В каких случаях закупка будет признана несостоявшейся по 223-ФЗ, и каковы будут последствия?

Энциклопедия решений. Ранее действовавшие требования к признанию закупки по Закону N 223-ФЗ несостоявшейся

Признание закупки по Закону N 223-ФЗ несостоявшейся

Закон N 223-ФЗ не определяет сами способы закупки, условия и порядок их применения или какие-либо принципы установления таких способов, порядка и условий их применения. Требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров определяются положением о закупке (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, см. также письмо Минэкономразвития РФ от 02.09.2011 N Д28-317, раздел 6 разъяснений по вопросам применения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, направленных письмом ФАС России от 24.12.2012 N ИА/44025/12). В частности, Закон N 223-ФЗ не определяет условия признания закупки конкурентными способами несостоявшейся, равно как и последствия такового признания. Соответственно, данный вопрос должен решаться исходя из содержания положения о закупке, с учетом норм Гражданского кодекса РФ, на которых, в том числе основан этот Закон (ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).

Применяя аналогию права, можно заметить, что системный анализ норм Закона N 44-ФЗ (ч. 13 ст. 51, ч. 6 ст. 53, ч. 9 ст. 56, ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69, ч. 6 ст. 77, ч. 9 ст. 78, ч.ч. 18, 19 ст. 83 этого Закона) показывает, что несостоявшейся закупка по этому Закону признается если не было подано ни одной заявки на участие в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – контрагент) или ни одна заявка не была признана соответствующей установленным требованиям, либо если была подана только одна заявка и (или) только одна заявка была признана соответствующей установленным требованиям. Безусловно, это только аналогия, поскольку из ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, п. 3 ч. 1 ст. 1, ч.ч. 2, 2.1, 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ следует, что сферы действия этих законов не пересекаются. Однако, полагаем, что в случае отсутствия заявок на участие признание закупки несостоявшейся следует и из логики и здравого смысла. При наличии же единственной заявки, соответствующей установленным требованиям, ситуацию в отношении торгов – конкурса или аукциона, на наш взгляд, также иначе определить нельзя, поскольку согласно п. 5 ст. 447 ГК РФ “аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися”. В отношении иных процедур заказчик теоретически может установить в положении о закупке условие о признании таких процедур состоявшимися при подаче и (или) признании соответствующей установленным требованиям хотя бы одно заявки. К сожалению, официальных разъяснений или правоприменительной практики, разрешавших бы данный вопрос в настоящее время, нам обнаружить не удалось.

Что касается последствий признания закупки несостоявшейся, то следует заметить, что в соответствии с п. 1 ст. 447 ГК РФ договор, заключение которого осуществляется путем проведения торгов, должен быть заключен с лицом, выигравшим торги. В случае признания торгов несостоявшимися лицо, выигравшее торги, отсутствует. При этом отдельной обязанности заключить договор с единственным участником торгов нормы Гражданского кодекса РФ не содержат. Таким образом, общими нормами гражданского законодательства обязанность организатора торгов заключить договор по результатам несостоявшихся торгов с кем-либо, в том числе с единственным участником торгов, не установлена (см., например, постановление Девятого ААС от 25.06.2008 N 09АП-6394/2008, оставленное без изменения постановлением ФАС Московского округа от 01.11.2008 N КГ-А40/9035-08). Представляется очевидным, что тем более такой обязанности не существует у организатора иных конкурентных процедур определения контрагента.

Заметим, что в нормативных правовых актах, устанавливающих дополнительные к предусмотренным Гражданским кодексом РФ правила проведения торгов для определенных случаев, обязанность заключить договор с единственным участником несостоявшихся торгов указывается как особое последствие признания торгов несостоявшимися и отдельное основание для заключения договора с единственным контрагентом (см., например, ч. 1 ст. 55, п. 4 ч. 1 ст. 71 Закона N 44-ФЗ, п. 15 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции”, ч. 5.7 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе”).

Соответственно, последствия признания конкурентной закупки несостоявшейся определяются положением о закупке, которое может в зависимости от ситуации предусматривать как обязанность заказчика заключить договор с участником заявки, подавшим единственную заявку, соответствующую установленным требованиям, так и его право сделать это или осуществить повторную закупку, изменив ее условия, а также право заказчика заключить договор с лицом, заявка которого была отклонена или с одним из таких лиц при отсутствии заявок, соответствующих установленным требованиям и т.п. (см. постановления Девятого ААС от 02.07.2013 N 09АП-17578/13 и от 07.08.2014 N 09АП-29414/14, Третьего ААС от 30.12.2013 N 03АП-6371/13).

При этом, по нашему мнению, заключение договора с одним из лиц, подавших заявку на участие в закупке, признанной несостоявшейся, по общему правилу само по себе должно признаваться новой закупкой.

Из ряда указаний Закона N 223-ФЗ следует, что итогом закупки всегда является заключение договора. В частности, согласно ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке должно включать качестве элемента порядка закупки порядок заключения договора. В соответствии с ч. 5 ст. 4 указанного Закона в состав информации о закупке входит проект договора. В силу п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в извещении о закупке в обязательном порядке указывается предмет договора. Наконец, согласно ч. 19 ст. 4 этого Закона заказчик обязан размещать на официальном сайте сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных им по результатам закупки.

Отсюда можно сделать вывод, что если процедура не заканчивается заключением договора, – что предполагается при признании ее несостоявшейся, – заключение договора с тем же предметом должно считаться уже новой закупкой. Здесь также применима аналогия с нормами Закона N 44-ФЗ: в случае признания закупки конкурентным способом несостоявшейся закупка производится на основании отдельного п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, который предусматривает самостоятельные требования к порядку заключения контракта, включая необходимость получения согласия контролирующего органа.

Поэтому при согласовании условий договора, заключаемого в соответствии с положением о закупке с единственным контрагентом – претендентом на участие в несостоявшейся закупке, заказчик связан условиями документации об этой закупке, только если это предусмотрено соответствующими нормами положения о закупке.

В каких случаях закупка будет признана несостоявшейся по 223-ФЗ, и каковы будут последствия?

ФЗ-223 «О закупках товаров, работ и услуг» в отличие от ФЗ-44, который регулирует порядок проведения закупок для государственных и муниципальных нужд, не содержит оснований и норм для признания закупок несостоявшимися, а также не регламентирует действия заказчика по заключению договоров по результатам таких закупок.

Что такое несостоявшаяся закупка по 223-ФЗ и перечень оснований для ее признания

Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ-223, при проведении торгов на поставку определенных товаров и оказание услуг заказчики, помимо самого закона о закупках, должны руководствоваться в своих действиях Гражданским кодексом и внутренним утвержденным Положением о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 447 Гражданского кодекса, под несостоявшимися торгами можно понимать торги, в которых принял участие единственный участник. Здесь стоит подчеркнуть, что речь в гражданско-правовом законодательстве идет именно о торгах, а не всех возможных закупочных процедурах.

Помимо данного случая, который указан в ч. 5 ст. 447 ГК, для признания торгов несостоявшимися в закупочной практике обычно выделяют такие основания:

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  1. Если в установленные сроки не поступила ни одна заявка на участие в закупочной процедуре.
  2. Если только один участник из подавших заявку на участие в торгах был признан соответствующим условиям закупки.
  3. Если по результатам рассмотрения поступивших заявок они все были отклонены.

В зависимости от конкретной закупочной процедуры перечень оснований для признания закупки несостоявшейся может быть шире. Например, при проведении открытого конкурса или аукциона могут быть предусмотрены такие основания:

  1. После завершения сроков подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной заявки.
  2. По результатам рассмотрения поступивших заявок на участие в конкурсе комиссией были отклонены все заявки.
  3. Результатом предквалификационного отбора стало то, что ни один участник закупочного мероприятия не был признан соответствующим требованиям документации.
  4. По окончании срока подачи заявок на участие в аукционе не было подано ни одной заявки.
  5. Результатом рассмотрения первых частей заявок стало то, что комиссия отклонила от участия их все.
  6. В течение установленного времени после начала проведения аукциона ни один участник не подал предложений по цене договора.

В указанных выше ситуациях заказчику придется предпринять ряд мер для проведения повторных торгов либо новой закупочной процедуры.

Следует понимать разницу между несостоявшимися и недействительными торгами. Согласно ст. 449 ГК торги, которые были проведены с нарушением установленных правил, допускается признать недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными имеет целый ряд последствий. Оно автоматически приводит их к недействительности договора, который подписан с победителем торгов.

Таким образом, недействительные торги – это торги, которые были проведены в обход закона и с нарушением процессуальных правил. Тогда как несостоявшиеся торги проведены по нормам закона и по их результатам можно подписать договор с единственным участником, и он не подлежит отмене.

Последствия признания закупки несостоявшейся

Признание закупочной процедуры несостоявшейся включает комплекс юридических и фактических действий, которые призваны зафиксировать особенный статус такой закупки. Это позволяет в дальнейшем подтвердить легитимность заключения договора в упрощенном порядке с единственным поставщиком.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Заказчику следует принять такие меры:

  1. Выявить и проанализировать условия, которые послужили основанием для признания закупки таковой. Например, заказчик предъявил слишком строгие требования к участникам, некорректно указал начальную цену по договору, предоставил участникам слишком сжатые сроки для подачи заявок и пр.
  2. Признать закупку таковой и подписать соответствующий протокол. Протокол нужно разместить в открытом доступе.
  3. Принимается решения о последствиях. Это может быть проведение иной закупочной процедуры в упрощенном порядке или подписание договора с единственным поставщиком.

В Положении, которое действует у заказчика, тот может предусмотреть такие варианты:

  1. Провести новую закупку.
  2. Провести упрощенную закупочную процедуру.
  3. Заключить договор с единственным поставщиком.

При этом в положении заказчик может предусмотреть возможность выбора одного из указанных вариантов по своему усмотрению в зависимости от специфики ситуации. Например, он подписывает договор с единственным участником, если проведение новой закупки лишено смысла и нецелесообразно (нет времени для организации новых торгов, новая процедура не приведет к появлению новых потенциальных участников и пр.).

Особенности заключения договоров

Заказчик должен подключить договор с единственным участником закупки в случаях, если:

  1. Указанный участник может быть допущен закупочной комиссией к участию в процедуре закупки.
  2. Договор подлежит заключению на условиях документации и проекта договора.
  3. Договор подписывается по той цене, в том объеме и на тех условиях, которые были указаны единственным участником в заявке (в случае, если закупка проводилась в форме аукциона, она должна заключаться по цене, которая не превышает начальную или максимальную цену) или на более оптимальных для участников условиях.
  4. Изменения в план закупок вносить не требуется, в ежемесячный отчет по результатам закупки такой договор нужно включать на общих условиях.

Заказчик вправе заключить договор с единственным поставщиком в том случае, если в Положении о закупке предусмотрено основание для заключения договора с единственным поставщиком по результатам признания закупки без конкурентной борьбы. Соответствующее решение принимается уполномоченными должностными лицами и органами управления заказчика.

Договор подлежит публикации в ЕИС вместе с извещением о закупке у единственного поставщика. На подписание договора сторонам отводится 10 дней после подведения итогов закупочной процедуры.

Заказчик и единственный поставщик по обоюдному согласию имеют право на отказ от договора и подписать об этом факте дополнительное соглашение.

Заказчик может заключать договор с участником не как с единственным поставщиком, а как с победителем торгов (если подобная возможность предусмотрена в Положении о закупках). Запрос предложений и котировок с поступившей единственной заявкой можно оформить как конкурентную процедуру и подписать по ее итогам протокол и договор.

Таким образом, 223-ФЗ в отличие от 44-ФЗ не регламентирует действия заказчиков по результатам признания торгов несостоявшимися и предоставляет им свободу выбора. Закупка признается таковой, если фактически не удалось добиться определения поставщика на конкурентных началах. Тогда как сама процедура при этом полностью соответствовала установленным законодательством требованиям. В противном случае она признается недействительной. Последствия признания закупки несостоявшейся прописываются в утвержденном заказчиком Положении о закупках. Обычно в качестве возможных последствий выступает подписание договора с единственным участником, проведение новой закупочной процедуры или проведение закупки в иной форме.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Ответственность за нарушение 223-ФЗ о закупках

Понятие и виды ответственности по 223-ФЗ

Заказчика можно привлечь к следующим видам ответственности:

  • дисциплинарной;
  • гражданской;
  • административной.

Уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок по 223-ФЗ прямо не предусмотрена, но действие (или бездействие), которое нарушает требования 223-ФЗ, а также других нормативных правовых актов РФ, в отдельных случаях может образовывать объективную сторону преступлений, которые предусмотрены статьями Уголовного кодекса РФ. Например, статьей 178 УК РФ «Ограничение конкуренции» или ч. 5, 6 ст. 204 УК за получение коммерческого подкупа.

Максимальные санкции по ч. 6 ст. 204 УК следующие: штраф в размере от 200 000 до 1 000 000 руб., или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от трех месяцев до одного года, или в размере от 20-кратной до 40-кратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 20-кратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные трудовым законодательством, можно применить к должностным лицам юрлица, которые нарушили нормы внутренних документов заказчика о закупках.

Гражданско-правовая ответственность в виде возмещения убытков наступает для недобросовестного заказчика в соответствии с нормами ГК РФ. Например, у участника конкурса могут возникнуть убытки в виде упущенной выгоды (в размере цены незаключенного договора), когда по результатам заведомо неправильно проведенной конкурсной процедуры был выбран иной исполнитель договора.

Для поставщиков и подрядчиков наказанием за допущенное нарушение в сфере закупок можно также рассматривать включение информации о них в реестр недобросовестных поставщиков.

Административная ответственность

Административная ответственность за нарушение 223-ФЗ о закупках регламентирована статьями КоАП РФ.

В отличие от санкций за нарушения в госзакупках, административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение норм 223-ФЗ установлена только в 2014 году.

КоАП РФ был дополнен статьями, которыми введены новые составы административных правонарушений. Также определено, что рассмотрение административных дел в сфере закупок по 223-ФЗ осуществляется территориальными органами ФАС России.

В зависимости от вида правонарушения, штраф для должностных лиц может составить от 2000 до 50 000 рублей, для юридических лиц — от 5000 до 500 000 рублей. Кроме того, в случае повторной закупки не в электронной форме товаров, работ и услуг, закупка которых должна осуществляться именно в электронной форме, должностное лицо, ответственное за организацию процедуры, могут оштрафовать либо дисквалифицировать на срок до одного года.

Все штрафы за нарушения по 223-ФЗ

Помните, что в зависимости от нарушения, ответственность может грозить как организации, так и персонально работнику, который занимает ответственную должность.

Нарушение по 223-ФЗ

Сумма на должностное лицо, руб.

Сумма на юрлицо, руб.

Основание по КоАП

Закупка проведена не в электронной форме, когда должна была проводиться в электронной

От 10 000 до 30 000

От 100 000 до 300 000

Ч. 1 ст. 7.32.3 Закупка проведена не в электронной форме, когда должна была проводиться в электронной должностным лицом, которого раньше подвергли административному наказанию более двух раз От 40 000 до 50 000 или отстранение от должности на срок от 6 мес. до 1 года — Ч. 2 ст. 7.32.3 Закупка проведена по 223-ФЗ, хотя ее нужно было проводить по 44-ФЗ От 20 000 до 30 000 От 50 000 до 100 000 Ч. 3 ст. 7.32.3

Нарушены сроки публикации информации о закупках

От 2000 до 5000

От 10 000 до 30 000

Ч. 4 ст. 7.32.3 Не разместили информацию о закупках в ЕИС От 30 000 до 50 000 От 100 000 до 300 000 Ч. 5 ст. 7.32.3

Нарушены сроки публикации изменений

От 5000 до 10 000 От 10 000 до 30 000 Ч. 6 ст. 7.32.3

Утвердили документацию, которая не соответствует законодательству

От 2000 до 3000

От 5000 до 10 000

Ч. 7 ст. 7.32.3

Отклонили участника, провели оценку и рассмотрели заявки на основании требований и критериев, которые не предусмотрены документацией

От 2000 до 3000

От 5000 до 10 000

Ч. 8 ст. 7.32.3

Неправильно направили сведения о недобросовестных участниках в РНП

От 10 000 до 15 000

От 30 000 до 50 000

Ст. 19.7.2-1

Не выполнили предписание контролирующего органа (ФАС)

От 30 000 до 50 000

От 300 000 до 500 000

Ч. 7.2 ст. 19.5

08.11.2018 на официальном сайте проектов нормативных актов ФАС разместила проект Федерального закона. Проектом устанавливается административная ответственность в закупках по 223-ФЗ, в том числе и за задержку оплаты. Таблица новых наказаний представлена ниже.

Нарушение Ответственность
Неправомерное признание лица уклонившимся от заключения контракта. Штраф 50 000 рублей.
Размещение в ЕИС или отправление на ЭТП данных, а также нарушение в даче разъяснений документации. Штраф от 2000 до 5000 рублей, юрлиц оштрафуют на сумму от 10 000 до 30 000 рублей.
Нарушения в части содержания протоколов, которые составлены при проведении закупок по 223-ФЗ. Штраф на должностных лиц в размере от 2000 рублей до 3000 руб, для юрлиц — от 5000 до 10 000 руб.
Сокращение сроков подачи заявок на участие в закупке в рамках 223-ФЗ или нарушение сроков отмены тендера. Штраф — от 10 000 до 30 000 рублей, на юрлицо — от 100 000 до 300 000 рублей.
Несоблюдение объема закупок среди МСП в процедурах отдельными видами юридических лиц. Штраф на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб, на юрлиц — от 100 000 до 300 000 руб.
Нарушение срока и порядка оплаты товаров при осуществлении процедур по закону о закупках, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению аванса, который предусмотрен договором. Штраф на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей, на юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Когда оштрафуют

Самая частая проблема — несвоевременное размещение информации в ЕИС. Вот все нарушения, за которые оштрафуют.

Что нужно разместить

Когда нужно разместить

Основания

Положение о закупке (включая изменения, вносимые в положение о закупке) или решение о присоединении к положению о закупке (включая решение о присоединении к изменениям в положение о закупке).

Не позднее 15 дней со дня утверждения.

Часть 1 ст. 4, ч. 4 ст. 2 закона № 223-ФЗ.

План закупки товаров, работ, услуг.

Не позднее 10 дней с даты утверждения и не позднее 31 декабря текущего года.

Часть 2 ст. 4 закона № 223-ФЗ, п. 14 Положения о размещении в ЕИС информации о закупке.

Информация о внесении изменений в план закупки товаров, работ, услуг.

Не позднее 10 дней с даты внесения изменений.

Часть 2 ст. 4 закона № 223-ФЗ, п. 14 Положения о размещении в ЕИС информации о закупке.

Извещение о проведении конкурса или аукциона.

Не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок.

Части 17, 19 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ.

Извещение о проведении запроса котировок.

Не менее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок.

Часть 21 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ.

Извещение о проведении запроса предложений.

Не менее чем за 7 рабочих дней до дня проведения такого запроса.

Часть 23 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ.

Извещение о проведении электронных конкурса или аукциона, участниками которых могут быть.

Не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 30 млн руб.

Не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок, если начальная (максимальная) цена договора превышает 30 млн руб.

Пункты 1, 2 ч. 3 ст. 3.4 закона № 223-ФЗ.

Извещение о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только СМСП. При этом начальная (максимальная) цена договора не может быть выше 15 млн руб.

Не менее чем за 5 рабочих дней до дня проведения такого запроса.

Пункт 3 ч. 3 ст. 3.4 закона № 223-ФЗ.

Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только СМСП.

При этом начальная (максимальная) цена договора не может быть выше 7 млн руб.

Не менее чем за 4 рабочих дня до дня истечения срока подачи заявок.

Пункт 4 ч. 3 ст. 3.4 закона № 223-ФЗ.

Изменения, вносимые в извещение и(или) документацию.

Не позднее 3 дней со дня принятия решения о внесении изменений.

Срок подачи заявок надо продлить так, чтобы с даты размещения в ЕИС изменений до даты окончания срока подачи заявок оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие, предусмотренного положением о закупке.

Часть 11 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Разъяснения положений документации.

Не позднее 3 дней со дня предоставления таких разъяснений.

Часть 11 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Решение об отмене конкурентной закупки.

В день принятия такого решения.

Часть 6 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ.

Не позднее 3 дней со дня подписания.

Часть 12 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Сведения о количестве и общей стоимости договоров, включая информацию об общей стоимости договоров, не включенных в реестр договоров, согласно ч. 3 ст. 4.1 закона № 223-ФЗ.

Ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

Пункт 1 ч. 19 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Сведения о количестве и стоимости договоров с единственным поставщиком.

Ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

Пункт 2 ч. 19 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся.

Ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

Пункт 3 ч. 19 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у СМСП.

Не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.

Часть 21 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Годовой отчет о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у СМСП.

Не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.

Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 25.12.2015 № 1442.

Информация об изменении объема, цены или сроков исполнения договора, по сравнению с указанными в итоговом протоколе.

Не позднее 10 дней с момента внесения изменений.

Часть 5 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Информация о заключении договора (в том числе с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), если его стоимость превышает 100 000 руб. либо 500 000 руб. для заказчиков с годовой выручкой за отчетный финансовый год свыше 5 млрд руб.), направляемая в реестр договоров.

Не позднее 3 рабочих дней со дня заключения договора.

Часть 2 ст. 4.1 закона № 223-ФЗ.

Информация об исполнении, изменении, расторжении договора, направляемая в реестр договоров.

Не позднее 10 дней со дня исполнения, изменения, расторжения договора.

Часть 2 ст. 4.1 закона № 223-ФЗ.

Примеры нарушений

Чтобы обеспечить единый подход к выявлению и оценке нарушений, Счетная палата РФ разработала Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля). В него входит классификатор нарушений в сфере закупок (как государственных, так и корпоративных), который содержит 55 пунктов.

Нарушения 223-ФЗ, за которые установлено административное наказание, можно разделить на три группы.

К первой относится неисполнение требований к форме и порядку заказов. Например, процедуру провели по правилам 223-ФЗ, а не 44-ФЗ или проигнорировали требования о проведении закупки именно в электронной форме.

Вторая группа связана с ненадлежащим исполнением правил размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок. Например, если информацию о заказе разместили с задержкой сроков или не опубликовали вовсе, или нарушили сроки размещения изменений в правила закупки.

К третьей группе можно отнести незаконные требования заказчиков к поставщикам и документации, а также нарушение требований к содержанию извещения и документации.

Административным правонарушением будет признано также невыполнение в установленный срок законного решения или предписания органа ФАС об устранении нарушений законодательства и иные деяния, состав которых определен в КоАП.

Какие обстоятельства влияют на меры ответственности

Вид и размер административного наказания зависят от того, кто должен отвечать за совершение правонарушения: физическое лицо (должностное лицо заказчика) или сам заказчик как юридическое лицо, а также от конкретных обстоятельств правонарушения (нарушены ли права и законные интересы третьих лиц, нанесен ли ущерб и т. д.).

В определенных случаях совершенное административное правонарушение можно посчитать незначительным, правонарушителя могут совсем освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При определении меры административной ответственности учитываются характеристики личности виновного лица, его имущественное и финансовое положение, а также наличие смягчающих или, наоборот, отягчающих обстоятельств. Смягчающим обстоятельством признается, например, предотвращение вредных последствий правонарушения и другие обстоятельства, в том числе и не указанные в законе. А продолжение противоправного поведения, несмотря на требование органа ФАС прекратить его, повторное такое же нарушение и тому подобные обстоятельства признаются отягчающими.

В каких случаях закупка будет признана несостоявшейся по 223-ФЗ, и каковы будут последствия?

sos-zakupki » 20 ноя 2015, 11:15

Re: Несостоявшаяся закупка по 223 ФЗ

tumbb » 20 ноя 2015, 11:19

Компьютерное оборудование. 44, 223, ЕП 🙂
Оснащение учебных заведений.

Re: Несостоявшаяся закупка по 223 ФЗ

kanapushik » 20 ноя 2015, 15:39

В положении о закупках сказано, что если заявка подана одна или не подано вовсе, то конкурс признается несостоявшимся, но дальнейшая процедура не озвучена. То есть не понятно, что теперь делать, подавать в ФАС, писать претензию.

Юристы говорят вероятность положительного исхода в случае подачи в ФАС 50/50

Re: Несостоявшаяся закупка по 223 ФЗ

kanapushik » 20 ноя 2015, 15:46

Так вот в этом и вопрос. Какие действия в таких случая?

Re: Несостоявшаяся закупка по 223 ФЗ

sos-zakupki » 20 ноя 2015, 15:49

kanapushik писал(а): В положении о закупках сказано, что если заявка подана одна или не подано вовсе, то конкурс признается несостоявшимся, но дальнейшая процедура не озвучена. То есть не понятно, что теперь делать, подавать в ФАС, писать претензию.

Юристы говорят вероятность положительного исхода в случае подачи в ФАС 50/50

Re: Несостоявшаяся закупка по 223 ФЗ

Shukshin » 20 ноя 2015, 15:52

Re: Несостоявшаяся закупка по 223 ФЗ

kanapushik » 20 ноя 2015, 16:31

С другой стороны на основании разъяснений можно было бы сделать вывод что они не правы
https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3 . 4ef3de7931

Re: Несостоявшаяся закупка по 223 ФЗ

sos-zakupki » 20 ноя 2015, 16:38

Решение закупочной комиссии – признать конкурс не состоявшимся. Выбрать способ закупки – закупка у единственного поставщика в соответствии с Положением о закупках товаров , работ и услуг для нужд ОАО НПК «Северная заря» от 03.02.2014 г. (Протокол № 5-2013 от 05.02.2014), п. 4.4, 4.4.1 (п. п. 4): 4) закупка признана несостоявшейся, при этом Договор с единственным поставщиком должен быть заключен на условиях, предусмотренных документацией о несостоявшейся закупке.

Что Вас не устраивает в протоколе?

Re: Несостоявшаяся закупка по 223 ФЗ

kanapushik » 20 ноя 2015, 16:43

Re: Несостоявшаяся закупка по 223 ФЗ

sos-zakupki » 20 ноя 2015, 16:48

В каких случаях закупка будет признана несостоявшейся по 223-ФЗ, и каковы будут последствия?

Несостоявшаяся, недействительная и отмененная закупка — это разные вещи.

Статус несостоявшаяся закупка означает, что не было конкурентного состязания, торгов между поставщиками. Но по итогам такой закупки заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком.

Недействительными признаются торги, при проведении которых заказчик нарушил законы (44-ФЗ, 223-ФЗ) или нормы Гражданского кодекса. Если торги признали недействительными после того, как определен победитель, контракт с ним расторгнут.

Отменить закупку на любом ее этапе может сам заказчик по своим причинам или по предписанию контролирующего органа.

В 2015 году каждая третья конкурентная закупка была признана несостоявшейся:

В каких случаях закупки будут признаны несостоявшимися?

Посмотрим, как это работает на трех самых популярных видах конкурентных закупок:

  • Не подано ни одной заявки;
  • Все заявки отклонены комиссией;
  • Победитель уклонился от подписания, а второй участник отказался заключать контракт (он имеет на это право, санкций не будет);
  • В результате предквалификационного все участники не соответствовали требованиям;
  • Подана только 1 заявка;
  • Только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • В результате предквалификационного отбора только 1 участник соответствовал требованиям.
  • Не подано ни одной заявки;
  • После рассмотрения первых частей всем участникам отказано в допуске;
  • После рассмотрения вторых частей все заявки не соответствуют требованиям;
  • Подана только 1 заявка;
  • После рассмотрения первых частей только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • В течение десяти минут после начала проведения аукциона не было поданони одного предложения о цене контракта;
  • В результате рассмотрения вторых частей только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • Победитель уклонился от подписания контракта, а второй отказался подписывать контракт (он имеет на это право, санкций не будет).

Для запроса котировок

  • Не подано ни одной заявки;
  • Все заявки отклонены комиссией;
  • Подана только 1 заявка;
  • Только 1 заявка соответствует требованиям.

Все случаи, когда закупку признают несостоявшейся, должны быть предусмотрены и описаны в положении о закупке. Закон не регламентирует действия заказчиков, если закупка не состоялась, а в Гражданском Кодексе понятие «несостоявшаяся закупка» дается только для конкурсов и аукционов и только если в них участвовал один поставщик.

Многие заказчики по 223-ФЗ в качестве примера используют положения 44-ФЗ, но делают условия более гибкими. Поставщикам традиционно надо ориентироваться на положения о закупке заказчиков, Гражданский Кодекс и закон о защите конкуренции.

Что будет делать заказчик, если процедура не состоялась?

Если не было ни одного соответствующего требованиям поставщика

В первую очередь заказчик вносит изменения в свой план-график. Через 10 дней после этого он имеет право объявлять:

  • Повторный конкурс или новую закупку, если закупка проводилась в форме конкурса;
  • Запрос предложений или другую процедуру, если не состоялся аукцион;
  • Новую закупку после несостоявшегося запроса предложений.

Для запроса котировок надо продлить срок подачи заявок. Если предложений не будет снова, заказчик внесет изменения в план-график и проводит новую закупку любым способом

Если определился единственный участник, соответствующий требованиям

  1. Если проводился электронный аукцион или запрос котировок — заключить контракт с поставщиком, чья заявка соответствует требованиям;
  2. Если был конкурс или запрос предложений — согласовать закупку у единственного поставщика с контролирующим органом;
  3. Если закупка согласована, заключить контракт.

Что делать поставщику?

Если вы оказались единственным участником закупки или только ваша закупка соответствует требованиям, то после после ее завершения:

  • Если это был аукцион, вы обязаны подписать контракт в установленные сроки, даже если не подавали ценовые предложения. Например, как здесь.
  • Если участвовали в конкурсе или запросе предложений, сначала дождитесь, когда заказчик согласует закупку у единственного поставщика с контролирующим органом. Заказчик сам отправляет заявку на согласование в ФАС и через 10 дней оповестит вас о решении.
  • В котировках согласование не нужно. Заказчик заключит контракт по цене, указанной в вашей заявке.
  • Итоги аукциона также не нужно согласовывать. Если никто из допущенных участников не подал ценовое предложение во время электронных торгов, контракт будет заключен по максимальной цене. Если вы оказались единственным поставщиком, чья 2-я часть заявки соответствовала требованиям, контракт будет заключен по цене, до которой вы снизились.

Единственный поставщик-победитель обязан подписать контракт в срок, иначе он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Например, как это произошло в этой закупке.

В закупках по 223-ФЗ действия заказчика определяются его положением о закупках.

Выводы

Настраивайте поиск, чтобы не пропускать закупки

Постоянно ищите закупки в своей сфере. Тогда вы не пропустите ничего интересного, успеете подготовиться и подать заявку.

Иногда заказчик специально прячет закупку, чтобы о ней знал только один поставщик, который и становится победителем. В некоторых случаях найти скрытую закупку поможет поиск по документации.

Следите за всеми закупками, в которых участвуете

Если подали заявку на участие, следите за тем, что происходит в процедуре. Например, в Контур.Закупках можно добавить закупку в избранное. Это поможет не пропустить изменения в ней и результаты.

Не пропустите срок подписания контракта

Если стали единственным поставщиком, то сможете заключить контракт по максимальной цене.

Источники:
http://zakonguru.com/goszakupki/223/nesostoavsiesa-zakupki.html
http://goscontract.info/podgotovka-k-tenderu/otvetstvennost-za-narushenie-223-fz-o-zakupkakh
http://forum.gov-zakupki.ru/topic45600-610.html
http://kontur76.ru/stati/chtovazhno_znat_onesostoyavshihsya_zakupkah/
http://zakonguru.com/goszakupki/223/obespecenie-zaavki.html

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию