Должен ли план закупок соответствовать лимитам бюджетных обязательств при его формировании?

Как проанализировать ЛБО в госзакупках

Лимиты бюджетных обязательств в госзакупках

Все государственные и муниципальные заказчики ведут свою закупочную деятельность в рамках выделенных и доведенных лимитов бюджетных обязательств (ЛБО).

Заказы, в свою очередь, осуществляются согласно документам планирования — плану закупок и плану-графику. Плановая документация также составляется на основании доведенных заказчику лимитов бюджетных обязательств.

Организация-заказчик не имеет права планировать и проводить госзаказ без ЛБО. Также запрещается осуществлять закупки сверх выделенных лимитов. Все контракты, подписанные по факту проведения торгов, заключаются в пределах обязательств (п. 2 ст. 72 БК РФ). Исключениями являются контракты на выполнение работ с производственным циклом свыше периода действия доведенных лимитов обязательств (п. 3 ст. 72 БК РФ).

Таким образом, при планировании и осуществлении госзаказа и последующем заключении контракта организация-заказчик должна проверить, хватит ли выделенных ЛБО на совершение данных действий. При этом сверку необходимо производить как по статьям КОСГУ, так и по разделам, подразделам и видам расходов.

В плановых документах совокупный объем закупок не должен превышать общий объем финансирования учреждения в рамках обязательств.

Нарушение данного правила повлечет за собой проверки и серьезные штрафные санкции — за осуществление госзаказа без доведения или с превышением ЛБО должностное лицо организации-заказчика заплатит штраф от 20 000 до 50 000 рублей (ст. 15.15.10 КоАП РФ).

Анализ ЛБО в закупочной деятельности

При осуществлении закупочной деятельности ответственный специалист заказчика должен осуществлять непрерывный анализ доведенных ограничений.

Каждый государственный и муниципальный заказчик является распорядителем бюджетных средств. Плановая документация разрабатывается в рамках формирования проектов бюджетов бюджетной системы РФ (ч. 7 ст. 17 44-ФЗ). Планы закупок и планы-графики согласовываются и утверждаются госзаказчиком в течение 10 дней после доведения ЛБО главным распорядителем средств.

На этапе планирования постатейно анализируются выделенные средства, и на основании потребностей заказчика составляется план закупок в пределах ограничений.

После формирования ПЗ контрактный управляющий разрабатывает план-график. НМЦК каждой закупки не должна превышать объема финансирования организации-заказчика.

Специалист обязан указать в документах планирования общий объем финансового обеспечения, выделенного на осуществление закупочной деятельности и соответствующего ЛБО.

У госзаказчиков в течение отчетного периода могут измениться доведенные лимиты обязательств. Выделяют следующие случаи изменения:

  • уменьшение или увеличение объемов финансирования;
  • образование внутренней экономии в результате осуществления закупочной деятельности;
  • образование экономии в рамках выделенных бюджетных ассигнований.

Если лимиты изменились, заказчику надлежит внести изменение в план-график не позднее 10 дней до планируемой даты размещения в Единой информационной системе извещения о заказе (п. 8 Правил из ПП РФ № 553 и п. 10 Правил из ПП РФ № 554 от 15.05.2015).

При размещении каждого отдельного госзаказа контрактный управляющий должен проанализировать объем бюджетных средств. Если заказчик разместил закупку, не соответствующую лимитам, контролирующие органы не пропустят данный заказ (ч. 5 ст. 99 44-ФЗ). В настоящий момент осуществляется финансовый контроль на предмет соответствия информации, указанной в документах планирования и публикуемых извещениях, доведенному до заказчика бюджетному обеспечению, поэтому контрактные управляющие должны быть внимательны при анализе и использовании выделенных учреждению ЛБО.

Должен ли план закупок соответствовать лимитам бюджетных обязательств при его формировании?

Насколько необходимо при формировании плана закупок у государственного и муниципального заказчика соответствие такого документа доведенным ранее лимитам бюджетных обязательств? Чаще всего такой вопрос возникает по причине необходимости большого объема закупок, на которые бюджетных средств может не хватать, что отражается в доводимых лимитах бюджетных обязательств.

План закупок и его соответствие лимитам: необходимо ли?

На ответ о том, должен ли план закупок соответствовать лимитам, есть точный ответ: да, должен. Основанием такого ответа служат следующие нормативные акты:

  • Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Пункт 4 статьи 17 этого нормативного акта говорит о том, что в план закупок включается информация о существующих объемах финансового обеспечения для осуществления планируемых закупок, то есть о доведенных лимитах закупок;
  • Постановление Правительства Российской Федерации №552, принятое 5 июня 2015 года, и Постановление Правительства Российской Федерации №1043, принятое 21 ноября 2013 года, функционируя в расшифровку положений Федерального закона «О контрактной системе», утверждают требование к плану закупок в виде обязательного включения в данный документ отдельной строки, содержащей информацию об общих объемах финансового обеспечения закупочной деятельности заказчика в текущем финансовом году, а также в плановом и последующем периодах. Это необходимо для обоснования не только тех закупок, которые проводятся в текущем году и рассчитаны на один финансовый год, но и которые будут проведены в плановых финансовых годах либо будут иметь пролонгированный характер.

Что делать, если план не соответствует лимитам?

В некоторых случаях возникает ситуация, когда план закупок не соответствует предоставленным лимитам. В этих случаях следует:

  • провести пересмотр проводимых закупок, в том числе в части формирования начальной максимальной цены контракта;
  • если средства высвободить не получится по каким-то причинам либо не удастся перенастроить лимиты в нужном направлении, потребуется обратиться к своему главному распорядителю бюджетных средств с заявлением о предоставлении дополнительных лимитов, например, за счет ранее сэкономленных средств;
  • если план закупок уже был размещен с нарушением правила соответствия этого документа предоставленным лимитам, на ответственное должностное лицо будет наложен штраф в соответствии с положениями Кодекса об административных правонарушениях (штраф назначается по усмотрению контролирующего органа в диапазоне от двадцати до пятидесяти тысяч рублей).

Каким образом происходит анализ предоставленных лимитов

Лимиты бюджетных обязательств предоставляются на основании уже проведенных ранее закупочных мероприятий по тому же направлению (например, на основании данных о потребностях организации в канцелярских товарах в прошлом финансовом году будут предоставлены лимиты на осуществление такой же закупки в текущем году), а также на основании предоставленных получателем бюджетных средств из государственного или муниципального бюджета заявок о необходимом финансировании на основании нужд государственного или муниципального заказчика. Такие нужды перечисляются в подаваемой заявке заранее с учетом перспектив функционирования самого заказчика.

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Заявка на предоставление лимитов, как уже было сказано выше, должна быть сформирована заблаговременно, чтобы к концу финансового года, когда бюджетные обязательства на следующий год готовятся к передаче, запрошенная сумма была сформирована и распределена по основным статьям расходов.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Должен ли план закупок соответствовать лимитам бюджетных обязательств при его формировании?

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

До федерального заказчика доведены лимиты бюджетных обязательств на плановый период 2018-2020 годов.
Имеет ли заказчик право разместить план закупок и план-график на 2018 год в ноябре 2017 года?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если до государственного заказчика доведены объемы прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств на 2018 год и плановый период, то он обязан в течение десяти дней утвердить план закупок на 2018 год и плановый период и план-график на 2018 год и в течение трех рабочих дней с даты их утверждения разместить их в единой информационной системе, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Обоснование вывода:
В соответствии с определениями, данными в ст. 6 БК РФ, лимит бюджетных обязательств – объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде), а текущий финансовый год – год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
Закупки, как на то указано в ч. 1 ст. 72 БК РФ, осуществляются в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ).
В силу ч. 4 ст. 17 Закона N 44-ФЗ планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия соответствующего нормативного правового акта о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, законов субъекта РФ о бюджете субъекта РФ и т.п.).
Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения федеральных нужд, а также требования к форме таких планов закупок и порядок их размещения в единой информационной системе (далее – ЕИС) согласно ч. 5 ст. 17 Закона N 44-ФЗ устанавливаются Правительством РФ. На основании этой нормы постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 552 утверждены:
– Правила формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (далее – Правила);
– Требования к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд.
План закупок в силу ч.ч. 7, 8 ст. 17 Закона N 44-ФЗ, п. 2 Правил утверждается государственным, муниципальным заказчиком в течение десяти рабочих дней после доведения до него объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ, то есть, как указано выше, лимитов бюджетных обязательств.
Утвержденный план закупок в силу ч. 9 ст. 17 Закона N 44-ФЗ подлежит размещению в ЕИС в течение 3 рабочих дней со дня его утверждения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
Планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок и содержат перечень товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год (ч.ч. 1 и 2 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).
Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения федеральных нужд устанавливается Правительством РФ (ч. 4 ст. 21 Закона N 44-ФЗ). Требования к форме планов-графиков и порядок их размещения в ЕИС также устанавливаются Правительством РФ (ч. 6 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).
В настоящее время постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 553 утверждены:
– Правила формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд;
– Требования к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд.
План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством РФ (ч. 10 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).
Утвержденный заказчиком план-график подлежит размещению в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты утверждения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (ч. 15 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).
Каких-либо ограничений по сроку размещения, в частности запрета на размещение плана закупок или плана-графика до начала соответствующего финансового года, законодательством не предусмотрено. Более того, на наш взгляд, очевидно, что законодательство предполагает заблаговременное, до начала соответствующего финансового года размещение этих документов в ЕИС для всеобщего ознакомления.
За нарушение сроков утверждения плана закупок и плана-графика, а также срока размещения их в ЕИС ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:
– Энциклопедия решений. Планирование закупок по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Жгулева Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

13 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Должен ли план закупок соответствовать лимитам бюджетных обязательств при его формировании?

Проинформируйте пожалуйста. Обоснование закупок, согласно постановления 555 от 05.06.2015 г. заполняется по каждому объекту закупок. Нужно делать форму обоснования по каждому объекту закупки (например обоснование электроэнергии, водоснабжения, тепло энергии) или достаточно указания суммы коммунальных ресурсов одной строкой?

При этом обещают средства в неопределенном будущем по решению предстоящей сессии горсовета. Можно ли делать так? В письме МЭР от 15.05.2015 г. №Д28и-1373 ответ дан: «закупка не может быть спланирована… в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств». План закупок — документ, состоящий из перечня нужд (государственных, муниципальных, бюджетных учреждений), которые должны быть удовлетворены, и информация о средствах, выделенных для их обеспечения. Необходимость закупки и предполагаемые объемы финансирования могут стать предметом общественного обсуждения, по итогам которого план закупок может быть изменен.

Закупки в рамках доведенных лимитов

Планы закупок должны формироваться на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период.

Согласно части 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В 2018 году действуют новые правила установления размеров авансов, принятия бюджетных обязательств в целях заключения государственных контрактов (договоров) заказчиками – получателями средств федерального бюджета. Они определены Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 (далее – Положение № 1496). Подробности – в статье.

В соответствии с п. 5.6 Регламента работы в модуле «Малые закупки» заказчик обязан размещать закупку вновь и вновь, меняя условия закупки.

Насколько необходимо при формировании плана закупок у государственного и муниципального заказчика соответствие такого документа доведенным ранее лимитам бюджетных обязательств? Чаще всего такой вопрос возникает по причине необходимости большого объема закупок, на которые бюджетных средств может не хватать, что отражается в доводимых лимитах бюджетных обязательств.

Внести изменение нельзя. Заказчики могут осуществлять закупки только в рамках доведенных лимитов. Это следует из ч. 2 ст. 72 БК РФ. Если лимиты не доведены, то включать закупку в план-график нельзя. За нарушение этого правила возможна административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Пунктом 2 Требований предусмотрены некоторые особенности в отношении представления информации об отдельных объектах закупки.
Настоящий документ представляет собой руководство пользователя Подсистемы управления закупками Государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в части планирования закупок, версии 1.3. В документе приведена справочная информация и описан порядок действий при выполнении задач, связанных с использованием возможностей программного продукта.

Максимально возможные размеры авансовых платежей, которые получатели средств федерального бюджета вправе предусматривать при заключении государственных контрактов, установлены п. 18 Положения № 1496. Также закреплено, что порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок, требования к их форме должны устанавливаться Правительством РФ. В результате Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 552 утверждены Правила формирования, утверждения и ведения плана закупок (далее – Правила) и Требования к форме плана закупок (далее – Требования), нормы которых также вступили в силу 01.01.2016. В статье рассмотрим основные положения этих документов.

В соответствии с п. 10.49 типового положения в случае двух проведенных конкурентным способом закупок, признанных несостоявшимися по следующим основаниям: не подано ни одной заявки на участие в закупке или по результатам рассмотрения заявок не было признано ни одной заявки, соответствующей требованиям документации о закупке, заказчик вправе заключить договор с единственным поставщиком.
Подсистема управления закупками Входящая в состав ГИИС ЭБ, предназначенная для осуществления формализованных процедур, обеспечивающих планирование закупок и исполнение процесса закупок товаров, работ и услуг.

Поэтому нарушение требований законодательства будет на вашей стороне. Можно рекомендовать сформировать и направить план закупок, хотя бы электронной почтой.Отметим, что правила установления размеров авансов, предусмотренные в п. 18 Положения № 1496, не распространяются на контракты, предметом которых является поставка товаров (оказание услуг), включенных в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 16.01.2018 № 21‑р.

Таким образом, члены комиссии поступили неправильно, признав заявку не соответствующей требованиям документации. В действиях членов комиссии содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП.
Аналогичный подход справедлив и для региональных (муниципальных) заказчиков, но с учетом региональных (муниципальных) Правил по формированию плана закупок.

На сегодняшний день данный вопрос, к сожалению, не является окончательно решенным. Статья 53 ГрК РФ не предъявляет каких-либо требований к лицу, осуществляющему строительный контроль, в том числе к лицу, привлеченному для осуществления строительного контроля на основании договора.
В плане закупок в отдельных строках следует отразить общий объем финансового обеспечения по каждому коду бюджетной классификации и итоговый объем финансового обеспечения, предусмотренные для осуществления закупок в текущем финансовом году, плановый период и последующие годы (в случае проведения закупок, которые планируются по истечении планового периода) (п. 3 Требований).

Получатели бюджетных средств принимают бюджетные обязательства в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, доведенных до них в установленном порядке (п. 3 ст. 219 БК РФ).
Подсистема управления закупками представляет собой функциональную подсистему Государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Согласно части 7 статьи 69 Закона № 44-ФЗ принятие решения заказчиком о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ, не допускается.
Также обращаем ваше внимание на то, что в 2018 году установлен запрет на выплату авансов на последнем этапе исполнения государственных контрактов (договоров), поименованных в пп «а» и «б» п. 18 Положения № 1496, предусматривающих отдельные этапы их исполнения и оплаты. Это все перечисленные выше (в таблице) контракты, кроме тех, для которых предполагается авансирование до 100 %. При этом в отношении контрактов, подлежащих казначейскому сопровождению, ограничений нет.

При этом Законом № 44-ФЗ не предусмотрена возможность признания заявки, не соответствующей требованиям документации об аукционе, по причине наличия или отсутствия в уставе участника закупки указания на конкретный вид экономической деятельности.
Не совсем.Для федеральных бюджетных учреждений обязанность по формированию планов закупок установлена пунктом 5 ПРАВИЛ ФОРМИРОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕНИЯ И ВЕДЕНИЯ ПЛАНА ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НУЖД (Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 552): «Заказчики формируют планы закупок при планировании в соответствии с законодательством Российской Федерации их финансово-хозяйственной деятельности и представляют их не позднее 1 июля текущего года органам, осуществляющим функции и полномочия их учредителя, для учета при формировании обоснований бюджетных ассигнований в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации».

Заказчик планирует провести электронный аукцион на выполнение работ по строительному контролю. НМЦК – более 3 млн рублей. Какие требования к участнику закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ следует предъявить?

Контрактный управляющий столкнулся с ситуацией, которую он кратко описал так: “От нас требуют внести в план-график изменения — включить ряд закупок, проводимых разными способами (аукцион, котировки), сверх выделенного бюджета. При этом обещают средства в неопределенном будущем по решению предстоящей сессии горсовета. Можно ли делать так? В письме МЭР от 15.05.2015 г. №Д28и-1373 ответ дан: «закупка не может быть спланирована… в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств».
Заявка на предоставление лимитов, как уже было сказано выше, должна быть сформирована заблаговременно, чтобы к концу финансового года, когда бюджетные обязательства на следующий год готовятся к передаче, запрошенная сумма была сформирована и распределена по основным статьям расходов.

Карточка укрупненной закупки — документ, содержащий сведения о потребности Заказчика в товаре, работе, услуге или группе товаров, работ, услуг, сведения о стоимостном выражении этой потребности, а также о ее плановом финансовом обеспечении.
Пунктом 10.49 Типового положения о закупке установлен случай заключения договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по итогам дважды несостоявшейся закупки, проведенной одним из конкурентных способов, указанным в разделе 1 Типового положения о закупке.

Источники:
http://zakonguru.com/goszakupki/44/plan-limit.html
http://www.garant.ru/consult/gpurchase/1145870/
http://engmax.ru/novosti/5999-dolzhen-li-plan-zakupok-sootvetstvovat-limitam-byudzhetnykh-obyazatelstv-pri-ego-formirovanii.html
http://zakonguru.com/goszakupki/44/zaavka-na-ucastie.html

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию