Порядок ведомственного контроля за закупками отдельными видами юрлиц в рамках 223-ФЗ

Порядок ведомственного контроля за закупками отдельными видами юрлиц в рамках 223-ФЗ

Ведомственный контроль является одной из форм контроля за правилами проведения закупок по 223-ФЗ. В конце 2018 года Минфином был утвержден новый регламент контроля за проведением закупок отдельными юридическими лицами, которые приобретают товары, работы и услуги по 223-ФЗ.

Правовое регулирование

Необходимость осуществления ведомственного контроля за закупочной деятельностью прописана в ст. 6.1 ст. 223-ФЗ. Для исполнения данной правовой нормы Минфином был издан приказ №282н от 2018 года. В нем утверждается регламент осуществления ведомственного контроля.

Приказ вступил в силу с 5 января 2020 года. Минфин планирует проконтролировать то, как заказчиками соблюдаются требования ФЗ-223, а также требования о стоимости подписанных договоров.

Ведомственный контроль направлен на недопущение правонарушений при исполнении Закона №223-ФЗ. Все объекты проверки (заказчики по 223-ФЗ) будут разбиты на несколько групп риска с учетом таких аспектов:

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • степени вероятности несоблюдения ими законодательных требований к закупочной деятельности;
  • сведений об объеме закупленных товаров, работ и услуг и стоимости заключенных контрактов, сведения о которых не были внесены в реестр договоров по результатам закупок по ч. 3 ст. 4.1 ФЗ-223.

Так, согласно изменениям в 223-ФЗ, внесенным через 505-ФЗ от 2017 года, до 2020 года все заказчики по указанному закону должны внести изменения в действующее Положение о закупках. Своевременное внесение правок позволяет заказчику пройти ведомственный контроль. В числе обязательных изменений в законодательстве указаны такие:

  1. Заказчиков наделили правом на запрос обеспечения только в случае превышения НМЦК суммы в 5 млн р. При этом сам размер обеспечения не может превышать 5% от начальной цены.
  2. В положении нужно прописать конкурентные и неконкурентные способы закупок, которые планирует применять заказчик.
  3. Закупки у субъектов малого бизнеса в обязательном порядке должны проводиться в электронном формате.
  4. Заказчики не вправе прописывать товарный знак или страну производства, когда они описывают объект закупки. А если товарный знак указан, то дополнительно указывается фраза «или эквивалент» (кроме случаев, когда закупаются запчасти или расходные материалы на оборудование определенной марки).
  5. В ЕИС можно не публиковать сведения о договорах на закупку некоторых финансовых услуг (в частности, по доверительному управлению финансами), брокерских услуг, аренды (некоторых видов), а также договоров с указанным правом перехода недвижимости.

Кто проводит ведомственный контроль в сфере закупок

Ведомственный контроль в сфере закупок по 223-ФЗ смогут осуществлять:

  1. Органы исполнительной власти разного уровня (федеральные, региональные, муниципальные), которые являются учредителями или собственниками имущества ГУПов и МУПов.
  2. Уполномоченные органы исполнительной власти регионов.

Стоит учесть, что объектами проверок в рамках ведомственного контроля станут не все заказчики по 223-ФЗ, которые перечислены в ч. 2 ст. 1 указанного закона, а только следующие группы учреждений:

  1. Бюджетные учреждения по п. 4 ч. 2 ст. 1.
  2. Автономные учреждения по п. 1 ч. 2 ст. 1.
  3. Государственные и муниципальные предприятия по п. 5, 6 ч. 2 ст. 1.

Остальные заказчики по 223-ФЗ не подпали под законодательные новшества.

Порядок осуществления

Ведомственный контроль осуществляется через проведение проверочных мероприятий. Они могут иметь форму выездной проверки или камеральной (документальной) проверки.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Данные мероприятия проводятся, согласно плану, который ежегодно подлежит утверждению министром финансов либо замещающим лицом. План заблаговременно утверждается на следующий календарный год до 20 декабря текущего.

Плановые проверки в отношении каждого объекта закупки должны проводиться не реже раза в три года.

Ведомственный контроль производится по следующему алгоритму:

  1. В ходе предварительного этапа Минфину нужно определиться с типом проверки (выездная или документальная), сроками проверки, временным периодом для анализа законности деятельности заказчика. Также на указанном этапе формируется и утверждается состав проверочной комиссии. Единственное требование к составу данной комиссии: она не может включать представителей заказчика.
  2. Заказчик по 223-ФЗ уведомляется о предстоящей проверке не позднее, чем за 10 рабочих дней до ее старта. Данное уведомление, помимо прочего, включает официальный запрос на предоставление определенных документов либо извещает заказчика об условиях выездных проверочных мероприятий.
  3. Проверочные мероприятия проводятся в течение 15 календарных дней. При необходимости сроки проведения проверки могут быть продлены на 15 календарных дней по решению министра финансов (продление допускается только один раз). В ходе проведения проверочных мероприятий комиссия может запрашивать у заказчика различные документы, брать у него устные и письменные пояснения, выезжать на предприятие в целях проведения фото- и видеосъемки и пр.
  4. По итогам проверки составляется акт проверки закупок в рамках 223-ФЗ. Этот документ является обязательным. Тогда как план устранения нарушений контролирующая инстанция составляет только при наличии таковых.
  5. Копия акта направляется заказчику в течение 10 дней после того, как его подписали все члены проверочной комиссии. Акт ведомственного контроля по 223-ФЗ содержит такие сведения: его номер, ссылка на документ-основание для проведения проверки (либо реквизиты приказа), объект и предмет проверочных мероприятий, их длительность; ФИО лиц, которые непосредственно проводили проверку (состав проверочной комиссии); проанализированные ими документы и перечень выявленных нарушений, дата подготовки и подпись. Иногда в акте могут быть прописаны дополнительные сведения: например, о том, что материалы были переданы в правоохранительные органы, и действия требуют дополнительной квалификации.
  6. У руководителя заказчика по 223-ФЗ будет пять дней на предоставление своих возражений и замечаний в письменной форме.

Результаты проведения проверочных мероприятий подлежат хранению в течение 3 лет.

Более подробный регламент ведомственного контроля или инструкцию должны утвердить сами контрольные органы. В них должны быть представлены основные этапы проверочных мероприятий, перечень запрашиваемых документов, форма итогового акта и конкретные предложения по устранению различных выявленных правонарушений.

Таким образом, ведомственный контроль предполагает выездную или документальную проверку деятельности заказчиков по 223-ФЗ. Проверки производятся, согласно утвержденному плану, который размещается на сайте Минфина. Регламент ведомственного контроля содержится в приказе №282н от 2018 года.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Порядок ведомственного контроля по 223-ФЗ

Статьи по теме

Изменения с 2020 года, кто проводит ведомственный контроль в сфере закупок 223-ФЗ и в каком порядке осуществляется, как его пройти – узнайте далее в статье.

Изменения с 2020 года

Минфин разработал регламент, по которому проверит подведомственные федеральные государственные учреждения. Министерство проконтролирует, соблюдают ли заказчики требования Закона № 223-ФЗ и подзаконные акты. Приказ от 25.12.2018 № 282н вступает в силу 5 февраля 2020 года.

Минфин проследит, соблюдают ли подведомственные учреждения нормы 223-ФЗ, а также сведения о количестве и общей стоимости договоров. Контроль проводят в качестве выездной или документарной проверки в соответствии с планом на очередной календарный год. Электронную копию плана и любые изменения министерство размещает на своем официальном сайте в течение пяти рабочих дней с даты утверждения.

Перед началом проверки Минфин определяет:

  • перечень объектов проверки;
  • вид проверки;
  • срок проведения;
  • период времени, за который проверят деятельность подведомственного учреждения; состав комиссии.

Ведомственный контроль: что проверят ревизоры и посмотрят ли отчетность по контрактам

Помимо ФАС, Счетной палаты и прокуратуры, к вам могут прийти ревизоры с ведомственной проверкой. Читайте, как выбирают, кого проверить, какие документы посмотрят и почему не всегда заставляют исправлять нарушения.

За 10 рабочих дней до начала проверки министерство направит уведомление. Кроме общей информации, в сообщение включают запрос документов и информацию об условиях для выездной проверки. Проверка не может проходить дольше 15 календарных дней. Продлить процедуру имеет право министр финансов и только один раз. В отношении одного подведомственного учреждения проводят проверку не реже одного раза в три года.

По результатам проверки составляют акт в течение 10 рабочих дней. Копию направляют объекту проверки в тот же срок. Дни отсчитывают с даты, когда все члены комиссии подписали документ. Руководитель подведомственного учреждения получает акт и в течение пяти дней направляет возражения и замечания в письменном виде. Комиссия разрабатывает план по устранению нарушений. Если по результатам проверки выявили административные или уголовные правонарушения, материалы проверки направят в уполномоченные органы. Результаты проверки подведомственного учреждения Минфин хранит не менее трех лет.

Кто проводит ведомственный контроль в сфере закупок 223-ФЗ

Проверки смогут проводить федеральные, региональные и муниципальные органы исполнительной власти, которые выступают учредителями предприятий и владеют имуществом ГУПов и МУПов, а также уполномоченные органы исполнительной власти субъектов.

Следовательно, федеральные и муниципальные бюджетные и автономные учреждения, а также унитарные предприятия будут проверять органы власти, в ведении которых они находятся (учредители или собственники).

В число заказчиков, которые выступают объектами проверок, вошли не все лица, упомянутые в ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ:

  • бюджетные учреждения (п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ);
  • автономные учреждения (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ);
  • государственные и муниципальные предприятия (п. 5 и п. 6 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ).

Другие заказчики под нововведение не подпадают. Контроль будет проводиться в двух формах: согласование положений о закупках, а также проверки (плановые и внеплановые).

Помимо контрольных органов, проверить, как подведомственные заказчики планируют и проводят закупки, вправе вышестоящие организации. Порядок ведомственного контроля на каждом уровне устанавливают Правительство, высший исполнительный орган государственной власти субъекта, местная администрация (ст. 100 Закона № 44-ФЗ). Как вышестоящие организации проверяют закупки с 1 июля 2020 года?

Порядок осуществления ведомственного контроля 223-ФЗ

Правила прописаны в Постановлении Правительства РФ от 08.11.2018 № 1335. Ведомственный контроль проходит путем проведения выездных или документарных проверок. Сроки, порядок создания комиссии утверждает орган ведомственного контроля. Единственное требование: не включать в состав комиссии работников заказчика.

Во время проведения контрольных мероприятий заказчиков относят к разным категориям риска. Это зависит от количества нарушений, сведений о числе и об общей стоимости договоров, в том числе тех, которые не внесены в реестр.

При проведении проверки комиссия может требовать документы, брать письменные и устные пояснения с работников заказчика, выезжать на предприятие, проводить там фото- и видеосъемку. За 10 дней до начала мероприятий заказчика должны предупредить, направив уведомление со следующей информацией:

  • вид проверки;
  • срок проведения;
  • запрос о представлении документов и информации;
  • сведения о выездных мероприятиях.

По результатам проведения проверки составляется акт. Если были выявлены нарушения, члены комиссии составляют план их устранения. В случае серьезных нарушений комиссия вправе передать материалы в уполномоченные органы власти, в том числе правоохранительные.

Регламент ведомственного контроля по 223-ФЗ должны утвердить органы ведомственного контроля. Лучше, чтобы это была подробная инструкция проведения проверочных мероприятий. Помимо сроков проверки, порядка подготовки актов, нужно отразить в нем перечень документов, которые может запрашивать комиссия, а также конкретные предложения по устранению разных видов нарушений.

Смотрите также по теме:

Акт проверки ведомственного контроля по 223-ФЗ

По предварительным данным акт ведомственного контроля по 223-ФЗ ничем не будет отличаться от актов, которые ФАС составляет сейчас по результатам проверочных мероприятий. Рассмотрим, как выглядит этот документ:

  • номер акта;
  • на основании какого документа проводилась проверка (реквизиты приказа);
  • объект и предмет проверки (кого и по какому поводу проверяли);
  • длительность мероприятий;
  • ФИО лиц, которые проводили проверку;
  • проанализированные документы;
  • выявленные нарушения;
  • вывод (например, о том, что выявленные нарушения закона требуют дополнительной квалификации);
  • дата составления и подпись.

Как пройти ведомственный контроль по 223-ФЗ

В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 31.12.2017 г. № 505-ФЗ до 1 января 2020 года заказчики должны привести свои положения в соответствие с новыми требованиями. Далее разберем основные правки, которые нужно внести в положение о закупках в связи с последними изменениями в 223-ФЗ, чтобы пройти ведомственный контроль.

В частности, теперь заказчики могут требовать обеспечение, только если начальная цена договора превышает 5 млн руб. Его размер не может превышать 5% от начальной цены.

В положении нужно прописать перечень конкурентных и неконкурентных способов закупок. Это могут быть предусмотренные законом, а также другие — на усмотрение заказчика. Кстати, закупки среди МСП в обязательном порядке проводятся в электронном виде.

Заказчикам по 223-ФЗ запретили указывать товарный знак и страну производства в описании объекта закупки. Указывать товарный знак можно с фразой «или эквивалент». Она необязательна, если, к примеру, товар другой марки не совместим с продукцией заказчика или закупаются запасные части и расходные материалы к оборудованию определенной марки.

В ЕИС разрешили не публиковать сведения о заключенных договорах на закупку некоторых финансовых услуг (закупки услуг по привлечению во вклады, доверительному управлению денежными средствами), а также о договорах, в которых прописаны права перехода недвижимости. Можно не отражать в системе закупки услуг брокеров, некоторых видов аренды.

Источники:
http://www.pro-goszakaz.ru/article/103289-qqq-18-m11-poryadok-vedomstvennogo-kontrolya-po-223-fz
http://zakupki-kontur.ru/news/kak-fas-rassmatrivaet-zhaloby-na-zakazchika-po-223-fz/

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию