Единый реестр участников закупок: понятие и основные нюансы использования, согласно 44-ФЗ

Единый реестр участников закупок: понятие и основные нюансы использования, согласно 44-ФЗ

Изменения, произошедшие в декабре 2018 года в части исполнения Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», сделали обязательным ведение Единого реестра участников закупок.

Что такое ЕРУЗ

Данный реестр представляет собой перечень тех организаций, которые принимают участие в государственных и муниципальных закупках. Активное использование данного реестра стало возможным с 1 января 2020 года. Указанный реестр участников закупок (ЕРУЗ) представляет собой информационный ресурс, состоящий из совокупности сведений и документов обо всех юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которые принимали участие в закупочных процедурах когда-либо или только планируют принимать такое участие.

Для чего нужна регистрация в ЕИС

Регистрация в Единой информационной системе и, соответственно, включение в используемый реестр участников закупок на сегодняшний день является обязательным для всех потенциальных участников закупочных мероприятий. Это связано с требованиями действующего законодательства в сфере закупок для превращения всех проводимых закупочных процедур в максимально прозрачные механизмы удовлетворения государственных и муниципальных нужд в тех или иных работах, товарах или услугах. В противном случае юридические лица или индивидуальные предприниматели не смогут принять участие в проводимых закупочных мероприятиях. По этой причине и включение в Единый реестр участников закупок является обязательным.

Правила регистрации в Едином реестре участников закупок

Ведение ЕРУЗ возложено на Федеральное казначейство как один из исполнительных и контролирующих органов в сфере государственных и муниципальных закупок. Именно в соответствии с принятыми данным федеральным органом регламентами осуществляется и процесс регистрации в ЕРУЗ.

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Сама по себе регистрация представляет порядок действий в электронной форме, в основу регламентации которого легли положения действующего законодательства в сфере закупок. Так как все сведения направляются в электронном варианте, а сама процедура происходит в автоматическом режиме, то максимальный срок внесения сведений о потенциальном участнике закупочной процедуры составляет не более одного рабочего дня (при условии, что действия по регистрации осуществляются вне периода проведения регламентных технических работ на электронных ресурсах ЕИС).

В целом процесс регистрации пошагово выглядит следующим образом:

  • потенциальный участник возможных закупочных мероприятий подает заявку на регистрацию в Единой информационной системе и Едином реестре участников закупок;
  • на основании направленной заявки потенциальный участник получает регистрацию в ЕИС на срок три года, которую он должен будет продлить, когда сроку ее действия останется не более шести месяцев.

Необходимые документы

Так как первоначально должна быть осуществлена фиксация данных о юридическом лице в ЕИС, то и основной пакет документов готовится в соответствии с правилами регистрации в этой информационной системе. К числу основных документов необходимо отнести:

  • квалифицированную и стандартную электронные цифровые подписи, так как именно эти ключи будут выступать в последующем при работе юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве идентификатора для осуществления всей деятельности по участию в закупочных процедурах;
  • из Единого государственного реестра юридических лиц потребуется выгрузить выписку по юридическому лицу. Аналогичная выписка выгружается на индивидуального предпринимателя, принимающего участие в потенциально проводимых закупочных мероприятиях.

Иные документы не потребуются, так как все необходимые данные выгружаются из Единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В этом случае пакет документов существенно расширяется в соответствии с требованиями такой удостоверяющей организации.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Порядок регистрации в ЕРУЗ для юридических лиц

Как уже говорилось выше, в Единый реестр участников закупок сведения вносятся в автоматическом режиме. Однако, чтобы они попали в указанный реестр, необходимо осуществить определенные действия, а именно:

  • получить электронную цифровую подпись. При этом потребуется два вида подписей – квалифицированная (или усиленная) и простая. Право на изготовление такого сертификата дано тем удостоверяющим центрам, которые получили специальную аккредитацию у Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
  • пройти процедуру регистрации в ЕСИА и подтвердить созданную в данной системе учетную запись тем способом, который является наиболее доступным для конкретного юридического лица;
  • после того как в ЕСИА учетная запись была подтверждена, наступает период регистрации в ЕИС. Первичные сведения вносятся туда автоматически из ЕСИА. Однако подтвердить регистрацию должен руководитель юридического лица с использованием усиленной электронной цифровой подписи;
  • следующим этапом становится определение уполномоченного лица за проведение всех основных регистрационных и закупочных мероприятий в ЕСИА. Такие уполномоченные лица прикрепляются к учетной записи юридического лица в ЕСИА. Именно такие уполномоченные лица осуществляют дальнейшие действия по регистрации юридического лица и внесении сведений в Единый реестр участников закупок;
  • в личном кабинете официально назначенное уполномоченное лицо потенциального участника закупок осуществляет назначение и прикрепление юридических лиц, которые должны осуществлять свои действия по участию в закупочных процедурах, в том числе с использованием усиленной электронной цифровой подписи;
  • после формирования перечня должностных лиц, имеющих допуск к проведению мероприятий по участию в закупочных процедурах, уполномоченное лицо должно проверить степень заполненности сведений о юридическом лице в личном кабинете. Это необходимо для того, чтобы в полном объеме сформировать перечень сведений о таком юридическом лице, которые будут передаваться в ЕРУЗ. Если сведения заполнены не в полном объеме на основании выгруженных из указанного выше государственного реестра юридических лиц данных, потребуется провести проверку заполненных сведений и расширить имеющиеся;
  • следующим этапом становится прикрепление документов, подтверждающих достоверность внесенных сведений и их подписание квалифицированной электронной цифровой подписью;
  • после того как все указанные действия в ЕИС и ЕСИА полностью завершены, данные о юридическом лице автоматически выгружаются в указанный реестр участников закупок, где происходит автоматическая аккредитация юридического лица.

Процедура регистрации индивидуальных предпринимателей в ЕРУЗ

Данная процедура также проводится на основании внесения сведений в Единую информационную систему. Однако в силу особенностей юридического статуса индивидуальных предпринимателей данная процедура будет иметь некоторые отличия от регистрации юридических лиц. Выглядит порядок внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в ЕРУЗ следующим образом:

  • на первом этапе происходит получение квалифицированной цифровой подписи в тех удостоверяющих центрах, которые имеют на это действие разрешение, выданное Минкомсвязи РФ;
  • следующим этапом становится прохождение процедуры регистрации в ЕСИА. Данная процедура происходит аналогично процедуре, характерной для юридических лиц;
  • после того как регистрация была завершена, полученную учетную запись потребуется подтвердить наиболее удобным способом для индивидуального предпринимателя;
  • в ЕСИА потребуется подтвердить статус индивидуального предпринимателя, после чего будет осуществлен переход в ЕИС;
  • в личном кабинете в Единой информационной системе произойдет автоматическая идентификация, после чего можно переходить к заполнению сведений о потенциальном участнике закупочных процедур;
  • в личном кабинете потребуется провести проверку всех сведений, которые были выгружены из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Если какие-либо сведения заполнены не полностью, потребуется проверить их корректность и произвести корректировку, если такое потребуется;
  • следующим этапом станет подтверждение регистрации в Единой информационной системе, которой будет предшествовать прикрепление необходимых документов в электронной форме и подписание всех документов и сведений усиленной электронной цифровой подписью;
  • после подтверждения регистрации в автоматическом режиме сведения из ЕИС будут переданы в Единый реестр участников закупок;
  • завершающим этапом станет передача сведений из Единого реестра участников закупок на электронную торговую площадку. На передачу таких сведений и последующую аккредитацию индивидуального предпринимателя на такой площадке дается не более одного рабочего дня за днем регистрации в Единой информационной системе.

Таким образом, Единый реестр участников закупок следует рассматривать в качестве специального реестра, который призван упростить из-за своей автоматизации возможности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей участвовать в различного рода государственных и муниципальных закупках.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ): как зарегистрироваться

Статьи по теме

Одно из нововведений в госзакупках — это ЕРУЗ. Что это такое? Для кого он нужен? Как туда попасть и стоит ли вообще регистрироваться в едином реестре участников закупок? Разберем в статье эти вопросы.

Что это такое

ЕРУЗ или единый реестр участников закупок – это перечень поставщиков, подрядчиков и исполнителей, который находится в ЕИС. С 2020 года началась аккредитация в этом реестре. Эта аккредитация дает участникам право участвовать в закупках по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.

В этом же году еще действует аккредитация участников на определенных электронных площадках. Со следующего года в госзакупках смогут принять участие только те участники, у которых имеется аккредитация ЕРУЗ.

Участникам тендеров дали целый год на подготовку к новому периоду в госзакупках и получение аккредитации в ЕРУЗ ЕИС. И главное, что после регистрации в едином реестре участников закупок, участник автоматически аккредитовывается на всех электронных площадках.

Стоит ли вообще регистрироваться в ЕРУЗ ЕИС или можно подождать

Сейчас еще пока есть возможность у поставщиков участвовать без аккредитации в ЕРУЗ, правда не во всех процедурах закупок. В тех закупках, в которых устанавливают дополнительные требования, уже сейчас могут участвовать только те, кто прошел регистрацию в ЕРУЗ.

Так как теперь участники таких тендеров должны перед подачей заявки загрузить в свой личный кабинет все документы подтверждающие дополнительные требования по закупкам. И в зависимости от самой закупки оператор ЭТП сам будет отбирать нужные документы участников.

Во всех остальных закупках, где не требуют дополнительные требования, участники могут принимать участие с аккредитацией на ЭТП. Но если участники хотят продолжить свою карьеру в госзакупках, до конца года необходимо пройти регистрацию в ЕРУЗ. Тянуть с аккредитацией не стоит, так как она занимает несколько рабочих дней.

Как зарегистрироваться в ЕРУЗ

Для того чтобы зарегистрироваться в едином реестре участников закупок нужно проделать несколько шагов. Для начала нужно получить электронную цифровую подпись. Ее можно получить только в удостоверяющем центре, перечень которых находится на сайте Минфина РФ.

Затем нужно наладить свой рабочий компьютер или компьютеры, с которых будете работать на закупках. Проверить внутренние настройки браузера (сайт закупок работает только в браузере – internet explorer) и установить программу КриптоПро.

Дальше пройти регистрацию на портале Госуслуг. Вначале через Госуслуги нужно зарегистрировать свою и организацию, и руководителя организации. Затем руководитель должен наделить правами тех сотрудников, которые будут в дальнейшем работать на закупках в ЕИС и на ЭТП. После того, как всех сотрудников присоединят к организации на сайте Госуслуг, необходимо перейти уже на сайт ЕИС и продолжить регистрацию там.

Когда руководитель организации зайдет на сайт закупок, ему нужно наделить полномочиями всех свои сотрудников. После этого любой из сотрудников может заходить в ЕИС для дальнейшей регистрации в ЕРУЗ. После входа в ЕИС сотрудник заполняет все данные организации в едином реестре участников закупок, часть из которых подгружаются из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (это кстати может занимать до 5 рабочих дней), дополнительно сотрудник должен приложить необходимые документы для регистрации (копии учредительных документов, решения об одобрении крупных сделок).

Важно: При необходимости учредительные документы можно будет заменять, только важно учесть тот факт, что замена будет происходить также около 5 рабочих дней.

Как только сотрудник заполнит все сведения, он должен подписать все это ЭЦП. И при успешной регистрации вся информация попадает в единый реестр участников закупок. И в течение дня эти сведения из ЕРУЗ попадают на все электронные торговые площадки. После чего операторы электронных площадок аккредитовывают таких участников на площадках. И только после этого можно будет заходить в электронные торговые площадки с помощью ЭЦП через Госуслуги и подавать заявки в закупках.

ЕРУЗ: алгоритм регистрации для участника закупок

В прошлом году всех пугали новым реестром в ЕИС, который называется ЕРУЗ. Не было до конца понятно, кому это нужно, какие документы, куда нести, и что будет, если вообще проигнорировать нововведения. Редакция журнала “Поставщик. Всё для тендеров” отыскала ответы на эти вопросы и публикует их вместе с пошаговым алгоритмом для регистрации в новом реестре. А еще разберем баги, которых на самом деле не надо бояться. Смотрите также в чек-листе, какие документы нужно подобрать и проверить их актуальность, если вы юрлицо и если вы физлицо или ИП.

Сколько действует аккредитация в ЕРУЗ

Аккредитация в едином реестре участников закупок действует 3 года, по истечению этого времени, вы должны будите подтвердить, что планируете дальше участвовать во всех тендерах и обновить свои уставные документы. Но необходимо помнить, что любого участника могут и исключит из ЕРУЗ ЕИС.

Исключают из единого реестра участников закупок, в случаях если:

  • аккредитация кончится, и участник не успеет подтвердить ее;
  • участник напишет заявление об исключении;
  • страну регистрации участника признают офшорной;
  • к участнику применят какой-либо судебный акт, который будет запрещать регистрацию в ЕРУЗ;
  • в ЕИС придет уведомление из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, что участник больше не осуществляет свою деятельность.

В любом случае у участника есть 3 рабочих дня, чтобы исправить сложившуюся ситуацию, если такая возникнет.

Нюансы регистрации

  • В ЕИС не регистрируют оффшорные компании;
  • Участники с аккредитацией на площадках, но без регистрации в ЕРУЗ смогут подавать заявки до 31 декабря 2020 года;
  • Для регистрации в ЕРУЗ нужна КЭФ.

Чем хороша регистрация в реестре

Регистрация в едином реестре участников закупок хороша тем, что участник регистрируется сразу и в ЕИС, и на всех ЭТП. И не надо больше думать на какую ЭТП потратить деньги на аккредитацию, а на какую не стоит. И самое главное участник регистрируется один раз и забывает про это на 3 года. Спокойно работает на всех ЭТП.

Единый реестр участников закупок: понятие и основные нюансы использования, согласно 44-ФЗ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Единый реестр участников закупок: понятие и основные нюансы использования, согласно 44-ФЗ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Таким образом, сведения о стране происхождения товара устанавливаются в соответствии с положениями ТК ТС, в соответствии с которыми под сведениями о происхождении товара предполагается страна происхождения товара, на территории которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке.

По общему правилу заказчик вносит изменения в план-график и только спустя 10 календарных дней вправе размещать извещение о закупке в ЕИС или направлять приглашение на закрытую закупку.

Контрактная система: закрытые способы закупок

Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Проведение электронного аукциона фз 44, конкурса или другого способа закупки является четко регламентированной нормативными актами процедурой, требующей оформления значительного количества документов.

Законом N 223-ФЗ не выделяется такая форма закупок, как электронный аукцион. Перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме законодательно утвержден в Постановлении № 616 от 21.06.2012 г. «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме».

Эта База знаний позволяет получить общее представление о процессе проведения корпоративных закупок на нашей площадке, а также ответы на большую часть вопросов.

Простым языком о законе о госзакупках 44-ФЗ

Как уже говорилось выше, в Единый реестр участников закупок сведения вносятся в автоматическом режиме.

С 1 июля 2018 года заказчики, вправе применять новые электронные формы процедур, а с 1 января 2020 года – обязаны закупать продукцию только электронными процедурами.

Согласно части 5 статьи 37 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта.

Если победитель аукциона уклоняется от заключения контракта, информация об этом направляется в Реестр Недобросовестных Поставщиков (РНП).

Принцип выражается в том, что вся информация о госзакупках, за исключением той, которая касается гостайны, размещена в открытом доступе в ЕИС. Любой желающий может получить информацию о том, кто, что, на каких условиях закупает и каким образом определен или будет определен поставщик.

При отсутствии у СРО участника закупки компенсационного фонда обеспечения исполнения договорных обязательств ему запрещается заключать договоры (контракты) с помощью конкурентных процедур закупок, то есть участвовать в конкурентных процедурах закупок в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ, ПП РФ № 615 (п. 1 ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ). Правомерно ли отклонение первой части заявки на участие в электронном аукционе при отсутствии указания на товарный знак?

Не учтены положения законодательства о дифференциации объектов капитального строительства с учётом их технической сложности и потенциальной опасности.

Очистка кровель многоквартирных домов, находящихся в управлении ГБУ »Жилищник Мещанского района» ЦАО города Москвы от снега и наледи, в том числе со сбрасыванием снега вниз и формированием его в валы на 2020-2020 гг.

Закон № 94-ФЗ лишь упоминает о необходимости размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов, не связывая с таким размещением наступления каких-либо правовых последствий.

На основании изложенного, участник закупки, предлагая к поставке конкретный товар, указывает в первой части заявки на участие в электронном аукционе информацию о стране происхождения товара.

Закон № 94-ФЗ лишь упоминает о необходимости размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов, не связывая с таким размещением наступления каких-либо правовых последствий.

В частности, в соответствии с Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1416, сведения о месте производства медицинского изделия указываются в регистрационном удостоверении, выдаваемом Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.

Двухэтапный аукцион — конкурентный торговый способ закупки, при котором на первом этапе заказчик запрашивает у участников закупки необходимые для уточнения аукционной документации предложения, касающиеся технических, качественных и иных характеристик товаров, работ или услуг.

Закон №44-ФЗ регулирует все госзакупки вне зависимости от сферы и предмета закупки. Соблюдение требований 44-ФЗ обязательно для всех заказчиков и для всех участников закупок.

Заказчик может дополнительно указать в Положении любые способы закупок, подробные условия и случаи их проведения, которые будут целесообразны и эффективны в деятельности его организации. В качестве иных способов закупок заказчики часто останавливают свой выборна запросе котировок, запросе предложений, конкурентных переговорах, электронном аукционе, двухэтапном конкурсе.

Ведение ЕРУЗ возложено на Федеральное казначейство как один из исполнительных и контролирующих органов в сфере государственных и муниципальных закупок. Именно в соответствии с принятыми данным федеральным органом регламентами осуществляется и процесс регистрации в ЕРУЗ.

Если потенциальный участник планирует получить регистрацию на электронных торговых площадках, то с 2020 года это возможно сделать без предоставления каких-либо документов, так как все регистрационные данные автоматически выгружаются для операторов электронных торговых площадок из ЕИС.
В контракты будут включать новое обязательное условие — вычет из оплаты налогов, сборов и других платежей. При изменении и расторжении контракта не нужно будет публиковать сведения в ЕИС в однодневный срок.

Как правильно сформулировать требования к участникам закупки строительных и проектно-изыскательских работ?

Согласно части 5 статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ Правительством РФ должны быть установлены минимальные требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.

Участие в тендере по 44-ФЗ путём создания консорциума

С 01 января 2014 г. вступает в силу федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – закон № 44-ФЗ).

Порядок заключения контрактов по ФЗ 44 осуществляется по установленной законом схеме:

  1. Размещение извещения о необходимости закупок определенных товаров, услуг или работ для государственных нужд.
  2. Направление приглашения для участия в тендере поставщикам.
  3. Заключение контракта по 44-ФЗ.

Из Закона № 44-ФЗ исключили положения, которые касаются возможности подать заявку через ЕИС.

Поставщик гарантирует исполнение контракта по 44-ФЗ, поставляет свои товары, услуги или выполняет работы. Поставщик может работать по 44-ФЗ как напрямую, так и на субподряде.

Закон № 44-ФЗ предполагает введение нормирования в сфере закупок в форме установления требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Согласно ст. 3, данного Федерального Закона, контроль за прозрачностью закупок по 44-ФЗ осуществляется Министерством Финансов, Федеральная Антимонопольная Служба, а также организации Рособоронзаказ, Росатом и Роскосмос, если речь идет о закупках в области обороны, энергетики и космической отрасли.

В течение 30 минут после завершения торгов — публикация Протокола Проведения Электронного Аукциона (ППЭА) на Электронной Площадке.

Смысл данной системы заключается в том, чтобы предоставить государству наиболее выгодные условия для поставки по 44-ФЗ тех или иных услуг, работ или товаров, а также максимально снизить вероятность получения откатов и других коррупционных схем.

Усложнённый порядок регулирования

Чтобы ориентироваться во всех тонкостях закона «О контрактной системе», а в человеческом обиходе просто 44-ФЗ, следует знать терминологию и основных участников тендерной системы РФ.
Организация образовывает тендер и является плательщиком по закупке. Заказчиками по 44-ФЗ выступают бюджетные организации, например, детские сады, школы, медицинские учреждения на гособеспечении, государственные фонды в области культуры, науки, техники, жилищно-коммунальные предприятия и т.д.

Достижение этой цели реализовано в создании Единой Информационной Системы, в которой можно отследить все этапы проведения закупок, жалобы и решения контролирующих органов по этим жалобам.

Иные документы не потребуются, так как все необходимые данные выгружаются из Единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Глава 8. Заключительные положения

Двухэтапный запрос цен — конкурентный неторговый способ закупки, при котором на первом этапе заказчик привлекает предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), касающиеся технических, качественных и иных характеристик товаров, работ или услуг.

Закон № 44-ФЗ делит способы определения поставщиков на конкурентные и неконкурентные (закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)).

Заказчики и участники закупок в контрактной системе в сфере госзакупок

1.1. Государственные и муниципальные заказчики

1.2. Бюджетные учреждения

1.3. Автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия

1.4. Лица, осуществляющие закупки за счет бюджетных инвестиций

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) устанавливает порядок осуществления закупок отдельными видами юридических лиц, которые признаются в целях реализации названного Закона заказчиками.

В Законе N 44-ФЗ определен перечень юридических лиц, которые обязаны осуществлять закупки согласно требованиям данного Закона (п. п. 5 — 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). К этим лицам относятся государственные и муниципальные заказчики, а также иные юридические лица, которые в отдельных случаях вправе или обязаны осуществлять закупки в соответствии с порядком, предусмотренным Законом N 44-ФЗ.

1.1. Государственные и муниципальные заказчики

Понятие государственных и муниципальных заказчиков определено в п. п. 5, 6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ.

Государственными заказчиками являются осуществляющие закупки юридические лица, которые действуют от имени РФ или субъекта РФ и уполномочены принимать от их имени бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ, а именно (п. 5 ст. 3 Закона N 44-ФЗ):

1) государственные органы (в том числе органы государственной власти);

2) Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;

3) органы управления государственными внебюджетными фондами;

4) государственные казенные учреждения.

Муниципальными заказчиками признаются осуществляющие закупки юридические лица, которые действуют от имени муниципального образования и уполномочены принимать от его имени бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ, а именно (п. 6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ):

1) муниципальные органы;

2) муниципальные казенные учреждения.

Государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять все виды закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг согласно требованиям, установленным в Законе N 44-ФЗ. Исключения из этого правила предусмотрены ч. 2 ст. 1 указанного Закона. Так, Закон N 44-ФЗ не регулирует правоотношения, связанные:

— с оказанием услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является РФ, а также международными финансовыми организациями, с которыми РФ заключила международные договоры;

— закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите согласно Федеральному закону от 20.08.2004 N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и Федеральному закону от 20.04.1995 N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

1.2. Бюджетные учреждения

Бюджетные учреждения относятся к заказчикам, которые обязаны осуществлять закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, если такие закупки производятся за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств (п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Однако если бюджетное учреждение осуществляет закупку за счет грантов, за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, либо в целях привлечения третьих лиц для исполнения контракта, по которому бюджетное учреждение является исполнителем, то оно вправе (ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ) осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ). Для этого бюджетному учреждению необходимо:

1) принять решение об осуществлении закупок в порядке, предусмотренном Законом N 223-ФЗ. Такое решение целесообразно оформить приказом;

2) утвердить и разместить в единой информационной системе (ЕИС) положение о закупках для нужд заказчика согласно требованиям Закона N 223-ФЗ.

Решение о порядке осуществления закупок (в соответствии с Законом N 44-ФЗ или Законом N 223-ФЗ) должно быть принято до начала года, в течение которого планируется их осуществление, и не может быть изменено в указанном году.

О порядке утверждения положения о закупке, а также об осуществлении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ см. Вопросы о закупках при применении Федерального закона N 223-ФЗ.

1.3. Автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия

Автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия являются заказчиками и обязаны осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, в следующих случаях:

— закупки осуществляются за счет средств, полученных из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной или муниципальной собственности (ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ);

— государственные или муниципальные заказчики передали указанным лицам свои полномочия на осуществление закупок на безвозмездной основе на основании договоров, соглашений (ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).

Автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия обязаны руководствоваться нормами Закона N 44-ФЗ в части следующих правоотношений:

1) планирование закупок;

2) определение поставщика (подрядчика, исполнителя; далее — поставщик);

3) заключение контрактов;

4) мониторинг закупок и аудит в сфере закупок;

5) контроль в сфере закупок.

Не распространяются на автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия положения Закона N 44-ФЗ, регулирующие особенности исполнения, изменения и расторжения контрактов.

1.4. Лица, осуществляющие закупки за счет бюджетных инвестиций

Юридические лица, не являющиеся государственными и муниципальными заказчиками, бюджетными и автономными учреждениями, а также государственными и муниципальными предприятиями, являются заказчиками и обязаны осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, если (ч. 5 ст. 15 данного Закона):

— закупка осуществляется за счет предоставленных им бюджетных инвестиций;

— закупка осуществляется в рамках реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства.

На указанные выше юридические лица распространяются положения Закона N 44-ФЗ, регулирующие деятельность заказчика, однако только в пределах, определенных в рамках конкретных договоров об участии РФ, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

2. УЧАСТНИКИ ЗАКУПОК

2.1. Требования к участникам закупки

2.2. Преимущества, предоставляемые при осуществлении закупки

Согласно п. 4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ участником закупки признается любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Вместе с тем указанный Закон предусматривает ряд обязательных требований, которым должен соответствовать участник закупки, и преимуществ, которые могут предоставляться отдельным категориям лиц.

2.1. Требования к участникам закупки

При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования ко всем ее участникам. Данные требования предусмотрены ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. К ним относятся:

1) правомочность участника закупки заключать контракт (п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

Под правомочностью участника закупки целесообразно понимать предусмотренную законом и учредительными документами возможность участника осуществлять юридически значимые действия (правоспособность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, дееспособность иных физических лиц). Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, т.е. внесения сведений о нем в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 49, п. 8 ст. 51 ГК РФ). Индивидуальный предприниматель вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе принимать участие в закупках, с момента его государственной регистрации (п. 1 ст. 23 ГК РФ). Физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, для участия в закупках должно быть дееспособным (ст. 21 ГК РФ), т.е. совершеннолетним (или не достигшим восемнадцатилетнего возраста, но состоящим в браке либо эмансипированным в порядке ст. 27 ГК РФ) и не лишенным дееспособности в установленном законом порядке;

2) непроведение ликвидации участника закупки (п. 3 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

Под ликвидацией юридического лица понимается прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей к другим лицам в порядке правопреемства (п. 1 ст. 61 ГК РФ);

3) отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства (п. 3 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность лица в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Признание лица несостоятельным (банкротом) влечет за собой открытие конкурсного производства — процедуры, направленной на соразмерное удовлетворение требований кредиторов;

4) неприостановление деятельности участника закупки на дату подачи заявки (п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

Административное приостановление деятельности является одним из видов административных наказаний, предусмотренных ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ, и заключается во временном прекращении осуществления отдельных видов деятельности. Административное приостановление деятельности назначается судьей, а в отдельных случаях — уполномоченными должностными лицами;

5) отсутствие у участника недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). При этом учитываются недоимки, задолженности за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Не учитываются при определении размера недоимки, задолженности суммы, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ, которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством РФ. Участник закупки считается отвечающим данному требованию, в том числе если он в установленном порядке подал заявление об обжаловании недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика не принято;

6) отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, а также о его учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, руководителе (п. 6 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ);

7) отсутствие у участника закупки — физического лица либо руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята) (п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ);

8) неприменение в отношении участника закупки — физического лица либо руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и административного наказания в виде дисквалификации (п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

Указанные виды уголовного и административного наказания предусмотрены ст. 47 УК РФ и ст. 3.11 КоАП РФ соответственно. При определении соответствия участника указанному требованию принимается во внимание наличие факта лишения лица права заниматься деятельностью, которая связана с поставкой товара (выполнением работы, оказанием услуги), являющейся объектом закупки.

Кроме того, в определенных случаях к участникам закупки предъявляются и другие требования.

Таблица. Требования к участникам, предъявляемые в определенных случаях

Что такое Реестр участников государственных закупок

Еще одно из изменений 2018 года в сфере госзаказа – ввод реестра участников государственных закупок. Что же это такое?

Что такое реестр участников закупок по 44-ФЗ? Это список зарегистрированных ИП, юридических и физических лиц, которые принимали, принимают или намерены принимать участие в госзакупках. Перечень будет вести Казначейство на сайте Единой информационной системы. Формирование начнется с 1 января 2020 года.

Как попасть в единый реестр участников закупок 44-ФЗ? Чтобы попасть в официальный список, нужно зарегистрироваться в ЕИС. Сделать это можно с 1 января и до 31 декабря 2020 года. Всех зарегистрированных лиц автоматически внесут в реестр участников государственных закупок. Информация, включенная в этот перечень, будет доступна всем пользователям системы бесплатно. Регистрация в ЕИС будет проходить в электронной форме. Плату за это брать не собираются. После регистрации участника в ЕИС операторы ЭТП смогут аккредитовать его на своих площадках.

Регистрация в реестре участников закупки для лиц, получивших аккредитацию на электронной площадке, но не прошедших регистрацию в ЕИС, будет доступна только по 31 декабря 2020 года. Вы не сможете подавать заявки, если не зарегистрируйтесь в реестре потенциальных участников закупок.

Новые процедуры в электронном формате вводятся уже с июля 2018 года. До января 2020 года, чтобы подать заявку на них, участник должен аккредитоваться на ЭТП.

В свою очередь оператор площадки обязан будет внести информацию и документы об участнике в реестр. То есть при подаче заявок на электронные процедуры до конца 2020 года от участников не будут требовать регистрации в ЕИС, достаточно будет действующей аккредитации и наличия информации о них в едином реестре.

Никаких уточняющих актов по поводу регламента процедуры пока не издали. Если порядок не поменяют, он будет выглядеть так:

  1. участник подает заявку на регистрацию в ЕИС;
  2. участник получает бесплатную регистрацию в реестре на три года;
  3. в течение одного рабочего дня поставщика аккредитуют операторы ЭТП.

Аккредитация также бесплатна и будет действовать три года. При этом площадкам не запрещено устанавливать плату за эту процедуру.

Источники:
http://www.pro-goszakaz.ru/article/103094-qqq-19-m8-edinyy-reestr-uchastnikov-zakupok-eruz
http://oblsport063.ru/chastnoe-pravo/2013-edinyy-reestr-uchastnikov-zakupok-ponyatie-i-osnovnye-nyuansy-ispolzovaniya-soglasno-44-fz.html
http://barton.ru/arhiv-novostej/zakazchiki-i-uchastniki-zakupok-v-kontraktnoj-sisteme-v-sfere-goszakupok/
http://goszakaz.tv/wiki/details/88
http://zakonguru.com/goszakupki/44/effektivnost.html

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию