Особенности исполнения контракта в соответствии со статьей 94 Федерального закона “О контрактной системе”

Энциклопедия судебной практики. Особенности исполнения контракта (Ст. 94 Закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”)

Энциклопедия судебной практики
Особенности исполнения контракта
(Ст. 94 Закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”)

1. При заключении и исполнении контракта заказчик выступает не в качестве государственного органа (органа местного самоуправления), а как участник гражданско-правового отношения

Из материалов рассматриваемого дела следует, что между Комитетом и Обществом имеются гражданско-правовые отношения в связи с заключением и исполнением Контракта, в которых государственный заказчик выступает не в качестве государственного органа, а как участник гражданско-правового отношения.

Следует принять во внимание, что заявитель выбрал ненадлежащий способ защиты гражданских прав, поскольку решение Комитета по земельным ресурсам Администрации об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта не является ненормативным актом, поскольку принято в рамках обязательственных отношений одной из сторон в сделке, независимо от того, что такой стороной является орган местного самоуправления.

Довод заявителя о том, что Росрезерв прервал поставку продукции, используя свои властные полномочия по отношению к грузополучателям, обоснованно отклонен со ссылкой на то обстоятельство, что приемка продукции, по которой заявитель допустил просрочку поставки, была приостановлена на основании части 3 статьи 511 ГК РФ и не связана с реализацией Росрезервом властных полномочий как государственного органа.

2. При заключении и исполнении контракта правоотношения сторон по своему содержанию не основаны на административном или ином властном подчинении одной стороны другой

Из материалов рассматриваемого дела следует, что между Комитетом и Обществом имеются гражданско-правовые отношения в связи с заключением и исполнением Контракта. Следовательно, правоотношения сторон по своему содержанию не основаны на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, а регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Если требование к сроку изготовления товара являлось требованием документации о закупке, оно не может быть изменено поставщиком на стадии исполнения контракта в силу императивных запретов действующего законодательства

Требование к сроку изготовления товара являлось требованием документации о закупке и не могло быть изменено поставщиком на стадии его исполнения в силу императивных запретов действующего законодательства.

Суд апелляционной инстанции также указал, требование к сроку изготовления товара являлось требованием документации о закупке и не могло быть изменено поставщиком на стадии его исполнения в силу императивных запретов действующего законодательства.

4. Наличие высокого уровня задолженности по уплате обязательных публичных платежей является объективным индикатором, позволяющим усомниться в надежности участника закупки только при заключении контракта, а не на момент исполнения контракта – расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) за товары, работы, услуги

По смыслу приведенных положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, федеральный законодатель предусмотрел систему единых требований к участникам закупки, позволяющих обеспечить в условиях стимулирования добросовестной конкуренции отбор именно тех контрагентов, которые гарантированно могли бы обеспечить потребность государства и муниципальных образований в соответствующих товарах, работах, услугах, исходя из оптимального сочетания цены и качества. В этом отношении наличие высокого уровня задолженности по уплате обязательных публичных платежей за прошлый календарный год рассматривается законодателем в качестве одного из объективных индикаторов, позволяющих усомниться в надежности потенциального контрагента и отказать ему в праве участия в процедурах отбора поставщиков (исполнителей) товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд.

При этом указанные требования устанавливаются к участникам закупки только при заключении контракта, а не на момент исполнения контракта – расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) за поставленный товар, выполненную работу, оказанную услугу по заключенным контрактам, и расширительному толкованию не подлежат.

Таким образом, действующее законодательство не позволяет обосновать допустимость включения в государственный (муниципальный) контракт (гражданско-правовой договор) в качестве одного из условий для оплаты представление сведений об исполнении подрядчиком (исполнителем) обязанности по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по состоянию на момент оплаты по контракту (договору).

Следовательно, установление таких требований находится в прямом противоречии с требованиями Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, положения статей 31, 34, 94 которого исключают возможность установления таких требований в контрактах. Кроме того, такие требования также противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующим отношения, связанные с заключением и исполнением договоров выполнения работ, предоставления услуг, в том числе связанных с обеспечением государственных и муниципальных нужд.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В “Энциклопедии судебной практики. Закон о контрактной системе в сфере закупок” собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на сентябрь 2020 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке “Энциклопедии судебной практики. Закон о контрактной системе в сфере закупок” использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук, доцентом Д. Лоренцем, Мазуриной И., Михайлевской М., Раченковой Ю., Шумилиным П., Серковым А., Штукатуровой Т.

В чем состоят особенности исполнения государственного контракта, и какие этапы по исполнению предусмотрены?

После подписания государственного контракта у заказчика и поставщика появляются определенные обязанности, которые они должны исполнить по условиям договора и в соответствии с требованиями российского законодательства. Порядок исполнения государственного контракта регулируется в ст. 94 44-ФЗ.

Что регулирует статья 94 44-ФЗ

Статья 94 44-ФЗ регламентирует исполнение государственного контракта, как отдельный этап закупки. В статье указаны основные стадии исполнения контракта, обязанности поставщика и заказчика, а также порядок проведения экспертизы. Данная статья состоит из 8 пунктов. Пункты 9-12 утратили юридическую силу в 2020 году после издания ФЗ-71 от 1 мая 2020 г.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74 .

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

В данной статье регламентированы:

  1. Меры по исполнению контракта.
  2. Обязанности поставщика.
  3. Обязанности заказчика.
  4. Проведение экспертизы.
  5. Приемка этапов исполнения контракта.

Какие этапы включает исполнение контракта

На основании п. 1 ст. 94 44-ФЗ исполнение контракта предполагает реализацию комплекса мер, которые направлены на достижение целевых ориентиров при осуществлении закупочных мероприятий. Они включают в себя следующие стадии:

  1. Приемка поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, а также отдельных этапов государственного контракта, включая проведение экспертизы поставленного предмета закупки.
  2. Оплата заказчиком поставленного товара, выполненной работы и оказанной услуги.
  3. Взаимодействие заказчика и поставщика. Такое взаимодействие может быть связано с необходимостью применения мер ответственности к нарушителю законодательства или изменения и расторжения госконтракта (с опорой на нормы ст. 95 44-ФЗ).

Обязанности поставщика и заказчика

Поставщик в соответствии с условиями контракта по п. 2 ст. 94 44-ФЗ обязан своевременно предоставлять достоверные данные о ходе исполнения своих обязательств в рамках государственного контракта.

Поставщик также должен своевременно информировать заказчика о возникающих сложностях в процессе исполнения контракта, а заказчик незамедлительно принимать необходимые меры по минимизации недостатков.

Проведение экспертизы

По п. 3 94-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком результатов, которые предусмотрены контрактом, заказчик проводит экспертизу.

Экспертиза может проводиться собственными силами заказчика или посредством привлечения внешних экспертов. Экспертные организации привлекаются путем подписания государственных контрактов, оформленных ими по нормам 44-ФЗ.

Случаи обязательного привлечения экспертной организации к проведению экспертизы результатов контракта могут определяться Правительством (по п. 4.1 ст. 94 44-ФЗ). Таким образом, требование об обязательной внешней экспертизе при приемке с июля 2020 года было упразднено.

Заказчик проводит экспертизу, чтобы убедиться в том, что товар соответствует требованиям контракта. Привлечение сторонних экспертов может быть оправдано при поставке технологически сложного товара, для оценки которого необходима профессиональная компетенция.

Заказчик обязан проводить экспертизу поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги при неконкурентных закупках у единственного поставщика. В 44-ФЗ регулируются также ситуации, когда экспертное заключение получать не нужно:

  1. При закупках экспертных услуг.
  2. При приобретении проектной документации в области капитального строительства.
  3. При закупках естественных монополий.
  4. При закупках по решению вышестоящих инстанций.
  5. При работах по мобилизации.
  6. При малых закупках до 300 тыс. р. (до июля 2020 года – до 100 тыс. р.).

На основании п. 5 94-ФЗ для проведения экспертизы товара, выполненной работы или оказанной услуги эксперты могут запрашивать у поставщика дополнительные сведения и документы, которые относятся к условиям исполнения контракта или его отдельного этапа.

В случае если товар, услуга или работа были признаны экспертами соответствующими требованиям, то напротив них в заключении делается отметка «соответствует» или «подтверждает соответствие».

Поставщику могут отказать в приемке работ или дать ему разумный срок для устранения недостатков.

Определение экспертных организаций и экспертов приведено в п. 15 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ. К ним относят физических и юридических лиц, обладающих специальными познаниями и квалификацией в области науки, техники, искусства и пр. Эксперты осуществляют деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также подготовке экспертных заключений.

Заказчик вправе установить для экспертов дополнительные требования в виде образования, стажа работы по специальности, проведения нужного количества экспертиз и пр.

Взаимодействие со сторонним экспертом или экспертной организацией осуществляется на основании контракта, подписанного по общим правилам 44-ФЗ.

В контракте рекомендуется указать следующие сведения:

  1. Обязательные условия для включения в государственный контракт.
  2. Функции и полномочия экспертной организации.
  3. Условия о праве экспертных организаций запрашивать у поставщика необходимые сведения.
  4. Размер ответственности эксперта за предоставление ложного заключения, недостоверных результатов и пр.
  5. Сроки проведения экспертизы (не превышающие сроки поставки по товару).
  6. Утвержденные формы документов (акты, рекламации и пр.).
  7. Утвержденные случаи привлечения экспертов.

В процессе закупки экспертных услуг учреждению нужно определиться с предметом экспертизы, выбрать способ проведения закупки и провести процедуру определения исполнителя. Заказчик может заключить контракт на оказание экспертных услуг по результатам конкурентной закупки или закупки у единственного поставщика по ст. 93 44-ФЗ. При выборе способа закупки нужно учитывать некоторые ограничения, которые действуют в отношении отдельных ее форм (например, запрос котировок допускается привести при цене контракта до 500 тыс. р.).

При проведении экспертизы применяется сплошная проверка качества поставленного товара (когда проверяется вся поставленная продукция), а также выборочная проверка. В последнем случае проверяют только часть товара, а полученные результаты распространяют на всю партию, если это связано с техническими регламентами, ГОСТами, ТУ и особыми условиями поставки.

Порядок проведения внутренней экспертизы силами заказчика законодательно не оговаривается. Обычно в такой экспертизе задействован один или несколько работников, которые обладают необходимыми компетенциями в отрасли предмета закупки. К ним не предъявляются требования, перечисленные в ст. 41 44-ФЗ. Этой позиции придерживаются контролирующие инстанции и арбитражные суда.

В процессе проведения экспертизы сотрудникам следует ответить на конкретные вопросы: например, имеет ли товар все необходимые сопроводительные документы, нет ли брака, отсутствуют ли повреждения, цела ли упаковка, не было ли повреждений в процессе транспортировки товара, всю ли партию поставил поставщик.

Если сторонние эксперты оформляют экспертное заключение, то документом, подтверждающим проведение внутренней экспертизы, может выступать акт приема-передачи.

Таким образом, экспертиза выступает неотъемлемой частью этапа приемки результатов работы.

Порядок приемки результатов работы

По решению заказчика для приемки поставленного товара, оказанной услуги или выполненной работы может быть создана приемочная комиссия. В ее составе может находится 5 и более человек (по п. 6 ст. 94 44-ФЗ).

Согласно последним изменениям в ст. 94 (по ФЗ-71 1 мая 2020 г.), документ о приемке подписывается заказчиком только по результатам внесения поставщиком обеспечения гарантийных обязательств (в случае, если заказчик установил данное требование).

Ч. 8 ст. 94 44-ФЗ не позволяет заказчику отказать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта или поставленного товара при выявлении несоответствия результатов условиям контракта, если они не препятствуют приемке, и были устранены.

Для приемки результатов отдельного этапа исполнения контракта может быть создана приемочная комиссия, хотя в 44-ФЗ нет упоминания о том, что создание такой комиссии является обязательным для заказчика. Создание комиссии целесообразно, если закупается технически сложный предмет закупки, либо покупка требует экспертных знаний в разных отраслях. В остальных ситуациях создание приемочной комиссии может затруднить приемку, так как приемочный документ должны подписать все члены комиссии.

Порядок работы комиссии и полномочия ее членов закрепляются в специальном положении. В нем заказчик вправе дополнительно закрепить применяемый при приемке акт.

Если акт по результатам исполнения контракта подпишут лица, которым не были переданы соответствующие полномочия локальной документацией, то это может быть признано нарушением законодательства.

Унифицированной формы документа, который используется в процессе приемки товаров, работ и услуг, не разработано. На практике заказчики часто используют акт приема-передачи, который позволяет определить соответствие товара, работы и услуги требованиям контракта. В частности, если предметом государственного и муниципального контракта выступает определенный товар, то в акте целесообразно указать:

  1. Наименование, ассортимент и комплектность поставки.
  2. Количество.
  3. Цена за единицу.
  4. Сведения о том, что поставленный товар соответствует требованиям контракта, и у него отсутствуют недостатки.
  5. Информация о проведенной сторонней экспертизе (если такая проводилась). В данном случае экспертное заключение будет служить неотъемлемым приложением к акту. При проведении экспертизы внутренними силами заказчика оформлять отдельный документ об экспертизе не нужно. На это указывает Минфин в Письме от 2017 года №24-03-08/70501.
  6. Прочие сведения.

Акт подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком (по Письму Минфина от 2018 года №24-03-08/6839).

Законодательно не утверждена форма документов, которые являются основанием для отказа в приемке. Они составляются в свободной форме, но в них желательно включить указание на выявленные недостатки в части количества, комплектности, качества и безопасности, которые не соответствуют требованиям государственного контракта по 44-ФЗ.

Также в документе рекомендуется отобразить:

  1. Заключение приемочной комиссии.
  2. Подписи членов приемочной комиссии и заказчика.
  3. Требование о поставке товара, соответствующего условиям государственного контракта.
  4. Сроки для устранения недостатков.

Решение заказчика о расторжении контракта в одностороннем порядке вступает в силу в течение 10 дней с даты уведомления поставщика (на основании ч. 13 ст. 95 44-ФЗ).

Документация о приемке товара и ее правильное оформление очень важно, так как на этом основании заказчик перечисляет оплату поставщику. Эти сведения могут потребоваться для включения в реестр контрактов по п. 13 ч. 2 ст. 103 44-ФЗ. Заказчик должен направить акт приема-передачи в федеральное казначейство в течение 5 рабочих дней.

Ответственность за нарушение порядка приемки

При нарушении порядка приемки результатов работ на заказчика могут быть наложены административные штрафы по нормам ст. 7.32 КоАП.

За несоблюдение требований контрактного законодательства о проведении экспертизы заказчику грозит административный штраф в размере 20000 р.

При непредоставлении необходимых документов о приемке поставленного товара или выполненной работы (или ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов реализации контракта, при немотивированном отказе от приемки работ должностным лицам заказчика грозит штраф в размере 20000 р.

При приемке товаров, работ и услуг, которые не соответствовали условиям контракта, если недостатки не были устранены поставщиком, и это повлекло рост бюджетных расходов или уменьшение объема поставки, заказчику грозит штраф 20000-50000 р.

Таким образом, ст. 94 44-ФЗ регулирует порядок исполнения государственного контракта. После подписания договора у заказчика и поставщика возникают обязательства. Поставщик обязан исполнить договорные условия, а заказчик принять результаты работ по требованиям контракта и законодательства. При необходимости заказчик организует экспертизу. По заверению приемки оформляется итоговый документ. Если документ о приемке результатов исполнения контракта не составить, то должностное лицо могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 тыс. р. по ч. 9 ст. 7.32 КоАП.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Исполнение контракта по 44-ФЗ (ст. 94)

Мы заканчиваем рассматривать самую большую главу Закона о контрактной системе и приступаем к разбору её седьмого параграфа об исполнении, изменении и расторжении контракта. Позади у нас большой путь – мы рассмотрели все виды закупок, которые могут быть проведены в соответствии с ФЗ №44-ФЗ, разобрались в их особенностях и подводных камнях. Теперь начинаем разбор не менее интересного и порой интригующего этапа закупок – исполнение контракта.

ИСПОЛНЕНИЕ КОНТРАКТА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

  1. Приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренных контрактом, по итогам полного его исполнения или исполнения отдельного этапа контракта, включая экспертизу ТРУ.
  2. Оплата поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
  3. Взаимодействие Заказчика и Поставщика в случае необходимости изменения, расторжения контракта или применения мер ответственности в случае нарушения сторонами своих обязательств.

Как мы видим из этого перечня, первые два этапа всегда присутствуют на стадии исполнения, третий этап в работе сторон бывает не всегда. А иногда именно третий этап по времени длится гораздо дольше самой процедуры закупки от стадии планирования до заключения контракта. Так, например, некоторые уголовные дела, касающиеся краж или растрат при госзакупках, могут рассматриваться годами.

ПРИЁМКА ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ

Закон предписывает нам, что на стадии исполнения контракта Поставщик должен быть предельно честным и добросовестным по отношению к Заказчику. Своевременно уведомлять о всех возникающих форс-мажорах и непредвиденных ситуациях.

С приёмкой товаров в этом случае всё достаточно просто. Поставщик в установленный срок должен осуществить поставку, приложить передаточные документы и сертификаты на товар, а также другую сопутствующую документацию если она требуется. Товар должен быть надлежащего качества и соответствовать требованиям документации о закупке.

С приёмкой работ и услуг немного сложнее. Каков должен быть результат выполненной работы? Это должно быть что-то, что можно потрогать, посмотреть и каким-либо образом измерить. Например, после окончания ремонтных работ мы можем оценить и измерить сколько обоев было поклеено на стены или линолеума постелено на пол. Сложнее будет с приёмкой скрытых работ – оштукатуренные или грунтованные стены уже сложно оценить когда обои поклеены. Поэтому и необходима в обязательном порядке поэтапная приёмка работ при ремонтах с оформлением актов скрытых работ.

С оказанными услугами ещё сложнее. Услуга это то, что нельзя ощупать или измерить. Поэтому “надо брать по горячим следам”, как говорится. Если на каком-то этапе оказания услуги происходит сбой, Заказчик должен об этом знать незамедлительно. Наиболее понятен станет этот момент на примере контракта по уборке помещений.

Представьте организацию с несколькими подразделениями, расположенными на территории одной области. В каждом подразделении ежедневно должна производится уборка. И часто происходят ситуации, что на каком-то объекте уборщица не вышла на работу в течении пары-тройки дней. Заказчик об этом узнаёт только на этапе подписания акта оказанных услуг. Претензию Исполнителю уже не выставишь – сроки ушли. Когда начинаешь уточнять в подразделении – почему вовремя не сообщили?

В ответ приходят неясные отговорки – а мы не знали как должно быть, а мы забыли позвонить, а мы звонили да никто трубку не брал. Ну не серьёзно, честное слово, коллеги. И, вроде бы, ничего критичного не произошло если в офисе из трёх кабинетов два рабочих дня из пяти не была произведена уборка, а с другой стороны – услуги оказаны не полном объёме, но оплатить придётся всю сумму контракта, так как вина Заказчика в сложившейся ситуации также имеется.

ЭКСПЕРТИЗА ПРИ ПРИЁМКЕ ТРУ

При приёме результатов исполнения контракта (неважно товары, работы или услуги) Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза может проводится силами Заказчика или с привлечением экспертов и экспертных организаций. Наш материал об экспертах можете посмотреть по ссылке.

Своими силами экспертиза проводится на тех условиях, которые закреплены Заказчиком в его распорядительных документах и документации о закупке. Это может быть подпись одного-двух сотрудников или приёмка целой комиссией. Всё зависит от вида ТРУ, их сложности и цены. Если принимается решение о создании комиссии, то в состав её должно входить не менее пяти человек. Приёмка оформляется документом, который должны подписать все члены комиссии либо готовится мотивированный отказ Поставщику в приёмке ТРУ.

Также необходимо поступать и в отношении привлекаемых экспертов. Кроме нескольких случаев, когда ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО:

  • при закупках у единственного поставщика – некоторые пункты ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе;
  • закупка услуг экспертов и экспертных организаций;
  • если результатом исполнения контракта являются работы, которые уже прошли государственную или негосударственную экспертизу.

ОТЧЁТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ КОНТРАКТА

Изменения в Законе о контрактной системе, произошедшие летом 2018 года, коснулись и порядка формирования в Единой информационной системе Отчёта по исполнению контракта или отдельного его этапа. С недавних пор обязанность размещать Отчёт касается только контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, сохранению объектов культурного наследия или если НМЦК превышает один миллиард рублей. Отчёт необходимо разместить в ЕИС в течение 7 рабочих дней с даты оплаты контракта или его расторжения.

При размещении Отчёта в ЕИС необходимо отразить информацию:

  • об исполнении контракта (или отдельного его этапа);
  • о ненадлежащем исполнении контракта и применённых санкциях;
  • об изменении или расторжении контракта в ходе его исполнения.

К Отчёту прилагаются заключение экспертизы и документ о приёмке результатов.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА:

  • Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 №1093

Удачных вам закупок, коллеги!

В следующей статье нашего цикла «44-ФЗ простыми словами» мы рассмотрим случаи когда можно изменять и расторгать контракты.

Дата публикации: 15.03.2019

Автор статьи: Мария Петухова

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

Особенности исполнения контракта в соответствии со статьей 94 Федерального закона “О контрактной системе”

Заключенный государственный контракт должен быть тщательно исполнен. В противном случае победитель той или иной закупочной процедуры может быть признан недобросовестным исполнителем и внесен в Реестр недобросовестных поставщиков.

Для того чтобы избежать такого итога участия в государственных или муниципальных торгах, следует знать, что подразумевается под исполнением контракта, и какие есть особенности у этой процедуры.

Нормативная основа

Основное регулирование процедуры исполнения государственного или муниципального контракта происходит с помощью статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд». Данная статья является ключевой в отношении регулирования всех вопросов, касающихся того, каким образом должно осуществляться исполнение того или иного контракта, а также того, на что именно следует обращать внимание всем участникам закупочной процедуры.

Для тех случаев, когда речь идет о нежелании заказчика принимать результат исполнения контракта, указанная статья предусматривает возможности воздействия на такого заказчика со стороны непосредственно исполнителя либо со стороны уполномоченных контролирующих государственных органов.

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Внесенные изменения

Статья 94 постоянно подвергается изменениям в силу того, что вопрос приемки результатов исполнения контракта постоянно поднимается и не теряет своей актуальности из-за большого числа лиц, которые являются недобросовестными исполнителями. С момента вступления в силу данная статья закона изменялась порядка десяти раз.

Так, например, был расширен перечень тех случаев, когда нельзя проводить экспертизу при осуществлении закупки у единственного поставщика.

Основные мысли

Статья 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» представляет собой руководство к тому, каким образом должны приниматься результаты исполнения того или иного контракта, либо какая возможна форма отказа в такой приемке.

Осуществление того или иного вида приемки должно происходить после того, как контракт будет в полной мере исполнен. К числу шагов, направленных на его исполнение, в соответствии с положениями части 1 статьи 94, относятся все действия, которые направлены на приемку результатов деятельности поставщика, подрядчика или исполнителя и которые направлены на реализацию взятых на себя обязательств. Основными шагами в данном случае считаются:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • приемка фактических результатов выполнения взятых на себя контрагентом обязательств, в том числе проведение процедуры экспертной оценки полученных результатов, направленной на формирование общей картины того, каким образом исполнен конкретный контракт;
  • оплата полученных результатов исполнения контракта в случае, если результаты признаны соответствующими заявленным требованиям в документации к закупке;
  • осуществление всестороннего взаимодействия с исполнителем государственного или муниципального контракта в тех случаях, когда речь идет о необходимости изменения или расторжения контракта, в том числе по причинам, которые не зависят от сторон-участниц подписанного контракта.

Части 3-5 статьи 94 регламентируют проведение экспертизы полученных результатов исполнения контракта со стороны заказчика, в том числе дают ему право привлекать сторонние организации для проведения такой экспертизы. Однако одновременно с предоставлением такого рода права заказчику в части 5 данной статьи законодатель накладывает на него обязанность уведомить исполнителя контракта о том, что полученные фактически результаты исполнения контракта будут подвергнуты внешней экспертизе.

Численность такой комиссии должна быть не менее пяти человек, в которую должны входить специалисты, имеющие возможность оценить полученные результаты с позиций фактического соответствия их установленным требованиям к закупке.

Все действия со стороны заказчика по проведению экспертизы, принятию результатов исполнения контракта либо вынесение решения о том, что результаты являются неприемлемыми, должны быть осуществлены в те сроки, которые для таких действий были установлены в рамках подписанного контракта, а ранее прошли закрепление в документации о проведении закупки. Такое требование устанавливает часть 7 указанной статьи. В этой же части говорится о том, что в случае отказа в приемке результатов деятельности исполнителя по взятым на себя обязательствам причины отказа должны быть сформулированы в письме, которое направляется непосредственно исполнителю по контракту, а также оформляется в виде специального протокола приемки с отрицательным решением.

В том случае, если результаты выполнения контракта приняты только частично, закон позволяет заказчику выбрать самостоятельно, вносить ли сведения о таком исполнителе в Реестр недобросовестных поставщиков или нет. Однако наложить взыскание на внесенные средства в качестве обеспечения исполнения контракта или в рамках претензионной работы по взыскании неустойки заказчик будет обязан, так как, в противном случае, может быть признан нарушающим действующее законодательство в части привлечения к ответственности недобросовестных исполнителей.

Все результаты приемки и последующих действий со стороны заказчика должны быть сформированы в виде специального отчета, в качестве приложений которого используются заключения экспертизы, а также протоколы заседаний приемочной комиссии (требования частей 9 и 10 статьи 94 Федерального закона №44-ФЗ»). Такой отчет подлежит обязательной публикации в Единой информационной системе.

Статья 94 Федерального закона «О контрактной системе» является руководством для государственных и муниципальных заказчиков по проведению приемки результатов исполнения обязательств победителями закупочных процедур, с которыми были подписаны государственные или муниципальные контракты. На основании положений данной статьи происходит приемка полученных результатов, а также формируются итоговые документы, которые отражают всю подробную информацию о том, насколько полно и своевременно исполнитель по государственному контракту выполнил взятые на себя обязательства.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источники:
http://pravo.team/zakupki/44/ispolnenie-kontrakta.html
http://good-tender.ru/razbor/732-ispolnenie-kontrakta-po-44-fz-st-94
http://zakonguru.com/goszakupki/44/st-94.html
http://good-tender.ru/razbor/754-osobennosti-osushchestvleniya-zakupok-v-sootvetstvii-s-resheniyami-pravitelstva-rf-st-111-111-4

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию