Какие существенные условия включает госконтракт, какова процедура его исполнения, и чем грозит нарушение условий?

Какие существенные условия включает госконтракт, какова процедура его исполнения, и чем грозит нарушение условий?

Причинами неоднозначного осмысления указанных договорных условий являются как устоявшееся с советского периода понимание договора, которое не учитывает происшедших изменений его значения и сущности в рыночной экономике, так и сложность законодательного определения этого понятия, допускающего различное толкование.

Заключение контракта с нарушением объявленных условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с Законом N 44-ФЗ заключается контракт, влечет административную ответственность, предусмотренную ч.ч. 1, 2 ст. 7.32 КоАП РФ.

В Обзоре содержатся позиции ВС РФ по значительному спектру вопросов применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Существенные условия договора: комментарий к новой редакции ст.432 ГК РФ

Существенные условия договора – это такие условия, без прямого согласования которых договор не является заключенным и не порождает правовые последствия. В случае отсутствия в договоре существенного условия пробел в договоре носит фатальный для его судьбы характер.
В документации о закупке может быть упомянуто, что цена контракта может быть снижена без уменьшения обязательств исполнителя.

Что касается заказчиков, то, по мнению экспертов, должностные лица при проведении закупок уже и без того озабочены грузом ответственности, установленной действующей редакцией КоАП РФ. Так, уже давно в регионах известен термин «штрафы в рассрочку»: когда месячной зарплаты специалиста по закупкам не хватает на уплату наложенного на него штрафа и таковой удерживается из зарплаты частями.

2.1 Существенные условия государственных и муниципальных контрактов

Классификацию условий договора можно проводить по разным основаниям, но для признания его заключенным правовое значение имеет выделение существенных условий.

Государственный или муниципальный контракт на поставку товаров, работ или услуг с победившим в закупочной процедуре лицом, с юридической точки зрения, является договором купли-продажи, но имеет ряд существенных отличий от типового гражданского договора.

Вышеуказанным п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ к условиям контракта отнесены также сведения об источнике финансирования . Однако, по нашему мнению, это является ошибкой юридической техники, поскольку таковые сведения не могут быть отнесены к условиям контракта. Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.
В случае, когда величина штрафа не определена, условие о неустойке за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту признается несогласованным.

Из п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ прямо следует, что контракты, заключаемые в соответствии с этим Законом, в том числе государственные и муниципальные (см. п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ), являются гражданско-правовыми договорами. Поэтому ко всем договорам (контрактам), заключаемым заказчиками, руководствующимися Законом N 44-ФЗ, применяются нормы Гражданского кодекса РФ. Вместе с тем нормы Закона N 44-ФЗ являются специальными, а потому имеют приоритет над общими (см. определение Конституционного Суда РФ от 05.10.2000 N 199-О). Соответственно, нормы Гражданского кодекса РФ применяются к контрактам, заключаемым в соответствии с Законом N 44-ФЗ, поскольку иное не предусмотрено нормами этого Закона.

Согласно заключенному контракту стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение его условий. При этом конкретный размер штрафа, исчисляемый в том числе с учетом законодательства о контрактной системе, в контракте предусмотрен не был.

К ним после принятия проекта будут применяться нормы всей глава УК РФ, которой предусмотрена ответственность от наложения штрафа до лишения свободы.

Последнее условие необходимо только для госконтрактов на сумму свыше миллиарда рублей или для муниципальных контрактов на сумму свыше 100 миллионов рублей.

Необходимо обратить внимание на различный подход к исследованию данной проблемы. Нет единой точки зрения по вопросу о том, в каком аспекте рассматривать договор, изучая его существенные условия.
В Обзоре разъясняется, какие требования допустимо устанавливать в отношении закупаемых товаров (далее по тексту под товаром понимаются совокупно товары, работы и услуги, если из контекста не следует иное). ВС РФ отмечает, что при осуществлении закупок должен соблюдаться не только принцип обеспечения конкуренции, но и принципы эффективности осуществления закупки и ответственности за результативность обеспечения государственных нужд.

На этот раз это комментарий к новой редакции ст.432 ГК о существенных условиях договора. Как обычно, напоминаю, что этот мой текст предварительный и не окончательный. Он еще будет дорабатываться, в том числе с учетом Ваших замечаний и предложений. Так что буду очень благодарен за любые отзывы. Напомню, что эти мои периодически выкладываемые на Закон.ру комментарии — часть готовящегося мною в соавторстве с рядом коллег (Р. Бевзенко, В. Байбак, А. Павлов и М.

Таким образом, единые и прозрачные правила сотрудничества бизнеса и государства пока не появились. Даже в случае такого простого договорного условия, как срок действия контракта, сохраняется во всей своей цветущей сложности «букет» неодинаковых правовых последствий, обусловленных использованием различных подходов к его определению.

Определению существенных условий договора уделяется значительное внимание в юридической литературе, однако их однозначного понимания как в теории, так и в правоприменительной практике до сих пор нет. Между тем эта проблема очень актуальна, поскольку от правильного решения вопроса о наличии или отсутствии в договоре существенных условий зависит признание его заключенным.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, в этом случае определять существенность причиненного ущерба будет только суд в судебном заседании. Следует учитывать, что ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ введено единое требование: контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (далее — извещение) или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — контрагент), документацией о закупке (далее — документация), заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, когда в соответствии с этим Законом извещение или приглашение принять участие в определении контрагента, документация, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. Фактически это исключение касается только заключения контракта с единственным контрагентом.

Законопроект расширяет круг ответственных лиц, которых можно привлечь к уголовной ответственности за должностные преступления.
Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.

Например, было признано допустимым установление требования о поставке лекарственного препарата во флаконе или в ином эквиваленте, позволяющем обеспечить герметичность упаковки после вскрытия.

Как обычно, напоминаю, что этот мой текст предварительный и не окончательный. Он еще будет дорабатываться, в том числе с учетом Ваших замечаний и предложений. Так что буду очень благодарен за любые отзывы. Напомню, что эти мои периодически выкладываемые на Закон.ру комментарии — часть готовящегося мною в соавторстве с рядом коллег (Р. Бевзенко, В. Байбак, А. Павлов и М.

В связи с этим при установлении требований к объекту закупки заказчик должен исходить из собственных потребностей и специфики использования закупаемого товара в рамках осуществляемого заказчиком вида деятельности.
Во-первых, это условие о предмете договора. Понятие предмета договора носит достаточно размытый характер и может провоцировать судебные споры о том, какие конкретно условия определяют предмет договора. В то же время, этот критерий вряд ли имеет приемлемые альтернативы, так как составить и зафиксировать в законе исчерпывающий список существенных условий всех известных поименованных договоров и тем более договоров непоименованных просто невозможно.

Вместо фиксированной цены допустимо установить максимальное значение и формулу расчета цены при закупке следующих видов услуг или работ:

  • страхование;
  • оценка недвижимости;
  • кредитование;
  • капитальное строительство;
  • поставка топлива.

Считается, что предлагаемые законопроектом меры позволят значительно снизить злоупотребления в сфере исполнения государственных и муниципальных задач, которые угрожают стабильности экономических отношений. Изменения могут быть внесены в КоАП РФ, УК РФ, УПК РФ.

При этом положения ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ о заключении контракта на условиях, предусмотренных как извещением или приглашением принять участие в определении контрагента, документацией, так и заявкой, окончательным предложением участника закупки, по нашему мнению, касаются наименования и описания объекта закупки и цены контракта — положений, которые в принципе могут изменяться по сравнению с указанными в извещении и документации при любых конкурентных способах закупки (см. п. 2 ч. 2 ст. 51, ч. 3 ст. 66 и ч. 4 ст. 68, п.п. 1, 2 ч. 3 ст. 73, п. 2 ч. 2 ст. 88 и ч. 3 ст. 90 Закона N 44-ФЗ). (Подробнее вопросы об определении объекта закупки и цены контракта рассмотрены в отдельных материалах).

К отличиям этих документов относятся:

  • особый порядок определения сторон контракта;
  • наличие ряда обязательных существенных условий;
  • государственная гарантия оплаты;
  • определенные законом сроки подписания и исполнения.

Закона N 44-ФЗ закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Для комплексного анализа существенных условий договора необходимо тщательное изучение их формирования и согласования на различных стадиях договорного процесса, тем более что выделение различных значений договора в достаточной степени условно. Так, письменная форма договора-сделки — это и есть договор-документ.

Существенные условия контракта по 44-ФЗ

Существенные условия госконтракта

44-ФЗ не содержит четкое описание такого термина, однако можно воспользоваться положениями ст. 432 Гражданского кодекса. Существенные условия контракта по 44-ФЗ — это условия, которые необходимо включить в договор по требованию закона. Без них договор можно признать недействительным.

Контракт заключается в соответствии с извещением, документацией, заявкой и окончательным предложением победителя (ч. 1 ст. 34 44-ФЗ). Таким образом, условия, которые указаны в этих документах, тоже можно считать существенными.

Виды существенных условий

Помимо сведений, которые указаны в извещении и документации (наименование и описание объекта закупки, количество, место, сроки доставки, выполнения работы или оказания услуги, источник финансирования, гарантийные обязательства, осуществление монтажа, наладки и другие) к существенным условиям относятся:

  1. Цена, как она определяется, формула расчета и максимальное значение (Постановление Правительства РФ от 13.01.2014 № 19).
  2. Порядок и срок оплаты, приемки товара, работы или услуги.
  3. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
  4. Способ и размер обеспечения исполнения договора, а также срок возврата этих денег.
  5. При цене от 1 млрд. руб. для федеральных нужд и от 100 млн. руб. для нужд субъекта — обязанность поставщика предоставлять информацию обо всех подрядчиках, которых он привлекает к исполнению контракта, если им отдается свыше 10% от общего объема работ. А также ответственность за нарушение этого требования.
  6. Банковское сопровождение только в банках, которые прошли предварительный отбор, применяется для госконтрактов стоимостью от 1 млрд. руб. для нужд субъекта, от 200 млн. руб. для муниципальных нужд (ПП от 20.09.2014 г. N 963).
  7. Сколько субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций можно привлечь. А также ответственность за непривлечение, если заказчик установил такое требование в документации.
  8. Возможность одностороннего отказа от исполнения.

Содержание отдельных видов договора определяются специальными актами. Например, Постановление от 18.08.2010 № 636 устанавливает требования к энергосервисному контракту, Постановление от 12.05.2017 № 563 — на работы по одновременному проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Заказчик вправе не применять эти требования при заключении договора с единственным поставщиком.

Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ

Закон о контрактной системе позволяет внести изменения в существенные требования договора. Помните, что изменять их можно только на этапе исполнения, а не заключения договора. Случаи, когда можно внести изменения, определяет ст. 95. В контракте можно изменить:

  1. Снижение цены без изменения объемов.
  2. Увеличение или уменьшение количества товара, работ, услуг не более чем на 10%.
  3. Изменение регулируемых цен (тарифов) согласно актам РФ.
  4. Изменение по медицинским показаниям перечня услуг, которые связанны с лечением гражданина РФ за пределами территории РФ.
  5. Улучшение качественных, технических и функциональных характеристик товара.

Уважительной причиной для корректировок будет считаться уменьшение ранее доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств. Или ситуация, когда исполнение контракта без изменения невозможно по независящим от сторон обстоятельствам.

Какие существенные условия включает госконтракт, какова процедура его исполнения, и чем грозит нарушение условий?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Какие существенные условия включает госконтракт, какова процедура его исполнения, и чем грозит нарушение условий?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Нарушение сторонами существенных условий контракта грозит, в первую очередь, прописанными в нем штрафными санкциями. В некоторых случаях это может стать поводом для одностороннего расторжения или расторжения в судебном порядке.

Если заказчик запрещает выполнение работ, то запрет должен быть в письменном виде, если не оформлено письменно, подрядчик должен был при каждом не допускается составлять письменное претензию к заказчику.

Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ

Их наличие или отсутствие в тексте контракта никак не повлияет на возможность его расторжения. Эти основания рекомендуется включить в документ лишь для удобства сторон, чтобы они имели представление о возможных причинах для одностороннего расторжения госконтракта.
Если проштудировать Гражданский кодекс, то в нем можно найти множество оснований для расторжения договоров разных типов в одностороннем порядке. Далее рассмотрим наиболее распространенные из них.

Прокуратурой города Обнинска в результате проверки ОАО «Хлебокомбинат» выявлены нарушения требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Технического регламента Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утв. решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880.

В очередной раз представители прокуратуры разъяснили антикоррупционное законодательство, акцентировав особое внимание на основных его целях и задачах, а также проинформировали собравшихся о результатах работы прокуратуры города Обнинска за истекший период 2018 года в сфере надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Можно привести много примеров законодательных норм, которые регламентируют существенные условия договоров. Остановимся на некоторых из них. Объектом земельных правоотношений может быть земельный участок, границы которого удостоверены и описаны в установленном порядке (ст. 6 ЗК РФ).

Стратегически важные отраслевые учреждения (Росатом, Рособоронзаказ) могут принимать нормативные акты, регламентирующие ответственность сторон в типовых проектах контрактов.

P.S. Общее предупреждение для всех! Прежде чем что-то сделать — обязательно посоветуйтесь с юристом, специализирующемся на аналогичных вопросах.

Таким образом, указание на товарный знак «УАЗ» при описании предмета закупки является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Статья 5.58. Нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах порядка выдачи открепительного удостоверения и невыполнение требований о его изъятии. Нарушение порядка использования специального знака (марки).

Каковы порядок и условия работы с государственным контрактом?

На первом этапе принимается решение об отказе от госконтракта. У заказчика такому решению может предшествовать экспертиза предмета закупки. При этом в заключение эксперта должно быть указано, что имеет место нарушение условий контракта, из-за которых он может либо должен быть расторгнут.

В соответствии с п. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе по общему правилу цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

Комиссией установлено, что в техническом задании документации электронного аукциона предмет закупки описан как «автомобиль УАЗ-298924 или эквивалент».

Муниципальный контракт заключается от имени муниципального образования для обеспечения муниципальных нужд.

Для заключения мирового соглашения нужен особый акт — определение суда, без которого оно не получает юридической силы (ст. 39, 173 ГПК РФ, ст. 139-142 АПК РФ)*(111). Кстати сказать, многие предприниматели не знакомы с данным требованием нашего законодательства. Поэтому в российской деловой практике часто встречаются мировые соглашения, составленные в простой письменной форме.

Также об этом прямо говорится в пункте 1 статьи 767 ГК РФ: при изменении (уменьшении) финансирования контракта можно требовать от заказчика в том числе и переноса сроков его исполнения.

Понятие государственного (муниципального) контракта определено в п. 8 ст. 3 Закона о контрактной системе. Им признается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Таким образом, предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, равно как и срок действия контракта, может быть изменен только в случаях, установленных Законом № 44‑ФЗ.

Понятие государственного (муниципального) контракта определено в п. 8 ст. 3 Закона о контрактной системе. Им признается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

С марта 2015 г. в законе присутствуют нормы об антикризисных возможностях по изменению госконтрактов (ч. 1.1 ст. 95 закона № 44-ФЗ).

Проведенной прокуратурой города Обнинска Калужской области проверкой установлено, что у одного из предприятий города образовалась задолженность перед 31 работником с мая 2018 года по июль 2018 года в размере, более 3,5 млн. рублей.

По прошествии 10 дней после наступления даты уведомления контракт считается расторгнутым. Если расторжение контракта инициировал заказчик, то информация о поставщике передается в РНП. Но еще до истечения этого срока исполнитель может постараться устранить указанные недостатки. Если он это сделает, а также возместит заказчику затраты на экспертизу, то последний будет вынужден свое решение отменить.

Прокуратурой города объявляется конкурс по отбору кандидатов на поступление в ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации», ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет им. О.Е.Кутафина (МГЮА).

Государственный или муниципальный контракт на поставку товаров, работ или услуг с победившим в закупочной процедуре лицом, с юридической точки зрения, является договором купли-продажи, но имеет ряд существенных отличий от типового гражданского договора.

Вместо фиксированной цены допустимо установить максимальное значение и формулу расчета цены при закупке следующих видов услуг или работ:

  • страхование;
  • оценка недвижимости;
  • кредитование;
  • капитальное строительство;
  • поставка топлива.

Исходя из условий контракта, (а их надо внимательно прочесть) Вам лучше (тут уж Вам решать) обратиться в суд за взыскание задолженностей.

Почему-то многие исполнители по госконтрактам об этом забывают, а возникающие проблемы решают дедовским способом — на словах. Не можем исполнить какие-либо обязательства, и представитель заказчика говорит: «не проблема, давайте вместо этого сделаем вот это».

Например, когда он предоставил некачественную проектную документацию, или не обеспечил вовремя исполнителя техническими условиями, или не в срок передал площадку для строительства, реконструкции, капитального ремонта и др.

Согласно части 2 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 настоящего закона.

Является ли место доставки товара в договоре, заключенном по результатам конкурса по Федеральному закону от 05.

В настоящей главе существенные условия договора рассматриваются с учетом требований специального законодательства (корпоративного, антимонопольного, процессуального и проч.). Особое внимание уделяется основным категориям споров, связанных с признанием договоров незаключенными, определяется соотношение понятий «недействительный договор» и «незаключенный договор».

Многие заказчики и поставщики/исполнители/подрядчики считают, что существенные условия контракта — это что-то незыблемое и изменять их нельзя ни при каких обстоятельствах после того, как аукцион прошел. На самом деле это не так. Есть ситуации, в которых можно вносить изменения в текст контракта, ели достигнуто соглашение между сторонами.

Данную точку зрения разделяет и Минфин России, которому сегодня переданы полномочия регулятора контрактной системы (письмо от 22 апреля 2016 года № 02-02-15/24252). Того же мнения придерживаются и контрольные органы, например ФАС России (решение от 29 января 2015 года по делу № К-69/15).

После получения от исполнителя указанного выше письменного обращения госзаказчик в срок не более чем 30 дней принимает решение о внесении изменений в контракт, изменение оформляется дополнительными соглашением.

Курирует порядок привлечения граждан к административной ответственности и порядок исполнения решений по делам административного характера. Рассматривает такие вопросы, как административная ответственность должностных лиц, иностранных граждан и т.п., презумпция невиновности, принцип равенства перед законом, возраст, с которого вступает в силу административная ответственность и др.

В частности, там установлено, что изменить контракт в порядке части 1.1 статьи 95 закона № 44-ФЗ можно лишь при одновременном соблюдении трех условий.

Что должен содержать контракт по 44-ФЗ?

Согласно пункту 2 статьи 432 указанного выше кодекса, существенными условиями может считаться та информация, которая должна быть включена в контракт в обязательном порядке (в рамках Федерального закона №44 она определена в статье 34). Кроме того, сюда же можно отнести те моменты, относительно которых по инициативе одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Для того чтобы между заказчиком и победителем закупки не возникало споров по поводу существенных условий, некоторые заранее вносят информацию о том, что к ним относить, в проект контракта. Такое решение является, по сути дела, оптимальным для обеих сторон и поможет в непредвиденных ситуациях избежать судебных урегулирований разногласий.

Наиболее простым способом разорвать госконтракт для заказчика является односторонний отказ от его исполнения. Для поставщика же это может повлечь негативные последствия. Однако контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке и по его инициативе. Но кто бы ни разорвал контрактные отношения, для этого нужны веские основания.

В документации о закупке может быть упомянуто, что цена контракта может быть снижена без уменьшения обязательств исполнителя.

Статья 7.32. Нарушение порядка заключения, изменения контракта

Калькулятор-онлайн налога УСН: На сайте производится полный расчет всех показателей декларации УСН БЕСПЛАТНО.

Остальные подрядчики столкнутся с необходимостью завершить проект по ранее согласованной цене себе в убыток (вследствие роста цен на используемые материалы и оборудование) или будут искать возможность выхода из проекта.
В силу ст. 49 каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Существенные условия контракта по 44-ФЗ и их изменение

В Федеральном законе №44 понятие существенные условия контракта используется неоднократно. Однако его четкого, да и не четкого тоже, определения не дано. В связи с этим у заказчиков и поставщиков/исполнителей/подрядчиков возникает немало вопросов: что же это за условия, что именно непременно должно оставаться постоянным в тексте контракта. Ведь по закону существенные условия изменяются, в соответствии с частью 3 статьи 34, только в исключительных случаях, определенных статьей 95 44-ФЗ.

Что является существенными условиями

В Федеральном законе №44 и других правовых актах, связанных с государственными закупками, как таковое понятие существенных условия контракта отсутствует. Однако оно есть в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГКРФ).

Согласно пункту 2 статьи 432 указанного выше кодекса, существенными условиями может считаться та информация, которая должна быть включена в контракт в обязательном порядке (в рамках Федерального закона №44 она определена в статье 34). Кроме того, сюда же можно отнести те моменты, относительно которых по инициативе одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Для того чтобы между заказчиком и победителем закупки не возникало споров по поводу существенных условий, некоторые заранее вносят информацию о том, что к ним относить, в проект контракта. Такое решение является, по сути дела, оптимальным для обеих сторон и поможет в непредвиденных ситуациях избежать судебных урегулирований разногласий.

Какие условия контракта относятся к существенным

Тем не менее, что бы не было прописано в контракте, с существенными условиями все же стоит быть осторожнее. Логично было бы отнести к ним все, что определено как необходимое содержание, в соответствии со статьей 34 44-ФЗ. В общем случае, основываясь на нормах ГКРФ и Федерального закона №44 это будет следующая информация:

  • предмет контракта (наименование товара/услуги/работы) и его характеристики (описание, сметы на выполнение работ и так далее);
  • количество поставляемого товара/объем оказываемых услуг/объем выполняемых работ;
  • срок поставки товара/оказания услуг/выполнения работ, в случае если контракт предусматривает этапы – начало/окончание каждого из них;
  • цена контракта;
  • порядок и сроки оплаты поставленного товара/оказанных услуг/выполненных работ;
  • ответственность каждой из сторон за нарушение условий контракта, в том числе размер штрафных санкций для заказчика и поставщика/исполнителя/подрядчика.

Разъяснения, касающиеся вопросов, связанных с существенными условиями контракта, даны Минэкономразвития России в письме №Д28и-2286 от 3 августа 2015 года.

Можно ли изменять существенные условия контракта и в каких случаях

Многие заказчики и поставщики/исполнители/подрядчики считают, что существенные условия контракта – это что-то незыблемое и изменять их нельзя ни при каких обстоятельствах после того, как аукцион прошел. На самом деле это не так. Есть ситуации, в которых можно вносить изменения в текст контракта, ели достигнуто соглашение между сторонами. Главное, чтобы такая возможность была прописана в документации и самом контракте, а все “правки” оформлены официально, с заключением дополнительного соглашения.

В 2015 и 2016 году, согласно части 1.1 статьи 95 44-ФЗ было позволено изменять практически все перечисленные выше условия. С 1 января 2017 года, если не будет внесено дополнительных изменений в закон, ситуация несколько ужесточается, придется ориентироваться только на случаи, описанные в части 1 статьи 95 Федерального закона №44. Их не так много и некоторые моменты, действительно, не будут подлежать изменению ни при каких условиях, даже если достигнуто соглашение сторон.

Часто возникает еще один вопрос – а можно ли изменить условия контракта при его подписании? Здесь ответ однозначный – нет. Проект должен в точности соответствовать тому, который был предложен в документации. Если стороны пришли к какому-то соглашению, то изменения вносить можно будет только после того, как контракт подписан.

Проще всего внести изменения в условия контракта еще до начала торгов – когда идет подача заявок. Здесь можно менять все. Главное – уложиться в соответствующие сроки, позволяющие вносить изменения в извещения и документацию о закупке.

Чем грозит нарушение существенных условий контракта

Нарушение сторонами существенных условий контракта грозит, в первую очередь, прописанными в нем штрафными санкциями. В некоторых случаях это может стать поводом для одностороннего расторжения или расторжения в судебном порядке.

Поставщики/исполнители/подрядчики, нарушившие существенные условия контракта (если этот факт официально зафиксирован) наверняка попадут в реестр недобросовестных поставщиков.

Может возникнуть еще одна ситуация. Вроде бы, условия изменены по соглашению сторон. Однако сделано это без законных оснований, в случае, не предусмотренных законом. В этом случае, если факт “всплывет” при проверке контролирующим органом, ответственность понесут обе стороны. Чаще всего это штраф, но может быть и более суровое наказание.

Что такое существенные условия контракта по 44-ФЗ, и какие условия относятся к существенным?

Термин «существенные условия» достаточно часто встречается в 44-ФЗ, но сама расшифровка его в законодательстве не содержится. Для понимания данного термина нужно обратиться к Гражданскому кодексу.

Понятие

В п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса приведено понятие существенных условий. Под такими условиями здесь понимаются условия о предмете контракта; условия, названные существенными или необходимые для включения в договора этого вида, и все условия, относительно которых стороны должны договориться.

Существенные условия закреплены в госконтракте и не могут изменяться (за некоторыми исключениями). Если контракт не содержит существенные условия, то он считается недействительным.

Для того чтобы между заказчиками и победителями закупки не возникало спорных ситуаций по вопросу существенных условий, они заранее оговаривают между собой, что подлежит отнесению к таким условиям. Это позволяет сторонам избежать судебного урегулирования возникших разногласий.

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Что относится к существенным условиям

Существенные условия по 44-ФЗ определяются с учетом положений Гражданского кодекса и зависят от типа договора. Также заказчикам следует руководствоваться положениями статьи 34 44-ФЗ, где оговорено обязательное содержание договора.

В случае заключения в рамках 44-ФЗ договора подряда и договора на оказание услуг к существенным условиям относят:

  1. Предмет договора, разновидность и предполагаемые объемы работ по п. 1 ст. 432 ГК либо виды и объем услуг по п. 1 ст. 432, п. 1 ст. 779 ГК.
  2. Сроки выполнения работы или услуги (начальный и конечный). В договоре могут быть прописаны финальные сроки работы и сроки окончания каждого этапа (по п. 1 ст. 708, 783 Гражданского кодекса).
  3. Цена работы (услуги) и способ ее определения по п. 1 ст. 709, ст. 783 Гражданского кодекса. Если заключается договор строительного подряда, и цена работ определяется сметным расчетом, то смета прилагается к контракту и выступает его неотъемлемым условием на основании п. 3 ст. 709 Гражданского кодекса.
  4. Сроки и порядок оплаты выполненных заказчиком работ (услуг) по п. 1 ст. 711, ст. 781 ГК.
  5. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств заказчика по контракту по п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса.

Для договоров поставки товаров по 44-ФЗ в качестве существенных могут выступать:

  1. Предмет договора: в данном случае наименование и количество поставляемых товаров по п. 1 ст .432, п. 3 ст. 455, ст. 465 ГК.
  2. Сроки поставки товаров по пп. 1, 2 ст. 457 ГК.
  3. Цена товара по п. 1 ст. 485 ГК.
  4. Порядок оплаты поставленных товаров и сроки, в которые она должна быть произведена заказчиком по п. 1 ст. 486 ГК.
  5. Ответственность заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту по п. 1 ст. 432 ГК.

Также разъяснениями по вопросам существенных условий контракта приведены Минэкономразвития РФ в письме №Д28и-2286 от 2015 года.

С учетом того, что нормативно-правовая база не уточняет, какие именно условия могут стать существенными, к таким стороны могут отнести любые условия, которые признаны сторонами таковыми по п. 1 ст. 432 ГК.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

В частности, стороны могут отнести к существенным условиям такие:

  1. Способ и величина обеспечения в рамках госконтракта, а также сроки для возврата внесенных денег поставщику после исполнения договорных условий.
  2. Обязанность поставщика (исполнителя) информировать заказчика обо всех субподрядчиках, если им отдается более 10% от общего объема работ и при цене от 1 млрд р. для федеральных контрактов, от 100 млн р. – для региональных.
  3. Банковское сопровождение, полученное только в банках, которые прошли предварительный отбор.
  4. Численность субподрядчиков из числа малого предпринимательства и социально ориентированных НКО, которые можно привлечь к госконтракту, или обязанность поставщика привлекать к госконтракту таких участников.
  5. Возможности для одностороннего отказа от исполнения контракта (или невозможность этого).

Дополнительные требования к заключаемым контрактам определяются с учетом специальных нормативно-правовых актов. В частности, Постановления Правительства от 2010 года №636 при подписании энергосервисного контракта, Постановления от 2017 года №563 при заключении договора по проектированию и строительству объектов капстроительства.

Возможно ли условия изменить

Для внесения изменений в государственный контракт такая возможность должна быть предусмотрена текстом такого договора. Также сторонам следует позаботиться о правильном документальном оформлении изменений через подписание дополнительного соглашения.

Если стороны пришли к соглашению, то вносить в госконтракт изменения допускается только после того, как контракт был подписан.

В каких случаях допускается

Существенные условия подлежат изменению только на основании положений ч. 3 ст. 34 44-ФЗ и в случаях, которые оговорены ч.1 ст.95 44-ФЗ.

В ст. 95 44-ФЗ приведено 7 оснований для внесения изменений в госконтракт. Можно изменять:

  1. Цену договора как существенное условие в сторону снижения можно изменять по соглашению сторон без изменения количества поставленных товаров, выполняемых товаров и услуг, а также прочих договорных условий (при этом цена контракта должна определяться с учетом Постановления Правительства РФ от 2014 года №19).
  2. Цену договора в случае изменения объема товара, работы или услуги на 10%.
  3. Цену договора при изменении регулируемых тарифов на газ, воду, свет или тепло.
  4. Цену и количество товаров, объем выполненной работы или оказанной услуги, сроки выполнения работ при уменьшении финансирования бюджетной организации также можно рассматривать как уважительную причину для изменения госконтракта.
  5. Качество товара, его технические и функциональные характеристики в сторону улучшения.
  6. Количество товара на сумму, которая не превышает разницы между ценой победителя и НМЦК, если эта возможность предусмотрена закупочной документацией.
  7. Цену договора при изменении перечня медицинских услуг в процессе лечения гражданина за границей.

Других оснований для внесения изменений в договор быть не может.

Это норма применима ко всем договорным обязательствам, которые были заключены в рамках 44-ФЗ.

Чем грозит нарушение условий

Ответственность за нарушение существенных условий контракта влечет за собой штрафные санкции, которые предусмотрены самим договором. Например, поводом для наложения штрафов может стать просрочка исполнителя при выполнении работ по договору или поставке товара либо несвоевременная оплата работ после подписания акта приема-передачи. Штрафы и пени по 44-ФЗ рассчитываются с учетом законных требований Постановления Правительства №1042 от 2017 года.

В случае грубых нарушений это может стать поводом для расторжения договора в судебном порядке.

Также поставщики, которые грубо нарушили договор, могут быть включены в реестр недобросовестных поставщиков. В данном случае факт существенного нарушения договора должен быть зафиксирован должным образом.

Но только факт документального оформления изменений существенных условий контракта не может стать основанием для признания его законным. За внесение правок в госконтракт по основаниям, которые не указаны в 44-ФЗ, сторонам грозят штрафные санкции по ч. 4 ст. 7.32 КоАП. Штраф для должностных лиц составляет 20 тыс. р., а для юрлиц – 200 тыс. р.

Таким образом, понятие существенных условий приведено в Гражданском кодексе. К ним относятся условия, которые в обязательном порядке включаются в государственный контракт, и он считается незаключенным при их отсутствии. Вносить изменения в контракт по 44-ФЗ допускается в ограниченном перечне случаев, которые перечислены в ст. 95 44-ФЗ. Если изменения были внесены в обход данной правовой нормы, то заказчику и поставщику грозит административная ответственность в виде крупного штрафа. Нарушение существенных условий договора грозит сторонам наложением штрафных санкций, расторжением договора в одностороннем порядке.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Какие существенные условия включает госконтракт, какова процедура его исполнения, и чем грозит нарушение условий?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Какие существенные условия включает госконтракт, какова процедура его исполнения, и чем грозит нарушение условий?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Проще всего внести изменения в условия контракта еще до начала торгов — когда идет подача заявок. Здесь можно менять все. Главное — уложиться в соответствующие сроки, позволяющие вносить изменения в извещения и документацию о закупке.

В рамках 44 фз был заключен госконтракт. Через 10 дней от момента подписания госконтракта Заказчик вводит запрет на выполнения работ, который продлился 159 дней. Далее Заказчик снимает запрет на выполнение работ и Подрядчик (мы) приступаем к работам. Следовательно, в сроки Подрядчик не укладывается.
Планируем расторгнуть Госконтракт в связи с существенным изменением обстоятельств, из-за которых его исполнение ближайшие пару лет невозможно. Заказчик понимает, но По соглашению сторон расторгать контракт не настроен.

Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ

Прокуратурой города Обнинска в результате проверки ОАО «Хлебокомбинат» выявлены нарушения требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Технического регламента Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утв. решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880.

В очередной раз представители прокуратуры разъяснили антикоррупционное законодательство, акцентировав особое внимание на основных его целях и задачах, а также проинформировали собравшихся о результатах работы прокуратуры города Обнинска за истекший период 2018 года в сфере надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Именно государственный кадастровый учет выступает способом индивидуализации земельных участков*(108). Только после присвоения кадастрового номера земельный участок становится объектом земельных отношений, недвижимым имуществом, в отношении которого может быть принято решение о его предоставлении.

Существенные условия контракта по 44 ФЗ — это… Понятие и вид

Стратегически важные отраслевые учреждения (Росатом, Рособоронзаказ) могут принимать нормативные акты, регламентирующие ответственность сторон в типовых проектах контрактов.

P.S. Общее предупреждение для всех! Прежде чем что-то сделать — обязательно посоветуйтесь с юристом, специализирующемся на аналогичных вопросах.

В-четвертых, должны быть указаны показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).

В ряде случае в договоре необходимо не просто указать существенное условие, но и сформулировать его определенным образом. Поясним это на примере условия о начальном и конечном сроке выполнения работ в договорах подрядного типа. Договорные сроки могут определяться календарной датой, указанием на событие, которое неизбежно должно наступить, или истечением периода времени (ст. 190 ГК РФ).

Односторонний отказ от госконтракта: причины и процедура

В целом процесс одностороннего отказа от исполнения госконтракта одинаков и для заказчика, и для поставщика. Разница лишь в последствиях — если заказчик разрывает контракт по вине поставщика, то информация о последнем будет направлена в РНП. На практике большинство односторонних расторжений инициируется заказчиками.

Установленная в контракте стоимость оплаты выполнения является обязательством заказчика оплатить контракт в установленном размере при надлежащем его исполнении. Контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от системы налогообложения, применяемой победителем (Решение Татарстанского УФАС России от 09.07.2014 N 04-04/9521).
Во-первых, описание предмета контракта должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются его функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости).

Отдельно стоит сказать об одностороннем отказе заказчика от исполнения госконтракта. Очень часто разрыв взаимоотношений с исполнителем по госконтракту со стороны заказчика носит необоснованный характер. Такие действия госзаказчика следует обязательно оспаривать в судебном порядке.

Существенные условия контракта по 44 фз это

Для заключения мирового соглашения нужен особый акт — определение суда, без которого оно не получает юридической силы (ст. 39, 173 ГПК РФ, ст. 139-142 АПК РФ)*(111). Кстати сказать, многие предприниматели не знакомы с данным требованием нашего законодательства. Поэтому в российской деловой практике часто встречаются мировые соглашения, составленные в простой письменной форме.

Что касается сроков выполнения обязательств, то Законом № 44‑ФЗ предусмотрен лишь один случай, когда заказчик вправе изменить сроки, а именно в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 БК РФ — при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

Обязательные условия государственного контракта (Мандрюков А.) — Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (госзакупки).

Таким образом, предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, равно как и срок действия контракта, может быть изменен только в случаях, установленных Законом № 44‑ФЗ.

Обязательные условия государственного контракта (Мандрюков А.) — Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (госзакупки).

Если компания заключила контракт с государственной организацией, но его исполнение на стартовых условиях по каким-либо причинам затруднено, закон оставляет небольшие возможности для изменения этих условий.

Кроме того, в отношении руководителя организации прокурором города возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которого Государственной инспекцией труда Калужской области назначено наказание в виде штрафа в размере 20 тыс. рублей.

По прошествии 10 дней после наступления даты уведомления контракт считается расторгнутым. Если расторжение контракта инициировал заказчик, то информация о поставщике передается в РНП. Но еще до истечения этого срока исполнитель может постараться устранить указанные недостатки. Если он это сделает, а также возместит заказчику затраты на экспертизу, то последний будет вынужден свое решение отменить.

Также можно приложить документы, подтверждающие индивидуальные достижения поступающего, результаты которых учитываются в порядке, установленном Правилами приема на обучение в Академию, и иные документы, представление которых отвечает интересам кандидата. Телефон для справок 394-95-22.

Государственный или муниципальный контракт на поставку товаров, работ или услуг с победившим в закупочной процедуре лицом, с юридической точки зрения, является договором купли-продажи, но имеет ряд существенных отличий от типового гражданского договора.

Контракты в сфере закупок: нюансы исполнения

Последнее условие необходимо только для госконтрактов на сумму свыше миллиарда рублей или для муниципальных контрактов на сумму свыше 100 миллионов рублей.
В случае, если приговором или постановлением будет установлено, что вы превысили стоимость работ, то у Заказчика возникает право требовать снижение размера задолженности по контракту.

Ни в коем случае нельзя менять предмет закупки, выполнять работы или услуги, не предусмотренные условиями госконтракта.

Например, когда он предоставил некачественную проектную документацию, или не обеспечил вовремя исполнителя техническими условиями, или не в срок передал площадку для строительства, реконструкции, капитального ремонта и др.

Что считать существенными условиями контракта по 44-ФЗ

Согласно части 2 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 настоящего закона.

В Федеральном законе №44 и других правовых актах, связанных с государственными закупками, как таковое понятие существенных условия контракта отсутствует. Однако оно есть в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГКРФ).

Существенные условия договора могут устанавливаться не только ГК РФ, но и другими нормативными актами.

Многие заказчики и поставщики/исполнители/подрядчики считают, что существенные условия контракта — это что-то незыблемое и изменять их нельзя ни при каких обстоятельствах после того, как аукцион прошел. На самом деле это не так. Есть ситуации, в которых можно вносить изменения в текст контракта, ели достигнуто соглашение между сторонами.

Данную точку зрения разделяет и Минфин России, которому сегодня переданы полномочия регулятора контрактной системы (письмо от 22 апреля 2016 года № 02-02-15/24252). Того же мнения придерживаются и контрольные органы, например ФАС России (решение от 29 января 2015 года по делу № К-69/15).

Остается только догадываться, как именно соответствующие обстоятельства должны влиять на принятие решения об изменении условий контракта или сохранении прежних. Например, среди этих обстоятельств, которые должен учесть заказчик, — объем фактически исполненных обязательств по контракту.

Курирует порядок привлечения граждан к административной ответственности и порядок исполнения решений по делам административного характера. Рассматривает такие вопросы, как административная ответственность должностных лиц, иностранных граждан и т.п., презумпция невиновности, принцип равенства перед законом, возраст, с которого вступает в силу административная ответственность и др. В частности, там установлено, что изменить контракт в порядке части 1.1 статьи 95 закона № 44-ФЗ можно лишь при одновременном соблюдении трех условий.

Согласно пункту 2 статьи 432 указанного выше кодекса, существенными условиями может считаться та информация, которая должна быть включена в контракт в обязательном порядке (в рамках Федерального закона №44 она определена в статье 34). Кроме того, сюда же можно отнести те моменты, относительно которых по инициативе одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Для того чтобы между заказчиком и победителем закупки не возникало споров по поводу существенных условий, некоторые заранее вносят информацию о том, что к ним относить, в проект контракта. Такое решение является, по сути дела, оптимальным для обеих сторон и поможет в непредвиденных ситуациях избежать судебных урегулирований разногласий.

У заказчика существует обязанность расторгнуть госконтракт, если он выяснил, что исполнитель либо его товар не отвечает требованиям закупочной документации.

Изменение контракта из-за невозможности его исполнения на принятых условиях может потребоваться, когда на очередном этапе исполнения резко возросла стоимость сырья для производства, или существенно изменился стандарт качества закупаемых товаров, работ или услуг.

Калькулятор-онлайн налога УСН: На сайте производится полный расчет всех показателей декларации УСН БЕСПЛАТНО.

Остальные подрядчики столкнутся с необходимостью завершить проект по ранее согласованной цене себе в убыток (вследствие роста цен на используемые материалы и оборудование) или будут искать возможность выхода из проекта. Возбудили уголовное дело по госконтракту подряда. Выявлены завышения стоимости и норм расходов материалов на 3,8 млн рублей. Сумма госконтракта 160 млн. Могут ли гос контракт признать незаконным. Какие будут последствия недействительности госконтракта для подрядчика? До возбуждения уголовного дела у подрядчика была претензия к заказчику на 15 млн. (не доплатил по выполненной работе).

Каталог статей

В данной статье мы поговорим о том, чем грозит для поставщика несоблюдение сроков исполнения обязательств при участии в государственных закупках по 44-ФЗ, каковы последствия несоблюдения сроков государственного контракта по 44-ФЗ. Для упрощения в данной статье мы будем больше говорить о поставке товаров, хотя договора подряда в данном случае регулируются теми же нормами, если не указано иное.

Помните, если у вас возникла спорная ситуация с заказчиком по поводу сроков исполнения госконтракта, последствия могут быть весьма неприятными. Именно для этих целей мы разработали для наших клиентов специальную услугу — юридическое сопровождение при исполнении госконтракта.

Штрафные санкции за несоблюдение сроков государственного контракта

В первую очередь, в государственных контрактах, как и в любых других договорах, прописываются штрафные санкции в соответствии с п.4 статьи 34 44-ФЗ. В соответствии с п.5 статьи 34 44-ФЗ они состоят из неустойки за каждый день просрочки поставки товара и штрафа за ненадлежащее выполнение условий государственного контракта, зависящего больше от воображения заказчика. Это может быть штраф за невыполнение сборки, за каждый факт брака или некомплектной поставки.

Уменьшение неустойки при просрочке исполнения государственного контракта

Суды, как правило, не прислушиваются впоследствии к просьбам поставщика об уменьшении неустойки в соответствии со ст.333 ГК РФ, выплатить неустойку и штраф придется в полном объеме, так как с проектом контракта Вы были ознакомлены, при подаче заявки на участие в государственной закупке Вы дали согласие на исполнение всех условий поставки, и сам государственный контракт Вы также подписали добровольно. Хотя ВАС предусматривает возможность снижения явно несоразмерной убыткам неустойки даже в случае, когда ее размер определен законом.

Примером здесь может служить постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2013 по делу №А55-30801/2012, согласно которому неустойка была взыскана в полном объеме, а довод поставщика об ограничении конкуренции путем установления срока поставки товара в 1 день вовсе не нашел отклика со стороны суда. Это логично, ведь, подавая заявку, поставщик давал согласие выполнить все условия, указанные в извещении.

Об уменьшении сроков поставки как меры по ограничению конкуренции в государственных закупках мы подробно говорили в другой статье.

Судебная практика по уменьшению неустойки при просрочке по государственному контракту

Однако есть и иные, весьма интересные, примеры: постановление Президиума ВАС РФ от 17 декабря 2013 №12945/13. В данном случае размер неустойки сильно (в 442 раза) превышал размер ставки рефинансирования, одновременно размер неустойки, начисляемой заказчику за несвоевременную оплату поставщику, совпадал со ставкой рефинансирования. Суд обратил внимание на этот факт и на доводы ответчика о том, что многочисленные аналогичные государственные контракты имеют куда меньший размер неустойки, а заказчик не понес убытков и не доказал свои существенные затруднения от просрочки выполнения заказа. П.1 статьи 124 ГК РФ говорит о том, что публичные образования выступают в гражданско-правовых отношениях на равных началах с другими физическими и юридическими лицами, что предполагает определенную сбалансированность мер ответственности, а идея контрактной системы в сфере государственных закупок не преследует цели пополнения государственного бюджета за счет карательных штрафных санкций. На тех же доводах базируется и постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа от 18 февраля 2014 года по делу №А40-168183/12-151-1326.

Аналогичный пример – постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа от 16 июля 2014 по делу №А41-49061/13, в котором суд пошел навстречу поставщику, опираясь на тот факт, что неустойка завышена относительно годовой ставки рефинансирования в 360 раз, общий размер неустойки составлял 60% от стоимости контракта, при этом заказчиком не приведено доказательств убытков от просрочки выполнения контракта. В основу решения была положена ст. 10 ГК РФ о недопустимости осуществления гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу и злоупотребление правом. Неустойка такого большого размера признана неосновательным обогащением.

Таким образом, при существенном превышении неустойки над ставкой рефинансирования, доказать ее необоснованность в суде все-таки можно, основываясь на принципе юридического равенства, закрепленного в п.1 ст.1 ГК РФ.

Установленная законом неустойка за просрочку государственного контракта

В результате частого возникновения подобных случаев, Федеральным законом 396 от 28 декабря 2013 года в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок…» были внесены поправки, обязывающие заказчика устанавливать штрафные санкции в соответствии с Порядком, определенным в Постановлении Правительства РФ №1063 25 ноября 2013 года. Данный порядок внес существенную определенность в размер неустоек и штрафов. Штраф установлен в виде прогрессирующего процента от суммы контракта, а неустойка соответствует 0,003-0,01 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Есть еще один очень важный момент: неустойка в государственном контракте начисляется не на всю сумму контракта, а на ну ту часть, обязательств, которая не была выполнена в срок. Это прямо прописано в п.7 статьи 34 44-ФЗ и в новом порядке. На этот счет есть и Постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 №5467/14.

Реестр недобросовестных поставщиков при просрочке государственного контракта

Помимо штрафных санкций, у поставщика при невыполнении поставки в срок существует и другой риск: в соответствии с п.2 статьи 104 44-ФЗ поставщик, государственный контракт с которым расторгнут по решению суда или в результате одностороннего отказа заказчика в связи с существенным нарушением условий контракта, должен быть внесен в реестр недобросовестных поставщиков. В соответствии с п.9 статьи 95 44-ФЗ заказчик имеет право на односторонний отказ от исполнения контракта в соответствии с Гражданским законодательством, если это было предусмотрено контрактом. Однако понятие существенного нарушения условий контракта имеет оценочный характер.

Существенные условия нарушения государственного контракта

Сроки выполнения контракта являются одной из наиболее частых причин обращения государственных заказчиков и поставщиков в суд. Существенным нарушением судом признается такое нарушение, в результате которого стороне причинен ущерб, в результате которого она в значительной мере лишается того, на что могла бы претендовать при должном исполнении контракта, в соответствии с п.2 ст.450 ГК РФ.

В соответствии с п.1 ст.708 ГК РФ сроки выполнения работ являются существенным условием договора подряда, в соответствии со ст.506 ГК РФ сроки поставки товара являются существенным условием договора поставки. П.2 ст.715 ГК РФ говорит нам о том, что нарушение сроков выполнения работ является существенным нарушением и дает право заказчику отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке. Что же касается поставки товаров, то п.2 ст.523 ГК РФ устанавливает в качестве существенного нарушения, достаточного для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, только неоднократное нарушение сроков поставки товара. В одной из следующих статей мы расскажем, какие существуют хитрости по законному увеличению сроков поставки товара.

Судебная практика по просрочке государственных контрактов

Существует огромное количество судебных решений, по которым государственные контракты расторгались в связи с просрочкой выполнения работ. Стоит также отметить, что хотя мнения судов и разнятся, все же чаще неустойку взыскивают даже при условии расторжения контракта, так как расторжение контракта ведет к прекращению обязательств на будущее, но не лишает кредитора права взыскать с должника сумму основного долга и наложить на него имущественные санкции. Однако, на наш взгляд, очень важно обратить внимание на постановление Президиума ВАС от 12 апреля 2011 №12363/10, в котором сказано, что доводов истца о нарушении ответчиком сроков поставки недостаточно для расторжения договора в судебном порядке, необходимо предоставить доказательства причиненного ущерба в соответствии со ст.450 ГК РФ. Кроме того, заказчику важно соблюсти процедуру, определенную статьей 95 44-ФЗ.

Как видите, с одной стороны, последствия нарушения сроков исполнения государственного контракта для поставщика достаточно печальны, однако существует масса нюансов, позволяющая этих последствий избежать. Позиции судов по каждому из этих нюансов двоякие, для положительного решения требуется серьезная проработка каждого конкретного случая, в Ваших доводах каждое слово будет иметь решающее значение, поэтому настоятельно рекомендуем Вам обратиться к профессионалам в этой области. Специалисты нашей компании помогут Вам отстоять Ваши интересы в спорах заказчиком, антимонопольными органами и в суде.

Автор статьи – Москалева Анастасия Владимировна.

Все ссылки на нормативные акты приведены по состоянию на 7 февраля 2014.

Понравилась публикация? Поделитесь ей в соцсетях:

Источники:
http://goscontract.info/kontrakt/sushchestvennyye-usloviya-kontrakta-po-44fz
http://si-an.ru/konfiskaciya/8689-kakie-sushhestvennye-usloviya-vklyuchaet-goskontrakt-kakova-procedura-ego-ispolneniya-i-chem-grozit-narushenie-usloviy.html
http://goszakupkirf.ru/poleznye-stati/81-sushchestvennye-usloviya-kontrakta
http://zakonguru.com/goszakupki/44/susestvennye-uslovia.html
http://foxboost.ru/avtorskoe-pravo/5333-kakie-sushhestvennye-usloviya-vklyuchaet-goskontrakt-kakova-procedura-ego-ispolneniya-i-chem-grozit-narushenie-usloviy.html
http://makfin.ru/goszakupki-i-pravo/posledstviya-nesoblyudeniya-srokov-gosudarstvennogo-kontrakta-po-44-fz/
http://findlock.ru/pravovye-stati/1783-v-chem-sostoyat-otlichiya-kontrakta-ot-dogovora-po-44-fz-i-v-kakoy-situacii-podpisyvaetsya-kontrakt.html

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию