Как проводятся конкурентные процедуры по 223-ФЗ и какие виды закупок предпочтительнее для заказчика?

Проводим конкурентную закупку по 223-ФЗ: пошаговая инструкция

Что изменилось с 01.07.2018

В 2020 году частично вступил в силу 505-ФЗ от 31.12.2017, а частично изменил правила проведения закупок только с 01.07.2018.

Согласно нововведенным нормативам, конкурентным считается заказ, если он проводится с одновременным соблюдением определенных требований:

  • сведения о закупке, документация и приложения к ней размещаются в открытой части единой информационной системы либо отправляются минимум двум потенциальным поставщикам вместе с приглашением к участию в процессе (закрытые процедуры);
  • заказчик должен гарантировать честную и конкурентную борьбу участникам тендера;
  • в описании предмета заказа надлежит отмечать только технические и качественные характеристики товаров, работ или услуг;
  • в требованиях не должно содержаться условие о наличии конкретных товарных знаков и торговых марок в том случае, если указание таковых ограничивает число потенциальных участников торгов.

На основании обновленного законодательства конкурентные закупки будут проводиться в электронной форме, за исключением тех случаев, которые заказчик утвердит в положении о закупке. Запросы, объявляемые только для субъектов малого и среднего предпринимательства, будут проводиться исключительно в электронной форме.

Процедуры осуществляются в виде конкурсов, аукционов, запросов предложений, запросов котировок. Заказчик может воспользоваться и иными способами, соответствующими нормам 223-ФЗ (например, переговоры).

Правила проведения по 223-ФЗ

Порядок проведения регулируется статьями 3.2–3.5 обновленного 223-ФЗ. Действуют следующие общие правила:

  1. Организация-заказчик имеет право отменить проведение конкурентной закупки до момента окончания срока подачи заявок, при этом решение об отмене необходимо разместить в ЕИС непосредственно в день его принятия (ч. 5, 6 ст. 3.2 223-ФЗ).
  2. Заказчик формирует документацию о заказе и размещает ее в ЕИС совместно с извещением о заказе (п. 9 ст. 3.2). Участники, в свою очередь, направляют свои заявки в соответствии с требованиями документации. Каждый участник имеет возможность подать только одну заявку (п. 9, 10 ст. 3.2 223-ФЗ).
  3. Сроки размещения извещения составляют:
    • для конкурса и аукциона — не менее чем за 15 дней до момента окончания подачи заявок;
    • для запроса котировок — не менее чем за 5 рабочих дней;
    • для запроса предложений — не менее чем за 7 рабочих дней.
  4. При проведении конкурентных процедур заказчик в обязательном порядке заключает договор с победителем. В остальных случаях он может не подписывать договор с победителем без объяснения причин. Заказчик также вправе не предоставлять обоснование закупки и начальной минимальной цены контракта. Срок заключения договора — не менее 10, но не более 20 дней с момента размещения итогового протокола.

Конкурентные процедуры в электронной форме, осуществляемые в соответствии с 223-ФЗ, проводятся по регламенту, утвержденному ст. 3.3 223-ФЗ. Участники процесса в ЭФ должны пройти обязательную аккредитацию на электронной площадке (ч. 3 ст. 3.3). Участник, подавший запрос на участие в заказе, имеет право отозвать либо внести изменения в свою заявку до момента окончания срока подачи заявок (ч. 11 ст. 3.3 223-ФЗ).

Особенности закупки у МСП

Если заказчик планирует проводить конкурентную закупку с субъектами МСП, то такой тендер должен проводиться исключительно в электронной форме (ч. 2 ст. 3.4 223-ФЗ). Для таких процедур организатор запроса размещает в ЕИС извещение в следующие сроки:

  • для конкурса и аукциона в электронной форме: если НМЦД превышает 30 млн руб., то не менее чем за 15 дней до момента окончания подачи заявок; если же цена договора ниже 30 млн руб., то не менее чем за 7 дней;
  • для запроса котировок в электронной форме — не менее чем за 4 рабочих дня до окончания срока подачи заявок;
  • для запроса предложений — не менее чем за 5 рабочих дней до даты проведения процедуры (НМЦД не превышает 15 млн руб.).

Процесс проведения конкурентной закупки с участниками — субъектами МСП в электронной форме осуществляется на электронной площадке (ч. 10 ст. 3.4 223-ФЗ). В результате проведения заключается договор на основании проекта договора и требований закупочной документации (ч. 29 ст. 3.4).

Если есть гостайна

Если заказ включает сведения, содержащие государственную тайну, то проводятся закрытые конкурентные процедуры (ч. 1 ст. 3.5 223-ФЗ). Они осуществляются по правилам, утвержденным в статье 3.2 223-ФЗ.

Как проводятся конкурентные процедуры по 223-ФЗ и какие виды закупок предпочтительнее для заказчика?

В целях определения исполнителя закупки заказчик может выбрать единственного поставщика или провести конкурентные процедуры, позволяющие выбрать поставщика по различным критериям: характеристикам предоставляемых товаров или услуг, цены договора и т. д.

Порядок выбора исполнителя зависит от вида конкурентной процедуры и условий закупки.

Понятие и регулирование конкурентных закупок

Конкурентная процедура при определении поставщика закупки – это комплекс мероприятий, проводимых заказчиком в целях выбора наиболее подходящего для данной закупки исполнителя.

Законодательное регулирование конкурентных процедур осуществляется:

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

В ст. 3 закона № 223 приведены условия конкурентной закупки, а в ст. 3.2-3.3 указан порядок определения исполнителя. Закон № 135 устанавливает требования к проведению конкурентных процедур и порядок рассмотрения жалоб на заказчиков при нарушении порядка таких процедур (ст. 18.1 закона № 135).

Ст. 447-449.1 ГК РФ определяют особенности заключения договора по результатам торговых процедур, а Положение о закупке, формируемое заказчиком, определяет детальный порядок таких процедур в рамках законодательства о закупках. Местные законы регулируют проведение закупок в конкретном регионе или отрасли хозяйствования.

Виды и формы конкурентных процедур

Для выбора поставщика товаров, услуг или подрядчика для выполнения работ в рамках 223-ФЗ предусмотрены следующие процедуры:

  • конкурс;
  • аукцион на понижение;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений;
  • конкурентные переговоры;
  • иные процедуры, определенные заказчиком.

Открытая форма допускает участие любого потенциального исполнителя (физического лица или организацию), соответствующего требованиям заказчика. Определение исполнителя в закрытой форме практикуется в случае, когда предмет закупки составляет государственную тайну, при этом заказчик рассылает приглашения участвовать в процедуре ограниченному кругу лиц.

Торговые процедуры

Согласно ч. 3.1.ст 3 закона № 223, к торгам относят конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

При проведении торговых процедур сведения об условиях закупки размещаются в открытом доступе в ЕИС, а также на электронных торговых площадках и сайте заказчика, после чего потенциальные исполнители подают заявки на участие. В заявках указываются предлагаемые участником условия исполнения заказа, включая цену, сроки, а также параметры товара или услуги.

Аукцион и конкурс являются предпочтительными для заказчика способами выбора поставщика в следующих случаях:

  • при большом количестве потенциальных участников закупки;
  • при высокой начальной цене договора (более 10 миллионов рублей);
  • когда сроки осуществления закупки позволяют выделить время на подготовку документации и проведение конкурса или аукциона.

Выбор исполнителя путем запроса предложений происходит следующим образом:

  1. Заказчик размещает в ЕИС требования к закупке.
  2. Участники предлагают условия исполнения.
  3. Договор заключается с лицом, предложившим самые подходящие условия.

Данная процедура отличается от конкурса тем, что каждый участник может оценивать предложения других участников, которые публикуются в ЕИС, и подавать новое предложение, а участники конкурса не могут подавать более одной заявки на закупку.

Запрос котировок предполагает заключение договора с лицом, предложившим выполнить заказ за самую низкую цену. Главное отличие от аукциона заключается в отсутствии необходимости делать ставки по цене: рассматривается цена, поданная в составе заявки. Для дальнейшего снижения цены может быть проведена процедура переторжки.

Если торговая процедура признана состоявшейся, заказчик обязан заключить договор с победителем процедуры, а при выборе исполнителя с помощью процедуры, не относящейся к торгам, заключение договора необязательно: заказчик вправе рассмотреть все предложения потенциальных исполнителей и выполнить закупку у единственного поставщика.

Процедуры, не относящиеся к торгам

Конкурентные переговоры осуществляются при закупках высококвалифицированных услуг или специфических товаров, когда нельзя однозначно определить приоритет цены или качества требуемых объектов закупки.

Заказчик может осуществить свой вид конкурентной процедуры по определению поставщика при соблюдении следующих условий (ч. 3 ст. 3 223-ФЗ):

  • сведения о закупке размещаются в ЕИС в публичном доступе, а при проведении закрытой процедуры приглашения высылаются не менее, чем двум участникам;
  • участники соревнуются за право заключить договор на равных условиях;
  • для объектов закупки (товаров, работ или услуг) указываются только качественные и потребительские характеристики без указания конкретной торговой марки и иных требований, ограничивающих количество потенциальных участников закупки.

Собственными видами конкурентных процедур могут быть запросы предложений в несколько этапов или комбинации из запросов предложений и котировок.

Порядок закрытых процедур

В рамках закрытых процедур производится выбор исполнителей закупок на нужды обороны, в целях обеспечения госбезопасности и иных случаях, определяемых правительством. Приглашаемые для участия в закрытой конкурсной процедуре лица должны иметь опыт поставок требуемых объектов и необходимые лицензии.

Закрытые торговые процедуры в электронной форме проводятся на специализированных защищенных онлайн-площадках.

Конкурентные процедуры по закону №223 проводятся в соответствии с антимонопольным законодательством и призваны способствовать выбору исполнителя на принципах свободной конкуренции. Чтобы заключить выгодный договор по итогам конкурентных процедур, нужно избегать чрезмерного усложнения условий договора и следить за изменением законодательства о закупках.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Как проводятся конкурентные процедуры по 223-ФЗ и какие виды закупок предпочтительнее для заказчика?

Положение о закупках – это основной документ, регламентирующий закупочную деятельность предприятия, подпадающего под 223-ФЗ.

Сведения об изменении существенных условий договора (объем, цена, сроки) — не позднее 10 дней со дня внесения изменений в договор;

6. Отчеты о закупках — не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным;

7. Сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком;

8. Сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у 1 поставщика (исполнителя, подрядчика);

Настоящее соглашение регламентирует отношения между АО «Аналитический центр» и физическим лицом (Пользователь) и вступает в силу с момента принятия Пользователем условий настоящего соглашения. При несогласии Пользователя с хотя бы одним из пунктов соглашения, Пользователь не имеет права дальнейшей регистрации. Продолжение процедуры регистрации говорит о полном и безоговорочном согласии с настоящим соглашением.

Как действовать предпринимателю

Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфом 3 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей), пунктами 2, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 — 11, 13 — 15, 17, 20 — 23, 26, 28 — 34, 40 — 42, 44, 45, 46, 47 — 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 — 48, не предусмотрена выплата аванса), 51, 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
В заявках указываются предлагаемые участником условия исполнения заказа, включая цену, сроки, а также параметры товара или услуги.

При этом законом регламентированы некоторые сроки проведения конкурсов и аукционов: например, с момента размещения извещения до окончания подачи заявок такой срок должен составлять не менее чем 20 дней. При внесении изменений в извещение либо документацию необходимо также соблюдения требований закона, согласно которым, с момента внесения изменений до окончания срока подачи заявок этот срок должен составлять не менее 15 дней.
Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей. Они могут делать это индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации. При этом никто не вправе ограничивать свободу выбора целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления.

Закон не ограничивает заказчика в выборе способов закупки. Самим законом предусмотрены следующие способы: конкурс и аукцион, также именуемые, согласно ст.447 ГК РФ «Торги». В целях определения исполнителя закупки заказчик может выбрать единственного поставщика или провести конкурентные процедуры, позволяющие выбрать поставщика по различным критериям: характеристикам предоставляемых товаров или услуг, цены договора и т. д.

Требование к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

4. Место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

5. Сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).

6. Форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.

7.
Заказчик вправе проводить торги, к которым относятся конкурсы и аукционы, а также вправе проводить любые неторговые процедуры. Виды и способы закупок по 223-ФЗ определяются самими Заказчиками при условии соблюдения общих требований, установленных законом. Согласно закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» каждая организация, действующая по его нормам, обязана разработать, согласовать, утвердить и опубликовать свое собственное Положение, касающееся правил проведения закупок, в том числе, их видов и способов. В таком положении обязательно должны быть предусмотрены такие виды закупок, как конкурс и аукцион.

Основные виды и способы закупок по 223-ФЗ

Каждый участник подобных закупок может предложить только 1 ценовую котировку.

Запрос предложений и конкурентные переговоры чаще всего используются при закупке консультационных услуг и практически являются формой переговоров на базе требований заказчика и предложений поставщиков, подготовленных на их основе.

Аукционы используются для подажи квот , лицензий на участки недр и тд.

Для закупок применяется редукцион (аукцион наоборот), в тч тендер

Тендер -это обычно копия конкурса используемая для того, чтобы вывести закупку из-под действия Гражданского кодекса (ст. 447-449).

В зависимости от предмета закупки, конкурс может состоять из нескольких этапов: одного, двух, трех и т. д. Многоэтапные конкурсы обычно проводятся тогда, когда предъявляются особые требования к участникам и к объекту закупки.

Во-первых, она касается лишь безвозмездных благотворительных пожертвований и не определяет режим благотворительных пожертвований на льготных условиях. Для исключения возможной коррупции конкурентные процедуры проводятся преимущественно в электронной форме под контролем антимонопольной службы.

Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. Регистрация — процедура, в ходе которой Пользователь предоставляет достоверные данные о себе по утвержденной форме регистрации (регистрационная карта). Прохождение процедуры регистрации говорит о том, что Стороны полно и безоговорочно согласились с условиями настоящего соглашения.

По 223 закону полный беспредел. В данный момент заказчик проводя котировочную сессию по 223AP не дожидаясь окончания подачи заявок запускает на объект организация для проведения работ. Cейчас не знают как нас отстранить т.к мы по всем показателям выиграли, да только работы начали делать другие.

Способ закупки: критерии выбора

Для обратной связи с Пользователем в целях предоставления услуги или информации, в том числе посредством рассылки рекламных, информационных и (или) иных материалов АО «Аналитический Центр» на указанную электронную почту. Обязанность Заказчика размещать всю информацию о закупке на собственном сайте. В статье 4 указано, что надо размещать, в статье 8, ч.3. написано, что до вступления в действие официального сайта, размещать нужно на сайте Заказчика.

Согласно ст. 1, 4 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительной считается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Извещение о закупке (при проведении торгов — не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие в таких закупочных процедурах. Для остальных процедур срок определяет сам заказчик);

2. Документация о закупке с проектом договора;

3. Изменения, вносимые в извещение и документацию, разъяснения документации (не позже 3 дней со дня принятия). Если проводятся торги и изменения в извещение или документацию внесены позднее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок, срок подачи заявок должен быть продлен так, чтобы со дня размещения изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке , составлял не менее 15 дней;

Закупочные процедуры по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Следует отметить, что договор о благотворительности гражданским законодательством не предусмотрен. Отождествлять его с договором дарения нельзя по следующим причинам. Дело в том, что ст. 582 ГК РФ, предусматривающая возможность заключения договора дарения в случае пожертвования вещи или права в общеполезных, в том числе благотворительных, целях, имеет ограниченное действие.
Аукционы проводят в открытой или в закрытой форме. При открытой форме заказчик обязан внести закупку в план-график, а также опубликовать информацию о ней на официальном сайте Подать заявку на участие в таком аукционе может любой аккредитованный на площадке участник торгов. Если же аукцион проходит в закрытой форме, то ни внесения в план-график, ни публикации на официальном сайте не происходит, а участие в торгах принимают только приглашенные заказчиком участники.
Мы используем персональные данные Пользователя только для тех целей, которые указываются при их сборе. Мы не используем персональные данные для других целей без согласия Пользователя.
Вопрос такой. В видео о закупках у ЕП 3:27 прозвучало, что закупку у ЕП проводить НЕЛЬЗЯ, если закупка выходит за перечень случаев предусмотренный ч.1 ст. 93 ФЗ 44, однако в последнем подпункте данного пункта указаны ИНЫЕ случаи, при которых возможно производить закупку у ЕП. Что это за ИНЫЕ случаи? Спасибо!

Персональные данные Пользователя — данные, используемые для идентификации личности, добровольно указанные Пользователем при прохождении регистрации. Данные хранятся в базе данных на сервере АО «Аналитический центр» и подлежат использованию исключительно в соответствии с настоящим соглашением и законодательством РФ.

У меня вопрос ФКУ заключает контракты с ЕП (МГТС) на предоставление услуг связи ежеквартально, при этом в каждом квартале дробит на 2 суммы до 500 (400 аб.номеров) и до 100 тыс. руб (50 аб. номеров). стоимость за ед. в первом к примеру 1000р, а во втором 1500р. Есть ли нарушения?

Открытая форма допускает участие любого потенциального исполнителя (физического лица или организацию), соответствующего требованиям заказчика. Определение исполнителя в закрытой форме практикуется в случае, когда предмет закупки составляет государственную тайну, при этом заказчик рассылает приглашения участвовать в процедуре ограниченному кругу лиц. Как обосновать невключение в план закупок, неразмещение на официальном сайте и неотображение в отчетности договоров на благотворительность стоимостью свыше 100 тыс. руб. (500 тыс.

Наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика.

3. Предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

4. Место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

5. Сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота). Обратите внимание, что речь идет не о самой цене, а о сведениях о ней.

6.
Конкурентная процедура при определении поставщика закупки – это комплекс мероприятий, проводимых заказчиком в целях выбора наиболее подходящего для данной закупки исполнителя.
Как правило, аукционы по 223-ФЗ проводятся в один этап. При этом заявки от всех участников рассматриваются сразу после окончания срока их приема, затем проводится непосредственно сам аукцион, победителем которого становится тот, кто предложит наименьшую цену. Ценовые предложения участниками подаются в пределах шага аукциона, устанавливаемого заказчиком.
При проведении других закупочных процедур, не являющихся торгами, нет необходимости соблюдать вышеуказанные временные ограничения, а также нет обязанности Заказчика заключать договор с победителем закупочной процедуры.

Энциклопедия решений. Способы закупки по Закону N 223-ФЗ, условия их применения. Положение о закупке

Способы закупки по Закону N 223-ФЗ, условия их применения с 1 июля 2018 года. Положение о закупке

Редакция Закона N 223-ФЗ, действующая с 1 июля 2018 года, дает понятия “конкурентной закупки” через определения требований к таковой (ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ) и “неконкурентной закупки”, как закупки, не соответствующей таким требованиям (ч. 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ), а также перечисляет способы конкурентной закупки (п. 1 ч. 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Однако перечень способов конкурентной закупки не является закрытым и заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке иные способы конкурентной закупки, соответствующие требованиям , установленным ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ (п. 2 ч. 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ), и различные способы неконкурентной закупки (ч. 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Также Закон N 223-ФЗ определяет некоторые рамки выбора способа, вида процедуры закупки, однако выбор того или иного конкретного способа, вида процедуры зависит, в основном, от условий положения о закупке .

Внимание

Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ положения о закупке должны быть приведены в соответствие с требованиями Закона N 223-ФЗ в редакции, действующей с 1 июля 2018 года , утверждены и размещены в единой информационной системе (далее – ЕИС) не позднее 1 января 2020 года . Положения о закупке, которые не будут приведены в соответствие с новой редакцией Закона N 223-ФЗ к указанной дате, после нее будут считаться не размещенными в ЕИС, что в силу ч. 5.1 ст. 8 Закона N 223-ФЗ повлечет обязанность применения заказчиком при закупках положений Закона N 44-ФЗ в пределах, определенных указанной нормой. Закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС до даты размещения положения о закупке, приведенного в соответствие с действующими с 1 июля 2018 года требованиями, завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.

Определение закупки как таковой в Законе N 223-ФЗ по-прежнему отсутствует, однако системный анализ его норм, в частности, ч. 5 ст. 1, ч. 5.1 ст. 3, ч. 8 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ показывает, что под закупкой в нем понимается процедура выбора поставщика, подрядчика, исполнителя (далее – контрагента) для заключения с ним договора на приобретение товаров, работ, услуг .

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки.

Конкурентной закупкой является согласно ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о ней сообщается заказчиком одним из следующих способов:

– путем размещения в единой информационной системе (далее – ЕИС) извещения о ее осуществлении (далее – извещение), доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о закупке (далее – документация) (пп. “а” п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);

– посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке не менее чем 2 лицам, способным осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки (пп. “б” п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);

2) обеспечивается конкуренция между ее участниками за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в ней, окончательных предложениях ее участников (п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);

3) описание ее предмета осуществляется с соблюдением требований ч. 6.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ (п. 3 ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Эти требования рассмотрены в отдельном материале.

Для конкурентной закупки в электронной форме (далее – электронная конкурентная процедура) дополнительные требования вытекают из ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ:

– она должна проводиться на электронной площадке, соответствующей требованиям ч. 2 ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ (из ч. 2 ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ следует, что понятие “электронная площадка” употребляется в этом Законе в том же смысле, что и в Законе N 44-ФЗ – сайт в сети “Интернет”, на котором проводятся конкурентные способы определения контрагентов);

– обмен информацией и документами между заказчиком и ее участниками должен осуществляться через оператора электронной площадки (ч. 1 ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ).

В ч. 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ перечислены некоторые способы конкурентных закупок, которые все определены как торги : конкурс; аукцион; запрос котировок; запрос предложений, тут же, однако, оговаривается, что положением о закупке могут быть предусмотрены и иные способы, соответствующие вышеописанным условиям. Из упоминания в скобках в перечислении форм торгов некоторых их разновидностей – открытый, закрытый, в электронной форме, и того, что определения этих форм торгов, данные в ч.ч. 16, 18, 20, 22 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ соответственно, их не учитывают, можно сделать вывод, что под каждым способом закупки понимается целая группа видов процедур закупки. В связи с этим полагаем, что виды процедур закупки, предусмотренные положением о закупке, подпадающие под вышеуказанные определения, могут быть квалифицированы как относящиеся к соответствующему способу закупки, даже если они будут поименованы иначе .

Вопросы определения конкурентных закупок и условий их применения подробнее рассмотрены в отдельных материалах.

Неконкурентной закупкой в силу ч.ч. 3, 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ признается не только закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее – контрагент), но любая закупка, не соответствующая вышеперечисленным требованиям . Способы неконкурентной закупки устанавливаются положением о закупке и закон не ограничивает заказчика в возможности их определения (см. также отдельный материал по данному вопросу). Причем при буквальном прочтении вышеуказанных норм неконкурентной будет признаваться и та закупка, условия проведения которой будут почти совпадать с условиями конкурентной закупки , в том числе предусмотренной законом, без соответствия хотя бы одному из указанных выше требований . Подробнее этот вопрос рассмотрен в отдельном материале.

Условия применения способов, видов процедур закупки

Условия применения способов, видов процедур закупки Закон N 223-ФЗ регламентирует только для отдельных случаев, только в отношении конкурентных процедур и только “рамочно” (см. также отдельный материал по данному вопросу).

Так, путем проведения электронных конкурентных процедур должны осуществляться закупки, проводимые только среди субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) (ч. 2, п. 2 ч. 8 ст. 3, ч. 2 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ, постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352) и закупки товаров, работ и услуг, включенных в соответствующий перечень утвержденный на основании ч. 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 N 616. В первом случае закупки осуществляются только путем проведения в электронной форме конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений с учетом требований ст. 3.4 Закон N 223-ФЗ, а во втором закупки могут проводиться в электронной форме любым конкурентным способом . При этом в первом случае выбор конкретной электронной конкурентной процедуры в конкретной ситуации регламентирован только рамочно, а во втором – не регламентирован вовсе. Соответственно, таковой выбор определяется положением о закупке, а во-втором случае, кроме того, установлены исключения, частично определяемые положением о закупке. Подробнее вопросы, связанные с закупками у МСП и “перечневых” ТРУ рассмотрены в отдельных материалах.

Внимание

В соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона N 223-ФЗ все прочие конкурентные закупки осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке. Иными словами, чтобы закупка в какой-либо ситуации проводилась каким-либо конкурентным способом, но не в электронной форме, положение о закупке должно содержать четкое, недвусмысленное указание об этом.

Закрытым способом конкурентная закупка может проводиться только (но не обязательно!) в предусмотренных ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ случаях, когда сведения о ней не подлежат размещению в ЕИС . По нашему мнению, в таких случаях проведение закупки конкурентным закрытым способом либо у единственного поставщика по сути обязательно. Подробнее этот вопрос рассмотрен в отдельном материале.

Требованиям Закона N 44-ФЗ относительно выбора способа закупки обязаны подчиняться только заказчики, которые не разместили в ЕИС свое утвержденное положение о закупке или положение о закупке которых признается не размещенным в силу закона (п. 2 ч. 8.1 ст. 3, п. 2 ч. 5.1, ч. 6 ст. 8 Закона N 223-ФЗ). Подробнее этот вопрос рассмотрен в отдельном материале.

В остальном Закон N 223-ФЗ не ограничивает заказчика в установлении в положении о закупке любых условий применения тех или иных способов закупки, в том числе никак не ограничивает сумму закупки у единственного контрагента или каким-либо определенным конкурентным или неконкурентным способом по одной закупке или определенным периодом времени (хотя постоянная закупка одноименных (однородных) товаров, работ, услуг у единственного контрагента может быть расценена как нарушение – см. отдельный материал по данному вопросу). Установленное п. 1 ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ право заказчика не размещать сведения о закупке в ЕИС если ее сумма не превышает 100 тыс. руб. или, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. руб., – 500 тыс. руб., связано именно с суммой закупки, а не со способом ее осуществления, равно как и наоборот.

Таким образом, положение о закупке с учетом вышеописанных требований может устанавливать перечень видов процедур закупки, конкурентных и неконкурентных, как предусмотренных, так и не предусмотренных законом, и условия их применения в зависимости от суммы закупки, видов товаров, работ, услуг, видов договоров об их приобретении, отнесения контрагента к той или иной категории субъектов и т.п. в том или ином сочетании по усмотрению самого заказчика (полагаем, что актуальными остаются письма Минэкономразвития России от 02.09.2011 N Д28-317, Минфина России от 17.09.2012 N 02-11-04/3751, раздел 6, п. 3 раздела 7 разъяснений, направленных письмом ФАС России от 24.12.2012 N ИА/44025/12, отражающие ту же позицию).

Одновременно из ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, определяющей положение о закупке как правовой акт, следует, что исполнение норм положения о закупке, утвержденного и размещенного в ЕИС заказчиком, обязательно для него . Соответственно, выбор конкретного способа закупки в любой конкретной ситуации должен соответствовать условиям положения о закупке.

Положение о закупке утверждается органами управления самого заказчика, указанными в ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ (перечень этих органов рассмотрен в отдельном материале). Исключения составляют случаи обязательного применения типовых положений о закупке и присоединения к положениям о закупке “материнских” организаций, которые рассмотрены в отдельных материалах.

Общие требования к порядку проведения конкурентных закупок установлены ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, а к порядку проведения электронных конкурентных закупок – также ст.ст. 3.3, 3.4 Закона N 223-ФЗ и также рассмотрены в отдельных материалах. Требования к порядку проведения неконкурентных процедур законом не установлены совсем, такой порядок устанавливается исключительно положением о закупке.

Источники:
http://zakonguru.com/goszakupki/223/konkurentnye-sposoby.html
http://gorizontsyzran.ru/nasledstvennoe-pravo/12164-kak-provodyatsya-konkurentnye-procedury-po-223-fz-i-kakie-vidy-zakupok-predpochtitelnee-dlya-zakazchika.html
http://base.garant.ru/58079955/
http://docs.cntd.ru/document/767017766

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию