Как актуализировать положение о закупках по 223-ФЗ и в какие сроки это необходимо сделать?

Как составить и разместить в ЕИС положение о закупке согласно закону 223-ФЗ

Для размещения положения о закупке заказчику необходимо:
Шаг 1. Определить, какие сведения нужно внести, и составить положение >>>
Шаг 2. Утвердить положение >>>
Шаг 3. Разместить утвержденное положение в ЕИС >>>

Какие сведения включаются в положение о закупке

Согласно Закону N 223-ФЗ в положении о закупке нужно предусмотреть:
1) способы закупки, условия их применения;
2) порядок подготовки и проведения процедур закупки;
3) порядок заключения и исполнения договоров;
4) иные положения, связанные с проведением закупки.
Других требований к составу положения закон не содержит. Вместе с тем подробное положение о закупках, сформированное с учетом потребностей заказчика, позволит избежать:
1) штрафа или выдачи антимонопольным органом предписания об устранении нарушения ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ;

2) невозможности провести закупку определенным способом, если условия и (или) порядок его применения не предусмотрены положением;
3) невозможности установить требования к участникам или критерии оценки заявок, если они не предусмотрены положением.
При составлении положения рекомендуем придерживаться следующей структуры.

Общие положения
В данный раздел целесообразно включить:
1) основные термины (в том числе определения всех способов закупки, понятия “участник закупки” и иных понятий, используемых в положении). Это позволит избежать споров относительно их толкования, например, при обжаловании результатов закупок;
2) порядок последующего изменения положения.
Пример раздела “Общие положения” положения о закупке товаров, работ, услуг

Порядок планирования закупок
В этом разделе рекомендуем предусмотреть:
1) порядок утверждения и изменения планов закупки. Целесообразно установить, в частности, каким документом утверждается план, в каких случаях в него вносятся изменения и как их нужно оформить;
2) порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора. Закон N 223-ФЗ не обязывает ее обосновывать, но наличие такого обоснования позволит избежать претензий со стороны участников закупок и контрольных органов (например, при установлении заниженной цены, которое ограничивает количество участников закупки).
Пример раздела “Порядок планирования закупок” положения о закупке товаров, работ, услуг

Способы закупок и условия их применения
В данном разделе целесообразно установить:
1) перечень способов закупки.
Такой перечень должен быть закрытым. При его составлении следует помнить, что в дальнейшем заказчик сможет осуществлять закупки только теми способами, которые предусмотрены положением (ч. 1 ст. 2, ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Целесообразно предусмотреть проведение конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений и закупки у единственного поставщика. Они являются общепринятыми способами закупки и применяются в том числе при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд. Применяемые заказчиками способы закупок независимо от того, как они названы в положении, контрольные органы и суды при рассмотрении спорных ситуаций относят к одному из перечисленных способов (см., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2016 N 09АП-1864/2016 по делу N А40-163328/15);
2) случаи, в которых применяется каждый из способов, ограничения их применения.

Закупаются товары (работы, услуги) по конкретным заявкам заказчика (НИР, ОКР и т.п.), в том числе товары (работы, услуги), которые носят технически сложный характер. Для эффективного проведения закупки заказчику необходимо установить в документации не только требования к предмету договора, но и критерии оценки иных условий исполнения договора, в частности предложений о качестве предлагаемых участником товаров (работ, услуг)

Закупаются товары, работы, услуги, в отношении которых есть функционирующий рынок (например, товары серийного производства, типовые работы, услуги). Их можно сравнивать только по цене

3. Запрос котировок

Осуществляется закупка для обеспечения срочных, неотложных нужд заказчика при небольшой начальной (максимальной) цене договора (ее порог должен быть установлен в положении о закупке). Единственным критерием сравнения предложений участников выступает цена договора

4. Запрос предложений

Проводится закупка для обеспечения срочных, неотложных нужд заказчика при небольшой начальной (максимальной) цене договора (ее порог должен быть установлен в положении о закупке). Поставщик определяется и по ценовым, и по неценовым критериям

5. Закупка у единственного поставщика

Закупка осуществляется только в случаях, предусмотренных в положении.
См. Какие основания для закупки у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ можно предусмотреть в положении о закупке

Перечисленные критерии выбора способа закупки предусмотрены Стандартом осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, утвержденным ФАС России;
3) особенности проведения процедур закупки в традиционной и электронной форме.
Поскольку требования к электронной форме закупки законодательством о закупках не определены, целесообразно установить особенности осуществления электронных процедур в положении о закупке. Это позволит обеспечить соблюдение требований об осуществлении закупок отдельных видов товаров (работ, услуг) в электронной форме.

Требования к участникам закупки
При проведении каждой закупки такие требования устанавливаются в документации о закупке на основании положения (п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Следовательно, требования, которые не предусмотрены в положении, нельзя включить в документацию о конкретной закупке.
Пример раздела “Требования к участникам закупки” положения о закупке товаров, работ, услуг

Порядок организации и проведения процедур закупки каждым из предусмотренных способов
В данном разделе рекомендуем определить:
1) требования к составу документации о закупке.
В дальнейшем заказчик при проведении закупок должен будет включать в документацию именно те сведения, которые предусмотрены положением о закупке;
2) основания и порядок изменения условий закупки или ее отмены.
В качестве таких оснований могут выступать, например, изменение потребности заказчика, поступление запроса от участника закупки, выявление противоречивых условий закупки.
Если не предусмотреть соответствующих положений, заказчик будет не вправе изменить условия закупки или отменить ее, поскольку это может быть признано нарушением ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ;
3) перечень оснований для отклонения заявок участников.
При наличии такого перечня отклонение заявок не может быть формально признано неправомерным как не соответствующее положению о закупке.
Целесообразно предусмотреть следующие основания:
– заявка, предлагаемый товар (работа, услуга) и (или) участник закупки не соответствуют требованиям документации о закупке;
– в составе заявки нет сведений или документов, требуемых согласно документации о закупке;
– в составе заявки представлены неполные, противоречивые или недостоверные сведения и (или) документы;
4) порядок разъяснения документации и извещения о закупке.
В положении следует определить, в какой форме и в какие сроки участники закупки вправе запросить разъяснения документации, когда и в каком порядке заказчик должен направить ответ;
5) требования к содержанию и порядку оформления заявок.
При составлении положения целесообразно установить форму заявок, требования к комплекту документов, порядок их оформления и заверения;
6) порядок подачи заявок.
Заказчику нужно определить, как участники могут подавать заявки (нарочным, по почте, посредством курьерской службы, с помощью функционала электронной площадки и т.д.) и как подтверждается подача заявки (например, выдачей расписки);
7) критерии и порядок оценки и сопоставления заявок.
К наиболее распространенным критериям относятся цена договора, срок исполнения, качество товара (работ, услуг), квалификация участника закупки. В положении необходимо установить порядок ранжирования заявок участников по каждому из критериев.
Сведения, указанные в п. п. 4 – 7 данного перечня, необходимо предусмотреть в положении о закупке, так как согласно ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документацию о конкретной закупке они включаются именно на основании положения.

Порядок заключения и исполнения договоров
В данном разделе рекомендуем предусмотреть:
1) порядок взаимодействия с контрагентом при заключении договора.
Целесообразно предусмотреть, каким способом (нарочным, посредством почтовой связи, с использованием электронной почты и т.д.) и в какой срок заказчик должен направить проект договора победителю закупки, как и в какой срок победителю следует передать подписанный проект договора заказчику;
2) минимальный срок заключения договора.
Рекомендуем установить, что договор по результатам закупки может быть заключен не ранее, чем истечет срок обжалования результатов закупки (10 календарных дней после размещения в ЕИС итогового протокола), предусмотренный ч. 4 ст. 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ. По мнению Минэкономразвития России, заказчику необходимо указать срок таким образом, чтобы обеспечить соблюдение права участников обжаловать результаты закупки в антимонопольный орган (Письмо от 14.03.2016 N Д28и-654). После заключения договора обжалование фактически лишено смысла, поскольку договор может быть признан недействительным только по решению суда.
О заключении договора до истечения срока обжалования результатов закупки см. Путеводитель по спорам в сфере закупок (223-ФЗ).
3) основания для признания участника уклонившимся от заключения договора.
Указание таких оснований в положении позволит заказчику в последующем избежать споров при рассмотрении вопросов о включении в РНП уклонившихся участников закупки;
4) основания для отказа от заключения договора по результатам закупки. К таким основаниям может относиться, например, выявление недостоверных сведений в заявке участника или изменение потребности заказчика в предмете закупки;
5) порядок осуществления контроля за исполнением договора, приемки результатов его исполнения и оплаты.

Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд бюджетного учреждения

Кто утверждает положение о закупке

Порядок утверждения положения о закупке зависит от организационно-правовой формы заказчика (ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).

Источники:
http://www.finexg.ru/kak-sostavit-i-razmestit-v-eis-polozhenie-o-zakupke-soglasno-zakonu-223-fz/
http://zakonguru.com/goszakupki/223/dogovor-zaklucenie.html

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию