В чём заключаются основные отличия государственной и муниципальной собственности на землю?

Различия между государственной и муниципальной формами собственности. Характерные черты и признаки муниципальной собственности

Тема 2. Понятие процесса муниципализации. Монопольный характер муниципальной собственности

Муниципализация – это переход в собственность муниципалитетов предприятий, недвижимости, в том числе земель, ориентированных на удовлетворение общественных потребностей от частных владельцев или от государства. Иначе говоря, муниципализация есть законодательно оформленное и доказательное в интересах территориального сообщества формирование и рост муниципальной собственности в целях хозяйственной целесообразности или развития [15, 212].

Муниципальное образование должно существовать как независимый хозяйствующий субъект, решающий задачи местного значения за счет средств местного бюджета и эффективного использования муниципальной собственности.

При всех достоинствах эксплуатации муниципальной собственности у нее имеется серьезный недостаток. Это ее вынужденно монопольный характер. Она монопольна по условию, и это обстоятельство тоже носит двойственный характер.

«С одной стороны, соединение в одних руках большинства вопросов местной жизни позволяет проводить особую политику, в том числе и политику минимально противоречивого развития. Это опирается на возможность в рамках целостности развивать одни «дела» за счет других путем перераспределения средств внутри единого хозяйства, в частности бездоходные образование, здравоохранение, социальную помощь за счет доходной сферы коммунальных услуг. Но, с другой стороны, монополизм есть монополизм, и муниципальная деятельность несет в себе все его опасности и недостатки» [15, 219].

Различия между государственной и муниципальной формами собственности. Характерные черты и признаки муниципальной собственности

При определении критериев разграничения муниципальной и государственной собственности следует исходить из перечня вопросов государственного значения и вопросов местного значения. Попытаемся выявить основные различия между государственной и муниципальной формами собственности, которые в научной литературе проводятся по следующим основаниям [16, 80]:

1) по субъектам:субъектом права государственной собственности является народ Российской Федерации и органы государственной власти, а субъектом права муниципальной собственности — население муниципального образования и органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти;

2) по объектам:объектом права государственной собственности может быть любое имущество; объектом права муниципальной собственности — любое имущество кроме того, что может находиться только в государственной собственности;

3) по основаниям приобретения и прекращения права собственности: некоторые основания приобретения права государственной собственности не могут быть основаниями приобретения права муниципальной собственности (например, национализация или международный договор);

4) по содержанию: едва ли можно провести различия в содержании права владения и права пользования соответственно государственной и муниципальной собственностью. Что же касается права распоряжения, то в отношении части имущества, находящегося в муниципальной собственности, названное право собственника ограничено органами государственной власти. Например, государственные субвенции, являющиеся частью местного бюджета, входят в муниципальную казну и, следовательно, в муниципальную собственность, но право распоряжения ими ограничено государственными органами и требует целевого использования.

Таким образом, муниципальная собственность как экономическая категория обладает рядом характерных черт и признаков.

Во-первых, это негосударственная форма собственности. Относительное обособление местного самоуправления как формы народовластия порождает необходимость создания соответствующих экономических отношений как экономической основы этой формы власти.

Во-вторых, муниципальная собственность не является частной в ее классическом понимании. В состав муниципальной собственности входят социальный жилищный фонд муниципального образования, имущество местных органов власти, местные финансы, объекты, с помощью которых осуществляется коммунальное обслуживание населения, предприятий и организаций территории. К ней также относятся сооружения и сети водопроводно-канализационного хозяйства, теплоснабжения, электроснабжения, инженерная инфраструктура, предприятия и организации местного подчинения.

В этом плане муниципальная собственность граничит с государственной собственностью, с одной стороны, и частной собственностью, с другой, образуя некий «коридор свободы» муниципального управления. В то же время она не является и смешанной формой собственности.

В-третьих, муниципальная собственность в отличие от частной не может быть ориентирована только на получение дохода. Ее размеры должны быть достаточными для нормальной жизнедеятельности населения соответствующей территории. Но это отнюдь не означает, что местные органы власти лишены права получать экономический эффект от использования муниципальной собственности, наоборот, они обязаны получать его от умелого управления данной системой. [8, 178].

С учетом особенностей и характерных признаков муниципальной собственности выделим её специфические характеристики:

1) она обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности на­селения муниципального образования, формирует и поддерживает систему социальных гарантий, служит целям благоустройства;

2) часть объектов производственной и социальной инфраструктуры работает на принципах коммерческого расчета и укрепляет доходную базу местного бюджета;

3) выступает в двух взаимосвязанных проявлениях: как имущественно-хозяйственный (вещественный) и экономический (стоимостный) комплекс;

4) создает механизм, позволяющий населению муниципального образования реально участвовать в процессе распоряжения, владения и пользования муниципальной собственностью;

5) наличие в достаточном размере муниципальной собственности обеспечивает стабильность местной власти и ее относительную независимость от вышестоящих структур властной иерархии;

6) используется для реализации финансовых интересов муниципалитета как собственника.

Между тем муниципальная собственность – это категория, имеющая в своей основе динамические проявления. Принимая это во внимание, муниципальную собственностьможно определить как систему отношений по присвоению населением муниципального образования средств производства и предметов потребления, совместному владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами, производственной и социальной инфраструктурой в целях, обеспечения экономического роста и воспроизводства социально-экономической территориальной системы. [17, 5].

Из данного определения следует, что муниципальная собственность всегда выступает в двух взаимосвязанных проявлениях: как хозяйственно-имущественный (вещественный) и экономический (стоимостный) комплекс. В качестве имущественно-хозяйственного комплекса муниципальная собственность предоставляет территориальному образованию конкретные товары и услуги: тепло в домах, свет на ночных улицах, транспортные услуги. Ценность муниципальной собственности в данном отношении измеряется в единицах тех товаров и услуг, которые могут быть произведены и на деле производятся при ее употреблении.

В качестве экономического комплекса муниципальная собственность представляет собой чисто рыночную, капитализированную ценность. Она определяется способностью данной собственности приносить населению муниципального образования финансовые средства или же экономить их. Ценность собственности в этом отношении определяется объемом тех денежных средств, которые могут появиться у муниципального образования в процессе ее активного использования. [8, 180].

Между этими разными сторонами муниципальной собственности существует теснейшая взаимосвязь, поскольку услуги, производимые на основе использования объектов данной формы собственности, могут оказываться населению за плату, что способствует формированию конкретных (выраженных в стоимостном измерении) экономических результатов функционирования муниципальной собственности.

Идеальной была бы ситуация, если бы все товары и услуги, производимые на основе использования объектов муниципальной собственности, предоставлялись населению за плату, покрывающую их себестоимость. Однако практика показывает, что продукт, произведенный в муниципальном секторе экономики, как правило, не имеет эквивалентного обмена на денежные средства потребителей и, следовательно, изначально является убыточным (исключение составляет продукция некоторых высокоприбыльных муниципальных предприятий). Поэтому для того, чтобы процесс производства материальных благ, удовлетворяющих общественные потребности местных коллективов, осуществлялся непрерывно, т.е. носил характер воспроизводства, органам местного самоуправления постоянно требуются дополнительные средства для его регенерации. Эти средства могут быть либо предоставлены органам местного самоуправления в порядке бюджетного регулирования, либо заработаны ими самостоятельно.

Дата добавления: 2017-02-25 ; просмотров: 5868 | Нарушение авторских прав

В чём заключаются основные отличия государственной и муниципальной собственности на землю?

Россия обладает колоссальными земельными ресурсами. В нашей стране используются миллионы гектаров земли. Многие земли принадлежат государству. Большие площади земли находятся в ведении администраций многочисленных регионов.

В чём же заключается принципиальное различие между собственностью на землю, которой владеет государство и той, которой владеют муниципалитеты? Как можно получить земельный участок в личное владение?

Что включает в себя понятие государственной и муниципальной собственности на землю?

Государственная собственность на землю

К госсобственности относятся те участки, которые не принадлежат муниципалитетам, юрлицам и гражданам. Субъекты, распоряжающиеся госсобственностью на землю являются органами власти государства и субъектов (регионов) РФ. Госсобственность может принадлежать федерации и регионам. К регионам относятся республики, которые входят в состав РФ, края, области, автономные округа, города (Москва, Санкт-Петербург).

РФ является единственным владельцем некоторых видов земельных участков. Это связано с их целевым назначением или разрешённым видом пользования. Сюда можно отнести участки, используемые в соответствии с такими законами РФ, как Лесной кодекс, ФЗ «О государственной границе», ФЗ « Об обороне» и другими. Всего подобных законов около двадцати.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Собственность во владении органов муниципального управления

Это самостоятельная форма собственности. Субъекты, которые имеют возможность распоряжаться данным видом собственности: города и сёла, районы и так далее. Муниципалитетам принадлежат земли, предназначенные для строительства общественных зданий, жилых построек, производственных помещений. Сюда также относятся земли для общего использования и другие. Участки, находящиеся во владении органов муниципального управления главным образом предназначены для того, чтобы обеспечить проживание, отдых и работу граждан, проживающих в населённых пунктах.

Большинство участков, которыми распоряжается мэрия – это земли, предназначенные для общего использования. Граждане их могут использовать для проезда, прохода и размещения объектов общего пользования. Некоторые виды муниципальных участков могут даваться в распоряжение индивидуальным землепользователям.

К собственности органов муниципального управления можно отнести следующие объекты (согласно девятнадцатой статье Земельного кодекса):

  • получившие таковое признание в федеральном законе и в законах субъектов РФ;
  • права муниципального владения на которые появились в период, когда совершалось разграничение госсобственности на отдельные участки земли;
  • приобретённые на основе тех положений, что указаны в гражданском законодательстве.

Каким образом земля, находящаяся во владении государства и муниципальных образований переходит в личное владение граждан?

Когда человек получает земельный участок в личную собственность, то он получает ряд преимуществ. Он может её использовать по личному усмотрению: дарить, продавать, менять, сдавать в аренду и так далее.

Передача земли, находящейся во владении государства или муниципалитета проходит в несколько этапов:

  1. составление заявления в муниципалитет;
  2. оформление кадастрового паспорта;
  3. регистрация участка в кадастровой палате;
  4. межевание земельного участка специалистом;
  5. составление плана дома (если он стоит на участке);
  6. выдача технической документации;
  7. обращение в Фонд единого учёта земли;
  8. постановка заявки на учёт;
  9. выдача кадастрового паспорта на землю;
  10. обращение в администрацию района.

Для оформления кадастрового паспорта нужно написать заявление в фонде, занимающемся единым учётом кадастра, картографии и земельных участков. В заявлении указывается просьба о посещении кадастрового инженера. Иногда ожидание затягивается до полугода.

Если кадастровый инженер сделал свою работу, а будущий собственник подал все нужные документы и получил кадастровый паспорт, ему нужно взять выписку из паспорта и копию домового плана (если на участке стоит дом). Теперь нужно обратиться в районную администрацию. В законе сказано, что земельный участок, взятый в аренду, можно передавать гражданам как бесплатно, так и за денежную сумму (по кадастровой стоимости).

Если за участок нужно заплатить, то перед тем, как проводить регистрацию права, необходимо положить обозначенную сумму на особый счёт и предоставить квитанцию о совершении платежа в муниципалитет.

Что делать дальше? Взяв квитанцию, постановление, выписку и дубликат кадастрового плана, гражданину необходимо написать заявление специального образца в органы федерального или муниципального управления земельными ресурсами. Теперь нужно ждать свидетельство о регистрации, которое оформляется не более тридцати дней.

Можно ли получить земельный участок в собственность на бесплатной основе?

В две тысячи первом году был принят отредактированный Земельный кодекс. В нём сказано, что многие граждане имеют право на переоформление своего надела земли из срочной или бессрочной аренды в собственность.

Для того чтобы воспользоваться этим правом, нужно обратиться в районную администрацию и взять соответствующее постановление. Затем нужно действовать так, как описано выше.

Категории лиц, могущих претендовать на то, чтобы получить участок земли бесплатно:

  • граждане уже пользуются землёй;
  • гражданам принадлежит дом, построенный на участке, который был выделен до вступления в силу советского закона «О собственности в СССР»;
  • граждане, у которых есть право на пожизненное пользование участка или его постоянное владение;
  • гражданин-владелец сооружений на участке;
  • инвалиды;
  • военнослужащие, проработавшие более десяти лет по контракту (для того, чтобы вести хозяйство);
  • ветераны ВОВ (в целях личного строительства);
  • сотрудники органов внутренних дел, со стажем не менее пятнадцати лет (для того чтобы построить жильё);
  • дети-сироты.

Налоговые льготы по земельному налогу для юридических лиц обычно выше чем для физических лиц.

Налог на землю нужно уплатить в определенный срок. Подробнее об этом рассказано в нашей статье.

Родители или опекуны ребенка-инвалида могут получиь землю бесплатно. Подробности вы найдете здесь.

Собственность государственная и муниципальная: в чём отличия?

Для того чтобы определить критерии, по которым разграничивается муниципальная и государственная собственность, необходимо принимать во внимание перечень вопросов федерального значения и вопросов, которые решет местная власть.

Таблица: главные отличия между государственной и муниципальной собственностью

Критерии отличий Государственная собственность Муниципальная собственность
Субъект права Все граждане (народ) РФ, органы госвласти Граждане муниципального образования, органы местного самоуправления, не находящиеся в системе органов госвласти
Объекты Любой вид имущества Любой вид имущества, кроме того, что находится в собственности государства
Основания приобретения прав собственности
  • федеральные законы;
  • процедура, разграничивающая собственность на землю;
  • основания в гражданско-правовом кодексе;
  • передача из собственности федерального уровня на безвозмездной основе (для собственности субъектов РФ).
  • федеральные законы и принятые в соответствии с ними законы субъектов РФ;
  • процедура, разграничивающая собственность на землю;
  • основания в гражданско-правовом кодексе;
  • передача из собственности федерального уровня на безвозмездной основе (для собственности субъектов РФ).

Отдельные основания для приобретения прав госсобственности не являются основаниями для приобретения прав на муниципальную собственность. Это, к примеру, относится к национализации или заключению международных договоров

Содержание прав Может распоряжаться собственностью по своему усмотрению в согласии с законами РФ Право на распоряжение имуществом муниципальной собственности ограничено органами госвласти

В государственной и муниципальной собственности находится большое количество земельных участков, которые граждане могут использовать для личных целей. Государство и муниципалитеты заинтересованы в том, чтобы эти земли активно использовались. Если знать, как оформляется земля в частную собственность, то можно быстрее получить её в личное владение.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Государственная и муниципальная собственность на землю и земельные участки

Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

От имени Российской Федерации и субъектов РФ органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права (ст. 125 и 214 ГК РФ).

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям [1] , является муниципальной собственностью. От имени муниципальных образований права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. 125 и 215 ГК РФ).

Право собственности на земельные участки указанных субъектов – Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает в процессе разграничения государственной собственности на землю.

В течение советского периода все земли на территории России находились в единой государственной собственности и не разграничивались по форме собственности между публичными образованиями, составляющими Советский Союз. Управление земельными ресурсами, в том числе распоряжение земельными участками, осуществлялось путем административного разграничения компетенции и полномочий между органами государственной и советской власти.

С установлением нового государственно-политического устройства в России проводится политика разграничения единой государственной собственности на землю между государственными и муниципальными образованиями в целях эффективной организации управления земельными ресурсами и обеспечения публичных и возникающих частных интересов. Разграничение государственной собственности на землю позволяет определить орган власти, уполномоченный распоряжаться соответствующими землями и земельными участками.

Порядок разграничения государственной собственности между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями с начала 90-х годов прошлого столетия существенно менялся. Федеральные нормативные правовые акты 90-х годов XX в. содержали лишь общие принципы разграничения земель, прежде всего, критерии отнесения особо значимых земель к федеральной собственности [2] . До 2001 г. разграничение государственных земель осуществлялось на основании отдельных договоров и соглашений Правительства РФ и субъектов РФ [3] .

С 2001 по 2006 г. разграничение государственной собственности на землю осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 № 101-ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю” путем формирования перечней земельных участков, на которые возникало право собственности государственных и муниципальных образований в установленном данным законом порядке.

В 2006 г. указанный закон был признан утратившим силу, а критерии разграничения государственной собственности на землю и, соответственно, основания возникновения права собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований были установлены непосредственно в ст. 17–19 ЗК РФ и в ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ.

Согласно указанным статьям к собственности каждого публичного субъекта относятся земельные участки:

  • – занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующего публичного субъекта;
  • – предоставленные соответствующим органам власти, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным соответствующими органами власти;
  • – право собственности каждого публичного субъекта на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю в соответствии с ранее действовавшим законодательством;
  • – которые приобретены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Например, в порядке универсального правопреемства, при изъятии земельных участков путем выкупа для государственных и муниципальных нужд и др.;
  • – которые признаны таковыми (т.е. относящимися к собственности конкретного публичного субъекта) федеральными законами.

Например, к федеральной собственности на основании прямого указания в законе относятся:

  • – земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции РФ (п. 4 ст. 87 ЗК РФ). Данную норму ЗК РФ конкретизируют специальные законы, регулирующие соответствующие виды деятельности, в том числе Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации”, Закон РФ от 20.08.1993 № 5663-1 “О космической деятельности”, Федеральный закон от 24.04.1996 № 61-ФЗ “Об обороне”, Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации” и другие законы;
  • – земли лесного фонда (ст. 3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации”);
  • – земли государственных природных заповедников и национальных парков (Федеральный закон от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях”) и т.д.

Основания отнесения земельных участков к собственности субъектов РФ устанавливаются Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”.

К муниципальной собственности относятся земельные участки, отнесенные к таковым прежде всего ст. 19 ЗК РФ и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Φ3 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Так, например, право муниципальной собственности регистрируется на земельные участки, от права собственности на которые собственники отказались, за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, где на такие земельные участки регистрируется право собственности соответствующих субъектов РФ.

Собственность субъектов РФ и муниципальных образований на земельные участки может возникать в порядке безвозмездной передачи им земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Например, Федеральным законом от 08.12.2011 № 423-ФЗ “О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” определен порядок безвозмездной передачи военного недвижимого имущества, в том числе земельных участков, в собственность указанных субъектов РФ и в муниципальную собственность поселений, городских округов, на территориях которых расположено такое имущество.

Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и в собственности субъектов РФ, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность для обеспечения их развития, а также в целях их предоставления гражданам бесплатно по основаниям, установленным законодательством.

Когда участок переходит в собственность государства

Наследство передаваемое государству


Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию по жилищным вопросам по телефонам горячих линий: Позвоните и решите ваши вопросы прямо сейчас — это быстро и бесплатно! Вместе с тем, не отдаются лицам, принимающим наследуемую массу, права и обязательства, связанные непосредственно с личностью усопшего, такие как алиментные права или обязательства. Существует два отдельных типа наследования – следуя или . Первый тип основан на передаче наследникам имущества, не завещанного усопшим в том случае, если им не было составлено завещание.

Каждый член семьи умершего относится к конкретной , установленной законодательно.

Получить наследство они могут лишь в том случае, если родственники, принадлежащие к предыдущей очереди, отсутствуют, оформили или потеряли право на него.

Вещи, передаваемые по данной категории наследования, делятся в равных долях между всеми родственниками умершего.

Может ли арендованная земля перейти в собственность

1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.Пунктом 7 ст.

3 Федерального закона N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что со дня введения в действие Земельного кодекса РФ приватизация зданий, строений, сооружений без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускаются, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Р., поскольку земельным законодательством закреплен

В какой момент происходит возникновение права частной собственности на земельный участок

Статья 25 отражает, что возможность владения наделом предусматривается при наличии гражданских оснований у лица. Они отражены в пункте 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с документом выделяют несколько оснований на владение наделом:

  1. принятие акта государственного или муниципального органа власти;
  2. приобретение надела в соответствии с законодательными нормами.
  3. решение судебного органа;
  4. составление договора или проведение сделок между лицами;

Если речь идет о составлении договоров, то можно назвать соглашение купли и продажи, обмена, дарения, ренты или пожизненного содержания. Также земля передается по праву наследства или завещания.

Среди актов муниципальной и государственной власти выделяют договоры передачи наделов по договору аренды или бессрочного пользования. Также возможна дальнейшая приватизация имущества частными лицами.

Государственная собственность на землю

В первую очередь, ограничения связаны с необходимостью в сохранении природных объектов и памятников, несущих историческую и культурную ценность, с охраной жизни и здоровья людей, с созданием условий, необходимых для ведения хозяйственной деятельности, а также с эксплуатацией транспортных, телекоммуникационных и промышленных объектов. Различные целевые назначения определяют ограничения прав на землю, устанавливаемые актами органов местного управления либо органами законодательной власти.

Новые изменения в законе о земельных участках 2020 года

Если владелец имущества этого требования не исполнит, земля перейдет в распоряжение муниципалитета.В дальнейшем разрешить ситуацию и вернуть назад участок будет затруднительно и возможно лишь через суд. Важным моментом также является тот факт, что если надел был поставлен на учет до 2012 года, то значиться в Госкадастре он не будет. Существенно пострадать в такой ситуации могут дачники, которые еще не успели выполнить регистрацию.При рассмотрении конкретного дела суд может решить, что земля не имеет владельца и передать ее муниципалитету.

Владелец территории может даже не узнать, что имущество больше ему не принадлежит.

Лишившись своих полномочий, гражданин не сможет продать, подарить или передать по наследству земельный массив.Основная сложность процедуры постановки на учет имущества заключается

В чём заключаются основные отличия государственной и муниципальной собственности на землю?

Это связано с их целевым назначением или .

Субъекты, которые имеют возможность распоряжаться данным видом собственности: города и сёла, районы и так далее.

Земли, принадлежащие муниципалитетам, в основном предназначены для создания поселений.

Остались без шести соток

Основная проблема легитимности использования земли существует и у сельскохозяйственных организаций.

В собственности этих организаций оформлено 3,5 млн га, остальные земельные доли используются на правах: аренды с госрегистрацией договоров аренды и без госрегистрации, а еще на правах представительства без оформления каких-либо документов на землю (фактически это самозахват невостребованных земельных долей).

Новый закон, по мнению экспертов комитета, восполнит пробелы в законодательстве и позволит в ближайшее время осуществить госрегистрацию прав 9 млн земельных долей и сформировать земельные участки на площади 95 млн га. Если дольщики и собственники земельных участков самостоятельно не начнут приводить свои земельные дела в порядок, к делу подключатся муниципалитеты.

Государственная собственность на землю

Ведь очевидно, что государство и народ нельзя отождествлять.

Многие цивилисты и вовсе заявляют о бессодержательности такой категории как «народное достояние».

Между тем, советский подход отражает особую значимость земельного фонда для развития государства и общества. Нельзя отрицать, что принятие решений в отношении земельных участков требует учета не только частных, но и публичных интересов.

Сегодня просматриваются предпосылки к формированию качественно новой модели госсобственности и общественного достояния, не отрицающих друг друга. Распад СССР ознаменовал прекращение государственной монополии на земельные ресурсы.

Они могут принадлежать муниципалитетам, находится в частных руках. Все формы собственности признаются и защищаются в равной мере (ст.

8, 9 Конституции РФ). Определение госсобственности на землю в законодательстве отсутствует. Ч. 2 ст.214 Гражданского и ч.

1 ст. 16 Земельного

Как перевести землю из аренды в собственность?

Но в нем принимают участие и другие претенденты. Выделяют следующие условия для перевода земли из аренды в собственность:

    Бессрочное постоянное пользование; Наследуемое пожизненное владение; Наличие текущего договора аренды.

Главным требованием является возведенная капитальная постройка, имеющая надежный фундамент и пригодная для круглогодичного проживания.

Сам объект необязательно должен быть завершенным.

Но в этом случае важно оформить строение в качестве объекта незавершенного строительства.

Обратите внимание! Граждане, имеющие действующий договор аренды и владеющие постройками на участке, получают приоритетное право на участок земли.

Арендуемая земля может предоставляться в частную собственность на бесплатной основе. Для этого требуется соблюдение следующих требований: Земля предоставлена для ведения ЛПХ юридическому лицу.

Федеральная собственность на землю

Подобная классификация закрепляется гл.

III ЗК РФ. Правовой режим земельных участков, находящихся в федеральной собственности, регламентируется ст.

17 Земельного кодекса РФ. В частности, данная правовая норма устанавливает основания возникновения собственности на землю, находящейся в федеральном ведомстве. Таким образом, к землям федерального значения можно отнести:

  1. участки, находящиеся в собственности у российского государства, что стало возможным после разграничения государственных земель по различным категориям;
  2. участки земель, которые были приобретены РФ с учетом правила и на основаниях, предусмотренных законодательством РФ.
  3. участки, которые признаются таковыми согласно федеральным законам;

Однако существуют и определенные специфические основания (правила), которые обуславливают собой процесс возникновения федеральной собственности на землю.

Земля как объект владения государства и муниципалитета

Согласно принятому законодательству существуют несколько форм собственности на землю: частная, муниципальная, государственная. И, если с частными правами всё понятно – это владение граждан и компаний, то вот разницу между государственными и муниципальными участками знают не все. Разберёмся в этом вместе.

Государственная собственность

Государственной собственностью называют земли, которые не принадлежат гражданам, организациям, муниципалитету.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Все владения государства в свою очередь подразделяются на такие подвиды:

  • федеральные земли;
  • владения субъектов РФ.

Земли федеральных округов и субъектов РФ – это такие участки, право владение, которыми предусмотрены законами, возникли при разграничении государственных наделов, или приобретены на основе гражданского законодательства.

А также к имуществу субъектов РФ относятся земли, которые не были предоставлены в личное использование гражданам:

  • с недвижимым имуществом, находящиеся в собственности субъектов РФ;
  • они отданы государственным органам власти;
  • земли некоторых территорий, находящихся под охраной, различных фондов, заповедников;
  • участки, занятые приватизированным имуществом, которое до приватизации была во владении субъектов РФ.

Появляются такие права со дня их регистрации в соответствующих органах.

Основаниями для этой процедуры будут:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74 .
  • Правительственные акты с перечнем земель, на которые возникает право собственности;
  • судебные решения по спорам о разграничении государственных владений.

Права пользователя от имени Российской Федерации берут на себя органы государственной власти, в границах их полномочий. До разграничения государственных земель управлять ими могут органы местной администрации, если это не противоречит законодательству.

Участки из государственного фонда могут быть переданы гражданам или компаниям на правах аренды, использования, пожизненной наследуемой собственности.

Управление же такими землями осуществляет РФ или её субъекты.

Муниципальная собственность

Муниципальная собственность – это владение участками, находящимися в пределах населённого пункта.

К этим землям относят:

  • признанные такими федеральным законодательством;
  • право собственности возникло при разграничении государственных или федеральных земель;
  • были приобретены на основе гражданского законодательства.

Если владелец отказывается от земельного участка, то он тоже переходит во владение муниципалитета.

Местные власти могут безвозмездно передавать наделы гражданам или различным организациям.

Муниципалитет может бесплатно передать участки другому населённому пункту.

Чтобы признать дом аварийным и подлежащим сносу, необходимо написать заявление и подать его в администрацию. Подробную информацию по этому вопросу читайте в статье.

Вам нужно приобрести площадь под офис, но необходимой суммы сейчас нет? Смотрите описание одного из доступных вариантов покупки помещения в нашем материале.

Различия

Анализируя отличия государственной собственности от других видов владений, можно выделить такие основные черты:

  • право пользование участком распространяется на любое имущество, даже ограниченное в обороте или изъятое из него;
  • способы, по которым недвижимость становится собственностью, может использовать только государство (в качестве изъятия налогов);
  • государство может принять законы, расширяющие свои права, освобождающие от обязанностей.

Государственная собственность может подразделяться на виды.

Муниципальное владение отличается такими характеристиками:

  • самостоятельный вид собственности;
  • едино – не разделяется на подвиды;
  • возможна приватизация муниципальных земель.

В основном такие участки используют для потребностей всего населения: проезда, проживания, общего пользования. Но есть и наделы, которые могут выделить под индивидуальное использование.

Государственная собственность на землю более обширна и может подразделяться на виды. Тогда как муниципальные участки принадлежат населённому пункту и имеют ряд своих индивидуальных особенностей. И государственной и муниципальной собственностью распоряжаются соответствующие органы власти.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источники:
http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/otlichiya-gosudarstvennoj-i-municipalnoj-sobstvennosti-na-zemlyu.html
http://studme.org/71602/pravo/gosudarstvennaya_munitsipalnaya_sobstvennost_zemlyu_zemelnye_uchastki
http://egais-les.ru/kogda-uchastok-perehodit-v-sobstvennost-gosudarstva-47028/
http://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/sobstvennost/formy/obekt-vladeniya-gosudarstva.html
http://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-obschaya-charakteristika-prav-sobstvennosti-na-zemliu

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию