Кто такой коллективный участник закупки по нормам 223-ФЗ, и какие требования к нему предъявляются?

Кто такой коллективный участник закупки по нормам 223-ФЗ, и какие требования к нему предъявляются?

223-ФЗ позволяет участвовать в проводимых закупках не только отдельным лицам, но и объединениям в лице коллективного участника. Подобная возможность для них закреплена ч. 5 ст. 3 223-ФЗ.

Коллективное участие в закупках по 223-ФЗ: кто такой коллективный участник

Определение коллективного участника закупки приведено в ч. 5 ст. 3 223-ФЗ. Здесь сказано, что под ним понимается выступающее на стороне одного участника объединение:

  1. Юридических лиц независимо от их формы собственности, организационно-правовой формы, местонахождения капитала и прочих условий.
  2. Физических лиц, в том числе в статусе индивидуальных предпринимателей.

Такое объединение должно соответствовать требованиям заказчика к участникам закупки, согласно положению о закупке. Смешанная форма коллективного участия (состоящая одновременно из физических и юридических лиц) законодательно не предусмотрена, хотя и прямо не запрещена.

Стоит отметить, что по 44-ФЗ допускается только индивидуальное участие в закупке, тогда как 223-ФЗ предоставляет такую возможности и коллективам.

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Важно понимать, что под коллективным участием понимается заключение контракта одновременно с несколькими лицами, а не с одним генподрядчиком, который в дальнейшем будет привлекать посредников для выполнения договорных условий.

Требования, предъявляемые по нормам 223-ФЗ

Требования к коллективным участникам, если такие допускаются до торгов, должен прописать заказчик в Положении о закупке и закупочной документации. Такие требования на практике обычно включают в свой состав:

  1. Правоспособность членов коллектива: например, наличие у его лиц необходимых допусков, лицензий, оборудования и специалистов с соответствующим опытом работ.
  2. Права участников на участие в закупочной процедуре, в частности, на подачу заявок, подписание контракта, протоколов и пр.
  3. Указание на то, что организация может входить в состав только одного коллективного участника и не может быть частью другого участника закупки.
  4. Отдельные требования к коллективным участникам и к заключенным ими соглашениям об образовании коллективного участника: требования, которые обязаны исполнять все члены (например, отсутствие информации о них в РНП); которые должен исполнять один из членов коллективного участника (например, о наличии допуска на устройство систем вентиляции); по которым параметры всех участников коллектива могут суммироваться (например, с точки зрения количества выполненных аналогичных договоров, по параметрам финансовой устойчивости и пр.). Например, заказчиком установлено требование о наличии 20 успешно выполненных аналогичных контрактов. У одного члена коллективного участника таких 5, у другого – 16. Соответственно, по отдельности ни один из них не отвечает требованиям закупки, а при суммировании данных показателей их участие допускается. При этом квалификация участников оценивается не на основе суммирования показателей, а путем определения лучшего из них среди участников закупки.

Если речь идет о закрытой закупке, то заказчик должен дополнительно прописать, может ли принять участие в ней лицо в составе коллективного участника, которое не было персонально приглашено для участия в закупке.

Ответственность среди коллективных участников

Коллективные участники закупки несут ответственность по договору в двух формах:

  • индивидуальную ответственность каждого участника по обязательствам, связанным с закупкой;
  • солидарную ответственность за полное и своевременное исполнение обязательств по контракту.

Участники договора несут ответственность не только перед заказчиком, но и друг перед другом. В частности, за обеспечение сохранности и ценности имущества, которое находится в их пользовании, и при причинении ущерба имуществу. В последнем случае виновная сторона выплачивает пострадавшей полную стоимость утраченного имущества или стоимость его восстановления.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Как организовать коллективное участие в закупках по 223-ФЗ

В какой форме должны быть объединены лица для того, чтобы принять участие в закупке законодательно, не определенно. Обычно они участвуют в закупках в двух вариантах:

  1. Участники коллектива подают единую заявку на участие в торгах, которая подписывается каждым членом. При признании данного коллективного участника победителем торгов и при заключении договора заказчик подписывает договор с каждым участником коллектива.
  2. Заявка передается в рамках договора простого товарищества, подписание которого регламентируется Гражданским кодексом (гл. 55 ст. 1041-1054). Такой вариант предполагает, что участники коллектива сами согласуют между собой все правовые нюансы взаимоотношений. Данный вариант является предпочтительной формой организации коллективного участия, так как позволяет формализовать всю закупочную процедуру.

В первом случае участникам следует составить отдельный проект договора или приложение к договору, в котором в отношении каждого участника будут определены: распределение зон ответственности, объемов работ, сроков выполнения работ, ответственности участников, способы расчетов за выполненные работы и пр.

В закупочной документации при таком варианте участия коллектива заказчику следует прописать, кто из участников попадет в реестр недобросовестных поставщиков при отказе от подписания договора после победы в закупке: один из участников коллектива либо все участники.

Если участники закупки выбрали вариант, основанный на коллективном участии в рамках простого товарищества, то им следует определиться с правами и обязанностями каждого участника при принятии участия в закупочных мероприятиях при исполнении условий контракта; распределить объемы товаров и услуг, которые будут поставлены каждым участником и назначить сроки поставок; определиться с участником коллектива, который будет представлять интересы участников коллектива, входящего в состав объединения и осуществлять все операции по исполнению договора, включая взаиморасчеты; определиться с ответственностью каждого участника по обязательствам, которые связаны с участием в процедуре, и солидарной ответственностью за полное исполнение договорных условий.

Составление соглашения

Рассмотрим особенности соглашения коллективного участника закупки, которое оформляется в форме договора простого товарищества. Он оформляется с учетом положений ст. 1041 ГК РФ. Такой договор могут заключать как юридические лица, так и предприниматели.

В соглашении коллективных участников закупки должны быть прописаны следующие моменты:

  1. Предмет соглашения: объединение участников для участия в конкурсе и реализации контракта.
  2. Права и обязанности каждого участника коллектива. Они могут затрагивать как выполнение договорных условий, так и распределение продуктов их деятельности.
  3. Размер выполненных работ (объем поставленных товаров) каждого из участников и сроки.
  4. Указан главный участник, на которого можно возложить обязанность по проведению переговоров, подписи важных документов и работу с заказчиками.
  5. Установлены четкие сроки действия соглашения.
  6. Порядок взаиморасчетов между сторонами, условия распределения прибыли и убытков.
  7. Особенности пользования совместной собственностью и вклад каждого участника (например, один предоставляет в пользование производственные мощности, второй – автотранспортные средства). Совместной собственностью участники могут пользоваться на основании заявлений.
  8. Солидарная ответственность сторон по обязательствам.
  9. Приведено указание на то, что соглашение не допускается изменять без одобрения заказчика.
  10. Порядок расторжения договора.
  11. Даты и подписи сторон.

Алгоритм организации коллективного участия

Алгоритм подачи заявки от коллективного участника законодательно не установлен. Коллективное участие в закупках по 223-ФЗ предполагает прохождение следующих этапов.

Этап 1. Подготовительный.

На этом этапе участники подписывают договор простого товарищества и оформляют доверенность в пользу одного из участников на оформление закупочной документации.

Этап 2. Подача заявки на участие в закупке.

Ответственный участник коллектива готовит и подает заявку на участие в закупке, указывая в ней, что он выступает от лица коллективного участника. Сама форма подачи информации для заявки может определяться закупочной документацией.

Этап 3. Рассмотрение заявок на участие в закупках.

Для того чтобы заявка на участие в закупке прошла процедуру одобрения, она должна соответствовать ряду условий: все участники объединились для участия в конкурсе; они способны в полном объеме исполнить взятые на себя обязательства; заявка соответствует требованиям конкурсной документации. Если хотя бы одно из указанных условий не выполняется, то заявка подлежит отклонению.

Этап 4. Конкурсная комиссия рассматривает поступившие заявки и определяет победителя.

Если предложение от коллективного участника было признано лучшим, то с ним подписывают контракт.

Заключение контракта с несколькими участниками закупки

Обычно заказчик в закупочной документации прописывает условие, согласно которому, закупочная комиссия наделена правом отклонения заявки на участие, а заказчик – на расторжение договора в одностороннем порядке, если выяснится, что из коллективного участника вышла одна или даже несколько организаций. При этом оставшиеся участники в составе коллектива по объективным основаниям не смогут самостоятельно исполнить свои обязательства по договору (поставить нужные товары или оказать соответствующие услуги).

Таким образом, участники закупок могут объединяться в случае необходимости реализации контракта с условиями, которые сложно исполнить одному поставщику. Коллективный участник может быть объединением физических или юридических лиц. Такой коллектив участников может оформить свои правоотношения в форме договора простого товарищества, который предусмотрен требованиями ст. 1041 Гражданского кодекса. Контракт с заказчиком подписывает один из участников, который наделен соответствующими полномочиями от лица коллектива.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Кто такой коллективный участник закупки по нормам 223-ФЗ, и какие требования к нему предъявляются?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Кто такой коллективный участник закупки по нормам 223-ФЗ, и какие требования к нему предъявляются?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Данный закон направлен на развитие тендерной системы, поддержку малых предприятий, искоренение коррупционных схем и вывод новых игроков на рынок госзакупок.

В каких случаях практикуется рассматриваемое объединение? Группы можно создавать тогда, когда нужно исполнить обширный комплекс разноплановых работ. Актуально это тогда, когда они не могут быть выполнены одной фирмой. К примеру, нужно провести комплекс работ различных направлений. Компания осуществляет деятельность только одного профиля, а потому она не сможет справиться с глобальной задачей. Также у фирмы может быть недостаточно производственных мощностей для работы.
Согласно Статье 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, устанавливает ряд особенностей проведения закупок для бюджетных, автономных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий и иных юридических лиц.

Алгоритм организации совместного участия

Положением о закупке может быть предусмотрена иная подлежащая размещению в единой информационной системе дополнительная информация. Если речь идет о закрытой закупке, то заказчик должен дополнительно прописать, может ли принять участие в ней лицо в составе коллективного участника, которое не было персонально приглашено для участия в закупке.

Автономные учреждения и унитарные предприятия (последние с 1 января 2017 г.) обязаны осуществлять закупки по правилам Закона No 44-ФЗ (за исключением соблюдения особенностей исполнения контрактов) за счет бюджетных средств, предоставленных им для осуществления капительных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности (ч. 4 ст. 15 Закона No 44-ФЗ).
Этот важный документ регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров.

Скачайте текст федерального закона 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» с последними изменениями и комментариями .

Такое объединение должно соответствовать требованиям заказчика к участникам закупки, согласно положению о закупке. Смешанная форма коллективного участия (состоящая одновременно из физических и юридических лиц) законодательно не предусмотрена, хотя и прямо не запрещена.

В статье 1041 ГК РФ указано, что договор простого товарищества может оформляться как ИП, так и ЮЛ. На его основании образуются коллективные обязательства по ведению деятельности, необходимой для извлечения прибыли. В соглашении содержатся эти положения:

  • Права и обязанности каждого представителя объединения. Они будут касаться и выполнения условий соглашения, и распределения продуктов деятельности.
  • Размеры и сроки выполнения работ каждым участником.
  • Главный участник, на которого возлагается обязанность ведения переговоров, подписи документов, работы с заказчиками.
  • Порядок выполнения расчетов и перевода средств.

Ответ: Не только могут, но и должны в определенных случаях. Перечислим ситуации, в которых для заказчиков, работающих по правилам Закона No 223-ФЗ, обязательным является применение норм Закона No 44-ФЗ.

Что собой представляет коллективный участник (КУЗ)

Коллективный участник закупки – это группа ЮЛ, объединенная в единого участника. Начинает действовать на основе соглашения.

Хозяйственное общество, которому предоставлена бюджетная инвестиция на реализацию инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства, расходует данные средства по правилам Закона No 44-ФЗ (ч. 5 ст. 15 Закона No 44-ФЗ).

Закон N 223-ФЗ предусматривает два основных способа осуществления закупок: аукцион и конкурс. Возможно осуществление закупки и в электронной форме, в этом случае перечень таких товаров, работ и услуг устанавливается Правительством РФ (ч. 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Оно может потребоваться, если требования закупки подразумевают наличие у юрлица или физлица обширного спектра разнонаправленных видов деятельности (например, при проведении строительных работ), а по отдельности они не обладают нужными мощностями.

Обязанности и права заказчика по 223-ФЗ

Данное законодательное решение обладает принципиальными особенностями, направленными на успешную регуляцию и мониторинг закупок. Ключевыми целями закона можно назвать:

  • Полную прозрачность закупок по 223-фз. Согласно данному принципу вся информация, включая цены и продавца, должна быть открыта и общедоступна.
  • Высокоэффективное и экономически обоснованное расходование финансовых средств. Принцип ограничивает ценовой диапазон покупок и не дает закупать товары или услуги у одного поставщика по заведомо завышенной цене.
  • Возможность участия в закупке физических лиц, индивидуальных предпринимателей и любых юридических организаций. Подобная особенность развязывает руки мелким предприятиям, которые раньше практически не могли участвовать в поставках товаров и услуг для крупных корпораций.
  • Полное равноправие и непредвзятость по отношению ко всем участникам закупочных мероприятий.

После проведения тендера обжаловать тендерную документацию бессмысленно. Таким образом, ответ на ваш вопрос — в случае победы шансы на исключение этого условия равны нулю.
Заверенная Исполнителем копия лицензии на осуществление деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности предоставлена Заказчику в день заключения Договора.

Составление соглашения коллективного участника закупки

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В 2011 году Госдумой Российской Федерации был утвержден федеральный закон, регулирующий закупки товаров, работ и других видов услуг юридическими лицами. Данный законодательный акт получил номер 223-фз и начал действовать с 2012 года. Смысл принятого закона заключается в регламентации порядка проведения покупок разнообразных товаров и услуг юридическими организациями определенных категорий.

Согласно ст. 8 Закона N 223-ФЗ сроки, по наступлению которых положения данного Закона становятся обязательными для предусмотренных в нем юридических лиц, различаются в зависимости от типа этих юридических лиц.

КУЗ может представлять собой следующие объединения:

  • Группа ЮЛ. Образует собой одного участника. В группу могут входить ЮЛ с разной формой, адресом регистрации, разными источниками появления капитала.
  • Группа ФЛ. Это могут быть как ФЛ, так и ИП. Также объединяются в одного участника.

Этими документами организации будут руководствоваться при осуществлении закупок, а потому очень важно, чтобы они соответствовали действующему законодательству РФ и учитывали интересы заказчика.
Государственные корпорации, государственные компании, унитарные предприятия и хозяйственные общества с долей государственной участия свыше 50% (т.е. не все заказчики согласно Закону No 223-ФЗ) обязаны проводить конкурс по выбору аудиторской организации или индивидуального аудитора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. No 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Согласно статье 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контрактная система должна обеспечивать равные условия для всех поставщиков. Участвовать в государственном тендере могут все желающие, если они отвечают требованиям законодательства.
К дополнительной информации о закупочной деятельности заказчика можно отнести, в том числе, внутренние распорядительные документы заказчика, регламентирующие методику установления критериев и оценки заявок на участие в закупке, обоснования начальной (максимальной) цены договора, порядок проведения внутреннего аудита закупочной деятельности, а также статистическую информацию о проведенных закупках.

Например, заказчиком установлено требование о наличии 20 успешно выполненных аналогичных контрактов. У одного члена коллективного участника таких 5, у другого – 16. Соответственно, по отдельности ни один из них не отвечает требованиям закупки, а при суммировании данных показателей их участие допускается.

КУЗ актуален для любых закупок. Исключение составляют случаи, когда конкурсной документацией запрещено коллективное участие. В законе не прописан детальный порядок оформления документов, на основании которых выполняется объединение. Однако законодатели прописали обязанность КУЗ оформить документы, в которых прописаны права и обязанности каждого представителя объединения. Главный документ – соглашение к договору простого товарищества. Составляется оно в соответствии с ГК РФ.
Стоит отметить, что по 44-ФЗ допускается только индивидуальное участие в закупке, тогда как 223-ФЗ предоставляет такую возможности и коллективам.
Заказчики, соответствующие критериям, установленным в п. 2 постановления Правительства от 11.12.2014 г. No 1352, не осуществившие закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в необходимом объеме, не разместившие отчет о закупках у названных субъектов в ЕИС или разместившие недостоверную информацию о таких закупках, должны применять нормы Закона No 44-ФЗ с 1 февраля очередного года и до завершения года (поскольку отчет, к примеру, за 2015 год подлежит размещению в срок до 1 февраля 2016 г., то применение Закона No 44-ФЗ должно происходить с 01.02.2016 г. по 31.12.2016 г.).
Принципы 223-фз в значительной степени улучшили положение небольших предприятий. Кроме этого, благодаря данному закону удалось добиться прозрачности всех операций и произвести диверсификацию поставщиков.

Требования к участникам закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Условия для участия в закупках в соответствии с 44-ФЗ

В соответствии с п. 4 ст. 3 44-ФЗ, участник закупки — это абсолютно любое юридическое или физическое лицо, в том числе и индивидуальные предприниматели.

Участник закупки может иметь различные регистрационные данные — организационно-правовую форму, вид собственности, юридический адрес, место происхождения капитала. Исключением являются юридические лица, зарегистрированные в государстве, на территории, для которых утвержден льготный режим (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ) или же в офшорных зонах.

Для того чтобы вышеуказанные лица смогли принять участие в закупках, они обязаны соблюдать требования к участникам закупки по 44-ФЗ.

Параметры, которым должны соответствовать те, кто принял решение участвовать в закупке, установлены статьей 31 Закона о контрактной системе Российской Федерации. Их принято подразделять на единые и дополнительные.

Единые требования к участникам закупки следующие:

  1. Участник соответствует требованиям закона к поставщикам товара, исполнителям работ и услуг (п. 1 ч. 1 ст. 31). Для подтверждения к заявке прилагаются, например, копии лицензий, свидетельств СРО или сертификатов соответствия.
  2. По отношению к потенциальному исполнителю не проводится процедура ликвидации (ст. 61 ГК РФ) или банкротства (ст. 2 закона № 127 от 26.10.2002), а также не приостановлена его деятельность в административном порядке (ст. 3.12 КоАП РФ). Все эти сведения необходимо подтверждать декларацией о соответствии. Проверить участника закупки на банкротство можно на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве.
  3. Отсутствует недоимка по обязательным платежам в бюджеты РФ в размере более чем 25 % от балансовой стоимости активов участника (п. 5 ч. 1 ст. 31). Данные сведения необходимо также подтвердить декларированием.
  4. Отсутствует судимость за преступления в сфере экономики и уголовные наказания за нарушения закона, которые непосредственно связаны с закупочной деятельностью по статьям 289, 290, 291 и 291.1 УК РФ (п. 7 ч. 1 ст. 31). На момент объявления закупки у поставщика не должно действовать заключение исполнительного органа о наказании в виде лишения права занимать определенные должности, осуществлять определенную деятельность, непосредственно связанную с поставкой товаров, работ или услуг, являющихся закупаемыми объектами (ст. 47 УК РФ). У исполнителя также не должно быть административных наказаний в виде дисквалификации (ст. 3.11 КоАП РФ). Этот признак относится к руководителям компании, а также к главному бухгалтеру, и подтверждается декларированием. Если заказчик обнаружил, что участник ранее был судим за данные правонарушения, но при этом судимость аннулирована или погашена, то такой поставщик имеет полное право принимать участие в закупке.
  5. Лицо, принимающие участие в торгах, не должно являться офшорной организацией (Приказ Минфина РФ № 108н от 13.11.2007). В качестве подтверждения предоставляется выписка из ЕГРЮЛ.
  6. Между заказчиком и участником процедуры отсутствует конфликт интересов (Письмо Минфина РФ № 24-05-09/47126 от 24.07.2017). Это подтверждается соответствующей декларацией.
  7. Лицо, принимающее участие в торгах, обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности. Условие необходимо в случае, если в ходе исполнения контракта заказчик приобретает права на такие результаты (п. 8 ч. 1 ст. 31).
  8. Участник закупки — юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента участия в закупке не привлекалось к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ, — незаконное вознаграждение от имени юридического лица (п. 7.1 ч. 1 ст. 31).
  9. В требованиях не должно быть прочих ограничений для участия в закупке (п. 11 ч. 1 ст. 31, введен законом № 504 от 31.12.2017).

Этим параметрам должен соответствовать любой участник закупки — это 44-ФЗ устанавливает однозначно.

Согласно ч. 1.1 ст. 31 Федерального закона № 44, заказчик также вправе установить условие о том, что компания потенциального исполнителя (в том числе весь руководящий состав) не должна состоять в реестре недобросовестных поставщиков (Письмо Минфина России от 26.09.2017 № 24-05-09/62505).

Если же говорить о дополнительных условиях к участникам тендера, то стоит отметить, что Правительство РФ вправе устанавливать их в зависимости от вида закупаемых товаров, работ и услуг. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.04.2015 № 99, к таковым относятся:

  • опыт, недвижимое имущества, определенное оборудование и технические средства (к примеру, для выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия);
  • опыт исполнения аналогичного контракта за последние три года (относится к строительным работам);
  • опыт, а также владение речными или морскими транспортными средствами (для оказания транспортных услуг в сфере воинских морских и речных перевозок).

Помимо указанных условий, заказчик вправе предусмотреть условие об отсутствии информации в РНП (реестр, содержащий сведения о поставщиках, которые некачественно исполнили или вовсе не исполнили положения контракта).

Что касается условия предоставить различного рода свидетельства СРО, лицензии, то напомним, что в состав единых требований включен пункт о соответствии поставщика всем условиям, которые указаны в документации к закупке. При этом, например, из норм, которые регулируют порядок проведения запроса котировок, следует, что заказчик не вправе требовать подобные документы. В такой ситуации проверка соответствия участника возлагается на заказчика. Однако существует и другая точка зрения относительно выдвинутых требований при осуществлении запроса котировок. Так, арбитражные суды отмечают, что условия заказчика предоставлять свидетельства или лицензии правомерны, так как они установлены на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ 44.

Если вы соответствуете всем пунктам из списка, вы можете вступить в ассоциацию участников и помочь другим участникам в защите их прав и интересов. Ассоциация участников закупок (АУЗ) — это созданное на добровольных началах некоммерческое объединение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с целью осуществления общественной деятельности. Основу этой деятельности составляют представление и защита интересов членов АУЗ преимущественно в сфере закупок.

Условия по 223-ФЗ

Федеральный закон № 223 закрепляет лишь общие положения и принципы о торгах, которые проводят организации, не устанавливая при этом конкретные требования к участникам закупки по 223-ФЗ. Более детальную информацию о сроках, способах и параметрах можно почерпнуть из Положения о закупке, которое утверждается заказчиком и является основным документом при проведении торгов. Данное Положение обязательно публикуется в ЕИС.

Несмотря на то, что законом № 223 четко не определены требования к участникам закупки, закон обязывает заказчиков устанавливать их в указанном Положении, а также в документации тендера. При этом одно из основополагающих положений — не допускается ограничение допуска к участию в тендере путем установления неизмеряемых требований к исполнителям.

Помимо этого, применяются и единые требования, которые описаны выше.

Рассмотрим условия, которые ставятся перед теми, кто желает принять участие в торгах, на примере одного из дошкольных образовательных учреждений. Согласно Положению этого заказчика, чтобы принять участие в торгах, поставщик должен соответствовать обоснованным пожеланиям заказчика: опыт работы, наличие материально-технических, финансовых, кадровых и других возможностей, а также положительная деловая репутация. При этом заказчик оставляет за собой право предусмотреть условие об отсутствии сведений об участниках торгов в реестре недобросовестных поставщиков.

Избыточные требования к участникам закупки

Избыточные требования — это условия, существенно ограничивающие конкуренцию участников закупки при проведении процедур госзаказа.

Например, некоторые заказчики стали активно оценивать деловую репутацию исполнителей, применяя индекс деловой репутации. Более того, согласно сообщениям ФАС, организации требуют подтвердить ИДР путем сертификата соответствия ГОСТ Р 66.1.01-2015, что значительно ограничивает конкуренцию между потенциальными поставщиками закупки.

В Федеральном законе № 44 нет никаких указаний о том, что участники должны сертифицировать свою деловую репутацию в соответствии с ГОСТами. Подтверждение их добросовестности может быть сформировано в свободной форме (Письмо ФАС № ИА/71669/18 от 07.09.2018, Письмо Минэкономразвития № ОГ-Д28 от 19.01.2017).

В рамках осуществления закупочной деятельности по нормативам Федерального закона № 223, организации-заказчики самостоятельно устанавливают требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (Письмо ФАС № СП/51294-ПР/18 от 05.07.2018).

При этом многие учреждения злоупотребляют своими полномочиями и определяют для участников закупки избыточные требования — такие, как связь с производителем, определенный опыт в поставке приобретаемой продукции. Также некоторые заказчики требуют особые условия для формы и содержания заявки, обозначают наличие выписок и справок, которые исполнитель просто не имеет возможности получить в срок, отведенный для подачи заявки. Все эти избыточные требования ведут к ограничению конкуренции при осуществлении закупки, результатом чего становятся отклонения заявок по формальным признакам.

Выходом из данной ситуации может быть разработка типового положения о закупках на региональном уровне, в котором будут нормированы единые требования как к участникам закупки, так и к формальному и содержательному виду заявок.

Что делать, если участник не соответствует требованиям

Заказчик должен помнить, что при обнаружении закупочной комиссией несоответствия участника единым требованиям закупки или же при предоставлении им недостоверной информации отстранение исполнителей от участия в электронном конкурсе, аукционе или же отказ от заключения контракта с победителем закупки можно осуществить в любой период до момента заключения контракта (ч. 9 ст. 31 закона № 44).

Поэтому если в закупочной документации установлены единые требования, согласно ч. 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, членам комиссии надлежит рассмотреть все заявки на предмет их соответствия данным условиями и отстранить тех исполнителей, которые им не соответствуют (Письмо Минфина РФ № 24-03-08/70136 от 25.10.2017).

То же самое касается и несоответствия поставщиков параметрам, определенным согласно ч. 1.1 ст. 31 — если организация-заказчик установила для поставщика условие об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, а члены комиссии при проверки по нормам ч. 8 ст. 31 обнаружили компанию (его руководителя и проч.) или же физическое лицо, ИП (потенциальных исполнителей) в РНП, то комиссия должна отклонить такую заявку или же отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона, сведения о котором содержатся в РНП (Письмо Минфина РФ № 24-05-09/62505 от 26.09.2017).

Источники:
http://happytours29.ru/byudzhetnoe-pravo/13337-kto-takoy-kollektivnyy-uchastnik-zakupki-po-normam-223-fz-i-kakie-trebovaniya-k-nemu-predyavlyayutsya.html
http://goscontract.info/podgotovka-k-tenderu/trebovaniya-k-uchastnikam-zakupki-po-44-fz-i-223-fz
http://sands-group.ru/priemochnaja-komissija-po-223-fz-93980/

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию