Изменения в Федеральном закон №223 “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” в году

Комментарий к Федеральному закону № 223-ФЗ

Последние изменения

Изменения, которые внесли в текст 223-ФЗ о закупках в последней редакции 2020 года, связаны с изменением срока планирования. Федеральный закон № 263-ФЗ от 02.08.2020 изменил ч. 3.1 ст. 4 223-ФЗ и ввел правило, что план закупок утверждается на 3 года. Эти поправки вступают в силу с 01.11.2019.

27.07.2020 изменили правила предоставления приоритета радиоэлектронной продукции отечественного производства в торгах по 223-ФЗ по Постановлению Правительства № 925 от 01.09.2016. Подробнее об этом — Новые правила в закупках радиоэлектронной продукции.

С 31.07.2020 последняя редакция ФЗ 223 о госзакупках 2020 содержит положения о том, что деньги, которые подарили или пожертвовали, или достались заказчику по завещанию, расходуются по закону о закупках. Главное, чтобы изменили положение. Поправить его разрешили до 01.10.2019.

Собрали в таблицу изменения, которые только планируют внести в 223-ФЗ. Они вступят в силу в 2020 году.

Плановая дата изменений Суть изменений
01.01.2020 Установили ответственность за задержку оплаты
01.01.2020 Изменили объем закупок у субъектов МСП
01.01.2020 Установили срок оплаты по договорам
01.01.2020 Изменили срок оплаты в закупках для МСП
01.04.2020 Самозанятых допустят до закупок

Для чего нужен закон о закупках

Закон 223-ФЗ о проведении торгов отдельными видами юридических лиц вступил в силу 01.01.2012. Он закрепляет основные положения проведения закупочных процедур определенной категорией организаций. Цели, для которых он принят:

  • развитие конкуренции на товарном рынке;
  • рациональное использование денежных средств;
  • обеспечение открытости и прозрачности торгов;
  • недопущение коррупции и иных злоупотреблений.

Изучаем основы

Федеральный закон № 223 ФЗ с изменениями 2020 и комментариями для чайников закрепляет принципы, среди которых:

  1. Информационная доступность торгов. Этот принцип общеправовой и обеспечивается путем размещения сведений в интернете. На официальном сайте по 223 ФЗ Закупки гов ру публикуется информация о проводимых тендерах. Среди площадок, на которых проводят торги, выделим «Фабрикант» и B2B-center, а из специализированных — торговая площадка по 223 ФЗ Сбербанк УТП и торговая площадка РЖД.
  2. Равноправие, справедливость и отсутствие ограничения конкуренции в отношении участников тендера. Организатор процедуры обеспечивает равные права и возможности участников, исключает избирательный подход при отборе победителя.
  3. Эффективное расходование денежных средств и уменьшение издержек заказчика. Означает, что заказчики стремятся рационально расходовать денежные средства. Но речь идет не о снижении цен, а о снижении общих издержек.
  4. Отсутствие ограничений для участников. Запрещено устанавливать неизмеряемые требования. Избегайте условий (финансовые ресурсы участников, производственные мощности), которые трактуются двусмысленно или не применяются к участникам в полной мере.

Кто относится к заказчикам

По закону 223 ФЗ, к заказчикам относятся (статья 3.1):

  • государственные корпорации, государственные компании и хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля России превышает 50%;
  • другие юрлица (субъекты естественных монополий, их дочерние хозяйственные общества и иные юрлица) в случае реализации инвестиционных проектов общей стоимостью не менее 10 млрд рублей, которые поддерживает государство;
  • бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия (при соблюдении условий, перечисленных в статье 1);
  • федеральные государственные унитарные предприятия (их перечень утверждается Правительством).

Особенности проведения торгов

Первая особенность заказов по действующей редакции 223 ФЗ — Положение о закупках. Этот документ регламентирует закупочную деятельность заказчика и утверждается на основе типового положения. Оно публикуется на сайте ЕИС. Положение включает порядок подготовки и проведения процедур (включая способы заказов) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров и другие важные правила, например, связанные с обеспечением. Утверждается разными органами в зависимости от вида юридического лица. Для государственной корпорации или компании — высшим органом управления, а для ГУПа, МУПа — их руководителями.

Вторая особенность — полная информационная открытость торгов. Закон обязывает публиковать сведения в ЕИС (план закупок, извещение, документация и вносимые изменения). Разрешено публиковать информацию о торгах на сайте заказчика.

ФЗ № 223 разрешает проводить процедуры в электронном виде. Если они проходят среди субъектов малого предпринимательства, заказчик обязан провести их в электронном виде. Заказчик прописывает в положении, как проводится аукцион, конкурс, запрос котировок и запрос предложений в обязательном порядке. Остальные процедуры определяет сам.

Изменения в Федеральном закон №223 “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” в 2020 году

В 2020 году в Федеральный закон “О закупках, осуществляемых отдельными видами юридических лиц” №223 от 18.07.2011 (далее — Закон) вносится ряд поправок.

Закупки бюджетных учреждений за счет средств, полученных в дар

На основании ч. 1 ст. 1 Федерального закона №70 от 01.05.2020 бюджетные учреждения получат право на осуществление закупок за счет средств, переданных в порядке дарения, пожертвований или завещания (подп. 4 ч. 2 ст. 1 Закона). В соответствии ч. 2 ст. 1 ФЗ №70 аналогичное право приобретают государственные и муниципальные унитарные предприятия (подп. 5 ч. 2 ст. 1 Закона). Обязательным условием является наличие соответствующего правого акта. Изменения вступают в силу с 31 июля 2020 года.

Изменение перечня товаров, которые нельзя закупать без согласования с комиссией

Распоряжением Правительства №1024-р от 23 мая 2020 представлен обновленный перечень продукции, закупку которой не допускается осуществлять без согласования с координационной комиссией Правительства, если их НМЦК превышает лимит, установленный законодательством РФ. В перечень включены позиции, которые предусматривают возможность закупки у импортных поставщиков:

  • паровые котлы;
  • водяные, газовые и паровые турбины;
  • устройства, предназначенные для генерации и работы с переменным током;
  • насосное и компрессионное оборудование;
  • газоочищающее и газофильтровочное оборудование;
  • токарные, металлообрабатывающие и камнеобрабатывающие станки;
  • сельскохозяйственный транспорт, бульдозеры, катки, экскаваторы;
  • рыболовные суда, плавучие платформы, пассажирские прогулочные суда;
  • авиационный транспорт;
  • комплектующие космических аппаратов;
  • наземные авиационные тренажеры.

Для устройств по работе с переменным током потребуется согласование при мощности от 100 МВт, для турбин — свыше 16 МВт. При закупке у импортного поставщика потребуется предварительное обращение в координационную комиссию в случае закупки авиационного, плавучего транспорта, а также комплектующих космических аппаратов.

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Иные изменения

Вступают в силу требования Федерального закона №505 от 31 декабря 2017, которые были отсрочены до января 2020 года (ст. 4 ФЗ №505). Наиболее значимые из них (в скобках перечислены пункты Закона):

  • утверждение типового положения по закупке, регламентация сведений, содержащихся в положении, и порядок утверждения (п. 2-5 ст. 2);
  • регламентировано требование о размещении информации о закупке в ЕИС в течение 15 дней с момента утверждения (п. 2.5 ст. 2);
  • разграничены конкурентные и неконкурентные закупки (п. 2 ст. 3);
  • конкурентные закупки допускается проводить только в электронной форме посредством открытых аукционов, запроса котировок или предложения (п. 3.1 ст. 3);
  • регламентированы требования по описанию документации, запрещено требовать поставки от конкурентных торговых марок (п. 6.1 ст. 3);
  • установлен новый порядок проведения конкурса (ч. 16-17 ст. 3.2), аукциона (ч. 18-19 ст. 3.2), запроса котировок и предложений (ч. 20-23 ст. 3.2);
  • регламентирован состав извещения о закупке (п. 9 ст. 4);
  • новые правила обеспечения заявок — не устанавливается, если НМЦД не превышает 5 млн рублей (п. 25-27 ст. 3.2);
  • регламентированы особенности осуществления закрытых конкурентных закупок (ст. 3.5);
  • установлен перечень сведений, не подлежащих размещению в ЕИС (п. 15 ст. 4);
  • установлены новые требования к ведению ежемесячной отчетности (п. 19 ст. 4).

Действующий порядок закупок должен быть приведен в соответствие с ФЗ №223 не позднее 1 января 2020 года.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источники:
http://zakonguru.com/goszakupki/223/izmeneniya-2.html
http://zakonguru.com/goszakupki/223/kollektivnyj-ucastnik.html

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию