Начальная максимальная цена контракта как одно из понятий Федерального закона “О контрактной системе”

Начальная максимальная цена контракта как одно из понятий Федерального закона “О контрактной системе”

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Начальная максимальная цена контракта как одно из понятий Федерального закона “О контрактной системе”». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Данным способом разрешено руководствоваться при проведении крупных строительных работ, например, когда производится крупномасштабное строительство, которое утвердили органы государственной власти. Проектно-сметный метод также распространяется на реставрационные работы памятников архитектуры и объекты, представляющие историческую ценность.

К сожалению, большая часть изменений в сфере государственных закупок, относящихся к участникам закупки, носит негативный характер, затрудняя их участие в государственных закупках.
При этом при участии в электронных аукционах обеспечение заявки может быть предоставлено только в форме денежных средств, а в случае принятия одного из пакетов поправок в 44-ФЗ, предусматривающих введение электронных конкурсов и электронных запросов котировок, указанное ограничение может распространиться также и на другие способы закупки.

Краткое содержание федерального закона 44 о госзакупках

Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.

Возврат заявок на участие в запросе предложений в электронной форме оператором электронной площадки по иным основаниям не допускается.

Закон о ФКС предусматривает, что Федеральная контрактная система будет способствовать обеспечению создания равных условий для конкуренции между производителями, поставщиками, подрядчиками, исполнителями при обеспечении государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах.

При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения.

Кроме того, обеспечение заявки становится обязательным не только при проведении электронных аукционов, но и при проведении конкурсов. Размер этого обеспечения должен составлять от 0,5% до 5% начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК) или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, 1% НМЦК.

Как правильно заполнить заявку в соответствии с документацией об аукционе или открытом конкурсе? Какие показатели необходимо указать конкретно, а какие показатели оставить в диапазоне или неизменяемыми?

В случае, если заказчиком принято решение об ограничении участия в соответствующей процедуре закупок, информация о таком ограничении с обоснованием причин такого ограничения должна быть указана в извещении о проведении процедуры закупок.

Начальная максимальная цена контракта: определение, обоснование и экспертиза

Однородными работами, услугами Признаются работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми.

Вместе с тем, Закон о контрактной системе не содержит запрет на использование иных показателей описания объекта закупки.

На основании изложенного, ФАС России считает, что установление в документации о закупке требования о предоставлении участниками закупок в составе заявок информации о химическом составе материалов, из которых изготовлен закупаемый товар, является нарушением части 5 статьи 51, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Прогнозирование и планирование обеспечения государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах осуществляется, исходя из мероприятий государственных и муниципальных программ, иных документов, определяющих цели и задачи деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ о том, что государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты) заключаются и оплачиваются в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством РФ о размещении заказов.

При этом Закон о контрактной системе не содержит требования об указании в составе заявки количества товара.

БК РФ включено дополнение, касающееся заключения государственных и муниципальных энергосервисных договоров (контрактов).

Таким образом, заказчик не вправе требовать в составе заявки на участие в электронном аукционе указания количества поставляемого товара.

Эта цена определяет стартовую стоимость закупки для предложений участников, выше которого их ценовые предложения быть не могут. И если в предложении от участника указана цена выше ценового порога НМЦ, то такое предложение может не рассматриваться заказчиком и отклоняется. Если проводиться закупка у единственного поставщика, то подписанный договор соответствует той цене, которую обосновал заказчик.

Не соблюдены сроки обязательного размещения информации в ЕИС.

С развитием малого и среднего бизнеса на территории Российской Федерации увеличился и товарооборот на государственном уровне. Соответственно, данная сфера требует чёткой организации и поддержи с точки зрения закона.
Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ был принят Государственной Думой в третьем чтении 22 марта 2013 года. Через 4 дня данный нормативный акт был принят Федерационным Советом РФ. Президент Российской Федерации скрепил рассматриваемый документ собственной подписью 5 апреля 2013 года.

Правительство Российской Федерации вправе определить сферы деятельности, в которых устанавливается порядок определения Н(М)Цк.

Правительство Российской Федерации определяет порядок взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе.

При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Заказчик предъявил необоснованные требования.

В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
В условиях дефицита оборотных средств у организаций государственные закупки могут стать спасительным средством, позволяющим сохранить свои позиции на рынке.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.

Предыдущее законодательство в сфере закупок

Порядок функционирования и использования региональных и муниципальных информационных систем в сфере закупок устанавливается актами соответственно высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций.

При этом в обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в открытом доступе в сети «Интернет», не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию.

При этом размер обеспечения исполнения контракта должен превышать или быть равен размеру аванса, если выплата аванса предусмотрена контрактом.

Установление подобных ценовых пределов имеет под собой определенные законные и юридические основания, которые выражаются законами о НМЦК 44-Ф3 и 223-Ф3.

Памятка для участников по 44 ФЗ (по материалам ФАС России)

Иначе говоря, данная норма не допускает включения в такие контракты на поставки энергетических ресурсов условий энергосервисного контракта.

Обоснование начальной максимальной цены контракта размещается вместе с остальной документацией о закупке.

Требования со стороны заказчика должны руководствоваться принципом разумной достаточности, быть объективными, содержать необходимые функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупок (при необходимости).

Также размер НМЦК влияет на сроки проведения процедуры, информация о которой размещается в единой информационной системе (ЕИС). Например, при публикации заказчиком запроса котировок с НМЦ до 250 тысяч рублей, от начала и конца проведения закупки проходит не меньше четырех рабочих дней, а если НМЦ превышает эту сумму, то от начала и конца проведения закупки должно пройти не менее семи рабочих дней.

Краткое содержание закона о закупках 223-ФЗ

Рекомендуемая форма обоснования НМЦК приведена в приложении № 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

Обоснование НМЦК влияет 1. Заявки, где предложение по цене превышает НМЦК отклоняют 2. Выбор способа определения поставщика 3.

Данный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли.

Штрафные санкции за нарушение положений Закона № 223-ФЗ.

В случае просрочки исполнения заказчиком или банком предусмотренных настоящей статьей обязательств по своевременному возврату денежных средств или прекращению их блокирования участник закупки, в том числе признанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), вправе потребовать уплаты пеней.

В случае если заказчиками организована закупка у единственного поставщика, то организаторы руководствуются ст. 93 44-ФЗ. Закупки имеют ограничения по НМЦ в зависимости от ее цели. Ограничения НМЦК варьируется от ста до четырехсот тысяч рублей, в остальном ограничения отсутствуют. Если же заказчик выбирает запрос котировок, то НМЦ не может превышать порог равный пятистам тысячам рублей. Там же установлено, что процент такой экономии, указанный в энергосервисном контракте, не может изменяться в ходе исполнения этого контракта.

Обоснование начальной максимальной цены контракта (НМЦК)

От величины начальной стоимости напрямую зависят ограничения, существующие при выборе процедуры определения исполнителя. Например, если начальная максимальная стоимость по 44-ФЗ превышает 500 000 рублей, заказчик не имеет права проводить запрос котировок.

Также цена оказывает влияние на сроки при проведении процедуры. Например, для электронных аукционов с начальной стоимостью более 3 млн рублей срок подачи заявок составляет не менее 15 дней с даты размещения извещения в ЕИС, а при стоимости менее 3 млн рублей — не менее 7 дней.

С 01.07.2018 вступила в силу норма о сроках рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе. Так, при стоимости закупки меньше 3 млн руб. срок принятия решения о допуске к торгам не может превышать 1 рабочий день.

Одновременно с этим с июля НМЦК стала влиять и на обязанность госзаказчиков по установлению обеспечения заявок. Если НМЦК не превышает 1 млн руб., госзаказчик имеет право (но не обязан!) требовать от участника обеспечить предложение (ст. 44). Эти выводы Минфин подтвердил в письме № 24-06-08/70718 от 02.10.2018.

Добавим, что поставщику нужно понимать, что определение предельной стоимости закупки — важный этап участия. Исходя из сведений, предоставленных в плане-графике и документации о закупке, можно сделать выводы о ситуации на рынке среди конкурентов и о шансах на победу в тендере.

НМЦК на этапе планирования

Расчет и обоснование НМЦК по 44-ФЗ осуществляет заказчик. Затем он вносит информацию о ценовом ограничении закупки в план-график. Обоснование НМЦК в плане-графике на 2020 год всех заказчиков находится в реестре Единой информационной системы (ЕИС).

Информация о начальной стоимости контракта должна соответствовать расчетам в документации. Реалии отличаются от планов, поэтому зачастую заказчики корректируют эту информацию и, как следствие, должны изменить калькуляцию.

Для расчета заказчик использует рекомендованную Минэкономразвития форму. В ней он отражает весь процесс вычисления, реквизиты подтверждающих документов, указывает дату подведения итогов, а также фиксирует другую необходимую информацию. Скачать образец формы обоснования НМЦК на 2020 год по 44-ФЗ можно по ссылке ниже.

Начальная максимальная цена контракта как одно из понятий Федерального закона “О контрактной системе”

Ни одна проводимая на территории Российской Федерации государственная или муниципальная закупка не может быть проведена без определения цены контракта. Государственный или муниципальный заказчик обязан верно рассчитать такую сумму, которая становится начальной максимальной ценой контракта.

В противном случае проведение закупки и ее результаты могут быть оспорены.

Понятие начальной максимальной цены контракта

Понятие начальной максимальной цены контракта (НМЦК) сформулировано в рамках статьи 22 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» как основного регулятора, который действует на всех уровнях осуществления закупок для того, чтобы удовлетворить государственные или муниципальные нужды.

Данная цена указывается во всех документах, которые готовятся для сопровождения проводимой закупки, а также в извещении о проведении закупки. При этом не играет никакой роли то, какой именно способ – конкурентный или неконкурентный – будет использоваться для проведения такой закупочной процедуры.

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Если речь идет о начальной максимальной цене контракта, которая устанавливается для контракта, заключаемым по итогам закупки у единственного поставщика, то итоговый контракт заключается на основании той цены, которая была установлена самим заказчиком путем использования различных методов расчета.

Методы определения НМЦК

Часть 1 статьи 22 Федерального закона «О контрактной системе» дает подробное указание государственному или муниципальному заказчику о том, с помощью каких именно методов должно проводиться формирование начальной максимальной цены контракта.

В настоящее время указанной частью рассматриваются пять основных методов для проведения расчетов начальной максимальной цены контракта.

Кроме того, использование того или иного метода определения начальной максимальной цены контракта должно отвечать целям проводимой закупки, чтобы не допустить установления слишком низкой или слишком высокой цены.

Метод анализа рынка

Использование метода анализа представленного рынка (другое название – метод сопоставимых цен, представленных на рынке) в рамках действующего законодательства на сегодняшний день является приоритетным для заказчика при определении НМЦК. Данный метод опирается на уже имеющиеся данные, сформированные на рынке, в отношении идентичных товаров, услуг или работ, которые собирается закупать тот или иной заказчик.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

В соответствии с правилами использования данного метода под идентичными товарами понимаются те товары, которые имеют одинаковые характеристики. При этом если сравниваемые товары имеют незначительные внешние отличия, то они все равно будут считаться идентичными.

При этом под однородными товарами понимаются товары, которые не могут быть признаны идентичными, но имеют сходные характеристики, а внутреннее устройство исполнено из схожих компонентов, если такие товары исполняют или смогут исполнять одни и те же функции по сравнению с теми аналогами, которые планирует закупать государственный или муниципальный заказчик.

Пошаговая методика данного способа установления НМЦК выглядит следующим образом:

  • определение в плане закупок и плане-графике проводимой закупки и установление максимальных предельных размеров бюджетных средств на ее проведение;
  • анализ всех имеющихся сведений о ценах на потенциальные объекты планируемой закупочной процедуры на основании всех имеющихся источников данных, включая интернет-магазины и официальные сайты возможных поставщиков, а также на основании направленных запросов (не менее пяти штук) о предоставлении информации об уровне цен на конкретные товары, услуги или работы. Ответом на такие запросы должны стать ценовые предложения от потенциальных исполнителей заключенного контракта (таких ответов должно быть не менее трех);
  • формирование итоговых значений на основании представленных данных, которые будут включены в обоснование НМЦК и представлены в рамках закупочной документации.

Нередко совместно с методом анализа рынка используется другой метод – нормативный.

Нормативный метод

Нормативный метод как один из вариантов проведения расчетов начальной максимальной цены контракта предусмотрен частью 7 статьи 22 Федерального закона «О контрактной системе».

Содержание данного метода сводится к тому, что заказчик при проведении той или иной закупочной процедуры обязан пользоваться установленными нормативными требованиями к тем объектам закупки, которые характерны для конкретной процедуры. Однако использование этого метода возможно только в том случае, если речь идет о контракте, который опирается на государственное нормирование и установление специальных требований относительно технической или количественной стороны определения тех или иных товаров, работ или услуг, которые будут удовлетворять нужды такого заказчика.

Такие правила устанавливаются ежегодно на уровне Правительства Российской Федерации в специальных постановлениях. При этом все полученные сведения ложатся в основу обоснования НМЦК.

Тарифный метод

Тарифный метод также является одним из основных методов, который используется при установлении начальной максимальной цены контракта. Его использование чаще всего характерно для тех случаев, когда речь идет о необходимости закупки у единственного поставщика.

Начальная максимальная цена контракта в таком случае устанавливается на основании сформированных специальными регулирующими документами тарифов на те или иные объекты закупок, а для установления НМЦК путем использования такого тарифа используются максимальные значения, которые сформулированы для того или иного товара или услуги.

Проектно-сметный метод

Использование проектно-сметного метода чаще всего осуществляется в следующих случаях:

  • если речь идет о строительстве, капитальном ремонте или реконструкции каких-либо объектов, которые имеют статус капитальных строений;
  • в качестве объекта закупки определяется работа по исполнению технического задания относительно сохранения существующих объектов исторического или культурного наследия и приравненных к ним, которые имеют историческую или культурную ценность для различных регионов, народов Российской Федерации либо являются объектами федерального культурного и исторического наследия;
  • осуществление ремонта зданий и инженерных сооружений, для которых принято решение о проведении текущего ремонта.

В основу расчетов начальной максимальной цены контракта ложатся показатели, сформированные в рамках специально составленной сметы и проекта выполняемых в рамках закупки работ.

Затратный метод

Затратный метод предусмотрен частью 10 статьи 22 Федерального закона «О контрактной системе» и рассматривается как один из возможных методов для определения начальной максимальной цены контракта.

Получить всю такую информацию можно на основании сведений, содержащихся в ЕИС.

Обоснование НМЦК

Все полученные данные должны быть сформированы в виде специального отчета – обоснования начальной максимальной цены контракта. Обоснование НМЦК – это специальный отчет, на основании которого формируется финансовое значение, которое ложится в основу цены, устанавливаемой в самом начале проведения той или иной закупочной процедуры независимо от того, идет ли речь о конкурентной или неконкурентной процедуре.

В обосновании начальной максимальной цены контракта указывается не только рассчитанная цена, также необходимо отразить те параметры, на основании которых было сформировано такое значение. При этом действующим законодательством сформировано специальное указание, которое говорит о том, что отражать наименования поставщиков, которые предоставили информацию о ценовых предложениях, запрещено.

Начальная максимальная цена контракта – это пороговое значение, выше которого контракт не может быть заключен. Для расчетов этого значения используются различные методы, а итоговое значение должно быть отражено в обосновании НМЦК, составляемом в письменном виде, которое в последующем прилагается к документации о проводимой закупке.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Понятие начальной (максимальной) цены контракта, ее назначение, методы определения

Начальная (максимальная) цена контракта — это определенный заказчиком предельный объем денежных средств, в рамках которого может быть заключен государственный (муниципальный) контракт по результатам осуществления закупки.

Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта регламентирован Законом о закупках. По результатам осуществления закупки цена контракта может снизиться по сравнению с НМЦК (т.е. достигнута экономия), но не может превышать ее.

В Российской Федерации сведения о НМЦК при осуществлении закупок являются открытыми и доступными для всех участников закупки. Не во всех закупочных системах зарубежных стран избран такой же подход. Имеется также практика отказа от предварительного сообщения участникам закупки сведений об определенной НМЦК. Участникам закупки предлагается делать их ценовые предложения «вслепую» с риском для них быть отстраненным от участия в закупке, в случае если их цеповое предложение превышает НМЦК. Такой подход имеет следующие преимущества:

  • • исключение негативных последствий неправильного (завышенного) определения НМЦК (в этом случае участники закупки при формулировании своих ценовых предложений будут учитывать только свои издержки и ожидания о получении прибыли и не будут учитывать необоснованную готовность заказчика оплатить товары (работы, услуги) по завышенным ценам;
  • • риск быть отклоненным в случае превышения ценового предложения над НМЦК стимулирует участников закупки к большим скидкам при подаче заявок.

Тем не мене в Российской Федерации данные о НМЦК открыты и размещаются: в плане-графике; извещении и документации о закупке.

НМЦК должна определяться путем ее обоснования еще на стадии формировании плана-графика. Впоследствии цена может корректироваться путем внесения изменений в план-график. Выполненное заказчиком обоснование НМЦК должно раскрываться для всеобщего сведения путем его размещения в плане-графике, в документации о закупке (конкурсной документации, документации об аукционе, в извещении о проведении запроса котировок (запроса предложений).

Форма обоснования НМЦК, которая заполняется заказчиком и размещается в общем доступе, утверждена постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555. Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 утверждены также Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)». Обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет. В общем доступе не раскрываются данные о лицах, представивших ценовую информацию для расчета НМЦК. Оригиналы использованных при определении, обосновании НМЦК документов, снимки экрана («скриншот»), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке.

Правила обоснования НМЦК, установленные ст. 22 Закона о закупках, требуют от заказчика применять один из следующих методов обоснования (табл. 2.5).

Методы обоснования НМЦК

Краткое содержание метода

Источники данных для расчета

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

Является приоритетным и применяется по умолчанию кроме случаев, когда Закон о закупках допускает применять иные методы

Установление цены на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (с учетом сопоставимых условий поставок). При применении метода возможно использование обоснованных коэффициентов (индексов) для пересчета цен с учетом различий в характеристиках сопоставляемых товаров, работ, услуг (условий их поставки, выполнения)

  • 1) Общедоступная информация;
  • 2) информация, полученная по запросу заказчика

у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг;

3) информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе

В случае если акты нормирования устанавливают требования к предельным ценам на конкретные товары, работы, услуги

НМЦК рассчитывается на основе предельных цен товаров, работ, услуг, установленных в актах нормирования об определении требований к отдельным видам товаров, работ и услуг

Окончание табл. 2.5

Краткое содержание метода

Источники данных для расчета

Если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг подлежат государстве! 11 юму регулированию или установлены муниципальными правовыми актами

НМ ЦК рассчитывает на основе установленных фиксированных или предельных тарифов (как в числовом выражении, так и в виде формул) с учетом их индексации

Цены (тарифы), подлежащие регулированию

Только при осуществлении закупок работ но строительству, реконструкции, капитальному ремонту, текущему ремонту зданий, строений,сооружений, помещений, в том числе закупок работ по реставрации объектов культурного наследия

В соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными Минстроем России или органом исполнительной власти субъекта РФ, а также в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными Минкультурой России

Применяется в случае невозможности применения иных методов или в дополнение к иным методам

Определение НМ ЦК как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли

Учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты. Информация об обычной прибыли для определенной сферы деятельности может быть получена из анализа контрактов, размещенных в единой информационной системе, и из анализа других общедоступных источников информации (информации инфор- мацио! 11 ю-це! ювых arei itctb, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика)

В случае невозможности применения для определения НМЦК методов, указанных в табл. 2.5, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.

Приоритетным методом определения НМЦК является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), поэтому ниже он будет рассмотрен подробнее.

В соответствии с методом сопоставимых рыночных цен <анализа рынка) НМЦК должна соответствовать рыночным ценам идентичных товаров, работ, услуг, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (с учетом сопоставимых условий поставок)

Идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.

Однородными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, которые, нс являясь идентичными, имеют сходные характеристики (товары состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции) и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность.

К общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения НМЦК относятся:

  • • информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, которые исполнены, по которым отсутствует информации об их неисполнении или ненадлежащем исполнении контрактных обязательств;
  • • информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц;
  • • информация о котировках на российских биржах и иностранных биржах;
  • • информация о котировках на электронных площадках;
  • • данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг;
  • • информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных органов, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;
  • • информация о рыночной стоимости товаров, работ, услуг, определенной на основании отчета об оценке;
  • • информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного но инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен, иные источники информации.

Минэкономразвития России рекомендует руководствоваться следующим при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

В целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМ ЦК рекомендуется осуществить несколько следующих процедур:

  • 1) направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг;
  • 2) разместить запрос о предоставлении ценовой информации в единой информационной системе;
  • 3) осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками, в отношении которых отсутствует информация об их неисполнении или ненадлежащем исполнении;
  • 4) осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации (перечень допустимой к использованию для обоснования НМЦК общедоступной информации приведен выше).

При использовании в целях определения НМЦК ценовой информации, полученной из реестра контрактов, допускается корректировать НМЦК в сторону увеличения (если закупка из реестра контрактов осуществлялась путем проведения конкурса — цену товара, работы, услуги при необходимости рекомендуется увеличивать не более чем на 10%, если закупка осуществлялась путем проведения аукциона — на 13%, при запросе котировок — не более чем на 17%.

Цены прошлых периодов, используемые в расчетах, могут быть приведены к текущему уровню цен путем применения коэффициента, рассчитанного в соответствии с рекомендуемой Минэконмразвития России формулой.

В целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

При этом рекомендуется рассчитывать коэффициент вариации (порядок расчета приводится в методических рекомендациях Минэкономразвития России). Если коэффициент вариации в рамках выявленных цен, на основании которых обосновывается НМЦК, превышает 33%, целесообразно провести дополнительные исследования в целях увеличения количества ценовой информации, используемой в расчетах.

Следует отметить, что отдельными федеральными законами могут устанавливаться особенности для определения НМЦК в конкретных случаях. В настоящее время такие особенности установлены для определения НМЦК при приобретении продукции в рамках государственного оборонного заказа, при приобретении жилых помещений, построенных на земельных участках, переданных единым институтом развития в жилищной сфере (АИЖК) в безвозмездное пользование или аренду для строительства жилья экономического класса, а также НМЦК на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Начальная максимальная цена контракта как одно из понятий Федерального закона “О контрактной системе”

Внимание!
С 01.07.2020 г. Федеральным законом от 01.05.2020 г. N 71-ФЗ установлено, что проектно-сметный метод определения НМЦК применяется при выполнении работ по сносу объекта капитального строительства.

Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлены конкретные методы, используя которые, заказчики могут обосновывать НМЦК.

Под методом в данном контексте понимается способ расчета НМЦК.

Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ предусматривает пять методов для расчета НМЦК (ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ). В помощь заказчикам Правительство РФ разработало дополнительный подзаконный акт, в котором подробно описывает, каким образом можно проводить расчет НМЦК с учетом методов, указанных в ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ. Таким документом является Приказ Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 г. N 567.

Предлагаем детально разобраться, какие рекомендации предоставляет Минэкономразвития России по вопросу обоснования и расчета НМЦК.

1. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

Метод сопоставимых рыночных цен заключается в установлении НМЦК на основании ценовой информации об идентичных товарах, работах, услугах, планируемых к закупкам, или при их отсутствии – об однородных товарах, работах, услугах (ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, п. 3.1 Методических рекомендаций).

Идентичными товарами, работами, услугами являются (п. 3.5 Методических рекомендаций):

1) товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики). При определении идентичности товаров могут учитываться в частности страна происхождения и производитель. Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться;

2) работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

Однородными товарами, работами, услугами являются (п. 3.6 Методических рекомендаций):

1) товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения;

2) работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.

Для определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен необходимо сделать сбор ценовой информации. Для этого заказчик может выбрать один или несколько вариантов из нижеперечисленных.

1. Направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг (п. 3.7.1 Методических рекомендаций). Впоследствии для расчета НМЦК можно будет использовать не менее трех предложенных поставщиками (подрядчиками, исполнителями) цен (п. 3.19 Методических рекомендаций).

Что в данном случае должен содержать запрос на предоставление ценовой информации?

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Расчет НМЦК по 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен + пример

Для проведения любой закупки, даже самой небольшой, заказчик обязан обосновать ее цену. При подготовке конкурентных процедур рассчитывается так называемая начальная (максимальная) цена будущего контракта (НМЦК) — та сумма, которую заказчик готов заплатить за необходимые ему товар/работу/услугу, исходя из своих финансовых (бюджетных) возможностей, коньюнктуры и возможностей рынка, ряда других факторов, и от которой зачастую зависит выбор способа закупки (конкурентная/неконкурентная, котировка, аукцион и проч.) и необходимый для ее осуществления срок.

Величина НМЦК определяется еще на этапе планирования, вносится в план-график закупок, и позднее может корректироваться как в сторону уменьшения, так и увеличения. Непосредственно при подготовке извещения начальная цена уточняется, и вместе с обоснованием, публикуется в составе документации о закупке в единой информационной системе (ЕИС).

В самом общем смысле НМЦК показывает потенциальному участнику торгов, выше какой суммы контракт заключен быть не может ни при каких обстоятельствах.

Приоритетный метод расчета: на чем основан

Регулирование вопросов, связанных с начальной ценой контракта осуществляется статьей 22 ФЗ-44 и Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567, утвердившим «Методические рекомендации по применению методов определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком».

И Закон о контрактной системе (ч. 1 ст. 22), и Методические рекомендации устанавливают право заказчика рассчитать и обосновать НМЦК одним из нескольких способов (методов): анализа рынка, нормативным, тарифным, проектно-сметным или затратным. Также возможно сочетать несколько указанных методов при расчете цены закупки. Тарифный метод применяют, когда установлены нормативы на ТРУ, или в случае регулируемых рыночных цен, проектно-сметным методом пользуются чаще всего при закупке строительных и ремонтных работ.

Однако, приоритетным методом обоснования НМЦК назван именно метод анализа рынка, или, по-другому — метод сопоставимых рыночных цен. Суть расчета с помощью такого метода состоит в анализе рыночных цен на товары, работы или услуги (ТРУ), которые планируются к закупке, а если точно таких нет по какой-либо причине, то — цен на однородные товары.

Важно помнить, что части 13-14 ст. 22 ФЗ -44 трактуют идентичность ТРУ как имеющих одинаковые характерные (главные) признаки, а однородность — как имеющих сходные признаки, позволяющие ТРУ быть коммерчески и функционально взаимозаменяемыми.

В случае закупки работ и услуг принимаются во внимание также их вид, объем, уникальность и качество.

На самом деле, приоритетность анализа рынка объясняется достаточно просто: потребности большинства заказчиков хотя и разнообразны, но для их удовлетворения существует достаточно участников рынка (продавцов, изготовителей, исполнителей), и в ценовых предложениях, как правило, нет недостатка. Если же закупается уникальный, редкий товар, или товар, который должен быть создан специально для конкретного заказчика (под его нужды), обосновать НМЦК можно с применением другого метода.

Источники ценовой информации – откуда их получить

Для корректного расчета НМЦК путем сопоставления рыночных цен заказчик должен прежде всего сравнивать цены на закупаемые ТРУ, но при этом учитывать ряд дополнительных факторов:

  • Сопоставимыми должны быть также коммерческие и финансовые условия закупки (сроки, объемы, периоды поставки и т. д);
  • Для приведения к сопоставимому виду можно пользоваться поправочными коэффициентами, индексами пересчета цен (ИПЦ);
  • При отсутствии или недостатке цен, полученных из общедоступных источников, заказчик может разместить запрос ценовой информации в ЕИС.

Необходимо отметить, что к общедоступным закон относит большое количество источников ценовой информации:

  • Цены на ТРУ по исполненным без штрафных санкций (то есть надлежащим образом) контрактам, сведения о которых содержит единый реестр госконтрактов в ЕИС;
  • Рекламные, каталожные цены, прайс-листы компаний, рассчитанные на неопределенный круг лиц;
  • Биржевые котировки, котировки на электронных площадках;
  • Данные госстатистики (сайты Росстата и региональных его отделений);
  • Официальная информация о ценах на ТРУ, установленных уполномоченными органами;
  • Данные рыночной оценки объектов;
  • Информация ценовых агентств, проведенные по заданию заказчика изучения и расчеты (с указанием методологии расчетов), иные источники информации.

Важно: ст. 22 ФЗ-44 устанавливает, что в отношении закупки отдельных видов ТРУ могут устанавливаться специальные правила формирования НМЦК (как федерального уровня, так и в субъектах РФ).

Алгоритм и пример расчета НМЦК

Чаще всего заказчики рассчитывают НМЦК на основе коммерческих предложений, полученных в ответ на свои запросы от потенциальных поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Методические рекомендации (Приказ МЭР России № 567) устанавливают, что для обоснования цены, заказчик направляет не менее 5 запросов, а при расчете использует не менее 3-х полученных коммерческих предложений (КП), соответствующих его требованиям. Впрочем, Методические рекомендации не имеют силы закона, а только рекомендованы к применению, и заказчик может действовать в соответствии с внутренними положениями о закупках.

К расчету НМЦК, однако, можно применять не все цены из КП, а только те из них, которые являются сопоставимыми (разброс между предлагаемыми ценами не должен быть существенным). Для определения сопоставимости цен рассчитывают их коэффициент вариации (формулы содержатся в Методических рекомендациях):

Если коэффициент вариации превысит 33%, используемые цены не являются однородными, и заказчик должен использовать другую ценовую информацию, или получить дополнительные предложения цен.

Если же цены однородны, можно рассчитать НМЦК по формуле:

На самом деле расчет коэффициента вариации и НМЦК не является сложным и на практике выполняется достаточно просто.

Заказчику необходимо закупить 50 офисных стульев. На свои запросы он получил от поставщиков 4 коммерческих предложения с ценами в 1000, 1010, 1100, и 1800 руб. за единицу товара (стул).

При расчете коэффициента вариации, установлено, что предложение одного из поставщиков не является однородным с другими предложениями, поскольку его коэффициент превышает 33%.

Оставшиеся ценовые предложения могут быть использованы в расчете (их коэффициент вариации равен 5, 31%), а НМЦК составит 51 833,33 руб.

Расчет НМЦК можно производить как самостоятельно, так и с помощью специальных онлайн-сервисов или программ. Результат расчета заказчик оформляет в виде отчета и включает в состав документации о закупке. При этом информация о поставщиках, предоставивших предложения, не подлежит публикации в ЕИС.

Минфин России разъяснил применение метода сопоставимых рыночных цен при обосновании НМЦК в соответствии с 44-ФЗ

Минфин России рассмотрел обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта и сообщает.

Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — НМЦК), определяются в соответствии с положениями статьи 22 Закона о контрактной системе.

Согласно частям 2 и 3 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или, при их отсутствии, однородных товаров, работ, услуг.

В случае применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — Методические рекомендации), утвержденными приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567, для определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик вправе направить соответствующие запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям) и воспользоваться информацией, полученной по такому запросу не менее чем от трех поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Формула определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) установлена в пункте 3.21 Методических рекомендаций.

При этом предложения, полученные от поставщиков, должны содержать цену единицы товара (работы, услуги), которая с учетом количества (объема) закупаемого товара (работы, услуги) используется заказчиком при расчете НМЦК.

Вместе с тем Методические рекомендации не содержат запрет об использовании заказчиком при расчете НМЦК предложений, содержащих минимальную цену товара (работы, услуги).

Также обращаем внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 указанной статьи.

При этом в соответствии с положениями бюджетного законодательства цена заключаемого контракта ограничивается пределами лимитов бюджетных обязательств.

Следовательно, заказчик вправе указать цену меньшую, чем в представленном обосновании НМЦК (в том числе полученной по результатам трех коммерческих предложений), и соответствующую выделенным лимитам бюджетных обязательств.

Следует отметить, что Методические рекомендации разработаны в целях оказания помощи заказчикам, уполномоченным органам, уполномоченным учреждениям в определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения государственных или муниципальных нужд в соответствии с положениями Закона о контрактной системе и не носят нормативного характера.

Источники:
http://goscontract.info/shkola-goszakupok/obosnovaniye-nachalnoy-maksimalnoy-tseny-kontrakta-nmtsk
http://zakonguru.com/goszakupki/44/nacalnaa-cena.html
http://studme.org/111319/menedzhment/ponyatie_nachalnoy_maksimalnoy_tseny_kontrakta_naznachenie_metody_opredeleniya
http://docs.cntd.ru/document/767004881
http://goszakupkirf.ru/poleznye-stati/154-raschet-nmsk-metodom-sopostavimykh-rynochnykh-tsen
http://goszalog.ru/oficial-pozicija/minfin-rossii-razyasnil-primenenie-metoda-sopostavimyih-ryinochnyih-tsen-pri-obosnovanii-nmtsk-v-sootvetstvii-s-44-fz/.html
http://zakonguru.com/goszakupki/44/nacionalnyj-rezim.html

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию