых в текущем году. Именно исходя из полученной суммы формируется лимит бюджетных обязательств, которые будут доводиться для оплаты государственному или муниципальному заказчику.

На основании полученного финансового показателя происходит определение тех лимитов, которые не могут быть превышены, но должны быть соблюдены при проведении определенных видов закупок.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Так, закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций должны быть не менее пятнадцати процентов от рассчитанного объема СГОЗ. Получить данный показатель в виде стоимостного выражения возможно следующим образом:

(СГОЗ – N) * 15% = V закупок у СМП и СОНКО, где:

  • N – суммарный объем закупок, проводимых в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона №44-ФЗ;
  • V – полученный объем закупок, которые должны быть проведены с участием СМП и СОНКО.

Если говорить о стоимостном объеме закупок, проводимых путем проведения электронных закупочных процедур в виде запроса котировок, то данный показатель равняется десяти процентам от общего объема СГОЗ. При этом никаких вычетов из объема СГОЗ не производится.

Законодатель также установил ограничение и в отношении закупочных мероприятий, проводимых в отношении закупок у единственного поставщика на основании пунктов 4 (закупки малого объема) и 5 (закупки учреждениями культуры со специальными уставными целями функционирования) статьи 93 указанного выше Федерального закона. На основании требований действующих норм закупочного законодательства:

  • объем закупок, проводимых по пункту 4 статьи 93 указанного закона, не может быть более пяти процентов от объема СГОЗ;
  • если речь идет о закупках по пункту 5 указанной статьи, то объем закупок не может быть выше пятидесяти процентов.

Что не учитывается в СГОЗ и не влияет на проведение расчетов

При подсчете СГОЗ есть некоторые показатели, которые учитывать нельзя. К ним относятся:

  • закупочные мероприятия, направленные на удовлетворение оборонных нужд, а также нужд безопасности государства;
  • закупки, направленные на предоставление различного вида кредитов;
  • процедуры, направленные на различные виды применения атомной энергии;
  • контракты, заключаемые с единственным поставщиком, кроме указанных выше пунктов 4 и 5 статьи 93 указанного нормативного акта федерального значения;
  • процедуры конкурентных закупок закрытого типа (закрытые конкурсы и аукционы в электронной форме).

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Совокупный годовой объём закупок (СГОЗ) по 44-ФЗ

Относительно новый термин в юриспруденции, введённый в 2013 году федеральным законом о контрактной системе. Значение указанного термина трактуется в самом конце 3 статьи 44-ФЗ, где сказано, что совокупный годовой объём закупок (СГОЗ), это суммарный объём финансового обеспечения, ориентированный на реализацию закупок в нынешнем году, и контрактов, заключённых в предыдущем году, оплата которых осуществляется в нынешнем финансовом году.

Термин довольно часто используется в законе о контрактной системе, изучим, его главные черты и где он встречается.

Как посчитать совокупный годовой объём закупок?

СГОЗ можно рассчитать незамысловатым способом:

контракты, подписанные в прошлом году, в части оплаты, возникшей в нынешнем году

контракты, подписанные в нынешнем году и целиком подлежащие оплате в этом году

контракты, подписанные в нынешнем году на этот и последующие годы, в части финансовых обязательств текущего года.

Что не считают при расчёте СГОЗ?

СГОЗ состоит исключительно из платежей, которые заказчик тратит на осуществление процедур закупок товаров, работ, услуг.

Таким образом, в СГОЗ не входят:

  • расходы на заработную плату работников, командировочные и иные выплаты, предусмотренные нормативно-правовыми актами РФ;
  • уплата налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему;
  • возмещение вреда, причиненного заказчиком при осуществлении деятельности, не учитываются при расчете СГОЗ;
  • получаемые от приносящей доход деятельности и другие средства, которыми заказчик оплачивает договора по Закону № 223-ФЗ.

План-закупок, план-график

Нормами закона и функционалом Единой информационной системы в сфере закупок закреплено, что заказчик обязательно должен прописывать в формах СГОЗ, который в дальнейшем поможет при составлении отчётов, и других требуемых для работы расчётов.

Отчет по субъектам малого предпринимательства

Законодателем закреплён долг заказчика реализовывать закупки среди субъектов малого предпринимательства в количестве, превышающем пятнадцать процентов от СГОЗ. Но есть исключения. При расчёте объёма закупок у субъектов малого предпринимательства в СГОЗ не суммируются процедуры, проводимые по с ч.1 ст.93 44-ФЗ, для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, услуг по предоставлению кредитов, работ в сферах атомной энергетики и процедуры, осуществляемые закрытым способом.

Таким образом, доля закупок у субъектов малого предпринимательства должна превышать пятнадцать процентов от суммы начальных (максимальных) цен всех конкурентных процедур (за редким исключением) осуществляемых заказчиком.

Контрактная служба

В случае если СГОЗ заказчика превышает 100 млн. рублей, он наделён правом создать контрактную службу. Указанная возможность не является обязанностью, поэтому создание указанного структурного подразделения является только всего лишь правом заказчика. Поэтому в случае СГОЗ превышающего 100 млн. рублей, заказчик вправе ограничиться назначением контрактного управляющего.

Запросы котировок

Статьёй 72 44-ФЗ установлена возможность проведения заказчиком закупок в форме запроса котировок. При этом сумма годового объема закупок в форме запросов котировок не должна превышать десять процентов от СГОЗ и составлять более чем 100 млн. рублей.

Закупка у единственного поставщика

Всеми любимые «прямые договора», или закупка до 100 тыс. рублей. Законодатель предусмотрительно дал такую возможность – закупать малыми объёмами без проведения процедур. Но при этом строго ограничил рамками – не более пяти процентов СГОЗ или не более 2 млн. рублей.

Таким образом, понятие совокупный годовой объём закупок, встречается в законе о контрактной системе не так уж и часто, но очень сильно влияет на деятельность заказчика.

ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый ОКПД2 и многое другое! Подробнее.

Энциклопедия решений. Совокупный годовой объем закупок по Закону N 44-ФЗ

Совокупный годовой объем закупок по Закону N 44-ФЗ

Совокупный годовой объем закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 44-ФЗ (далее – СГОЗ), рассчитывается согласно указаниям данного Закона при определении:

– необходимости создания контрактной службы, которая должна быть создана, если СГОЗ превышает 100 миллионов рублей (ч. 1 ст. 38 Закона N 44-ФЗ);

– ограничений, установленных для осуществления закупок путем проведения запроса котировок (годовой объем закупок, осуществляемых этим способом, не должен превышать 10% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 100 миллионов рублей (ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ));

– ограничений, установленных для осуществления закупок на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить по этому основанию, не должен превышать 2 миллиона рублей или не должен превышать 5% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 50 миллионов рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ));

– ограничений, установленных для осуществления закупок на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании этого пункта, не должен превышать 50% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 20 миллионов рублей (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ)).

Сведения о СГОЗ указываются заказчиком в плане-графике (справочно) (пп. “е” п. 1 Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 553, пп. “з” п. 1 Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554).

Согласно п. 16 ст. 3 Закона N 44-ФЗ СГОЗ – это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ , в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году. Финансовый год согласно ст. 12 Бюджетного кодекса РФ, на нормах которого, помимо прочего, основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Таким образом, СГОЗ представляет собой сумму средств, которую предполагается израсходовать на оплату по:

а) контрактам, заключенным в предыдущих финансовых годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году;

б) контрактам, заключенным в текущем финансовом году и полностью исполняемым и подлежащим оплате в текущем финансовом году;

в) контрактам, заключенным в текущем финансовом году и исполняемым в текущем и последующих годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году.

Формула для расчета СГОЗ выглядит следующим образом:

Аналогичный способ расчета СГОЗ приводится представителями Минэкономразвития России (в Информации от 04.06.2014, в ответе на вопрос 86 в письме от 30.09.2014 N Д28И-1889, письме от 06.12.2016 N Д28и-3332 и др.) и Минфина России (в письмах от 16.06.2017 N 24-01-09/37707 и от 24.08.2017 N 24-01-09/54336).

При расчете СГОЗ необходимо учитывать следующее.

Во-первых, в расчет СГОЗ включаются исключительно суммы контрактов, то есть гражданско-правовых договоров, заключенных заказчиком в соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ , предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ). Любые другие денежные суммы (например, выплаты денежных средств работникам в соответствии с Трудовым кодексом РФ, выплаты по договорам, не подпадающим под действие Закона N 44-ФЗ (ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ) и т. д.) в расчет СГОЗ не включаются.

В частности, по мнению Минфина России, договоры, заключенные унитарными предприятиями до 1 января 2017 года в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ и подлежащие оплате после указанной даты, не подлежат включению в СГОЗ (см. письма от 11.09.2017 N 24-04-07/58546 и от 29.09.2017 N 24-01-10/64059).

В письме от 29.12.2016 N Д28и-3495 аналогичный вывод сделан специалистами Минэкономразвития России в отношении включения в СГОЗ учреждения, сменившего тип с автономного на бюджетное, сумм на оплату договоров, заключенных этим учреждением в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ до изменения типа.

Во-вторых, в расчет СГОЗ включаются суммы всех контрактов, независимо от того, по итогам какого способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика) они заключены, поскольку никаких оговорок по данному вопросу п. 16 ст. 3 Закона N 44-ФЗ не содержит. В частности, в расчет СГОЗ включаются суммы контрактов, заключенных на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (см. письмо Минфина России от 16.06.2017 N 24-01-09/37707).

В-третьих, согласно п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ закупка – совокупность действий, осуществляемых заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд, которая начинается с определения контрагента и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Если в соответствии с Законом N 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении контрагента, закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Отсюда видно, что закупка всегда подразумевает заключение контракта, а под “суммой закупки” имеется в виду цена контракта . При этом ценой контракта с точки зрения Гражданского кодекса РФ, на котором основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), является вся сумма, уплачиваемая по контракту, независимо от того, включает ли она НДС или нет (тем более, что это зависит от системы налогообложения контрагента, которая может и измениться).

В-четвертых, если по результатам определения контрагентов в течение года образовалась экономия денежных средств, то рассчитывать СГОЗ с учетом фактически затраченных на оплату контрактов денежных средств в текущем финансовом году неправомерно (см. разъяснения по вопросу 1.6 письма Минэкономразвития России от 11.06.2015 N Д28и-1757, п. 1 письма Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2898, письмо Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28и-2708). В связи с изменением цены конкретного контракта или его расторжением СГОЗ также не пересчитывается (см. письмо Минэкономразвития России от 21.04.2017 N Д28и-1632).

Таким образом, СГОЗ в любом отдельно взятом календарном году по общему правилу следует определять как утвержденный общий объем финансового обеспечения согласно лимитам бюджетных обязательств или плану финансово-хозяйственной деятельности для оплаты гражданско-правовых договоров (контрактов) в этом году, независимо от того, в каком году и каким способом были заключены такие контракты. Доли закупки путем запроса котировок и у единственного контрагента определяются в процентах от суммы СГОЗ.

Пример

В 2017 году заказчиком были заключены контракты на сумму 3 миллиона рублей, из которых в 2017 году заказчик выплатил контрагентам 2,5 миллиона рублей, 500 тысяч рублей выплачиваются в январе 2018 года. В 2018 году заказчик заключает контракты на сумму 5 миллионов рублей, из которых согласно условиям контрактов заказчик обязан выплатить контрагентам в 2018 году 3 миллиона рублей, а оставшиеся 2 миллиона – в 2020 году. Заключать другие контракты в 2018 году заказчик не планирует.

СГОЗ на 2018 год = 500 тыс. руб. + 3 млн руб = 3,5 млн руб.

По нашему мнению, при определении остатка доли закупок (лимита) путем проведения запроса котировок и у единственного контрагента без дополнительных к тому оснований по мере осуществления конкретных закупок из лимита, рассчитанного исходя из СГОЗ этого года, вычитаются суммы, подлежащие уплате по каждому конкретному контракту в этом году.

То есть если, например, контракт по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заключен в 2017 году, но часть выплат по нему осуществляется в 2018 году, то из лимита на 2017 год, определенного исходя из СГОЗ 2017 года, вычитается только сумма, подлежащая уплате в 2017 году, а сумма, подлежащая уплате в 2018 году, вычитается из лимита, определенного исходя из СГОЗ 2018 года.

Официальных разъяснений и (или) правоприменительной практики, подтверждавших бы данную позицию, нам найти не удалось. Однако именно такой подход применяется при определении объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (см. пп.пп. “д” и “е” п. 2 Требований к заполнению формы отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 N 238).

Как определяется совокупный годовой объем закупок по закону № 44-ФЗ и в каких случаях он используется

Совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) — это средства, предназначенные для оплаты в течение года товаров (работ, услуг), которые закупаются в соответствии с Законом N 44-ФЗ, в том числе по контрактам прошлых лет.

Такой показатель нужен, чтобы заполнить некоторые документы, рассчитать годовой объем ряда закупок, определить, необходимо ли создание контрактной службы .

Определяя СГОЗ, нужно обратить внимание на то, что в этот показатель включаются и средства на оплату контрактов по Закону N 44-ФЗ, заключенных до начала соответствующего года ( п. 16 ст. 3 названного Закона). Аналогичной позиции придерживается Минфин России (Письма от 16.06.2017 N 24-01-09/37707 и от 13.03.2018 N 24-01-08/15238 ).

Например, казенному учреждению для осуществления закупок доведены лимиты бюджетных обязательств на 2018 г. 19 млн руб. Из них 5 млн руб. предназначены для оплаты контрактов, заключенных в 2017 г. СГОЗ на 2018 г. составит 19 млн руб.

В данный показатель не включаются средства на оплату контрактов по Закону N 223-ФЗ, а также по ранее действовавшему Закону N 94-ФЗ.

СГОЗ нужен при заполнении следующих документов:

— планов-графиков, подготавливаемых на основании ст. 21 Закона N 44-ФЗ;

— отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

СГОЗ используется при расчете:

— минимального объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций ( ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ);

— максимального объема закупок путем проведения запроса котировок ( ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ);

— максимального объема закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным в п. п. 4 , 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ;

— максимального объема закупок путем проведения запроса котировок в электронной форме ( ч. 2 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ).

Пример расчета минимального объема закупок у СМП и СОНКО

(СГОЗ (19 млн руб.) — закупки, указанные в ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ (6 млн руб.)) x 15% = 1 млн 950 тыс. руб.

Пример расчета максимального годового объема закупок путем проведения запроса котировок

СГОЗ (19 млн руб.) x 10% = 1 млн 900 тыс. руб.

Годовой объем закупок путем проведения запроса котировок не должен быть больше 100 млн руб. и 10% СГОЗ ( ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ). Необходимо учитывать, что годовой объем указанных закупок в 2018 г. рассчитывается в совокупности с закупками, осуществляемыми путем проведения запроса котировок в электронной форме ( ч. 45 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).

Пример расчета максимального годового объема закупок по п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ

По п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ:

СГОЗ (19 млн руб.) x 5% = 950 тыс. руб.

Годовой объем закупок может составлять 5% от СГОЗ или 2 млн руб. Если заказчик использует приведенную формулу, то такой объем не должен превышать 50 млн руб.

По п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ:

СГОЗ (19 млн руб.) x 50% = 9 млн 500 тыс. руб.

При этом годовой объем закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ не должен превышать 20 млн руб.

Рекомендуем:

Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить

именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта . Или позвоните нам по телефонам:
Санкт-Петербург +7 812 467-31-19
Москва +7 499 938-55-47
Федеральный номер 8 800 511-38-53

Совокупный годовой объём закупок (СГОЗ) по 44-ФЗ

Относительно новый термин в юриспруденции, введённый в 2013 году федеральным законом о контрактной системе. Значение указанного термина трактуется в самом конце 3 статьи 44-ФЗ, где сказано, что совокупный годовой объём закупок (СГОЗ), это суммарный объём финансового обеспечения, ориентированный на реализацию закупок в нынешнем году, и контрактов, заключённых в предыдущем году, оплата которых осуществляется в нынешнем финансовом году.

Термин довольно часто используется в законе о контрактной системе, изучим, его главные черты и где он встречается.

Как посчитать совокупный годовой объём закупок?

СГОЗ можно рассчитать незамысловатым способом:

контракты, подписанные в прошлом году, в части оплаты, возникшей в нынешнем году

контракты, подписанные в нынешнем году и целиком подлежащие оплате в этом году

контракты, подписанные в нынешнем году на этот и последующие годы, в части финансовых обязательств текущего года.

Что не считают при расчёте СГОЗ?

СГОЗ состоит исключительно из платежей, которые заказчик тратит на осуществление процедур закупок товаров, работ, услуг.

Таким образом, в СГОЗ не входят:

  • расходы на заработную плату работников, командировочные и иные выплаты, предусмотренные нормативно-правовыми актами РФ;
  • уплата налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему;
  • возмещение вреда, причиненного заказчиком при осуществлении деятельности, не учитываются при расчете СГОЗ;
  • получаемые от приносящей доход деятельности и другие средства, которыми заказчик оплачивает договора по Закону № 223-ФЗ.

План-закупок, план-график

Нормами закона и функционалом Единой информационной системы в сфере закупок закреплено, что заказчик обязательно должен прописывать в формах СГОЗ, который в дальнейшем поможет при составлении отчётов, и других требуемых для работы расчётов.

Отчет по субъектам малого предпринимательства

Законодателем закреплён долг заказчика реализовывать закупки среди субъектов малого предпринимательства в количестве, превышающем пятнадцать процентов от СГОЗ. Но есть исключения. При расчёте объёма закупок у субъектов малого предпринимательства в СГОЗ не суммируются процедуры, проводимые по с ч.1 ст.93 44-ФЗ, для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, услуг по предоставлению кредитов, работ в сферах атомной энергетики и процедуры, осуществляемые закрытым способом.

Таким образом, доля закупок у субъектов малого предпринимательства должна превышать пятнадцать процентов от суммы начальных (максимальных) цен всех конкурентных процедур (за редким исключением) осуществляемых заказчиком.

Контрактная служба

В случае если СГОЗ заказчика превышает 100 млн. рублей, он наделён правом создать контрактную службу. Указанная возможность не является обязанностью, поэтому создание указанного структурного подразделения является только всего лишь правом заказчика. Поэтому в случае СГОЗ превышающего 100 млн. рублей, заказчик вправе ограничиться назначением контрактного управляющего.

Запросы котировок

Статьёй 72 44-ФЗ установлена возможность проведения заказчиком закупок в форме запроса котировок. При этом сумма годового объема закупок в форме запросов котировок не должна превышать десять процентов от СГОЗ и составлять более чем 100 млн. рублей.

Закупка у единственного поставщика

Всеми любимые «прямые договора», или закупка до 100 тыс. рублей. Законодатель предусмотрительно дал такую возможность – закупать малыми объёмами без проведения процедур. Но при этом строго ограничил рамками – не более пяти процентов СГОЗ или не более 2 млн. рублей.

Таким образом, понятие совокупный годовой объём закупок, встречается в законе о контрактной системе не так уж и часто, но очень сильно влияет на деятельность заказчика.

ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый ОКПД2 и многое другое! Подробнее.

Источники:
http://goszakupkirf.ru/instruktsii/148-sgoz-44-fz
http://zakonguru.com/goszakupki/44/sovokupnyj-godovoj-obem.html
http://good-tender.ru/poleznye-stati/528-sovokupnyj-godovoj-ob-jom-zakupok-sgoz-po-44-fz
http://base.garant.ru/58079527/
http://urist7.ru/gosudarstvennye-zakupki/kak-opredelyaetsya-sovokupnyj-godovoj-obem-zakupok-po-zakonu-44-fz-i-v-kakix-sluchayax-on-ispolzuetsya.html
http://good-tender.ru/poleznye-stati/528-sovokupnyj-godovoj-ob-jom-zakupok-sgoz-po-44-fz
http://base.garant.ru/70353464/

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию