Что такое муниципальная собственность на землю и какие участки к ней относятся?

Земли муниципалитета — какие они?

Муниципальная собственность — это одна из форм владений, при которой правомочия пользования, владения и распоряжения принадлежат органам местной власти. А как образовываются такие земли и могут ли они переходить в другую форму собственности — рассмотрим в этой статье.

Какие земли находятся в собственности у муниципалитета

Участки, находящиеся в собственности местных властей, регулируются следующими законодательными актами:

  • Гражданский Кодекс;
  • Закон о крестьянском хозяйстве;
  • Земельный Кодекс, Закон о личном подсобном хозяйстве.

Кроме того, информацию о торгах можно посмотреть на Официальном сайте Российской Федерации, а также на сайтах местных администрации в части распоряжения органов самоуправления.

Основаниями для возникновения такого вида владений будут:

  • признание такими на основании федеральных законов;
  • земли, приобретённые согласно гражданскому законодательству;
  • если участки разграничили из государственной собственности;
  • когда на землю нет правоустанавливающих документов и она не относиться к государству;
  • если нет владельца или он отказался от своих прав, то есть надел бесхозный;
  • те, что были бесплатно отданы из федерального земельного фонда.

Другими словами муниципальной собственностью будут участки, расположенные в пределах города, поселения, которые не принадлежат государству, частным лицам, юридическим фирмам, не являются федеральным объектом.

Виды муниципальной собственности на землю

Земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности, охраняются государством и условно подразделяются на такие подвиды:

  • участки общего пользования. На них могут находиться люди, пользоваться природными ресурсами;
  • закрытые земли.

Муниципальные участки не подразделяются на разные виды, считаются едиными и имеют одно предназначение — обеспечить отдых, проживание, работу населению.

Субъекты и объекты муниципальной собственности на землю

Объектами муниципальных владений являются земли, переданные государством местным властям или полученные ими в следствии разграничения участков. Такие наделы могут находиться как в пределах муниципалитета, так и за его границами.

Субъектами таких владений станут органы власти города, посёлка, района и других населённых образований. Они имеют право распоряжаться землёй в рамках действующего законодательства.

Как муниципалитет может распоряжаться данными земельными участками

Администрация населённых пунктов имеет право на муниципальных землях осуществлять такие действия:

  • предоставлять участки гражданам в пожизненное наследуемое владение;
  • отдавать землю физическим лицам в срочное использование;
  • сдавать в аренду организациям и компаниям, гражданам;
  • предоставлять землю в бессрочное использование;
  • обмениваться наделами между населёнными пунктами;
  • продавать землю на торгах или аукционах;
  • отчуждать участки.

Деньги от сдачи или продажи земель в аренду поступают полностью в бюджет субъекта РФ.

Как происходит образование земельного участка из земель муниципальной собственности

Образование участка из владений муниципалитета происходит несколькими способами:

В каждом из способов есть свои нюансы. Так, запрещено объединять участки муниципальной собственности и предоставленные в бессрочное пользование или безвозмездное срочное использование. Но это правило не действует, если земля предоставляется на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования одному человеку.

Запрещается перераспределять участки между физлицами или юрлицами и муниципалитетом, но только если это не происходит на застроенной территории для её развития, или не для размещения капитальных строений.

Когда земля образовывается путём раздела и объединения, то обязательно необходимо разрешение местной администрации.

Для этого землевладелец, землепользователь или арендатор обращается с заявлением в местные органы самоуправления. К своей письменной просьбе прилагают такие официальные бумаги:

После получения утвердительного ответа, решение местных властей надо зарегистрировать.

За всю процедуру необходимо будет заплатить только госпошлину при регистрации участков. Но если в результате площадь территории станет больше, то эта процедура будет уже платной и её стоимость определяется распоряжениями местной администрации.

Про документы нужные для оформления купли-продажи вы узнаете в нашей тематической статье.

Узнать кадастровую стоимость можно достаточно просто, нужно просто прочитать наш материал.

Как происходит передача земельного участка из муниципальной собственности в частную

Землю, находящуюся во владении муниципалитета, есть вероятность получить в личную собственность. Сделать это можно на двух основаниях:

  • платном и тогда стороны заключают между собой договор;
  • бесплатном, что будет поводом для отвода и госрегистрации.

При выделении земли придерживаться надо такого порядка:

  • подготовить схему размещения участка;
  • подать в местную администрацию предварительное заявление;
  • получить разрешение на выделение участка;
  • обеспечить кадастровые работы;
  • поставить участок на кадастровый учёт;
  • подать заявление о предоставление участка. К нему приложить кадастровый паспорт;
  • заключить соглашения аренды, купли-продажи или бессрочного использования;
  • зарегистрировать участок.

Все заявления подаются несколькими способами:

  • принести лично;
  • отправить почтой;
  • подать электронную заявку в интернете.

А вот передать муниципальные земли государству уже нельзя.

Муниципальными землями распоряжается местное самоуправление. Их можно получить в частную собственность, пройдя определённую процедуру.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Муниципальная собственность на землю

Правом муниципальной собственности на землю обладают органы местного самоуправления. Несмотря на то, что данная форма собственности была провозглашена еще в 1992 г. Законом «О местном самоуправлении», долгое время в отношении муниципальной собственности был известен только ее субъект — орган местного самоуправления.

Возникновение муниципальной собственности на землю

При муниципальном владении участками земли права владельца от имени муниципалитета реализуются местными органами власти (пункт 2 ст. 215 ГК РФ). Местные власти вправе распоряжаться землями, относящимися к данному муниципальному образованию по своему усмотрению, в том числе передавать их в частную собственность, сдавать в аренду и т.д. Муниципальная собственность возникает в следующих случаях:

  • При передаче наделов данному муниципалитету из федерального или регионального фонда;
  • При покупке земель муниципальными властями;
  • При предоставлении муниципалитету государственных земель для реализации социальных программ;
  • При отказе частного владельца от своих наделов;
  • В случае выморочных участков.

Частный владелец, земельные участки которого находятся на территории муниципального образования, имеет право отказаться от владения своими землями, и тогда они переходят в собственность муниципалитета (пункт 1.1 ст. 19 ЗК РФ). Если единственный собственник земельного надела умер, и у него не осталось наследников, либо наследники отказались от получения своих законных долей, то такой надел считается выморочным имуществом и переходит во владение того муниципального образования, на территории которого он расположен. Объекты и субъекты Объектами муниципальной собственности могут выступать земельные наделы, находящиеся в границах данного муниципалитета. К таким надела могут относиться как земли, находящиеся в пользовании частных и государственных структур, так и в общей собственности (например, земли придомовых территорий жилищных кооперативов). Субъекты муниципальной собственности — это должностные лица и организации, осуществляющие непосредственное управление и распоряжение землями данного муниципального образования.

Такими субъектами могут выступать:

  • Главы муниципальных образований;
  • Законодательные органы власти;
  • Подразделения городской администрации;
  • Унитарные предприятия;
  • Частные организации, привлечённые органами власти для управления муниципальными землями по договору подряда.

Управляющие субъекты осуществляют функции управления от имени муниципалитета, но являются подконтрольными выборным руководящим органам территориальных образований. Какие земли находятся в муниципальной собственности В муниципальном владении могут находиться любые участки, расположенные внутри границ данного муниципалитета. По происхождению права владения различают следующие виды муниципальных земель, в соответствии с пунктом 1 ст. 19 ЗК РФ:

  • Земли, переданные в распоряжение муниципалитета региональными или федеральными законодательными актами;
  • Участки, полученные при разграничении государственных владений;
  • Участки, приобретённые муниципальными властями;
  • Участки, полученные муниципальными властями бесплатно.

Бесплатно муниципалитету могут быть предоставлены земли из федерального или регионального фонда для реализации целевых программ или при изменении границ субъектов федерации. Важно помнить, что к бесплатно полученным землям не относятся участки, полученные путём судебного взыскания у частных лиц, а также выморочные и отказные наделы. Муниципалитеты владеют в основном следующими категориями земель:

  • Землями поселений (свыше 95% всей площади муниципального образования);
  • Сельскохозяйственными землями;
  • Промышленными землями.

Земли стратегического и оборонного назначения находятся на закрытых территориальных образованиях, находящихся в ведении министерства обороны. Виды муниципальной собственности В настоящее время муниципальная собственность на земельные наделы представлена в четырёх видах:

  • Закрытая;
  • Публичная;
  • Нераспределённая;
  • Предоставленная.

К закрытым муниципальным земельным владениям относятся территории муниципальных предприятий с наличием пропускной системы, а также земли под зданиями правительственных и силовых структур.

Муниципальная собственность на землю

В соответствии со Статьей 19 «Муниципальная собственность на землю» Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) к муниципальной собственности относятся следующие земельные участки:

  • признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
  • безвозмездно переданные в муниципальную собственность из федеральной собственности;
  • если право муниципальной собственности на землю возникло при разграничении государственной собственности;
  • приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Разграничение государственной и муниципальной собственности на землю осуществляется в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами.

Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, со дня государственной регистрации прекращения права собственности на него становится собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо муниципального района.

Муниципальные и государственные земли, подобно сообщающимся сосудам, позволяют земельным участкам «перетекать» из одной формы собственности в другую.

Возможна передача земли в муниципальную собственность из государственной. Например, земельные участки, находящиеся в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, могут безвозмездно передаваться в муниципальную собственность в целях их предоставления гражданам. В свою очередь, земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в целях бесплатного предоставления гражданам могут безвозмездно передаваться в собственность субъектов Российской Федерации ─ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. С этой же целью земли одного муниципального образования могут быть (и также безвозмездно) переданы в собственность другого.

В то же время в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в т. ч. за пределами их границ. (Территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры, могут не входить в состав земель муниципального образования).

Земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность или в аренду гражданам и юридическим лицам, а юридическим лицам еще и в постоянное (бессрочное) пользование.

Предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. В отдельных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации оно может осуществляться бесплатно.

Рынок земли развивается стремительно и рынок муниципальной земли тоже, поэтому наряду с административными существуют рыночные механизмы регулирования количественного состава муниципальных земель. Муниципальные образования получили возможность приобретать объекты муниципальной собственности разными способами ─ это и купля-продажа муниципальной земли, и иные сделки об ее отчуждении.

На стоимость муниципальной земли оказывает влияние целый комплекс факторов. Цена земли муниципальной зависит от месторасположения участка, его размера и формы, назначения, наличия и развитости транспортной и социальной инфраструктуры, уровня экологической нагрузки и иных факторов.

Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений, установленные в Статье 11 ЗК РФ, включают:

  • резервирование земель для муниципальных нужд, изъятие земли для муниципальных нужд в т. ч. выкуп муниципальной земли;
  • установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, а также других муниципальных образований;
  • разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Примерами оснований резервирования земель для муниципальных нужд являются размещение объектов инженерных сетей муниципального значения (электро-, газо-, тепло- и водоснабжение), строительство автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов и между ними (а кроме того, мостов и иных транспортных инженерных сооружений), размещение объектов социальной инфраструктуры, строительство искусственных водных объектов на землях, находящихся в муниципальной собственности и т. д.

Органы местного самоуправления осуществляют распоряжение и управление муниципальными землями ─ земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Муниципальное управление использованием земли — исключительная компетенция представительного органа муниципального образования.

Так, например, органами местного самоуправления из одной категории в другую переводятся земли, находящиеся в муниципальной собственности (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).

На основании решений органов местного самоуправления осуществляется образование земельных участков из участков, находящихся в муниципальной собственности (исключения — раздел земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан или образование земельных участков из участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства).

Согласно Статье 72 «Муниципальный и общественный земельный контроль» ЗК РФ органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, осуществляется муниципальный контроль за использованием земель.

В соответствии с уставом муниципального образования субъекты муниципальной собственности на землю — городские, районные, поселковые и другие муниципальные образования в лице органов местного самоуправления наделяются собственной компетенцией в решении вопросов владения, пользования и распоряжения землями, находящимися в муниципальной собственности.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества (в т. ч. приватизация муниципальной земли) определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты. Следует отметить, что Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы.

Дом на муниципальной земле

На сегодняшний день использование земли для строительства — один из самых выгодных и привлекательных способов инвестирования. Поэтому неудивительно, что муниципальная земля под строительство чрезвычайно востребована, а торги муниципальной земли вызывают огромный интерес.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, установлен в Статье 30 ЗК РФ.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно через торги.

В статьях 30.1. и 30.2. ЗК РФ говорится об особенностях предоставления земельных участков для жилищного строительства и их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в муниципальной (и государственной) собственности. В статье 36 ЗК РФ — о приобретении прав на земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.

Правом муниципальной собственности на землю обладают органы местного самоуправления. Несмотря на то, что данная форма собственности была провозглашена еще в 1992 г. Законом «О местном самоуправлении», долгое время в отношении муниципальной собственности был известен только ее субъект — орган местного самоуправления.

Поскольку правом муниципальной собственности обладают негосударственные органы власти, необходимо было детально урегулировать, какие земли и в каком порядке могут быть переданы органам местного самоуправления. Однако это было выполнено только в 2001 г. в Федеральном законе «О разграничении государственной собственности на землю».

В муниципальную собственность городов, районов (кроме районов в городах), сельских поселений, а также других муниципальных образований для обеспечения их развития передаются земли, находящиеся в государственной собственности. В муниципальную собственность могут включаться земли, приобретаемые по решению местной администрации у других собственников земельных участков путем их выкупа в установленном порядке. Управление и распоряжение муниципальными землями осуществляются органами местного самоуправления.

Муниципальная собственность включает в себя земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации;
  • право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством (ст. 19 ЗК РФ).

Помимо муниципальной собственности, крупные муниципальные образования — районы и округа — с 1 июля 2006 г. в соответствии с Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ, ФЗ „О введении в действие Земельного кодекса РФ“, ФЗ „О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» приобрели право распоряжаться неразграниченными государственными землями. Это право предоставлено муниципальным районам и округам, за исключением столиц субъектов и административных центров, порядок предоставления земельных участков в которых устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Что такое муниципальная собственность на землю и какие участки к ней относятся?

Муниципальная собственность на земельные наделы является отдельным видом государственной собственности, находящейся под юрисдикцией и контролем муниципальных образований.

Образование муниципальных земель и их предоставление в пользование граждан регулируется земельным и гражданским законодательством.

Возникновение муниципальной собственности на землю

При муниципальном владении участками земли права владельца от имени муниципалитета реализуются местными органами власти (пункт 2 ст. 215 ГК РФ).

Местные власти вправе распоряжаться землями, относящимися к данному муниципальному образованию по своему усмотрению, в том числе передавать их в частную собственность, сдавать в аренду и т.д.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Муниципальная собственность возникает в следующих случаях:

  • При передаче наделов данному муниципалитету из федерального или регионального фонда;
  • При покупке земель муниципальными властями;
  • При предоставлении муниципалитету государственных земель для реализации социальных программ;
  • При отказе частного владельца от своих наделов;
  • В случае выморочных участков.

Частный владелец, земельные участки которого находятся на территории муниципального образования, имеет право отказаться от владения своими землями, и тогда они переходят в собственность муниципалитета (пункт 1.1 ст. 19 ЗК РФ).

Если единственный собственник земельного надела умер, и у него не осталось наследников, либо наследники отказались от получения своих законных долей, то такой надел считается выморочным имуществом и переходит во владение того муниципального образования, на территории которого он расположен.

Объекты и субъекты

Объектами муниципальной собственности могут выступать земельные наделы, находящиеся в границах данного муниципалитета. К таким надела могут относиться как земли, находящиеся в пользовании частных и государственных структур, так и в общей собственности (например, земли придомовых территорий жилищных кооперативов).

Такими субъектами могут выступать:

  • Главы муниципальных образований;
  • Законодательные органы власти;
  • Подразделения городской администрации;
  • Унитарные предприятия;
  • Частные организации, привлечённые органами власти для управления муниципальными землями по договору подряда.

Управляющие субъекты осуществляют функции управления от имени муниципалитета, но являются подконтрольными выборным руководящим органам территориальных образований.

Какие земли находятся в муниципальной собственности

По происхождению права владения различают следующие виды муниципальных земель, в соответствии с пунктом 1 ст. 19 ЗК РФ:

  • Земли, переданные в распоряжение муниципалитета региональными или федеральными законодательными актами;
  • Участки, полученные при разграничении государственных владений;
  • Участки, приобретённые муниципальными властями;
  • Участки, полученные муниципальными властями бесплатно.

Бесплатно муниципалитету могут быть предоставлены земли из федерального или регионального фонда для реализации целевых программ или при изменении границ субъектов федерации.

Важно помнить, что к бесплатно полученным землям не относятся участки, полученные путём судебного взыскания у частных лиц, а также выморочные и отказные наделы.

Муниципалитеты владеют в основном следующими категориями земель:

  • Землями поселений (свыше 95% всей площади муниципального образования);
  • Сельскохозяйственными землями;
  • Промышленными землями.
  • Земли стратегического и оборонного назначения находятся на закрытых территориальных образованиях, находящихся в ведении министерства обороны.

Виды муниципальной собственности

В настоящее время муниципальная собственность на земельные наделы представлена в четырёх видах:

К закрытым муниципальным земельным владениям относятся территории муниципальных предприятий с наличием пропускной системы, а также земли под зданиями правительственных и силовых структур.

К публичной муниципальной собственности относятся участки, находящиеся в открытом доступе для граждан:

  • Дороги;
  • Скверы и парки;
  • Земли общего пользования.

В отношении земельных наделов публичного вида собственности невозможно обременение частным сервитутом со стороны физических или юридических лиц, так как эти наделы предназначены для пользования гражданами безвозмездно.

Важно учитывать, что свободный доступ к публичным землям муниципалитета не означает отсутствие регулирования правил такого доступа (например, правила дорожного движения).

К нераспределённым муниципальным землям относят участки, предназначенные для предоставления в собственность или аренду отдельным категориям граждан или юридических лиц.

Предоставленные земли муниципалитета – это бывшие нераспределенные земли, из которых постановлением земельного комитета исполнительной власти были выделены участки и предоставлены в аренду или безвозмездное пользование частным физическим и/или юридическим лицам.

Предоставленные земли выходят из муниципальной собственности в частную при их выкупе из аренды.

Процедура разграничения муниципальной собственности на землю

Под разграничением земель понимается отнесение конкретного земельного надела к федеральной, региональной или муниципальной собственности.

Разграничение федеральных земель происходит путём принятия постановлений правительства РФ о таком разграничении, а также федеральных законов, изменяющих границы субъектов федерации.

Муниципальные земли, в свою очередь, могут быть разграничены по следующим внутренним территориям:

  • Городскими поселениями;
  • Округами;
  • Муниципальными районами;
  • Пригородными районами;
  • Префектурами;
  • Внутренними территориальными образованиями городов федерального значения.

Процедура разграничения осуществляется следующим образом:

  • Федеральные законодательные органы определяют границы земель субъектов федерации;
  • Власти субъектов федерации, на основе федеральных законов, определяют границы внутренних муниципальных городских и районных территорий;
  • Муниципальные власти осуществляют разграничение земельных наделов, находящихся в их ведении, между внутригородскими административными единицами.

Внутригородское деление земель утверждается после проведений публичных слушаний в местной администрации.

Важно знать, что региональные органы власти не вправе принимать законы, определяющие границы муниципальных округов, противоречащие разграничению, установленному на уровне федерации.

Процедура образования земельного участка из муниципальных земель

Земельный участок может быть образован из земель, находящихся в муниципальной собственности, в следующих случаях:

  • При предоставлении участка садоводческому иди дачному товариществу;
  • Для предоставления частному физическому или юридическому лицу в пользование;
  • При выделении участка организации, с которой заключен договор комплексного развития территории;
  • При выделении участка строительной организации для возведения жилых домов;
  • Для строительства линейных объектов;
  • Для строительства объектов муниципальных предприятий.

Образование земельного надела из муниципальных земель возможно только посредством принятия соответствующего постановления субъекта муниципальной собственности.

Процедура выделения земельного участка из муниципальных земель в отдельный надел для предоставления в аренду или собственность состоит из следующих шагов:

  • Подача заявления в земельный комитет о предоставлении участка в пользовании;
  • Получение положительного решения комитета;
  • Заказ и проведение межевых работ по выделу земельного участка;
  • Предоставление в кадастровую палату межевого плана;
  • Выдача кадастрового паспорта на образуемый участок;
  • Утверждение участка в определённых границах земельным комитетом.

Образование земельного участка подразумевает выделение его отдельных границ таким образом, чтобы площадь нового участка соответствовала указанной в разрешении земельного комитета.

Межевые работы осуществляются частными геодезическими компаниями или кадастровыми инженерами, с которыми заключен договор подряда.

Важно учесть, что геодезические работы по определению границ участка, образуемого из муниципальных земель, осуществляются за счёт организации или физического лица, подавшего заявление на получение участка в пользование.

Вся нужная вам информация про коллективно-долевую собственность находится в нашем материале.

Все вопросы связанные с разрешением на строительство вы можете найти тут.

Установление цены

Цена, запрашиваемая местными властями за образование и предоставление земельных наделов в пользование или владение, может быть сформирована тремя способами:

  • Путём проведения аукционных торгов;
  • Путём фиксации цены на основе кадастровой стоимости;
  • Без образования цены (бесплатно).

Образование и предоставление земельных участков из муниципального владения по фиксированной цене возможно в следующих случаях, согласно пункту 2 ст. 39.6 ЗК РФ:

  • По указу Президента РФ;
  • Для возведения объектов социального или культурного назначения;
  • Для реализации инвестиционных проектов и федеральных целевых программ;
  • Для комплексного освоения территории;
  • Для строительства электрических, водопроводных и газовых коммуникаций;
  • Для строительства линейных инженерных объектов;
  • Для садоводства и огородничества;
  • Для крестьянских хозяйств;
  • Для объектов долгостроя.

Объекты долгостроя сдаются в аренду по фиксированной цене подрядчику, выигравшему конкурс на завершение строительства.

Следует помнить, что земли, предназначенные для строительства социальных объектов, предоставляются в аренду по фиксированной цене только при соблюдении условий передачи, оговорённых с подрядчиком.

В противном случае аренда по фиксированной цене прекращается и назначается аукцион.

Наделы могут быть образованы из муниципальных земель и переданы в бесплатное пользование нуждающимся лицам.

К таким лицам относятся:

Критерии нуждаемости устанавливаются для каждого субъекта федерации отдельно.

Физические и юридические лица, не имеющие право на выделение муниципального участка без торгов или бесплатно, должны принять участие в публичном аукционе.

Итак, к муниципальной собственности относятся все земельные участки внутри границ муниципального образования, за исключением частных земель. Из муниципальных земель могут быть образованы отдельные участки для предоставления в пользование или собственность физическим или юридическим лицам. Решение об образовании участков принимается исполнительными органами власти.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Муниципальная собственность на землю

Что такое муниципальная собственность на землю, кто может получить правомочия на владение, пользование и распоряжение муниципальными землями, а также какими законами регулируется оформление муниципальной земли в собственность – об этом читайте в нижеприведенной статье.

Право муниципальной собственности – есть совокупность правомочий владения, пользования и распоряжения над объектами, которые принадлежат муниципальному образованию (городским и сельским поселениям, п. 1 ст. 215 ГК РФ). На основании Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав муниципальной собственности могут входить различные природные ресурсы и земельные участки, которые, в свою очередь, являются:

  • признанными таковыми Федеральными законами и соответствующими законами субъектов РФ (п. 1 ст. З Закона о введении в действие ЗК РФ);
  • приобретенными на основании требований гражданского законодательства;
  • приобретенными на основании гражданско-правовых сделок;
  • приобретенными на основании безвозмездной передачи из федеральной собственности;
  • перешедшими в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю.

Правомочия собственника реализуются органами местного самоуправления, которые действуют от имени муниципалитета и имеют право передавать землю физическим или юридическим лицам в постоянное или временное пользование, а также продавать, отчуждать и совершать иные сделки, в числе которых аренда муниципальной земли, действуя в рамках российского федерального законодательства. Муниципальная собственность, равно, как государственная и частная, находится под защитой государства. Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть:

  • землями общего пользования, допускающими нахождение на их территории граждан, с правом пользования природными объектами, находящимися на этом участке, в соответствии с разрешением собственника и законно-правовых актов (п.1 ст.262 ГК РФ);
  • землями, закрытыми для общего доступа.

Муниципальная собственность на землю является единым целым, она не делится на различные виды и имеет свое предназначение – обеспечение проживания, работы и отдыха населения. Ответственность за управление муниципальными землями возложена на органы местного самоуправления, структура которых включает в себя подразделения, отвечающие за содержание и использование земель различного назначения (автомобильные дороги, благоустройство городских улиц и парковых территорий и т.д.). Муниципальные земли являются частью земель населенных пунктов и в основном относятся к землям общего пользования, используясь для возведения на них объектов общественного назначения.

Земли, находящиеся в муниципальной собственности, и расположенные за чертой населенных пунктов, могут быть приватизированы в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами органов местного самоуправления.

Средства от аренды либо продажи земли муниципальной собственности поступают непосредственно в бюджет субъекта РФ в полном объеме.

Аренда земель муниципальной собственности

Согласно земельному законодательству РФ земельный участок, находящийся в собственности муниципалитета, можно арендовать на условиях платного пользования либо безвозмездного срочного или бессрочного пользования. Оформить договор аренды на землю вправе, как физическое, так и юридическое лицо, в порядке, предусмотренном Земельным кодексом, законами федеральными или субъектов РФ. В случаях, если муниципальная земля арендуется с целью комплексной застройки жилищных объектов, права аренды передаются через торги и аукционы, которые проводятся органами самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Как правило, такой вид аренды является долгосрочным, а к арендаторам выставляются определенные требования. Отказать в аренде земли муниципальной собственности могут в случаях изъятия земельного участка из оборота либо его резервирования для муниципальных или государственных нужд. Случаи, когда муниципальные земельные участки планируется арендовать без возведения на ней строительных объектов, являются несложной процедурой. Необходимо подать заявление о выборе земельного участка в соответствующий государственный орган для утверждения схемы расположения, и дальнейшей постановки на кадастровый учет (осуществляется будущим арендатором самостоятельно). После получения всех названных документов может быть заключен договор между арендодателем и арендатором. Арендная плата за пользование муниципальными землями исчисляется в соответствии со ставками земельного налога. Кроме того, при продаже права на оформление договора аренды на землю, возникают стартовые земельные платежи, которые также необходимо будет оплатить в оговоренный договором срок.

Выкуп муниципальной земли в собственность

Начиная с 30 октября 2007 г., в силу вступили новые изменения в Федеральный закон №212-ФЗ от 24.07.2007 г., направленные на обеспечение слияния муниципальных и государственных земель и расположенных на них строительных объектов в единые объекты недвижимости. Если до вступления в силу нового закона допускалось приватизировать только жилищные и промышленные здания и сооружения, и при этом земельный участок, на котором они находились, можно было оформить в бессрочное пользование на безвозмездной основе, то новый закон обязал произвести выкуп муниципальной земли в собственность либо оформить договор аренды в срок:

  • до 01.01.2010 г. – для юридических лиц негосударственных форм собственности;
  • до 01.01.2013 г. – для юридических лиц, объекты которых находятся на муниципальных земельных участках, с прохождением через них путепроводов, автомобильных и железны дорог, линий связи и электропередач, иные объекты крупномасштабного значения.

Нарушение сроков оформления перехода муниципальных земель в собственность повлекло за собой штрафы на юридических лиц в размере от 20 до 100 тысяч рублей (ст. 7.34 КоАП). Оформление муниципальной земли в собственность возможно при наличии соответствующих документальных оснований:

  1. документы, подтверждающие право частной собственности на все объекты индивидуального жилищного строительства, находящиеся на этом земельном участке (эти же документы будут основанием для оформления муниципальной земли в частную собственность);
  2. распоряжение органа местного самоуправления о передаче земельного участка в бессрочное пользование либо пожизненное владение (акт, свидетельство, выписка из похозяйственной книги, выданной в администрации по месту расположения участка, и т.д.).

Выкуп муниципальной земли в собственность представляет собой многоэтапный процесс, число действий в котором зависит от местонахождения земельного участка, вида разрешенного использования земли, места расположения региона или муниципалитета, к которому относятся данные земли. В перечень основных этапов по процедуре выкупа муниципальной земли входят:

  • Заключение договора, с указанием в нем размера и срока внесения авансового платежа за участок.
  • Оценка и сравнение рыночной и кадастровой стоимости объекта.

В случае, если кадастровая стоимость окажется выше рыночной, в территориально расположенном органе Росреестра необходимо произвести переоценку кадастровой стоимости земельного участка, являющегося объектом передачи в собственность на основании выкупа.

  • Принятие решения по вопросу купли-продажи земельного участка.
  • Непосредственно заключение договора купли-продажи.
  • Оформление права собственности на землю в государственном органе.

Выкуп муниципального земельного участка может быть выполнен, как с единовременной выплатой его стоимости в полном объеме, так и с рассрочкой платежа.

Договор купли-продажи недвижимости, в данном случае – земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, предусматривает переход права собственности к арендатору. Порядок заключения договора регламентируется ст. ст. 609 и 624 ГК РФ. При заключении договора присутствие и участие владельца земли (арендодателя) является обязательным. В случае уклонения арендодателя от оформления договора по купле-продаже муниципального земельного участка, арендатор может обратить с иском в суд, и на основании решения суда совершить сделку. В данном случае стоимость выкупа муниципальной земли буде определена в соответствии с результатами экспертизы, проведенной независимым оценщиком. Выкуп муниципальной земли возможен в следующих случаях:

  1. Лица, имеющие в собственности объекты недвижимости, находящиеся на выкупном земельном участке. При этом цена выкупа в данном случае не должна превышать его кадастровую стоимость, независимо от собственника (государство или муниципалитет).
  2. Религиозные организации вправе выкупать муниципальные земли с нахождением на них зданий и строений религиозного и благотворительного назначения – на все время их использования.
  3. Муниципальные земли сельскохозяйственного назначения арендатор может выкупить только по истечении 3-х лет со дня подписания договора аренды на этот земельный участок и его надлежащем использовании на протяжении всего срока.

Площадь выкупаемых земельных участков, равно как и срок аренды до выкупа, законом не ограничены. Начиная с 2012 г. выкуп муниципальных земель возможен в сумме, равной 100% его кадастровой стоимости.

Порядок выкупа арендованных муниципальных земель

Для того, чтобы произвести процедуру выкупа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заинтересованное лицо должно предоставить соответствующий орган местного самоуправления:

  • паспорт;
  • заявление установленного образца;
  • договор аренды муниципальной земли;
  • квитанция об уплате государственной пошлины.

После согласования с органами местной власти в Росреестр предоставляются:

  • оригинал договора купли-продажи земельного участка;
  • заявление соответствующего образца о переходе права собственности;
  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • квитанция об уплате стоимости земельного участка;
  • расчет стоимости выкупа земли, выданного оценочной комиссией;
  • постановление о предоставлении земельного участка, выданного местными органами власти.

Право собственности заявитель приобретает с момента регистрации в соответствующих органах. Срок оформления документов составляет – 7 рабочих дней.

В выкупе муниципальной земли в собственность может быть отказано на следующих основаниях:

  1. при подаче неполного пакета документов либо его ненадлежащем оформлении;
  2. при установлении факта процедуры банкротства/прекращения деятельности покупателя – юридического лица;
  3. при предоставлении недостоверной информации о покупателе либо выкупаемом земельном участке;
  4. при невозможности выкупа муниципальной земли ввиду ее особого целевого назначения (земли общего пользования, заповедники, земли лесных и водных фондов и т.д. ).
  5. выкуп муниципальных земельных участков невозможен для нерезидентов Российской Федерации.

Муниципальная собственность на землю

Правом муниципальной собственности на землю обладают органы местного самоуправления. Несмотря на то, что данная форма собственности была провозглашена еще в 1992 г. Законом «О местном самоуправлении», долгое время в отношении муниципальной собственности был известен только ее субъект — орган местного самоуправления.

Возникновение муниципальной собственности на землю

При муниципальном владении участками земли права владельца от имени муниципалитета реализуются местными органами власти (пункт 2 ст. 215 ГК РФ). Местные власти вправе распоряжаться землями, относящимися к данному муниципальному образованию по своему усмотрению, в том числе передавать их в частную собственность, сдавать в аренду и т.д. Муниципальная собственность возникает в следующих случаях:

  • При передаче наделов данному муниципалитету из федерального или регионального фонда;
  • При покупке земель муниципальными властями;
  • При предоставлении муниципалитету государственных земель для реализации социальных программ;
  • При отказе частного владельца от своих наделов;
  • В случае выморочных участков.

Частный владелец, земельные участки которого находятся на территории муниципального образования, имеет право отказаться от владения своими землями, и тогда они переходят в собственность муниципалитета (пункт 1.1 ст. 19 ЗК РФ). Если единственный собственник земельного надела умер, и у него не осталось наследников, либо наследники отказались от получения своих законных долей, то такой надел считается выморочным имуществом и переходит во владение того муниципального образования, на территории которого он расположен. Объекты и субъекты Объектами муниципальной собственности могут выступать земельные наделы, находящиеся в границах данного муниципалитета. К таким надела могут относиться как земли, находящиеся в пользовании частных и государственных структур, так и в общей собственности (например, земли придомовых территорий жилищных кооперативов). Субъекты муниципальной собственности — это должностные лица и организации, осуществляющие непосредственное управление и распоряжение землями данного муниципального образования.

Такими субъектами могут выступать:

  • Главы муниципальных образований;
  • Законодательные органы власти;
  • Подразделения городской администрации;
  • Унитарные предприятия;
  • Частные организации, привлечённые органами власти для управления муниципальными землями по договору подряда.

Управляющие субъекты осуществляют функции управления от имени муниципалитета, но являются подконтрольными выборным руководящим органам территориальных образований. Какие земли находятся в муниципальной собственности В муниципальном владении могут находиться любые участки, расположенные внутри границ данного муниципалитета. По происхождению права владения различают следующие виды муниципальных земель, в соответствии с пунктом 1 ст. 19 ЗК РФ:

  • Земли, переданные в распоряжение муниципалитета региональными или федеральными законодательными актами;
  • Участки, полученные при разграничении государственных владений;
  • Участки, приобретённые муниципальными властями;
  • Участки, полученные муниципальными властями бесплатно.

Бесплатно муниципалитету могут быть предоставлены земли из федерального или регионального фонда для реализации целевых программ или при изменении границ субъектов федерации. Важно помнить, что к бесплатно полученным землям не относятся участки, полученные путём судебного взыскания у частных лиц, а также выморочные и отказные наделы. Муниципалитеты владеют в основном следующими категориями земель:

  • Землями поселений (свыше 95% всей площади муниципального образования);
  • Сельскохозяйственными землями;
  • Промышленными землями.

Земли стратегического и оборонного назначения находятся на закрытых территориальных образованиях, находящихся в ведении министерства обороны. Виды муниципальной собственности В настоящее время муниципальная собственность на земельные наделы представлена в четырёх видах:

  • Закрытая;
  • Публичная;
  • Нераспределённая;
  • Предоставленная.

К закрытым муниципальным земельным владениям относятся территории муниципальных предприятий с наличием пропускной системы, а также земли под зданиями правительственных и силовых структур.

Муниципальная собственность на землю

В соответствии со Статьей 19 «Муниципальная собственность на землю» Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) к муниципальной собственности относятся следующие земельные участки:

  • признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
  • безвозмездно переданные в муниципальную собственность из федеральной собственности;
  • если право муниципальной собственности на землю возникло при разграничении государственной собственности;
  • приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Разграничение государственной и муниципальной собственности на землю осуществляется в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами.

Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, со дня государственной регистрации прекращения права собственности на него становится собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо муниципального района.

Муниципальные и государственные земли, подобно сообщающимся сосудам, позволяют земельным участкам «перетекать» из одной формы собственности в другую.

Возможна передача земли в муниципальную собственность из государственной. Например, земельные участки, находящиеся в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, могут безвозмездно передаваться в муниципальную собственность в целях их предоставления гражданам. В свою очередь, земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в целях бесплатного предоставления гражданам могут безвозмездно передаваться в собственность субъектов Российской Федерации ─ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. С этой же целью земли одного муниципального образования могут быть (и также безвозмездно) переданы в собственность другого.

В то же время в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в т. ч. за пределами их границ. (Территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры, могут не входить в состав земель муниципального образования).

Земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность или в аренду гражданам и юридическим лицам, а юридическим лицам еще и в постоянное (бессрочное) пользование.

Предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. В отдельных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации оно может осуществляться бесплатно.

Рынок земли развивается стремительно и рынок муниципальной земли тоже, поэтому наряду с административными существуют рыночные механизмы регулирования количественного состава муниципальных земель. Муниципальные образования получили возможность приобретать объекты муниципальной собственности разными способами ─ это и купля-продажа муниципальной земли, и иные сделки об ее отчуждении.

На стоимость муниципальной земли оказывает влияние целый комплекс факторов. Цена земли муниципальной зависит от месторасположения участка, его размера и формы, назначения, наличия и развитости транспортной и социальной инфраструктуры, уровня экологической нагрузки и иных факторов.

Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений, установленные в Статье 11 ЗК РФ, включают:

  • резервирование земель для муниципальных нужд, изъятие земли для муниципальных нужд в т. ч. выкуп муниципальной земли;
  • установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, а также других муниципальных образований;
  • разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Примерами оснований резервирования земель для муниципальных нужд являются размещение объектов инженерных сетей муниципального значения (электро-, газо-, тепло- и водоснабжение), строительство автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов и между ними (а кроме того, мостов и иных транспортных инженерных сооружений), размещение объектов социальной инфраструктуры, строительство искусственных водных объектов на землях, находящихся в муниципальной собственности и т. д.

Органы местного самоуправления осуществляют распоряжение и управление муниципальными землями ─ земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Муниципальное управление использованием земли — исключительная компетенция представительного органа муниципального образования.

Так, например, органами местного самоуправления из одной категории в другую переводятся земли, находящиеся в муниципальной собственности (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).

На основании решений органов местного самоуправления осуществляется образование земельных участков из участков, находящихся в муниципальной собственности (исключения — раздел земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан или образование земельных участков из участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства).

Согласно Статье 72 «Муниципальный и общественный земельный контроль» ЗК РФ органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, осуществляется муниципальный контроль за использованием земель.

В соответствии с уставом муниципального образования субъекты муниципальной собственности на землю — городские, районные, поселковые и другие муниципальные образования в лице органов местного самоуправления наделяются собственной компетенцией в решении вопросов владения, пользования и распоряжения землями, находящимися в муниципальной собственности.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества (в т. ч. приватизация муниципальной земли) определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты. Следует отметить, что Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы.

Дом на муниципальной земле

На сегодняшний день использование земли для строительства — один из самых выгодных и привлекательных способов инвестирования. Поэтому неудивительно, что муниципальная земля под строительство чрезвычайно востребована, а торги муниципальной земли вызывают огромный интерес.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, установлен в Статье 30 ЗК РФ.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно через торги.

В статьях 30.1. и 30.2. ЗК РФ говорится об особенностях предоставления земельных участков для жилищного строительства и их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в муниципальной (и государственной) собственности. В статье 36 ЗК РФ — о приобретении прав на земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.

Правом муниципальной собственности на землю обладают органы местного самоуправления. Несмотря на то, что данная форма собственности была провозглашена еще в 1992 г. Законом «О местном самоуправлении», долгое время в отношении муниципальной собственности был известен только ее субъект — орган местного самоуправления.

Поскольку правом муниципальной собственности обладают негосударственные органы власти, необходимо было детально урегулировать, какие земли и в каком порядке могут быть переданы органам местного самоуправления. Однако это было выполнено только в 2001 г. в Федеральном законе «О разграничении государственной собственности на землю».

В муниципальную собственность городов, районов (кроме районов в городах), сельских поселений, а также других муниципальных образований для обеспечения их развития передаются земли, находящиеся в государственной собственности. В муниципальную собственность могут включаться земли, приобретаемые по решению местной администрации у других собственников земельных участков путем их выкупа в установленном порядке. Управление и распоряжение муниципальными землями осуществляются органами местного самоуправления.

Муниципальная собственность включает в себя земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации;
  • право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством (ст. 19 ЗК РФ).

Помимо муниципальной собственности, крупные муниципальные образования — районы и округа — с 1 июля 2006 г. в соответствии с Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ, ФЗ „О введении в действие Земельного кодекса РФ“, ФЗ „О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» приобрели право распоряжаться неразграниченными государственными землями. Это право предоставлено муниципальным районам и округам, за исключением столиц субъектов и административных центров, порядок предоставления земельных участков в которых устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Муниципальная собственность на земельные участки

Муниципальная собственность на землю – право территорий, образованных государством. Населённые пункты (город, деревня, село, другой вариант поселения), как правило, сложившиеся исторически, всегда имели право владеть и распоряжаться землями, на которых они располагаются. Государство всегда оказывало влияние на всю свою территорию, но права владения, пользования и распоряжения оно обычно закрепляло за местными властями: администрациями областей, районов, муниципалитетов.

Содержание и сущность

Муниципальная собственность на землю складывается из обычных правомочий. При этом право применяется не только к собственно земле (участок, территория), но и к объектам (инженерным конструкциям), на ней находящимся и по ней проходящим.

Владелец объектов – муниципальное формирование, входящее в государственную иерархию системы управления, структуру общественных отношений, территорий и т. п., то есть поселение, где проживают граждане и действует конкретная территориальная система власти (городской вариант, сельское поселение, населённый пункт), привязанная к конкретной земле (участок, территория).

Объекты, расположенные на землях территорий, могут не принадлежать муниципалитету. Собственником может быть как государство, так и различные юридические и физические лица. Правовые отношения могут быть построены совершенно различным образом по времени и по использованию земельных участков территории.

Объекты и территории могут иметь особенное значение для государственных и международных интересов. Правильное формирование надлежащих правовых и смежных общественных отношений имеет важное значение и порой государственный (федеральный, а также международный) интерес и вероятные последствия.

Муниципальная собственность – классическая форма защиты прав, обязательств и ответственности. Государство и его правоохранительные органы защищают такой вид собственности подобно тому, как это делается в отношении собственности государства и приватных владений.

Обычно в муниципальные владения входят разнообразные объекты, которые образуются исторически или:

  1. Признаны законодательным образом.
  2. Получены (приобретены) через обычный оборот, гражданско-правовые сделки или передачу из государственной собственности (фактор безвозмездности).
  3. Оказавшиеся в таком вот виде права части собственности при размежевании госсобственности.

Общие права муниципалитета

Муниципальная территория обладает возможностью (имеет основание) оформлять части своих владений физ-/юрлицам в тот или иной вариант приобретения. А также реализовывать, выполнять сделки, предусмотренные действующим законодательством, в числе которых арендные отношения.

Формально процесс перехода такой земли в иной вариант собственности для физ-/юрлиц возможен при наличии надлежащих законодательных и фактических моментов: подтверждение права (частная собственность на все объекты, например, результаты приватного строительства жилья, находящиеся на этом земельном участке, построенного с чётким соблюдением всех сопутствующих норм действующего права).

Обозначенный комплект этих же документов будет причиной для оформления такой земли в приватное владение, т. е. решение или постановление муниципалитета о предоставлении/передаче участка в длительное/бессрочное использование либо пожизненное владение.

Владение муниципалитета

Участки территорий, находящиеся в его компетенции (управление, контроль, отношения собственности), могут:

  • иметь обычный характер общего пользования;
  • быть закрыты для какого-либо несанкционированного доступа, территории специального (особого) предназначения.

Классический (общий, то есть для всех одинаковый) режим пользования – обычное правовое положение муниципальных земель, сложившаяся система общественных отношений, известный правовой механизм регулирования.

Допускается пребывание (проживание) на территории с возможностью пользования природой, её объектами (ресурсами), находящимися здесь (на этой земле), в соответствии с законами Российской Федерации, «санкцией» владельца и другими нормами права, в частности, с локальным нормотворчеством;

Фактическое существо, основной адресат (потребитель), смысл и «забота» компетенции на местах (уполномоченного лица или органа власти) – сфера отношений пребывания/проживания населения. В этом контексте сказанное определяет понятие муниципального владения, составляет единое, неделимое целое, не классифицируется (вид или категория), но обладает собственным правовым оформлением.

Компетентность ответственных за управление в обязательном порядке простирается за пределы норм действующего законодательства, сложившихся общественных отношений. Общественная значимость на местах, её соотношение с федеральным государственным значением, международной известностью, и другие моменты, обычно не регулируемые правом, всегда могут оказать как негативное, так и положительное влияние.

Учёт такого влияния важен. Земля муниципалитета может оказаться в центре развязки транспортной инфраструктуры, например. Коллапс транспортных средств в непредвиденной ситуации может повлечь за собой как вынужденные траты собственных средств на решение проблемы, так и внимание извне к возникшей проблеме.

Обстоятельство может вызвать вынужденный переход права собственности ради снятия проблемы, перенос центра тяжести из сферы компетенции органов власти на местах, например, на федеральный уровень или в поле действия международного права, в сферу влияния интернациональной организации.

Объекты, расположенные на муниципальных землях:

  • автомобильные и железнодорожные пути и дороги, придорожные объекты и обслуживающие сооружения;
  • городские улицы (инфраструктура, оборудование, обслуживание);
  • трубопроводы;
  • линии передач электричества, сигналов;
  • оснащение и оборудование (парки, места отдыха) территорий;
  • освещение, инженерные сооружения;
  • объекты санитарного назначения;
  • прочие подобные варианты.

Земля муниципалитета, как правило, это часть земель поселений — города, деревни, сёла и другие варианты проживания населения и в сущности (предназначении) относится к территориям общего характера пользования, для сооружения на них объектов общественной значимости (в т. ч. благоустройство, инженерные конструкции, объекты, имеющие природоохранное значение, обеспечение коммуникаций, связи, передачи энергии, для нужд транспорта).

Земли муниципалитета, включая находящиеся за городской чертой:

  • могут быть приватизированы;
  • сданы в аренду

Порядок и основания для приватизации и аренды определяются законодательными актами федерального и местного значения с учётом действующего законодательства в целом.

Средства от земли муниципалитета (аренда, продажа) поступают непосредственно в местный бюджет.

Аренда и приватизация

По законодательству РФ о земле участок можно арендовать платно или безвозмездно.

Арендные отношения на землю доступны как физическому, так и юридическому лицу в установленном порядке.

Когда муниципальная территория арендуется для комплексной постройки жилых строений и объектов благоустройства территории, права аренды передаются через торги и аукционы. Правила организации и проведения последних определены соответствующим земельным законодательством.

Возможны случаи, когда непредвиденное и неожиданное изъятие земельного участка объективно необходимо.

Кризис природной среды, космические исследования и т. п. – однозначно моментальный вывод территории из числа доступных земель, и его аккумулирование для каких-либо неотложных или значимых государственных нужд.

Простые или упрощённые процедуры оформления применяются для участков в аренду без строительства на них объектов. Сначала подаётся заявление в компетентный орган власти или уполномоченную им и компетентную структуру муниципалитета, далее следует процедура оформления, межевание, периметр, утверждение и кадастровый учёт.

Основание взимания платы: договор. Плата формируется с учётом норм законодательства, определяющих ставки земельного налога. Конкретные исчисленные платежи следует оплачивать в оговорённый и установленный срок, по договору или по графику платежей.

Изменения законодательства связаны с объективными процессами слияния различных территорий (муниципального и государственного значения и владения), расположенных и строящихся на них сооружений и строений в комплексные объекты, как одно целое.

Новые нормы законодательства изменили порядок приватизации земель.

До их разработки и использования разрешалось приватизировать только то, что построено на участке:

  • жилые и промышленные строения;
  • инженерные сооружения;
  • конструкции для благоустройства.

Землю можно было бесплатно оформить в бессрочное пользование.

Новые нормы обязали выкупать земли, оформляя надлежащие договоры (например, аренды).

Природные и экологические факторы

Нормы действующего законодательства надлежащим образом регулируют общественные отношения, но муниципальная собственность на земельные участки, по общему правилу, накладывает обязательства и ответственность за соблюдение нормального состояния окружающей среды.

Уполномоченные структуры муниципалитетов:

  • экологические;
  • природоохранные;
  • санитарные и им подобные.

Точное следование букве закона обусловливает нормальное формирование отношений собственности (земли, объекты, имущество), но ошибки и просчёты уполномоченных должностных лиц и структур управления могут дать шанс изменить положение вещей как случайному журналисту, так и международной экологической организации, не имеющей к землям муниципалитета абсолютно никакого отношения.


Земли муниципалитета — какие они?

Муниципальная собственность — это одна из форм владений, при которой правомочия пользования, владения и распоряжения принадлежат органам местной власти. А как образовываются такие земли и могут ли они переходить в другую форму собственности — рассмотрим в этой статье.

Какие земли находятся в собственности у муниципалитета

Участки, находящиеся в собственности местных властей, регулируются следующими законодательными актами:

  • Гражданский Кодекс;
  • Закон о крестьянском хозяйстве;
  • Земельный Кодекс, Закон о личном подсобном хозяйстве.

Кроме того, информацию о торгах можно посмотреть на Официальном сайте Российской Федерации, а также на сайтах местных администрации в части распоряжения органов самоуправления.

Основаниями для возникновения такого вида владений будут:

  • признание такими на основании федеральных законов;
  • земли, приобретённые согласно гражданскому законодательству;
  • если участки разграничили из государственной собственности;
  • когда на землю нет правоустанавливающих документов и она не относиться к государству;
  • если нет владельца или он отказался от своих прав, то есть надел бесхозный;
  • те, что были бесплатно отданы из федерального земельного фонда.

Другими словами муниципальной собственностью будут участки, расположенные в пределах города, поселения, которые не принадлежат государству, частным лицам, юридическим фирмам, не являются федеральным объектом.

Виды муниципальной собственности на землю

Земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности, охраняются государством и условно подразделяются на такие подвиды:

  • участки общего пользования. На них могут находиться люди, пользоваться природными ресурсами;
  • закрытые земли.

Муниципальные участки не подразделяются на разные виды, считаются едиными и имеют одно предназначение — обеспечить отдых, проживание, работу населению.

Субъекты и объекты муниципальной собственности на землю

Объектами муниципальных владений являются земли, переданные государством местным властям или полученные ими в следствии разграничения участков. Такие наделы могут находиться как в пределах муниципалитета, так и за его границами.

Субъектами таких владений станут органы власти города, посёлка, района и других населённых образований. Они имеют право распоряжаться землёй в рамках действующего законодательства.

Как муниципалитет может распоряжаться данными земельными участками

Администрация населённых пунктов имеет право на муниципальных землях осуществлять такие действия:

  • предоставлять участки гражданам в пожизненное наследуемое владение;
  • отдавать землю физическим лицам в срочное использование;
  • сдавать в аренду организациям и компаниям, гражданам;
  • предоставлять землю в бессрочное использование;
  • обмениваться наделами между населёнными пунктами;
  • продавать землю на торгах или аукционах;
  • отчуждать участки.

Деньги от сдачи или продажи земель в аренду поступают полностью в бюджет субъекта РФ.

Как происходит образование земельного участка из земель муниципальной собственности

Образование участка из владений муниципалитета происходит несколькими способами:

В каждом из способов есть свои нюансы. Так, запрещено объединять участки муниципальной собственности и предоставленные в бессрочное пользование или безвозмездное срочное использование. Но это правило не действует, если земля предоставляется на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования одному человеку.

Запрещается перераспределять участки между физлицами или юрлицами и муниципалитетом, но только если это не происходит на застроенной территории для её развития, или не для размещения капитальных строений.

Когда земля образовывается путём раздела и объединения, то обязательно необходимо разрешение местной администрации.

Для этого землевладелец, землепользователь или арендатор обращается с заявлением в местные органы самоуправления. К своей письменной просьбе прилагают такие официальные бумаги:

После получения утвердительного ответа, решение местных властей надо зарегистрировать.

За всю процедуру необходимо будет заплатить только госпошлину при регистрации участков. Но если в результате площадь территории станет больше, то эта процедура будет уже платной и её стоимость определяется распоряжениями местной администрации.

Про документы нужные для оформления купли-продажи вы узнаете в нашей тематической статье.

Узнать кадастровую стоимость можно достаточно просто, нужно просто прочитать наш материал.

Как происходит передача земельного участка из муниципальной собственности в частную

Землю, находящуюся во владении муниципалитета, есть вероятность получить в личную собственность. Сделать это можно на двух основаниях:

  • платном и тогда стороны заключают между собой договор;
  • бесплатном, что будет поводом для отвода и госрегистрации.

При выделении земли придерживаться надо такого порядка:

  • подготовить схему размещения участка;
  • подать в местную администрацию предварительное заявление;
  • получить разрешение на выделение участка;
  • обеспечить кадастровые работы;
  • поставить участок на кадастровый учёт;
  • подать заявление о предоставление участка. К нему приложить кадастровый паспорт;
  • заключить соглашения аренды, купли-продажи или бессрочного использования;
  • зарегистрировать участок.

Все заявления подаются несколькими способами:

  • принести лично;
  • отправить почтой;
  • подать электронную заявку в интернете.

А вот передать муниципальные земли государству уже нельзя.

Муниципальными землями распоряжается местное самоуправление. Их можно получить в частную собственность, пройдя определённую процедуру.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источники:
http://mirkadastra.ru/zemleustrojstvo/municipalnaya-sobstvennost-na-zemlyu.html
http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/municipalnaya.html
http://pravovedus.ru/practical-law/civil/munitsipalnaya-sobstvennost-na-zemlyu/
http://mirkadastra.ru/zemleustrojstvo/municipalnaya-sobstvennost-na-zemlyu.html
http://zhiloepravo.com/oformlenie/sobstvennost/munitsipalnaya-zemlyu.html
http://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/sobstvennost/formy/zemli-municipaliteta.html
http://lektsii.org/15-11343.html

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию