Описание объекта закупки в соответствии с правилами Федерального закона №44-ФЗ “О контрактной системе”

Правила описания объекта закупки по нормам федерального закона 44-ФЗ, требования к описанию и характеристикам

Под описанием объекта закупки по 44-ФЗ подразумевается фиксация качественных и количественных характеристик, которые позволяют четко идентифицировать объект закупки. Для этого нужно руководствоваться правилами по ст. 33 44-ФЗ.

Понятие объекта закупки

Объект закупки по 44-ФЗ – это закупаемые товары, работы и услуги, которые отвечают потребностям заказчика.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74 .

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Объект имеет определенные функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики. Под функциональными характеристиками понимают основное назначение объекта закупки и условия его применения по целевому назначению. Так, к функциональным характеристикам объекта закупки относят его пищевую ценность (энергетическую и биологическую), эстетические свойства (цвет, форма, запах и совершенство исполнения) и пр.

Под техническими характеристиками объекта закупки понимают конкретные параметры, конечные и исходные величины, физическую величину показателей, регламент и порядок действия при использовании объекта закупки.

Под качественными характеристиками понимают совокупность характеристик и свойств товаров, услуг и работ, которые обуславливают их возможность удовлетворять потребностям и запросам заказчика, соответствовать своему целевому предназначению и требованиям.

Эксплуатационные характеристики обеспечивают надежность и работоспособность объекта закупки, условия, которые ведут к его эффективной эксплуатации и прочности, долговечности и техническим параметрам, гигиеническим, объемно-планировочным, эстетическим, экономическим параметрам, стадиям жизненного цикла и пр.

Описанию объекта закупки по 44-ФЗ посвящена отдельная статья 33. Неправильное описание объекта закупки грозит заказчику административной ответственностью в виде штрафа в размере 50 тыс. р.

Правила и требования к описанию объекта закупки

К описанию объекта закупки по 44-ФЗ предъявляются следующие требования:

  • описание их объективного характера;
  • описание технических, функциональных и качественных характеристик;
  • описание эксплуатационных свойств.

Но в законе есть некоторые исключения. Заказчик вправе указать перечисленные выше требования, если у него нет другого способа обеспечить точное и четкое описание характеристик объекта закупки или при выполнении работ и оказании услуг или же планируется использовать товары, поставка которых не является предметом контракта.

Обязательным условием при указании конкретной товарной марки является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент» за исключением случаев:

  1. Несовместимости имеющихся материальных ценностей у заказчика с иными товарами другой торговой марки и пр.
  2. При закупках запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, которые используются заказчиком по требованиям технической документации.

Например, в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 2016 года №Ф09-6596/16 суд встал на сторону заказчика, который не сделал в описании объекта закупки ссылку на возможность поставки эквивалента. Заказчик уточнил, что не может закупить эквивалент, так как имеющееся оборудование не может работать с аналогами иных производителей. Этот факт он подтвердил технической документацией по имеющемуся у него в распоряжении оборудованию.

При закупке лекарств заказчик вправе прописать товарный знак, если препарат вошел в перечень средств, закупаемых по торговым наименованиям, или если определенный препарат назначен по решению врачебной комиссии.

В процессе проверки обоснованности предъявляемых требований суды учитывают несколько параметров:

  • не указывает ли приведенная совокупность требований на единственного поставщика;
  • представлены ли на рынке несколько производителей или поставщиков нужного заказчику товара;
  • обусловлены ли требования к товару необходимостью обеспечения взаимосвязи с оборудованием заказчиками или нормами законодательства;
  • были ли поданы заявки на участие в закупке.

Источники для формирования описания

На основании ст. 33 44-ФЗ при подготовке описания объекта закупки нужно использовать показатели, требования и условные обозначения, которые связаны с техническими характеристиками объекта закупки.

Для управления рисками, связанных с заказом для государственных и муниципальных нужд, требуется сохранять баланс между обеспечением своих потребностей и соблюдением норм законодательства.

При описании объекта закупки заказчик может ориентироваться:

  • на стандартизирующие и регулирующие документы;
  • на рекламные каталоги;
  • на исполненные контракты;
  • на официальные источники информации и данные статистики;
  • на результаты проведенного анализа рынка и коммерческих предложений;
  • на сведения из форумов, обзоров и статей;
  • на нормативно-технические, производственно-административные и справочные документы и пр.

Дополнительные требования при описании

Заказчик при описании объекта закупки вправе прописать дополнительные требования:

  1. Гарантийные сроки товаров, работ и услуг.
  2. Объем предоставления гарантийных обязательств (например, гарантийный период в течение 2 лет).
  3. Дополнительное указание на то, что товар должен быть новым и не подвергаться ранее ремонту.
  4. Дополнительное обучение лиц-работников заказчика, которые занимаются использованием и обслуживанием товара.
  5. Требования к затратам на эксплуатацию.
  6. Прочие требования, если это предусмотрено технической документацией на товар.

Не допускается включение в описание объекта закупки требования к участникам закупки: их деловой репутации, производственным мощностям и ресурсам и пр.

При закупке лекарственных средств заказчик должен прописать международные непатентованные наименования. В случае из отсутствия указываются химические или группировочные названия.

При указании дополнительных характеристик объекта закупки заказчику нужно быть предельно аккуратным, так как при отсутствии должного обоснования их практической ценности высоки риски для заказчика признания его требований необоснованными и избыточными.

При указании точных числовых характеристик при описании объекта закупки суды могут посчитать их правомерными, если дополнительно прописываются такие слова, как «не более», «не менее», «минимальный и максимальный».

Заказчик также вправе установить дополнительные требования к размерам, упаковке и транспортировке товара, если они не повлекут за собой ограничение конкуренции.

В чем заключается техническое задание

Для описания объекта закупки заказчик часто использует техническое задание, хотя законодательно такая обязанность для заказчика не предусмотрена. То есть оформление технического задания является правом заказчика.

Обычно в самом закупочном извещении заказчики только ссылаются на техническое задание, а уже в самом задании приводятся функциональные, качественные и технические характеристики объекта закупки.

В техническом задании содержится указание на следующее:

  1. Требуемые характеристики товара, работы или услуги.
  2. Количество или объем закупки.
  3. Сроки для исполнения контрагентом своих обязательств.
  4. Гарантии поставщика.

Техническое задание может использоваться на этапах:

  1. Планирования.
  2. Подготовки извещений и документации о закупках.
  3. Исполнения государственного контракта, отчетности и контроля.

Подготовка технического задания позволяет заказчику правильно рассчитать сроки и описать предмет закупки. В данном документе заказчику предоставляется возможность:

  • представить планируемый результат закупки;
  • исключить неправомерные и ошибочные требования;
  • спланировать этапы закупки и подписания контракта;
  • проверить товары, работы и услуги на соответствие требованиям стандарта;
  • произвести проверку закупки.

Каталог товаров, работ, услуг

Для повышения прозрачности сферы государственных закупок и недопущения необоснованного ограничения конкуренции через описание объекта закупки Правительством применяются принципы стандартизации подходов к описанию продукции. В этих целях был создан каталог товаров, работ и услуг по 44-ФЗ. В Постановлении Правительства от 2017 года №145 утвержден порядок формирования и ведения в ЕИС каталога, а также руководство по его использованию заказчиками.

В настоящее время в каталоге товаров, работ и услуг содержится более 25 тыс. наименований товаров, работ и услуг, а также приведены их технические параметры.

Заказчики по 44-ФЗ обязаны применять информацию из каталога по истечении 30 дней после добавления объекта в него или с даты начала обязательного использования.

Можно ли изменять характеристики объекта закупки с внесением изменений в документацию

Внесение изменений в документацию о закупке допускается по инициативе заказчика или по предписанию контрольного органа, а также по запросу от участника о даче пояснений.

Но с учетом положений 44-ФЗ можно полагать, что заказчику допускается уточнение:

  • функциональных характеристик объекта;
  • его технических свойств;
  • качественных параметров;
  • эксплуатационных характеристик;
  • исправление технических ошибок и опечаток.

Но данный вопрос является спорным. Так, согласно разъясняющим письмам Минэкономразвития от 2015 года №Д28и-2869 и №ОГ-Д28-12765, заказчик при внесении изменений в аукционную документацию не вправе изменять функциональные, качественные и технические характеристики объекта закупки.

Таким образом, заказчику по 44-ФЗ предоставлена определенная свобода при формировании требований к объекту закупки, если его действия являются обоснованными, соответствуют поставленным целям, и если соблюдены правила описания объекта закупки. Заказчики при описании объекта обязаны пользоваться официальными понятиями, терминами и обозначениями, в противном случае, иное они обязаны обосновать документально.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Описание объекта закупки в соответствии с правилами Федерального закона №44-ФЗ “О контрактной системе”

Любое проведение закупки, которое осуществляется на основании Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе», предусматривает обязательное проведение описания объекта закупки.

Каким образом должна формироваться данная часть документации о закупке и какие правила следует соблюдать заказчику?

Статья 33 Федерального закона №44-ФЗ как регулятор правил

Так как проведение закупочных процедур требует тщательного описания объекта, ради получения которого и проводится такая процедура, в Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок» выделена специальная статья, которая четко формулирует правила, в соответствии с которыми может оформляться документация о закупке, в частности, описываться объект закупки.

Данная статья постоянно подвергается изменениям, последние из которых были внесены Федеральным законом №504-ФЗ от 31 декабря 2017 года и вступили в силу с 1 июля 2018 года. В основном проводимые с 2014 года изменения данной статьи направлены на то, чтобы в полной мере отразить те нюансы, которые формируются в части описания объекта закупки, так как в законодательстве, которое регулирует вопросы, направленные на обеспечение возможностей конкуренции, также постоянно вносятся различные изменения, направленные на формирование свободной конкуренции и возможности осуществления конкурентных закупок.

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Так, в частности, при описании объекта закупки заказчик не имеет права указывать какие-либо сведения, которые могут ограничить возможности для участия в проводимой закупке широкого числа участников, которые могут стать потенциальными исполнителями по тому или иному контракту.

Правила описания объекта закупки

Объект закупки при формировании специализированной сопровождающей документации должен быть описан с учетом правил, которые законодатель сформулировал в рамках статьи 33 Федерального закона «О контрактной системе». К числу таких правил относятся:

  • возможность указания в описании объекта закупки только технических, функциональных и качественных характеристик, а также эксплуатационных параметров для тех случаев, когда речь идет о необходимости внесения таких сведений. При этом при составлении описания строго запрещено указывать конкретные фирменные наименования или товарные знаки, если это может существенно ограничить возможности для осуществления конкурентной закупки. Единственным исключением является тот случай, когда проведение подобной закупки происходит для того, чтобы приобрести товар, который является составной частью эксплуатируемого заказчиком механизма и не имеет аналогов. В остальных случаях следует указывать дополнительно фразу «или эквивалент», так как это позволит избежать возможного ограничения конкуренции;
  • указание конкретных технических характеристик и иных показателей для случаев, когда идет речь о закупке рекомендованных к приобретению товаров, которые относятся к специально сформулированным спискам закупаемых товаров. Формирование описания должно содержать ту терминологию, которая была сформулирована в стандартизационных документах, утвержденных Правительством Российской Федерации. Если таковые термины не используются, заказчик обязан обосновать использование других показателей или терминологии при составлении описания;
  • в описании объекта закупки может быть указано его изображение, чертежи, эскизы, фотографии, схемы и другие графические объекты, которые позволят идентифицировать закупаемый предмет или группу предметов, а также подготовить потенциальному участнику закупочной процедуры документы, которые должны быть предоставлены для допуска к участию в процедуре;
  • при составлении описания объекта закупки государственному заказчику законодатель дал право приводить результаты тестирований, информацию о проведенных испытаниях относительно конкретного объекта закупок, если это позволит определить, какие именно производители должны быть у поставляемого товара, но не смогут ограничить возможности конкуренции при осуществлении закупки;
  • если речь идет о закупке лекарственного препарата, то заказчик вправе указывать его международное наименование либо химические и группировочные наименования, если международное отсутствует или не присвоено. Если речь идет о закупке лекарственных средств, для которых сформирован перечень, утвержденный федеральными органами, в который включены торговые наименования, характеризующие те или иные лекарственные препараты, то в описании объекта закупки могут быть указаны такие торговые наименования;
  • если речь идет о товаре, который должен обладать гарантийным сроком, то требования о его наличии и предоставлении исполнителем по контракту соответствующих сведений в момент поставки товара подлежат включению в описание объекта закупки.

Типичные ошибки при описании объекта закупки и варианты их исправления

При составлении описания объекта закупки нередко государственный заказчик допускает целый ряд ошибок, которые в последующем могут привести к судебному разбирательству по основанию необоснованного ограничения конкуренции. Среди типичных ошибок на сегодняшний день встречаются:

  • отсутствие указания на возможность поставки эквивалента для товара, если для него был указан конкретный товарный знак. В связи с этим законодатель позволил государственному или муниципальному заказчику отказаться от указания слов «или эквивалент», но обосновать в описании объекта закупки, по какой причине не может быть поставлен эквивалент указанного товарного знака, например, в силу технической несовместимости используемого заказчиком оборудования или машин с поставляемыми запасными частями других марок в силу их технического различия;
  • отсутствие конкретных технических характеристик поставляемого товара или выполняемых работ. В данном случае для исправления такой ошибки следует полностью переработать описание объекта закупки и привести его в соответствие с требованиями, установленными пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ;
  • наличие противоречивых требований к потенциально поставляемому или выполняемому объекту закупки. Для исправления данной ошибки потребуется переработка документации о закупке и приведение ее в соответствие с требованиями действующего законодательства;
  • наличие слишком большого количества требований к объекту закупки, которые становятся излишними по своему содержанию. Такое излишнее описание может привести к неоправданному ограничению возможности участия в закупке широкого круга поставщиков и возникающей конкуренции.

Если описание объекта закупки составлено неверно, это может привести к проверке нарушений со стороны Федеральной антимонопольной службы и даже к судебным разбирательствам. Если же описание объекта закупки составлено верно, то это позволит избежать возможных проблем для государственного или муниципального заказчика.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Пример описания объекта закупки по 44-ФЗ

В данной статье мы рассмотрим практический пример и дадим рекомендации описания объектов закупки на основе арбитражной практики и практических вопросов слушателей наших курсов.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов – это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами. Требования:

  • объективный характер;
  • функциональные, технические и качественные характеристики;
  • эксплуатационные свойства;
  • в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам;
  • при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Исключения:

  1. не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки
  2. при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта

При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», кроме:

  • случаев несовместимости уже имеющихся у заказчика материальных ценностей с товарами иной идентификации
  • случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией

Обоснование: ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Пример 1

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.07.2016 № Ф09-6596/16 по делу № А07-25778/2015

Обстоятельства дела: в описании объекта закупки заказчик указал товарный знак, однако не сделал ссылку на возможность поставки эквивалента.

Заказчик пояснил — поставка эквивалента в данном случае не допускается, т.к. имеющееся у заказчика оборудование, для которого закупаются дополнительные элементы, не совместимо с аналогами других производителей, что подтверждается документацией.

Суд указал, что определение характеристик товара относится к компетенции заказчика в соответствии с его потребностями. В рассматриваемом случае спорное требование отвечает потребностям заказчика и включено в документацию с соблюдением положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в соответствии с которыми включение в описание объекта закупки при указании на товарные знаки слов «или эквивалент» не требуется в случаях несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

Закупочная документация должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям- максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Заказчик может указать только те требования, которые являются существенными для использования объекта закупки.

Пример 2

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.07.2016 № Ф08-4273/2016 по делу № А53-29375/2015

Обстоятельства дела: Заказчик в описании товара установил требования к материалам, из которых данный товар состоит. Участники закупки указали, что заказчик нарушил положения п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Суд установил, что заказчик не представил доказательств того, что у не имелось иного способа описания объекта закупки, которое обеспечивало бы более точное, четкое, объективное описание характеристик нужного товара. Документация в данном конкретном случае не содержит обоснование необходимости использования рассматриваемых показателей — предъявление заказчиком требований к компонентам товаров избыточно и описание объекта закупки не может являться объективным.

Читайте также: « Описание объекта закупки. Что нужно знать заказчику» – м ожно ли указывать марку закупаемого товара в технической документации и в каких случаях необходимо прописывать возможность закупки эквивалента.

В соответствии со ст. 33 Закона № 44-ФЗ при составлении описания объекта закупки необходимо использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик объекта закупки.

Важно! Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Заказчик вправе установить дополнительные требования:

  • Гарантийный срок товара, результата работы, услуги
  • Объем предоставления гарантий
  • Осуществление монтажа и наладки товара
  • Обучение лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара
  • Иные требования, если это предусмотрено технической документацией на товар

Для описания объекта закупки заказчик часто использует Техническое задание (далее — ТЗ), хотя Законом № 44-ФЗ обязанность заказчика составлять такой документ прямо не предусмотрена.

« Правила составления технического задания по требованиям 44-ФЗ» – в статье р ассмотрим, какими правилами должен руководствоваться заказчик при составлении технического задания.

«Анализ заказчика по техническому заданию» – к ак через техническое задание определить, что заказчик хочет ограничить количество участников закупки?

ТЗ может использоваться на следующих этапах:

  1. планирование;
  2. составление извещений, документации о закупке, проектов контрактов;
  3. исполнение контракта
  4. отчетность и контроль.

Составление технического задания позволяет правильно рассчитать сроки, подробно и понятно описать предмет закупки, назначить ответственных специалистов, а также:

  • представить результат закупки
  • поставить задачу, исключить ошибочные и неправомерные требования
  • проверить соответствие товаров, работ, услуг требованиям стандартов и регламентов;
  • спланировать все этапы закупки, в том числе после заключения контракта;
  • осуществить проверку закупки.

При составлении ТЗ необходимо разработать следующие характеристики объекта закупки:

1. Функциональные – основное назначение объекта, условия его использования по назначению. Например, пищевая ценность (энергетическая, биологическая), эстетические свойства (форма, цвет, запах, совершенство производственного исполнения) и др.

2. Технические – детализированное описание объекта закупки, конкретные данные, параметры, исходные и конечные величины, физические величины показателей, регламент и порядок действий при использовании

3. Качественные – совокупность свойств, характеристик, признаков товаров, услуг, работ, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям

4. Эксплуатационные характеристики надежности и работоспособности объекта закупки, условия, обеспечивающие его эффективную эксплуатацию, прочность, долговечность, технические параметры, объемно-планировочные, санитарно-гигиенические, экономические и эстетические характеристики, стадии его жизненного цикла.

Источниками для описания объекта закупки могут служить:

  • документы стандартизации и технического регулирования
  • исполненные контракты
  • реклама, каталоги
  • официальные источники информации, статистические данные
  • результаты анализа общедоступного рынка, коммерческие предложения
  • форумы, статьи, обзоры, информация из сети Интернет
  • нормативно-технические, производственно-административные, справочно-информационные документы, технические нормы, стандарты, правила, условия

Чтобы управлять рисками, связанными с размещением заказа для государственных и муниципальных нужд, важно сохранять баланс между обеспечением своих объективных потребностей и соблюдением норм законодательства.

Пример описания: стол в кабинет руководителя

Товар должен соответствовать: ГОСТ 16371-93 «Мебель. Общие технические условия», ГОСТ 26800.1-86 «Мебель для административных помещений. Функциональные размеры», ГОСТ 26800.4-86 «Мебель для административных помещений. Функциональные размеры отделений шкафов», ОСТ 13-40-89 «Фурнитура мебельная. Общие технические условия».

Наименование товара — стол эргономичный, цвет: коричневый

Размер, Ш x Г x В (ширина, глубина, высота):

  • минимальные значения — 100 x 100 x 71,5 см;
  • максимальные значения — 165 x 110 x 71,5 см.

При этом высота не подлежит изменению.

Требования к столешнице:

Материал — высококачественная МДФ.

Толщина: минимальное значение — 12 мм, максимальное значение — 35 мм.

Столешница должна иметь плавные края.

В столешнице должно быть предусмотрено отверстие для проводов с заглушкой”.

Закон о контрактной системе дает заказчику определенную свободу в формировании требований к объекту закупки в том случае, если:

  • его действия обоснованы,
  • соответствуют целям закупки,
  • соблюдены правила описания объекта закупки — объективность, детализация, отсутствие дискриминации.

Обоснование: ст.ст. 13, 18, 34 Закона № 44-ФЗ.

Практическая ситуация 1: Заказчики нередко устанавливают конкретные количественные характеристики объекта закупок — размеры (длину, ширину, высоту), вес, обязательное наличие каких-либо веществ в определенной концентрации, не имея возможности объективно обосновать, в чем положительный эффект того или иного свойства объекта. Правомерно ли это?

Ответ: При отсутствии должного обоснования высоки риски для заказчика, особенно если установленное свойство является второстепенным по отношению к основной функции товара.

Правильная позиция

Заказчик может приблизительно знать об имеющихся на рынке интересующих его товарах на определенный момент времени, однако к моменту проведения торгов на рынке может появиться новая, более совершенная модель товара или участник может представить подходящий и более совершенный товар, о существовании которого заказчику не было известно.

Указание точных числовых характеристик суды считают правомерными, если они сопровождаются такими словами, как «не более», «не менее», «минимальный», «максимальный».

В этом случае суды приходят к выводу, что поставщики могут предложить к поставке товар, эквивалентный тому, что требуется заказчику или превосходит его по ряду характеристик, поскольку ограничиваются только предельные значения параметров.

Практическая ситуация 2: Вправе ли заказчик при описании объекта закупки в техническом задании на поставку товара установить конкретные требования к его размерам, упаковке, отгрузке и иным показателям?

Ответ: Вправе, если указанные требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки и конкуренции.

Законом детализация описания закупки не ограничена, и заказчик наделен правом установить конкретные требования к товару.

Арбитражные суды при оценке правомерности установления требований принимают во внимание, указывает ли совокупность сведений о товаре на единственного производителя, представлены ли сведения о наличии на рынке нескольких производителей — поставщиков требуемого товара, обусловлены ли требования к товару необходимостью обеспечить взаимодействие закупаемых товаров с оборудованием, имеющимся у заказчика, и (или) нормами законодательства, повлекут ли установленные требования ограничение числа участников закупки, поданы ли на участие заявки от участников и имеются ли запросы от участников закупки.

Статья 33. Правила описания объекта закупки

Ни одна закупка не проходит без описания того товара или услуги, которые планируется заказать. Статья 33 «Закона о контрактной системе» содержит правила такого описания. Применяются они к любому объекту закупки.

Предмет регулирования и адресация

С сентября 2016 года действует последняя редакция статьи 33 44-ФЗ, которая направлена на то, чтобы исключить нестандартные показатели из состава технического задания.

Правила будут полезны всем участникам закупочной процедуры. Заказчику — чтобы получить конкретный желаемый продукт или услугу. Поставщику — чтобы удостоверить намерение поставить именно то, что требуется организатору.

Применение положений

Заказчику нужно составить полное и объективное описание товара, который он будет приобретать. При этом нельзя указывать:

  • производителя;
  • товарные знаки;
  • фирменные наименования.

При составлении описания используются стандартные показатели, требования, терминология.

Если устанавливаются иные требования, их необходимо обосновать. Особые характеристики предмета заказа могут быть включены заказчиком лишь при наличии у него такой потребности и с учетом специфики использования товара.

Описание объекта закупки должно включать указание об эквивалентности, а характеристики иметь максимальные и минимальные пределы. Поставлять необходимо новую продукцию.

Объединить товары в один лот заказчик может только в случае отсутствия ограничения для участников при таком условии. Однако важно помнить, что технологически и функционально несвязанные между собой товары объединять запрещено.

Требования заказчик вправе сопровождать эскизами, чертежами, схемами. В некоторых случаях для полноты картины ему потребуется опубликовать исчерпывающий перечень дополнительных документов. Например, в Обзоре судебной практики (утвержден Президиумом Верховного Суда 28.06.2017) установлено, что при закупке строительных работ положено обязательно разместить в Интернете проектно-сметную документацию.

Связи с другими статьями

Содержание статьи соотносится со всеми другими этапами заказа, а также со всеми способами определения поставщиков. Во многих источниках разбирается ст. 33 44-ФЗ с комментариями, поскольку это одна из наиболее обсуждаемых тем в области закупок.

Когда были последние изменения

В 2017 и 2020 году поправки не вносились. 2016 год оказался периодом самой активной текстовой коррекции. Тогда ст. 33 44-ФЗ с изменениями была опубликована в нескольких редакциях в течение года. Основная коррекция была проведена в отношении:

  • уточнения показателей объекта;
  • связи с документами национальной системы стандартизации;
  • особенностей определения поставщика лекарственных препаратов.

Статья 33. Правила описания объекта закупки

Ст. 33 44-ФЗ в последней действующей редакции от 1 июля 2018 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 33. Правила описания объекта закупки

1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

  • 1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами “или эквивалент” либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
  • 2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
  • 3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
  • 4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
  • 5) документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
  • 6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьёй 111.4 настоящего Федерального закона;
  • 7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.

2. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

3. Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

4. Требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

5. Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

6. Особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе”.

Никита Усманов → Закон № 44-ФЗ: правила описания объекта закупки, или когда можно указывать “торговое наименование”

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

описание объекта закупки должно носить объективный характер;

в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);

в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;

описание объекта закупки может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта;
при этом, обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 1 статьи 1225 Гражданского Кодекса Российской Федерации
товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные моделей, промышленные образцы, наименования места происхождения товара, наименования производителя являются средствами индивидуализации.

Таким образом, Закон о контрактной системе предусматривает возможность указания товарного знака и иных средств индивидуализации в следующих случаях:

когда не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;

в случаях несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в случае закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Таким образом, в случае наличия в документации о закупке указания на товарный знак (или иное средство индивидуализации товара), такое указание должно сопровождаться словосочетанием «или эквивалент», а также указанием на параметры эквивалентности предлагаемого к поставке товара (максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться) (см. Решение Иркутского УФАС России от 14 марта 2017 года № 146, Решение ФАС России от 29 июня 2016 года по делу № П-124/16), за исключением случаев, несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 июля 2016 года № Ф09-6596/16 по делу № А07-25778/2015).

В случае, если указание на товарный знак не сопровождается словосочетанием «или эквивалент», а также указанием на параметры эквивалентности предлагаемого к поставке товара, обязанность по доказыванию факта несовместимости товаров иных товарных знаков с оборудованием заказчика (или иных оснований, по которым товары иных товарных знаков не могут быть приняты заказчиком) лежит на заказчике.

Также, при описании объекта закупки заказчику следует учитывать следующее.
Требования к закупаемым товарам должны быть прописаны таким образом, чтобы, с одной стороны, обеспечить приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 11017/10)

При этом, в настоящее время действующей судебной практикой сформулированы следующие условия, при соблюдении которых заказчик вправе требовать, чтобы товар обладал особыми характеристиками:

существует специфика применения товара, которая требует от него таких характеристик;
использование такого товара повышает эффективность закупок;

на рынке есть несколько производителей товаров с данными характеристиками. (см. «Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года).

Практика:
возможно указать товарный знак при наличии таких товаров у заказчика и функциональной совместимости — Определение Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2016 г. N 306-КГ16-3132;

Товарный знак нельзя указывать, так как в документации о закупке не содержит указания на несовместимость товаров — Определение Верховного Суда Российской Федерации от 12 октября 2016 г. N 303-КГ16-13031.

Энциклопедия решений. Запрет на включение в описание объекта закупки по Закону N 44-ФЗ требований к участникам закупки

Запрет на включение в описание объекта закупки по Закону N 44-ФЗ требований к участникам закупки

В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона N 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для исполнения контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом N 44-ФЗ.

Для правильного понимания данной нормы необходимо, на наш взгляд, учитывать следующее.

С одной стороны, требования к участникам закупки, как обязательные, так и те, которые заказчик вправе установить по своему усмотрению, перечислены в ст. 31 Закона N 44-ФЗ, причем исчерпывающим образом – заказчик не вправе устанавливать иных требований (ч. 6 указанной статьи). Несоответствие этим требованиям является основанием для отстранения участника закупки в конкретной процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказа от заключения с ним контракта. При этом ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, в частности, допускает установление Правительством РФ дополнительных требований к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в виде требований к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Однако такие требования могут быть установлены только для осуществления закупок путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

С другой стороны, квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, согласно п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ является одним из критериев оценки заявки. Заметим, что в данном определении понятие “квалификация участника закупки “включает в себя и его деловую репутацию, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых (специалистов той или иной квалификации), финансовых и других ресурсов

Таким образом, на наш взгляд, очевидно, что в речь идет о запрете установления под видом требований к товарам требований к участникам закупки, перечисленных в ч. 3 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, если подтверждение соответствия им выступает в качестве условия допуска к участию в той или иной процедуре закупки, либо в качестве условия заключения контракта по итогам такой процедуры. В то же время при проведении конкурсов или (хотя в этом случае, с учетом ч. 2 ст. 32 Закона N 44-ФЗ, и необязательно) запросов предложений квалификация участников закупки выступает в качестве одного из критериев оценки заявки участника, когда соответствие участника закупки установленным требованиям может сделать его победителем.

Отдельно выскажемся по поводу “требований к производителю”. Закон N 44-ФЗ в любом случае не позволяет ограничить число участников производителями товаров, и сама ч. 3 ст. 33 Закона N 44-ФЗ не говорит о таком ограничении. Поэтому в данном случае, по нашему мнению, в ней фактически также говорится о требованиях к участнику, частично дублируя запрет на установление требования к наличию производственных мощностей. То есть запрещается требовать, чтобы участник или производил товар сам и его производственные мощности соответствовали тем или иным требованиям, либо чтобы он заключил договор с иным лицом, располагающим такими производственными мощностями.

Источники:
http://zakonguru.com/goszakupki/44/opisania-obekta.html
http://school.kontur.ru/publications/1514
http://goscontract.info/docs/fz44/statya-33
http://dogovor-urist.ru/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B/44-%D1%84%D0%B7/%D1%81%D1%82_33/
http://blog.pravo.ru/blog/33394.html
http://base.garant.ru/58079611/
http://urist7.ru/gosudarstvennye-zakupki/kakoj-poryadok-zakupki-osago-po-zakonu-n-44-fz.html

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию