Порядок проведения открытого аукциона в электронной форме по Федеральному закону “О контрактной системе”

Порядок проведения открытого аукциона в электронной форме по Федеральному закону “О контрактной системе”

С 1 января 2014 года существующая контрактная система в сфере государственных закупок стала подвергаться постоянным изменениям, главной целью которых являлось создание максимально прозрачной системы государственных закупок, а также обеспечение конкурентных процедур.

Одним из мероприятий, направленных на достижение указанных целей, следует рассматривать популяризацию проведения различных конкурентных процедур по определению потенциального исполнителя по контракту. Наибольшую популярность получили в настоящее время аукционы в электронной форме.

Нормативная основа закупок в форме электронного аукциона

Электронный аукцион – это специальная процедура, которая направлена на определение потенциального исполнителя по контракту. В соответствии с положениями части 1 статьи 59 под аукционом в электронной форме понимается такой аукцион, при осуществлении которого происходит предоставление информации о проводимой в скором времени закупке для доступа неограниченному кругу лиц.

Все правовое регулирование проведения процедуры электронного аукциона, независимо от того, идет речь о закрытой или открытой процедуре, происходит на основании статей 59-71 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок».

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Понятие и ключевые особенности открытого электронного аукциона как формы определения исполнителя по контракту

Открытый электронный аукцион в открытой форме, как его назвал законодатель в Федеральном законе «О контрактной системе» – это специальная процедура, в соответствии с которой происходит определение потенциального исполнителя по контракту, а к участию в такой процедуре допускаются все те участники, которые смогут предоставить необходимые товары, оказать услуги или выполнить работы, если сами такие потенциальные исполнители соответствуют требованиям, сформированным в документации о проведении закупки.

Все сведения об открытом электронном аукционе как о форме определения потенциального исполнителя по контракту подлежат обязательной публикации в Единой информационной системе с соблюдением сроков для такой публикации. Это требование сформулировано законодателем для того, чтобы сделать такой конкурентный способ определения исполнителя по контракту максимально прозрачным.

Порядок и сроки проведения закупки заказчиком

Для проведения электронного аукциона в открытой форме характерен свой порядок действий. Проводится он следующим образом:

  1. Заказчик обязан внести изменения в план-график, если ранее проводимая закупка не была предусмотрена им. После внесения изменений до момента размещения извещения о проведении аукциона в Единой информационной системе заказчик обязан опубликовать измененный план-график в течение трех дней после публикации таких изменений.
  2. Извещение о проведении открытого электронного аукциона размещается в Единой информационной системе для всеобщего ознакомления с такими условиями соблюдения сроков, что до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе у потенциального участника должно оставаться не менее семи дней, если речь идет о контракте с НМЦК до трех миллионов рублей, и не менее пятнадцати дней, если речь идет о контракте с НМЦК более трех миллионов рублей.
  3. В том случае, если участник направил запрос о необходимости разъяснения положений аукционной документации, такие запросы должны быть обработаны в день получения им (если только запрос не поступил в выходной день). В случае если по результатам запроса разъяснений документации необходимо внести в нее изменения, у заказчика на эти действия ограниченный период времени – изменения должны быть внесены не менее, чем за два дня до момента окончания срока подачи заявок на участие в процедуре, а сам срок увеличивается в зависимости от НМЦК контракта от семи до пятнадцати дней. На внесение изменений и публикацию их в ЕИС дается не более одного дня с момента принятия такого решения.
  4. Определение потенциальных участников проводимого аукциона путем анализа поданных заявок в виде их первых частей для того, чтобы определить, кто именно может быть допущен до участия в проводимой закупочной процедуре. Такая проверка должна быть осуществлена не позднее, чем на следующий день после дня окончания подачи заявок, а протокол публикуется в Единой информационной системе и на электронной площадке в день рассмотрения первых частей заявок.
  5. В том случае, если в отношении аукционной документации были поданы запросы на разъяснение аукционной документации, такие запросы должны быть обработаны в срок, предусмотренный законодательством. Однако от одного участника нельзя обработать более трех запросов. При необходимости по итогам рассмотрения такого запроса могут быть внесены необходимые изменения. В этом случае заказчик должен соблюсти процедуру внесения таких изменений.
  6. Проведение собственно аукциона в электронной форме. Дата аукциона назначается с таким учетом, чтобы от момента окончания срока рассмотрения первых частей поданных заявок до самой процедуры торгов прошло не менее двух рабочих дней. В том случае, если в аукционную документацию вносились какие-либо изменения, которые повлекли изменение сроков подачи заявок на участие, то и дата проведения аукциона будет переноситься таким образом, чтобы соблюсти указанный минимальный срок в два рабочих дня. Протокол с результатами проведенного аукциона должен быть опубликован в день подведения итогов проведенных торгов.
  7. Вторые части заявок также должны быть рассмотрены заказчиком после того, как проходит не более трех рабочих дней с того момента, как были подведены итоги электронного аукциона, а в Единой информационной системе размещены итоги такого аукциона в виде подписанного протокола.
  8. Подписание контракта по итогам электронного аукциона происходит не менее, чем через десять дней с момента подведения итогов аукциона. При этом если исполнитель не согласен с положениями контракта, он имеет право направить протокол разногласий своему контрагенту, но не нарушив при этом срок в пять дней с момента размещения проекта контракта заказчиком на электронной площадке. Если исполнитель намеренно затягивает подписание контракта, он может быть признан уклоняющимся от заключения контракта и внесен в Реестр недобросовестных поставщиков.

Действия во время аукциона потенциальным исполнителем

Для участия в электронном аукционе потенциальному исполнителю следует предпринять определенные действия. К их числу относятся:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • получение электронной цифровой подписи квалифицированного типа для того, чтобы принимать участие в проведении торгов, а также подписывать контракты, предоставленные для подписи по итогам проведенных закупочных процедур;
  • получение аккредитации на электронной торговой площадке. Однако данный тип аккредитации для участия в электронных аукционах действует как обязательное для соблюдения правило для участников до 1 января 2020 года. После этой даты для участия в закупочных процедурах потенциальному исполнителю необходимо получить регистрацию в Единой информационной системе;
  • подбор и анализ документации о том или ином аукционе, в котором потенциальный исполнитель может принять участие в силу наличия у него специального оборудования для выполнения работ или оказания услуг, а также товара, который может быть поставлен государственному заказчику;
  • для подтверждения своего права на участие в проводимой закупке потенциальный участник должен перечислить денежные средства на специальный счет в качестве обеспечения участия своей заявки в такой процедуре. Размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с размерами начальной максимальной цены контракта на основании правил, специально сформулированных в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок»;
  • формирование и направление заявки на участие в аукционе. Заявка должна быть сформирована в двух частях для того, чтобы такая заявка соответствовала требованиям действующего законодательства;
  • в том случае, если по каким-то причинам у потенциального участника в аукционе возникли вопросы относительно каких-либо положений аукционной документации, он имеет право направить запрос на разъяснение таких положений. Однако в рамках одной закупочной процедуры может быть не более трех запросов на разъяснение;
  • участие в электронном аукционе для того, чтобы стать возможным победителем контракта путем предложения лучших условий в плане возможных ценовых предложений, озвученных в процессе проведения закупочной процедуры;
  • заключение контракта с государственным или муниципальным заказчиком, который озвучил предложение о проведении аукциона на заключение контракта. Заключение такого контракта должно происходить со строгим соблюдением сроков, в противном случае такой исполнитель может быть включен в Реестр недобросовестных поставщиков.

Документы для проведения закупки от обеих участвующих сторон

При проведении закупочной процедуры и заказчик, и исполнитель обязаны подготовить определенные пакеты документов.

Заказчик готовит со своей стороны документы, входящие в извещение. К основным документам относятся:

  • техническое задание, которое описывает объект закупочной процедуры;
  • требования к потенциальным исполнителям;
  • правила участия в конкретной закупочной процедуре;
  • начальная максимальная цена контракта с обоснованием;
  • проект контракта.

Потенциальный исполнитель должен подготовить со своей стороны следующие документы, входящие в заявку:

  • согласие на подписание контракта в том случае, если такой участник был признан победителем проведенной аукционной процедуры;
  • копии учредительных документов, которые получили необходимые реквизиты заверения;
  • финансовые документы, которые отражают информацию о внесении средств в качестве обеспечения заявки;
  • документы, в том числе те, которые были сформированы на основании соответствующего решения учредительного собрания или иного руководящего органа потенциального исполнителя о том, что такой исполнитель готов выполнять определенные действия, которые будут необходимы для исполнения контракта;
  • необходимые документы, которые также смогут подтвердить возможность выполнить потенциальным исполнителем конкретные условия контракта.

Порядок действий для отмены аукциона

Отменить запланированный электронный аукцион или перенести его заказчик может по своему решению, если до дня окончания срока, в течение которого можно подавать заявки на участие, не истек срок в пять дней. Однако, для того, чтобы такое отмененное действие считалось, с юридической точки зрения, легитимным, необходимо соблюсти достаточно большой объем специальных правил:

  • документы, подтверждающие решение заказчика отменить проводимую процедуру, должны быть оформлены и опубликованы в Единой информационной системе в срок не позднее следующего рабочего дня за тем днем, когда принято решение об отмене;
  • в план-график должны быть внесены изменения, а измененная версия опубликована в тот же день, когда и опубликованы документы, подтверждающие решение об отмене аукциона;
  • сам аукцион считается отмененным в ту дату, которой датированы опубликованные документы об отмене аукциона.

В качестве оснований для отмены электронного аукциона могут быть рассмотрены следующие основания:

  • отказ от проведения закупки ввиду изменения приоритетов, продиктованных сложившейся внутри организации экономической ситуации;
  • изменение условий функционирования организации, по причине которых целесообразность проведения конкретной закупки снизилась до минимального уровня;
  • сокращение финансирования конкретной статьи расходов, которое осуществляется по итогам проведенной проверки и последующего аудита ввиду выявленного перерасхода бюджетных средств;
  • личное решение государственного или муниципального заказчика, которое принято по его усмотрению и не подлежит обязательному обоснованию.

Электронный аукцион – сложная процедура, которая требует тщательной подготовки со стороны всех ее участников. Для того чтобы он был признан состоявшимся, при его проведении необходимо тщательно соблюсти все требования действующего законодательства. То же правило касается и процедуры отмены электронной аукционной закупочной процедуры.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Статья 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ

О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 № 188-ФЗ,
от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 04.06.2014 № 140-ФЗ, от 21.07.2014 № 224-ФЗ, от 24.11.2014 № 356-ФЗ,
от 01.12.2014 № 416-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 31.12.2014 № 498-ФЗ, от 31.12.2014 № 519-ФЗ,
от 08.03.2015 № 23-ФЗ, от 08.03.2015 № 48-ФЗ, от 06.04.2015 № 82-ФЗБ, от 29.06.2015 № 188-ФЗ,
от 29.06.2015 № 210-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 13.07.2015 № 220-ФЗ, от 13.07.2015 № 226-ФЗ,
от 13.07.2015 № 227-ФЗ,от 13.07.2015 № 249-ФЗ, от 29.12.2015 № 390-ФЗ, от 30.12.2015 № 469-ФЗ,
от 09.03.2016 № 66-ФЗ, от 05.04.2016 № 96-ФЗ, от 05.04.2016 № 104-ФЗ, от 02.06.2016 № 167-ФЗ,
от 23.06.2016 № 203-ФЗ, от 23.06.2016 № 221-ФЗ, от 03.07.2016 № 266-ФЗ, от 03.07.2016 № 314-ФЗ,
от 03.07.2016 № 320-ФЗ, от 03.07.2016 № 321-ФЗ, от 03.07.2016 № 365-ФЗ, от 28.12.2016 № 474-ФЗ,
от 28.12.2016 № 489-ФЗ, от 28.12.2016 № 500-ФЗ, от 22.02.2017 № 17-ФЗ, от 28.03.2017 № 36-ФЗ,
от 28.03.2017 № 45-ФЗ, от 01.05.2017 № 83-ФЗ, от 07.06.2017 № 106-ФЗ, от 07.06.2017 № 108-ФЗ,
от 26.07.2017 № 198-ФЗ, от 26.07.2017 № 211-ФЗ, от 29.07.2017 № 231-ФЗ, от 29.07.2017 № 267-ФЗ,
от 29.12.2017 № 475-ФЗ, от 31.12.2017 № 503-ФЗ, от 31.12.2017 № 504-ФЗ, от 31.12.2017 № 506-ФЗ,
от 23.04.2018 № 108-ФЗ, от 29.06.2018 № 174-ФЗ, от 29.07.2018 № 272-ФЗ, от 03.08.2018 № 311-ФЗ,
от 30.10.2018 № 393-ФЗ, от 27.12.2018 № 502-ФЗ, от 27.12.2018 № 512-ФЗ, от 27.12.2018 № 518-ФЗ)

Статья 59. Аукцион в электронной форме (электронный аукцион)

1. Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

2. Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:
1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.

3. Заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 настоящей статьи перечни.

4. Для проведения электронного аукциона заказчик разрабатывает и утверждает документацию об электронном аукционе.

5 – 6. Утратили силу с 1 июля 2018 года. – Федеральный закон от 31.12.2017 № 504-ФЗ.

Открытый аукцион (электронный аукцион)

Статьи по теме

Процедуру подготовки открытого аукциона, порядок проведения электронного аукциона, состав документации для электронного аукциона, а также требования к участникам и заявкам на участие в электронном аукционе освещает эксперт журнала «Учет в учреждении».

Открытый аукцион, электронный аукцион

Давно вошедшая в обиход формулировка «открытый аукцион» с 1 января 2014 года осталась только в гражданском законодательстве, хотя и не исчезла из писем министерств и ведомств. Остались и проблемы, связанные с проведением открытого аукциона (аукциона в электронной форме), в том числе самая болезненная из них – поиск сотрудников заказчика, виновного в отмене торгов. Нередко таким сотрудником оказывается бухгалтер. Процедуру подготовки и порядок проведения электронного аукциона, состав документации для электронного аукциона, а также требования к участникам и заявкам на участие в электронном аукционе освещает эксперт.

Закон № 44-ФЗ и Гражданский кодекс РФ

Понятие открытого аукциона в электронной форме содержалось в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2014 года. Федеральный закон от 5 апреля 2014 г. № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ) делит аукционы на электронный и закрытый. В части 1 статьи 448 Гражданского кодекса РФ указывается, что аукционы могут быть открытыми и закрытыми. Таким образом, электронный аукцион вполне можно называть открытым, как, например, в письме Федерального казначейства от 23 июля 2014 г. № 42-5.2-17/19.

Электронный аукцион – один из конкурентных способов определения контрагента при закупке товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств. Согласно статьям 24 и 59 Закона № 44-ФЗ характерные черты проведения открытого аукциона таковы:

  • торги проводятся на электронной площадке и обеспечиваются оператором указанной электронной площадки;
  • информация о закупке публикуется в единой информационной системе и доступна неограниченному кругу лиц;
  • победителем аукциона объявляется участник, который предложил минимальную цену на закупаемые товары (работы, услуги).

Условия проведения электронного аукциона

Согласно части 2 статьи 59 Закона № 44-ФЗ электронный аукцион проводится при закупке товаров (работ, услуг), которые предусмотрены Перечнем, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 2020-р. Указанный перечень включает в себя более 50 наименований видов экономической деятельности. На территории субъектов РФ действуют также дополнительные перечни, утвержденные высшим органом исполнительной власти субъекта РФ. В региональных перечнях также отражены те объекты закупки, для приобретения которых необходимо проведение электронного аукциона. В отдельных случаях не вошедшие в правительственный и региональный перечни товары (работы, услуги) также можно закупать способом электронного аукциона (ч. 3 ст. 59 Закона № 44-ФЗ).

Для принятия решения о размещении заказа путем проведения аукциона необходимо наличие трех признаков:

  • товары (работы, услуги) производятся (выполняются, оказываются) не по конкретным заявкам заказчика;
  • для товаров (работ, услуг) есть функционирующий рынок;
  • сравнивать товары (работы, услуги) можно только по их ценам.

При отсутствии одного из признаков выбор аукциона неправомерен.

Порядок проведения электронного аукциона

Условно проведение электронного аукциона можно разделить на 6 этапов. Причем только после выполнения всех мероприятий и составления документов текущего этапа можно переходить к следующему.

Общая подготовка электронного аукциона

Все мероприятия этапа организуются до момента публикации извещения о проведении электронного аукциона. При этом заказчик издает приказы о:

  • закупке путем электронного аукциона – регламентирует организацию и планирование проведения процедуры закупки путем электронного аукциона);
  • создании аукционной комиссии, с участием или без участия бухгалтеров – отражает ее персональный состав, определяет порядок работы комиссии, а также утверждает положение об аукционной (единой) комиссии (ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

На этом этапе может быть заключен контракт со специализированной компанией для организации электронного аукциона. Воспользоваться указанным правом целесообразно, когда проведение закупки путем электронного аукциона собственными силами будет затруднено:

  • недостаточностью опыта и знаний;
  • отсутствием квалифицированного персонала.

Желательно сделать выбор в пользу конкретной специализированной организации уже за 2-3 месяца до даты размещения извещения о проведении закупки путем электронного аукциона.

Документация для электронного аукциона

До момента публикации извещения о проведении электронного аукциона организуются и мероприятия второго этапа, которые заключаются в подготовке и утверждении предусмотренного законодательством пакета документов для проведения электронного аукциона. В комплект документации входят:

  • общие положения;
  • информационная карта закупки;
  • форма заявки для участия в электронном аукционе с инструкцией по ее заполнению;
  • обоснование цены контракта;
  • техническое задание на товар (работу, услугу).

Завершает документальную подготовку разработка проекта контракта, заключаемого по результатам закупки.

Публикация информации об электронном аукционе

Извещения о проведении электронного аукциона необходимо разместить в информационной системе до установленного в аукционной документации срока окончания приема заявок от участников. Срок, разделяющий публикацию информации и окончание приема заявок, зависит от того, превышает цена контракта 3 млн руб. или нет (ст. 63 Закона № 44-ФЗ): 15 и 7 дней, соответственно.

До публикации Извещения о проведении электронного аукциона заказчик регистрируется в единой информационной системе, а также получает электронную подпись.

Определение участников электронного аукциона

Этот этап завершается протоколом рассмотрения и оценки первых частей поданных заявок об участии в электронном аукционе. Лицам, которые занимаются поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, ставших предметом торгов, при наличии специальных требований законодательства необходимы соответствующие лицензии. Например, если предмет контракта – выполнение работ по капитальному ремонту. Также на день рассмотрения заявки на участие в аукционе они не могут находиться в стадии:

  • ликвидации или банкротства;
  • приостановления деятельности в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Задолженность по платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды у участника размещения заказа не может превышать 25 процентов балансовой стоимости его активов.

К подаваемой заявке на участие в электронном аукционе предъявляются следующие требования:

  • документы в составе заявки на участие в аукционе содержат достоверные сведения о самом участнике размещения заказа и о предлагаемой им продукции;
  • если заказчиком установлено требование обеспечения заявки на участие в аукционе, участник предоставляет обеспечение;
  • заявка соответствует требованиям документации об аукционе (как по формальным, так и по существенным условиям содержания заявленного предложения).

Заявки рассматриваются в течение 7 дней со дня окончания срока их приема.

Определение победителя электронного аукциона

Вторые части поданных заявок об участии в электронном аукционе рассматриваются и оцениваются в течение 3 рабочих дней со дня публикации на электронной площадке протокола рассмотрения заявок на участие (первых частей). Определение победителя электронного аукциона фиксируется в итоговом протоколе о проведении электронного аукциона (протоколе подведения итогов).

Заключение контракта по результатам электронного аукциона

На заключительном этапе составляется и подписывается окончательный проект контракта по результатам закупки, проводимой путем электронного аукциона. Проект контракта составляется с учетом предложенных победителем условий и размещается в единой информационной системе. Перед подписанием самого контракта комиссия проверяет факт внесения победителем обеспечения исполнения контракта (при реализации заказчиком права на обеспечение контракта).

Контракт по результатам электронного аукциона подписывается по истечении минимум 10 календарных дней с момента размещения итогового протокола на соответствующей электронной площадке. При этом заказчику необходимо уложиться в три рабочих дня, предоставленных для окончательного подписания контракта. Указанный срок исчисляется с момента размещения на официальном сайте подписанного победителем закупки проекта контракта.

Также смотрите:
– Закупки 2014 : специальная подборка материалов
– Закупки у субъектов малого предпринимательства
– Экспертиза исполнения контракта по Закону № 44-ФЗ
– Контрактная служба и контрактный управляющий
– Закон № 140-ФЗ: изменения в Законе о контрактной системе
– Нарушения в сфере закупок: административная ответственность

Чтобы читать свежие материалы журнала «Учет в бюджетных учреждениях», авторизуйтесь как подписчик , оформите демодоступ или подпишитесь на журнал.

Источники:
http://www.xn---44-ydd8d.xn--p1ai/documenty/44_fz_all/44_fz_st_59.html
http://www.budgetnik.ru/art/3594-otkrytyy-auktsion-elektronnyy-auktsion
http://zakonguru.com/goszakupki/44/elektronnui-budzet.html

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию