Понятие муниципальных контрактов в соответствии с положениями действующего законодательства в сфере закупок

Общая характеристика муниципального контракта

Понятие муниципального контракта

Законодательство Российской Федерации о фeдеральной контрактной системе базируется на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кoдекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с прогнозированием и планированием закупок, проведением процедур отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выполнением контрактов, мониторингом, надзором, контролем и аудитом за осуществлением закупок.

Заключение муниципального кoнтракта регулируется Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «0 контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 0н определяет правовую основу формирования федеральной контрактной системы в сфeре закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, принципы, этапы и круг ее участников, способы закупок и условия их применения.

В ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ муниципальный контракт определяется как договор, заключенный заказчиком от имени муниципального образования в целях обеспечения муниципальных нужд Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от05.04.2013 г. № 44-ФЗ (в ред. от 08.03.2015 г.)// Собрание законодательства РФ”, 08.04.2013, N 14, ст. 1652..

Муниципальный заказчик – муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Существует несколько определений понятия муниципального контракта, которые дают различные нормативно-правовые источники.

Например, ГК РФ сoдержит несколько иное определение муниципального контракта, характеризующее его в большей степени с гражданско-правовой позиции. Ст. 526 ГК РФ содержит положение, в соответствии с которым под муниципальным контрактом понимается контракт, по которому поставщик обязуется передать товары муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. (ред. от 31.12.2014 г.)// (ред. от 06.04.2015, с измен. от 07.04.2015) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996. № 5. Ст. 410. .

Таким образом, определение контракта, содержащееся в ГК РФ, несколько неполно отражает сущность понятия, поскольку предметом контракта, кроме товаров, в соответствии с 44-ФЗ также выступают услуги и работы.

Муниципальный контракт – договор, заключенный заказчиком от имени муниципального образования в целях обеспечения муниципальных нужд Гребенщикова Я. Б. Понятие муниципального контракта, его правовая природа // Российская юстиция. – 2010..

Наибольшее число ученых рассматривают муниципальный контракт с точки зрения административного права.

В частности, А.В. Демин под административным договором понимает управленческое соглашение не менее двух субъектов административного права, заключенное на основе норм административного права в публичных целях, опосредующее горизонтальные (координационные) управленческие отношения, правовой режим которого содержит административно-правовые элементы, выходящие за рамки частного права. Главными аргументами, приводимыми в подтверждение административной природы муниципальных контрактов, ученым приводится, как правило, «цели публичной службы», неодинаковое положение контрагентов («властность одной стороны по отношению к другой»), «условия договора, выходящие за рамки частного права Демин А. В. Общие вопросы теории административного договора. – Красноярск, 2004..

Однако учeными отмечается, что использовать в своей деятельности органам государственной власти и местного самоуправления только императивный метод не всегда эффективно.

Например, А.И. Елистратoв отмечал, что в отдельных случаях использование договора при осуществлении властвования более целесообразно, чем принудительный нажим, поскольку позволяет экономить материальные и финансовые средства.

В качестве примера он приводит договоры на поставку (подряд) для государственных нужд. А.В. Демин замечал: «Специфика целей административно-правового регулирования состоит в необходимости, с одной стороны, реализовывать общее благо, общегосударственные интересы, а с другой – обеспечить защиту и реализацию частных интересов. Причем если ранее безусловный приоритет отдавался первым, то в настоящее время необходимо говорить об определенном паритете, балансе публичных и частных целей и интересов. Поскольку договор всегда означает некоторый компромисс, волесогласование, достижение консенсуса, то договорное регулирование может служить наиболее приемлемым способом снятия противоречий между публичными и частными интересами» Елистратов А. И. Административное право. – М., 2009..

В гражданско-правовой сделке (в частности, в муниципальном контракте) статус муниципального образования приравнивается к статусу других субъектов гражданского права.

Главной отличительной чертой муниципального контракта является особая цель использования товаров (услуг, работ), а именно их закупка для муниципальных нужд, в том числе в государственный резерв.

Спeцифика предмета видов муниципального контракта, в свою очередь, обусловливает и особый состав его участников, структуру договорных связей, порядок заключения и исполнения.

Проект муниципального контракта определяет права и обязанности муниципального заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) по обеспечению муниципальных нужд и регулирует отношения поставщика (исполнителя, подрядчика) с муниципальным заказчиком во время выполнения муниципального контракта. Прoектом муниципального контракта могут быть предусмотрены контроль со стороны заказчика за ходом работ по выполнению муниципального контракта и оказание консультативной и иной помощи поставщику (исполнителю, подрядчику) без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего.

0казание услуг осуществляется за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Заказчики формируют заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и размещают их на Официальном сайте для размещения информации о размещении заказов.

В качестве участников размещения заказов могут выступать физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, признанные победителями аукционов, запроса котировок, удовлетворяющие требованиям, установленным законодательством, а также физические или юридические лица, с которыми контракт заключается как с единственным поставщиком.

Также важной осoбенностью муниципальных контрактов является порядок его заключения – муниципальный контракт заключается на основе государственного заказа, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нуждВиданова А. И. Государственный (муниципальный) контракт: особенности заключения, изменения, расторжения // Практика муниципального управления. – 2012..

Особенностью контракта является его принудительная сила. Для заказчика, разместившего заказ, заключение контракта (договора) является обязательным, поставщик (подрядчик, исполнитель) также не вправе отказаться от заключения контракта (договора), если он принял доведенный до него заказчиком заказ либо стал победителем закупки.

Таким образом, муниципальный контракт представляет собой заказ со стороны органов мeстного самоуправления и уполномоченных ими муниципальных учреждений на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ Сергеев А. П., Толстой Ю. К.Учебник по гражданскому праву. М.: Проспект, 2004..

Понятие муниципальных контрактов в соответствии с положениями действующего законодательства в сфере закупок

Действующее законодательство в сфере закупок для удовлетворения государственных и муниципальных нужд сформировало основные отличия между государственными и муниципальными контрактами.

Различия муниципальных и государственных контрактов

Ключевым отличием является уровень финансирования. В случае с государственными контрактами финансирование осуществляется из федерального бюджета либо бюджета субъекта федерации. Для муниципальных контрактов финансирование такого контракта осуществляется на основании средств, выделяемых из муниципального бюджета.

Есть контракты, которые заключаются субъектами федерации в целях удовлетворения муниципальных нужд. В таком случае финансирование производится на основании средств бюджета субъекта федерации, но с участием муниципалитета: например, финансирование производится в определенных частях, когда разделение финансирования осуществляется в определенных долях из разных уровней бюджета. Другим вариантом является финансирование в виде кредитования исполнения финансовых обязательств по муниципальному контракту из федерального бюджета с последующим возращением взятых кредитов в такой бюджет.

Виды муниципальных торгов

Муниципальные торги отличаются от государственных только объемом финансирования – на основании анализа данных в Единой информационной системе о размещенных в ней муниципальных контрактах можно определить, что крайне редко размер начальной максимальной цены контракта превышает сто миллионов рублей, в то время как контракты, нацеленные на удовлетворение государственных нужд, могут превышать указанный размер начальной максимальной цены контракта в несколько раз.

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Кроме того, нередко используется также процедура закупки у единственного поставщика. Однако использование такого варианта закупок для удовлетворения муниципальных нужд происходит только до момента превышения лимита в виде пяти процентов от совокупного годового объема закупок.

Требования к участникам

К участникам муниципальных закупок предъявляются такие же требования, как и к участникам государственных торгов. Регулируются они требованиями статьи 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

К числу основных требований к участникам муниципальных закупочных мероприятий относятся:

  • соответствие тем требованиям, которые предъявляются к участникам закупок на основании положений действующего федерального, регионального и муниципального законодательства;
  • отсутствие ликвидационных мероприятий, а также мероприятий, имеющих своей целью банкротство юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • отсутствие вынесенных решений в части приостановления деятельности потенциального участника закупочной процедуры, если такое решение носит административный характер и вынесено в рамках административного производства;
  • отсутствие у потенциального участника закупок подтвержденных недоимок по налогам и иным сборам, которые являются обязательными в бюджет Российской Федерации. Другим вариантом допуска к муниципальным торгам является размер задолженности или недоимки – он не должен превышать двадцать пять процентов от общей суммы балансовых активов юридического лица;
  • отсутствие судимостей у руководящего состава юридического лица по преступлениям экономического характера, а также за преступления, которые относятся к преступлениям в сфере государственных закупок. Кроме того, в отношении руководящего состава юридического лица или в отношении индивидуального предпринимателя не должны быть вынесены в качестве основного или дополнительного виды наказания, связанные с лишением или ограничением в праве занимать определенные должности и заниматься какими-либо видами деятельности;
  • в течение двух лет, предшествующих проведению закупочного мероприятия, юридическое лицо не должно быть привлечено к административной ответственности по соответствующим направлениям функционирования Кодекса об административных правонарушениях;
  • если закупка будет произведена в отношении объекта интеллектуальной собственности, потребуется наличие у потенциального исполнителя исключительных прав на такие объекты закупки (например, при закупке программного обеспечения потребуется наличие исключительных прав на ту или иную программу);
  • отсутствие конфликта интересов между сотрудником контрактной службы и руководителями потенциального исполнителя по заключаемому муниципальному контракту (например, отсутствие брачных связей между такими должностными лицами);
  • отсутствие у потенциального исполнителя муниципального контракта статуса офшорной компании;
  • отсутствие возможных ограничений, которые могут быть установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства;
  • в качестве дополнительного требования может быть установлено отсутствие потенциального исполнителя в Реестре недобросовестных поставщиков.

Необходимые документы

Для того чтобы участвовать в закупочных процедурах, направленных на удовлетворение нужд муниципальных заказчиков, потенциальному исполнителю придется предоставить документы, дающие информацию:

  • которая даст информацию обо всех подробных реквизитах юридического лица или индивидуального предпринимателя, принимающего участие в закупочных мероприятиях (копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей);
  • подтверждающую сведения о поставляемом товаре в части его происхождения, а также о качестве такого товара (сертификаты соответствия либо документы, подтверждающие право поставщика не сертифицировать данный товар, документы, подтверждающие страну происхождения поставляемого товара, а также факт законности поставки иностранного товара, например, документы, подтверждающие прохождение процедуры растаможивания поставляемого товара);
  • о наличии необходимого оборудования у потенциального исполнителя по контракту, если наличие специального оборудования отражено в качестве одного из параметров отбора потенциальных участников конкурентного мероприятия (например, копии договора лизинга такого оборудования либо копии документов, подтверждающих нахождение на балансе того или иного имущества у потенциального участника торговых мероприятий);
  • о наличии у потенциального исполнителя по контракту сотрудников, которые имеют достаточный уровень квалификации для осуществления определенного вида работ или оказания услуг (например, наличие юридического образования и подтвержденного уровня квалификации в случае проведения закупок юридических услуг для представления интересов муниципального заказчика в различных органах);
  • о соответствии потенциального участника закупочных процедур требованиям действующего законодательства и положениям документации о проводимой закупочной процедуре (в виде декларации соответствия таким требованиям).

Порядок участия

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок» не делает различий в порядке участия в государственных или муниципальных закупочных мероприятиях. Порядок участия является единым:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • в зависимости от процедуры потребуется подать заявку, состоящую из одной или двух частей, которая будет рассмотрена заказчиком для определения возможности допуска того или иного потенциального исполнителя к собственно конкурентной процедуре (количество частей заявок будет различным для различных видов процедур в соответствии с требованиями Федерального закона №44-ФЗ). Если речь идет о закупке, проводимой с единственным поставщиком, то в этом случае участие происходит путем направления заказчику предложения о заключении контракта по тем условиям, которые предлагает сам заказчик;
  • заказчик в лице специально созданной закупочной комиссии по конкретному виду процедур или в лице единой комиссии рассматривает все поступившие к нему предложения и выбирает наиболее выгодное либо определяет круг лиц, допускаемых к собственно торгам для определения снижения начальной максимальной цены контракта и получения наиболее выгодного в ценовом и качественном срезе предложения;
  • контракт подписывается с победителем процедуры на условиях, оговоренных в документации к закупочному мероприятию, а также в действующем законодательстве в сфере закупок. Срок заключения в зависимости от процедуры будет варьироваться от трех (для единственного поставщика) до двадцати дней (для электронных торговых процедур).

Особенности порядка исполнения контракта, заключенного по итогам муниципальной закупочной процедуры

Чаще всего заключенные муниципальные контракты имеют определенную длительность во времени либо отличаются поэтапным исполнением. В таком случае может потребоваться необходимость контроля за исполнением каждого этапа того или иного контракта.

С точки зрения исполнителя, процедура выполнения взятых на себя обязательств также имеет некоторые особенности. Это проявляется, в первую очередь, в том, что исполнение таких контрактов и договоров либо происходит на основании специальной заявки, либо циклично в определенные периоды времени (например, ежемесячно в случае с контрактами на предоставление коммунальных услуг).

В случае же, если речь идет о неисполнении или ненадлежащем исполнении контракта или договора, заключенного на уровне муниципалитета, то разрешение такой конфликтной ситуации происходит на основании решения регионального контролирующего органа, например, Федеральной антимонопольной службы в лице регионального подразделения либо в лице Прокуратуры Российской Федерации также на уровне ее территориального подразделения.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019)

О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ

В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

22 марта 2013 года

27 марта 2013 года

Судебная практика и законодательство — 44-ФЗ о госзакупках

В целях организации работы по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд Министерства экономического развития Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” приказываю:

– отсутствие организации в реестре недобросовестных поставщиков по результатам оказания услуг в рамках исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

7.9. В соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” при оценке соответствия поставляемого товара требованиям государственного контракта получателем может проводиться экспертиза. Экспертиза может проводиться получателем своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций. При привлечении экспертных организаций (экспертов) получатель уведомляет поставщика о дате и месте проведения экспертизы, а также об экспертной организации (эксперте), осуществляющей экспертизу. По факту необходимости проведения экспертизы или привлечения экспертной организации (эксперта) получатель информирует Генеральную прокуратуру Российской Федерации о предполагаемой дате проведения экспертизы и ее стоимости.

по строке 1001 – суммы оплаты в соответствующем финансовом году по контрактам (договорам), заключенным до начала очередного финансового года, при этом в графах 7 – 9 указываются суммы оплаты по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Федеральный закон N 44-ФЗ), а в графах 10 – 12 – по договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Федеральный закон N 223-ФЗ);

в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”

19. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” .

Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрены случаи, при которых заказчик вправе указывать торговые наименования лекарственных средств при осуществлении закупки лекарственных средств, а именно в случае закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе (осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний).

Информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, проводимых Росимуществом в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. Поддерживается в актуальном состоянии.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о контрактной системе).

Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети “Интернет” без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.

ВИДЫ КОНТРАКТОВ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ О ЗАКУПКАХ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД Захаренко Д.С.

Кубанский государственный университет

ISSN (печатный вариант): 2073-0071

Ключевые слова

государственный контракт, контрактная система, закупки, смешанные договоры, контракт жизненного цикла, state contract, requirements for goods, works and services, government contract system, public procurement, compound contracts, life cycle contract

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Аннотация к статье

В статье рассматриваются вопросы классификации контрактов по действующему законодательству о закупках товаров (работ, услуг) для нужд публичных заказчиков и совершенствования законодательства в рассматриваемой сфере.

Текст научной статьи

Интерес к государственным закупкам товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд в нашей стране неиссякаем. С одной стороны, это вызвано коррупционной составляющей, борьба с которой необходима [1, 31]. С другой стороны, добросовестная работа по проведению процедур закупок товаров для публичных нужд и их правовому сопровождению способствует увеличению экономии бюджетных средств и при этом не в ущерб качеству поставляемых заказчику товаров. Наряду с грамотностью субъектов в вопросах определения поставщика, для защиты сторон крайне важно быть компетентным в правовых возможностях заключения различных видов контрактов по действующему Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Этому аспекту будет посвящена настоящая статья. Для того чтобы детально изучить виды контрактов по действующему законодательству о публичных закупках, попытаемся классифицировать контракты по различным основаниям и проанализировать возможности усовершенствования данной системы. Для начала отметим, что как в ранее действовавшем Федеральном законе от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (ст. 1) Закон № 44-ФЗ содержит подразделение контрактов по предмету на контракты по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг (п. 3. ч. 1 ст. 1). При этом законодатель уточнил, что теперь в предмет контрактов может входить, в том числе, приобретение недвижимого имущества или аренда имущества. Тем самым был устранен вопрос о допустимости применения положений законодательства о публичных закупках в отношении аренды помещений [2, 84; 3]. Полагаем, на практике распространены и смешанные контракты (п. 3 ст. 421 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ)). Например, когда у заказчика имеется необходимость в выполнении строительно-монтажных работ с поставкой и установкой оборудования. Однако далеко не всегда заказчик имеет правовую возможность заключить такой смешанный контракт, поскольку может быть нарушен принцип обеспечения конкуренции контрактной системы (ст. 8 Закона № 44-ФЗ). Так, приведенный нами пример предмета контракта неоднозначно рассматривается в судебной практике и практике ФАС России [4]. При том принятые судами и управлениями ФАС России акты не имеют силу нормативных, а, следовательно, носят лишь рекомендательный характер, что не способствует устранению существующей проблематики. В группу классификации контрактов по предмету, на наш взгляд, можно включить и такой новый вид, как контракт жизненного цикла. В нововведении Закона № 44-ФЗ под ним понимается контракт, предусматривающий закупку товара или работы, последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (ч. 16 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). ГК РФ не содержит такого вида договора и не оперирует таким термином. Понятие «контракт жизненного цикла» появилось из государственных стандартов. При этом, как отмечают в литературе, процесс расчета стоимости жизненного цикла является одной из наиболее больных точек для заказчиков [5, 47]. Некоторые авторы относят его к смешанным типам договоров. Поскольку контракт жизненного цикла по смыслу входящих в него составляющих может соединять в себе несколько видов договоров, предусмотренных ГК РФ, например, таких, как договор поставки, подряда, договор на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, возмездного оказания услуг и др. [5, 47; 6, 116]. Есть и иное мнение. Так, авторы полагают, что в сфере дорожного строительства «контракт жизненного цикла – это одна из форм концессионных соглашений, отличительной чертой которого является то, что он объединяет функции проектирования, строительства и эксплуатации в один увязанный договорными отношениями результат – транспортную доступность, при этом плательщиком за услугу выступает не конечный потребитель – пользователь инфраструктурного транспортного объекта, а государство» [7, 53]. Далее обратимся к следующей классификации контрактов, которая, на наш взгляд, имеет большое практическое значение. Первую группу составляют контракты, которые были заключены по итогам конкурентных способов определения поставщиков. Вторую – контракты по итогам закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Главное отличие указанных групп состоит в формулировке существенных условий контракта и форме сделки. Закон № 44-ФЗ четко указывает, какие условия должны найти свое отражение в контракте. Часть 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ делает исключение для большинства контрактов, заключенных по итогам закупки у единственного поставщика (п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Для них является факультативным включение условий об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта, о размере неустойки и условиях наступления ответственности, необходимости разработки графика исполнения контракта, условия о порядке и сроках оплаты товара, приемке товара и оформления результатов такой приемки и т.д. (частей 4 – 9, 11 – 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Не включение указанных условий вполне объяснимо. Они большей частью направлены на стимулирование поставщика к надлежащему и качественному исполнению контракта. С другой стороны, условия о порядке оплаты товара, сроках его приемки существенны для поставщика. Кроме того, в п. 1 ст. 766 ГК РФ условие о размере и порядке финансирования и оплаты работ названо существенным для государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд. На наш взгляд, налицо коллизия, которая должна решаться в пользу поставщика в силу приоритетности норм ГК РФ (п. 2 ст. 3 ГК РФ). Кроме того, исключение сделано и в отношении формы сделки. Контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для сделок (ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Данная норма вполне эффективна, поскольку, как отмечается в литературе, ранее «заказчик был вынужден размещать на официальном общероссийском сайте закупки на поставку ткани, молока, лекарственных препаратов и т.д. на сумму, не превышающую 250 – 400 руб., с целью не допустить нарушений Закона и применения в последующем к заказчику мер административного воздействия». Теперь же устная форма «значительно облегчает работу как контрактному управляющему, так и работникам финансового отдела, особенно при большом объеме закупок» [8, 12]. Хотя авторы и отмечают, что применение данной нормы затруднительно, поскольку особенности документооборота в контрактной системе, так или иначе, требуют заключения контракта в письменной форме [9, 189]. Подводя итог проведенному исследованию, отметим, что нормы о видах контрактов на закупку товаров для публичных нужд по итогам реформы законодательства в данной сфере создают прочную правовую основу для эффективной закупочной деятельности заказчиков, однако нуждаются в дальнейшей научной проработке.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019)

О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ

В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

22 марта 2013 года

27 марта 2013 года

Судебная практика и законодательство — 44-ФЗ о госзакупках

В целях организации работы по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд Министерства экономического развития Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” приказываю:

– отсутствие организации в реестре недобросовестных поставщиков по результатам оказания услуг в рамках исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

7.9. В соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” при оценке соответствия поставляемого товара требованиям государственного контракта получателем может проводиться экспертиза. Экспертиза может проводиться получателем своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций. При привлечении экспертных организаций (экспертов) получатель уведомляет поставщика о дате и месте проведения экспертизы, а также об экспертной организации (эксперте), осуществляющей экспертизу. По факту необходимости проведения экспертизы или привлечения экспертной организации (эксперта) получатель информирует Генеральную прокуратуру Российской Федерации о предполагаемой дате проведения экспертизы и ее стоимости.

по строке 1001 – суммы оплаты в соответствующем финансовом году по контрактам (договорам), заключенным до начала очередного финансового года, при этом в графах 7 – 9 указываются суммы оплаты по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Федеральный закон N 44-ФЗ), а в графах 10 – 12 – по договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Федеральный закон N 223-ФЗ);

в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”

19. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” .

Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрены случаи, при которых заказчик вправе указывать торговые наименования лекарственных средств при осуществлении закупки лекарственных средств, а именно в случае закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе (осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний).

Информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, проводимых Росимуществом в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. Поддерживается в актуальном состоянии.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о контрактной системе).

Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети “Интернет” без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.

Источники:
http://zakonguru.com/goszakupki/44/municipalnye-kontrakty.html
http://legalacts.ru/doc/44_FZ-o-kontraktnoj-sisteme/
http://publikacia.net/archive/2016/8/2/24
http://legalacts.ru/doc/44_FZ-o-kontraktnoj-sisteme/
http://goscontract.info/kontrakt/sushchestvennyye-usloviya-kontrakta-po-44fz

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию