Сервитут в земельном праве

Что такое сервитут на земельный участок

Сервитут – право ограниченного пользования чужой недвижимостью в личных целях. Понятие частной собственности подразумевает, что владелец может распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Однако права обладателей земельных участков могут быть нарушены вынужденными действиями других лиц.


Статья 217 Гражданского кодекса РФ определяет сервитут на земельный участок как вещное право граждан, не входящих в число собственников. Статья 274 ГК РФ регламентирует общие правила установления обременения.

Отличительные особенности сервитута заключаются в следующем:

  1. За владельцем сохраняется право распоряжения (землю можно продать, передать по наследству, подарить, сдать в аренду).
  2. Сведения об обременении вносятся в кадастровые документы.
  3. Хозяин вправе требовать плату за эксплуатацию надела.
  4. Остальные участники сделки не приобретают права собственности.

Если право на землю переходит к другому владельцу, обязательства по обременению не исчезают.
В статье 23 Земельного кодекса РФ раскрываются цели, основания, виды и сроки сервитута.
Содержание договора использования чужой территории очень похоже на соглашение об аренде. Основное различие между сделками заключается в вынужденном характере сервитута. Возможность арендовать участок не означает приобретения права на сервитут.
Статьи 39.25 и 39.26 ЗК РФ регламентируют содержимое и порядок оформления документа.

Виды сервитутов

Российское земельное законодательство выделяет два варианта сервитута: публичный и частный. Разделение производится в зависимости от правового значения возникновения договора.
Выделяют следующие различия между видами:

  1. Основанием для регистрации в органах Росреестра публичного договора служат региональные нормативные акты или постановления отдельного муниципалитета. Частное ограничение вводится по добровольному соглашению или по решению суда.
  2. Публичный вариант предполагает безвозмездное использование надела. Частный владелец имеет право на денежную компенсацию.
  3. Процедуры введения и прекращения существенно отличаются.

Публичное обременение осуществляется в интересах большого круга лиц. Частное соглашение заключается между конкретными людьми (организациями).

Когда применяется публичный сервитут

Публичное ограничение предусматривает эксплуатацию земли государственным или муниципальным образованием.

Основания наложения обременения включают:

  • прокладка коммуникаций (газопровод, ЛЭП);
  • прогон и выпас скота, принадлежащего фермерским и крестьянским хозяйствам;
  • прохождение дороги общего пользования через частную территорию;
  • проведение исследовательских и поисковых работ;
  • строительство общественных объектов;
  • возможность беспрепятственного прохода к источнику воды (береговой зоне);
  • размещение информационных знаков;
  • выполнение дренажных работ.

Договор о публичном использовании участка должен быть обязательно зарегистрирован в Росреестре.
Пользователи общественного сервитута должны соблюдать санитарные нормы, правила пожарной защиты, заботиться о сохранении земли.

Когда необходим частный сервитут

Соглашение об ограниченном использовании участка заключается владельцами смежных наделов.
Установление частного обременения применяется в следующих ситуациях:

  • необходимость проезда или прохода через соседнюю территорию;
  • проведение и ремонт коммуникаций (например, водопровода, электрического кабеля);
  • возведение и ремонт объектов недвижимости;
  • обеспечение иных нужд собственника.

Если владельцы участков не смогут договориться о совместной эксплуатации, то решение будет приниматься в судебном порядке.

Практика показывает, что простой сервитут оформляется по согласию сторон при наличии нескольких обстоятельств:

  • предполагаются незначительные потери от наложенного ограничения;
  • собственникам невыгодно доводить дело до суда;
  • лицо, которому предъявлено требование, получает денежную компенсацию.

Величина выплат определяется размерами предполагаемого ущерба.

Как дополнительно различают сервитуты

Обременение земельного участка можно классифицировать по сроку действия. Срочный договор имеет силу на протяжении определенного периода (к примеру, на время ремонта). Бессрочный сервитут не ограничен временными рамками и является постоянным.

Существует разделение соглашений об эксплуатации земельных территорий по объектам:

  • водный (использование водоемов);
  • лесной (право свободного пребывания в лесах, сбор грибов и ягод).

Кроме того, сервитут предоставляется бесплатно или на возмездной основе.
Чтобы рассчитать размер платежей следует учитывать реальные расходы, интенсивность использования и стоимость утраты выгоды. Если с требованием обременения обращается юридическое лицо, компенсация дополнительно облагается НДС.

Как установить сервитут

Земельный сервитут (все виды) по общим правилам назначается в соответствии с требованием лица о его применении.

Законом определено три способа наложения обременения:

  • по добровольному согласию землепользователей;
  • на основании нормативного акта (федерального или муниципального);
  • по судебному решению.

Одной из причин заключения договора выступает наличие у заявителя права пожизненного владения.


Как налагается публичный сервитут

Требование об установлении порядка эксплуатации землей вправе выдвигать муниципальные органы, организации, садоводческие товарищества (СНТ) и другие группы граждан.

Последовательность назначения публичного сервитута состоит из следующих этапов:

  1. Подача заявления в органы местного самоуправления.
  2. Объявление и проведение подробного публичного слушания.
  3. Принятие решения администрацией муниципального образования.
  4. Подписание нормативного акта.
  5. Регистрация документа в Росреестре.

Действие сервитута начинается после его официального оформления.
Длительность процедуры утверждения обременения определяется административным регламентом региона. Общий срок составляет от трех месяцев до полугода.

Как оформляется частный сервитут

Договор частного обременения – соглашение собственников наделов, имеющих общую границу.
Заключение соглашения проводится по схеме:

  1. Заинтересованные лица договариваются о совместном использовании земли.
  2. Если согласие не достигнуто, инициатор сервитута обращается с иском в суд.
  3. Определяются порядок, сроки и цена эксплуатации участка.
  4. Обременение регистрируется в органах Росреестра.

В договоре отражаются все существенные условия. К составлению документа по желанию участников привлекается нотариус. Если форма соглашения не соблюдена, оно может быть признано недействительным.

Пункты договора включают:

  • личные данные сторон;
  • характеристики объекта (площадь, кадастровый номер, назначение);
  • цели использования;
  • размер земельного участка (если обременение устанавливается на часть территории);
  • срок действия;
  • цена и способ оплаты;
  • порядок эксплуатации надела;
  • обязанности сторон.

Если земля находится в собственности нескольких лиц, в соглашении разграничено участие всех правообладателей.

Какие документы необходимо представить

Сервитут устанавливают на территорию, границы которой зафиксированы документально.
Обратиться в отделение Росреестра может как владелец, так и пользователь спорного участка.

Перечень необходимых бумаг включает:

  • заявление на госрегистрацию;
  • копия удостоверения личности заявителя;
  • документы, подтверждающие право собственности на землю;
  • соглашение владельцев или решение суда;
  • кадастровый план;
  • квитанция оплаченной госпошлины.

При нахождении участка в ипотеке требуется согласие кредитной организации.

Когда прекращается действие сервитута

Российское законодательство предусмотрело возможность прекращения сервитута.

Обременение отменяется по следующим причинам:

  • исчезли основания для ограниченного использования земли;
  • участок уничтожен в результате природной или техногенной катастрофы;
  • закончился срок действия договора;
  • изменились условия (заключено новое соглашение);
  • землепользователь отказался от требований.

Для снятия обременения собственнику необходимо обратиться в органы Росреестра с заявлением о погашении договора.

Земельный кодекс РФ (ст. 48) закрепляет дополнительные основания для прекращения публичного сервитута:

  • нарушение целей использования;
  • нанесение ущерба земельным ресурсам;
  • задолженность по внесению установленной платы.

Действие договора можно прекратить в одностороннем порядке или по обоюдному согласию сторон.

Как оспорить наложение сервитута

Установление обременения – сделка, предметом которой выступает пользования объектом недвижимости. Любая сделка оспаривается в судебном порядке.

Собственнику, на имущество которого налагается обременение, следует подготовить исковое заявление. Истец должен доказать, что условия, при которых возникает сервитут, лишают его возможности использования земли в своих целях.

Индивидуальный предприниматель А. обратился в Хостинский районный суд Сочи с иском к частной компании об отмене бессрочного сервитута. Суд выяснил, что через соседние участки проходит подземная сеть водоснабжения. На территории, принадлежащей А., находился инженерный узел. Обслуживание оборудования организацией существенно ограничила использование А. своей собственности.

Проведенная экспертиза показала, что инженерный объект можно переместить на участок, находящийся во владении компании. Судья отменил обременение и обязал фирму выполнить работы по перемещению.

Наложение сервитута подразумевает причинение наименьшего неудобства собственнику. При рассмотрении дела об оспаривании суды стараются добиться соблюдения баланса интересов всех участников соглашения.

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

Информация об изменениях:

Статья 23 изменена с 1 сентября 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

Статья 23 . Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

ГАРАНТ:

См. Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 г.

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 23 ЗК РФ

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Сервитут в земельном праве

По ст. 216 ГК сервитуты отнесены к ограниченным вещным правам. Ст. 274 – 276 ГК и ст. 23 ЗК посвящены определению сервитутов.

Понятие сервитута в земельном праве

Понятие сервитута приведено в законе №122-ФЗ в 1997 г., по которому сервитут — это право ограниченного пользования чужой недвижимостью для различных целей.

После регистрации сервитут считается неотъемлемой частью земельного участка (ЗУ). Наличие сервитута не лишает владельца участка его прав по владению таким участком.

ЗК регламентирует публичные сервитуты (ст. 23), а частные сервитутов находятся в сфере ГК.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Основными признаками публичного сервитута (ПС) являются:

  • Обеспечение интересов страны, местного управления или населения.
  • Учет общественного мнения.
  • Ввод нормативным актом.

ПС устанавливается законом или другим актом РФ, субъекта РФ или местных органов. Эти действия могут быть произведены в интересах государства, местного управления или населения.

К ним относятся:

  • возможность прохода или проезда;
  • использование участка для ремонтных работ линий и сетей или инфраструктуры дорог;
  • проведение дренажных работ;
  • установка геодезических знаков и межевание;
  • эксплуатация водных ресурсов;
  • прогон стада животных с/х назначения;
  • проведение сенокоса или выпаса;
  • использование участка для рыболовства и рыбоводства, а также охоты;
  • проведение изыскательских работ;
  • подход к берегу водоема.

Общественное обсуждение вопроса о публичном сервитуте включает следующие этапы:

  • Подача заявления.
  • Рассмотрение заявления властями.
  • Проведение общественных слушаний.

По итогам общественных слушаний орган власти принимает решение о публичном сервитуте.

Нормативный акт должен содержать такие данные:

  • место нахождения участка;
  • кадастровый номер;
  • данные на собственника участка;
  • содержание ПС;
  • срок действия ПС.

Право сервитута подлежит регистрации в ЕГПР.

Если в результате установки сервитута появились затруднения в эксплуатации участка, то владелец участка может потребовать соразмерную плату за ухудшение качеств участка.

Если же наличие ПС привело к невозможности использования ЗУ, то владелец может потребовать от властей выкупа у него этого участка с возмещением убытков или предоставлением другого равноценного участка.

ПС может использовать неопределенное количество лиц (например, при переходе или переезде через участок, прогоне скота и т. п.) или определенные лица, действующие в публичных интересах. Однако при срочном сервитуте, связанном с изыскательскими или исследовательскими работами, проводимыми коммерческой организацией, сервитут не может считаться публичным.

В этом случае организация извлекает прибыть и должна работать на основе договора аренды или частного сервитута.

СС устанавливается в том случае, когда какие-то действия будут продолжаться определенный срок. Например, при ремонтных работах или при прокладке электросетей.

Постоянный сервитут используется в случаях, когда время действия на территории земельного участка не определено. Например, при строительстве на участке дорожной магистрали.

Сервитут в гражданском праве

По ст. 274 ГК собственник недвижимости, в том числе ЗУ, имеет право потребовать от собственника соседнего ЗУ возможности ограниченного пользования этим соседним участком.

Существуют следующие условия, при которых владелец господствующего ЗУ может потребовать ЧС у владельца служащего ЗУ:

  • Наличие 2 участков, принадлежащих двум лицам на основе собственности (пожизненного владения).
  • Общая граница между 2 участками.
  • Более выгодное положение служащего участка, в результате чего он может удовлетворить требования владельца господствующего участка.

Например, сервитут может потребоваться при необходимости прохода или проезда, для прокладки водопровода, газопровода, а также выполнения других факторов, без которых невозможно нормальное функционирование господствующего участка.

Установление сервитута вносит правовую определенность в отношения между двумя собственниками участков в случае, когда одному из них для удовлетворения возможностей пользования своим участком требуется частичное использование соседнего участка.

Такое использование может быть обеспечено как путем добровольного соглашения между собственниками соседних участков, так и через судебные инстанции по иску лица, которому необходим сервитут.

При этом установление сервитута с помощью судебного рассмотрения возможно в случае наличия между собственниками разногласий и выявления судом невозможности полного использования господствующего участка без признания сервитута.

При других обстоятельствах суд должен исходить из баланса сторон и присуждать использование сервитута только в исключительных случаях.

Собственник служащего участка вправе потребовать от владельца господствующего ЗУ плату за пользование участком. Величина платы должна быть соизмерима с той выгодой, которую получит владелец господствующего участка, в случае наличия сервитута. Например, с выгодой, полученной при сдаче этого участка в аренду.

У вас многодетная семья и вы хотите купить квартиру в ипотеку? Узнайте, какими программами вы можете воспользоваться. Читайте нашу статью.

В некоторых случаях погасить ипотеку можно, использовав материнский капитал. Какие документы для этого понадобятся, вы можете узнать здесь.

Термины

  • ПС – сервитут, устанавливаемый органами власти в интересах государства, органов местного управления или населения.
  • ЧС – сервитут, в соответствии с которым служащий участок может удовлетворить потребности владельца господствующего участка. Этот сервитут устанавливается по договору владельцев участков или по решению суда.
  • Господствующий ЗУ – ЗУ, владельцу которого нужен ЧС.
  • Служащий земельный участок – ЗУ, от владельца которого требуется ЧС.
  • Обременение ЗУ – наложение на участок различных ограничений (например, сервитута).

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Земельный сервитут

В рамках гражданского законодательства сервитут является правом, которое позволяет одному собственнику участка пользоваться участком соседа в специально оговоренных случаях.

Понятие земельного сервитута. Форма и виды земельных сервитутов

Понятие сервитута – специальная юридическая конструкция, при помощи которой человек получает возможность воспользоваться чужим участком земли в специально оговоренных случаях.

В рамках гражданского законодательства сервитут является правом, которое позволяет одному собственнику участка пользоваться участком соседа в специально оговоренных случаях.

В зависимости от целей установления законодательство выделяет следующие формы и виды сервитутов:

1. Частный сервитут, который в свою очередь может быть установлен на основании составленного между сторонами договора или путем вынесения соответствующего решения суда.

Установление частного сервитута на соседний участок, а также в некоторых случаях, выделенных законодательными актами, может распространяться и на другой участок, имеющий полезные свойства.Частный сервитут может быть установлен:

  • личные сервитуты для возможности осуществления прохода или проезда через чужой участок;
  • личные сервитуты для прокладки водоснабжения или линий электропередач;
  • частный сервитут для удовлетворения прочих нужд собственника участка.

2. Публичный сервитут, или иначе – право ограниченного пользования чужим земельным участком, устанавливается на основании соответствующего нормативно-правового акта федерального, регионального или местного уровня. Установление публичного сервитута допускается, если данный участок земли необходим для удовлетворения государственных нужд.

Исчерпывающий перечень ситуаций, в которых происходит установление сервитута, в частности публичный сервитут на земельный участок, представлен в Земельном кодексе РФ:

  • чтобы обеспечить возможность прохода людей к водному объекту общего пользования, в том числе, к его береговой зоне;
  • для осуществления ремонта объектов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность граждан;
  • публичный сервитут для проведения дренажных работ;
  • при необходимости осуществить прогон сельскохозяйственных животных;
  • публичный сервитут при сенокосе.

Срочный и постоянный сервитуты. Безвозмездный и возмездные сервитуты

Согласно условиям законодательства любой земельный сервитут, который не содержит ни в каких основополагающих документов сведений о своем сроке, признается бессрочным. В качестве таких документов могут выступать:

  • договор, заключенный между сторонами об установлении данного вида ограничения.
  • нормативно-правовой акт, в котором устанавливается необходимость установления данного сервитута.
  • решение суда, если сторонам по каким-либо причинам не удалось самостоятельно прийти к решению о целесообразности установления подобного вида ограничения.

Отдельно стоит обратить внимание на то, что не всегда бессрочный земельный сервитут будет являться таковым. В некоторых случаях точный срок действия сервитута устанавливается на уровне федерального законодательства. К примеру, когда речь идет о рекультивации участка, сервитут не будет иметь статус временного, так как это будет вредить государству.

Согласно условиям, установленным в законодательстве, сервитут является бесплатным правом, в котором пользователь чужого участка не должен оплачивать свой проход или проезд по данному объекту недвижимости.

Исключение составляет право на оперативное управление, при котором сервитут является возмездным. Стоимость на личные сервитуты высчитывается согласно земельному налогу на объект недвижимого имущества, попадающий в пользование.

Основания для возникновения сервитута. Субъекты и объекты данного права

Субъектами права ограниченного пользования чужим земельным участком являются:

  • собственник земельного участка, располагающегося на определенной территории и в отношении которого устанавливается сервитут;
  • сосед или прочее лицо, нуждающееся в пользовании чужой недвижимостью;
  • государство, в качестве которого может выступать орган государственной, региональной или местной власти.

Объектами данных правоотношений является участок земли, на который устанавливается ограничение в виде сервитута.

Установление сервитута, в частности, когда речь идет о частном и публичном сервитуте, требует для себя наличие одного из нижеперечисленных оснований:

  • необходимость прохода или проезда через чужой участок, чтобы попасть к своему объекту недвижимости;
  • необходимость прокладки линий электропередач или водоснабжения на данной территории.

Установление публичного сервитута требует одного из следующих оснований:

  • необходимость проводить через данную территорию животных;
  • необходимость прохода людей к территории общего пользования;
  • необходимость осуществления ремонта объектов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность.

Установление сервитута для проезда. Порядок установления сервитута. Договор об установлении сервитута

Установление сервитута происходит на основании соглашения, заключенного между сторонами, где одной из сторон является непосредственный собственник участка земли, а второй – человек, которому в силу каких-либо обстоятельств требуется воспользоваться данным объектом недвижимости.

В заключенном между сторонами договоре обязательно должна быть указана следующая информация:

  • кадастровый номер данного участка;
  • его кадастровый план;
  • копия кадастрового паспорта.

Сам процесс оформления частного сервитута должен включать в себя следующие этапы:

  • заключение соглашения;
  • подача заявления для проведения государственной регистрации;
  • предоставление всех необходимых документов, подтверждающих право собственности на данный объект.

Если по каким-либо причинам сторонам не удается прийти к соглашению по возникновению права собственности на участок, можно обратиться в суд.

Исковое заявление об установлении сервитута. Срок, на который устанавливается сервитут

При этом суд дает соответствующее определение на наложение или снятие права на пользование чужим участком земли только в случаях, когда данное право соответствует всем условиям, оговоренным на уровне закона, среди которых:

  • разумность возникновения права;
  • справедливость возникновения права;
  • законность возникновения права;
  • цель возникновения данного ограничения.

Согласно законодательным актам сервитут может быть бессрочным и срочным. Точный срок действия данного права может быть установлен следующими актами:

  • соглашением об установлении частного сервитута;
  • решением суда, содержащим в себе все условия возникновения такого права;
  • нормативно-правовым актом.

Во всех случаях, когда точный срок данных правоотношений не устанавливается, он считается действующим бессрочно, за исключением некоторых случаев, установленных на государственном уровне.

Регистрация сервитута

Любой сервитут подлежит соблюдению порядка обязательной государственной регистрации. Для осуществления правильного порядка проведения данной процедуры требуется предоставление определенного документа, в котором:

  • указывается причина установления данного вида обременения;
  • прилагается кадастровая схема объекта недвижимого имущества. Кадастровая схема требуется даже при регистрации сервитута только на отдельную часть участка земли.

Все сведения о сервитуте содержатся не только в едином государственном реестре прав на недвижимость, но также в межевом плане и кадастровой схеме на данный объект недвижимого имущества. Каждая кадастровая схема должна быть в установленном порядке заменена на новую, содержащую актуальную информацию.

Иные виды сервитутов: сервитут на отдельную часть участка, предиальный сервитут

В некоторых случаях допускается установление сервитута только на отдельную часть участка. Данное ограничение обязательно должно быть установлено в соглашении, заключенном между сторонами, а также в решении суда, вынесенном если стороны не смогли самостоятельно определить цели установления данного обременения.

Предиальный сервитут – необходимость восполнения участку недостающих ему полезных свойств.

Данное понятие, равно как и созвучное с ним понятие «городские сервитуты» действовало в римском праве и на данный момент практически не используется.

Оценка и расчет стоимости сервитута участка. Платный и бесплатный сервитут

В нововведениях к Земельному кодексу РФ содержится исчерпывающая информация об оценке и расчете стоимости такого права как личные сервитуты. Согласно данному нормативно-правовому акту сервитут предоставляется на бесплатной основе.

Однако в некоторых случаях, когда проведение оценки и расчета все-таки необходимо, устанавливается стоимость за данный вид права в размере земельного налога, который, в свою очередь, рассчитывается исходя из общей пропорциональной площади зданий и сооружений, а также различных помещений.

Предоставление платного сервитута, а, следовательно, оценка и расчет, допускается только в случаях возникновения права на оперативное управление.

Прекращение сервитута на участок

Право на пользование чужим участком земли, равно как и другим объектом недвижимого имущества прекращается в нескольких случаях.

Основания прекращения сервитута:

  • прекращение сервитута по истечении срока договора, заключенного между сторонами данного правоотношения;
  • при вынесении соответствующего решения суда, содержащего в себе нормы, направленные на отмену или изменение действующего сервитута.

Понятие сервитута в земельном праве

Сервитут: понятие и виды

Чтобы найти классическое определение сервитута в земельном праве, необходимо обратиться к ГК РФ. На основании п.1 ст. 274 ГК РФ собственник земельного участка может требовать от собственника земельного участка, который находится по соседству, предоставления права ограниченного пользования данным участком, иными словами, сервитута. При обременении земельного участка сервитутом, собственник участка не лишается прав владения, распоряжения и пользования им. Сервитута помимо этого можно установить, основываясь на интересе и требовании лица, которому предоставили участок на праве пожизненного наследуемого владения, либо на праве постоянного пользования.

Сервитут может быть сохранен в ситуациях перехода прав на участок, обремененный данным сервитутом, к иному человеку. Но он не может являться самостоятельным предметом купли-продажи, залога, а также его невозможно передать определенным методом лицу, которое не является собственником недвижимого имущества, в целях обеспечения эксплуатации которого сервитут закреплен.

При классификации сервитутов в земельном праве по критерию заинтересованности субъекта, в интересах которого он установлен, выделяют частные и публичные сервитуты. Существует три вида интересов, которые закреплены в ст.23 ЗК РФ, в целях обеспечения которых устанавливается публичный сервитут. Речь идет об интересах государства, местного самоуправления либо местного населения.

Публичный сервитут может быть установлен, для того чтобы пройти или проехать через земельный участок; использовать земельный участок во время осуществления ремонтных работ коммунальных, инженерных, электрических или иных линий и сетей и объектов транспортной инфраструктуры; для того чтобы разместить на земельном участке межевые и геодезические знаки и подъездов к ним; для того чтобы осуществить дренажные работы на земельном участке; осуществить забор или изъятие водных ресурсов или установить водопой; для осуществления прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; осуществить сенокошение, выпас животных при согласованных условиях и сроках; использовать земельный участок для охоты и рыболовства; в целях временного использования участка для осуществления изыскательских работ; для того чтобы обеспечить свободный доступ к прибрежной полосе.

Особенности публичного сервитута

Среди прав собственника земельного участка, который обременен частным сервитутом – запросить соразмерную плату от лица, заинтересованного в сервитуте.

Но стоит отметить, что соразмерность платы не определена ни в земельном, ни в гражданском законодательстве.

Также один из важных моментов, во время установления частного сервитута: плату может запросить только собственник земельного участка, хотя обременение сервитутом возможно как землевладельца, так и землепользователя.

Существует ряд гарантий прав собственников земельных участков, землепользователей и землевладельцев. Они отражены в п.7 ст.23 ЗК РФ. Среди них выделяется право при невозможности эксплуатации участка из-за установления публичного сервитута просить его изъятия за оплату, предусматривающую возмещение убытков органами государственной власти или местного самоуправления, которые установили сервитут или же предоставление равного по ценности земельного участка. Этот момент создает два вопроса.

Первое это то, что данный пункт говорит о том, землевладелец или землепользователь могут потребовать изъятие участка за выкуп. Фактически эта процедура является одной из разновидностей изъятия земельного участка на государственные и муниципальные нужды, так как установление публичного сервитута возможно только для публично-государственных или муниципальных целей. Помимо этого ст. 49 ЗК РФ предполагает установление других оснований для изъятия участка федеральными законами. Речь идет об ЗК РФ. Но в п.3 ст.55 ЗК РФ упоминается о выкупе земельного участка у собственника для осуществления государственных и муниципальных нужд. Другая процедура подразумевает прекращение прав владения и использования земельного участка.

Это является достаточно логичным, если взять во внимание, что в качестве собственника земельного участка, который находится у гражданина или юридического лица на праве землевладения или землепользования выступает Российская Федерация, субъект РФ или орган местного самоуправления.

Второй вопрос заключается в трудностях, связанных с выполнением требования землепользователя или землевладельца о предоставлении одинакового по цене земельного участка, из-за того, что в п.1 и 2 ст.20 и п.1 ст.21 ЗК РФ говорится о запрете на предоставление земельного участка на описанных ограниченных вещных правах. Поэтому данная норма подлежит ограничительному толкованию: согласно п.7 ст.23 ЗК РФ исключительно собственник земельного участка может потребовать предоставление участка, для землепользователя и землевладельца же возможно только получения возмещения убытков.

Другой важной гарантией права собственника земельного участка является гарантия, отраженная в п.7 ст.23 ЗК РФ. Суть ее состоит в том, что если при установлении публичного сервитута начинаются существенные затруднения в эксплуатации земельного участка, то собственник может потребовать от органа, который установил сервитут выплату соразмерной платы.

Важно отметить, что в законе нет никаких замечаний касаемо существенных затруднений при частном сервитуте. Существенные затруднения имеют оценочный окрас и не имеют четкого определения относительно рассматриваемой картины в земельном и гражданском законодательстве.

П.1 ст. 451 ГК РФ указывает только на то, что существенные изменения обстоятельств, на которые опирались стороны во время заключения договора, в виде оснований для его изменения или расторжения, если иное не указано в договоре или не подразумевается в его содержании. Также стоит отметить, что изменение обстоятельств имеет существенный характер, только при условии, что изменения имели настолько большое значение, что если бы стороны могли бы это предугадать, то вообще бы не заключали договор или же в него были бы внесены значительные изменения. Но такая ситуация практически не применима к публичным сервитутам земельных участков из-за особенностей земельных отношений.

Особенности при установлении и прекращении действия публичного сервитута отражены в Законе «О приватизации». Так, решение об применение публичного сервитута можно принять одновременно с решением об условиях приватизации государственного или муниципального имущества. Если есть данное решение, то публичный сервитут выступает в качестве существенного условия сделки приватизации. Другая сторона данного Закона говорит о прекращении публичного сервитута или изменениях его условий при отсутствии государственной или общественной заинтересованности в нем, а также при ситуациях, когда невозможно или затруднительно использовать имущество по его прямому назначению. Об этом говорится в п.7 ст. 31. Исходя из этого, можно увидеть, что в отличие от положений п.7 ст.23 ЗК РФ, которые предусматривают право гражданина и юридического лица запросить изъятие у них участка за выкуп в ситуациях, когда не представляется возможным его использование, этот Закон действует согласно в обратной стратегии: предусматривает право запросить прекращение действия непосредственно самого публичного сервитута. Так как установление публичного сервитута в большинстве случаев служит для обеспечения работы коммуникаций, то реализация данной нормы на практике вызывает определенные затруднения.

Основываясь на п.2 ст.23 ЗК РФ, установить публичный сервитут можно во время общественных слушаний.

Для градостроительного и экологического законодательства свойственно использовать такие понятия, как «публичное слушание» и «общественное обсуждение». Но важно отметить, что использование публичных земельных сервитутов и осуществление градостроительной деятельности являются иными направлениями общественных отношений. Поэтому механически применять к ним единую правовую конструкцию не является оправданным и правомерным действием.

Исходя из вышесказанного, можно применить данную процедуру относительно публичных сервитут или создать новую процедуру осуществления данных общественных слушаний, установить юридическую значимость их итогов.

Примеры рассмотрения дел об установлении публичного сервитута

Если не соблюдается процедура общественных слушаний, то это говорит об не установлении публичного сервитута. Юридическое значение отсутствия общественных слушаний, которые предшествуют установке публичного сервитута, из-за отсутствия нормативно-правового регулирования плана их реализации судебная практика неоднозначна.

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 апреля 2003 г. №Л12-17236/02-С43 говорит, что основываясь на п.2 ст.23 ЗК РФ, установить публичный сервитут можно при учете итогов общественного слушания. Это просьба не была удовлетворена ответчиком. Если нет определенного плана осуществления данных слушаний, то это не освобождает орган, который установил публичный сервитут, от получения определенным образом мнений общественности относительного данного вопроса. Материалы дела не содержат документы, которые подтверждают слова ответчика относительно вынесения им постановления в интересах местного населения и ряда предпринимателей, которые занимались торговой деятельностью на территории истца. В итоге судом установление публичного сервитута признано лишенным законных оснований.

Арбитражный суд Волгоградской области 12 ноября 2003 г. в постановлении №Ф12-3209/03 содержит информацию о том, что администрация г. Волгограда в виде органа, который принял оспариваемый акт, не предоставила доказательства, которые подтверждают установление публичного сервитута в целях обеспечения интереса государства, местному самоуправлению либо местному населению. Помимо этого также нет доказательств, которые подтверждают, что публичный сервитут был установлен с учетом итогов общественных слушаний.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа 3 июня 2003 г. внес постановление №А12-10887/02-с6. Согласно данному постановлению, суд вынес решение, что в момент предъявления иска и рассмотрения дела план проведения общественных слушаний не был установлен. Для того чтобы разрешить конфликтную ситуацию и соблюсти интересы граждан, которые являются представителями иных садоводческих товариществ, было принято решение установить публичный сервитут. Данное право предоставлено органам местного самоуправления. Исходя из этого, установка публичного сервитута не нарушила справа и законные интересы СНТ «Газовик», а также не является противоречащим действующему законодательству.

Из этого можно сделать вывод, что отсутствие материалов общественных слушаний при разных ситуациях было принято судами в одной ситуации в качестве имеющего, а при другой – в качестве не имеющего юридической значимости обстоятельства для разрешения дела по существу. Скорее всего, данная ситуация будет длиться вплоть до принятия необходимых федеральных и региональных нормативно-правовых актов.

Единый государственный реестр прав проводит государственную регистрацию сервитутов. Для этого необходимо заявление собственника недвижимости или человека, в пользу которого устанавливается сервитут, если последний имеет соглашение о сервитуте. После того как сервитут зарегистрирован в Едином государственном реестре прав, он вступает в силу.

Виды сервитутов по земельному законодательству

Что такое сервитут на земельный участок? Право ограниченного пользования чужим земельным участком, носит название сервитут на земельный участок. Образец договора сервитута на земельный участок. Чаще всего сервитут устанавливается по взаимному согласию собственников, но если такого согласия достичь не удалось, тогда в судебном порядке. Виды сервитутов по земельному законодательству: частный, публичный, срочный, постоянный. Плата за сервитут на земельный участок

Зачем нужен земельный сервитут?

Установление сервитута (Сервитут — это право ограниченного пользования чужим земельным участком) производится по взаимному согласию собственников, либо по приговору суда, и подлежит регистрации в соответствующем порядке.

Право ограниченного пользования чужим участком устанавливается для обеспечения прохода через соседний земельный объект, или ремонта линий трубопроводов, электропередачи, или связи и других нужд. При его оформлении объект становится рабом собственника. За такой объект государство должно получать прибыль за пользование землей.

Виды сервитутов по законодательству

Какие существуют виды сервитутов по земельному законодательству? Право ограниченного пользования чужим земельным участком принято подразделять на следующие виды:

  • частные и публичные (зависит от субъектов, в интересах которых осуществляется ограниченное право пользования);
  • срочные и постоянные (зависит от срока, на который определяется сервитут);

Частный сервитут

Устанавливается, для перемещения через другой участок, а также для прокладки жизненно важных линий (электропередачи, связи и трубопроводов). Данный вид ограничений может потребоваться и для других нужд. Но учтите, тот факт, что установление ограниченного права на земельный участок — это мера, применяемая, только если нужды невозможно обеспечить иным путем.

СЕРВИТУТ

Весьма специфичным правом пользования чужим земельным участком является сервитут, который позволяет сгладить неудобства и затруднения, возникающие как результат неравномерности распределения земли между собственниками в виде отдельных участков. Сервитуты стали неизбежным следствием частной земельной собственности в условиях индивидуализации землепользования.

В советский период сервитутов не было, да и в дореволюционной России долгое время не имелось достаточной экономических предпосылок для развития сервитутов. Первое упоминание о сервитутах в постсоветском законодательстве содержалось в Указе Президента РФ «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года» [1] . Пункт 4.10 данных положений предусматривал, что для продаваемых застроенных земельных участков устанавливаются публичные сервитуты, в соответствии с которыми собственники этих участков были обязаны обеспечить: 1) безвозмездное и беспрепятственное использование объектов общего пользования; 2) возможность размещения на участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; 3) возможность доступа на участок соответствующих муниципальных служб для ремонта объектов инфраструктуры. Однако понятие «сервитут» указанные положения не раскрывали.

Поэтому появление земельного сервитута в современном отечественном праве чаще связывают с принятием части первой ГК РФ, глава 17 которого достаточно детально определила содержание сервитута (как права ограниченного пользования соседним участком), особенности его установления, сохранения при переходе прав на обремененный им участок, прекращения, а также обременения сервитутом зданий и сооружений [2] . И хотя вплоть до 2001 г. нормы указанной главы не вступали в силу, институт сервитута был восстановлен — это право предусматривали также иные (действовавшие с 1994 г.) нормы ГК РФ (ст. 131, 216 идр.) и другие федеральные законы, принятые в 1990-е гг. [3]

ГК РФ относит сервитут к вещным правам, что позволяет распространить на этот институт такие признаки вещных прав, как бессрочность (по общему правилу), право следования, абсолютная защита вещных прав и др.

Однако окончательное формирование института земельных сервитутов в его нынешнем виде произошло в результате принятия в 2001 г. ЗК РФ. Статья 23 Кодекса разделила земельные сервитуты на частные (устанавливаемые в соответствии с гражданским законодательством) и публичные (подробно урегулировав основания и порядок их установления) [4] . Эти виды сервитутов различаются как конкретизацией лиц, в пользу которых они устанавливаются, так и процедурой их установления.

Общая характеристика сервитута как права на землю состоит в том, что:

  • • обременение земельного участка сервитутом не лишает его собственника прав владения, пользования и распоряжения этим участком;
  • • это узкоцелевое использование земельного участка. Например, если часть участка обременена сервитутом для прохода или проезда, то ее нельзя использовать под складирование имущества, размещение каких-либо объектов, стоянку автотранспорта и т.д.;
  • • осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. То есть сервитута не должно быть, если имеется возможность обеспечить надлежащую эксплуатацию участка, не ущемляя прав соседних землепользователей (например, возможен обход или объезд без существенных затрат соседнего земельного участка для проникновения на земельный участок лица, требующего сервитута);
  • • если обременение сервитутом приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, то его собственник вправе потребовать соразмерную плату (т.е. сервитут может быть возмездным).

При этом частные сервитуты стали способом сосуществования частных лиц — обладателей земельных участков и иной недвижимости в условиях плотной застройки, сложной конфигурации границ участков и насыщенности разного рода инженерными коммуникациями (требующими обслуживания). Соответственно устанавливаются они по соглашению сторон, а при недостижении соглашения — судом на основе оценки фактов и обстоятельств дела.

Потребовать от собственника соседнего земельного участка (служащего земельного участка) предоставления права ограниченного пользования его участком вправе собственник недвижимого имущества (господствующей вещи — земельного участка или другой недвижимости; а также землепользователь и землевладелец). Такой сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Сервитут носит вспомогательный характер к основному праву на земельный участок для лица, в пользу которого он устанавливается. Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога, не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен. В случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу сервитут сохраняется.

В последние годы законодатель рассматривал различные варианты развития института частных сервитутов, предусматривающие:

  • • введение в дополнение к существующим сервитутам (все они являются положительными — позволяющими собственнику господствующей вещи ограниченно пользоваться служащим земельным участком) отрицательных сервитутов, запрещающих собственнику служащего земельного участка пользоваться им определенным образом;
  • • множественность сервитутов (например, обременение служащего земельного участка несколькими сервитутами — для проезда к одному участку и для размещения опоры электропередачи, ведущей к другому участку);
  • • подробную классификацию частных сервитутов (сервитуты перемещения, строительные, мелиоративные, горные, коммунальные) и др. [5]

Однако до настоящего времени указанные законодательные инициативы не реализованы. В то же время в 2015 г. вступила в силу новая глава ЗК РФ (V.3), предусматривающая конкретизацию процедур установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Соглашение об установлении такого сервитута заключается в случаях, установленных федеральными законами. При этом ЗК РФ прямо предусматривает три таких случая. Это: 1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка; 3) проведение изыскательских работ; 3) ведение работ, связанных с пользованием недрами.

Такое соглашение заключается:

либо с уполномоченным органом (когда земельный участок не предоставлен иным лицам). Плата за такой сервитут зачисляется в соответствующие бюджеты;

• либо с лицом, которому находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год. При этом срок сервитута не может превышать срока действия договора аренды соответствующего земельного участка или договора безвозмездного пользования им, а в случае досрочного расторжения указанных договоров действие соглашения об установлении сервитута прекращается. Какого-либо согласия уполномоченного органа при этом не требуется (однако договор аренды либо безвозмездного пользования может предусматривать необходимость такого согласия). Плата по соглашению об установлении сервитута поступает землепользователю, землевладельцу, арендатору земельного участка, с которым заключено соглашение. В то же время, если правообладателем является государственное или муниципальное унитарное предприятие либо учреждение, то соглашение об установлении сервитута заключается только при наличии согласия в письменной форме того органа, в ведении которого оно находится, а плата по соглашению зачисляется в соответствующие бюджеты.

Что касается публичных сервитутов, то это способ реализации интересов государства, местного самоуправления или местного населения без осуществления изъятия земельных участков у их правообладателей. Такие сервитуты устанавливаются законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, субъекта РФ или органа местного самоуправления с учетом результатов предварительно проведенных общественных слушаний.

ЗК РФ предусматривает закрытый перечень оснований для установления публичного сервитута:

  • • проход или проезд через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе. Такое обременение земельного участка обеспечивает оптимальную пешеходную или транспортную связь с местами массового посещения граждан, объектами производственного назначения (например, связь мест проживания населения с животноводческими фермами и комплексами и другими производственными центрами) и социальной сферы (с железнодорожными станциями и платформами, автобусными остановками, пристанями и другими объектами). Также такой сервитут позволяет населению пользоваться водными объектами, когда примыкающие к их акваториям земельные участки находятся в собственности, владении (пользовании) частных лиц;
  • • ремонт коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • • размещение на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • • проведение дренажных работ на земельном участке. Обремененные таким сервитутом земельные участки (их части) заняты водоотводными каналами, водосбросными и водонаправляющими сооружениями, расположенными вне границ земельных участков, с которых отводят воду;
  • • забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов и водопоя. Обремененные таким сервитутом земельные участки (их части) заняты водными объектами, находящимися в пользовании одних лиц, но право их использования в целях водоснабжения имеют и другие лица. Также это территории непосредственного размещения водозаборных сооружений, мест забора воды и земли;
  • • прогон сельскохозяйственных животных (к местам регулярного выпаса, водопоя и для других целей);
  • • сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  • • использование земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
  • • временное пользование земельным участком для проведения изыскательских, исследовательских и других работ.

Если обременение публичным сервитутом приводит к невозможности использования земельного участка, то его собственник (землепользователь, землевладелец) вправе потребовать от органа государственной власти или местного самоуправления, установившего сервитут, изъятия у него данного участка, в том числе путем выкупа, и возмещения ему убытков (или предоставления равноценного участка с возмещением убытков).

Также земельный участок может быть обременен публичным сервитутом при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке его приватизации. В таком случае решение об установлении публичного сервитута принимается одновременно с принятием решения об условиях приватизации и является существенным условием сделки приватизации (сведения об установлении публичного сервитута должны быть указаны в информационном сообщении о приватизации) [6] .

Как частный, так и публичный сервитут может быть срочным или постоянным.

Источники:
http://base.garant.ru/12124624/74d7c78a3a1e33cef2750a2b7b35d2ed/
http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/v-zemelnom-prave.html
http://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/zemelnyj-servitut.html
http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/zemelnoe-pravo-rossii/servituty-zemelnyh-uchastkov/
http://bukvaprava.ru/2015/02/03/chto-takoe-cervitut-na-zemelnyj-uchastok/
http://bstudy.net/654836/pravo/servitut
http://base.garant.ru/42863572/06400d254ba39fe2e016ae70d76cbf5a/

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию