Что собой представляют централизованные и децентрализованные закупки по нормам 44-ФЗ?

konsulan.ru

Как провести централизованные закупки? (ст. 26)

Централизованную закупку проводит уполномоченный орган или специализированная организация, которая наделяется некоторыми полномочиями Заказчика. Эта организация может быть создана для проведения закупки или это может быть уже действующий государственный или муниципальный орган, который и возьмёт на себя полномочия по определению Поставщика для соответствующих Заказчиков.

Энциклопедия решений.

Централизованные закупки по Закону N 44-ФЗ

Иное, в частности закупка для подведомственных учреждений с уменьшением объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания противоречит бюджетному законодательству (см.

Минфина России от 22.04.2014 N 02-01-09/18696, Минэкономразвития России от 10.11.2014 N Д28и-2450, Минфина России и Минэкономразвития России от 04.12.2014 NN 30338-ЕЕ/Д28и, 02-01-09/64023).

Исходя из Закона N 44-ФЗ централизация закупок вводится в двух основных вариантах: 1) По общему правилу, установленному Закона N 44-ФЗ, уполномоченные заказчики наделяются полномочиями на определение контрагентов для заказчиков.

Статья 26. Централизованные закупки

Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями.

Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта.

Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).

. Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нескольких федеральных органов исполнительной власти, федеральных казённых и бюджетных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, а также полномочия на планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты, для нескольких федеральных органов исполнительной власти, федеральных казённых учреждений могут быть возложены на федеральный орган исполнительной власти или федеральное казенное учреждение либо несколько федеральных органов исполнительной власти или федеральных казённых учреждений.

К чему приведет централизация закупок в коммерческих компаниях

Соответственно, охотно начинают сотрудничество с «дочками»». Управляющий партнер «МБ-Консалт» Сергей Белец подчеркивает, что о централизации закупок стоит думать только тем компаниям, которые имеют централизованную систему учета товарно-материальных ценностей.

«Компания может получить от централизации удвоенную закупочную силу, стать более привлекательной для поставщиков, получить возможность запустить механизм оценки и развития поставщиков, а также значительно упростить процедуру закупок»

Страна Советов


Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).

2. Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нескольких федеральных органов исполнительной власти, федеральных казенных и бюджетных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, а также полномочия на планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты, для нескольких федеральных органов исполнительной власти, федеральных казенных учреждений могут быть возложены на федеральный орган исполнительной власти или федеральное казенное учреждение либо несколько федеральных органов исполнительной власти или федеральных казенных учреждений. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 321-ФЗ)

Что собой представляют централизованные и децентрализованные закупки по нормам 44-ФЗ?

Порядок проведения регламентируется ст. 26 44-ФЗ. Для того чтобы проводить торги в данной форме, необходимо создать государственный или муниципальный орган, который возьмет на себя полномочия по определению поставщика для группы заказчиков.

Согласно ч. 1 ст. 26 44-ФЗ, уполномоченный орган может стать ответственным за выбор подрядчика по госзаказу, определение контракта, начальной .

Тогда как подписание госконтракта останется за заказчиками. По ч. 2, 3 ст. 26 44-ФЗ полномочия специализированных органов могут быть расширены. Кроме действий по отбору контрагента, уполномоченным органом могут реализовываться: закупки, выбор подрядчика, заключение с ним контракта и его исполнение.

Практика централизованных закупок по 223-ФЗ

Отметим, что в практике 223-ФЗ, как правило, имеют место ситуации, когда в роли организатора закупки выступает головная компания, которая осуществляет закупку для нужд своих дочерних компаний. Также при этом, как правило, и организатор закупки, и заказчики действуют на основе единого корпоративного положения о закупке, или их положения о закупке хоть и являются отдельными документами, но выстроены по единому корпоративному шаблону.

То есть здесь происходит смешение понятий. Следует учитывать, что отличие совместной закупки от централизованной состоит в том, что при

Что такое централизация закупок

26 Закона № 44-ФЗ, если речь идет о нескольких федеральных органах исполнительной власти (или казенных учреждений, или бюджетных учреждений), для них также может применяться процедура централизации закупок.

В этом случае на такой орган (или органы), кроме полномочий определять поставщика, , заключению и исполнению госконтрактов, включая приемку и оплату поставленного товара. Аналогичное верно и для субъектов Федерации.

Если говорить о плюсах и минусах централизации закупок, заказчик и государство здесь, в основном, выигрывают. Наблюдение за одним определяющим поставщика органом вместо многих заказчиков существенно упрощает контроль процесса. Для поставщиков, однако, подобная схема несколько усложняет работу, также следует отметить повышение коррупционных рисков при сосредоточении процедуры определения поставщика для многих заказчиков в одних руках.

✔ Материалы по теме: ☆ ☆ Как указано в ч.

Централизованные закупки по Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

На сегодняшний день существуют несколько основных типов централизации, которые призваны облегчить и сделать максимально прозрачным функционирование созданной в Российской Федерации контрактной системы. К числу основных типов централизации относятся:

В рамках действующего законодательства была также создана и вертикальная централизация, однако, на сегодняшний день она не получила распространения из-за сложности ее организации.

Данный тип централизации представляет собой наиболее распространенный в плане осуществления, так как может использоваться на различных уровнях осуществления закупок.

Как провести централизованные закупки: пошаговая инструкция

Как появилась централизация

Такое понятие, как «централизация закупок в контрактной системе» описано в ст. 26 44-ФЗ. Смысл здесь сводится к тому, что приобретать продукцию для нужд нескольких госзаказчиков может один уполномоченный орган (центр). Делегировать часть закупочных обязанностей могут следующие категории покупателей:

  1. Органы государственной власти и местного самоуправления.
  2. Местные администрации.
  3. Бюджетные и казенные учреждения (как государственные, так и муниципальные).

Подобная система может преследовать две цели. Во-первых, появляется возможность снизить цены на приобретаемые товары или услуги за счет большего объема. Так, централизация муниципальных закупок позволяет выгодно приобрести продукты питания сразу на все детские сады района. Если бы каждый садик проводил такой тендер, цена за единицу продукции была бы выше.

Во-вторых, данный подход более или менее разгружает заказчиков в части организации процедур. Те же садики освобождаются от сложных административных процедур. Кстати, часто именно по этой причине тендерами занимается один уполномоченный орган.

Как различить централизованные закупки

Исходя из положений ФЗ-44, централизация условно может быть разделена на два вида: базовую (ч. 1 ст. 26) и расширенную (ч. 2-3 ст. 26).

Первый вид подразумевает, что центр занимается административной работой с тендерами, а обязанности по их обоснованию, расчету НМЦК, формированию существенных условий контракта и его подписанию остаются у заказчика.

Пример таких отношений есть в Клинском МР Московской области (Постановление администрации № 2822 от 21.12.2015). Здесь в роли уполномоченного органа выступает МКУ «Центр проведения торгов» (ЦПТ), который согласовывает с покупателями планы и планы-графики, а также выбирает способ определения поставщика. Также ЦПТ формирует и публикует в ЕИС извещения о процедурах, организует заседания комиссии, обеспечивает конфиденциальность заявок, а также хранит тендерные документы. Вся остальная работа ложится на плечи заказчика: от составления закупочных планов и проведения торгов до исполнения контракта. В данном случае при централизации контрактная служба заказчика работает во всю силу без особой разгрузки. При этом дополнительно заказчику необходимо согласовывать некоторые действия с уполномоченным органом. В качестве плюса здесь можно отметить обязанность центра консультировать покупателя при проведении торгов. Если такую помощь оказывают компетентные специалисты и в срок, то централизация действительно будет полезной для заказчика.

Однако обязанности могут быть распределены и по-другому (расширенный вариант).

В этом случае центр может взять на себя практически весь процесс: от планирования до исполнения контракта, приемки продукции, обеспечения оплаты.

Как провести централизованные закупки

Сначала для централизации закупок в отношении уполномоченного органа принимают решение о создании или о наделении существующего соответствующими полномочиями. В этом же документе прописывают и ряд обязанностей, которые будет выполнять центр. Здесь стоит обратить внимание на следующие положения:

  1. Кто и как выбирает поставщика. Например, в Калининградской области, где центр — это агентство по централизации закупок, заказчики сами могут выбрать исполнителей вне зависимости от типа процедуры, если НМЦК не превышает 500 000 руб.
  2. Как формируют закупочные комиссии. Уполномоченный орган может либо привлекать представителей заказчика в такие комиссии, либо не привлекать.
  3. Для кого будет работать центр. Государственное агентство по централизации закупок Саратов окутало полностью и помогает проводить тендеры почти для всех заказчиков (областные исполнительные органы власти, бюджетные и казенные учреждения). А вот в г. Кушва уполномоченный орган оказывает услуги только для 4 конкретных покупателей.
  4. В какой отрасли проводят централизованные тендеры. Приобретение лекарственных средств осуществляется централизованно через Минздрав на основании сводной заявки-потребности (Приказ Минздрава № 357 от 10.10.1996). Через центр приобретают и отечественное программное обеспечение (ПП № 658 от 08.06.2018). Контрольный орган здесь — Минкомсвязи, а закупки осуществляет Казначейство.

В законе № 44 не сказано о том, как осуществляются проверки при централизации закупок. При этом отмечено, что контрактная служба заказчика (контрактный управляющий) несет ответственность в рамках полномочий, которые не были переданы в центр (ч. 5 ст. 38). Таким образом, проверки могут осуществляться здесь на общих основаниях, но с тем учетом, что у покупателя и уполномоченного органа разные обязанности, за которые и будет спрос.

Централизация государственных закупок: плюсы и минусы

Федеральным законом №44-ФЗ установлен институт централизованных закупок. Статьей 26 Федерального закона № 44-ФЗ определены условия и основные «ключевые точки» для централизации закупок. К таковым относится необходимость создания уполномоченного органа или уполномоченного учреждения и утверждения порядка их взаимодействия с заказчиком. Рассмотрим централизацию закупок подробнее.

Уполномоченные органы и уполномоченные учреждения в сфере закупок и порядок их взаимодействия с заказчиками

Статья 3 Федерального закона №44-ФЗ закрепляет, что уполномоченный орган, уполномоченное учреждение – это государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, на которые возложены полномочия, предусмотренные статьей 26 Федерального закона №44-ФЗ.

Соответственно, для централизации закупок по 44-ФЗ необходимо создать государственный, муниципальный орган или казенное учреждение, которые и будут уполномочены именно на определение подрядчиков (поставщиков, исполнителей) для осуществления государственных или муниципальных закупок. При этом существует возможность не создавать новый орган или учреждение, для этих целей, а возложить полномочия уполномоченного органа в сфере закупок на уже функционирующий государственный орган, муниципальный орган или казенное учреждение.

Необходимо помнить, что Федеральным законом 44-ФЗ определенно, что некоторые полномочия заказчика не могут быть осуществлены уполномоченным органом в сфере закупок. В частности установлено, что уполномоченный орган или учреждение только определяет поставщиков, но при этом они не могут осуществлять обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе начальной (максимальной) цены контракта. Отдельно отмечено, что контракты подписываются только заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители) уполномоченным органом в сфере закупок.

Федеральным законом 44-ФЗ установлено, что порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями. Учитывая, что больше Федеральный закон №44-ФЗ не содержит требований, кроме указанных в 26 статье к такому порядку, это означает, что возможна определённая «свобода творчества» при формировании такого документа.

Допускается так же возможность по соглашению между субъектами и муниципалитетами определить, что закупки муниципальных заказчиков осуществляют уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, на которые возложены полномочия на определение поставщиков для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации.

Негативные стороны централизации закупок по 44-ФЗ

Несмотря на то, что институт централизации государственных и муниципальных закупок введен Федеральным законом 44-ФЗ в целях реализации им же закреплённых принципов эффективности и единства закупок, при непосредственной реализации централизованных закупок по 44-фз на практике возникают некоторые сложности, которые сказываются на результате закупок.

Во первых при централизации закупок по 44-ФЗ возникает снижение конкуренции между участниками закупок, поскольку в таком случае возрастает объем товаром, работ и услуг, финансовые риски и логистическая нагрузка на потенциального победителя закупки. Происходит это потому что нужды многих заказчиков неизбежно объединяются и укрупняются уполномоченным органом в одну закупку. Следствием этого является снижение качества товаров, работ и услуг. Крупные закупки не интересует представителей малого бизнеса, и в итоге победителем по таким закупкам являются только достаточно крупные игроки этого рынка. Снижение количества участников закупки так же снижает и процент экономии бюджетных средств по таким закупкам, относительно того, если бы заказчики самостоятельно по отдельности закупали эти объекты закупки.

Дополнительным негативным фактором является неизбежное возникновение коррупционных факторов, которые так же снижают эффективность таких закупок. Распространены по таким видам закупок и случаи картельных сговоров между участниками закупок. Немаловажным является и вопрос логистики информации между заказчиком и уполномоченным органом в сфере закупок, который может привнести дополнительные проблемы в и так сложную сферу закупок. На практике централизация государственных закупок приводит к неизбежному увеличению сроков осуществления закупок, что вкупе с низким качеством планирования среди заказчиков часто может приводить к срыву государственных или муниципальных закупок.

Помимо всего выше обозначенного, вследствие того, что не все полномочия заказчика передаются уполномоченному органу в сфере закупок, заказчик все равно должен создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего. Ну и поскольку закупки уполномоченный орган осуществляет для многих заказчиков, то срыв даже одной закупки влечёт негативные риски для одного или даже нескольких субъектов. Учитывая это, нередки случаи когда, уполномоченные органы в сфере закупок «договариваются» с контролирующими органами на предмет сокрытия допущенных нарушений Федерального закона №44-ФЗ.

Когда закупки осуществляются непосредственно заказчиком, он абсолютно самостоятельно определяет способы своих закупок. При централизации государственных и муниципальных закупок такая свобода выбора у уполномоченного органа отсутствует. А это означает, что снижается возможность заказчиков максимально оперативно удовлетворять свои нужды. Стоит отметить, что на практике осознавая вышеуказанные риски, нередки случаи, когда в порядке взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями предусматривается право заказчиков осуществлять некоторые виды закупок своими силами. Как правило, это определяется по сумме закупок.

Позитивные моменты централизации закупок по 44-ФЗ

Несмотря на наличие негативных факторов централизации государственных закупок по 44-ФЗ, законодатель развивает и поддерживает этот институт, поскольку он несет в себе и некоторые позитивные моменты. Так несомненным плюсом является существенная экономия бюджетных средств за счет закупки крупной партии товаров, что позволяет поставщикам работать крупным оптом. И хотя официально уполномоченные органы в сфере закупок не занимаются планированием закупок, в целях координации действий заказчиков они вынуждены это делать, что в целом значительно повышает общий уровень планирования и управления такими закупками. Немаловажным фактором является так же профессионализм сотрудников уполномоченного органа, поскольку значительный объем закупок не позволяет проявлять некомпетентность в данной сфере.

Отдельно стоит отметить возможность более детального государственного и общественного контроля при проведении централизации государственных закупок, поскольку крупные закупки всегда привлекают большее внимание общественности, их проще контролировать соответствующим органам. Отдельно отмечено, что к деятельности уполномоченных органов на общих началах применяется, мониторинг и аудит в сфере закупок.

Именно это и позволяет сводить к минимуму все обозначенные в данной статьей негативные стороны централизации закупок по 44-ФЗ.

Как провести централизованные закупки? (ст. 26)

Ещё во времена Советского Союза многие вопросы управления, реализации стратегических решений по развитию предприятий решались в “Центре”. Решения этого Центра исполнялись беспрекословно (довольно часто с перегибами на местах), в целом Центр боялись и уважали. И уже тогда многие закупки для нужд отдельных предприятий тоже проводились централизованно. Это и были предпосылки для статьи 26 в Законе о контрактной системе «Централизованные закупки».

Централизация закупок помогает сэкономить бюджетные средства и снизить нагрузку на Заказчиков любого уровня. Чаще всего на практике встречаются централизованные закупки продуктов питания для детских садов или лекарственных средств для больниц/поликлиник одного муниципального образования.

Централизованные закупки во многом схожи по технологии проведения с совместными закупками, которые мы рассматривали в предыдущей статье / материал можно посмотреть по ссылке. Но есть и свои отличия, безусловно. Разберемся во всём по порядку.

КТО ОРГАНИЗУЕТ ЦЕНТРАЛИЗОВАННУЮ ЗАКУПКУ?

Централизованную закупку проводит уполномоченный орган или специализированная организация, которая наделяется некоторыми полномочиями Заказчика. Эта организация может быть создана для проведения закупки или это может быть уже действующий государственный или муниципальный орган, который и возьмёт на себя полномочия по определению Поставщика для соответствующих Заказчиков.

Все Заказчики, участвующие в закупке, должны принадлежать к одному уровню финансирования – федеральный, региональный или муниципальный.

При проведении закупки Заказчики должны делегировать полномочия по определению поставщика уполномоченному органу/специализированной организации (УО/СО). Объем полномочий может различаться:

  1. УО/СО отвечает только за процедуру выбора Подрядчика/Поставщика/Исполнителя. При этом определение НМЦК, условий ГК, подписание ГК выполняют сами Заказчики – ч.1 ст. 26 Закона о контрактной системе;
  2. УО/СО выполняет полномочия по п.1, а также осуществляет планирование закупок, отвечает за заключение и исполнение контракта – ч.2-3 ст. 26 Закона о контрактной системе.

В каждом регионе нашей страны есть Департаменты или Агентства по проведению закупок. Они-то, по сути своей, и являются уполномоченным органом или специализированной организацией. Сотрудники этих организаций проводят централизованные закупки для государственных и муниципальных Заказчиков на территории, например, одного субъекта Российской Федерации. Чаще всего это уже упоминаемые нами закупки продуктов питания или лекарственных средств.

Или другой пример. Федеральные ведомства (министерства или управления) проводят закупки для своих подведомственных организаций на территории всей страны. Как правило, эти закупки имеют цену в несколько десятков миллионов и обеспечивают деятельность десятков и сотен подразделений от востока до запада и с севера до юга нашей Родины. Например, в федеральных структурах часто так закупается компьютерное оборудование и форменное обмундирование, моторное топливо и запасные части для технически сложных аппаратов.

КАК ПРОВОДИТСЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ЗАКУПКА?

Кто бы ни проводил централизованные закупки именно в вашей организации, принцип и последовательность действий для участия в любой структуре примерно следующая.

Заказчик, желающий принять участие в централизованной закупке или (кого мы обманываем) Заказчик, обязанный принять участие в централизованной закупке должен сформировать заявку на участие в такой процедуре.

Заявка подготавливается на основании Плана закупок и содержит в себе обоснование НМЦК, проект контракта, техническое задание на выполнение работ /оказание услуг/поставку товара.

Далее УО/СО проводит анализ поступивших заявок и формирует документацию о проведении закупки. Проект документации направляется Заказчикам для согласования и подтверждения внесённой информации. После формируется Комиссия по проведению закупки.

Также, как и с обычной закупкой, извещение публикуется в ЕИС, а сама процедура закупки проходит на электронной торговой площадке (в свете последних изменений в Законе о контрактной системе уже нет смысла говорить о бумажных процедурах закупок, поэтому в пример приводится электронная процедура закупки).

Запросы на разъяснение положений документации, подача заявок, проведение торгов, подведение итогов – никакой из этих этапов не отличается по своей процедуре от обычной закупки. Порядок действий тот же, что и у рядового Заказчика, только все эти функции выполняет УО/СО.

ТАК ЛИ ХОРОША ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ КАК КАЖЕТСЯ?

Как и у любых процессов, централизованные закупки имеют ряд плюсов и минусов в своём проведении. Причем, минусов меньше, что, на первый взгляд, странно для специфики государственных закупок. С них и начнём.

К минусам централизованных закупок можно отнести следующие факторы:

  • за счёт количества закупаемых товаров, работ и услуг, а соответственно и количества Заказчиков, увеличивается срок подготовки документации о закупке и исполнения контракта. Особенно этот минус очевиден при освоении остатков лимитов денежных средств и проведении закупок в конце финансового года;
  • объединение однородных/схожих товаров, работ и услуг в одну закупку не всегда является плюсом для Заказчика, так как порой увеличение объема закупаемых ТРУ влечет снижение конкуренции между потенциальными участниками закупки.

Очевидными плюсами централизованных закупок служат следующие факторы:

  • высокая квалификация сотрудников, организующих централизованные закупки. Как правило, эти специалисты имеют самую высокую степень подготовки в области государственного заказа, постоянно обучаются, в курсе всех тонкостей Закона о контрактной системе, порой сами выступают преподавателями на курсах повышения квалификации государственных заказчиков. Так сказать «высшая каста» среди контрактных управляющих и работников закупочных комиссий.
  • за счёт бОльшего объема приобретаемых ТРУ цена контракта ниже, чем средняя на рынке. Опт дешевле розницы, это мы все прекрасно знаем. Но не стоит забывать, что этот плюс может обернуться и в минус, о котором мы писали выше.
  • облегчается работа контролирующих органов. Как бы это парадоксально не выглядело на первый взгляд, но очевидно ж, что одну крупную закупку проверить контролёрам легче, чем пять маленьких.

Удачных вам закупок, коллеги!

НОРМАТИВНАЯ БАЗА:

  • Гражданский кодекс РФ
  • Постановление Правительства РФ от 08.06.2018г. №658
  • Письмо Минэкономразвития России от 20.07.2016 №Д28и-1842
  • Письмо Минэкономразвития России от 27.04.2016 №Д28и-1089
  • Письмо Минэкономразвития России от 08.11.2013 №ОГ-Д28-15539

Дата публикации: 22.11.2018

Автор статьи: Мария Петухова

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

Источники:
http://goscontract.info/tender/kak-provesti-tsentralizovannye-zakupki-poshagovaya-instruktsiya
http://tenderoviki.ru/tenderovedenie/centralizacija-zakupok.html
http://good-tender.ru/razbor/647-kak-provesti-tsentralizovannye-zakupki-st-26
http://assistentus.ru/forma/dopolnitelnoe-soglashenie-ob-izmenenii-smety/

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию