Национальный режим при осуществлении государственных и муниципальных закупок и порядок использования его принципов

Национальный режим при осуществлении государственных и муниципальных закупок и порядок использования его принципов

Государственные и муниципальные заказчики имеют право закупать иностранные товары, если таковые могут в полном объеме удовлетворить нужды такого заказчика, однако, следует учитывать, что при осуществлении таких закупок следует придерживаться правила предоставления приоритета тем поставщикам, которые поставляют товары российского производства. Это и является национальным режимом.

Положения статьи 14 Федерального закона «О контрактной системе»

Основное регулирование применения национального режима ложится на плечи статьи 14 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Именно эта статья говорит о том, когда и при каких обстоятельствах происходит использование принципа национального режима, а также каким образом тот или иной государственный или муниципальный заказчик может простимулировать или, наоборот, усложнить работу исполнителю заключенного контракта.

Использование принципов национального режима на сегодняшний день имеет несколько целей, главной из которых является поддержка отечественного производства, а также тех субъектов бизнеса, которые осуществляют реализацию российских товаров или услуг.

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Кроме того, именно использование принципов национального режима позволяет выйти из возможного кризиса с поставкой различных товаров, выполнения работ или оказания услуг, который может возникнуть из-за использования потенциальным исполнителем контракта товаров, чье производство осуществляется в странах, устанавливающих различные санкции в отношении Российской Федерации в целом и ее отдельных организаций или граждан.

Однако если аналогов российского производства в настоящее время у закупаемых товаров нет (например, если речь идет о специальных лекарственных средствах или медицинском оборудовании, которое используется для проведения лечения специфических видов заболеваний), федеральным законодательством допускается возможность проведения закупочных процедур, которые позволят приобрести товары иностранного производства. Однако необходимость именно закупок иностранных товаров и невозможность приобретения российских аналогов государственный или муниципальный заказчик должен тщательно обосновать.

Предоставление преференций

При проведении любых закупочных процедур заказчик для реализации принципов национального режима обязан предоставлять привилегии тем потенциальным исполнителям контрактов, которые предоставляют для исполнения взятых на себя обязательств товары российского производства или производства стран, входящих в ЕАЭС. В соответствии с положениями действующего законодательства к таким странам, которым предоставляются такого рода преференции, относятся Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия.

Допуск других организаций возможен только в том случае, если поставщиков, которые могут предоставить товары указанного производства, нет, либо нет аналогов таким товарам, которые произведены в России или странах ЕАЭС.

В остальных случаях предоставление преференций происходит следующим образом:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • если речь идет о конкурсах, запросах котировок или предложений, то предоставление преференций выглядит так: компания, которая поставляет товар, выполняет работы или оказывает услуги посредством оборудования, произведенного в Российской Федерации или странах ЕАЭС, назначает цену, которая будет снижена на пятнадцать процентов для того, чтобы создать более выгодную общую картину действий такого потенциального исполнителя. Результатом становится заключение контракта именно с таким исполнителем. Но цена, по которой заключается контракт, указывается та, которую назначил сам исполнитель. Это является своего рода привилегией для такого исполнителя, что означает заключение контракта именно с ним;
  • если преференция предоставляется в отношении контракта, заключаемого по результатам электронного аукциона, то в этом случае процедура выглядит следующим образом: если речь идет о заключении контракта с поставщиком, который предложил наименьшую цену контракта и поставляет товары производства России и ЕАЭС, то с ним заключается контракт по той цене, которую он указал. Если же в заключении контракта участвует потенциальный исполнитель, который поставляет товары иностранного производства, то назначенная им цена уменьшается на пятнадцать процентов.

Преференции тогда не будут предоставлены ни в каком размере, а итоговое заключение контракта произойдет на общих условиях.

Требования к участнику закупки

Так как государственный или муниципальный заказчик устанавливает требования к стране производства закупаемого товара или оборудованию, которое будет использовано при оказании предусмотренных контрактом услуг или выполнении работ, то к потенциальному исполнителю и предоставляемым им документам для участия в закупочной процедуре предъявляются специальные требования. К числу основных относятся:

  • указание в документах, входящих в первую часть заявки конкурентной закупочной процедуры, сведений, которые подтвердят страну происхождения конкретного товара;
  • предоставить документы, которые подтвердят страну происхождения товара. К числу таких документов относятся сертификаты, подтверждающие происхождение товаров, декларации о соответствии поставляемого товара требованиям национального режима и т. д.

Если речь идет об участии в закупочной процедуре потенциального исполнителя, который либо имеет в уставном капитале частично иностранное участие, либо является дочерней организацией иностранной компании, кроме компаний, которые зарегистрированы в странах ЕАЭС, то такой потенциальный исполнитель обязан подтвердить то, что он будет поставлять товары, произведенные в Российской Федерации или странах ЕАЭС. В противном случае он не будет допущен до участия в закупочной процедуре.

Ограничение допуска к закупкам

Для того чтобы опираться при осуществлении закупки на принципы национального режима, государственный или муниципальный заказчик обязан установить соответствующие требования в документации, сопровождающей ту или иную закупочную процедуру. Такое требование должно быть сформулировано как в самой документации, так и в извещении о проведении закупки. Именно на основании положений об использовании национального режима заказчик производит оценку предоставленных заявок на предмет соответствия и принимает решение о допуске или об отказе в участии тому или иному поставщику.

Ограничения в допуске осуществляются в тех случаях, когда:

  • проводимая закупка имеет объявленный национальный режим, а потенциальные участники предоставляют сведения о том, что поставляемый товар не соответствует принципам такого установленного режима;
  • к участию в закупке допущены потенциальные исполнители контракта, которые соблюдают принципы объявленного национального режима в отношении проводимой закупки;
  • потенциальный участник закупки предоставляет товары зарубежного производства и подтверждает это с документальной точки зрения, однако, у таких товаров есть аналоги российского производства или производства стран ЕАЭС;
  • при формировании необходимых частей заявки для участия в конкурентной закупочной процедуре указаны недостоверные сведения о том, какое производство имеет тот или иной поставляемый товар.

В том случае, если государственный или муниципальный заказчик провел проверку предоставляемых документов на товар и выявил факт предоставления недостоверных сведений, то это может быть рассмотрено в качестве основания для привлечения такого исполнителя к различным формам ответственности.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Применение национального режима при осуществлении закупок

Применение национального режима при осуществлении закупок регламентировано в ст. 14 Закона о контрактной системе (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Схема целей применения национального режима для осуществления закупок

Применение национального режима является результатом действия международных договоров РФ и реализуется по двум основным направлениям: определение условий допуска к закупкам иностранных товаров и определение запретов и ограничений на допуск к закупкам иностранных товаров. При этом Правительством РФ устанавливаются запреты на допуск и ограничения в допуске продукции, в свою очередь Минэкономразвития РФ по поручению Правительства РФ устанавливает условия допуска к закупкам продукции, за исключением той, в отношении которой установлен запрет на допуск. В определенных Правительством РФ случаях заказчики вправе закупать продукцию, в отношении которой установлены запреты и ограничения, но в этом случае у заказчика возникает обязанность обосновать невозможность соблюдения запрета, ограничения и разметить его в ЕИС.

Перечень иностранных государств, с которыми Россией заключены международные договоры, и условия применения национального режима размещаются Минэкономразвития России в ЕИС. Контрактная система устанавливает равные условия осуществления закупок продукции российского и иностранного происхождения с учетом запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей, указанных на рис. 2.2.

Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, который является приложением к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17. Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, для целей реализации Закона о контрактной системе являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.

В настоящее время действуют следующие НПА, регулирующие запреты и ограничения на допуск продукции иностранного происхождения:

  • 1) постановление Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено»;
  • 2) постановление Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • 3) постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • 4) постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • 5) постановление Правительства РФ от 11.08.2014 № 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд»;
  • 6) постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • 7) постановление Правительства РФ от 24.12.2013 № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства».

С 1 января 2016 г. не допускается закупка программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (п. 2 постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236). Указанный запрет распространяется также на закупку исключительных прав на подобное программное обеспечение и прав его использования. Исключение составляют закупки, осуществляемые дипломатическими представительствами для обеспечения их деятельности за рубежом. Минкомсвязи России является уполномоченным органом по вопросам формирования и ведения единого реестра российских программ для ЭВМ и баз данных. Заказчик имеет возможность закупить иностранное программное обеспечение, если программного обеспечения соответствующего класса нет в названном реестре либо имеющееся в нем не подходит заказчику по своим характеристикам.

С 1 января 2016 г. запрещено выполнять работы (оказывать услуги) для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациям, находящимся под юрисдикцией Турции, а также контролируемым организациями, которые находятся под юрисдикцией Турции, и (или) ее гражданами (п. 5 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457). Данный запрет действует в рамках применения специальных экономических мер (ч. 2 сг. 3 Федерального закона от 30.12.2006 № 281-ФЗ). Данный запрет не распространяется на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) по контрактам, которые заключены до 30.12.2015, в течение всего срока их действия.

Порядок применения национального режима в рамках установления уело is ий допуска для целей осуществления закупок иностранной продукции предусмотрен приказом Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В приложении к приказу приведен перечень товаров, в отношении которых действует режим допуска.

Редакция указанного приказа, действующая с 1 января 2016 г., применяется к закупкам, которые осуществляются с 1 января 2016 г. (п. 2 Приказа Минэкономразвития России от 13.11.2015 № 847).

Участникам закупок, предложившим товар иностранного производства из указанного перечня и предоставившим документ, подтверждающий страну происхождения товаров, в составе заявки, предоставляется преимущество в отношении цены контракта в размере 15%. Порядок предоставления преимущества зависит от способа осуществления закупки. В частности, при проведении конкурса, запроса предложений или запроса котировок преимущество предоставляется при рассмотрении и оценке заявок на участие путем применения понижающего коэффициента к предложенной участником цене контракта. При этом контракт заключается по цене, предложенной участником. При проведении аукциона контракт заключается с победителем, предложившим товар иностранного происхождения из указанного перечня, по цене, предложенной таким участником, сниженной на 15%. Исключение составляют товары, происходящие из государств — членов Евразийского экономического союза.

Как не нарушить правила национального режима

Национальный режим

В текущий период времени применяется национальный режим при осуществлении закупок 44-ФЗ (ст. 14 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ). Реализована необходимость поддержать интересы страны, укрепить и мотивировать внутренний рынок, обозначить преимущественное положение российского производителя.

Часто в связи с этим используется равнозначный термин: импортозамещение. Суть данного метода в том, чтобы предпринять меры по введению запретов или ограничений на ввоз ряда иностранных товаров, создать благоприятные условия допуска российских аналогов.

Поэтому национальный режим в госзакупках — это широкий комплекс мер, которые устанавливает правительство во взаимодействии с ответственным органом исполнительной власти в данной сфере (сейчас Минфин, ранее — Минэкономразвития, МЭР) на основании полномочий в чч. 3, 4 № 44-ФЗ. Разработаны дополняющие закон нормативно-правовые акты (НПА) с перечнями конкретной продукции и с указанием условий ее использования. Предусмотрены обстоятельства, при обосновании которых допускаются исключения из существующих правил.

Как действовать заказчику

Заказчику необходимо предусматривать и отражать ограничения при поставках в закупочной документации. С этой целью проводить мониторинг изменений и дополнений действующих НПА на предмет наличия в них интересующей его продукции. В ситуации невозможности провести закупку из-за отсутствия необходимого товара на территории РФ достоверность факта заказчику нужно подтвердить с обоснованием в Единой информационной системе.

Определение страны происхождения продукции для любой закупки производится в соответствии с законодательством.

Заказчику необходимо учитывать, что запреты, ограничения и условия допуска установлены как в отношении товаров, так и для работ и услуг. Установленный национальный режим и режим наибольшего благоприятствования отечественной продукции и государств — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) обуславливает случаи, когда заказчик при исполнении контракта не может допускать замену товара или страны происхождения (в соответствии с ч. 7 ст. 95 № 44-ФЗ).

Запреты

Общее правило: закупка не допускается, за исключением случаев, если производство таких товаров в РФ и ЕАЭС отсутствует. Если подана заявка на участие о поставке иностранных товаров, заказчик отклоняет заявку при наличии аналогов.

Постановлениями Правительства установлены запреты на допуск в отношении товаров, работ или услуг.

Легкая промышленность

В закупке необходимо условие об использовании материалов или полуфабрикатов при производстве товаров, дополнительно рассмотрены случаи закупки у единственного поставщика.

Учитывать: правила выдачи заключения об отсутствии на территории РФ (приказ Минпромторга от 10.09.2014 № 1776).

Машиностроение

Соответствие закупке подтверждаются одним из документов:

  • инвестиционный контракт;
  • акт экспертизы ТПП;
  • сертификат о происхождении ЕАЭС.

Учитывать: соглашение о правилах определения страны происхождения в СНГ от 20.11.2009.

Программное обеспечение

Исключения — на закупки по гостайне и в виде деятельности на территории иностранного государства.

  1. Реестр программ РФ и ЕАЭС и правила формирования и ведения.
  2. Дополнительные требования (ПП № 325 от 23.03.2017).
  3. Порядок обоснования при нарушении запрета.

Продукция для нужд обороны и безопасности

  1. Запрет на поставку для нужд обороны и безопасности установлен до 16.01.2019.
  2. В п. 4 предусмотрены случаи исключения запретов (например, при несовместимости).

Подтверждением отсутствия производства в РФ является заключение Минпромторга.

Учитывать: порядок выдачи заключения (ПП № 719 от 17.07.2015).

Мебель

Применение национального режима при осуществлении закупки установлено до 01.12.2019. Особые условия приравнивания продукции к российской и ЕАЭС. Дополнительное требование при производстве материалов или полуфабрикатов. Соответствие закупке подтверждаются одним из документов:

  • инвестиционный контракт и заключение Минпромторга;
  • акт экспертизы ТПП;
  • сертификат СТ-1.

Учитывать: критерии подтверждения (ПП № 550 от 10.05.2017).

Ограничения

Общее правило действует в отношении товаров иностранного производства, но заявки с такими предложениями рассматривать допускается.

Заказчик отклоняет заявку с предложением иностранного товара в случае, если также подано не менее 2 отвечающих требованиям извещения предложений:

  • из перечня стран РФ или ЕАЭС;
  • различных производителей.

Постановлениями Правительства установлены ограничения на допуск в отношении некоторых товаров (работ, услуг).

Медицинские изделия, в т. ч. одноразового применения (пластик)

Предметом одного контракта не могут быть изделия, которые одновременно входят и отсутствуют в Перечне отдельных видов. Подтверждение сертификатом ЕАЭС.

Учесть: правила отбора организаций (ПП № 967 от 14.08.2017), правила определения страны происхождения.

Лекарственные препараты

Подтверждение сертификатом ЕАЭС.

Учесть: перечень ЖНВЛП (РП № 2885-р от 28.12.2016), правила определения страны происхождения.

Пищевые продукты

Учесть: наименование страны происхождения указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.

Радиоэлектроника

Предметом одного контракта не могут быть изделия, которые одновременно входят и отсутствуют в Перечне отдельных видов. Перечень недавно дополнен новыми наименованиями. Правила в отношении закупок имеют различия в срок до 01.09.2018 и после это даты. Разница в том, что сейчас продукция стран ЕАЭС приравнена к иностранной. Отдельно вынесены условия приравнивания продукции к российской.

Учесть: требования к промышленной продукции (ПП № 719 от 17.07.2015), соглашение об определении страны. Действующий национальный режим 44-ФЗ предусматривает подтверждение российского происхождения в виде одного из документов:

  • инвестиционный контракт;
  • подтверждение Минпромторгом производства товаров в заявке на территории РФ (Приказ МПТ № 3568 от 12.11.2015);
  • уведомление МПТ о статусе телекоммуникационного оборудования (Приказ МПТ и МЭР № 1032/397 от 17.08.2011);
  • сертификат СТ-1.

Стенты для коронарных артерий, катетеры

Правила установлены в срок до 01.07.2018. Дополнительные условия при проведении закупок закрытым способом и при осуществлении деятельности на зарубежной территории. Страна происхождения подтверждается:

  • сертификатом ЕАЭС;
  • подтверждением о производстве МПТ (ПП № 719 от 17.07.2015);
  • заключением о производстве МПТ (ПП № 550 от 10.05.2017).

Условия допуска

Иными словами, предоставление преференций в отношении российской продукции. Заказчик рассматривает все поступившие заявки. Ценовое преимущество отдается той, в которой предложено наибольшее количество составляющих отечественного производства.

Заказчику особенно важно подчеркивать в своей документации необходимость для участника декларировать страну происхождения и нести ответственность за достоверность указанных сведений.

При поставке товаров из стран ЕАЭС преференции определяет приказ Минэкономразвития от 25.03.2014 № 155 (с последующими изменениями от 15.10.2014 № 655, 16.04.2015 № 228 и 13.11.2015 № 847). Участникам с товарами ЕАЭС предоставлено преимущество по цене контракта в размере 15 процентов в случае подтверждения документом страны происхождения. При наличии нескольких участников в закупке с одинаковыми условиями заказчик заключит контракт с тем из них, который имеет право на преференцию. Контракт с победителем, который не предложил поставку из ЕАЭС, будет заключен при возможности снижения цены на 15 % от заявленной.

Если же победитель в своей заявке не указал соотношение долей товаров, которые произведены как в иностранном государстве, так и в странах ЕАЭС, такая доля товара исчисляется заказчиком по цене за единицу из обоснования НМЦК.

Приказ МЭР действует в совокупности с Постановлением о приоритете товарам российского производства от 16.09.2016 № 925.

Национальный режим в госзакупках по 44-ФЗ

Тенденции развития экономики нашей страны направлены на предоставление преимущества российским производителям. Для того чтобы отечественные товары получали преференции перед иностранными разработан национальный режим осуществления государственных закупок. Его особенности прописаны в статье 14 44-ФЗ.

Что такое национальный режим закупок и когда он применяется

Согласно пункту 1 14 статьи 44-ФЗ национальный режим применяется к товарам, произведенным на территории иностранных государств. Все мероприятия, проводимые в рамках такого режима можно разделить на три большие группы:

  1. Запрет на допуск товаров к поставке в рамках государственных контрактов. Он применяется к продукции машиностроения, легкой промышленности, мебельной продукции, а также программному обеспечению и товарам, имеющим оборонное значение. Если на участие подана заявка, предлагающая приобретение товаров иностранного производства (за исключением стран, входящих в ЕАЭС), то она должна быть отклонена.
  2. Ограничение допуска товаров иностранного производства. Разрешается рассматривать заявки, предлагающие продукцию иностранных государств, в том случае, если объект закупки не имеет аналогов российского производства. Такое послабление касается лекарственных препаратов, радиоэлектронной аппаратуры, а также медицинских изделий.
  3. Предоставление преференций. В отношении остальных групп товаров устанавливаются преференции российской продукции. В этом случая рассматриваются все поданные заявки, но та, в которой все товары отечественного производства получает ценовое преимущество.

Для того чтобы можно было определить соответствие заявки предъявляемым требованиям, в ней должна быть указана страна происхождения товара. В противном случае заявка подлежит отклонению. Полный перечень товаров, для которых применяется национальных режим, определяется постановлениями правительства РФ. Подробнее о перечне товаров, попадающих под запреты и ограничения, а также о необходимых действиях заказчиков и поставщиков, работающих с ними можно прочитать в данной статье.

С какой целью вводится национальный режим

Внедрение национального режима проведения закупок преследует следующие цели:

  1. Обеспечение безопасности станы и поддержание оборонной способности.
  2. Защита конституционного строя.
  3. Стимулирование развития внутреннего рынка.
  4. Поддержание национальной экономики.
  5. Поддержка российских производителей.

Применение национального режима может преследовать цель, предотвратить участие в закупках стран, потерявших доверие правительства. Так, с 1 января 2016 года было введено ограничение на предоставление услуг организациями, находящимися в юрисдикции Турции.

Особенности предоставления преференций

Согласно постановлению правительства № 925 от 16.09.2016 г. устанавливаются преференции в отношении товаров российского производства при проведении государственных закупок. Такие же преимущества предоставляются и участникам, предложившим к поставке товары белорусского и казахстанского производства.

Рассмотрение и оценка заявок, предлагающих к поставке товары российского производства, проводится по предложенной участником цене, сниженной на 15%. Если такая заявка признается победившей, то договор заключается по цене, изначально предложенной участником. Такое правило действует для тех процедур, которые не предполагают торгов.

На участие в закупке поданы 2 заявки. В одной товар российского производства по цене 100 рублей, в другой иностранная продукция по цене 95 рублей. Без применения национального режима победителем был бы признан второй участник. В случае применения национального режима оценка заявки первого участника проводится с преимуществом в 15%, то есть считается, что предложенная им цена равна 85 рублям. Следовательно, он и становится победителем закупки. При этом контракт заключается по предложенной им цене в 100 рублей.

Если закупка предполагает торги, и в ней побеждает участник, предложивший товары иностранного производства, то с ним заключается контракт по цене, сниженной на 15 % от предложенной в ходе торгов.

Если закупка признана несостоявшийся и контракт заключается с единственным поставщиком, то преференции не предоставляются.

Что должна включать в себя документация

В случае применения национального режима при проведении закупок, заказчик обязан соответствующим образом оформить сопроводительную документацию. В ней должна содержаться следующая информация:

  • В правилах к оформлению первой части заявок указывается требование о декларировании участником страны происхождения товара.
  • В документации прописываются условия предоставления преимущества товарам российского казахстанского и белорусского производства.
  • В требованиях ко второй части заявки прописывается предоставление документов, подтверждающих соответствие участника статье 14 44-ФЗ.
  • Указать в извещении сведения о применении национального режима.

В обязанности заказчика входит оценка заявок участников на соответствие требованиям. Если заявка была признана соответствующей ошибочно, наступает административная ответственность.

Как правильно составить заявку

В случае применения национального режима осуществления закупки заказчик прописывает в документации требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника требованиям статьи 14 44-ФЗ. При этом должен быть прописан конкретный перечень необходимых документов. Если его нет, то достаточно подтвердить страну происхождения товара любым официальным документом, например декларацией или сертификатом соответствия. При этом в первой части заявки обязательно должна быть прописана страна происхождения каждого предлагаемого к поставке товара.

Применение национального режима осуществления закупок позволяет российским производителям получить преимущество перед российскими компаниями. Главное правильно составить заявку.

Как готовиться к закупкам с применением национального режима?

Иногда заказчики обязаны установить при закупках национальный режим. Его применение важно отслеживать, чтобы получить преференции на российские товары и не прогадать в цене при поставке иностранных.

В каких случаях применяется нацрежим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Режим поддерживают два инструмента:

1. Запрет на допуск иностранных товаров (за исключением товаров, которые не производят на территории ЕАЭС):

  • Поставка иностранного программного обеспечения, аналоги которого есть в реестре российских программ (ПП РФ №1236 от 16.11.2015);
  • Товары для нужд обороны страны и безопасностью государства (ПП РФ № 9 от 14.01.2017);
  • Мебель (ПП РФ № 1072 от 05.09.2017);
  • Машиностроением: спецавтомобили, тракторы, прицепы, вагоны (ПП РФ №656 от 14.07.2014);
  • Товары легкой промышленностью: одежда, меховые изделия, обувь, сумки (ПП РФ №791 от 11.08.2014).

2. Ограничение или специальные условия допуска иностранных товаров. Например, при закупках:

  • Продуктов питания, мебели, посуды и других товаров по приказу Минфина России от 04.06.2018 № 126н.
  • Медицинских изделий, включая хирургическое оборудование, ортопедические приспособления и другие товары (ПП РФ №102 от 05.02.2015);
  • Лекарственных средств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ПП РФ №1289 от 30.11.2015);
  • Отдельные виды радиоэлектронной продукции. (ПП № 878 от 10.07. 2020).
  • Пищевые продукты (ПП №832 от 22.08.2016).
  • Оружия, боеприпасы, патроны для спортивной стрельбы (ПП № 1119 от 20.09.2018).

Как работает национальный режим

Обязательно ознакомьтесь с условиями постановлений и приказа, если ваш товар попал в исключения. Правила применения нацрежима различаются в разных постановлениях. Все они описаны в отдельной статье.

В этой статье рассмотрим подробнее, как применяются преференции к товарам, которые включены приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н. Формат преференций зависит от способа отбора поставщика.

Конкурс, запрос предложений и котировок

Если в закупке участвуют поставщики товаров из других стран и поставщики товаров из ЕвразЭС, то к цене последних применяется понижающий коэффициент 15%. Такие заявки могут получить больше баллов на этапе оценки заявок, но в случае победы контракт заключат по полной цене, которую предложил поставщик.

Например, при участии в запросе котировок поставщики мебели из Белоруссии и Польши предложили столовую посуду общей стоимостью 400000 рублей. Но при оценке будет считаться, что поставщиком белорусского товара предложена цена 340000 рублей. Поэтому у него больше шансов на победу. Если «новая» цена окажется самой низкой или равна другим предложениям (есть другие поставщики, предложившие товар по 340 000 рублей, но без преференций), контракт заключается с ним, причем по цене, названной в заявке, — 400 000 рублей.

Бывает и так: поставщик российского товара предложил 100 рублей, а поставщик иностранного — 70. При оценке заявок цены стали 85 и 70 рублей соответственно, поэтому вторая заявка получит больше баллов при прочих равных условиях.

Если несколько участников получили одинаковое количество баллов (с учетом снижения цены на 15%), то контракт заключается с поставщиком, который прислал заявку раньше.

Электронный аукцион

В случае с электронным аукционом преференции могут отразиться на цене контракта. Если побеждает участник, который предложил товар иностранного производства, то с ним заключается контракт по предложенной им цене, сниженной на 15%. Это условие распространяется не только на производителей, но и на поставщиков.

Например, госучреждение проводит электронный аукцион на закупку звуковых плат. НМЦ контракта — 1 200 000 рублей. Заявки подали два участника. Первый предложил товар российского производства. А второй – вариант с аналогичными параметрами, но из Тайваня. По результатам рассмотрения первых частей заявок оба участника были допущены к аукциону. Аукцион выиграл поставщик серверов иностранного производства с суммой 1 100 000 рублей. При этом он вынужден заключить контракт на 935 000 рублей, с вычетом 15%. Если бы победителем закупки стал российский поставщик, то контракт заключался бы на предложенную им сумму — на 1 150 000 руб.

Преференции российским поставщикам заказчик прописывает в требованиях к участникам закупки. Как в этом запросе котировок или в этом электронном аукционе.

В том числе в приказе описаны ситуации, когда нацрежим не применяется:

  • Если конкурс или аукцион признан несостоявшимся, и заказчик закупается у единственного поставщика;
  • В заявках на участие нет предложений о поставке товаров из ЕвразЭС;
  • В заявках на участие в конкурсе или аукционе не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения;

Как подтвердить страну происхождения?

Если вы участвуете в закупке, где применяется национальный режим по приказу № 126н, приложите к заявке декларацию в свободной форме, указав страну происхождения. Иначе заказчик будет считать ваш товар иностранным: или отклонит заявку, или отнимет 15% от вашей цены при заключении контракта.

Как не нарушить правила национального режима

Национальный режим

В текущий период времени применяется национальный режим при осуществлении закупок 44-ФЗ (ст. 14 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ). Реализована необходимость поддержать интересы страны, укрепить и мотивировать внутренний рынок, обозначить преимущественное положение российского производителя.

Часто в связи с этим используется равнозначный термин: импортозамещение. Суть данного метода в том, чтобы предпринять меры по введению запретов или ограничений на ввоз ряда иностранных товаров, создать благоприятные условия допуска российских аналогов.

Поэтому национальный режим в госзакупках — это широкий комплекс мер, которые устанавливает правительство во взаимодействии с ответственным органом исполнительной власти в данной сфере (сейчас Минфин, ранее — Минэкономразвития, МЭР) на основании полномочий в чч. 3, 4 № 44-ФЗ. Разработаны дополняющие закон нормативно-правовые акты (НПА) с перечнями конкретной продукции и с указанием условий ее использования. Предусмотрены обстоятельства, при обосновании которых допускаются исключения из существующих правил.

Как действовать заказчику

Заказчику необходимо предусматривать и отражать ограничения при поставках в закупочной документации. С этой целью проводить мониторинг изменений и дополнений действующих НПА на предмет наличия в них интересующей его продукции. В ситуации невозможности провести закупку из-за отсутствия необходимого товара на территории РФ достоверность факта заказчику нужно подтвердить с обоснованием в Единой информационной системе.

Определение страны происхождения продукции для любой закупки производится в соответствии с законодательством.

Заказчику необходимо учитывать, что запреты, ограничения и условия допуска установлены как в отношении товаров, так и для работ и услуг. Установленный национальный режим и режим наибольшего благоприятствования отечественной продукции и государств — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) обуславливает случаи, когда заказчик при исполнении контракта не может допускать замену товара или страны происхождения (в соответствии с ч. 7 ст. 95 № 44-ФЗ).

Запреты

Общее правило: закупка не допускается, за исключением случаев, если производство таких товаров в РФ и ЕАЭС отсутствует. Если подана заявка на участие о поставке иностранных товаров, заказчик отклоняет заявку при наличии аналогов.

Постановлениями Правительства установлены запреты на допуск в отношении товаров, работ или услуг.

Легкая промышленность

В закупке необходимо условие об использовании материалов или полуфабрикатов при производстве товаров, дополнительно рассмотрены случаи закупки у единственного поставщика.

Учитывать: правила выдачи заключения об отсутствии на территории РФ (приказ Минпромторга от 10.09.2014 № 1776).

Машиностроение

Соответствие закупке подтверждаются одним из документов:

  • инвестиционный контракт;
  • акт экспертизы ТПП;
  • сертификат о происхождении ЕАЭС.

Учитывать: соглашение о правилах определения страны происхождения в СНГ от 20.11.2009.

Программное обеспечение

Исключения — на закупки по гостайне и в виде деятельности на территории иностранного государства.

  1. Реестр программ РФ и ЕАЭС и правила формирования и ведения.
  2. Дополнительные требования (ПП № 325 от 23.03.2017).
  3. Порядок обоснования при нарушении запрета.

Продукция для нужд обороны и безопасности

  1. Запрет на поставку для нужд обороны и безопасности установлен до 16.01.2019.
  2. В п. 4 предусмотрены случаи исключения запретов (например, при несовместимости).

Подтверждением отсутствия производства в РФ является заключение Минпромторга.

Учитывать: порядок выдачи заключения (ПП № 719 от 17.07.2015).

Мебель

Применение национального режима при осуществлении закупки установлено до 01.12.2019. Особые условия приравнивания продукции к российской и ЕАЭС. Дополнительное требование при производстве материалов или полуфабрикатов. Соответствие закупке подтверждаются одним из документов:

  • инвестиционный контракт и заключение Минпромторга;
  • акт экспертизы ТПП;
  • сертификат СТ-1.

Учитывать: критерии подтверждения (ПП № 550 от 10.05.2017).

Ограничения

Общее правило действует в отношении товаров иностранного производства, но заявки с такими предложениями рассматривать допускается.

Заказчик отклоняет заявку с предложением иностранного товара в случае, если также подано не менее 2 отвечающих требованиям извещения предложений:

  • из перечня стран РФ или ЕАЭС;
  • различных производителей.

Постановлениями Правительства установлены ограничения на допуск в отношении некоторых товаров (работ, услуг).

Медицинские изделия, в т. ч. одноразового применения (пластик)

Предметом одного контракта не могут быть изделия, которые одновременно входят и отсутствуют в Перечне отдельных видов. Подтверждение сертификатом ЕАЭС.

Учесть: правила отбора организаций (ПП № 967 от 14.08.2017), правила определения страны происхождения.

Лекарственные препараты

Подтверждение сертификатом ЕАЭС.

Учесть: перечень ЖНВЛП (РП № 2885-р от 28.12.2016), правила определения страны происхождения.

Пищевые продукты

Учесть: наименование страны происхождения указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.

Радиоэлектроника

Предметом одного контракта не могут быть изделия, которые одновременно входят и отсутствуют в Перечне отдельных видов. Перечень недавно дополнен новыми наименованиями. Правила в отношении закупок имеют различия в срок до 01.09.2018 и после это даты. Разница в том, что сейчас продукция стран ЕАЭС приравнена к иностранной. Отдельно вынесены условия приравнивания продукции к российской.

Учесть: требования к промышленной продукции (ПП № 719 от 17.07.2015), соглашение об определении страны. Действующий национальный режим 44-ФЗ предусматривает подтверждение российского происхождения в виде одного из документов:

  • инвестиционный контракт;
  • подтверждение Минпромторгом производства товаров в заявке на территории РФ (Приказ МПТ № 3568 от 12.11.2015);
  • уведомление МПТ о статусе телекоммуникационного оборудования (Приказ МПТ и МЭР № 1032/397 от 17.08.2011);
  • сертификат СТ-1.

Стенты для коронарных артерий, катетеры

Правила установлены в срок до 01.07.2018. Дополнительные условия при проведении закупок закрытым способом и при осуществлении деятельности на зарубежной территории. Страна происхождения подтверждается:

  • сертификатом ЕАЭС;
  • подтверждением о производстве МПТ (ПП № 719 от 17.07.2015);
  • заключением о производстве МПТ (ПП № 550 от 10.05.2017).

Условия допуска

Иными словами, предоставление преференций в отношении российской продукции. Заказчик рассматривает все поступившие заявки. Ценовое преимущество отдается той, в которой предложено наибольшее количество составляющих отечественного производства.

Заказчику особенно важно подчеркивать в своей документации необходимость для участника декларировать страну происхождения и нести ответственность за достоверность указанных сведений.

При поставке товаров из стран ЕАЭС преференции определяет приказ Минэкономразвития от 25.03.2014 № 155 (с последующими изменениями от 15.10.2014 № 655, 16.04.2015 № 228 и 13.11.2015 № 847). Участникам с товарами ЕАЭС предоставлено преимущество по цене контракта в размере 15 процентов в случае подтверждения документом страны происхождения. При наличии нескольких участников в закупке с одинаковыми условиями заказчик заключит контракт с тем из них, который имеет право на преференцию. Контракт с победителем, который не предложил поставку из ЕАЭС, будет заключен при возможности снижения цены на 15 % от заявленной.

Если же победитель в своей заявке не указал соотношение долей товаров, которые произведены как в иностранном государстве, так и в странах ЕАЭС, такая доля товара исчисляется заказчиком по цене за единицу из обоснования НМЦК.

Приказ МЭР действует в совокупности с Постановлением о приоритете товарам российского производства от 16.09.2016 № 925.

Основные принципы госзакупок

    On 27.01.2017 0 Комментарии 44-ФЗ, ЕИС, Статьи

В основе нормативного регулирования системы контрактов для обеспечения государственных и муниципальных нужд лежит «великий и ужасный» закон № 44-ФЗ. Он призван подробно описать все процедуры, посредством которых определяется исполнитель госконтракта, обеспечить прозрачность их проведения и исключить какие-либо возможности для нечестной игры. Рассмотрим 6 принципов, на которых базируются нормы этого закона (статья 6).

Открытость и прозрачность информации

Первый из принципов — принцип открытости и прозрачности всей информации о контрактной системе в сфере государственных закупок. Это значит, что любое лицо, физическое либо юридическое, должно иметь равный и бесплатный доступ ко всей информации о проведении госзакупок. Исключение составляют лишь данные, относящиеся к государственной тайне. Реализуется этот принцип через ЕИС — единую информационную систему в сфере госзакупок — через которую проводятся все процедуры.

Обеспечение конкуренции

Этот принцип подразумевает, что выбор исполнителя госконтракта должен проводиться в условиях ценовой и неценовой конкуренции. Участвовать в процедуре может любое лицо, которое будет соответствовать требованиям и выполнит все необходимые условия. Конкуренция должна быть здоровой и добросовестной, влиять на нее и создавать барьеры запрещено как заказчикам, так и любым государственным органам.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Профессионализм заказчиков

Заказчик в рамках госзакупок должен являть профессионалом, то есть лицом, которое в выбранной сфере ведет профессиональную деятельность. Осуществляться она должна с привлечением специалистов, обладающих профессиональными знаниями и практическими навыками. Работа в сфере госзакупок осуществляется заказчиком с привлечением квалифицированных специалистов, способных обеспечить заключение контракта и его исполнение.

Стимулирование инноваций

Следующий принцип — стимулирование инновационных технологий. Он предполагает, что, осуществляя закупку товаров и услуг, заказчику, кроме всего прочего, необходимо держать курс на поощрение инновационных и высокотехнологичных процессов. Законодательство содержит определение того, что считать инновацией. Этот принцип должен стимулировать развитие инновационных процессов в разных отраслях экономики.

Принцип единства

Принцип единства контрактной системы означает, что все закупки в обеспечение государственных и муниципальных нужд должны осуществляться в соответствии с законом № 44-ФЗ. При этом не имеет значения, к какой отрасли принадлежит заказчик, а также закупаемые им товары, работы или услуги — нормы закона едины для всех и подлежат строгому исполнению.

Ответственность за результат

Принцип ответственности за результативность означает, что любой из участников госзакупок несет за результат своей деятельности неотвратимую ответственность. Неисполнение обязанностей той или иной стороной госзакупок влечет санкции, как финансовые (штрафы, пени, неустойку), так и репутационные (например, помещение в реестр недобросовестных поставщиков).

Закон о контрактной системе подразумевает, что все госзакупки должны базироваться на указанных принципах. Их реализация обеими сторонами процесса — заказчиками и исполнителями — обеспечивает эффективность контрактной системы и ее прозрачность.

Источники:
http://studme.org/196638/menedzhment/primenenie_natsionalnogo_rezhima_osuschestvlenii_zakupok
http://gosuchetnik.ru/goszakupki/kak-ne-narushit-pravila-natsionalnogo-rezhima
http://goszakupkirf.ru/poleznye-stati/108-natsionalnyj-rezhim-44-fz
http://zakupki.kontur.ru/site/articles/1105-national-mode
http://gosuchetnik.ru/goszakupki/kak-ne-narushit-pravila-natsionalnogo-rezhima
http://zakupki-kontur.ru/news/osnovnye-principy-goszakupok/
http://base.garant.ru/70353464/

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию