Кто осуществляет контрольные функции в сфере государственных закупок по нормам ФЗ-44?

Кто контролирует госзакупки

Функции контрольного органа

Понятие о контролере в сфере закупок содержится в п. 13 ст. 3 ФЗ № 44-ФЗ. Он должен быть наделен полномочиями и обладать правами осуществлять деятельность на разных уровнях власти:

Функционал контролера госзакупок и гособоронзаказа определяется как статьями ЗКС, так и отдельными нормативными актами органов исполнительной власти.

Основным контрольным органом в сфере закупок является Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Свою деятельность она ведет на основании Положения (ПП от 30.06.2004 № 331) с редакциями последующих правительственных постановлений. В одном из них (ПП от 25.12.2014 № 1489) детально указаны те функции, которыми обладает ФАС, — это контроль и надзор надлежащего исполнения законов о:

  1. Конкуренции на товарных и финансовых рынках.
  2. Естественных монополиях.
  3. Рекламе.
  4. Гособоронзаказе.
  5. Сфере закупок.

Правительство поручило ФАС проводить согласование по закрытым процедурам, контролировать поступление иностранных инвестиций, разрабатывать правовые документы.

Полномочия в рамках контроля

Полномочиями закон снабдил контрольный орган в сфере закупок — правом сбора информации о субъектах контроля:

  • заказчиков;
  • контрактных служб (управляющих);
  • закупочных комиссий (членов комиссий);
  • уполномоченных органов и учреждений;
  • специализированных организаций;
  • операторов электронных площадок.

Контролер исполняет свои обязанности путем плановых и внеплановых проверок. Исключение составляют результаты оценки заявок на основании пунктов 3 и 4 ч. 1 ст. 32 ЗКС.

Плановые проверки в отношении заказчика, контрактной службы (управляющего), постоянной комиссии и уполномоченного учреждения проводятся не чаще одного раза в шесть месяцев.

Проверки специализированной организации и комиссии без постоянной основы могут осуществляться не чаще одного раза за время всей процедуры.

Для проведения внеплановой проверки определен перечень оснований:

  • жалоба на действие (бездействие) субъектов контроля;
  • информация о нарушении законодательства в сфере закупок;
  • окончание срока выданного по основаниям п. 2 ч. 22 и п. 3 ч. 27 ст. 99 ЗКС предписания.

Меры допустимого воздействия

Если поступила жалоба, контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить заключение контракта (ч. 7 ст. 106).

Если обнаружились нарушения, уполномоченный на контроль может (ч. 22 ст. 99):

  1. Составить протокол об административных правонарушениях, рассмотреть дело и принять меры по предотвращению правонарушения.
  2. Выдать обязательное для исполнения указание об устранении нарушения, отменить процедуру.
  3. Обратиться в арбитражный суд с иском о признании закупки недействительной.

Контроль в сфере государственных закупок по 44-ФЗ

Система государственных закупок, регламентируемая 44-ФЗ сложная и многоуровневая, на каждом её этапе осуществляется строгий контроль. Таким образом законодатель стремится добиться максимальной прозрачности и легитимности проводимых процедур. Надзора осуществляется различными ведомствами. Они следят за целевым расходом бюджетных средств, поведением заказчиков, комиссий, контрактных управляющих, торговых площадок и так далее.

Разновидности контроля

Одной из самых серьезных проблем в осуществлении госзакупок является коррупция. Число недобросовестных заказчиков и поставщиков, которые входят в преступный сговор, постоянно увеличивается. Основную задачу контролирующих органов составляет выявление подобных фактов, а также принятие соответствующих мер по их предупреждению.

Правила осуществления контроля в области государственных закупок регламентируется главой 5 44-ФЗ. При этом выделяют три его основных разновидности:

Каждый из них имеет свои подконтрольные субъекты, цели и задачи. В качестве контролирующих органов выступают различные уполномоченные организации. Наиболее значимой для участвующих в госзакупках несомненно остаётся Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Контролирующие органы

В статье 99 44-ФЗ прописан перечень органов, которые наделены полномочиями осуществлять контроль в сфере государственных закупок:

  1. Федеральный орган исполнительной власти, надзорный орган в области гособоронзаказа, территориальные органы исполнительной власти, организации, относящиеся к местному самоуправлению.
  2. Орган исполнительной власти федерального значения, осуществляющий функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетной политики, Органы управления государственными фондами, выходящими за рамки бюджета.
  3. Органы, осуществляющие внутренний государственный контроль за финансами в соответствии с Бюджетным Кодексом России.

Основными контролирующими органами нашей страны являются: ФАС, Росфиннадзор, Федеральное казначейство. В полномочия этих организаций помимо прочего входит надзор за правильностью определения идентификационных кодов закупок, составления план-графиков и планов, корректность оформления извещений и так далее.

Внутренний контроль

Согласно нормам статьи 101 44-ФЗ на каждого заказчика возлагаются обязанности по контролю за деятельностью поставщиков во время исполнения контракта. Надзор должен осуществляться также над работой соисполнителей и субподрядчиков. Это и называется внутренним контролем.

Целью таких мероприятий становится предотвращение фактов нарушения законодательства. Форма надзора законодательно не закреплена, поэтому каждый заказчик вправе определять ее самостоятельно. Согласно части 15 статьи 95 44-ФЗ при обнаружении нарушения поставщиком законодательства, заказчик обязан расторгнуть с ним контракт.

Как именно заказчик должен контролировать факт привлечения к исполнению договора субподрядчиков, в законе не прописано. Поэтому рекомендуется опираться на разъяснения Министерства экономики и развития России. Они гласят, что подтвердить работу субподрядчика могут любые документы, относящиеся к работам, оговоренным в контракте. Это могут быть платежные поручения, акты и так далее.

Заказчик должен проводить контроль и над собственными действиями. Для этого внутри организации разрабатывается типовая документация: контракты, шаблоны технических заданий и так далее. Необходимо стремиться к тому, чтобы большинство процессов стало автоматизированным. Современное программное обеспечение позволяет отслеживать практически все этапы закупки.

Общественный контроль

Ключевой целью общественного контроля становится соблюдение принципов открытости и прозрачности государственных закупок. Такой надзор осуществляют общественные объединения, юридические лица и простые граждане. Они следят за соблюдением требований законодательства и правильностью расходования бюджетных средств. Эта деятельность регламентирована статьей 102 44-ФЗ.

В рамках осуществления надзора организуются общественные обсуждения государственных закупок. Порядок их проведения регламентируется 212-ФЗ. Общественный контроль проводится отрыто, для чего используются ресурсы специализированных интернет-сайтов. Разрешено при этом запрашивать у заказчика все интересующие документы. Может также проводиться мониторинг и оценка эффективности процедур.

При выявлении нарушения законодательства составляется жалоба в контролирующие органы. При необходимости составляется обращение в судебные инстанции.

Ведомственный контроль

Необходимость проведения ведомственного контроля регламентирована статьей 100 44-ФЗ. Его осуществляют сразу несколько организаций: Росатом, Роскосмос, Федеральные казначейства, различные государственные и муниципальные органы. Постановлением Правительства №315 от 20.03.2017 контроль со стороны казначейства за деятельностью муниципальных заказчиков приостановлен до начала 2020 года. Основным контролирующим органом становится ФАС.

Органы ведомственного контроля следят за соблюдением законодательства в следующих сферах:

  1. Ограничения и запреты, установленные законодательством.
  2. Требования о нормировании закупок.
  3. Требования к обоснованию приобретения товаров и услуг.
  4. Определение и обоснование начальной максимальной цены контракта.
  5. Сведения о размерах финансового обеспечения, доведенного до заказчика.
  6. Информация об идентификационных кодах закупок.
  7. Участие субъектов малого предпринимательства.
  8. Процедуры по определению поставщиков.
  9. Отчетность по результатам проведения процедур.

При выявлении нарушений контролирующие органы выдают предписание к их устранению. В отдельных случаях они могут приостановить проведение закупки или вовсе отменить её. В компетенцию органов входит также применение штрафных санкций к организациям и должностным лицам, допустившим ошибки. Проводятся как плановые, так и внеплановые проверки. Информация о них публикуется в открытом доступе.

Контроль – важная часть государственных закупок. Только при соблюдении всех правил надзора удастся добиться грамотной траты бюджетных средств и честности при определении поставщиков.

Какие органы осуществляют контроль в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ

Основным контрольным органом является ФАС России. Служба проводит плановые проверки всей закупочной деятельности и проверки поступившей информации о конкретных нарушениях. В регионах такой контроль осуществляют также уполномоченные органы власти субъекта РФ и местного самоуправления. Соблюдение финансовых ограничений и соответствие бюджетному законодательству контролируют Казначейство России и региональные финансовые органы. Вышестоящие органы заказчика осуществляют ведомственный контроль.

Дополнительно Минфин России проводит мониторинг, а Счетная палата — аудит закупок.

Кроме этого, граждане, их объединения и объединения юридических лиц могут осуществлять общественный контроль.

Как контролируют заказчиков ФАС России, региональные и муниципальные органы

Полномочия распределены между контрольными органами следующим образом.

Если вы осуществляете закупки для федеральных нужд, то плановые и внеплановые проверки в отношении вас может проводить только ФАС России, в том числе ее территориальные управления (п. 1 ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Если вы заказчик субъекта РФ, то плановые проверки в отношении вас проводит уполномоченный на контроль в сфере закупок орган соответствующего субъекта. Внеплановые проверки могут проводиться как контрольным органом субъекта РФ, так и ФАС России, в том числе ее территориальными органами (п. 2 ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Если вы закупаете продукцию для муниципальных нужд, то плановые проверки в отношении вас проводит муниципальный контрольный орган или орган субъекта РФ, если ему переданы такие полномочия (ч. 3.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). С внеплановой проверкой к вам может прийти контрольный орган любого уровня — от ФАС России до муниципального (п. 3 ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Обратите внимание: порядок осуществления контроля этими органами, в частности предмет, форму, сроки и периодичность проведения проверок, устанавливает Правительство РФ (ч. 2 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). Единый порядок такого контроля пока не утвержден, поэтому уполномоченные контрольные органы руководствуются ст. 99 Закона N 44-ФЗ и разработанными на каждом из уровней актами, описывающими специфику контрольных мероприятий.

В ходе контроля могут проверить все ваши действия в процессе закупочной деятельности за определенный период или конкретной процедуры определения поставщика. При этом не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с качественным и квалификационным критериями (ч. 12 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). Что конкретно будет оценивать контрольный орган, зависит от вида проверки.

В ходе плановой проверки контрольный орган, как правило, оценивает всю закупочную деятельность за определенный период. Такую проверку можно провести не чаще, чем один раз в шесть месяцев в отношении каждого из субъектов — заказчика, его контрактной службы (управляющего), постоянной закупочной комиссии и ее членов, уполномоченного органа (учреждения), оператора ЭП. В отношении специализированной организации и созданной для конкретной закупки комиссии можно провести только одну плановую проверку в отношении конкретной закупки (ч. 13, 14 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). Сводный план разрабатывается на шесть месяцев, размещается на сайте контролера и в реестре жалоб и проверок ЕИС.

Порядок проведения ФАС России и ее территориальными органами плановых проверок в рамках Закона N 44-ФЗ на данный момент отсутствует, но на практике территориальные органы могут руководствоваться Порядком, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 28.01.2011 N 30 в период действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.

В соответствии с п. п. 13, 14 Порядка, если в отношении вас пришло время провести плановую проверку, контрольный орган должен уведомить вас об этом не позднее чем за семь рабочих дней до ее проведения. В уведомлении будет указан предмет проверки и проверяемый период, сроки проведения проверки, а также перечень документов и сведений, которые вам понадобится представить. Если контрольный орган планирует провести выездную проверку, он может также попросить вас предоставить помещение для работы контролеров и необходимое для этого оборудование.

Учтите, что плановые проверки в рамках Закона N 275-ФЗ проводят ФАС России и ее территориальные органы на основании Порядка, утвержденного Приказом ФАС России от 15.03.2016 N 240/16.

Внеплановые проверки контрольный орган может инициировать по разным основаниям (ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Внеплановая проверка по жалобе участника закупки — самый распространенный и оперативный вид контроля. Жалобу контрольный орган рассматривает в течение пяти рабочих дней со дня поступления (ч. 3 ст. 106 Закона N 44-ФЗ). Контрольный орган может приостановить спорную закупку до рассмотрения жалобы по существу. Это значит, что вы не сможете заключить контракт до тех пор, пока ваши действия не будут признаны правомерными или пока вы не устраните нарушения.

Рассматривает жалобу специально созданная комиссия, на заседание которой вы будете приглашены. Если вы получили уведомление о внеплановой проверке, подготовьтесь к заседанию комиссии — соберите все запрашиваемые документы и подготовьте отзыв на жалобу с обоснованием своей позиции. Также ознакомьтесь с порядком рассмотрения жалоб, поскольку его нарушение может быть основанием для обжалования решения контрольного органа. Например, для ФАС России такой порядок утвержден Приказом от 19.11.2014 N 727/14.

Обратите внимание: если жалоба в отношении конкретной закупки поступила от физического лица, не соответствующего требованиям к ее участникам (например, у него отсутствует нужная лицензия), ФАС рассмотрит такую информацию только в порядке, установленном для обращений граждан. В таком случае процедура закупки не будет приостановлена (ч. 15.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Внеплановую проверку сведений о нарушениях контрольный орган проводит:

  • при получении заявления физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц;
  • обнаружении самой ФАС признаков нарушения;
  • сообщении СМИ.

Эта проверка может длиться дольше, чем рассмотрение жалобы, но она не влечет приостановления процедуры закупки, поэтому на сроках ее проведения, скорее всего, не скажется. Учтите, что контрольный орган может провести такую проверку в том числе в случае, если в отношении закупки была подана жалоба, которая впоследствии была отозвана заявителем (см. Решение ФАС России от 14.05.2020 по делу N 19/44/99/250).

Еще одним основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения ранее выданного предписания. Помните, что неисполнение предписания также может повлечь наложение административного штрафа (ч. 25 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ).

Результатом проверки (как плановой, так и внеплановой), в ходе которой выявлено нарушение, может стать (ч. 22 ст. 99 Закона N 44-ФЗ):

  • рассмотрение дела об административном правонарушении и наложение штрафа;
  • предписание об устранении нарушений (в том числе об аннулировании закупки). Учтите, что независимо от вида проверки, если контракт по результатам проведенной с нарушением закона закупки еще не заключен, вы не сможете заключить его, пока не исполните предписание (ч. 23 ст. 99 Закона N 44-ФЗ);
  • обращение контрольного органа в суд с заявлением о признании закупки и заключенного по ее результатам контракта недействительными.

Как контролируют заказчиков Казначейство, региональные финансовые органы

Финансовые органы осуществляют два вида контроля:

  • следят за соответствием объемов доведенного до заказчика финансирования данным о закупках в ЕИС;
  • осуществляют внутренний финансовый контроль, в ходе которого могут проводиться проверки, ревизии и обследования.

Контроль сведений, размещенных в ЕИС

Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами контролируют соответствие (п. 2 ч. 1, ч. 5 ст. 99 Закона N 44-ФЗ):

  • сведений в документах планирования — информации о доведенном до заказчика объеме финансирования;
  • информации об ИКЗ и об объеме финансирования на всех стадиях закупки. Извещение сверяется с планом-графиком, протоколы — с извещением, проекты контрактов, направляемые победителям, — с протоколами. Также проверяется достоверность внесенных в реестр контрактов условий контракта.

Правила проведения контроля установлены Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1367.

Контроль планов-графиков и других закупочных документов на соответствие данным о финансовом обеспечении осуществляется контролерами с помощью функционала ЕИС, системы «Электронный бюджет», а также региональных информационных систем. Никаких действий для этого вам предпринимать не надо, размещаемые вами сведения автоматически отправляются на проверку. Если после этого вы не получили никаких сообщений от контролера, а размещаемые документы появились в ЕИС, значит, они прошли проверку. В противном случае вы получите протокол с указанием выявленных нарушений. Документы будут размещены в ЕИС только после устранения таких нарушений (п. п. 14, 15 Правил осуществления контроля).

Если проверяемые сведения содержат гостайну и не размещаются в ЕИС, направьте их контролерам на бумаге или на электронном носителе (п. 9 Правил осуществления контроля). Соблюдайте при этом порядок взаимодействия с казначейством для передачи таких сведений, он утвержден Приказом Минфина России от 04.07.2016 N 104н.

Для региональных заказчиков порядок взаимодействия с контролером устанавливается финансовым органом соответствующего уровня самостоятельно на основе общих правил, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2016 N 120н.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль

Такой контроль осуществляют (ч. 9 ст. 99 Закона N 44-ФЗ):

  • на федеральном уровне — Федеральное казначейство;
  • на уровне субъекта РФ — орган государственного финансового контроля субъекта либо уполномоченное должностное лицо органа исполнительной власти субъекта;
  • на уровне муниципалитета — орган муниципального финансового контроля либо должностное лицо местной администрации.

В ходе контроля проверят соответствие закупок правилам нормирования, обоснованность НМЦК, применение заказчиком мер ответственности в случае нарушения поставщиком условий контракта (ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Контроль за исполнением контракта также является одной из составляющих финансового контроля. В ходе него контрольные органы проверяют соответствие:

  • результатов исполнения контракта — его условиям;
  • использования результатов исполнения контракта — целям осуществления закупки.

В ходе проверочных мероприятий должностные лица контролеров имеют право получать по запросу необходимые сведения, а также беспрепятственно посещать помещения и территории заказчика, проводить в рамках своих полномочий экспертизу или иные контрольные мероприятия.

На федеральном уровне правила проведения Казначейством внутреннего государственного финансового контроля установлены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092.

Порядок проведения внутреннего финансового контроля на уровне субъекта РФ или муниципального образования устанавливается актами органов исполнительной власти соответствующего уровня (п. 3 ст. 269.2 БК РФ).

Периодичность проведения контрольных мероприятий определяется в соответствии с разработанным планом. Они также могут проводиться внепланово на основании решения руководителя контролирующего органа. Например, на федеральном уровне основаниями для внеплановой проверки могут стать в том числе поручение определенных должностных лиц и органов власти, сведения о возможных нарушениях (п. 5 Правил).

Результатом проверки, в ходе которой выявлено нарушение, может стать (ч. 27 ст. 99 Закона N 44-ФЗ):

  • предписание об устранении нарушения. Если контракт по результатам проверенной закупки еще не заключен, вы не сможете заключить его, пока не исполните предписание (ч. 23 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). Также помните, что за неисполнение предписания предусмотрен штраф (ч. 25 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ);
  • рассмотрение дела об административном правонарушении в порядке ст. 23.7 КоАП РФ;
  • обращение контрольного органа в суд с иском о признании закупки недействительной.

Что делать заказчику в ходе контрольных мероприятий

Если в отношении вас контрольным органом ведется проверка, внимательно изучайте запросы, поступившие от контролеров. Передавайте им запрошенные документы и сведения в полном объеме и в установленные в запросе сроки. Взаимодействуйте с должностными лицами контролеров, обеспечивайте им доступ на ваши территории (ч. 26 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). Воспрепятствование контрольным мероприятиям может повлечь административную ответственность. Непредставление запрашиваемых контролерами документов и сведений также может повлечь штраф.

Учтите, если вы не согласны с результатами проверки, в том числе с выданными предписаниями, вы можете обжаловать их в суде.

Рекомендуем:

Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить

именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта . Или позвоните нам по телефонам:
Санкт-Петербург +7 812 467-31-19
Москва +7 499 938-55-47
Федеральный номер 8 800 511-38-53

Кто что контролирует в сфере закупок

    On 05.08.2018 0 Комментарии 44-ФЗ, Гособоронзаказ, ЕИС, Запрос предложений, Казначейство, Контроль закупок, ФАС, ЭТП

Цель системы закупок в государственном секторе — обеспечить прозрачность и экономное расходование бюджетных средств. Этого невозможно добиться без эффективной системы контроля. Поэтому госзакупки контролируются сразу несколькими органами. Кроме того, существует общественный контроль, а также контроль, который должны осуществлять сами заказчики.

Правовое регулирование

Контролю в закупках посвящена глава 5 закона 44-ФЗ. Из нее следует, что в контролирующую систему входят:

  • Федеральная антимонопольная служба;
  • Федеральное казначейство;
  • общественные организации;
  • местные органы власти;
  • государственные заказчики.

Кого и как контролируют?

Уполномоченные органы и организации осуществляют контроль за заказчиками, их контрактными службами и управляющими, членами закупочных комиссий. Однако в системе закупок есть и другие участники:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  • операторы электронных площадок;
  • уполномоченные органы;
  • специализированные организации.

Действия этих участников также контролируются.

Если говорить о том, что именно подлежит контролю, то это каждый этап закупки:

  • планирование процедуры;
  • проведение закупки вне зависимости от способа;
  • исполнение контракта или каждого его этапа;
  • отчетность заказчика и дальнейшее использование закупленных товаров, работ, услуг.

Проведение проверок

Основным механизмом осуществления контроля является проверка, которая может быть как плановой, так и внеплановой. По плану заказчик не может быть проверен чаще, чем один раз в полгода. Но это лишь общий случай — в зависимости от субъекта контроля периодичность меняется. Так, если проверяется закупочная комиссия или специализированная организация, то частота проверок составляет не более одного раза за каждую закупочную процедуру.

А вот что касается проверок незапланированных, то тут никакой периодичности нет. Другое дело, что проводить их без веских оснований неправомерно. Поводом для внеплановой проверки являются поступившие сведения и жалобы, поданные от заинтересованного лица или того, чьи права были нарушены.

Контроль со стороны Антимонопольной службы

ФАС является федеральным органом исполнительной власти, на который с 2013 года возложена контрольная функция в системе закупок. Служба контролирует соблюдение требований закона в обычных процедурах, а также в торгах по гособоронзаказу. Информация о проверках ФАС публикуется в ЕИС.

В ходе контрольных мероприятий представители Антимонопольной службы могут:

Проверяемый субъект должен предоставить специалистам ФАС беспрепятственный доступ в помещение, а также выдавать по их запросам нужные документы.

При этом в отношении определенных решений специалистов заказчика плановая либо внеплановая проверка проводиться не может. К ним относятся:

  1. Характеристики товары — качественные, экологические, функциональные.
  2. Квалификация участников и их работников.
  3. Наличие у участника ресурсов, необходимых для исполнения контракта.
  4. Репутация.
  5. Опыт работы.

При несогласии участника с выводами ФАС он вправе обратиться в суд для обжалования решения службы.

Также Антимонопольная служба контролирует работу ЭТП. Периодичность проведения проверок планового характера — один раз в полгода, внеплановых — по необходимости.

Контроль Федерального казначейства

На Казначейство возложена функция контролировать финансовую сторону закупок. ФК проверяет:

  1. Правильно ли в плане закупок отражен объем финансового обеспечения.
  2. Корректно ли отображается идентификационный код закупки и объем финобеспечения в плановых документах, извещении, документации, контракте и прочих документах, которые сопровождают закупку.

Наряду с Казначейством, такими же полномочиями наделены органы управления государственными внебюджетными фондами, а также региональные финансовые органы.

Контроль ведомств

Государственные органы, органы муниципальной власти и управления внебюджетными фондами, а также госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос» выполняют контрольные функции в сфере закупок. При этом они контролируют заказчиков, которые им подведомственны.

Контроль общественности

Контроль может осуществляться и со стороны общественности. Причем это не только какие-то конкретные общественные организации, но и обычные физические лица. Подразумевается проведение обязательной процедуры общественного обсуждения закупок, начальная цена которых более 1 млрд рублей.

В ходе осуществления своих контрольных функций общественность может:

  • дать независимую оценку итогам закупки;
  • запрашивать у заказчика сведения (но не документы) о том, как исполняется контракт;
  • если выявлены нарушения — обращаться в контролирующие организации или суд.

Кроме того, у представителей общественности есть право подготовить и передать в госорганы свои предложения по изменению законодательства с целью его улучшения.

Обратите внимание! В ходе общественного контроля у заказчика разрешено затребовать только информацию о том, как проходит закупка либо исполняется контракт. А вот документы может требовать только контролирующий орган!

Контроль в оборонном заказе

В рамках гособоронзаказа все проверки проводит ФАС. При этом она контролирует каждый этап в проведении процедуры: обоснование, нормирование, расчет начальной цены, правильность ведения документов, соблюдение заказчиком правил и порядка привлечения к ответственности нарушителей, то, насколько итог контракта соответствует требованиям заказчика и закона, а также насколько использование товараа соответствует цели закупки.

44-ФЗ: полномочия контрольных органов в сфере закупок федерального, регионального и муниципального уровней не тождественны!

Письмо Минфина России и Федеральной антимонопольной службы от 25 августа 2017 г. №№ 24-04-06/55025, РП/59080/17 “О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении контроля в сфере закупок”

1 сентября 2017

В связи с поступающими вопросами о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) при осуществлении контроля в сфере закупок Минфин России и ФАС России сообщают следующее.

1. Частью 3 статьи 99 Закона № 44-ФЗ установлены виды проверок, осуществляемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (далее – контрольный орган в сфере закупок федерального уровня), органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципального района, органами местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок (далее – контрольные органы в сфере закупок регионального и муниципального уровней соответственно), – плановая и внеплановая.

Контрольный орган в сфере закупок каждого уровня наделен полномочиями по проведению плановых проверок в отношении закупок для обеспечения нужд соответствующего уровня.

При этом контрольный орган в сфере закупок муниципального уровня наделен полномочиями по проведению внеплановых проверок в отношении закупок для обеспечения исключительно муниципальных нужд, контрольный орган в сфере закупок регионального уровня – нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, контрольный орган в сфере закупок федерального уровня – любых нужд.

В соответствии с частью 4 статьи 99 Закона № 44-ФЗ контроль в отношении операторов электронных площадок, а также при проведении электронного аукциона (с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона до момента заключения контракта) в отношении иных субъектов контроля (заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, которыми в настоящее время является ФАС России.

Учитывая исключительные полномочия контрольного органа в сфере закупок федерального уровня в отношении субъектов контроля в период проведения электронного аукциона, по мнению Минфина России и ФАС России, не допускается проведение плановых и внеплановых проверок контрольными органами регионального и муниципального уровня с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона (в том числе проводимого для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд) до момента заключения контракта по итогам его проведения.

При этом в отношении закупки, проводимой в форме электронного аукциона, допускается проведение плановых и внеплановых проверок контрольными органами в сфере закупок регионального и муниципального уровня до момента размещения извещения о проведении такого аукциона и после заключения контракта в отношении действий субъектов контроля за исключением оператора электронной площадки, в том числе совершенных в период проведения электронного аукциона с момента размещения извещения о таком аукционе до заключения контракта.

Учитывая изложенное, по мнению Минфина России и ФАС России, в случае получения контрольным органом в сфере закупок регионального и муниципального уровня в период, начиная с момента размещения извещения о проведении такого аукциона до момента заключения контракта (период определения поставщика (подрядчика, исполнителя)), информации, содержащей признаки нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, для проведения внеплановой проверки в отношении электронного аукциона в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона № 44-ФЗ, в целях предупреждения и пресечения нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок такая информация подлежит передаче в контрольный орган в сфере закупок федерального уровня в возможно короткий срок, но не позднее срока, установленного частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

2. В соответствии с частью 22 статьи 99 Закона № 44-ФЗ при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 23.66 КоАП РФ контрольные органы в сфере закупок рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 – 2.1 статьи 7.29, частями 1 – 4.2, 6 – 8, 10, 11, 13, 14 статьи 7.30, частью 2 статьи 7.31, статьей 7.31.1, частями 1 – 6 статьи 7.32, частью 1 статьи 7.32.5, частью 11 статьи 9.16 (за исключением сферы государственного оборонного заказа и сферы государственной тайны), частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 (за исключением сферы государственного оборонного заказа и сферы государственной тайны) КоАП РФ.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 23.66 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени контрольных органов в сфере закупок, указанных в части 1 статьи 23.66 КоАП РФ, в пределах своих полномочий, вправе должностные лица федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа. При этом среди административных правонарушений, в отношении которых в соответствии с частью 7 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, отсутствуют правонарушения, отнесенные в статье 23.66 КоАП РФ к компетенции контрольных органов в сфере закупок.

Таким образом, контрольные органы в сфере закупок муниципального уровня не наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, рассмотрению дел об административных правонарушениях в соответствии с частью 1 статьи 23.66 КоАП РФ.

Кто и как осуществляет финансовый контроль по 44-ФЗ

Статьи по теме

Одна из форм контроля в госзаказе — это финансовый контроль госзакупок. Государство определило специальные органы, которые проводят проверки и выявляют нарушения. Они называются органами финансового контроля по 44-ФЗ. Далее подробно разберем финконтроль в контрактной сфере.

Кто осуществляет финансовый контроль по 44-ФЗ

Финансовый контроль по 44-ФЗ осуществляет Счетная палата, Федеральное казначейство и другие органы. Казначейство наряду с финансовыми органами в регионах и органами управления государственными внебюджетными фондами проводит проверки на:

  • соответствие информации о финобеспечении в плане закупок реальному;
  • соответствие сведений об идентификационных кодах закупок и об объеме финобеспечения в планах и планах-графиках, извещениях, документации, протоколах, проектах контрактов, реестре контрактов.

Работаете по 44-ФЗ?
Для Вас готова подборка специальных материалов »

Закупаете по 223-ФЗ?
Мы знаем, что Вам будет полезно посмотреть »

О правах органов финконтроля говорится в ч. 27 ст. 99 Закона № 44-ФЗ. Они могут:

  • запрашивать необходимые для проверки сведения;
  • беспрепятственно иметь доступ в помещения и на территории, которые занимают заказчики;
  • требования предоставить поставленные товары, показать результаты выполненных работ, оказанных услуг;
  • проводить экспертизы и другие мероприятия по контролю;
  • выдавать предписания и рассматривать дела о правонарушениях.

Чем занимается Федеральное казначейство? Оно контролирует:

  • превышение финобеспечения над установленными лимитами финансирования из казны;
  • заключение госконтрактов на срок, превышающий период действия лимитов из бюджета;
  • уровень НМЦК в плане-графике (проверяет на соответствия начальной цене в плане);
  • предложенные победителями процедур цены;
  • соответствие информации о финансировании в протоколе определения победителя и проекте контракта.

Проверка органа финконтроля: как к ней подготовиться

В этой статье рассмотрим, как проводят плановые проверки и что проверят у заказчика. Дадим рекомендации, чтобы подготовить документы для проверки. Расскажем об ошибках ваших коллег и разъясним, как избежать нарушений.
Из статьи вы узнаете:
☆ Как узнать о проверке и какие документы подготовить;
☆ Что проверяет казначейство у заказчиков;
☆ Какие полномочия есть у проверяющих;
☆ В чем особенности проверок региональных и муниципальных заказчиков;
☆ 11 вопросов, на которые нужно подготовить убедительные ответы;
☆ В чем чаще всего ошибались ваши коллеги в прошлом году.

Финансовый контроль в сфере закупок по 44-ФЗ

Финансовый контроль закупок 44-ФЗ делится на внутренний и внешний, предварительный и последующий. Об этом сказано в ст. 265 БК РФ. Внешний входит в обязанности Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований, внутренним занимаются ФСФБН, органы государственного (муниципального) финконтроля в регионах, местные администрации Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований.

И в том и в другом случае объектами финконтроля являются распорядители и получатели средств из казны. Основная цель проверок — установить законность траты бюджетных средств и соответствие предусмотренным целям.

Органы контроля следят за использованием средств из бюджета своего уровня, а также контролируют межбюджетные трансферты, предоставленные из бюджета другого уровня. По закону, у муниципальных органов финконтроля есть такое же право следить за региональными заказчиками в плане расходования государственных денег, как и у федеральных органов финконтроля. Как региональные и муниципальные органы финконтроля проверяют заказчиков, узнайте в статье

Внутренний финансовый контроль в сфере закупок по 44-ФЗ

Внутренний финансовый контроль включает проверку:

  • соблюдения требований к обоснованию закупок;
  • соответствия нормированию;
  • правильного определения метода и обоснования НМЦК;
  • применения заказчиком мер ответственности при нарушениях со стороны поставщика;
  • соответствия результата исполнения контракта его условиям;
  • правильности учета результата исполнения контракта в документах;
  • соответствия использования товара, работы или услуги заявленным целям.

За ошибки при исполнении контрактов заказчики платят штрафы. Кроме того, контрагент вправе потребовать заплатить неустойку. Органы финконтроля накажут, если неверно измените условия контракта, проведете с ошибками приемку, нарушите сроки отчетности по контракту. Читайте, какие ошибки допускают заказчики и как их избежать на разных этапах закупки. К каждой ошибке пример.

Акты проверок финансового контроля по 44-ФЗ

По результатам финконтроля госзакупок проверяющие должностные лица составляют акт. Он состоит из нескольких частей. В первой указывается наименование контролирующего органа, предмет и основания для проверки, ФИО должностных лиц, тип мероприятия, даты проверки, сведения об объекте контроля (то есть заказчике), перечень документов, которые использовались при проверке.

Далее следует описательная часть акта по результатам финансового контроля закупок 44-ФЗ. В ней подробно описываются все выявленные несоответствия и нарушения, даются ссылки на нормативно-правовые акты.

В заключительной части акта проверяющие указывают свои рекомендации и ставят подписи. Подписать акт также должен представитель заказчика.

Кто осуществляет контрольные функции в сфере государственных закупок по нормам ФЗ-44?

Контрольный орган в сфере государственных закупок, перечень его полномочий и субъектов, которые он призван проверять, определен действующим законодательством в 44-ФЗ.

Кто является контрольным органом в сфере закупок?

Контрольные функции выступают важной частью государственных закупок. Они направлены на эффективное распределение бюджетных денег и формирование прозрачной системы госзакупок.

Перечень контролирующих функций содержится в 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…» от 2013 года, в котором прописана вся схема работы контролирующих инстанций и их базовые задачи.

Система контроля над государственными закупками является трехуровневой и предусматривает контроль на региональном, федеральном и муниципальном уровнях. Данный принцип закреплен в ст. 99 44-ФЗ, который посвящен регулированию контрольных функций в сфере заключения контрактов для государственных и муниципальных нужд.

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

На федеральном уровне контрольные функции принадлежат:

  1. Федеральной антимонопольной службе (п. 1 ч. 1 ст. 99 44-ФЗ). Также данной инстанции были переданы полномочия по контролю в сфере оборонного заказа (согласно п. 2 Постановления Правительства №728 «Об определении полномочий…» от 2013 года).
  2. Федеральному казначейству (по пп. 2,3 ч. 1 ст. 99 ФЗ-44), которое выступает органом бюджетной системы и внутреннего контроля за финансовыми потоками (п. 3 ст. 154, ст. 166.1, п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса).
  3. Органам управления государственными внебюджетными фондами: ПФР, ФСС, ФОМС (п. 2 ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, ст. 144 Бюджетного кодекса).

Что касается региональных и муниципальных контролирующих инстанций, то полномочия в данном случае передаются на основании муниципальных или региональных нормативно-правовых актов.

Разновидности контроля

С точки зрения субъектов контроля различают такие виды как: ведомственный (по ст. 100 44-ФЗ), общественный (по ст. 102 44-ФЗ) и осуществляемый заказчиком (по ст. 101 44-ФЗ). Каждый из этих видов контроля имеет собственные цели и задачи.

Ведомственный контроль предполагает контроль за государственными органами и корпорациями (например, «Росатом» или «Роскосмос») в целях проверки деятельности подведомственных заказчиков.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Такой вид контроля, как мониторинг со стороны заказчика, осуществляется непосредственным инициатором закупки или организатором торгов. Он предполагает проверку и контроль поставщика, субподрядчика и соисполнителя в процессе выполнения ими государственного контракта. Заказчик вправе выполнять контрольные функции и на региональных или муниципальных уровнях проведения торгов.

Общественный контроль осуществляют общественные объединения или организации в статусе юрлица, граждане без какого-либо статуса. Они обладают весьма обширными полномочиями, включающими в свой состав: подачу запросов организаторам торгов о проведении тендера; подача жалоб о применении определенных мер воздействия к нарушителям закона; подача заявлений в суд.

Рассмотрим указанные виды контроля более подробно.

Внутренний контроль

Целью внутреннего контроля со стороны заказчика (по ст. 101 44-ФЗ) является предотвращение возможного нарушения законодательных норм со стороны подрядчиков, исполнителей и соисполнителей.

Заказчик осуществляет контроль и над собственными действиями. Для этого внутри организации разрабатывается внутренняя документация: контракты, шаблоны техзаданий и пр. Целью таких действий является максимальная автоматизация и стандартизация работы.

Общественный контроль

Главная цель общественного контроля состоит в соблюдении принципов открытости и максимальной прозрачности государственных закупок.

Одной из форм такого контроля являются общественные обсуждения госзакупок. Они проводятся с учетом 212-ФЗ. Для этого используются ресурсы специализированных сайтов.

В ходе общественного контроля разрешается запрашивать у заказчика все необходимые документы, проводить мониторинг и оценку эффективности проводимых процедур.

Если были выявлены нарушения законодательства, то составляется жалоба в контролирующие инстанции и составляется обращение в суд.

Ведомственный контроль

Необходимость проведения ведомственного контроля указана ст. 100 44-ФЗ. Его осуществляют сразу несколько инстанций, включая Росатом, Роскосмос и Федеральное казначейство, а также государственные или муниципальные органы.

В органах ведомственного контроля проверяются действия участников госзакупок по следующим параметрам:

  1. Соблюдаются ли ограничения и запреты.
  2. Насколько корректно определена и обоснована начальная максимальная цена контракта.
  3. Соблюдены ли требования о нормировании закупок и к обоснованию приобретения товаров и услуг.
  4. Принимают ли участие в закупках субъекты малого предпринимательства.
  5. Соблюдаются ли процессуальные требования к определению поставщиков.

Также в ходе ведомственного контроля поставщиками анализируются сведения о размере финансового обеспечения, информация об идентификационных кодах закупок, отчетность по результатам закупок.

Функции и полномочия контролирующих инстанций

Постановление Правительства №1489 от 2014 года содержит указание на функционал, которым наделена Федеральная антимонопольная служба. Она должна заниматься:

  1. Контролем и надзором за состоянием конкуренции на рынке, сферой закупок.
  2. Проведением согласования по закрытым процедурам.
  3. Разработкой необходимых нормативно-правовых актов.
  4. Общественным и финансовым контролем.

Для выполнения своих функций законодатель снабдил ФАС следующими полномочиями:

  1. Правом сбора сведений о контролируемых инстанциях: заказчике, уполномоченных инстанциях (управляющих), закупочных органах, специализированных организациях, операторах торгов.
  2. Проведением плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки могут проводиться не чаще раза в 6 месяцев. Внеплановая проверка проводится не чаще 1 раза за всю закупку и назначается на основании поступившей жалобы на действия или бездействие заказчика; информации о нарушении закупочного законодательства и прочим основаниям.

В случае обнаружения нарушений уполномоченный за осуществление контрольных функций орган (согласно ч. 7 ст. 106) вправе предпринять следующие меры:

  1. Составить протокол об административном правонарушении.
  2. Выдать предписание об устранении правонарушения.
  3. Отменить процедуру закупки, если заказчик проигнорировал замечание.

ФАС также вправе обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о признании закупки недействительной.

Таким образом, в России действует разноплановая и многоуровневая система контроля за проводимыми торгами. Ключевым контрольным органом является Федеральная антимонопольная служба, которая обладает развитой сетью территориальных подразделений по всей стране. Помимо этого, участники государственных закупок могут подвергаться общественному контролю со стороны граждан и общественных объединений. При выявлении нарушений контролирующие инстанции могут приостановить закупку, привлечь должностных лиц к административной ответственности в виде штрафов и пр.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источники:
http://goszakupkirf.ru/poleznye-stati/228-kontrol
http://urist7.ru/gosudarstvennye-zakupki/kakie-organy-osushhestvlyayut-kontrol-v-sfere-zakupok-po-zakonu-n-44-fz.html
http://zakupki-kontur.ru/news/kto-chto-kontroliruet-v-sfere-zakupok/
http://gz-konsalting.ru/info/news/44-fz-polnomochiya-kontrolnykh-organov-v-sfere-zakupok-federalnogo-regionalnogo-i-munitsipalnogo-uro/
http://www.pro-goszakaz.ru/article/103306-qqq-18-m12-finansovyy-kontrol-po-44-fz
http://zakonguru.com/goszakupki/44/kontrolnyj-organ.html
http://101million.com/dokumenty/pisma/zapros/kotirovok/obrazets-zayavki.html

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию