Франшизы государственных и муниципальных закупок: понятие и основные особенности использования

Понятие и правовое обеспечение государственных и муниципальных закупок

В России, к настоящему времени, сформирована достаточно полная нормативно-законодательная база по организации процессов закупок продукции (услуг) для государственных нужд, включая конкурсные торги различных видов. Состав указанных нормативно – правовых актов включает большое количество документов, как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В некоторых из них, по предварительным оценкам, нормативная база в области регулирования государственных закупок является даже более проработанной, чем на федеральном уровне.

Законодательно-нормативная база достаточно подробно регулирует гражданско-правовые вопросы государственных закупок, взаимные права и обязанности сторон, состав и виды формируемых документов на различных этапах заключения контрактов и их исполнения.

Государственные закупки – это система размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для муниципальных или государственных нужд.

Государственный заказ – размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

В широком понимании государственный заказ – это потребность органов государственного управления в товарах, работах и услугах, которая удовлетворяется за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов, то есть за счет средств налогоплательщиков. Например, строительство и ремонт школ, приобретение лекарств для пенсионеров и ветеранов, покупка компьютеров для чиновников, создание и выпуск новых образцов вооружений и военной техники для армии. В узком смысле государственным заказом называют конкретный перечень товаров, работ и услуг, которые закупаются конкретным органом государственной власти. Например, Федеральная пограничная служба Российской Федерации размещает заказ на поставку горюче-смазочных материалов для службы автотранспорта.

Под понятием «государственный заказчик» обычно понимается орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющий потребности в товарах, работах, услугах, и средства на удовлетворение этих потребностей.

Для удовлетворения своих потребностей этот орган власти формирует заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, и размещает этот заказ на свободном рынке с использованием тех или иных процедур.

Согласно Гражданскому Кодексу РФ, государственные нужды – это потребности органов государственной власти (прежде всего исполнительной, а также законодательной и судебной) в различные рода товарах, работах, услугах.

Связь между такими понятиями, как «государственный заказ» и «государственные закупки» прямая и непосредственная. Органы государственного управления осуществляют размещение государственного заказа путем закупок (то есть приобретения, покупки) товаров, работ и услуг на открытом конкурентном рынке. Эти закупки и называются государственными. В ходе процедур государственных закупок определяются конкретные исполнители (поставщики, подрядчики), которые поставляют товары, работы и услуги для государственных нужд[1].

Таким образом, государственные закупки – это часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие закупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупки оборудования, вооружений) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, закупки зерна и продовольствия).

Потребности органов государственной власти в товарах, работах, услугах возникают на всех уровнях властной вертикали: на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации, на уровне органов местного самоуправления.

Под муниципальным заказом, в свою очередь, понимают заказ со стороны органов местного самоуправления и уполномоченных ими муниципальных учреждений на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Законодательство Российской Федерации о размещении заказов состоит из:

· положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации

· Федерального законаот 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее закон №44-ФЗ);

· Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1091 (ред. от 30.05.2017) “О единых требованиях к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

· иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.

Основным законом о закупках является закон №44-ФЗ. Данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Таким образом, государственные и муниципальные закупки – это приобретение на бюджетные средства товаров, услуг и работ для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, которые достаточно четко регулируются нормативно-законодательной базой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9310 – | 7287 – или читать все.

188.163.64.23 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Франшиза госзакупок и тендеров: прибыльная инвестиция или лохотрон?

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В мою службу поддержки очень часто поступают вопросы относительно франшизы госзакупок и тендеров. Многих интересует, что это за франшиза и стоит ли ее приобретать? Тем более что сайты таких “франчайзеров” обещают своим будущим партнерам золотые горы при минимальных трудозатратах. Так ли это на самом деле, мы и попробуем с вами разобраться в данной статье. Я постараюсь максимально просто донести до вас свою точку зрения, но а соответствующие выводы вы сделаете сами. Итак, давайте начнем…

Содержание

1. Что такое франшиза, роялти и паушальный взнос?

Прежде чем приступить к рассмотрению франшизы госзакупок и тендеров, предлагаю для начала разобраться с ключевыми терминами, с которыми вам придется встретиться в статье.

Итак, что же такое франшиза?

Франшиза — это право вести бизнес под эгидой известного бренда (торговой марки и т.д.), следуя определенным правилам и технологиям. И такое право является платным.

Франчайзинг — это комплекс мер в бизнесе, в рамках которых одна сторона — франчайзер и другая сторона — франчайзи заключают договор на ведение бизнеса под брендом и товарным знаком франчайзера.

Иными словами, франчайзинг — это весь процесс от приобретения до конечного итога использования франшизы.

В франчайзинге имеются два вида выплат франчайзи франчайзеру — это роялти и паушальный взнос .

Роялти — это регулярные выплаты франчайзи франчайзеру, совершаемые за использование авторского права и интеллектуальной собственности.

Роялти бывает трех видов: процент с оборота , процент с прибыли (маржи) и фиксированный роялти .

Паушальный взнос — это единоразовый платеж франчайзи франчайзеру. Как правило, размер паушального взноса зависит от совокупности затрат на создание франчайзинговой системы, раскрученности бренда, различных дополнительных сервисов для франчайзи.

Думаю, с ключевыми терминами вы разобрались, теперь можно переходить к сути вопроса.

2. Франшиза госзакупок: что скрывается под маской франшизы?

Бренд

Наверняка вы знаете такие яркие примеры франшиз, как McDonald’s, SubWay, KFC, STARBUCKS и другие. Приобретая такую франшизу, вы ведете свой бизнес под флагом компании с мировым именем. Вам, как франчайзи, дают все необходимое для старта, начиная от технологических процессов, поставщиков сырья и обучения персонала, заканчивая прописанными стандартами оформления помещений и фирменными цветами.

Теперь давайте посмотрим на франшизу госзакупок и тендеров. Под чьим “известным” брендом вы будете работать? Открою вам страшный секрет — не под чьим! Принимать участие в госзакупках вы будете от своего юридического лица или ИП, если они у вас есть. Если нет, то их придется регистрировать, так как участие в госзакупках в качестве физического лица имеет ряд ограничений и крайне невыгодно в плане налогов (НДФЛ 13%).

Технология ведения бизнеса и обучение

Да, все франшизы госзакупок предполагают обучение для новоиспеченных франчайзи, но есть одно НО… Такое обучение длится максимум 2-4 дня по 3-4 часа! Вы правда верите в то, что за это время вас могут чему-то научить? Не обольщайтесь! Тема госзакупок настолько объемна и сложна, что указанного времени хватит лишь на обучение базовым принципам участия в торгах. С таким же успехом вы можете самостоятельно скачать и прочитать Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

Несколько слов о технологии ведения бизнеса. Всю технологию ведения бизнеса такие “франчайзеры” упрощают до принципа — купи подешевле, продай подороже, а разницу положи в карман. Но и разницу вы всю себе не заберете, потому что у многих франшиз предусмотрен роялти в размере 1-3% от суммы выигранного контракта. Причем это процент именно от суммы выигранного контракта, а не от вашей чистой прибыли после его исполнения. Готовы ли вы регулярно отдавать 1-3% от суммы выигранных контрактов? Решайте сами!

Поддержка и помощь

Взгляните на сайты по продаже франшиз госзакупок, а также договоры, которые размещены на этих сайтах. Что вам предлагают? Везде говорится о поддержке на всех этапах участия в тендерах, а также о гарантии победы в определенном количестве тендеров.

Вам предлагают поиск и просчет тендеров, помощь в заполнении заявок, юридическое сопровождение, консультации и так далее. Вам это ничего не напоминает?

Верно! Вам предлагают комплексное тендерное сопровождение или аутсорсинг тендерного отдела, но это удовольствие не будет длиться вечно. Внимательно прочтите договор и вы сами все поймете. Такая помощь будет доступна в течение определенного времени, а гарантия победы возможна лишь при соблюдении ряда условий.

Причем для того, чтобы эти условия были соблюдены, вам необходимо регулярно принимать участие в тендерах, а для этого, как вы знаете, нужны оборотные средства. На некоторых сайтах можно встретить цифру — 500 000 рублей, которая понадобится для старта. Из этих 500 тысяч 300-350 тысяч идет на оплату паушального взноса, а 150-200 тысяч это оборотные средства для старта. Но это очень маленькая сумма, которой едва хватит для участия в нескольких небольших тендерах.

Таким образом, за 300-350 тысяч рублей вы покупаете не франшизу тендеров, а обычное тендерное сопровождение, причем за очень большие деньги.

3. Выводы и рекомендации

Если в поисковой строке Яндекса или Google вы введете запрос “франшиза госзакупок”, то найдете около 5-10 подобных франшиз. Я сознательно не указываю в статье названия этих франшиз, чтобы не делать им рекламу. Но условия у них практически одинаковые, также как текст на сайтах:

  • Паушальный взнос в пределах 300-350 тысяч рублей;
  • Роялти 1-3% от суммы выигранных контрактов;
  • Обучение нового партнера участию в госзакупках 2-4 дня по 3-4 часа;
  • Сопровождение участия в госзакупках.

Зарабатывают такие “франчайзеры” именно на паушальных взносах, а не на роялти. Поэтому их основной задачей является привлечение как можно большего количества доверчивых граждан, желающих быстро обогатиться на госзакупках. Более подробный обзор таких “франчайзеров” смотрите в этом видео:

Если вы все-таки решили купить франшизу госзакупок, то 1000 раз подумайте, нужно ли это вам? Ведь вы заплатите не за готовую систему ведения бизнеса, а за базовое обучение и тендерное сопровождение. Причем качество самого обучения и сопровождения оставляет желать лучшего.

Что же тогда делать?

Если вы хотите самостоятельно разобраться в теме госзакупок, то можете записаться на наш бесплатный тренинг “Госконтракт за 21 день”. На этом тренинге вы получите гораздо больше полезной информации, чем на обучении за 300-350 тысяч рублей, которое предусмотрено после покупки франшизы. А сэкономленные средства сможете использовать в качестве оборотных средств для участия в торгах.

Если же вы не хотите самостоятельно погружаться в эту тему, то можете отдать данное направление на аутсорсинг. В этой статье вы найдете практические рекомендации по выбору консалтинговой компании, оказывающей услуги по тендерному сопровождению.

На этом моя статья подошла к концу, если у вас остались вопросы, пишите их в комментариях ниже. Ставьте лайки, делайте репосты, делитесь ссылками на данную статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.

Франшизы государственных и муниципальных закупок: понятие и основные особенности использования

В настоящее время участие в государственных и муниципальных закупках считается очень прибыльным вариантом ведения бизнеса. Это связано, в первую очередь, с высокой стоимостью контрактов, которые в последующем могут принести достаточно существенную прибыль в случае качественного исполнения заключенного контракта.

Такая преимущественная выгодность выполняемых работ в части государственных и муниципальных заказов приводит к развитию направления, которое в настоящее время называется франчайзингом в государственных закупках.

Понятие и особенности франшизы в госзакупках

С юридической точки зрения, под франшизой понимается право человека или компании вести бизнес, используя имеющийся бренд. Однако данное право является платным, так как его предоставление заинтересованным компаниям или физическим лицам должно приносить обладателю бренда какую-либо прибыль. В сфере государственных и муниципальных закупок таких брендов нет, что позволяет поставить под вопрос правомерность именования данного мероприятия франшизой.

Если говорить о процедуре приобретения франшизы, то такой комплекс называется франчайзингом и включает в себя все этапы приобретения франшизы от подписания договора на использование бренда до начала работы под ним, то есть до первого заключенного договора с потенциальным потребителем брендовых услуг. Участниками такого договора становятся франчайзер – продавец права использовать бренд – и франчайзи – покупатель права использования бренда.

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Паушальный взнос – это фиксированная сумма, которую следует уплатить один раз при приобретении франшизы. Роялти – это регулярный взнос, который может быть оформлен в виде фиксированной суммы или в виде процента от стоимости контракта (а не размера фактической прибыли).

Приобретение любой франшизы предусматривает прохождение специального обучения. Такое обучение длится в зависимости от программы от двух до четырех дней. Итогом такого обучения становится получение только базовых знаний о контрактной и тендерной системах, в то время как по факту вопросы в рамках данной системы гораздо глубже, что требует более тщательного обучения. По своей сути, это тендерное сопровождение, которое длится ограниченный период времени – столько времени, сколько указано в договоре о приобретении франшизы.

Франшиза от «Первой финансовой группы»

В настоящее время большое количество организаций предлагает приобрести франшизу на работу в сфере госзакупок. Одной из таких компаний является «Первая финансовая группа».

Данная компания предлагает приобрести франшизу своей тендерной деятельности, став единственным представителем в регионе функционирования.

Обучение происходит только в режиме онлайн-консультаций (офис компании находится в Москве). Полная поддержка и сопровождение планируется только на первых трех тендерах. Дальнейшее сопровождение возможно только в случае, если речь идет об уплате дополнительных взносов. Однако сопровождение в технической части может быть сохранено, так как оно оформляется дополнительными договорами сотрудничества.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Франшиза «ТопТендерГрупп»

Каждая организация, предлагающая те или иные программы приобретения франшиз в сфере осуществления государственных закупок, стремится заинтересовать своих потенциальных клиентов уникальными предложениями. Одной из таких организаций является «ТопТендерГрупп».

Всем своим потенциальным клиентам данная организация предлагает в качестве бонуса к заключаемому контракту мониторинг существующей в регионе ситуации с государственными и муниципальными контрактами с предоставлением информации о том, в какой из частей работа будет наиболее выгодной.

Обучение может быть осуществлено двумя вариантами – в офисе организации в Казани, посредством интерактивных технологий и в режиме онлайн (без прямого визита в организацию).

В тендерное сопровождение данный франчайзер включает следующие действия со своей стороны:

  • обучение нового франчайзи;
  • проведение аккредитационных мероприятий в Единой информационной системе и на электронных торговых площадках;
  • открытие всех необходимых видов электронных цифровых подписей;
  • подбор (на протяжении шести месяцев) тех тендеров, которые соответствуют бюджету франчайзи и которые могут быть выиграны клиентом;
  • подбор тех поставщиков, с которыми может быть заключен контракт, с целью минимизации рисков;
  • подготовка для первых тендеров всего необходимого пакета документов;
  • в случае принятия решения об открытии офиса в регионе существования франчайзи подбор персонала и его обучение.

Обязательным условием является перечисление роялти в течение трех дней с даты получения средств в качестве вознаграждения по госконтракту.

Франшиза «RusContrakt»

Компания «RusContrakt» предлагает своим клиентам практически стандартный набор действий (от обучения в течение двух дней основам контрактной системы и изучение действующих законов в сфере государственных закупок до подготовки документов на участие в тендерах).

В случае отсутствия денежных средств на участие в тендерах компания предлагает инвестиции на сумму до десяти миллионов рублей (своего рода ссуда, которая должна быть возвращена в течение установленного договором инвестирования срока). Однако любые договоры возможно заключить только по месту нахождения компании – в городе Сочи.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Основы закупок: базовые понятия контрактной системы

Если вы только начинаете участвовать в государственных и коммерческих закупках, вам будет полезно наше краткое руководство “Основы закупок” для новичков

Это руководство поможет составить представление о том, что такое тендеры, какими они бывают, чем отличаются и как участвовать в них в роли поставщика.

ЧТО ТАКОЕ ТЕНДЕР

Слово “тендер” уже плотно вошло в бизнес-обиход, однако в российском законодательстве вообще не используется, потому что изначально пришло из западной практики. Вместо этого 44-ФЗ оперирует понятием “закупка”, определяя его как “действия, направленные на обеспечение государственных или муниципальных нужд”.

Что же тогда такое “тендер”? Кембриджский словарь дает следующее определение термину tender: “предложение о поставке товаров/работ по заранее оговоренной цене”. Современный экономический словарь описывает тендер, как конкурсную форму размещения заказа. Из этого можно сделать вывод, что тендерами можно считать только те закупки, которые проводятся в форме торгов – конкурсы и аукционы. Тем не менее, в широком смысле этот термин используется для любых форм, в том числе неконкурентных.

Поэтому будем считать понятия “тендер” и “закупка” синонимами, обозначающими способ выбора поставщика для госзаказа в рамках контрактной системы. Теперь подробнее о формах проведения тендеров.

КАКИЕ БЫВАЮТ ВИДЫ ЗАКУПОК

1. КОНКУРЕНТНЫЕ – участников много, они соревнуются друг с другом за право подписать контракт с заказчиком.

1.1. С проведением торгов – участники могут торговаться: изучив условия, предложенные конкурентами, предложить еще более привлекательные.

1.1.1 Аукцион – проводится, когда заказчик точно знает, какой товар ему нужен, с какими конкретно характеристиками и в какие сроки. Их он указывает в тендерной документации, а участники указывают цену, за которую готовы этот товар поставить. Выигрывает тот, кто предложил самую низкую. Если же во время торгов цену снизили до нуля (точнее меньше 0,5% от начальной), то далее идет аукцион на повышение. То есть контракт подпишут с тем, кто предложил наибольшую цену, причем эти деньги не заказчик будет платить поставщику, а поставщик заказчику.

Примечание: для аукциона не важен ваш опыт, технологии или количество персонала – имеет значение только предложенная цена. Однако не стоит поддаваться соблазну новичка и стремиться победить любой ценой. Важно заранее оценить экономически оправданный для вашей компании размер оплаты. В аукционе на повышение есть смысл участвовать, если вы хотите получить имиджевый заказ для портфолио или, например, имеете уникальную технологию и уверены, что в случае победы следующие тендеры в линейке тоже достанутся вам, как единственному поставщику.

рис.1 Сроки электронного аукциона

1.1.2 Конкурс – проводится, когда заказчику важна не только цена, но и ряд других параметров товара (не менее двух). Заказчик устанавливает критерии оценки этих параметров, закрепляя значимость каждого – количество баллов, которые за него присваиваются – и алгоритм их подсчета. Победителем в конкурсе признается участник, предложивший лучшие условия исполнения договора: по цене, срокам и указанным параметрам.

Примечание: в конкурсе преимущество имеют компании с большим стажем работы, лучшей технической оснащенностью – за каждый подобный параметр (цена, квалификация персонала и т.д.) также выставляются баллы.

рис.2 Сроки открытого конкурса

1.2. Без торгов – в таких закупках участники только один раз предлагают свою цену контракта. Торговаться – то есть менять ее после ознакомления с предложениями конкурентов – нельзя. По этой причине, а также из-за меньшего количества тендерной документации, запросы котировок и предложений проводятся гораздо быстрее аукционов и конкурсов. Заказчики отдают им предпочтение, если закупка стандартная, и провести ее надо быстро. Часто такие способы выбирают, если был расторгнут контракт по аукциону или конкурсу, и нет времени на повторную процедуру с торгами.

1.2.1 Запрос котировок . Под словом “котировка” понимается “цена”. Эта форма закупок аналогична аукциону, но без торга. Заказчик описывает в извещении, какой именно товар и на каких условиях он хочет приобрести, и запрашивает у участников цену, за которую они готовы такой товар поставить. Объявить свою котировку – ценовое предложение – участники могут только один раз. После этого заказчик проверяет заявки на соответствие закону и условиям извещения и выбирает ту, в которой цена контракта минимальна. Если таких несколько, то побеждает участник, подавший заявку раньше.

Примечание: запрос котировок считается самым быстрым способом проведения закупок и одним из самых популярных среди заказчиков, так как сама процедура короче и нет необходимости прописывать критерии оценки заявок. Участвовать в нем тоже проще, так как документации меньше, а значит меньше шансов, что заявка будет отклонена из-за несоответствия.

рис.3 Сроки запроса котировок

1.2.2 Запрос предложений – аналог конкурса, проводимый без торгов. Заказчик сравнивает не только цену, как в случае запроса котировок, но и другие параметры, указанные им в извещении (качество, сроки и т.д.) – то есть в целом предложения поставщиков. Побеждает заявка с лучшими условиями.

рис.3 Сроки запроса предложений

Закупка у единственного поставщика – единственный неконкурентный вид тендеров. Заказчик приобретает товар у конкретного продавца – быстро и без характерных для госзакупок сложностей. Статья 93 Федерального закона 44-ФЗ содержит более сорока оснований для проведения закупки у единственного поставщика. Самые популярные из них: заключение контрактов с естественными монополиями, малые закупки (до 100 000 рублей), а также случаи, когда закупка, проводившаяся по другому методу, признана несостоявшейся (то есть отклонены все заявки, кроме одной). Если выбор единственного поставщика не столь очевиден, заказчику необходимо подробно обосновать, почему невозможно или нецелесообразно проводить конкурентный тендер.

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ЗАКУПКИ ПО 44-ФЗ И 223-ФЗ

Федеральный закон 44-ФЗ регулирует закупки государственных предприятий, организаций и структур федерального и муниципального уровней – всех, кто функционирует за счет бюджета. Он подробно, в деталях описывает, как должны закупать товары, работы и услуги различные больницы, школы, городские и областные администрации. В законе четко прописаны процедуры, их сроки, документы для оформления, штрафы за нарушения. Тендеры по 44-ФЗ можно найти на шести федеральных электронных площадках.

Федеральный закон 223-ФЗ контролирует закупки госкорпораций, естественных монополий и других “особых” заказчиков. Он очерчивает только основные принципы, оставляя значительную степень свободы. Подробности процедур отражены не в законе, а в Положении о закупках, которое все заказчики разрабатывают самостоятельно и утверждают заново каждый год. Его можно найти в ЕИС и на сайте организации. Одна и та же процедура у разных заказчиков и даже у одного и того же заказчика в разные годы может значительно отличаться, поэтому приходится каждый раз внимательно изучать Положение. Тендеры по 223-ФЗ ищут как на федеральных, так и на коммерческих торговых площадках.

Подробнее о различиях двух федеральных законов, регулирующих сферу госзакупок – в нашей статье.

КАК УЧАСТВОВАТЬ В ТЕНДЕРАХ: ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ НОВИЧКА

1. Оформление электронной подписи. Она необходима, чтобы вы могли заключать контракты в электронной форме. Разные ЭТП и формы закупок требуют разных видов цифровой подписи: простая, усиленная (квалифицированная и неквалифицированная). Какие документы нужны для оформления ЭЦП, где и как ее получить читайте в нашем блоге.

2. Аккредитация на электронных площадках. На электронных торговых площадках вы можете зарегистрироваться, как на обычном сайте – заполнить информацию о себе, создать личный кабинет. Этого обычно достаточно, чтобы иметь возможность искать и просматривать тендеры. Однако для участия в них необходимо пройти процедуру аккредитации – получить подтверждение от администрации ЭТП. На федеральных площадках это занимает не более 5 рабочих дней. На коммерческих сроки различаются.

Ищите в нашем блоге пошаговые инструкции по аккредитации на популярных ЭТП: РТС-тендер, Заказ РФ, Тендер ПРО и других.

3. Мониторинг. Чтобы понимать, как часто проводятся тендеры в вашей отрасли, что закупают, кто и по какой цене выигрывает, необходимо провести небольшой мониторинг:

  • Зайдите на zakupki.gov.ru –> “Осуществление закупок” –> “Все закупки”.
  • Выберите свой регион.
  • В поле фильтров поставьте галку на этапе “Закупка завершена”.
  • В поисковой строке введите ключевые слова вашей отрасли, например, “канцтовары”.

Сайт выдаст все закупки, которые могли бы быть вам интересны. Так как они уже завершены, можно посмотреть победителей и предложенную цену. Такая статистика поможет провести анализ и выстроить свою тендерную политику.

4. Планирование. Чтобы заранее представлять, когда и в каких торгах участвовать, а какие лучше пропустить, стоит составить себе примерное расписание. Для этого надо ознакомиться с двухлетним планом и годовым планом-графиком закупок интересующих вас заказчиков, которые они публикуют в ЕИС.

5. Поиск закупок. Ежедневно на электронных площадках размещают сотни тендеров. Их можно искать вручную. Например, в этой статье мы рассказываем, как искать закупки, размещенные на ЭТП РТС-тендер.

Можно использовать специальные сервисы-агрегаторы, например, Синапс.Про. Они значительно облегчают и ускоряют поиск подходящих закупок и предлагают удобную аналитику.

В Синапс.Про вы можете настроить поиск под свои нужды: по ключевым словам, словам-исключениям, региону, диапазону начальной максимальной цены, дате завершения, типу закупки. Система просмотрит все размещенные тендеры на всех электронных площадках, отфильтрует по вашим параметрам и выдаст понятный список, сразу с карточками заказчиков. Ознакомьтесь с дополнительными возможностями Синапс.Про и выходите на новый уровень бизнеса с нами!

Проверьте себя, ответив на вопросы:

Конкурсная форма размещения заказа в рамках контрактной системы Российской Федерации – не совсем так, вернитесь к главе “Что такое тендер”.

Обиходный термин, используемый в значении “государственная или коммерческая закупка” – точно!

Термин, обозначающий способ выбора поставщика для госзаказа в рамках контрактной системы Российской Федерации, содержание которого раскрывается в Федеральном Законе 44-ФЗ – в российском законодательстве не встречается слово “тендер”, это обиходный термин.

2. Что происходит, когда начальная максимальная цена во время аукциона опускается до 0,5%?

Закупка объявляется несостоявшейся и проводится заново – неправильно

Начинается аукцион на повышение – верно!

Контракт заключается с тем, кто первым предложил цену 0,5% от НМЦК – перечитайте внимательнее главу “Какие бывают виды закупок”

3. Федеральные Законы 44-ФЗ и 223-ФЗ

Регулируют закупки разных заказчиков – вы правы

Дополняют друг друга, поэтому необходимо исполнять предписания обоих законов, участвуя в любом тендере – руководствоваться следует только одним, а каким, зависит от заказчика: 44-ФЗ регулирует государственные, а 223-ФЗ коммерческие закупки

Не связаны друг с другом. Только 44-ФЗ контролирует госзакупки – 223-ФЗ тоже относится к контрактной системе: контролирует закупки компаний с государственной долей владения, предприятий регулирующей сферы и некоторых других

Теоретические основы понятия «государственные закупки»

Понятие, сущность и содержание законодательства, регулирующее закупочную деятельность в РФ

Государственные закупки являются важным инструментом в регулировании экономики и социальной политики государства. Специалисты в области закупок отмечают стимулирующую роль госзаказа в производстве конкурентоспособных товаров, поддержке малого бизнеса и отечественных производителей, лиц, нуждающихся в государственной поддержке.

Вопрос о том, кто будет выполнять работы или поставлять товар на удовлетворение государственных нужд остро стоял перед соответствующими органами власти. Вместе с этим, каким именно образом будет размещаться государственный заказ, зависит напрямую состояние конкурентной среды определенного рынка. Так, например, если управление здравоохранения какого-либо субъекта РФ будет ежегодно заказывать необходимый товар у одного и того же поставщика, то выполняющая государственный заказ организация имеет преимущество перед другими подобными потенциальными поставщиками. Таким образом, единственный «избранный» поставщик, получая косвенную «государственную поддержку», приобретает огромные возможности для развития своего бизнеса. Всецело контролировать подобную ситуацию возможно было, создав механизм, который с одной стороны, обеспечил бы равный доступ в сферу государственных закупок, а с другой – создал бы условия для развития конкуренции с целью сокращения бюджетных расходов, развития рыночных отношений и сокращения проявления, в идеальном случае, предотвращения коррупционных действий. Собственно, коррупция в сфере государственных закупок проявляется в сговоре участников закупочной деятельности, взяточничестве и получение так называемых «откатов», приводимые к значительным переплатам за полученные товары и услуги, или к предоставлению некачественных обеспечения государственных нужд.

В мировой практике был выработан механизм проведения конкурсного отбора поставщиков продукции для государственных нужд. Этот механизм создавался и в нашей стране. В настоящее время на рынке закупок для государственных нужд расходуются огромные бюджетные средства, соответственно, процесс реализации государственных потребностей должен быть честным и результативным.

Рассматривая понятие государственные закупки, стоит упомянуть о термине «государственный заказ». Некоторые определения государственного заказа представлены в трудах ученых и исследователей, занимающихся контрактной сферой:

государственный заказ – выдаваемый государственными органами и оплачиваемый из средств государственного бюджета заказ на изготовление продукции, выпуск товаров, проведение работ, в которых заинтересовано государство. Большой Юридический словарь Автор составитель А.Б. Борисов. – М.: Книжный мир, с. 34

государственный заказ – предложение, даваемое уполномоченной государственной организацией другой организации-поставщику о поставке товаров, работ, услуг для федеральных и региональных государственных нужд Современный экономический словарь-справочник: [учебное пособие по специальности «Финансы и кредит»] сост. Гацалов М.М. – УГТУ, 2007, с. 65

Рассматривая определения, представленные выше, можно прийти к выводу, что государственный заказ это явление, позволяющие государству грамотно и эффективно взаимодействовать с рынком.

Однако, отсутствует законодательное определение государственного заказа, что некоторыми учеными отмечается как недостаток. Несмотря на это, термин «государственный заказ» упоминается и в нормативной базе советского периода, и в правовых актах, принятых недавно. В Федеральном законе от 27 декабря 1995 года № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» приводится определение государственного оборонного заказа. В соответствии со ст. 1вышеупомянутого Закона государственный оборонный заказ это «правовой акт, предусматривающий поставки продукции для федеральных государственных нужд в целях поддержания необходимо уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации». Федеральный Закон от 29.12.2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (действующая редакция, 2016). – Справочная система Гарант

Но государственный оборонный заказ это всего лишь вид государственного заказа, который имеет сложную специфику. Следовательно, брать за основу общего понятия о государственном заказе не представляется возможным.

Законодательное определение государственного заказа содержалось в первоначальной редакции Бюджетного Кодекса РФ, вступившего в силу с 1 января 2000 года. Таким образом, согласно п. 4 ст. 72 БК РФ под государственным заказом понималась «совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производства работ, оказания услуг за счет средств бюджета» Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ. Данный пункт утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 2 февраля 2006 г. № 19-ФЗ и определение государственного заказа пропало со страниц БК РФ.

Разное понимание и представление сущности государственного заказа повлекли за собой множество нормативно-правовых актов субъектов РФ отличных друг от друга по содержанию термина государственный заказ. Такие правовые акты субъектов РФ действовали вплоть до принятия Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.

В научной литературе не наблюдается единства в представлении о понятии «государственный заказ». Как отмечает Л. В. Андреева « в экономической и юридической литературе термин « заказ, государственный заказ» употребляется в различных значениях – и как государственный контракт, и как поставка товаров, и как совокупная потребность государства в товарах, работах, услугах» Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. — М.: Волтерс Клувер, 2011.

Множество представлений термина «государственный заказ» как управленческого акта федерального органа исполнительной власти, как организационного акта, административно-планового акта говорит о различном понимании данного понятия, главным образом в узком смысле. В широком же понимании термин изложил А.П. Алехин, который называет государственный заказ в современных условиях гибким и своеобразным инструментом государственного регулирования экономики.

Понятие «государственных закупок» также как и «государственный заказ» не представлен в законодательных актах. Примеры формулирования понятия государственные закупки можно найти в экономическом словаре, где представлены экономические и юридические составляющие данного явления:

Государственные закупки – это часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Райзберг Б.А. Лозовский Л.Ш. Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд. перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М,2007. – c.57 Из вышеприведенного термина ясно, что экономическая составляющая государственных закупок это само производство определенного продукта или услуг, в свою очередь юридическая – представление государства как заказчика и в то же время главным контролером закупочной деятельности. Кроме того, все этапы закупочной деятельности строго регламентированы государственными документами.

Анализируя понятие «государственных закупок», можно прийти к выводу, что основополагающим в понимании данного термина является тождество экономических и юридических составляющих, которые в равной степени значимости выполняют главное предназначение – государственное регулирование экономики для развития хозяйственного сектора страны.

По сути, федеральная контрактная система, которая введена в нашей стране одновременно с вступлением в законную силу Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», впервые сформировала подробную систему регулирования закупок, определяя способы выбора исполнителя.

Закон № 44- ФЗ как раз таки и дает развернутое объяснение основной сути контрактной системы:

контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – контрактная система в сфере закупок) – совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”, заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок) и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено настоящим Федеральным законом), в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Учитывая то, что государство уже предпринимало попытку законодательно регулировать сферу государственных закупок, во внимание необходимо брать и утративший силу Закон № 94-ФЗ, путем сравнительного анализа двух основных Законов о закупочной деятельности

Закон № 44- ФЗ по сравнению с Законом № 94-ФЗ уточняет предметы регулирования законодательства в сфере государственных закупок, которые вошли в п.1. ст. 1 Закона:

  • – планирование государственных закупок
  • – мониторинг
  • – аудит в указанной сфере
  • – контроль в сфере закупок

Кроме того, ст. 4 Закона № 44-ФЗ предусмотрено наличие информационной системы, которая представляет собой открытую базу данных, осведомляющую обо всех обновлениях и изменениях в контрактной системе. Законодательно, а именно ч. 4 ст. 48 Закона №44-ФЗ, Правительству РФ предоставлено право устанавливать требования к содержанию, составу и порядку разработки типовой конкурсной документации. Закон № 94-ФЗ подобное не предусматривает, и каждый субъект Российской Федерации разрабатывает типовые формы документации самостоятельно. Несомненно, данные изменения в Законе № 44-ФЗ говорят о стремлении к стандартизации сферы государственных закупок. Доказательством этого может служить и п. 11 ст. 34 настоящего Закона, где предусматривается обязанность федеральных органов исполнительной власти (а также государственной корпорации «Росатом») создание так называемой «библиотеки типовых контрактов», которая будет являться частью единой информационной системы и представлять собой утвержденные типовые контракты и их условия.

Что касается критериев оценки заявок, Закон № 44-ФЗ по сравнению с Законом № 94-ФЗ несколько сужает рамки, отнеся только:

  • – цену контракта;
  • -расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
  • – качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
  • – квалификацию участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Особое внимание в Законе №44-ФЗ уделяется вопросу цены контракта и ее изменению. Согласно п. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, установленных ст. ст. 34 и 95 Закона № 44-ФЗ. Именно в последней статье установлен подробный перечень оснований изменения цены. Во многом эти положения повторяют действующее: п. 4.1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ. Однако возможность изменения цены может быть предусмотрена конкурсной документацией.

Хотя Закон № 44-ФЗ разработан был сравнительно недавно, его положения уже вызывают множество вопросов по поводу понятия «государственные нужды», которое Закон №44-ФЗ не трактует в полной мере, неустановленной методики расчета сметы – составной части проектной документации.

Кроме рассматриваемых Законов контрактную систему закупок регулирует, Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный Закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», Федеральный Закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров и услуг отдельными видами юридических лиц», Гражданский Кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Бюджетный Кодекс РФ, множество постановлений и приказов Правительства РФ и других уполномоченных органов власти.

Что такое франшиза государственных и муниципальных закупок и тендеров? Как работает франшиза?

Государственные и муниципальные закупки – достаточно выгодное вложение средств, если необходимо сделать свой бизнес прибыльным. При постепенном увеличении своего капитала, который может быть направлен на участие во все больших государственных или муниципальных закупках, расширение такого участия становится неизбежным.

Постепенное увеличение числа компаний, которые хотят принимать участие в осуществлении государственных и муниципальных закупок, делает все более популярным формирование и развитие такого направления, как франчайзинг в госзакупках. Что это за явление и как его необходимо трактовать, с юридической точки зрения?

Что такое франшиза

Франшиза (именно данный термин лежит в основе франчайзинга) – это право, приобретенное юридическим или физическим лицом, осуществлять ведение бизнеса на основании использования известного бренда. Использование данного права платное, так как приносит прибыль обладателю бренда, в том числе за счет перечисления части полученной прибыли приобретателем права использовать бренд самому владельцу бренда. При этом действовать в регионе от имени официального бренда имеет право только один покупатель этого бренда. В противном случае, речи об использовании франшизы быть не может.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74 .

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Приобретение франшизы выступает в качестве отдельного процесса, получившего название франчайзинга. Для этого процесса характерно ведение продавцом франшизы покупателя от момента заключения договора на приобретение права работать под брендом до момента заключения первого самостоятельного договора самим покупателем. Покупатель бренда в данной системе правоотношений получает наименование франчайзи, а продавец – франчайзер.

Как работает франшиза в государственных и муниципальных закупках

Как уже говорилось выше, данная процедура является платной и предусматривает два вида платежей, которые франчайзи должен регулярно перечислять франчайзеру.

При детальном рассмотрении системы государственных и муниципальных закупок можно понять, что брендов в данной системе нет, поэтому возникает закономерный вопрос о логичности использования терминов, связанных с франшизами, в данной сфере. Однако все существующие предложения именуются именно таким образом, хотя по своему содержанию данное явление в сфере государственных и муниципальных закупок точнее следует толковать, как тендерное сопровождение (однако, для классической картины такого сопровождения имеет место ограничение по срокам осуществления сопровождающих мероприятий).

«Первая финансовая группа»

Если обращаться к различным поисковым системам, с точки зрения поиска возможностей для подбора тех франшиз в сфере государственных закупок, то данная компания появляется первой из списка наиболее доступных.

Ее официальный сайт. Для заинтересованных лиц данная компания предлагает приобретение франшизы ее деятельности в сфере государственных закупок.

Размер паушального взноса, который необходимо уплатить при заключении договора, составляет не менее двухсот тысяч рублей. При этом данная сумма – минимальная и напрямую зависит от того, какой итоговый результат необходим франчайзи. Роялти не уплачивается в течение первых пяти месяцев, так как это время дается на то, чтобы стабилизировать компанию и наладить ее участие в государственных закупках. С шестого месяца роялти составляет от трех тысяч за контракт (в зависимости от стоимости контракта). Общая сумма выплаченных роялти за месяц может достигать и тридцати тысяч, если контрактов было более десяти штук.

В пакет предложения для покупки такой франшизы входят:

  • разработка бизнес-плана для компании-покупателя;
  • онлайн-консультации и участие в конференциях (для покупателей из Москвы и Московской области возможно присутствие в офисе компании для обучения под руководством сотрудников компании);
  • включенное сопровождение франчайзи до момента проведения третьего тендера;
  • за дополнительную плату возможно продлить тендерное сопровождение в виде консультаций по наиболее оптимальным закупочным процедурам и их исполнению до одного года с момента приобретения франшизы.

«RusContrakt»

На официальном сайте компании возможно приобрести франшизу на осуществление закупочной деятельности с использованием различных видов сопровождения.

При приобретении данной франшизы покупатель получает:

  • обучение основам действующего законодательства в сфере контрактной системы и государственных закупок. Срок такого обучения составляет два дня;
  • тендерное сопровождение на том количестве тендеров, которое будет установлено в конкретной сфере закупочных процессов (например, в поставке товаров определенной группы). Увеличенное сопровождение оплачивается отдельно;
  • при необходимости может быть выплачена ссуда до десяти миллионов рублей, которую необходимо будет возвратить в рамках установленных требований заключаемого договора на осуществление займа.

Заключить договор можно только при фактическом присутствии покупателя франшизы в городе Сочи, где находится единственный офис компании. Все дальнейшее сопровождение проводится на основании электронного взаимодействия.

«Tender Federation»

Все условия приобретения франшизы зафиксированы на официальном сайте компании.

Из этих средств на паушальный взнос единовременно предстоит внести триста девяносто тысяч рублей. Сто тысяч – это необходимая минимальная сумма оборотных средств для старта функционирования компании. Размер роялти в данном случае установлен, как процентное соотношение к цене заключённого контракта. В настоящее время по условиям договора он составляет два процента от цены контракта.

При приобретении данной франшизы франчайзи получает следующее:

  • обучение в течение одного дня при визите в офис в Москве либо использовании онлайн-программ. При этом в ходе такого обучения при взаимодействии с сотрудником тендерного отдела происходит разбор всех нюансов государственных закупок, а на примере реально существующего запроса котировок происходит разбор пакета подаваемых документов в заявку;
  • изготовление пакета электронных цифровых подписей (квалифицированных и простых) для работы с системами официальных сайтов в сфере закупок и электронными торговыми площадками;
  • оформление аккредитации в Единой информационной системе в сфере закупок и на существующих электронных торговых площадках;
  • подбор первых тендеров для осуществления их полного сопровождения от подачи заявки до итогового исполнения контракта.

Перечисление роялти осуществляется после получения оплаты по контракту.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Специфика и особенности государственных закупок Текст научной статьи по специальности « Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Михайлов А.В., Михайлова А.Р.

В статье рассматривается специфика и особенности государственных закупок в Российской Федерации. Кратко излагаются задачи и основные характеристики принимаемых законов, даются основные направления развития системы государственного заказа .

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Михайлов А.В., Михайлова А.Р.,

Specific nature of public procurement

The article deals with the specific nature of public procurement in the Russian Federation. The authors summarize the objectives and main characteristics of laws, give basic directions of development of the system of state orders.

Текст научной работы на тему «Специфика и особенности государственных закупок»

Серия «Экономика и управление» Специфика и особенности государственных закупок

Михайлов А. В., Михайлова А. Р. Университет машиностроения a–s@bk.ru

Аннотация. В статье рассматривается специфика и особенности государственных закупок в Российской Федерации. Кратко излагаются задачи и основные характеристики, принимаемых законов, даются основные направления развития системы государственного заказа.

Ключевые слова: государственные закупки, государственный заказ, аукцион, электронный аукцион.

На сегодняшний день задачи, стоящие перед российским государством, требуют продуманной организации и эффективного расходования средств бюджета. Именно система государственных закупок способна обеспечить решение данных вопросов и повысить стабильность и устойчивость развития российской экономики.

Возникает проблема одновременной экономии бюджетных средств при достижении высокого качества приобретаемой продукции, работ и услуг.

В этих условиях существует потребность в необходимости поддержания основ здоровой конкуренции и открытой для множества участников рабочей среды, а также защита государственных интересов от некачественного и несвоевременного выполнения подписанных контрактов поставщиками и подрядчиками.

На данный момент не существует единой терминологии в дефинициях «государственные закупки» и «государственный заказ». Чаще всего под государственными закупками понимаются закупки за бюджетные средства, обеспечивающие жизнедеятельность и функционирование различных структур государственной власти, вместе с этим перепродажа товаров и услуг полностью исключается.

По мнению Смотрицкой И.И., «категория государственный заказ отражает общественные потребности, выраженные через государственный спрос, «государственная закупка» по своей сущности является удовлетворенной (обеспеченной) государственной потребностью. «Государственная закупка» отражает стадию выполнения государственного заказа»[3].

В современных условиях существование государственных закупок обусловлено необходимостью выполнения и обеспечения государством важнейших функций и задач:

2) снабжения продовольствием;

3) энергетической защиты;

4) функционирования социального блока (здравоохранение, образование, наука, культура, спорт);

5) экологической безопасности.

В ХХ-ХХ1 веках наблюдается рост объемов государственных закупок. Их доля в ВВП развитых стран достигает 20%, что делает государство крупнейшим потребителем товаров на рынке.

Через механизм государственных закупок привлекаются ресурсы, обеспечивающие устойчивый экономический рост и развитие социального сектора, что позволяет решать многие существенные для государства задачи:

a) преодоление неоднородности социального и технического развития в экономике;

b) уменьшение уровня дифференциации в доходах населения различных регионов;

c) унификации технологического уровня в производствах разных отраслей экономики.

Совершенствование же механизма государственных закупок данные задачи позволяют решать наиболее эффективно.

Увеличивая расходы на закупки, государство способствует росту объёма совокупного

Серия «Экономика и управление»

макроэкономического спроса, что позволяет поднять ВВП на более высокий уровень. Рост государственных расходов ведет к возникновению мультипликативного эффекта в увеличении национального дохода.

К специфике влияния системы государственных закупок на экономическое развитие страны можно отнести её комплексный характер, так как она способствует решению проблемы обеспечения государственных нужд и, кроме того, является одним из существенных институтов государственного регулирования.

Требования, предъявляемые к системе государственного заказа в России, постоянно изменяются. До 01.01.2006 г. законодательство в области муниципального и государственного заказа не способствовало созданию условий для существования добросовестной конкуренции и давало широкие возможности для различных нарушений и процветания коррупции. Разработка и применение Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Закон №94-ФЗ) помогло изменить ситуацию [1].

Данный закон оказал влияние на всю систему государственного заказа. К его важнейшим характеристикам относятся:

• широкая информационная открытость, все данные о размещении заказов содержатся на официальных сайтах в интернете, при этом ведётся учет недобросовестных поставщиков, которые в дальнейшем не смогут участвовать в выполнении государственного заказа;

• введены прозрачные требования к участникам торгов и гарантии исполнения контрактов с финансовой стороны;

• размещение заказа у единственного поставщика исключается;

• предусматривается электронная форма торгов, которая не позволяет применять субъективный подход к оценке участников торгов со стороны заказчика;

• признается неизменность условий заключенного контракта, которая не даёт возможности изменять цену контракта при его исполнении;

• принимается порядок подачи жалоб на действия заказчика, которые нарушают права и интересы участников торгов, что позволяет проводить досудебное урегулирование споров.

Эффектом от принятия нового закона явилось резкое сокращение стоимости закупок при сохранении их качества. Так, в период 2006-2008 гг. бюджетные средства от закупок для государственных нужд были сэкономлены более чем на 488 млрд. руб. Общий объём государственных закупок демонстрирует уверенный рост. В 2010 и 2011 гг. он превысил 4000 млрд. руб.

Однако в ходе практического применения Закона № 94-ФЗ были обнаружены недостатки, повлекшие за собой необходимость некоторых изменений.

В послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 26.04.2007г. указывалось на то, что “. надо навести порядок и с заключением государственных контрактов. Полностью перейти на такую систему договоров, при которой стоимость государственного заказа не менялась бы в течение всего периода его исполнения. При распределении государственных заказов – в подавляющем большинстве случаев перейти на аукционную систему”. Аукцион отличается от конкурса тем, что победитель выявляется по минимальной цене при сохранении требований к качеству и срокам исполнения заказа. Кроме того, аукцион предполагает наиболее прозрачные условия, которые исключают субъективизм в оценке заявок участников. Участие в аукционах допустимо лишь в случае, если агент уже имеет опыт в выполнении подобных работ. С августа 2009 г. вступили в действие поправки, которые исключили участие фирм-однодневок при исполнении госзаказа.

Обычные аукционы, распространённые сегодня, постепенно вытесняются электронными. Планируется, что их доля в общем объёме торгов по госзаказу составит около 70%. Централизованная система электронных аукционов, разрабатываемая в нашей стране, видимо,

Серия «Экономика и управление» станет первой в Европе, так как в других европейских государствах этот вопрос находится лишь в стадии обсуждения.

Проведение электронных аукционов является наиболее перспективной формой обеспечения российских государственных нужд, так как обеспечивает максимально возможный уровень конкуренции. Итогом подобной деятельности является достижение серьезной экономии бюджетных средств и невозможности сговора для участников аукциона.

Введенный в действие 05 апреля 2013г. Федеральный закон № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”[2], дает много новых возможностей для повышения результативности проведения государственных закупок. К числу нововведений можно отнести: создание единой информационной системы подачи заявок; использование реестра банковских гарантий; применение мер, препятствующих необоснованному снижению закупочных цен; расширение возможностей обеспечения контракта или заявки. Данные меры способны значительно повысить эффективность всей системы государственных закупок.

Система государственных закупок является одной из важнейших средств макроэкономического регулирования экономики. В связи с этим, необходимо постоянное совершенствование её механизма, что позволит в значительной степени сократить неэффективное расходование бюджетных средств.

1. Федеральный закон от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ (ред. от 20.07.2012, с изм. от 16.10.2012) “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”

2. Федеральный закон от 5.04. 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

3. Смотрицкая И.И. Государственные закупки и формирование инновационной экономики // Вопросы экономики, 2010. -№6.

Интеллектуальная собственность как фактор развития инновационной

к.э.н. доц. Ульянова Н.С., Иброимов Г.Ф.

Университет машиностроения 8(926) 792-35-30,ibroimovg@mail. т

Аннотация. В статье рассмотрена вероятность внедрения интеллектуальной собственности и обеспечение конкурентоспособности России на мировой арене в сфере инновационной экономики. В статье исследуется научный вес политико-экономического исследования интеллектуальной собственности, общественных свойств результатов интеллектуальной деятельности и особенностей их экономического оборота.

Ключевые слова: инновации, интеллектуальный товар, интеллектуальная собственность, объекты интеллектуальной собственности, научным приоритет, научно-техническая деятельность, НИОКР, офисы трансфера технологий, конкурентоспособность хозяйствующего субъекта, наукоемкость выпускаемой продукции, плагиат

Интеллектуальная собственность – это термин, который часто используется в экономической литературе.

В область деятельности всемирной организации интеллектуальной собственности были

Источники:
http://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/franshiza-goszakupok-i-tenderov.html
http://zakonguru.com/goszakupki/fransiza.html
http://synapsenet.ru/articles/details/136-osnovi-zakupok-bazovie-ponyatiya-kontraktnoj-sistemi
http://studwood.ru/893711/marketing/teoreticheskie_osnovy_ponyatiya_gosudarstvennye_zakupki
http://pravo.team/zakupki/franshiza.html
http://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-i-osobennosti-gosudarstvennyh-zakupok
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71656210/

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию