Экспертиза результатов исполнения контракта и Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок”

Экспертиза результатов исполнения контракта и Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок”

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В соответствии с п. 4 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) заказчики обязаны проводить внешнюю экспертизу, если не состоялся электронный аукцион и контракт заключен с единственным поставщиком в соответствии с п. 25.1 части 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В организации есть ряд таких контрактов (аукцион на закупку бензина, оказание услуг по организации детского отдыха, поставка канцелярских товаров, выполнение текущего ремонта помещений). В какую организацию следует обращаться для проведения внешней экспертизы? Может ли быть экспертом один и тот же человек (например, заключить договор с физическим лицом, которое будет проводить все экспертизы контрактов)?

Действительно, как справедливо отмечено в вопросе, из буквального толкования п. 1 ч. 4 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) следует, что к экспертизе поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, приобретенных у единственного поставщика на основании п. 25.1 ч. 1 ст. 93 указанного Закона, заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации.
В соответствии с п. 15 ст. 3 Закона N 44-ФЗ эксперт, экспертная организация (далее также – эксперты) – обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам.
Из приведенной нормы и ст. 41 Закона N 44-ФЗ следует, что под экспертами, экспертными организациями в Законе N 44-ФЗ понимаются третьи лица по отношению к заказчику и контрагенту, исполнение которого принимается. При этом, поскольку эксперты действуют на основании договора, то есть заключаемого заказчиком контракта (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ), привлечение экспертов, безусловно, должно осуществляться в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ. В частности, на это прямо указывается в ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ. Каких-либо особенностей закупки при отборе именно экспертов, помимо вышеуказанных ограничений, Законом N 44-ФЗ не предусмотрено. Соответственно, способ закупки выбирается заказчиком по общим правилам, исходя из принципов, определенных ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ (смотрите также Вопрос: Особенности процедуры приемки результатов исполнения контракта; создание приемочной комиссии. Проблемы проведения экспертизы результатов исполнения контрактов (ответ Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области, январь 2018 г.)).
Отметим, что в случае привлечения к экспертизе сторонних экспертов результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации (ч. 5 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). При принятии решения о приемке или об отказе в приемке исполнения по контракту приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам экспертизы предложения сторонних экспертов (ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Законом N 44-ФЗ не установлено каких-либо специальных требований к экспертам. Однако такие требования могут быть предусмотрены применительно к проведению экспертиз в конкретной отрасли иными нормативными актами, на что фактически указано в ч. 8 ст. 41 Закона N 44-ФЗ, и предъявляются заказчиком к участникам закупки на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Перечень категорий лиц, которые не могут быть допущены к экспертизе, приведен ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ. Анализ этого перечня показывает, что речь идет о лицах, которые не могут быть допущены к экспертизе в конкретных ситуациях в силу сомнения в их беспристрастности при проведении экспертизы. В частности, к экспертизе не допускаются работники заказчика (пп. “а” п. 1 ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, по общему правилу*(1), в качестве эксперта может выступать любое физическое лицо, обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в соответствующей области, либо юридическое лицо, имеющее в штате соответствующих физических лиц – работников (смотрите также письма Минэкономразвития России от 22.01.2015 N Д28и-97, от 29.01.2015 N Д28и-58).
Из вышеизложенного вытекает, что в рассматриваемом случае организация вправе заключить договор на проведение экспертизы товаров, работ, услуг, принимаемых как исполнение по различным контрактам, с одним и тем же лицом, если такое лицо не подпадает под запреты и ограничения, предусмотренные ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ и обладает специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла, имеющих непосредственное отношение к предмету тех контрактов, по которым оно будет производить экспертизу исполнения (либо, – при привлечении к экспертизе юридического лица, – иметь в своем штате работников, обладающих такими познаниями, опытом, квалификацией).

К сведению:
Обращаем Ваше внимание на то, что Законом N 44-ФЗ не установлено требований к периодичности проведения внешней экспертизы. Учитывая положения п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, такие требования должны быть предусмотрены контрактом. Так как по смыслу Закона N 44-ФЗ внешняя экспертиза фактически равнозначна приемке товаров, работ или услуг, представляется, что для проведения экспертизы, например, по договору на поставки ГСМ, эксперты должны иметь доступ к каждому виду топлива, приобретаемого водителями заказчика на АЗС в целях проверки его качества и количества на соответствие требованиям контракта, причем в момент приобретения топлива. Это, как нам представляется, вряд ли может быть реализовано на практике.
В связи с этим отметим, что отсутствие в перечне исключений, предусмотренном абзацем первым ч. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, случаев осуществления закупок на основании п.п. 25.1-25.3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, на наш взгляд, можно объяснить ошибкой юридической техники, которая была допущена при принятии Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ и которая, вполне вероятно, в ближайшее время будет исправлена. Поэтому не исключено, что само по себе проведение заказчиком в рассматриваемой ситуации экспертизы собственными силами, а не внешней экспертизы, не будет расцениваться контролирующими органами как нарушение требований Закона N 44-ФЗ. Однако официальные разъяснения и правоприменительная практика, где бы рассматривался аналогичный вопрос, на сегодняшний день отсутствуют. За разъяснениями Вы можете обратиться в Минфин и ФАС России (п.п. 1 и 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, п. 1, пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

22 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите также Энциклопедию решений. Требования к экспертам, экспертным организациям, привлекаемым при закупках по Закону N 44-ФЗ.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Письмо Минфина России от 06.02.2018 № 24-03-08/6839 “О приемке результатов исполнения контракта (его этапа) в сфере закупок”

В соответствии с частью 3 статьи 94 Закона N 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

В соответствии с частью 6 статьи 94 Закона N 44-ФЗ по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.

Таким образом, заказчик либо самостоятельно подписывает документ о приемке результатов исполнения контракта, либо в случае создания приемочной комиссии документ о приемке подписывается всеми членами приемочной комиссии.

При этом необходимо отметить, что согласно части 4 статьи 94 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в случае если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 – 9, 14, 15, 17 – 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 – 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47 – 48, 50 – 54 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

При этом частью 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ установлено, что приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.

В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

В случае если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки товаров, работ, услуг, документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги.

Учитывая изложенное, заказчик осуществляет приемку товара и подписание актов приемки в соответствии с указанными положениями Закона N 44-ФЗ.

Экспертиза исполнения контракта по 44-ФЗ

25.03.2019

В соответствии с частью 3 статьи 94 Федерального закона от № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 44), Заказчик обязан провести экспертизу для проверки представленных контрагентом результатов на их соответствие условиям контракта.

Что делать, если Заказчиком недобросовестно исполняется указанная обязанность? Как Поставщики могут защитить свои права в случае, если они не согласны с экспертным заключением? Ответим в статье на эти вопросы.

Как проводится экспертиза?

Закон позволяет избирать способ проведения экспертизы. Согласно положениям части 3 статьи 94 ФЗ № 44, Заказчик может провести экспертизу самостоятельно, или с помощью привлеченных экспертов, а также экспертных организаций.

1. Внешняя экспертиза

Для проведения внешней экспертизы приглашаются компании, ИП или частнопрактикующие специалисты, обладающие специальными познаниями в определенной области.

Согласно части 8 статьи 41 ФЗ № 44, если экспертиза связана со специальными испытаниями, исследованиями, выполнением работ и оказанием услуг, к экспертам, привлекаемым Заказчиком, выдвигаются специальные требования (членство в СРО, аккредитация и т.д.).
Заключение экспертной организации или эксперта должно отвечать требованиям действующего законодательства, быть обоснованным и объективным. При нарушении указанного правила, эксперт привлекается к ответственности.

Важно отметить, что в некоторых случаях привлечение экспертов или экспертных организаций не право, а обязанность Заказчика. Так, профессиональные эксперты привлекаются, если закупка проводится у единственного Поставщика, за исключением случаев, прямо предусмотренных частью 4 статьи 94 ФЗ № 44. За неисполнение указанной обязанности Заказчик может быть привлечен к административной ответственности:

Пример: Постановление Вологодского областного суда от 11.10.2018 N 4А-691/2018
Суд привлек руководителя контрактной службы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд УФСИН к административной ответственности по части 8 статьи 7.32 КоАП, в связи с тем, что он не исполнил обязанность по привлечению экспертов, (экспертных организаций) к проведению экспертизы поставленных товаров, при закупке у единственного Поставщика.

2. Экспертиза «своими силами
Порядок проведения внутренней экспертизы определяется локальным актом Заказчика. Обязательное наличие заключения и его форма при проведении экспертизы «своими силами» законом не предусмотрены. Заказчику достаточно оформить акт сдачи-приемки за подписью уполномоченных сотрудников.

Если экспертиза проводится силами Заказчика, и приемочная комиссия пришла к выводу о том, что товар, услуга или работа не соответствуют условиям контракта, Поставщику направляется письменный мотивированный отказ от подписания документа о приемке.
Внутренняя экспертиза во всех смыслах выгоднее для Заказчика, поэтому она проводится чаще, чем внешняя. Избрать такой способ Заказчик не вправе только в случаях, прямо установленных законом.

В отличие от четко регламентированной процедуры внешней экспертизы, строгих требований к внутренней экспертизе закон не устанавливает. В связи с этим у Поставщика могут возникнуть вопросы относительно добросовестности ее проведения, полномочий и компетентности участвующей в ней лиц. Однако, судебная практика показывает, что отменить результаты такой экспертизы не просто.

Пример: Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.09.2018 N Ф07-11130/2018 по делу N А42-7716/2017
Поставщик обратился в суд с иском к Заказчику об обязании принять товар. Судами первой и апелляционной инстанции в иске было отказано. Поставщик обратился в суд с кассационной жалобой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.

Поставщик ссылался на тот факт, что поставил товар надлежащего качества, имеющиеся в материалах дела доказательства этого не опровергают. В частности, по мнению Поставщика, не должны приниматься во внимание данные в суде пояснения специалиста, который является работником ответчика.

Суд установил, что по итогам проведения электронного аукциона Заказчиком и Поставщиком был заключен договор, по условиям которого Поставщик обязался поставить товар, а Заказчик – принять и оплатить его. Согласно положениям договора, Заказчик производит приемку товара, в процессе которой обязан провести экспертизу.

Во исполнение обязательств исполнитель поставил товар, что подтверждается товарно-транспортными накладными. Заказчик провел экспертизу товара, на основании произведенных специалистом Заказчика расчетов был сделан вывод о несоответствии качества товара требованиям нормативных документов. Заказчик составил акт приемки, в котором указал на ненадлежащее качество товара, отказался от приемки и направил Поставщику претензию о несоответствии поставленного товара спецификации, с требованием заменить некачественный товар на качественный.

Полагая, что Заказчик неправомерно уклоняется от приемки товара, Поставщик направил в его адрес досудебную претензию с требованием принять и оплатить товар. Претензия была оставлена без удовлетворения, после чего дело перешло на рассмотрение в суд.

По мнению Поставщика, покупатель неправомерно уклоняется от приемки и оплаты товара. В обоснование своей позиции Поставщик ссылался, в том числе, и на тот факт, что судами неправомерно приняты доказательства Заказчика в виде заключения специалиста, являющегося его работником. Также Поставщик ходатайствовал о назначении экспертизы судом.
Рассмотрев дело, суд кассационной инстанции оставил без изменения решения предыдущих судов и разъяснил, что как положениями ФЗ № 44, так и положениями заключенного между сторонами договора допускается проведение экспертизы силами Заказчика. Доказательств несоответствия товара установленным в Договоре требованиям Заказчик не представил. Довод Поставщика о назначении судом экспертизы был отклонен.

Спор с Заказчиком часто удается решить в досудебном порядке. При этом важно понимать, что если Поставщиком не отрицаются недостатки товара, их можно устранить и произвести повторную приемку. Если Заказчик не принимает товар ненадлежащего качества, при этом Поставщик игнорирует требование об устранении недостатков, Заказчик вправе расторгнуть контракт по собственной инициативе (если это предусмотрено договором).

При расторжении контракта Заказчиком, сведения о Поставщике могут быть внесены в реестр недобросовестных поставщиков, что повлечет неблагоприятные последствия.

Если Поставщик уверен в качестве товара, имеет смысл самостоятельно провести независимую экспертизу качества поставленного товара и его соответствия требованиям, установленным техническим заданием. При получении положительного результата экспертизы, в адрес Заказчика направляется требование о приемке и оплате товара. К требованию прилагаются результаты экспертизы.
Если по истечении срока рассмотрения претензии, установленного законом или контрактом, Заказчик не ответил, или отказался принять товар, Поставщик может обратиться в арбитражный суд с иском.

В суде можно ходатайствовать о назначении независимой экспертизы. Новым исследованием могут быть как опровергнуты, так и подтверждены результаты экспертизы, проведенной Заказчиком. Суд может назначить дополнительную экспертизу даже при наличии заключения профессионального эксперта, поскольку такое заключение не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наряду с другими доказательствами.

Судебная практика показывает, что суды должны назначать повторные/дополнительные экспертизы в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта.

Пример: Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.03.2018 N Ф07-934/2018 по делу N А56-76858/2016

Заказчик сообщил Подрядчику о том, что выполненные работы имеют очень низкое качество, в связи с чем не могут быть приняты и оплачены. Не согласившись с решением Заказчика, Подрядчик обратился в суд с требованием о взыскании задолженности за выполненные работы по контракту, штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту, незаконно удерживаемых денежных средств.
Заказчик представил суду заключение экспертной организации, в котором эксперты пришли к выводам о несоответствии выполненных Подрядчиком работ по объему и качеству, условиям контракта.

При наличии заключения экспертизы, проведенной Заказчиком, суд первой инстанции назначил судебную экспертизу по ходатайству Поставщика, так как для выяснения вопроса об объеме и качестве работ требуются специальные познания. Оценив имеющиеся доказательства, в том числе и заключение судебной экспертизы (подтвердившей наличие недостатков), суд первой инстанции решил, что выполненные работы подлежат частичной оплате.

Суд апелляционной инстанции изменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требования Подрядчика в части взыскания задолженности в полном объеме.

Однако кассационная инстанция разъяснила, что апелляция не согласилась с выводами судебной экспертизы, и, не обладая специальными познаниями, сделала выводы об исполнении Подрядчиком обязательств по Контракту в полном объеме и соответствующим качеством. При этом апелляционный суд не поставил на обсуждение сторон вопрос о назначении дополнительной или повторной экспертизы. Поскольку выводы суда апелляционной инстанции сделаны без учета всех имеющихся в деле доказательств, дело передано на новое рассмотрение в тот же суд.

Окончательные результат разбирательства еще не ясен, но уже можно предположить, что оплата выполненных Подрядчиком работ будет произведена, по крайней мере частично.

Таким образом, при несогласии с экспертным заключением, Подрядчику необходимо проявить активную позицию. Для получения положительного результата, важно принять меры для решения спора в досудебном порядке. Если дело переходит на рассмотрение в суд, защитить права помогут документальные доказательства добросовестного исполнения обязательств и ходатайство о проведении независимой экспертизы.

Экспертиза исполнения контракта по 44-ФЗ

25.03.2019

В соответствии с частью 3 статьи 94 Федерального закона от № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 44), Заказчик обязан провести экспертизу для проверки представленных контрагентом результатов на их соответствие условиям контракта.

Что делать, если Заказчиком недобросовестно исполняется указанная обязанность? Как Поставщики могут защитить свои права в случае, если они не согласны с экспертным заключением? Ответим в статье на эти вопросы.

Как проводится экспертиза?

Закон позволяет избирать способ проведения экспертизы. Согласно положениям части 3 статьи 94 ФЗ № 44, Заказчик может провести экспертизу самостоятельно, или с помощью привлеченных экспертов, а также экспертных организаций.

1. Внешняя экспертиза

Для проведения внешней экспертизы приглашаются компании, ИП или частнопрактикующие специалисты, обладающие специальными познаниями в определенной области.

Согласно части 8 статьи 41 ФЗ № 44, если экспертиза связана со специальными испытаниями, исследованиями, выполнением работ и оказанием услуг, к экспертам, привлекаемым Заказчиком, выдвигаются специальные требования (членство в СРО, аккредитация и т.д.).
Заключение экспертной организации или эксперта должно отвечать требованиям действующего законодательства, быть обоснованным и объективным. При нарушении указанного правила, эксперт привлекается к ответственности.

Важно отметить, что в некоторых случаях привлечение экспертов или экспертных организаций не право, а обязанность Заказчика. Так, профессиональные эксперты привлекаются, если закупка проводится у единственного Поставщика, за исключением случаев, прямо предусмотренных частью 4 статьи 94 ФЗ № 44. За неисполнение указанной обязанности Заказчик может быть привлечен к административной ответственности:

Пример: Постановление Вологодского областного суда от 11.10.2018 N 4А-691/2018
Суд привлек руководителя контрактной службы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд УФСИН к административной ответственности по части 8 статьи 7.32 КоАП, в связи с тем, что он не исполнил обязанность по привлечению экспертов, (экспертных организаций) к проведению экспертизы поставленных товаров, при закупке у единственного Поставщика.

2. Экспертиза «своими силами
Порядок проведения внутренней экспертизы определяется локальным актом Заказчика. Обязательное наличие заключения и его форма при проведении экспертизы «своими силами» законом не предусмотрены. Заказчику достаточно оформить акт сдачи-приемки за подписью уполномоченных сотрудников.

Если экспертиза проводится силами Заказчика, и приемочная комиссия пришла к выводу о том, что товар, услуга или работа не соответствуют условиям контракта, Поставщику направляется письменный мотивированный отказ от подписания документа о приемке.
Внутренняя экспертиза во всех смыслах выгоднее для Заказчика, поэтому она проводится чаще, чем внешняя. Избрать такой способ Заказчик не вправе только в случаях, прямо установленных законом.

В отличие от четко регламентированной процедуры внешней экспертизы, строгих требований к внутренней экспертизе закон не устанавливает. В связи с этим у Поставщика могут возникнуть вопросы относительно добросовестности ее проведения, полномочий и компетентности участвующей в ней лиц. Однако, судебная практика показывает, что отменить результаты такой экспертизы не просто.

Пример: Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.09.2018 N Ф07-11130/2018 по делу N А42-7716/2017
Поставщик обратился в суд с иском к Заказчику об обязании принять товар. Судами первой и апелляционной инстанции в иске было отказано. Поставщик обратился в суд с кассационной жалобой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.

Поставщик ссылался на тот факт, что поставил товар надлежащего качества, имеющиеся в материалах дела доказательства этого не опровергают. В частности, по мнению Поставщика, не должны приниматься во внимание данные в суде пояснения специалиста, который является работником ответчика.

Суд установил, что по итогам проведения электронного аукциона Заказчиком и Поставщиком был заключен договор, по условиям которого Поставщик обязался поставить товар, а Заказчик – принять и оплатить его. Согласно положениям договора, Заказчик производит приемку товара, в процессе которой обязан провести экспертизу.

Во исполнение обязательств исполнитель поставил товар, что подтверждается товарно-транспортными накладными. Заказчик провел экспертизу товара, на основании произведенных специалистом Заказчика расчетов был сделан вывод о несоответствии качества товара требованиям нормативных документов. Заказчик составил акт приемки, в котором указал на ненадлежащее качество товара, отказался от приемки и направил Поставщику претензию о несоответствии поставленного товара спецификации, с требованием заменить некачественный товар на качественный.

Полагая, что Заказчик неправомерно уклоняется от приемки товара, Поставщик направил в его адрес досудебную претензию с требованием принять и оплатить товар. Претензия была оставлена без удовлетворения, после чего дело перешло на рассмотрение в суд.

По мнению Поставщика, покупатель неправомерно уклоняется от приемки и оплаты товара. В обоснование своей позиции Поставщик ссылался, в том числе, и на тот факт, что судами неправомерно приняты доказательства Заказчика в виде заключения специалиста, являющегося его работником. Также Поставщик ходатайствовал о назначении экспертизы судом.
Рассмотрев дело, суд кассационной инстанции оставил без изменения решения предыдущих судов и разъяснил, что как положениями ФЗ № 44, так и положениями заключенного между сторонами договора допускается проведение экспертизы силами Заказчика. Доказательств несоответствия товара установленным в Договоре требованиям Заказчик не представил. Довод Поставщика о назначении судом экспертизы был отклонен.

Спор с Заказчиком часто удается решить в досудебном порядке. При этом важно понимать, что если Поставщиком не отрицаются недостатки товара, их можно устранить и произвести повторную приемку. Если Заказчик не принимает товар ненадлежащего качества, при этом Поставщик игнорирует требование об устранении недостатков, Заказчик вправе расторгнуть контракт по собственной инициативе (если это предусмотрено договором).

При расторжении контракта Заказчиком, сведения о Поставщике могут быть внесены в реестр недобросовестных поставщиков, что повлечет неблагоприятные последствия.

Если Поставщик уверен в качестве товара, имеет смысл самостоятельно провести независимую экспертизу качества поставленного товара и его соответствия требованиям, установленным техническим заданием. При получении положительного результата экспертизы, в адрес Заказчика направляется требование о приемке и оплате товара. К требованию прилагаются результаты экспертизы.
Если по истечении срока рассмотрения претензии, установленного законом или контрактом, Заказчик не ответил, или отказался принять товар, Поставщик может обратиться в арбитражный суд с иском.

В суде можно ходатайствовать о назначении независимой экспертизы. Новым исследованием могут быть как опровергнуты, так и подтверждены результаты экспертизы, проведенной Заказчиком. Суд может назначить дополнительную экспертизу даже при наличии заключения профессионального эксперта, поскольку такое заключение не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наряду с другими доказательствами.

Судебная практика показывает, что суды должны назначать повторные/дополнительные экспертизы в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта.

Пример: Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.03.2018 N Ф07-934/2018 по делу N А56-76858/2016

Заказчик сообщил Подрядчику о том, что выполненные работы имеют очень низкое качество, в связи с чем не могут быть приняты и оплачены. Не согласившись с решением Заказчика, Подрядчик обратился в суд с требованием о взыскании задолженности за выполненные работы по контракту, штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту, незаконно удерживаемых денежных средств.
Заказчик представил суду заключение экспертной организации, в котором эксперты пришли к выводам о несоответствии выполненных Подрядчиком работ по объему и качеству, условиям контракта.

При наличии заключения экспертизы, проведенной Заказчиком, суд первой инстанции назначил судебную экспертизу по ходатайству Поставщика, так как для выяснения вопроса об объеме и качестве работ требуются специальные познания. Оценив имеющиеся доказательства, в том числе и заключение судебной экспертизы (подтвердившей наличие недостатков), суд первой инстанции решил, что выполненные работы подлежат частичной оплате.

Суд апелляционной инстанции изменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требования Подрядчика в части взыскания задолженности в полном объеме.

Однако кассационная инстанция разъяснила, что апелляция не согласилась с выводами судебной экспертизы, и, не обладая специальными познаниями, сделала выводы об исполнении Подрядчиком обязательств по Контракту в полном объеме и соответствующим качеством. При этом апелляционный суд не поставил на обсуждение сторон вопрос о назначении дополнительной или повторной экспертизы. Поскольку выводы суда апелляционной инстанции сделаны без учета всех имеющихся в деле доказательств, дело передано на новое рассмотрение в тот же суд.

Окончательные результат разбирательства еще не ясен, но уже можно предположить, что оплата выполненных Подрядчиком работ будет произведена, по крайней мере частично.

Таким образом, при несогласии с экспертным заключением, Подрядчику необходимо проявить активную позицию. Для получения положительного результата, важно принять меры для решения спора в досудебном порядке. Если дело переходит на рассмотрение в суд, защитить права помогут документальные доказательства добросовестного исполнения обязательств и ходатайство о проведении независимой экспертизы.

ПОЛОЖЕНИЕ об экспертизе результатов исполнения контрактов

УТВЕРЖДЕНО

Распоряжением Местной Администрации

муниципальный округ Морские ворота

от 01.04.2014 № 07-ОД

ПОЛОЖЕНИЕ

об экспертизе результатов исполнения контрактов

  1. Общие положения

1.1. В соответствии с ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта Заказчик обязан провести экспертизу.

1.2. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, (далее – экспертиза) может проводиться Заказчиком своими силами или к её проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.

1.3. Настоящее Положение определяет порядок экспертизы результатов исполнения контрактов Местной Администрацией муниципального образования муниципальный округ Морские ворота (далее – Местная Администрация) своими силами.

  1. Проведение экспертизы

2.1. В целях проведения экспертизы силами Местной Администрацией назначаются специалисты из числа работников Местной Администрацией, обладающие соответствующими знаниями, опытом, квалификацией для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.

2.2. Специалисты могут назначаться Местной Администрацией для оценки результатов конкретной закупки, либо действовать на постоянной основе.

2.3. Специалисты, назначаемые для оценки результатов конкретной закупки, назначаются Распоряжением Местной Администрацией, в котором указываются реквизиты контракта, результаты которого подлежат оценке, а также указываются сроки проведения экспертизы и формирования экспертного заключения.

2.4. Специалист, действующий на постоянной основе, проводит экспертизу исполнения контракта и по её результатам составляет заключение экспертизы.

2.5. В своей деятельности специалисты, проводящие экспертизу, руководствуются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», иными нормативными правовыми актами, настоящим Положением.

2.6. На проведение экспертизы по одному контракту не может отводиться менее одного рабочего дня.

  1. Права и обязанности специалиста, проводящего экспертизу

3.1. Для проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, специалист имеет право запрашивать у должностных лиц Местной Администрации и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта.

3.2. Результатом экспертизы может быть один из следующих основных выводов:

– результат исполнения контрактов соответствует условиям контракта;

– результат исполнения контрактов не соответствует условиям контракта;

– установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приёмке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги;

– представленных документов не достаточно для однозначного вывода о соответствии или несоответствии результатов исполнения контракта условиям контракта.

3.3. Специалист вправе отказаться о проведения экспертизы, если придет к выводу, что он не обладает необходимыми для проведения экспертизы знаниями, опытом, квалификацией.

3.4. Специалист обязан отказаться от проведения экспертизы, если имеются предусмотренные законом для недопущения его для проведения экспертизы, в частности, если имеется прямая или косвенная заинтересованность в результатах проведения экспертизы.

  1. Оформление результатов экспертизы

4.1. Результаты экспертизы оформляются в виде заключения.

4.2. Заключение должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.

4.3. В случае, если по результатам экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приёмке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.

Приложение № 1

к Положению «Об экспертизе результатов

Примерная форма заключения экспертизы

результатов исполнения контракта

Заключение экспертизы

результатов исполнения контракта

Лицо, проводившее экспертизу:______________________________________________

Место проведения экспертизы: 198184, Российская Федерация, Санкт-Петербург, Канонерский остров д. 8-А.

Основание проведения экспертизы: Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Цель экспертизы: проверка предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных муниципальным контрактом _______________________________________________________________________________ (номер и дата контракта)

в части их соответствия условиям муниципального контракта.

Предмет (объект) экспертизы: _______________________________________________

(наименование поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги в соответствии с предметом муниципального контракта)

Результаты экспертизы:

Условия контракта

( в т.ч.в соответствии с Техническим заданием, Спецификацией и т.п.)

Характеристика фактически поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) Вывод о соответствии поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) условиям контракта

Вывод по результатам экспертизы: _______________________________________

Подпись лица, проводившего экспертизу: ___________________________

Статья 94 ФЗ 44: содержание, поправки

Развитие малого и среднего бизнеса, а также увеличение темпов товарооборота на государственном уровне в России привели к необходимости грамотного законодательного регулирования сферы государственных закупок.

Принятый в апреле 2013 года, федеральный закон о системе контрактов в сфере государственных закупок N 44 ФЗ, позволяет сделать процедуру проведения закупок прозрачной, конкурентной и результативной. Является одним из наиболее актуальных, востребованных и динамично развивающихся нормативных актов.

Общие положения статьи 94 ФЗ 44

Порядок исполнения государственного контракта по закону о госзакупках 44 ФЗ, а также его изменения и расторжения прописан в параграфе седьмом главы 3 об осуществлении закупок. Рассмотрим подробно особенности исполнения контракта, прописанные в 94-ой статье федерального закона N 44.

После заключения контракта следует процедура исполнения соглашений, направленная на реализацию целей совершения закупки путем взаимодействия сторон (одной из которых является заказчик, а второй — поставщик, подрядчик или исполнитель).

Часть 1 статьи 94 закона обозначает комплексные меры, которые включает в себя процедура исполнения контракта:

  • Приемка доставленного товара, проделанной работы, оказанной услуги и других отдельных этапов;
  • Оплата товара, работы, услуги заказчиком;
  • Взаимодействие сторон в случае изменения или расторжения контракта (порядок прописан в ст. 95 ФЗ 44), а также в рамках применения к участникам мер ответственности за нарушение контрактных условий.

Часть 2 статьи 94 закона гласит, что поставщик (или исполнитель) должен своевременно информировать заказчика о ходе исполнения собственных обязательств по условиям контракта, в том числе о возникающих сложностях. К сроку, установленному контрактом, исполнитель обязан предоставить заказчику результат своей работы. Тот в свою очередь должен осуществить приемку и оплату (порядок проведения указанных этапов также установлен настоящей статьей закона).

Приемка товаров и услуг является важнейшим этапом исполнения контракта, от грамотности и качества проведения которого зависит возможность последующей защиты материальных интересов заказчика в случае, если поставщиком или исполнителем будут допущены нарушения условий исполнения контракта.

В части 3 ст. 94 говорится, что при получении товара, приёме работы или результатов оказания услуг, заказчик обязан провести экспертизу результатов исполнения контракта по закону о госзакупках ФЗ 44. Может проводиться как собственными силами, так и с привлечением экспертов и профильных организаций (с которыми должны быть также заключены соответствующие договоры).

Привлечение сторонних специалистов к проведению экспертизы товара, работы или услуги является обязательным условием для заказчика, если закупка осуществляется у единственного поставщика. В части 4 статьи 94 прописаны исключения из данного правила:

  • Закупка услуг экспертных организаций;
  • Заказ строительной проектной документация или результатов инженерно-изыскательских работ, если те уже прошли обязательную экспертизу;
  • Другое (полный перечень исключений дан в п. 1 ч. 4 ст. 94 закона).

Часть 5 статьи 94. При проведении экспертизы специалисты вправе потребовать у поставщика дополнительные материалы, касающиеся условий исполнения контракта и отдельных этапов. Результат экспертизы оформляется в виде заключения и заверяется подписью эксперта или сотрудника экспертной организации, имеющего такие полномочия (право подписи). Составленное заключение должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству РФ. Если в ходе экспертизы обнаружены нарушения, которые не препятствуют приемке, в заключение могут быть включены предложения по их устранению.

В части 6 ст. 94 сказано, что по желанию заказчика может быть создана приемочная комиссия, состоящая из 5 и более членов.

Согласно части 7 статьи 94 закона ФЗ 44, приемка должна документально закрепляться и проводиться в установленные контрактом сроки. Документ должен быть заверен подписью заказчика, если создавалась приемочная комиссия — всеми её участниками. В случае отказа от приемки, поставщику своевременно должно быть направлено мотивированное письмо об отказе. Закон обязывает приемочную комиссию брать во внимание озвученные экспертами (если такие привлекались) предложения, отраженные в заключении по результатам проверки исполнения контракта.

Если выявленное несоответствие не является препятствием для приемки и было поставщиком ликвидировано, заказчик вправе не отказывать тому в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта, доставленного товара, проделанной работы или оказанной услуги (ч. 8 ст. 94 закона 44 ФЗ о госзакупках).

В части 9 статьи 94 закона N 44 о госзакупках указано, что результаты отдельного этапа контракта, сведения о поставке товара, выполнении работы или оказании услуги должны быть отражены поставщиком в отчете. Затем этот отчет публикуется в единой информационной системе госзакупок. Требование не распространяется на закупки, осуществляемые в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 42, 44, 46, 52 части 1 статьи 93 о закупках у единственного поставщика (исполнителя).

1 июля 2018 года в часть 9 статьи 94 ФЗ 44 о госзакупках будут внесены изменения, согласно которым требование по обнародованию результатов отдельных этапов исполнения контракта будет предъявляться в следующих случаях:

  • Предметом контракта является выполнение работ по:
    • строительству, реконструкции, капитальному ремонту;
    • сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
  • Цена контракта превышает один миллиард рублей.

Отчет, размещаемый в единой информационной системе госзакупок, должен содержать следующие сведения:

  • Об исполнении контракта (результаты, соблюдение графика и сроков);
  • О ненадлежащем исполнении, неисполнении, нарушениях и примененных санкциях;
  • Об изменении или расторжении контракта на этапе его исполнения.

Согласно части 10 статьи 94, к отчету должны быть приложено заключение экспертизы и приемочный акт.

Органы государственной власти субъектов России могут устанавливать дополнительные требования к размещению сведений о ходе исполнения контрактов и проведения госзакупок.

Скачать текст последней редакции закона о госзакупках

На этом сайте вы можете найти еще множество статей по 44 федеральному закону о госзакупках, его статьям и отдельным положениям с комментариями и пояснениями.

Скачать текст Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

В связи с выходом в конце 2017 года изменяющего федерального закона N 504-ФЗ, с 1 июля закон о госзакупках ожидают множественные изменения. В частности, будут внесены изменения в абзац 1 части 9 рассмотренной нами статьи номер 94.

Комментарий и разъяснения к статье 94 ФЗ 44

Комментарий к 94 статье закона о госзакупках 44 ФЗ будет кратким, поскольку ее положения достаточно просты даже для понимания обывателя.

также читайте о статье 66 ФЗ 44 в последней редакции по ссылке:

Во многом они созвучны с отдельными положениями гражданского законодательства. Для наглядности:

Часть 2 статьи 94 ФЗ 44 устанавливает обязанности сторон при исполнении контракта:

  • Поставщик обязан информировать заказчика о ходе работ и своевременно предоставлять результаты поставки, выполнения работы или оказания услуг;
  • Заказчик обязан обеспечить приемку и оплатить работу поставщика.

Гражданский кодекс РФ (часть 2):

  • «Покупатель обязан принять переданный ему товар, за исключением случаев, когда он вправе потребовать замены товара или отказаться от исполнения договора купли-продажи» (гл. 30 «Купля-продажа»);
  • «Заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность» (из гл. 37 «Подряд»);
  • «Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором, осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, немедленно заявить об этом подрядчику.»

Привлечение к проведению экспертизы специалистов профильных организаций регулируется положениями статьи 41 и части 5 статьи 94 закона о госзакупках ФЗ 44.

Чтобы ознакомиться с порядком составления и публикации отчета в единой информационной системе (ЕИС), предлагаем скачать Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093.

Источники:
http://zakupki-inform.ru/44-fz/pisma-i-raz-yasneniya-po-44-fz/pismo-minfina-rossii-ot-06-02-2018-24-03-08-6839.html
http://pravorf.ru/analytics/ekspertiza_ispolneniya_kontrakta_po_44_fz.php
http://pravorf.ru/analytics/ekspertiza_ispolneniya_kontrakta_po_44_fz.php
http://xn--80adiljlapbeasfiw.xn--p1ai/?p=8022
http://lawlinks.ru/st-94-44-fz/
http://zakonguru.com/goszakupki/44/elektronnui-aukcion.html

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию