Федеральная антимонопольная служба как контролирующий орган в сфере госзакупок и правила подачи жалобы в него

Федеральная антимонопольная служба как контролирующий орган в сфере госзакупок и правила подачи жалобы в него

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Минфина России и Федеральной антимонопольной службы от 25 августа 2017 г. №№ 24-04-06/55025, РП/59080/17 “О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении контроля в сфере закупок”

В связи с поступающими вопросами о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) при осуществлении контроля в сфере закупок Минфин России и ФАС России сообщают следующее.

1. Частью 3 статьи 99 Закона № 44-ФЗ установлены виды проверок, осуществляемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (далее – контрольный орган в сфере закупок федерального уровня), органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципального района, органами местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок (далее – контрольные органы в сфере закупок регионального и муниципального уровней соответственно), – плановая и внеплановая.

Контрольный орган в сфере закупок каждого уровня наделен полномочиями по проведению плановых проверок в отношении закупок для обеспечения нужд соответствующего уровня.

При этом контрольный орган в сфере закупок муниципального уровня наделен полномочиями по проведению внеплановых проверок в отношении закупок для обеспечения исключительно муниципальных нужд, контрольный орган в сфере закупок регионального уровня – нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, контрольный орган в сфере закупок федерального уровня – любых нужд.

В соответствии с частью 4 статьи 99 Закона № 44-ФЗ контроль в отношении операторов электронных площадок, а также при проведении электронного аукциона (с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона до момента заключения контракта) в отношении иных субъектов контроля (заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, которыми в настоящее время является ФАС России.

Учитывая исключительные полномочия контрольного органа в сфере закупок федерального уровня в отношении субъектов контроля в период проведения электронного аукциона, по мнению Минфина России и ФАС России, не допускается проведение плановых и внеплановых проверок контрольными органами регионального и муниципального уровня с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона (в том числе проводимого для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд) до момента заключения контракта по итогам его проведения.

При этом в отношении закупки, проводимой в форме электронного аукциона, допускается проведение плановых и внеплановых проверок контрольными органами в сфере закупок регионального и муниципального уровня до момента размещения извещения о проведении такого аукциона и после заключения контракта в отношении действий субъектов контроля за исключением оператора электронной площадки, в том числе совершенных в период проведения электронного аукциона с момента размещения извещения о таком аукционе до заключения контракта.

Учитывая изложенное, по мнению Минфина России и ФАС России, в случае получения контрольным органом в сфере закупок регионального и муниципального уровня в период, начиная с момента размещения извещения о проведении такого аукциона до момента заключения контракта (период определения поставщика (подрядчика, исполнителя)), информации, содержащей признаки нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, для проведения внеплановой проверки в отношении электронного аукциона в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона № 44-ФЗ, в целях предупреждения и пресечения нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок такая информация подлежит передаче в контрольный орган в сфере закупок федерального уровня в возможно короткий срок, но не позднее срока, установленного частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

2. В соответствии с частью 22 статьи 99 Закона № 44-ФЗ при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 23.66 КоАП РФ контрольные органы в сфере закупок рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 – 2.1 статьи 7.29, частями 1 – 4.2, 6 – 8, 10, 11, 13, 14 статьи 7.30, частью 2 статьи 7.31, статьей 7.31.1, частями 1 – 6 статьи 7.32, частью 1 статьи 7.32.5, частью 11 статьи 9.16 (за исключением сферы государственного оборонного заказа и сферы государственной тайны), частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 (за исключением сферы государственного оборонного заказа и сферы государственной тайны) КоАП РФ.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 23.66 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени контрольных органов в сфере закупок, указанных в части 1 статьи 23.66 КоАП РФ, в пределах своих полномочий, вправе должностные лица федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа. При этом среди административных правонарушений, в отношении которых в соответствии с частью 7 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, отсутствуют правонарушения, отнесенные в статье 23.66 КоАП РФ к компетенции контрольных органов в сфере закупок.

Таким образом, контрольные органы в сфере закупок муниципального уровня не наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, рассмотрению дел об административных правонарушениях в соответствии с частью 1 статьи 23.66 КоАП РФ.

Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный характер.

Заместитель
министра финансов
Российской Федерации
A.M. Лавров
Заместитель
руководителя Федеральной
антимонопольной службы
Р.А. Петросян

Обзор документа

Приводится позиция Минфина России и ФАС России по вопросам применения 44-ФЗ при осуществлении контроля в сфере закупок.

44-ФЗ установлены виды проверок, осуществляемых контрольными органами в сфере закупок федерального, регионального и муниципального уровней, – плановая и внеплановая.

При этом контрольный орган в сфере закупок муниципального уровня может проводить внеплановые проверки в отношении закупок для обеспечения исключительно муниципальных нужд, контрольный орган регионального уровня – для нужд субъекта Федерации и муниципалитетов в границах региона, контрольный орган федерального уровня – для любых нужд.

Исключительными полномочиями в отношении субъектов контроля в период проведения электронного аукциона наделен контрольный орган федерального уровня. Поэтому не допускается проведение проверок контрольными органами регионального и муниципального уровня с момента размещения в ЕИС извещения о проведении электронного аукциона (в том числе для обеспечения региональных, муниципальных нужд) до момента заключения контракта.

Если контрольный орган в сфере закупок регионального или муниципального уровня получил информацию о нарушениях в период начиная с момента размещения извещения о проведении электронного аукциона и до момента заключения контракта (период определения поставщика (подрядчика, исполнителя)), она должна передаваться в контрольный орган федерального уровня в возможно короткий срок.

Контрольные органы муниципального уровня не уполномочены составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере закупок.

Жаловаться в ФАС придется по новым правилам

505 ФЗ изменил не только процедуры по 223 ФЗ, но и алгоритм обжалования действий заказчиков в ФАС. Закон уже вступил в силу, поэтому новые правила уже нужно применять.

Изменения в порядке обжалования

В предшествующей редакции порядок обжалования имел бланкетный характер: предписывалось, что он должен быть установлен антимонопольным органом. Однако такая формулировка довольно абстрактная и естественно, что 505 ФЗ изменил ее. Нынешние нормы имеют более конкретный характер и для понимания алгоритма обжалования отсылают к ст. 18.1 Федерального закона о защите конкуренции.

Корректировки в основаниях для обжалования

Нововведением стал пункт 1 ч. 10 ст. 3, в соответствии с которым стало возможно обжаловать размещение заказчиком заказов с нарушением правил 223 ФЗ или алгоритма подготовки и реализации закупки, которые содержатся в Положении, которое утверждено и размещено у такого заказчика. Вместе с тем корректировкам подверглись и другие пункты. Сравнительный анализ представлен в таблице ниже.

Неразмещение в ЕИС положения о закупке, изменений, которые вносились в него, а также сведений о заказе, которые должны быть опубликованы в ЕИС согласно нормам 223 ФЗ, а также нарушения сроков такого размещения.

Поводы для обжалования до 31.12.2017 Основания для жалоб после 31.12.2017
Неразмещение в Единой информационной системе положения, изменений, вносимых в него, информации о заказе, информации и документов о договорах, которые заключаются по итогам торгов, а также иной информации, которая публикуется в соответствии с 223 ФЗ в ЕИС, или нарушение сроков такого размещения.
Установление к участникам требований о предоставлении бумаг, которые не предусмотрены документацией о заказе. Предъявление к участникам критериев, которые не установлены пакетом документов о конкурентной закупке.
Проведение процедуры без утвержденного и размещенного в ЕИС положения и без применения норм 44 ФЗ. Осуществление закупки ТРУ без утвержденного и размещенного в ЕИС положения и без применения правил Закона о контрактной системе, предусмотренных ч. 8.1 ст. 3 223-ФЗ, ч. 5 ст. 8 223-ФЗ. Вместе с тем может обжаловаться нарушение алгоритма исполнения указанных норм.

Изменения в субъектом составе

В предыдущей редакции в антимонопольную службу могли обратиться только:

  • участник закупки;
  • корпорация МСП;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ или организации, которые образованы ими.

В актуальной редакции подать жалобу в ФАС может любой участник.

При этом, если раньше указанные лица могли не согласиться с действиями (бездействием) только заказчика, то с 31.12.2017 свое обращение можно направить в отношении заказчика, комиссий по осуществлению закупок, а также операторов электронной торговой площадки. Единственным условием стало нарушение прав и законных интересов.

Для того чтобы правильно подать жалобу в ФАС в 2020 году, предлагаем обратиться к пошаговой инструкции на сайте ФАС.

Изменения в рассмотрении жалоб

В 2020 году введена ч. 13 ст. 3, она установила правило о том, что антимонопольная служба при рассмотрении жалобы ограничена только доводами, которые сформулированы в жалобе. Соответственно, ФАС не может выходить за рамки предмета обжалования.

Письмо ФАС от 23.01.2018 № ИА/3655/18

Для полного понимания новой процедуры обжалования действий или бездействия заказчика будет полезно ознакомиться с разъяснениями антимонопольной службы, которые изложены в официальном письме от 23.01.2018.

Вызов заказчика в ФАС на рассмотрение жалобы

Федеральная антимонопольная служба, или как ее чаще сокращенно называют ФАС – это орган исполнительной власти, занимающимся контролем за соблюдением антимонопольного законодательства на территории нашей страны и защитой конкурентного права, в том числе и в сферах государственных и коммерческих закупок, осуществляемых в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. Именно в ФАС часто обращаются с жалобами на заказчиков участники торгов, защищая свои права и интересы.

Полномочия ФАС в сфере государственных закупок

В сфере государственных закупок ФАС обладает рядом полномочий. Готовясь к проверке или к заседанию, нужно учитывать, что за их рамки они выходить не должны. Итак, ФАС имеет право:

  • контролировать процесс организации и проведения торгов, а также соблюдение норм законодательства на всех этапах;
  • устанавливать тарифы и цены;
  • приостанавливать планы по закупкам товаров, работ и услуг;
  • отменять результаты проведения торгов вплоть до того момента, когда контракт уже заключен.

Проверки ФАС: как подготовиться и вести себя

ФАС может проводить проверки двух видов: плановые (план формируется на полгода и публикуется в ЕИС на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) и внеплановые, в случае возникновения конфликтных ситуаций.

Внеплановые проверки

Внеплановые проверки проводятся, как правило, для того чтобы выявить нарушения в рамках какого-то конкретного заказа. Для заказчика они неприятны в первую очередь своей внезапностью – представитель контролирующего органа может нагрянуть без предупреждения. Но, как правило, такие проверки проходят дистанционно, заказчику просто высылают требование о необходимости предоставить документы по закупке.

При проведении внеплановой проверки главное – четко и вовремя выполнять все требования ФАС, не нарушая сроков. В противном случае можно «нарваться» на повышенное внимание со стороны контролирующего органа.

Плановые проверки

О том, что ФАС будет проводить плановую проверку организации становится известно еще в начале полугодия. Поэтому у заказчика бывает достаточно времени для того, чтобы исправить все недочеты и «подчистить хвосты». Что нужно делать?

В первую очередь, за несколько дней до проверки, еще раз пересмотреть все документы, убрать все черновые записи и убедиться в том, что информация четко соответствует той, которая размещена на сайте www.zakupki.gov.ru. Его проверяющие, как правило, просматривают заранее.

Также желательно систематизировать все документы, чтобы можно было быстро найти информацию по требованию представителя ФАС.

И, наконец, еще один момент. То, что заказчики общаются с представителями поставщиков, подрядчиков и исполнителей, иногда и до заключения контракта, ни для кого не секрет. Но афишировать это перед комиссией не нужно, а «нежелательные» звонки по возможности в дни поверки исключить.

И еще несколько советов, которые могут помочь во время проверок

Вне зависимости от того, какая проверка вас настигла, плановая или внеплановая, во время нее не стоит проявлять излишнюю инициативу и выкладывать перед представителями ФАС все и сразу. Гораздо разумнее – предоставлять только те документы, которые они просят. Так вероятность того, что некоторые ошибки и недочеты останутся незамеченными, существенно возрастет.

То же самое касается общения и разговоров с комиссией – ничего лишнего, только спокойные и уверенные ответы на интересующие их вопросы.

И, наконец, еще один момент. Если комиссия обращает внимание на какие-то ошибки и недочеты, по возможности их нужно исправить. Если нет – согласиться с адекватными замечаниями и принять к сведению в дальнейшей работе.

Что делать, если на вас подана жалоба

Жалоба, поданная участником в ФАС, для заказчика всегда связана с волнением и беспокойством. Однако это вовсе не значит, что нужно паниковать, особенно если вы уверены в своей правоте. Она вполне может быть признана необоснованной. Главное – аргументированно обосновать свою точку зрения, а если вдруг вы действительно неправы – сразу же признать свою вину.

Как написать возражение

После получения жалобы, ФАС размещает информацию о ней в специальном реестре на сайте www.zakupki.gov.ru, уведомляет все заинтересованные стороны о том, когда и где она будет рассмотрена, приглашает их представителей на заседание и дает возможность ответчику аргументировать свою позицию, написав возражение на жалобу. Подавать его нужно строго в срок, указанный в уведомлении.

Возражение пишется в произвольной форме. Оно в обязательном порядке должно содержать полную информацию и о заявителе (участнике закупки), и об ответчике (заказчике), а также реестровый номер самой закупки и, собственно, доводы, которые будут доказывать, что претензии заявителя не обоснованы. Собственно, грамотно привести доводы и есть самое сложное.

Главное правило – они должны быть не пустыми словами, а подтвержденными законодательными нормами и иными официальными документами утверждениями. ФАС рассматривает жалобы и возражения скорее формально, ориентируясь на конкретные доказанные факты, а не на красноречие сторон! Все мысли должны быть сформулированы четко, без какого-либо контекста и двояких трактовок. Никакие аргументы, не подтвержденные фактами, в расчет при оценке ситуации комиссией не принимаются. Так же как ее членов не интересует «как вы хотели» (наверное, как лучше…), «что вы думали» и прочие ничем не обоснованные объяснения.

Один из ярких примеров относится к жалобам на ограничение круга участников при проведении торгов на поставку товаров. Если потенциальный участник утверждает, что заказчик заведомо прописал в требованиях условия, которым соответствует товар единственного производителя, то ответчик должен не просто сказать, что это не так, но и приложить технические паспорта минимум двух аналогичных товаров различных производителей, соответствующих техническому заданию. Идеально, если это будет не просто информация из интернета, а заверенные самим производителем или официальным дистрибьютором документы.

Если вы понимаете, что действительно поступили неправильно, то не стоит искать себе оправданий. Обвести ФАС вокруг пальца и запутать комиссию получится вряд ли – здесь лучше признать свою ошибку и надеяться на то, что наказание будет настолько лояльным, насколько допускает закон.

Как вести себя на заседании

Заседание ФАС проходит в установленном порядке. Явиться на него нужно без опозданий, иначе вас могут просто не пустить в зал. Председатель комиссии в начале заседания зачитывает текст жалобы, предлагает заявителю внести дополнения, если они есть. После этого слово предоставляется ответчику. Именно в этот момент можно зачитать возражение на жалобу и свои аргументы в защиту. После этого заявитель будет приводить контраргументы. Правда, делать это ему придется спонтанно – времени на подготовку и изучения законодательной и нормативной базы уже не будет. Кроме того, у него нет возможности ознакомиться с возражением на жалобу заранее.

В случае, если заказчик сам понимает, что он не прав, нужно сразу же и честно (естественно, когда ему дадут слово) об этом сказать комиссии. В таком случае наказание, как правило, становится более лояльным (насколько это позволяет закон, конечно).

Как бы ни хотелось, ни в коем случае не стоит прерывать комиссию, пока вам не дали слова. Заседание идет в соответствии с регламентом, который должны соблюдать все стороны.

После того, как все стороны высказались, ФАС принимает решение – жалоба может быть признана обоснованной, частично обоснованной или необоснованной. И, соответственно, вместе с решением выносятся предписания – об отмене протоколов, о необходимости внесения изменений в документацию, о возбуждении административного делопроизводства и так далее. Документально решение оформляется в течение трех рабочих дней, копия документа направляется всем заинтересованным сторонам.

Что делать с решением и предписанием

Решение ФАС и вынесенное в соответствии с ним предписание должно быть исполнено сторонами в полном объеме. В случае несогласия его нельзя молча игнорировать – нужно в установленные законом сроки подавать жалобу в арбитражный суд.

ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ В ФАС

3.24. Рассмотрение жалобы осуществляется на заседании Комиссии контролирующего органа.

3.25. Контролирующий орган рассматривает жалобу по существу в течение пяти рабочих дней со дня поступления жалобы. При этом первым днем считается день, следующий за днем поступления жалобы в контролирующий орган.

Контролирующий орган вправе направить Заказчику, оператору электронной площадки и заявителю запрос о представлении на заседание Комиссии сведений и документов, необходимых для рассмотрения жалобы.

3.26. Заказчик, действия (бездействие) которого обжалуются, обязан представить Комиссии конкурсную документацию, документацию об аукционе (в том числе документацию об открытом аукционе в электронной форме), извещение о проведении запроса котировок, изменения в конкурсную документацию, документацию об аукционе (в том числе в документацию об открытом аукционе в электронной форме), заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе (в том числе заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме), котировочные заявки, протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе (в том числе открытом аукционе в электронной форме), протоколы рассмотрения и оценки котировочных заявок, протоколы оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколы аукциона (в том числе открытого аукциона в электронной форме), аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе размещения заказа.

3.27. Оператор электронной площадки обязан представить Комиссии документы, составленные в ходе проведения открытого аукциона в электронной форме, и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы, за исключением сведений об участниках размещения заказа, конфиденциальность которых оператор электронной площадки обязан обеспечивать в соответствии с Законом о размещении заказов.

3.28. Заявитель, Заказчик, оператор электронной площадки и заинтересованные лица вправе лично присутствовать при рассмотрении жалобы по существу либо направить для участия в рассмотрении жалобы своих представителей.

Подтверждение полномочий физических лиц, индивидуальных предпринимателей не требуется. Полномочия руководителей юридических лиц подтверждаются решением (копией решения) о назначении или об избрании лица на должность, в соответствии с которым такое лицо обладает правом действовать от имени юридического лица без доверенности.

Полномочия представителей должны быть подтверждены доверенностью или иным подтверждающим его полномочия документом.

На заседание Комиссии допускаются лица при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

3.29. Рассмотрение жалобы Комиссией осуществляется в присутствии заявителя, Заказчика, оператора электронной площадки, заинтересованных лиц и иных лиц, выразивших желание присутствовать на заседании Комиссии.

К участию в рассмотрении жалобы могут быть привлечены эксперты, представители органов государственной власти, свидетели (лица, которым могут быть известны обстоятельства, относящиеся к рассмотрению жалобы) (далее – привлеченные лица).

В случае если при рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки выявляются признаки нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по созданию, ведению, развитию и обслуживанию официального сайта, организацией, оказывающей услуги по ведению и обслуживанию официального сайта федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение реестра контрактов, то внеплановая проверка проводится в отношении действий (бездействия) указанных лиц с их уведомлением о проведении внеплановой проверки.

В случае отсутствия на заседании Комиссии одной из сторон либо нескольких сторон заседание комиссии может быть перенесено на более позднюю дату. При переносе даты рассмотрения жалобы срок ее рассмотрения не продлевается и не может составлять более пяти рабочих дней со дня ее поступления. В случае если перенос срока рассмотрения жалобы невозможен, Комиссия обязана рассмотреть жалобу и принять решение, в том числе в случае отсутствия одной из сторон либо нескольких сторон.

Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов Комиссии.

Рассмотрение жалобы Комиссией на закрытом заседании допускается в случаях, если открытое заседание может привести к разглашению государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

На заседании Комиссии ведется аудиозапись, которая должна храниться не менее трех лет. Любое лицо, присутствующее на заседании Комиссии, вправе осуществлять аудио- и видеозапись заседания Комиссии, предварительно уведомив об этом Комиссию.

Непосредственно перед рассмотрением жалобы Комиссия проверяет полномочия заявителя, Заказчика, оператора электронной площадки, заинтересованных лиц, присутствующих на рассмотрении жалобы. В случае если полномочия указанных лиц не подтверждены должным образом, такие лица вправе присутствовать на заседании Комиссии без права давать пояснения по существу жалобы.

3.30. Председатель Комиссии либо в отсутствие председателя его заместитель, осуществляющий его обязанности (далее – Ведущий заседание):

– открывает заседание Комиссии и объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению;

– разъясняет сторонам, участвующим в рассмотрении жалобы, и иным заинтересованным лицам их права и обязанности;

– разъясняет порядок рассмотрения жалобы, уведомляет о том, что при рассмотрении жалобы ведется аудиозапись заседания и проводится внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы;

– руководит рассмотрением жалобы, обеспечивает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, обеспечивает рассмотрение заявлений и ходатайств лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;

– принимает меры по обеспечению установленного порядка рассмотрения жалобы.

3.31. Рассмотрение жалобы по существу начинается с сообщения заявителя об обжалуемых действиях (бездействии) Заказчика, оператора электронной площадки о своих требованиях, а в случае отсутствия заявителя с сообщения сотрудника контролирующего органа о фактах, изложенных в жалобе заявителя.

В случае отсутствия лиц, направивших возражения на жалобу, сотрудником контролирующего органа также сообщается о содержании таких возражений.

В ходе рассмотрения жалобы Заказчик, оператор электронной площадки дают возражения по фактам, указанным в жалобе заявителя. Заинтересованные и привлеченные лица вправе давать свои пояснения по жалобе в устной и (или) письменной форме.

3.32. Комиссия при рассмотрении жалобы осуществляет в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов и настоящим Регламентом внеплановую проверку соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы.

Внеплановая проверка проводится одновременно с рассмотрением жалобы.

При этом проверяется соответствие всех действий (бездействия) Заказчика, оператора электронной площадки, в том числе не указанных в жалобе, а также всех документов по организации и проведению торгов или запроса котировок, относящихся к размещению заказа, являющегося предметом жалобы, требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.

3.33. Комиссия при рассмотрении жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки заслушивает пояснения сторон, заинтересованных и привлеченных лиц, а также передает копии пояснений и возражений на жалобу, представленных в письменной форме, представителям сторон и заинтересованных лиц, присутствующим на заседании Комиссии, испрашивает необходимые документы для ознакомления. Комиссия вправе получать объяснения сторон, заинтересованных и привлеченных лиц по фактам, изложенным в жалобе, а также иным вопросам, связанным с размещением заказа, совершать иные действия, направленные на всестороннее рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки.

3.34. Комиссия по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе может объявить перерыв в заседании Комиссии. При этом необходимо учитывать, что жалоба должна быть рассмотрена в срок, не превышающий пять рабочих дней со дня ее поступления в контролирующий орган. Объявление перерыва на срок, в результате которого общий срок рассмотрения жалобы превысит пять рабочих дней, не допускается.

При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с того момента, на котором заседание было прервано.

В случае если после окончания перерыва изменился состав Комиссии или на заседание Комиссии явилась одна из сторон (Заказчик, оператор электронной площадки, заявитель), отсутствовавшие на заседании до объявления перерыва, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.

3.35. По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия принимает единое решение.

Решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии. В случае если член Комиссии не согласен с решением, он излагает письменно особое мнение.

При принятии решения учитываются все обстоятельства дела, установленные Комиссией в результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки.

Комиссия по результатам рассмотрения жалобы принимает решение о признании жалобы обоснованной, частично обоснованной или необоснованной. Жалоба признается частично обоснованной в случае, если установлены не все указанные в такой жалобе нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.

Рассмотрение жалобы не проводится в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе по критериям оценки заявок на участие в конкурсе, указанным в пунктах 1 и 1.1 части 4 статьи 28, пунктах 1, 2 и 4 части 3 статьи 31.6 Закона о размещении заказов. В этом случае Комиссия принимает решение о том, что соответствующий довод жалобы не относится к компетенции контролирующего органа.

По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия принимает решение о наличии в действиях (бездействии) Заказчика, оператора электронной площадки нарушений, установленных в ходе рассмотрения такой жалобы и проведения внеплановой проверки.

3.36. Решение Комиссии подлежит немедленному оглашению по окончании рассмотрения жалобы по существу. При этом оглашается только его резолютивная часть. В случае если в результате рассмотрения жалобы или проведения внеплановой проверки территориальным органом и ФАС России по одному и тому же размещению заказа вынесены решения (выданы предписания), противоречащие друг другу полностью или частично, решение (предписание) территориального органа действует и выполняется в части, не противоречащей принятому решению (предписанию) ФАС России.

Решение (предписание) Комиссии является окончательным и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

3.37. В случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, Комиссия выдает предписание об устранении таких нарушений.

Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты размещения заказа.

3.38. Предписание подлежит исполнению в срок, установленный таким предписанием.

Неисполнение в установленный срок предписания влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Под неисполнением в срок предписания понимается уклонение от исполнения либо частичное исполнение предписания, а также несвоевременное исполнение такого предписания.

Обжалование действий (бездействий) заказчика и иных лиц в контролирующем органе в соответствии с 44-ФЗ

Субъекты, которые вправе подать жалобу, и предмет обжалования

Участник закупки, общественное объединение, осуществляющее общественный контроль, объединение юридических лиц, а до окончания срока подачи заявок – и иные лица, которые полагают, что их права были нарушены при определении победителя торгов в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вправе подать жалобу в контролирующие органы.

Подать жалобу могут даже те участники, которые не подавали заявку, за исключением случая, когда нарушение было совершено на стадии вскрытия конвертов в конкурсе или рассмотрения заявок в аукционе. В этом случае жалобу вправе подать только участники, заявившие о своем участии в торгах.

Жалоба может быть подана на действия или бездействие уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.

Какие органы рассматривают жалобы

  • ФАС России;
  • Управления ФАС России по субъектам РФ;
  • орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок;
  • орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере.

Основания для подачи жалобы

Ими могут послужить обстоятельства, из-за которых участник закупки или иные лица оказались в неравном положении по сравнению с другими ее участниками:

  • нарушение или игнорирование заказчиком, иными лицами установленного порядка опубликования протоколов и документов;
  • игнорирование заказчиком или иными лицами своих обязательств по подписанию госконтракта или уклонение от его подписания;
  • нарушение заказчиком или иными лицами требований о соответствии документации о закупке действующим стандартам;
  • неправомерное отклонение заявки заказчиком без указания причины;
  • нарушения со стороны других участников закупки;
  • искусственное завышение цены из-за наличия сговора участников торгов и заказчика;
  • другие вопросы, касающиеся размещения госзаказов и проведения торгов.

Спорные ситуации при проведении госзакупок нередки и требуют оперативного решения.

Содержание, форма, способ подачи жалобы

Порядок подачи жалобы и требования к ее содержанию указаны в статье 105 Федерального закона № 44-ФЗ. Так, она должна содержать сведения о сторонах жалобы, номере закупки и наименовании электронной торговой площадки (ЭТП), аргументы подателя жалобы со ссылками на нормы закона, которые, по его мнению, были нарушены, а также перечисление документов, прилагаемых к жалобе.

Успех рассмотрения дела по жалобе зависит от того, насколько аргументированно и квалифицированно она составлена.

Жалоба подается в письменной форме. Ее необходимо подписать, приложить к ней документы, подтверждающие доводы заявителя, и направить в контролирующий орган в бумажном виде либо в электронном виде с использованием ЭЦП. Если жалобу подписывает представитель заявителя, то к ней должна быть приложена доверенность.

Сроки подачи жалобы, подготовка к рассмотрению

Сроки на подачу жалобы установлены в статье 105 Закона № 44-ФЗ и зависят от характера нарушения.

Процедура рассмотрения жалобы контролирующим органом описана в статье 106 Закона 44-ФЗ. В течение двух дней после поступления жалобы контролирующий орган уведомляет подателя жалобы и лиц, интересы которых затрагиваются, о поступлении жалобы, ее содержании, о месте и времени рассмотрения. Информация о поступлении жалобы и ее содержании также публикуется контролирующим органом в единой информационной системе (ЕИС), за исключением случаев определения поставщика закрытым способом. Либо в тот же срок контролирующий орган может принять решение о возврате жалобы в случае ее несоответствия требованиям статьи 105 Закона № 44-ФЗ. Решение о возврате жалобы доводится до сведения заявителя письменно с указанием причин возврата. Если податель жалобы не согласен с решением о ее возврате, он имеет право обжаловать такое решение в суде.

У лиц, чьи интересы затрагиваются поданной жалобой, есть право направить возражения на нее не позднее чем за два дня до даты рассмотрения жалобы контролирующим органом, при этом требования к оформлению и содержанию возражений аналогичны требованиям к жалобе.

Стороны дела по жалобе вправе участвовать в ее рассмотрении лично или через представителей, а также обязаны предоставлять контролирующему органу по его запросу информацию и документы, необходимые для рассмотрения жалобы.

Лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее в любой момент до принятия решения по существу. При этом оно не сможет подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) в отношении тех же лиц.

Рассмотрение жалобы и решение

Контролирующий орган рассматривает жалобу по существу коллегиально, в течение пяти дней после ее поступления. О результатах рассмотрения жалобы уведомляются заявитель, а также лица, подавшие возражения.

По итогам рассмотрения жалобы контролирующий орган выносит одно из следующих решений:

  • о признании жалобы обоснованной полностью или частично;
  • о признании жалобы необоснованной полностью или частично.

Принятое решение может сопровождаться решением о выдаче предписания:

  • об устранении допущенных нарушений, в том числе об аннулировании определения поставщиков;
  • о совершении иных действий: составление протокола об административном правонарушении, обращение в суд с иском о признании закупок недействительными.

В трехдневный срок с момента вынесения контролирующий орган направляет решение заявителю, лицу, подавшему возражения, и лицу, чьи действия (бездействие) обжаловались, а также размещает в ЕИС информацию о результатах рассмотрения жалобы.

В случае несогласия с принятым решением оно может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев. О судебном обжаловании по 44-ФЗ можно прочитать в других наших статьях.

Юридические услуги

Одним из ключевых направлений деятельности Юридической фирмы «BRACE» является оказание юридических услуг в сфере государственных и коммерческих закупок.

Для защиты интересов участников закупок и иных лиц мы оказываем следующую юридическую помощь в обжаловании по 44-ФЗ:

  1. анализ перспектив обжалования действий (бездействия) заказчика и иных лиц, а также рисков и возможных неблагоприятных последствий;
  2. предложение вариантов решения спорной ситуации;
  3. подготовка жалобы и пакета обосновывающих ее документов;
  4. представление интересов в контролирующем органе (УФАС, иные органы).

Полномочия ФАС по контролю госзакупок

Статьи по теме

Закупки могут проходить с нарушением установленного в законе 44-ФЗ порядка. Права участников защищает контрольный орган – ФАС. Какие на него возложены полномочия, и как туда обратиться, рассмотрим в этом материале.

Кто контролирует сферу закупок

В 2013 году правительство возложило обязанности по контролю и надзору в сфере закупок на ряд органов. В частности, Минэкономразвития определили как ведомство по регулированию контрактной системы.

Федеральную антимонопольную службу – как контрольный орган. Правда, его полномочия не распространяются на оборонную сферу и закупки, сведения о которых составляют гостайну.

Также разберемся, кто выступает субъектами контроля в сфере закупок. Проверки касаются как самих заказчиков, так и сотрудников их контрактных служб, контрактных управляющих, членов комиссии по закупкам и операторов ЭТП.

Работаете по 44-ФЗ?
Для Вас готова подборка специальных материалов »

Закупаете по 223-ФЗ?
Мы знаем, что Вам будет полезно посмотреть »

Чем занимается ФАС

ФАС контролирует соблюдение норм закона путем проведения плановых или внеплановых проверок. Причем установлен норматив по плановым проверкам. По каждому из субъектов контроля они не должны происходить чаще, чем раз в полгода. Отметим, что в случае проверок в отношении специализированных организаций и закупочных комиссий, они проводятся один раз за время проведения каждого определения поставщика.

Основаниями для проведения внеплановой проверки могут служить:

  • Поступление в ФАС жалобы на действия заказчика или другого лица;
  • Поступление в ФАС сведений о том, что сторона закупки нарушила закон;
  • Истечение срока предписания, выданного ранее. Специалисты ФАС при принятии решения по проведенной проверке могут использовать результаты ранее проведенных проверок.

Вся информация о прошедших проверках, их итогах и выданных предписаниях содержится в ЕИС.

Полномочия и функции антимонопольной службы

В 44-ФЗ указано, на что имеет право ФАС как контрольный орган. Если при рассмотрении жалобы факты нарушения закона подтверждаются, то ведомство может:

  • Составлять протоколы об административных нарушениях;
  • Рассматривать дела о них;
  • Выдавать предписания нарушителям с указанием, что именно необходимо устранить;
  • Подавать иски в суд, в том числе для признания закупки недействительной.

Обратим внимание, что если ФАС выдало заказчику или, к примеру, контрактному управляющему какое-либо предписание, то контракт не будет заключен до момента, когда все нарушения не устранят. Если предписание не будет исполнено, федеральный орган имеет право наказать виновное лицо.

Материалы по теме:

Также в числе прав сотрудников ФАС: запрос необходимых для проверки данных и документов, при предъявлении документов беспрепятственный доступ в помещения заказчика для получения нужных сведений.

Обязанностью должного лица контрольного органа является передача материалов проверки, в ходе которой обнаружили признаки преступления, в правоохранительные органы. На это дается три дня.

Образец жалобы в антимонопольную службу

Есть определенные требования к подаче жалобы в федеральную антимонопольную службу. Что должно в ней быть:

  • Наименование, адрес, контактные данные лица, действия или бездействие которого обжалуется;
  • Те же сведения о том, кто подает жалобу;
  • Данные о закупке, которой касается претензия;
  • Суть жалобы;
  • Документы, подтверждающие обоснованность претензий.

На подачу жалобы дается срок 10 дней с того момента, как размещен протокол подведения итогов/рассмотрения заявок. Если жалоба касается документации, то подавать ее можно до конца срока подачи заявок. Если все сроки истекли, обжаловать действия заказчика можно лишь через суд.

Претензию оформляют в письменной форме или в форме электронного документа. Если ее подает представитель, то необходимо приложить доверенность. После подачи жалобы в течение двух дней от ФАС придет ответ о том, когда ее будут рассматривать. На рассмотрение у ведомства есть пять дней.

Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру» Подписаться

Источники:
http://goscontract.info/tender/zhalovatsya-v-fas-pridetsya-po-novym-pravilam
http://goszakupkirf.ru/instruktsii/198-fas-zakazchiku
http://44fzrf.ru/poryadok-rassmotreniya-zhaloby-v-fas/
http://brace-lf.com/services/gosudarstvennye-i-korporativnye-zakupki/obzhalovanie-dejstvij-v-sootvetstvii-s-44-fz
http://www.pro-goszakaz.ru/article/102737-polnomochiya-fas-po-kontrolyu-goszakupok
http://zakonguru.com/goszakupki/44/forma-2.html

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию