Различные виды контроля в области государственных, региональных и муниципальных закупок

Государственный и муниципальный контроль в сфере государственных (муниципальных) закупок

Гусева Татьяна Алексеевна, профессор кафедры финансового и предпринимательского права Юридического института ФГБОУ «Государственный университет — учебно-научно-производственный комплекс», доктор юридических наук.
С принятием Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» изменилась система контроля за государственными (муниципальными) закупками, которая рассматривается в настоящей статье.
Ключевые слова: государственный (муниципальный) заказ, контроль (надзор), аудит, мониторинг.
Одна из целей принятия Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о ФКС) [1] — это борьба с коррупцией в сфере государственных (муниципальных) закупок. Власти убеждены, что реализация Закона о ФКС позволит сократить коррупцию в сфере госзакупок. Как отмечается специалистами, если все нормы Закона будут выполнены, то откаты станут практически невозможны. Сейчас около 39% госзакупок, а это 2,8 трлн. рублей ежегодно, осуществляется у единого поставщика, а значит, конкуренция отсутствует.
В соответствии с новым Законом закупки должны осуществляться через конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений или в строго определенных законом случаях у единственного поставщика. Создается единая информационная система, где указывается информация о планах закупок, об исполнении контрактов, реестр контрактов, библиотека типовых контрактов, реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний. Эта информация станет общедоступной. Закон содержит блок норм в части предоставления преференций для отечественных производителей. В отличие от действующего законодательства, ФКС предусматривает регламентацию вопросов планирования закупок и контроля их эффективности.
В соответствии с Законом о ФКС значительно изменены правила осуществления государственного и муниципального контроля в сфере госзакупок (по сравнению с правилами, установленными в ст. 17 Закона № 94-ФЗ [2]):
— полномочия по осуществлению контроля разделены между органами, указанными в ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ [3];
— подробно определено, как должны разрешаться противоречия между результатами проверок муниципальных, региональных и федеральных органов.
Разграничение полномочий контролирующих органов.
До 1 января 2014 г. контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов осуществлялся специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время это Федеральная антимонопольная служба России), а также уполномоченными органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципального района, городского округа (ч. ч. 2 и 3 ст. 17 Закона № 94-ФЗ) [4, 5]. Вопросы контроля за расходованием бюджетных средств не входят в сферу действия Закона № 94-ФЗ.
Закон № 44-ФЗ существенно расширил систему контролирующих органов в сфере госзакупок, включив в нее Казначейство России и органы внутреннего государственного (Федеральная служба финансово-бюджетного надзора) и муниципального финансового контроля (контрольные управления при администрации). Теперь контроль в сфере закупок в пределах своих полномочий будут осуществлять следующие органы:
— федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления муниципального района (городского округа), уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, Рособоронзаказ;
— Казначейство России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
— органы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Полномочия указанных органов по проведению контроля разграничены в самом Законе № 44-ФЗ. Первая группа перечисленных органов (за исключением Рособоронзаказа) будет осуществлять все виды контроля, не обозначенные в качестве исключений в ч. ч. 5, 8 и 10 ст. 99 Закона № 44-ФЗ. Порядок осуществления такого контроля детально урегулирован в ст. 99 Закона № 44-ФЗ и в целом он совпадает с порядком, установленным в ст. 17 Закона № 94-ФЗ.
Казначейство России и иные органы, указанные в ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, будут проверять, в частности, соответствует ли информация о предоставленных объемах финансового обеспечения информации, зафиксированной в различных документах на всех этапах осуществления закупок, начиная с планирования и заканчивая реестром контрактов. Порядок осуществления такого контроля должно будет утвердить Правительство РФ.
Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля будут осуществлять контроль в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в отношении расходов, связанных с закупками, а также установления достоверности учета таких расходов. Контроль они будут осуществлять в отношении:
1) соблюдения требований к обоснованию закупок при формировании планов закупок и документов, подтверждающих обоснованность закупок;
2) нормирования в сфере закупок при их планировании;
3) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при формировании планов-графиков;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Порядок осуществления такого контроля установят Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, местные администрации в соответствии с требованиями, определенными в ч. 11 ст. 99 Закона № 44-ФЗ.
Разрешение противоречий между результатами проверок муниципальных, региональных и федеральных органов.
В Законе № 44-ФЗ определено, как решаются вопросы при возникновении противоречий между решениями, вынесенными контрольными органами различных уровней (федерального, регионального и местного). Общее правило таково: решения, вынесенные органом более низкого уровня, не могут противоречить решениям органа более высокого уровня, вынесенным в отношении одной и той же закупки (ч. ч. 17 и 18 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).
Если в отношении одной и той же закупки принято несколько решений контрольных органов разного уровня, то применению подлежит решение контрольного органа более высокого уровня (ч. ч. 19 и 20 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).
Помимо указанного контроля со стороны государственных (муниципальных) органов власти, закон предусматривает еще ведомственный контроль, контроль заказчика, общественный контроль.
Государственные органы, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы осуществляют ведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных им заказчиков в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (ст. 100 Закона о контрактной системе).
Заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации, за привлечением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (ст. 101 Закона о контрактной системе).
Общественный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок — это контроль со стороны граждан, общественных объединений и объединений юридических лиц, который осуществляется в целях реализации принципов контрактной системы в сфере закупок, содействия развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок, предупреждения, выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информирования заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях (ст. 102 Закона о контрактной системе).
Таким образом, обновившаяся система органов государственного (муниципального) контроля нацелена на реализацию основной цели Закона — обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Литература
1. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». URL: (дата обращения: 08.04.2013).
2. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 30 (часть I). Ст. 3105.
3. Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». URL: (дата обращения: 29.08.2013).
4. Иванова Н.А. К вопросу о полномочиях антимонопольного органа и суда по контролю за соответствием нормативных актов органов государственной власти и местного самоуправления антимонопольному законодательству // Юрист. 2012. № 22. С. 35 — 40.
5. Короткова О.И. Проблемы взаимоотношений государства и государственных бюджетных учреждений в области финансирования // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 6.
Гусева Т.А. Государственный и муниципальный контроль в сфере государственных (муниципальных) закупок // Конкурентное право. 2014. № 2. С. 43 — 45.

Различные виды контроля в области государственных, региональных и муниципальных закупок

Правоотношения в области государственных и муниципальных закупок регулируются федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

В данном нормативном акте есть целая глава, посвященная контролю в сфере закупок – это глава №5.

Контроль в сфере государственных и муниципальных закупок

Согласно статье 99 федерального закона 44-ФЗ, контролем процедуры закупок на государственном, региональном и муниципальном уровнях занимаются следующие органы:

  1. Исполнительный орган федерального уровня, имеющий полномочия на осуществление контроля в области закупок.
  2. Контролирующий орган в сфере государственного оборонного заказа.
  3. Исполнительные органы субъектов РФ.
  4. Органы местного самоуправления в муниципальных образованиях, обладающие правами на осуществление контроля в области закупок.
  5. Исполнительный орган федерального уровня, реализующий функции по кассовому обслуживанию бюджетов всей бюджетной системы РФ.
  6. Различные финансовые структуры субъектов РФ и муниципальных образований.
  7. Органы управления федеральными внебюджетными фондами.
  8. Органы внутреннего финансового контроля, управомоченные на основании бюджетного кодекса РФ.

Подконтрольными лицами в данной правовой области являются следующие субъекты:

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • заказчики;
  • контрактные службы;
  • контрактные управляющие;
  • комиссии по закупкам и их члены;
  • уполномоченные органы;
  • уполномоченные учреждения;
  • специализированные организации;
  • операторы федеральных электронных и электронных площадок.

Всего выделяют пять основных видов контроля в сфере закупок:

  1. Государственный и муниципальный контроль.
  2. Контроль, осуществляемый заказчиком.
  3. Общественный контроль.
  4. Ведомственный контроль.
  5. Казначейский контроль.

Каждый проверяющий орган имеет свою четко ограниченную область проверки и свои полномочия для ее реализации.

Государственный и муниципальный контроль

К федеральным и муниципальным исполнительным органам, осуществляющим контроль закупок, относится ФАС РФ, а также региональные и муниципальные аналогичные ведомства. Данные органы могут осуществлять плановые и внеплановые проверки в отношении субъектов проверки.

Контроль в сфере государственного оборонного заказа, а также закупок, содержащих сведения государственной тайны, осуществляет Рособоронзаказ, при этом данный орган не может касаться вопросов финансового и казначейского контроля.

Казначейство Российской Федерации, а также финансовые органы регионального и муниципального уровня, а также органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют казначейский контроль следующих элементов закупки:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • информации финансового обеспечения;

    Росфиннадзор и аналогичные учреждения субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль следующих категорий:

    • требований к обоснованию и обоснованности закупок;
    • нормирования;
    • обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком;
    • применения ответственностипри нарушениях;
    • соответствия результата закупки его описанию в контракте;
    • надлежащего учета товара, работы или услуги;
    • соответствия использования товара, работы или оказанной услуги целям закупки.

    Помимо государственного и муниципального контроля, существуют другие виды контроля, позволяющие охватить правоотношения в области закупок более полно.

    Ведомственный контроль

    Кроме контролирующих органов, закупки контролируют вышестоящие организации. На каждом уровне государственной власти порядок ведомственного контроля устанавливаются Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта РФ либо местной администрацией.

    Внутренний контроль

    Данный вид контроля осуществляется заказчиком закупки в области:

    • исполнения условий контракта исполнителем;
    • привлечения субподрядчиков от субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

    Общественный контроль

    В порядке общественного контроля граждане и общественные объединения имеют право осуществлять следующие действия:

    • подготавливать предложения по совершенствованию нормативных актов в области закупок;
    • запрашивать информацию по закупкам и по исполнению контрактов;
    • осуществлять общественный мониторинг закупок для проверки их эффективности через ЕИС и общественную экспертизу закупок, результатов закупки;
    • обращаться в контрольные органы с запросом проверки действий (бездействия) заказчиков, а также в правоохранительные органы и суды.

    Существует большое количество контролирующих инстанций в области осуществления закупок, при этом немаловажное значение имеет общественный надзор за закупочной деятельностью, что позволяет минимизировать злоупотребления и нарушения процедур, установленных законом.

    Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

    Контроль в сфере закупок: контрольный орган, виды контроля и их особенности

    В данной статье мы рассмотрим виды контроля в сфере закупок и их особенности, предусмотренные Законом о контрактной системе. Учитывая, что развитие сферы закупок прошло путь от регулирования одной процедуры до сложного, многокомплексного института общественных отношений, неудивительно, что на определенном этапе этого развития необходимым элементом данной системы явился контроль за происходящими процессами. При этом контроль закупок, наравне с аудитом и мониторингом осуществляется на каждом этапе закупок.

    1. Контроль закупок

    Несколько видов контроля в сфере закупок определяется многоэтапностью данного процесса, где каждый этап требует своего подхода к его контролю. Поскольку сфера закупок была и остается очень сложной и проблемной сферой общественных взаимоотношений, потребность в тщательном и даже жестком контроле возрастает с каждым годом. Ключевыми целями контроля в сфере закупок является нивелирование различных рисков, которые могут повлечь растрату средств бюджета, и повышение эффективности удовлетворения нужд государства и муниципалитетов. Объектами контроля в сфере закупок являются все субъекты закупочной деятельности — заказчики, контрактные службы, контрактные управляющие, комиссии по осуществления закупок, уполномоченные органы и учреждения, специализированные организации, операторы торговых площадок и другие. Глава 5 Закона № 44-ФЗ посвящена целиком контролю в сфере закупок и определяет контрольный орган в сфере закупок и различные виды такого контроля, а именно: ведомственный контроль в сфере закупок, общественный контроль в сфере закупок и внутренний контроль в сфере закупок.

    2. Ведомственный контроль в сфере закупок

    Часть 3 статьи 99 Закона о контрактной системе устанавливает, что ведомственный контроль закупок в отношении каждого типа заказчика осуществляет отдельный орган контроля в сфере закупок. Но не смотря на видимое разнообразие контрольных органов в сфере закупок, ведущую роль для всех типов заказчиков играет ФАС и Казначейство. Так, именно контрольный орган в сфере закупок — Казначейство России осуществляет контроль, предусмотренный частью 5 статьи 99 Закона о контрактной системе, который так же неофициально называют как «финансовый контроль в сфере закупок». В рамках финансового контроля осуществляется сопоставление информации и сведений из различных документов, для определения соответствия закупки ее финансовому обеспечению. Именно этот механизм в первую очередь направлен на снижение рисков по нецелевому расходованию бюджетных средств. Основным инструментом финансового контроля является идентификационный код закупки (ИКЗ), который и позволяет проследить историю всей закупки, начиная от ее планирования до непосредственного исполнения. Данный контроль закупок носит форму текущего и осуществляется непосредственно при осуществлении закупочной деятельности, без его прохождения заказчик не сможет опубликовать требуемую информацию.

    Антимонопольная служба и его территориальные органы являются основным контрольным орган в сфере закупок и осуществляют контроль закупок непосредственно при осуществлении процедур закупок, регистрируя жалобы от участников закупки и реагируя на них осуществляя проверку. К полномочиям ФАС относится контроль осуществления закупок и в случае обнаружения нарушений относится возможность выдачи предписаний, а также возможность остановить процедуру заключения контракта. Основные составы КоАП РФ в сфере закупок так же относятся к компетенции ФАСа, по которым могут быть оштрафованы субъекты закупочной деятельности. При этом законодательно установлено, что плановые проверки могут осуществляться не чаще одного раза в 6 месяцев. Из этого правила есть исключение для специализированных организаций, по которым проверка может быть осуществлена не более одного раза в процедуре конкретной закупки. Информация о плановых проверках публикуется и является общедоступной, но помимо плановых проверок контрольный орган в сфере закупок имеет право осуществлять также внеплановые проверки. Но для их осуществления требуются основания. Таковыми могут быть для контрольного орган в сфере закупок жалоба участника закупки или результат общественного контроля в сфере закупок.

    3. Общественный контроль в сфере закупок

    Принципы открытости и прозрачности в сфере закупок реализован, в том числе путем механизма общественного контроля в сфере закупок. Правом осуществлять такой контроль закупок обладают граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц. Это право корреспондирует к обязанности государственных органов и муниципалитетов способствовать им в осуществлении такого контроля. Им предоставлено право осуществлять публичное обсуждение государственных закупок и непосредственно у заказчиков запрашивать все необходимые документы. В случае такого запроса, заказчики с ними работают в общем порядке, как с обращениями граждан. При осуществлении общественного контроля в сфере закупок может проводиться независимый мониторинг и оцениваться эффективность закупок, а также условия исполнения контрактов. К полномочиям общественного контроля относится возможность подачи жалобы в орган контроля в сфере закупок, а также возможность судебной защиты, в случае необходимости.

    4. Внутренний контроль в сфере закупок

    Помимо всего выше обозначенного, непосредственный контроль закупок должен осуществлять и тот, кто осуществляет данные закупки. В соответствии со статьей 101 44-ФЗ заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением контракта поставщиком. Помимо этого, заказчик обязан контролировать привлечение субподрядчиков и соисполнителей из числа субъектом малого предпринимательства. Формы такого контроля законодательно не определены, поэтому заказчик вправе самостоятельно определить формы и методы такого контроля.

    Что такое общественный контроль в сфере закупок? В каком порядке он осуществляется, какие формы имеет?

    Помимо антимонопольной службы и казначейства, контролировать деятельность государственного заказчика могут и другие инстанции. Согласно 44-ФЗ, предусмотрен общественный контроль за проведением закупок. Передача общественности права на проведение контроля за деятельностью заказчиков по 44-ФЗ стала одной из ключевых инноваций законодательства о контрактной системе. Общественный контроль осуществляется также по нормам 212-ФЗ от 21 июля 2014 года.

    Правовое регулирование

    Несмотря на постоянное ужесточение правил проведения закупок по 44-ФЗ и 212-ФЗ, нарушение принципов законодательства является весьма актуальной проблемой. Для повышения открытости и прозрачности закупочной сферы и недопущения нарушений в отношении законодательства действует несколько форм контроля. В их числе внутренний, ведомственный и общественный.

    Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

    • Москва: +7 (499) 110-33-98 .
    • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74 .

    Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

    Под общественным контролем в сфере закупок можно понимать деятельность субъектов общественного контроля, которая осуществляется в целях содействия развития закупочной отрасли, предупреждения и выявления нарушений законодательства.

    Общественный контроль за деятельность заказчиков по 44-ФЗ опирается на положения:

    • 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 2014 года;
    • 44-ФЗ «О контрактной системе» от 2013 года;
    • 212-ФЗ «О закупках отдельными категориями…» от 2014 года.
    • 82-ФЗ «Об общественных объединениях» от 1995 года.

    Общественный контроль должен проводиться на принципах законности, верховенства права, принципа обеспечения конкуренции, открытости и прозрачности контрактной системы.

    Кто может осуществлять общественный контроль

    На основании ч. 1 ст. 102 44-ФЗ можно выделить следующих субъектов общественного контроля:

    1. Граждане.
    2. Общественные объединения.
    3. Объединения юридических лиц.

    В самом 44-ФЗ не приводится расшифровка общественных объединений, но, согласно 82-ФЗ, они могут иметь следующие формы:

    1. Общественная организация.
    2. Общественный фонд.
    3. Общественное движение.
    4. Политическая партия.
    5. Общественное учреждение.
    6. Орган самодеятельности.

    Нередко субъектами общественного контроля становятся сами участники закупочной деятельности.

    Государственные и муниципальные заказчики обязаны предоставить указанным субъектам возможности для проведения контролирующих мероприятий.

    Согласно 212-ФЗ от 21 июля 2014 года, контрольными функциями наделяются федеральная, региональная и муниципальная общественные палаты, а также советы при органах власти разных уровней, инспекции, наблюдательные комиссии и прочие объединения с заданными целями.

    Какие цели преследуются

    Общественный контроль имеет следующие цели:

    1. Реализация на практике принципов контрактной системы.
    2. Развитие и совершенствование системы государственных закупок.
    3. Выявление и предупреждение нарушений в области государственных закупок.
    4. Информирование контролирующих инстанций на случай выявления нарушений.

    Несмотря на достаточно высокую эффективность системы общественного контроля, отсутствие реальных рычагов влияния на закупочную отрасль у общественных объединений остается достаточно актуальной проблемой.

    Формы общественного контроля

    Законами 44-ФЗ и 212-ФЗ от 21 июля 2014 года предусмотрены такие виды общественного контроля, как:

    1. Общественный мониторинг.
    2. Общественные слушания.
    3. Общественная проверка.
    4. Общественная экспертиза.
    5. Иные формы взаимодействия.

    Общественный мониторинг

    Общественный мониторинг выступает формой контроля. Он осуществляется открыто с использованием интернета по ч. 3 ст. 19 212-ФЗ. По результатам общественного мониторинга субъектом направляется в адрес заказчика документ для ознакомления. Также такой отчет размещается субъектом мониторинга в сети.

    В зависимости от того, какие результаты были достигнуты по итогам общественного мониторинга закупок и оценки эффективности закупок, организатором могут предприниматься различные меры. Субъект мониторинга вправе инициировать (на основании ч. 7 ст. 19 212-ФЗ):

    1. Проведение общественных обсуждений.
    2. Проведение общественных слушаний.
    3. Проведение общественной проверки.
    4. Проведение общественной экспертизы.

    На основании п. 3 ч. 3 ст. 102 44-ФЗ общественные объединения могут заниматься мониторингом закупок и оценкой их эффективности, в том числе оценкой закупок на предмет их соответствия требования законодательства о контрактной системе.

    В рамках общественного мониторинга субъект контроля вправе направлять в адрес заказчика запрос о предоставлении дополнительной информации, руководствуясь п. 2 ч. 3 ст. 102 44-ФЗ.

    Общественная проверка

    Хотя, согласно ч. 6 ст. 20 212-ФЗ, организатор общественной проверки обязан запросить у проверяющего органа необходимые документы и материалы, на практике это сделать не так просто. Во-первых, субъект проверки должен довести до руководителя заказчика информацию о проверке, ее сроках, порядке проведения и определения результатов проверки. Во-вторых, круг субъектов, которые вправе инициировать такую проверку, ограничен законодательно. На основании ч. 2 ст. 20 212-ФЗ инициаторами общественной проверки вправе стать:

    1. Уполномоченный по правам ребенка и человека в РФ.
    2. Уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей.
    3. Уполномоченный по защите прав предпринимателей.
    4. Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов в субъектах РФ.
    5. Общественная палата.

    Стоит отметить, что речь в законодательстве идет об Общественной палате РФ, тогда как региональные и муниципальные палаты могут стать субъектами проверки в ограниченных случаях: если это предусмотрено российским законодательством. Аналогичные требования предусмотрены иными субъектами общественного контроля.

    Также общественники могут передать обращения в закупочную комиссию заказчика, территориальное подразделение Счетной палаты, управление антимонопольной службы и прокуратуру. Контролировать законность расходования бюджетных денег могут и депутаты, к которым также могут обратиться общественные объединения по факту неэффективного и нецелевого расходования средств.

    Общественная экспертиза

    Проведение общественной экспертизы по нормам 212-ФЗ обязательно в отношении (на основании ч. 2 ст. 22 212-ФЗ):

    • актов (проектов);
    • решений (проектов);
    • документов и прочих материалов.

    Инициатива о проведении общественной экспертизы может исходить и от органа контроля (заказчика по 212-ФЗ). Тогда как общественные объединения могут инициировать экспертизу только в случаях, предусмотренных законодательно.

    Что касается законодательства о контрактной системе, то экспертиза результатов выполненного контракта может производиться заказчиком своими силами. Но, согласно ч. 3 ст. 94 44-ФЗ, к проведению экспертизы допускается привлекать сторонних экспертов и экспертные организации.

    Таким образом, по 44-ФЗ общественные организации не могут выступать инициаторами экспертизы. Но они могут быть привлечены в качестве экспертов для оценки результатов контракта, если обладают соответствующими компетенциями.

    Прочие формы

    Важными правами общественных объединений по 44-ФЗ и 223-ФЗ выступают:

    • передача общественных инициатив и предложений по совершенствованию нормативно-правовых актов, повышению открытости и прозрачности закупочной отрасли, снижению возможностей для совершения коррупционных правонарушений;
    • выявление признаков преступления в действиях заказчиков и контрактных управляющих и передача сведений в ФАС и в правоохранительные органы (например, при обнаружении признаков ограничения конкуренции в техническом задании на закупку или при закупках предметов роскоши, товаров с избыточными свойствами);
    • защита интересов граждан через обращение в судебные инстанции.

    Их нельзя отнести к какой-либо форме общественного контроля, но данные права общественных объединений играют важную роль, с точки зрения возможности влияния на объекты закупочной деятельности.

    Таким образом, общественный контроль направлен на недопущение нарушений в сфере государственных и муниципальных закупок по 44-ФЗ и закупок отдельными юрлицами по 223-ФЗ. Общественный контроль позволяет обеспечить грамотное распределение бюджетных средств, реализовать принципы честности и открытости при определении поставщиков.

    Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

    Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

    Виды контроля в сфере закупок

    Статьи по теме

    Действующим законодательством предусмотрены три типа контроля, ведомственный, общественный, и осуществляемый самими участниками закупок. Рассмотрим эти виды контроля подробно.

    Сфера госзакупок, регулируемая Законом № 44-ФЗ, является комплексной многоуровневой системой, которую необходимо контролировать на каждом этапе от планирования и проведения процедур до заключения и исполнения обязанностей сторон по контрактам.

    Ведомственный контроль в сфере закупок по 44-ФЗ

    В соответствии со ст. 100 Закона №44-ФЗ, за происходящим в сфере закупок предусмотрена необходимость контроль со стороны целого ряда государственных ведомств. Так, официальный надзор в данной сфере осуществляют, согласно закону, госорганы, госкорпорации “Росатом” и “Роскосмос”, а также управляющие органы государственных внебюджетных фондов.

    На муниципальные органы возложена обязанность осуществлять ведомственный контроль за тем, чтобы участниками и заказчиками соблюдалось законодательство РФ в целом, законы о закупочной деятельности, а также все соответствующие НПА.

    Работаете по 44-ФЗ?
    Для Вас готова подборка специальных материалов »

    Закупаете по 223-ФЗ?
    Мы знаем, что Вам будет полезно посмотреть »

    ФАС и его региональные отделения осуществляют непосредственный контроль и проверки над закупочными процедурами и принимают жалобы от обеих сторон (заказчика и исполнителя). Антимонопольный орган имеет право при выявлении каких-либо нарушений выдать предписания об их устранении и приостановить процедуру исполнения контракта. Помимо этого, ФАС обладает полномочиями и вовсе отменить процедуру и внести поставщика в реестр недобросовестных исполнителей в случае уклонения от исполнения контракта.

    Читайте также:

    Общественный контроль госзакупок

    Функция контроля закупочной сферы со стороны общественности является инновацией, впервые появившейся в 44-ФЗ. Однако вопрос общественного контроля закупок на практике неоднозначен, так как полномочиями контроля, как госорганы, общественность этот закон не наделяет. Как же общественный контроль по 44-ФЗ осуществляется на практике?

    Закон № 212-ФЗ, целиком посвященный вопросу общественного контроля, формулирует следующие возможные его типы: мониторинг, проверка, экспертиза, обсуждение, слушания, а также “другие формы взаимодействия”.

    Общественный мониторинг госзакупок, как сказано в тексте закона, должен проводиться публично и открыто, с применением сети интернет. По результатам такого мониторинга формируется документ, который публикуется в сети и направляется самому объекту контроля. Полномочия организатора такого общественного мониторинга, однако, ограничиваются тем, что он, по результатам процедуры, может провести дальнейшее общественное обсуждение, экспертизу и.т.д.

    Общественный контроль в сфере закупок, таким образом, ограничен действующим законодательством. Непосредственно объекту контроля (заказчику) никаких запросов общественный контролер направлять не может и должен основывать результаты своих наблюдений исключительно на информации в открытом доступе.

    В случае проведения общественной проверки запрос документации заказчику направить можно, однако здесь возникает другой юридический нюанс: инициатором проверки, согласно 212-ФЗ может быть только ограниченный круг лиц, таких, как Общественная палата РФ, и только в случаях, предусмотренных законодательством. Сама общественная организация таким инициатором проверки быть не может.

    «Как обеспечить исполнение контракта и гарантийные обязательства по 44-ФЗ?»

    Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ

    Не подписывайте контракт и документы о приемке, пока не получите от победителя обеспечение. Контрагент сам выбирает, в какой форме внести обеспечение контракта или гарантийных обязательств, – предоставить банковскую гарантию или перечислить деньги на счет заказчика. Требование предоставить обеспечение включите в извещение или приглашение участвовать в закупке, документацию и проект контракта.
    Читайте, в каком размере и как участники обеспечивают обязательства по контракту и гарантии »

    Внутренний контроль в контрактной системе

    Согласно Закону № 44-ФЗ (ст. 101), заказчику вменяется обязанность осуществлять контроль над исполнением условий контракта поставщиком. Наряду с этим закон предписывает заказчику в тех ситуациях, когда поставщик фактически не выполняет работы самостоятельно, а привлекает исполнителей субподряда, также осуществлять контроль над таковым привлечением.

    Итак, заказчик обязан осуществлять контроль над привлечением субподряда поставщиком. Как ему это делать? В самом 44-ФЗ не прописано, каким образом заказчик должен контролировать привлечение субподрядчиков.

    Однако, заказчик может в вопросе контроля над субподрядом ориентироваться на разъяснения Минэкономразвития РФ, которое утверждает, что достаточным подтверждением факта привлечения субподряда для заказчика будут любые документы, относящиеся к конкретному выполнению работ, то есть, договора, акты и платежные поручения.

    Также, согласно ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ заказчику вменяется в обязанность в одностороннем порядке разорвать контракт, если поставщик нарушил обязательное условие о привлечении в качестве субподрядчиков субъектов СМП и СОНО. Такое нарушение фактически приравнивается к несоответствию требованиям документации или предоставлению ложных сведений.

    Читайте самые актуальные комментарии по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру» Оформить подписку

    Контроль в сфере государственных закупок по 44-ФЗ

    Система государственных закупок, регламентируемая 44-ФЗ сложная и многоуровневая, на каждом её этапе осуществляется строгий контроль. Таким образом законодатель стремится добиться максимальной прозрачности и легитимности проводимых процедур. Надзора осуществляется различными ведомствами. Они следят за целевым расходом бюджетных средств, поведением заказчиков, комиссий, контрактных управляющих, торговых площадок и так далее.

    Разновидности контроля

    Одной из самых серьезных проблем в осуществлении госзакупок является коррупция. Число недобросовестных заказчиков и поставщиков, которые входят в преступный сговор, постоянно увеличивается. Основную задачу контролирующих органов составляет выявление подобных фактов, а также принятие соответствующих мер по их предупреждению.

    Правила осуществления контроля в области государственных закупок регламентируется главой 5 44-ФЗ. При этом выделяют три его основных разновидности:

    Каждый из них имеет свои подконтрольные субъекты, цели и задачи. В качестве контролирующих органов выступают различные уполномоченные организации. Наиболее значимой для участвующих в госзакупках несомненно остаётся Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

    Контролирующие органы

    В статье 99 44-ФЗ прописан перечень органов, которые наделены полномочиями осуществлять контроль в сфере государственных закупок:

    1. Федеральный орган исполнительной власти, надзорный орган в области гособоронзаказа, территориальные органы исполнительной власти, организации, относящиеся к местному самоуправлению.
    2. Орган исполнительной власти федерального значения, осуществляющий функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетной политики, Органы управления государственными фондами, выходящими за рамки бюджета.
    3. Органы, осуществляющие внутренний государственный контроль за финансами в соответствии с Бюджетным Кодексом России.

    Основными контролирующими органами нашей страны являются: ФАС, Росфиннадзор, Федеральное казначейство. В полномочия этих организаций помимо прочего входит надзор за правильностью определения идентификационных кодов закупок, составления план-графиков и планов, корректность оформления извещений и так далее.

    Внутренний контроль

    Согласно нормам статьи 101 44-ФЗ на каждого заказчика возлагаются обязанности по контролю за деятельностью поставщиков во время исполнения контракта. Надзор должен осуществляться также над работой соисполнителей и субподрядчиков. Это и называется внутренним контролем.

    Целью таких мероприятий становится предотвращение фактов нарушения законодательства. Форма надзора законодательно не закреплена, поэтому каждый заказчик вправе определять ее самостоятельно. Согласно части 15 статьи 95 44-ФЗ при обнаружении нарушения поставщиком законодательства, заказчик обязан расторгнуть с ним контракт.

    Как именно заказчик должен контролировать факт привлечения к исполнению договора субподрядчиков, в законе не прописано. Поэтому рекомендуется опираться на разъяснения Министерства экономики и развития России. Они гласят, что подтвердить работу субподрядчика могут любые документы, относящиеся к работам, оговоренным в контракте. Это могут быть платежные поручения, акты и так далее.

    Заказчик должен проводить контроль и над собственными действиями. Для этого внутри организации разрабатывается типовая документация: контракты, шаблоны технических заданий и так далее. Необходимо стремиться к тому, чтобы большинство процессов стало автоматизированным. Современное программное обеспечение позволяет отслеживать практически все этапы закупки.

    Общественный контроль

    Ключевой целью общественного контроля становится соблюдение принципов открытости и прозрачности государственных закупок. Такой надзор осуществляют общественные объединения, юридические лица и простые граждане. Они следят за соблюдением требований законодательства и правильностью расходования бюджетных средств. Эта деятельность регламентирована статьей 102 44-ФЗ.

    В рамках осуществления надзора организуются общественные обсуждения государственных закупок. Порядок их проведения регламентируется 212-ФЗ. Общественный контроль проводится отрыто, для чего используются ресурсы специализированных интернет-сайтов. Разрешено при этом запрашивать у заказчика все интересующие документы. Может также проводиться мониторинг и оценка эффективности процедур.

    При выявлении нарушения законодательства составляется жалоба в контролирующие органы. При необходимости составляется обращение в судебные инстанции.

    Ведомственный контроль

    Необходимость проведения ведомственного контроля регламентирована статьей 100 44-ФЗ. Его осуществляют сразу несколько организаций: Росатом, Роскосмос, Федеральные казначейства, различные государственные и муниципальные органы. Постановлением Правительства №315 от 20.03.2017 контроль со стороны казначейства за деятельностью муниципальных заказчиков приостановлен до начала 2020 года. Основным контролирующим органом становится ФАС.

    Органы ведомственного контроля следят за соблюдением законодательства в следующих сферах:

    1. Ограничения и запреты, установленные законодательством.
    2. Требования о нормировании закупок.
    3. Требования к обоснованию приобретения товаров и услуг.
    4. Определение и обоснование начальной максимальной цены контракта.
    5. Сведения о размерах финансового обеспечения, доведенного до заказчика.
    6. Информация об идентификационных кодах закупок.
    7. Участие субъектов малого предпринимательства.
    8. Процедуры по определению поставщиков.
    9. Отчетность по результатам проведения процедур.

    При выявлении нарушений контролирующие органы выдают предписание к их устранению. В отдельных случаях они могут приостановить проведение закупки или вовсе отменить её. В компетенцию органов входит также применение штрафных санкций к организациям и должностным лицам, допустившим ошибки. Проводятся как плановые, так и внеплановые проверки. Информация о них публикуется в открытом доступе.

    Контроль – важная часть государственных закупок. Только при соблюдении всех правил надзора удастся добиться грамотной траты бюджетных средств и честности при определении поставщиков.

    Источники:
    http://zakonguru.com/goszakupki/44/kontrol.html
    http://tenderoviki.ru/zakazchiku/kontrol-zakupok.html
    http://pravo.team/zakupki/obschestvenniy-kontrol.html
    http://www.pro-goszakaz.ru/article/102201-qqq-16-m11-01-11-2016-vidy-kontrolya-v-sfere-zakupok
    http://goszakupkirf.ru/poleznye-stati/228-kontrol
    http://goscontract.info/shkola-goszakupok/kto-kontroliruet-goszakupki

    Бесплатная консультация юриста по телефону:

    Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

    СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

    Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию