Что такое дробление закупки по 44-ФЗ, и ограничивается ли дробление закупки законодательством?

Дробление закупок: когда можно, а когда запрещено

    On 07.07.2018 0 Комментарии 44-ФЗ, Закупки у единственного поставщика, Конкурс, Нарушения в закупках, ФАС

Дроблением закупки называют искусственное разделение одного контракта на несколько более дешевых таким образом, чтобы их можно было заключить без конкурентной процедуры. Например, вместо одного контракта стоимостью 600 тыс. рублей заказчик решает заключить 6 контрактов по 100 тыс. Каждый из контрактов укладывается в рамки малой закупки и заключается напрямую с поставщиком.

Зачем заказчики дробят закупки

Преимущества заключения контрактов напрямую очевидны. Их несколько:

  • не нужно готовить закупочные документы, что существенно экономит время и снижает трудозатраты при подготовке к заключению контракта;
  • не нужно выжидать положенные по процедуре сроки;
  • можно заключить контракты с удобным поставщиком.

Например, заказчику требуются какие-то товары для обеспечения работы офиса — бытовая химия, канцелярские принадлежности и так далее. Если он будет проводить аукцион, то нужно будет подготовить документацию, обосновать начальную цену, рассчитать сроки, когда процедура может быть проведена, а после заключения контракта отчитаться об этом. То есть процедура предстоит довольно серьезная и длительная. В противовес этому заключение контракта с единственным поставщиком не требует всего перечисленного выше. Даже обосновывать цену придется лишь том случае, если у проверяющих возникнут вопросы.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

К тому же потребность в товарах, как правило, часто возникает не сразу. Так почему бы заказчику не приобретать их по мере надобности? Те же канцелярские принадлежности он может закупать ежемесячно, а не запасаться ими сразу на весь год.

Закон 44-ФЗ не содержит формального запрета на такой подход. То есть заказчик может заключить несколько контрактов с одним и тем же поставщиком на схожий объект закупки. Но это должно быть обосновано.

Надо отметить, что нередко заказчики прибегают к искусственному разделению одного контракта на несколько мелких, чтобы упростить себе жизнь. Это считается злоупотреблением, ведь закон о госзакупках ставит во главу угла конкуренцию и экономию. Весьма вероятно, что при приобретении крупной партии товара путем аукциона или конкурса вместо заключения нескольких мелких контрактов с одним поставщиком заказчик мог бы получить более выгодные цены. Поэтому у проверяющих могут возникнуть претензии.

Как контролеры делают вывод о дроблении

С большой долей вероятности подозрение вызовут закупки малого объема, которые имеют такие признакам:

  • контракты заключены с одним поставщиком;
  • между датами их заключения прошло непродолжительное время;
  • все контракты предполагают поставку одного и того же объекта закупки.

Однако даже если все условия выполняются, это не значит, что дробление было искусственным. Возможно, на это у заказчика были весомые причины. Главное — грамотно пояснить проверяющим, почему было заключено несколько контрактов.

В качестве обоснования можно сослаться, например, на отсутствие подходящих помещений для хранения большой партии товара. В особенности если ему требуются определенные условия — температура воздуха, влажность и так далее. Поэтому заказчик решил приобретать товар по мере возникновения потребности и тут же его использовать.

Ответственность

Если все же проверяющие решат, что заказчик неправомерно раздробил закупку и ушел таким образом от конкурентной процедуры, не избежать ответственности. Причем это не только штраф в рамках КоАП РФ за неправильный выбор способа определения поставщика. Виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности.

Например, контрактный управляющий вместо проведения аукциона решил разделить большой контракт на мелкие и заключил их с одним поставщиком. Контролеры могут заподозрить, что этот специалист имел личную заинтересованность в том, чтобы заключить контракты с конкретным исполнителем. Такое преступление может быть квалифицировано как злоупотребление в сфере закупок или превышение должностных полномочий.

В одном из прошлых материалов мы подробно рассказали о мерах уголовной ответственности за нарушения в сфере госзаказа. Рекомендуем ее прочитать очень внимательно. Здесь лишь упомянем, что в зависимости от тяжести преступления нарушителю грозит крупный денежный штраф, исправительные работы или лишение свободы. Также виновное лицо может быть лишено права занимать определенные должности.

Риски для поставщика

Если речь о сговоре и подкупе представителя заказчика, то не избежит ответственности и поставщик. Виновное лицо будет привлечено к уголовной ответственности и также рискует получить немалый срок.

Но даже если поставщик не замешан в сговоре с заказчиком, дробление закупки для него все же несет риск. Заключается он в том, что исполнителю могут попросту не заплатить. Ряд мелких одноплановых закупок привлечет внимание контролирующего органа, последует проверка, в результате которой действия заказчика могут быть признаны неправомерными. Это придет к тому, что заключенные контракты могут быть признаны недействительными, и выплаты по ним произведены не будут.

Случаи из практики судов

Как наивысшая подтверждается судебной практикой. Есть определение Верховного суда от 7 ноября 2017 года № 308-ЭС17-15 799. В котором УЗИ признают ничтожными контракты, заражен заключенные с нарушениями закона 44-ФЗ.

Суть в следующем. Орган муниципальной власти заключил несколько контрактов с единственным поставщиком на выполнение проектных работ. Поскольку поставщик не получил оплату в срок, то вынужден был подать иск. Суд первой инстанции обязал муниципалитет оплатить проделанную работу, однако заказчик с этим не согласился. Дело пошло в вышестоящие инстанции. В итоге судьи пришли к выводу, что заказчик неправомерно раздробил закупку, и контракты были признаны недействительными. В итоге исполнитель работу проделал, но остался без оплаты.

Дополнительно рекомендуем прочитать статью, в конце которого приведен пример из практики ФАС, когда закупку признали раздробленной.

Дробление закупок: как разбить большой госзаказ на несколько маленьких

Искусственное дробление закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ — это преднамеренная и умышленная разбивка стоимости отдельного заказа на несколько договоров при условии, что заказчику заранее известна потребность в такой продукции или работах на плановый период, и не существует препятствий технологического или экономического характера, не позволяющих провести одну процедуру для приобретения всего объема требуемых товаров, работ, услуг. Разберем процедуру дробления закупок по 44-ФЗ, ответственность за нарушения при выборе процедуры.

Какой способ определения поставщика выбрать

Важно понимать, что ни Закон 44, ни 223 не содержат понятия «дробление закупки». Заказчик может на свое усмотрение выбирать способ определения победителя: как конкурентный (аукционы, конкурсы, запросы котировок в электронной форме и т. д.), так и неконкурентный (договор с единственным поставщиком — ЕП).

Проведение торгов не всегда является более эффективным и результативным способом заказа, по сравнению с ЕП. Налицо сокращение временных издержек (для электронного конкурса, аукциона публикация извещения 7-20 дней, мораторий на срок заключения контракта, к примеру, не раньше 10 дней от даты определения победителя), уверенность в наличии претендента (при проведении торгов может быть не подано ни одной заявки) и др.

Напомним, что случаи ЕП отражены в ст. 93 Закона о контрактной системе, и наиболее часто используемый способ — заключение контракта на сумму, не превышающую 100 000 руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93, для отдельных видов образовательных, культурных организаций по п. 5 ч. 1 ст. 93 — до 400 000 рублей). Согласно 223-ФЗ, случаи ЕП жестко не регламентированы и указываются в положении о закупке.

Таким образом, заказчик зачастую приходит к выводу о целесообразности разбить крупную закупку на мелкие и заключить отдельные договоры с поставщиком по одному объекту, что и означает под собой дробление.

Примеры

Причинами разукрупнения могут являться следующие факторы:

  1. Необходимость ускоренной поставки товара, выполнения работ. Как это нередко бывает, просто «горят сроки» и к определенной дате требуется конкретный результат. К примеру, поставка новогодних подарков для нужд образовательной организации на сумму 500 000 руб. Никак не позднее 31.12 ученики должны получить свой подарок, и заказчик, не организовавший заранее процедуру аукциона, может принять решение заключить два договора на сумму не более 400 000 руб. каждый в целях успешного проведения новогоднего праздника.
  2. Нежелание составлять полный пакет документов по конкурентной процедуре, ведь ЕП не требует публикации извещения и документации. К примеру, проведение ремонтных работ в медицинской организации на сумму 200 000 руб. Проще заключить два контракта на сумму не более 100 000 рублей, чем составлять и публиковать в Единой информационной системе документацию, содержащую проектно-сметные материалы.
  3. Наличие выгоды так называемых «откатов» за предоставление государственного или муниципального заказа конкретному претенденту. К примеру, поставка медицинской техники на сумму 500 000 руб. Заказчик не проводит аукцион, а отдает реализацию данного государственного контракта конкретному лицу путем заключения пяти договоров на сумму не более 100 000 рублей, при этом получая определенное вознаграждение от лица исполнителя.

Ответственность

Не стоит думать, что дробление единой закупки на группу однородных, сумма по каждой из которых не превышает предельного значения, установленного отдельными нормами закона, не влечет за собой привлечение к ответственности.

Необходимо учитывать следующие нормы:

  1. Бюджетное законодательство, ст. 34 Бюджетного кодекса. Дробление может быть признано контролирующими органами как нарушение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств.
  2. Гражданское законодательство, ст. 170 Гражданского кодекса. Дробление может подразумевать создание притворных сделок, которые совершаются с целью прикрытия единого крупного заказа. Согласно ч. 2 ст. 170 ГК, притворные сделки являются ничтожными (недействительными).
  3. Закон о защите конкуренции, ст. 15 Закона № 135 от 26.07.2006. Необходимо соблюдать принцип обеспечения конкуренции, не допускается необоснованное сокращение числа участников.

Ответственность за нарушение при выборе способа определения поставщика, согласно ч. 2 ст. 7.29 КоАП, влечет наложение административного штрафа в размере 50 000 рублей, недопущение конкуренции, согласно 14.32 КоАП, — аналогичный размер штрафа или дисквалификацию. Дробление закупок по 223-ФЗ ФАС аналогично рассматривает как действия, ограничивающие конкуренцию. Ч. 1 ст. 3 223-ФЗ указывает, что необходимо руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам.

Какая ответственность грозит за дробление закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Статьи по теме

Заказчики прибегают к дроблению закупок, чтобы упростить себе жизнь и сэкономить время. Однако тем самым ограничивают конкуренцию. Когда дробление закупки могут признать нарушением и что за это грозит, расскажем в статье.

Что такое дробление закупок по 44-ФЗ

В ст. 93 Закона № 44-ФЗ говорится, что заказчики вправе закупать у единственного поставщика товары, работы и услуги до 300 тыс. руб. (а отдельные виды заказчиков — до 600 тыс. руб.). Уложиться в установленные лимиты получается не всегда. Поэтому заказчики дробят закупки на несколько небольших контрактов, чтобы не проводить конкурентную процедуру. Дробление считается преднамеренным, если заказчик заранее знает об объеме потребности в ТРУ на плановый период и не имеет серьезных препятствий для проведения конкурентных процедур.

Заказчики дробят закупки, чтобы:

  • ускорить поставку товаров или оказание услуг;
  • упростить процедуру проведения закупки и сэкономить время;
  • закупить ТРУ у конкретного поставщика или подрядчика;
  • получить вознаграждение от поставщика.

Признаки дробления закупки по 44-ФЗ

По каким признакам ФАС может определить искусственное разделение закупки:

  • контракты заключены в один день или в течение непродолжительного промежутка времени;
  • работы выполняются на одном объекте;
  • поставляется один и тот же товар;
  • все контракты заключены с одним поставщиком;
  • суммарная стоимость контрактов превышает установленные лимиты для закупки у едпоставщика;
  • одни и те же объемы закупаемых товаров (работ, услуг);
  • одна и та же периодичность;
  • одинаковые условия контрактов и спецификации;
  • явная несоразмерность объема поставляемых ТРУ в рамках одного контракта существующей потребности заказчика.

Контролеры и суды по-разному смотрят на дробление закупок. Статья поможет разобраться в позициях ведомств, антимонопольной службы и судов, а также оспорить или снизить штраф. Смотрите, по каким признакам контролеры и суды распознают дробление закупки.

Ответственность за искусственное дробление закупок по 44-ФЗ

Можно получить штраф ст. 7.29 КоАП РФ. Эта статья устанавливает наказание за неверный выбор способа закупки. Должностное лицо могут оштрафовать на 30 тыс. руб. Отдельно говорится о неверном выборе закупки, тогда как по закону должен был быть проведен конкурс или аукцион. За это грозит штраф в 50 тыс. руб.

Кроме того, возможная ответственность по ст. 14.32 КоАП РФ за заключение антиконкурентного соглашения. Должностное лицо ждет штраф до 50 тыс. руб. или дисквалификация до 3 лет. Для юридических лиц штраф составляет до 0,15% суммы выручки.

Судебная практика

К слову, дробление закупки суды не всегда признают нарушением. В следующем примере из практики суд посчитал, что у заказчика не оставалось другого выхода. Заказчик и поставщик заключили 21 договор на поставку товара – 1265 пар полуботинок общей стоимостью 2 024 000 руб. Товар поставили в срок, однако заказчик не принял его из-за несоответствия требованиям. Поставщик вывез партию, но заменять продукцию отказался.

По условиям контрактов, за нарушение ему грозил штраф в размере 10% стоимости каждого контракта. Заказчик обратился в суд, чтобы взыскать эти деньги. Поставщик подал встречный иск и потребовал признать контракты недействительными из-за нарушения процедуры закупки. По его мнению, заказчик должен был провести конкурентную процедуру, а вместо этого раздробил закупку.

Дробные закупки по Закону № 223-ФЗ: в чем подвох и за что накажут заказчика

Неверно полагать, что закупки по 223-ФЗ контролируют вполовину меньше, чем госзаказ. Возьмем пример дробления закупок. По контрактной системе это запрещено, а закон 223-ФЗ этого не запрещает. Но и заказчику по Закону № 223-ФЗ опасно заключать договоры с одним и тем же единственным поставщиком, делать это регулярно или одномоментно. Убедитесь в этом сами, посмотрите на 7 примеров из практики. Ведь только в одном из них заказчику удалось отменить штраф от контролеров.

Однако суд встал на сторону заказчика. По его мнению, внешних признаков искусственного дробления сделки, суммарно превышающей размер, который давал бы право заказчику на проведение закупки у едпоставщика, не достаточно для признания такой сделки незаконной. Закупка проводилась однократно, а сроки, которые были отведены заказчику для выполнения государственного задания по обеспечению обувью сотрудников органов внутренних дел, поджимали. Лимиты были доведены до заказчика лишь 26.03.2018, тогда как обувь должна была поступить на склады 14.05.2018.

В итоге суд решил, что у заказчика не было объективной возможности тратить время на конкурентные процедуры. При этом, принимая экстренное решение о проведении закупки общей стоимостью 2 024 000 руб. у единственного поставщика, заказчик принял все меры, чтобы обеспечить условия конкурентного отбора. Он направил запросы о согласии на поставку 5 потенциальным производителям товара на всей территории РФ.

Поскольку общая стоимость контрактов не превысила ограничений в общегодовом объеме закупок заказчика, суд не усмотрел никаких злоупотреблений и отклонил иск поставщика (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.08.2020 по делу № А60-42282/2018).

Искусственное дробление закупки 223-ФЗ

Дробление закупки по 223-ФЗ также считается нарушением. Правда, в тексте закона этого термина нет, но от ответственности это не избавляет.

Закон 223-ФЗ позволяет заказчикам устанавливать в своих положениях любые условия применения тех или иных способов закупки. В том числе это относится к неконкурентным процедурам. Если возможность применения закупки у единственного контрагента ограничена ценой договора, заключение нескольких одинаковых договоров в пределах этой цены в течение короткого периода времени могут признать ограничением конкуренции. Однако окончательный вывод о том, имеет ли место искусственное дробление сделки, может сделать только суд.

Ответственность за дробление закупок по 223-ФЗ

Заказчику грозит санкция по КоАП РФ. Наказать могут по ст. 14.32 КоАП РФ за заключение антиконкурентного соглашения. Кроме того, суд вправе признать заключенные договоры недействительными.

Что такое дробление закупки по 44-ФЗ, и ограничивается ли дробление закупки законодательством?

На сумму не более 100 тыс. руб. у единственного поставщика можно провести госзакупку любых товаров

Такой вывод позволяют сделать разъяснения Минэкономразвития. Оно рассмотрело вопрос, касающийся закупок у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя.

Ведомство отметило: заказчик вправе закупить у единственного поставщика на сумму не более 100 тыс. руб. товары, работы, услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий либо оказываются по регулируемым ценам (тарифам).

При этом нужно соблюдать ограничения, установленные Законом N 44-ФЗ при закупках у единственного поставщика на сумму не более 100 тыс. руб . Для большинства заказчиков они выражаются в том, что годовой объем таких закупок:

– не должен превышать 2 млн руб. или 5% совокупного годового объема закупок;

– не должен составлять более чем 50 млн руб.

Подход Минэкономразвития неновый. Летом прошлого года министерство уже высказывало сходную позицию.

Напомним, в Законе N 44-ФЗ есть и такие основания для закупки у единственного поставщика: закупка товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, и закупка услуг, оказываемых по регулируемым ценам (тарифам).

Заказчику при выборе основания для закупки у единственного поставщика надо учитывать следующее. В указанных случаях ограничений по сумме нет. Вместе с тем заказчик должен разместить в единой информационной системе извещение о закупке и направить сведения в реестр контрактов. При закупках же у единственного поставщика на сумму не более 100 тыс. руб. это не нужно.

Re: дробление закупки по п.4 ст 93 44-фз

ДиМкА » 26 апр 2017, 17:08

Re: дробление закупки по п.4 ст 93 44-фз

sanderly » 27 апр 2017, 07:05

ДиМкА писал(а): [b]
Таким образом, действия Заказчика, направленные на заключение договоров с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и его уклонение от проведения конкурентных процедур привели к ограничению конкуренции и дополнительному расходованию бюджетных средств.

Re: дробление закупки по п.4 ст 93 44-фз

Мария_026 » 02 май 2017, 17:13

Re: Заключение Контракта.

sviv » 02 май 2017, 17:30

Re: дробление закупки по п.4 ст 93 44-фз

NadinS » 03 май 2017, 06:17

ДиМкА писал(а):
Таким образом, действия Заказчика, направленные на заключение договоров с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и его уклонение от проведения конкурентных процедур привели к ограничению конкуренции и дополнительному расходованию бюджетных средств.

44-online писал(а): Федеральная антимонопольная служба постепенно включается в информационно-разъяснительную работу. Есть несколько свежих примеров. Недавно опубликованная новость о возможности получить официальные разъяснения законодательства о контрактной системе через портал Госуслуг у некоторых коллег вызвала недоверие, и даже насмешку. А мы попробовали – и получилось.

Был задан вопрос о возможности дробления закупок одноименных товаров для целей закупки у единственного поставщика (подробнее как был задан вопрос в материале Госуслуга ФАС). При этом вопрос не был связан с конкретной закупкой или конкретной организацией.

И вот получен официальный ответ ФАС за подписью Заместителя руководителя службы. Ответ дан в адрес обратившегося физического лица Косарева К.М., достаточно оперативно, оформлен в виде письма на бланке. Такой вот положительный опыт. Если у вас появятся аналогичные примеры – присылайте, делитесь, а мы предоставим бесплатную месячную подписку на портал.

Эти письма будут добавлены к тематическим подборкам материалов ФАС, аналогичным размещенной на портале Подборке писем ФАС по закупкам лекарств и медизделий. И еще один момент – в первом письме из подборки по взаимозаменяемости препаратов – ФАС очень хорошо обосновала обязательность своих разъяснений. Соединив 2 письма – то, что ниже, и из подборки, получаем неплохую позицию о возможности нескольких закупок одноименных товаров по п.4 ч.1 ст.93.

Источники:
http://goscontract.info/kontrakt/droblenie-zakupok-kak-razbit-bolshoy-goszakaz-na-neskolko-malenkikh
http://www.pro-goszakaz.ru/article/103139-qqq-19-m9-droblenie-zakupok-po-44-fz
http://forum.gov-zakupki.ru/topic29819-180.html
http://razvitie.expert/news/210

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию