Процедура установления публичного сервитута

Процедура установления публичного сервитута

Основа регулирования публичных сервитутов
Госрегистрация публичного сервитута
Определение понятия публичный сервитут в законодательстве
Установление публичного сервитута. Порядок. Цели
Публичный сервитут и общественные слушания
Основания (цели) установления публичного сервитута
Оспаривание нормативного акта об установлении сервитута в суде. Подведомственность спора
Сервитут в отношении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Новое: нормы ЗК РФ о публичном сервитуте с 1 сентября 2018 года

Основа регулирования публичных сервитутов

Основа регулирования частных сервитутов содержится в гражданском законодательстве (статья 274 ГК РФ), публичных сервитутов – в земельном законодательстве (ст. 23 ЗК РФ).

Статья 23 ЗК РФ не содержит определения сервитута, но описывает виды сервитутов, устанавливаемых в отношении земельных участков, особенности их установления.

Специфика публичных сервитутов состоит в том, что их установление обусловлено интересами общества, а не отдельного собственника соседнего земельного участка.

Понятие публичного сервитута было введено статьей 23 Земельного кодекса РФ, вступившего в силу с 30.10.2001 года.

Согласно статье 23 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей до 01.09.2018г.) публичный сервитут на земельный участок устанавливается законом или иным нормативно-правовым актом органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения.

Госрегистрация публичного сервитута

Публичный сервитут подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (п. 17 ст. 23 ЗК РФ (в редакции, действующей с 01.09.2018г.), ст. 52 Закона N 218-ФЗ).

Определение понятия публичный сервитут в законодательстве

Публичный сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком (объектом недвижимости) в интересах неопределенного круга лиц, установленное законом или иным правовым актом Российской Федерации, правовым актом субъекта Российской Федерации, правовым актом органа местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Территория сервитута определяется на стадии подготовки документации по планировке территории – проекта межевания.

(Решение Совета депутатов городского округа Щербинка МО от 23.03.2012 N 404/91 “Об утверждении Правил землепользования и застройки части территории городского округа Щербинка Московской области”)

Публичный сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком, установленное законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления с учетом результатов общественных слушаний по обсуждению документации по планировке территории, в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

(статья 1 Правил землепользования и застройки города Кирова, утвержденных решением Кировской городской Думы от 29.04.2009 N 28/10)

Публичный сервитут – сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. В нормативных правовых актах, указанных в настоящем пункте Методических рекомендаций, может быть установлена обязанность органа, установившего сервитут, по выплате лицу, земельный участок которого обременен сервитутом, соразмерной платы за сервитут, а также может быть установлен размер данной платы.

(“Временные Методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут”, утвержденные Росземкадастром 17.03.2004 года (впоследствии признанные недействующими решением Верховного Суда РФ от 18.12.2014 N АКПИ14-1093)

Установление публичного сервитута. Порядок. Цели

В отличие от сервитута частного, который устанавливается либо соглашением сторон, либо на основании решения суда, публичный сервитут устанавливается органами власти или местного самоуправления.

Для установления публичного сервитута не требуется согласие владельца земельного участка, не заключается с ним и соглашение.

Права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются законом или иным нормативным правовым актом, которым установлен такой сервитут (п. 2 ст. 41 ЗК РФ).

Публичный сервитут, согласно п. 2 ст. 23 ЗК РФ, может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков.

Публичный сервитут и общественные слушания

Установление публичного сервитута на земельный участок осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Порядок проведения общественных слушаний может устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований. Для этого производится информирование населения через СМИ о планируемом установлении сервитута с указанием на способы выражения мнения заинтересованных лиц.

Если, например, постановлением администрации города в отношении земельного участка, принадлежащего организации на праве собственности, установлен публичный сервитут, а общественные слушания не содержат сведений о необходимости в установлении указанного публичного сервитута для обеспечения интересов местного населения или интересов органов местного самоуправления, то в отношении этого земельного участка данный нормативный акт признается недействительным (например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 июня 2009 г. по делу N А43-31249/2008-1-452).

Вместе с тем, следует учитывать, что общественные слушания, как правило, проводятся формально, а мнение “общественности”, полученное по результатам их проведения, может и не учитываться местными или федеральными властями.

Основания (цели) установления публичного сервитута

Статья 23 Земельного кодекса РФ в редакции до 1 сентября 2018 года содержала исчерпывающий перечень оснований (целей) для установления публичного сервитута. Так, указанная статья содержала нормы о возможности установления публичного сервитута для целей:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
3) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
4) проведения дренажных работ на земельном участке;
5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ

В редакции, действующей с 1 сентября 2018 года цели установления публичного сервитута в статье 23 ЗК РФ существенно не изменились: в п. 4 статьи содержится аналогичный перечень целей, за исключением:

  • пп. 2 “использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры”
  • пп. 9 (“временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ”.
  • добавлен пп. 8 (“использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса”).

Оспаривание нормативного акта об установлении сервитута в суде. Подведомственность спора

Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке, то есть, требовать в суде признания указанного правового акта недействительным (п. 8 статьи 23 ЗК РФ в редакции, действующей до 1 сентября 2018 года).

С 1 сентября 2018 года п. 14 статьи 23 ЗК РФ содержит следующую норму права:

“Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке”.

Пунктом 1 статьи 61 ЗК РФ предусмотрено, что … нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 2.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 N 58 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов” заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в арбитражный суд, если федеральным законом прямо предусмотрено обжалование нормативного правового акта в арбитражный суд, а также, если в федеральном законе содержится указание на рассмотрение в арбитражном суде споров в определенной сфере правового регулирования, так как это означает, в том числе и возможность обжалования в арбитражный суд нормативных правовых актов в этой сфере.

Таким образом, законодатель помимо связи предмета спора с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, определил необходимость установления судом федерального закона, который бы отнес рассмотрение данных дел к компетенции арбитражного суда.

Исходя из положений пункта 8 статьи 23 и пункта 1 статьи 61 ЗК РФ, не содержащих указаний о том, что споры о признании недействующим нормативного правового акта об установлении публичного сервитута отнесены к компетенции арбитражных судов, такие споры не подлежат рассмотрению арбитражным судом.

Учитывая изложенное, за защитой своих прав, в данном случае, следует обращаться не в арбитражный суд, а в суд общей юрисдикции в порядке, изложенном в Кодексе административного производства РФ с административным исковым заявлением о признании недействующим нормативного правового акта РФ, субъекта РФ, или органа местного самоуправления.

Сервитут в отношении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Глава V.3 Земельного кодекса РФ (“Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности”) введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

Теперь Земельным кодексом предусмотрена возможность установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности). Если такой земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, с целью заключения соглашения об установлении сервитута необходимо обратиться к землепользователю, землевладельцу, арендатору (п. 1 ст. 39.24 ЗК РФ).

Новое: нормы ЗК РФ о публичном сервитуте с 1 сентября 2018 года

Кроме того, что с 1 сентября статья 23 ЗК РФ изложена в новой редакции, внесены и другие существенные изменения.

Земельный кодекс РФ дополнен новой главой V.7 “Установление публичного сервитута в отдельных целях”. В указанную главу вошли статьи, регулирующие порядок, цели, условия, сроки установления публичного сервитута, вопросы платы за установленный публичный сервитут и ряд других вопросов:

Глава V.7 Земельного кодекса РФ. “Установление публичного сервитута в отдельных целях”:

  • Цели установления публичного сервитута (статья 39.37 ЗК РФ);
  • Органы, принимающие решение об установлении публичного сервитута (статья 39.38 ЗК РФ);
  • Условия установления публичного сервитута (статья 39.39 ЗК РФ);
  • Лица, имеющие право ходатайствовать об установлении публичного сервитута (статья 39.40 ЗК РФ);
  • Ходатайство об установлении публичного сервитута (статья 39.41 ЗК РФ);
  • Выявление правообладателей земельных участков в целях установления публичного сервитута (статья 39.42 ЗК РФ);
  • Решение об установлении публичного сервитута (статья 39.43 ЗК РФ);
  • Отказ в установлении публичного сервитута (статья 39.44 ЗК РФ);
  • Срок публичного сервитута (статья 39.45 ЗК РФ);
  • Плата за публичный сервитут (статья 39.46 ЗК РФ);
  • Соглашение об осуществлении публичного сервитута (статья 39.47 ЗК РФ);
  • Последствия невозможности или существенного затруднения использования земельного участка (его части), обремененного публичным сервитутом (статья 39.48 ЗК РФ);
  • Особенности публичного сервитута, устанавливаемого в целях реконструкции инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 39.49 ЗК РФ);
  • Права и обязанности обладателя публичного сервитута (статья 39.50 ЗК РФ).

Увеличение срока аренды земельного участка на срок установления на него сервитута

Статья 39.8 ЗК РФ дополнена пунктом 12.1 в соответствии с которым:

В случае, если после заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен публичный сервитут в соответствии с главой V.7 настоящего Кодекса, арендатор вправе требовать внесения изменений в договор аренды земельного участка в части увеличения срока этого договора на срок, в течение которого использование земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением публичного сервитута.

Рекомендуемые по теме публикации:

Определение понятия сервитут (частный сервитут)

Примеры решений судов об установлении сервитутов (примеры того, как суды формулируют резолютивные части решений об установлении сервитутов с текстами соответствующих судебных постановлений).

Исковое заявление об установлении сервитута
Исковое заявление о прекращении сервитута
Исковое заявление об установлении или изменении платы за сервитут

Кем же публичный сервитут устанавливается: в чьих интересах и как его оформить?

Публичный сервитут может быть установлен в рамках закона.

Он является разновидностью земельного сервитута.

Отличительная черта заключается в том, что в данном случае нет фактического субъекта, который наделяется определённым правом.

Мы расскажем вам о том, как устанавливается такой сервитут, на каких основания это может быть осуществлено и в каких случаях он может быть прекращен.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

На каких основаниях устанавливается?

Публичный сервитут устанавливается нормативно-правовым актом, а именно: ФЗ №193, а также статьей 23 ЗК РФ и статьей 274 ГК РФ.

Также там оговорено, кем устанавливается публичный сервитут. Чтобы предоставить участок, находящийся в собственности в пользование необходимо иметь на это веские основания. Они должны значительно перевешивать ущерб, который будет нанесён хозяину этой земли.

Итак, кем могут устанавливаться публичные сервитуты:

  • человек занимающий определенную должность, которая наделяет его нужными полномочиями;
  • объединения граждан населённого пункта, в котором располагается земля;
  • представитель определенного органа власти.

Как видим, список тех, кто устанавливает публичный сервитут крайне ограничен.

Об особенности возникновения прекращения и осуществления публичного сервитута будет сказано чуть ниже.

Таким образом, можно уверенно сказать, что установление публичного сервитута может быть осуществлено на следующих основаниях:

  1. Производство работ строительного типа на соседнем участке, являющемся смежным. Сервитут устанавливается если требуется организовать перевозки строительных материалов или техники именно по этой земле.
  2. Если появится необходимость установить вдоль движения различные инфраструктуры инженерного типа. Это также может касаться коммуникаций и прочих объектов линейного типа, которые должны пролегать по выделенной земле.
  3. Установление указателей геодезического типа.
  4. Производство дренажных работ на почвах входящих в состав участка.
  5. Если речь идёт о землях сельскохозяйственного назначения, то участок могут выделить для выпаса скота, сенокоса или прогона скотины по данному месту.
  6. Проведение работ изыскательного типа, например, геологоразведочных.
  7. Постройка дорог, тротуаров и т.д.

Данные действия должны получить санкции, выдаваемые органами исполкома. И тут важно знать, как установить сервитут на муниципальный земельный участок.

Как оформить?

Когда необходимо установление публичного сервитута на земельные участки, желающие должны обращаться в администрацию и приносить с собой уведомление о том, что участок земли действительно необходимо выделить в пользование. Документ должен быть составлен на имя главы городского или сельского исполнительного комитета.

В образце заявления на публичный сервитут необходимо отразить следующие сведения:

  • необходимо дать характеристику заявителя указав место его работы, а также должность;
  • если в качестве желающих выступает группа граждан, то нужно обозначить структуру данной группы по смыслу инициативы;
  • требуется отобразить сведения, касающиеся земельного участка. Нужно указать его адрес, точное местоположение и прочие сведения, которые можно получить;
  • причины, в связи с которыми появилась необходимость ходатайствовать о пользовании данной территорией;
  • далее, нужно обосновать по каким причинам проблему невозможно решить иным путём кроме как установлением публичного сервитута;
  • в последнюю очередь нужно поставить дату, подпись человека составлявшего документ и её расшифровку.

В случае когда подобное желание изъявляет должностное лицо необходимо заверить бумагу печатью фирмы.

Если речь идёт о группе граждан, то расписаться должен каждый и поставить расшифровку.

Перед тем как писать бумагу в администрацию следует сначала сходить к хозяину земли и предложить составить соглашение на пользование, которое в дальнейшем будет приложено к документу.

Если собственник наотрез отказался идти навстречу, то об этом тоже необходимо уведомить администрацию в письменном виде.

Если бумага была принята в производство, то в специально уполномоченный отдел, занимающийся этим делом, приглашается хозяин земли. Его информируют о том, что его участок будет ограничен и сообщают причины, на основании которых данное действие будет произведено.

Право на сервитут должно проходить регистрацию в Едином реестре государственного типа для этого необходимо собрать пакет документов.

Потребуются:

  1. Заявление от человека или группы лиц, в пользу которой будет произведена установка сервитута.
  2. Удостоверение личности заявителя. Если речь идёт о лице юридического типа, то потребуется доверенность, документы учредительного типа и выписка из ЕГРЮЛ.
  3. Бумага, подтверждающая оплату государственной пошлины.
  4. Соглашение, в котором приписана процедура установления сервитута.
  5. Ещё понадобятся акты, выданные органами федерального или муниципального типа, также может быть представлено решение суда.

Когда пакет документов собран его передают в специальный отдел, который занимается земельными делами.

После этого назначаются слушания общественного типа и определяется их дата.

На публичных слушаниях по публичному сервитут должны присутствовать стороны, которые высказывают определенные аргументы. Если всё идёт хорошо, то комиссия принимает решение наложить обременение на землю.

В случае когда комиссия принимает положительное решение, но хозяин участка всё равно отказывается идти на уступки может быть принято решение о передаче дела в суд. В такой ситуации публичный сервитут будет установлен судом и упрямый хозяин уже ничего не сможет поделать. Когда сервитут начнёт действовать, то заявитель получит законное право распоряжаться землёй.

Ниже можно увидеть образец постановления об установлении публичного сервитута:

Что делать в случае ошибочной кадастровой записи?

Бывают ситуации когда в государственном кадастре каким – то образом появляется информации об обременении земельного участка, притом что на самом деле ничего этого нет. Такая ситуация может возникнуть в результате:

  • ошибки технического типа, допущенной в государственном кадастре;
  • инцидента титульного типа произошедшего с данным участком земли.

Так, может произойти если участок был куплен недавно, а прежние хозяева умолчали об обременении. Дело в том, что после того как работы, для проведения которых накладывался сервитут будут окончены, обременение необходимо снять.

Таким образом, должна появиться соответствующая отметка в государственном кадастре.

Когда обнаруживается такой сюрприз, необходимо как можно быстрее составить заявление о снятии сервитута и отнести его начальнику местного кадастрового отделения. Если данное должностное лицо откажется удовлетворить или даже рассматривать документ, то можно обратиться в суд с исковым заявлением.

Что делать, если на участок наложено обременение?

Бывают случаи когда городские власти собираются проложить трубопровод через земельный участок, который находится в собственности у гражданина владеющего им на полностью законных основаниях.

И в этом случае публичный сервитут может устанавливаться.

Однако в то же время в такой ситуации есть несколько вариантов развития событий:

  • Хозяин добровольно дарит властям свою землю при этом остаётся без компенсации и теряет честно нажитое имущество.
  • Собственник заявляет своё несогласие и пишет исковое заявление, которое подает в суд. Если хозяин проявит несогласие, таким образом, то городским властям не удастся ничего сделать по закону. Однако они всё равно могут претендовать на получение сервитута и имеют неплохие шансы добиться своего. И, скорее всего, в такой ситуации судья вынесет решение о наложении обременения.
  • В ситуации когда собственник земли проживает на неё уже давно, но пока не произвёл регистрацию недвижимости, право на участок и строения стоящие на его территории всё равно принадлежит хозяину. В этом случае городские власти даже через суд не смогут отобрать имущество у собственника, но с большой вероятностью получат право на сервитут. В этом случае публичный сервитут устанавливается в интересах городских властей.
  • Совсем по – другому будут развиваться события если у гражданина вдруг возникло желание купить землю, по которой уже проходит трубопровод или линии электропередач. В такой ситуации на купленную землю может быть сразу наложен сервитут. Однако есть возможность приобрести часть земли не занятую сооружениями властей в таком случае земля переходит в муниципальную собственность.

В каких случаях он может быть прекращен?

Иногда власти нарушают права хозяина участка и не соблюдают установленных границ или в результате работ был нанесён вред плодородному слою почвы.

Ещё бывают случаи когда не соблюдаются противопожарные или санитарные нормы. Во всех перечисленных ситуациях собственник участка может подавать ходатайство о прекращении использовании его земли.

Сервитут может быть снят:

  1. По причине отсутствия оснований в соответствии со статьёй 276 ГК РФ.
  2. Если в суде было доказано то, что целевое использование земли стало невозможным в связи с обременением. В этом случае пострадавший гражданин имеет право требовать возмещение ущерба.
  3. Уничтожение участка физически.
  4. Изъятие земли из оборота гражданского типа.
  5. При условии, что хозяин участка стал владельцем наложенного сервитута.
  6. Если прекратил своё действие акт нормативного типа, на основании которого было наложено обременение.

Заключение

Теперь читатель знает всё о том, как установить публичный сервитут. Если вспомнить всё то, что было изложено выше, то можно сделать вывод, что государство при всём желании не сможет отобрать землю у своих граждан если они сами этого не захотят. Однако они могут на время воспользоваться участками, которые находятся в собственности у частных лиц на основании публичного сервитута.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-18 (Москва)
+7 (812) 425-63-64 (Санкт-Петербург)

Публичный сервитут: как действовать владельцу земли

Статьи по теме

Публичный сервитут ограничил права собственника участка. Компания-собственник может оспорить решение администрации или заставить платить за ограничение. Как действовать правообладателю, зависит от обстоятельств.

Внимание! Вы находитесь на профессиональном сайте со специализированным юридическим контентом. Для чтения статьи может потребоваться регистрация.

Публичный сервитут на земельный участок: что это такое и можно ли возразить

В чем разница между публичным и частным сервитутом

Существует две формы сервитута: публичный и частный. И публичный сервитут, и частный сервитут устанавливают в соответствии с правилами ЗК РФ, а также ст. 274 ГК РФ. От того, какой именно тип ограничений действует, зависит правовое регулирование вопроса:

Остались вопросы по земельным отношениям? Ответ найдется в Системе Юрист

  1. Нормы о частном – это п. 1 ст. 23 ЗК РФ. О таком сервитуте стороны правоотношений могут заключить соглашение. Также суд вправе вынести решение о таком сервитуте на основании иска частного лица.
  2. Нормы о публичном сервитуте Земельный кодекс содержит в п. 2 ст. 23. В соответствии с ЗК такой сервитут устанавливается законом либо иным правовым актом, причем только с учетом итогов общественных слушаний.

Основное отличие между частным сервитутом и публичным сервитутом заключается, прежде всего, в круге лиц, для которых он устанавливается:

  • частный сервитут устанавливает для частных лиц;
  • публичный предназначен для обеспечения интересов государства, органов местного самоуправления или населения в больших масштабах.

Так, использование соседнего земельного участка для проезд собственником к своему участку является примером частного сервитута. А вот использование земельного участка, скажем, для прохода к водоему общего пользования – пример публичного сервитута.

Таким образом, спецификой установления публичного сервитута является не интерес конкретных собственников земельного участка, а общественный интерес, который не связан непосредственно с нуждами соседнего земельного участка.

42 полезных документа для юриста компании

Каков порядок установления публичного сервитута

Порядок установления публичного сервитута состоит из нескольких этапов:

  1. Инициатор направляет соответствующее заявление в органы местного самоуправления или субъекта РФ.
  2. Госорган рассматривает заявление и назначает публичные слушания.
  3. В ходе слушаний ведут протокол. На заседании должны присутствовать все заинтересованные стороны, в том числе собственники земли, которой коснется обременение.
  4. По итогам слушаний госорган издает нормативно-правовой акт о публичном сервитуте на земельные участки.
  5. Акт должен пройти процедуру регистрации.
  6. Об установлении публичного сервитута вносят информацию в ЕГРН.

Публичный сервитут устанавливается, когда необходимо обеспечить:

  • свободный доступ к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
  • ремонт коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещение на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов сетей, подъездов к ним;
  • проведение дренажных работ на земельном участке;
  • изъятие водных ресурсов, водопой;
  • прогон сельскохозяйственных животных;
  • сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  • использование участка для охоты, рыболовства;
  • проведения изыскательских, исследовательских и других работ.

25 марта 2020 года Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии выпустила письмо № 01-02960-ГЕ/19 о порядке регистрации и внесения сведений о сервитутах в ЕГРН.

Публичный сервитут может устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для эксплуатации участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

Обременение участка публичным сервитутом не лишает собственника прав владения, пользования и (или) распоряжения. Переход прав на такой участок или предоставление государственного участка с сервитутом гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

Срок действия публичного сервитута определяют в решении о его установлении. Если участок расположен в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, срок сервитута не может быть дольше срока резервирования таких земель.

Орган власти вправе досрочно прекратить действие публичного сервитута, если отпали общественные нужды, для которых он был установлен. Сервитут считают прекращенным с месяца, следующего за месяцем, в котором истек его срок. В данном случае решение органа не требуется. Также публичный сервитут можно прекратить в судебном порядке по иску владельца участка.

Комментарий эксперта: с 2018 года действует специальный порядок установления сервитута

Об изменениях в земельном законодательстве рассказывает Анна Пикалова

В 2018 году ЗК РФ дополнили новой главой V.7 «Установление публичного сервитута в отдельных целях» (ФЗ № 341-ФЗ от 03.08.2018). Ввели специальный порядок размещения линейных объектов на земельных участках на условиях такого сервитута. В частности, определили:

  • перечень органов, уполномоченных принимать решения о его установлении;
  • условия установления;
  • требования к ходатайству о публичном сервитуте;
  • способы выявления правообладателей участков, в отношении которых предполагается установление сервитута;
  • порядок принятия решения о введении публичного сервитута;
  • основания для отказа в установлении;
  • срок действия сервитута;
  • правила определения платы;
  • требования к соглашению о сервитуте;
  • последствия невозможности или существенного затруднения использования участка (его части), обремененного публичным сервитутом;
  • права и обязанности обладателя публичного сервитута.

Такой сервитут устанавливают по ходатайству от заинтересованного лица без изъятия участка. Решение принимает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. В данном случае публичный сервитут нужен для:

  • размещения объектов электросетевого хозяйства, теплосетей, водопроводных сетей и сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов;
  • складирования строительных и иных материалов, размещения временных или вспомогательных сооружений и (или) строительной техники на период работ на объектах транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения;
  • устройства пересечений автодорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования;
  • размещения автодорог и железнодорожных путей в туннелях;
  • проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории в связи с размещением линейных объектов федерального, регионального или местного значения, а также перед работами на этих объектах.

При этом публичный сервитут не устанавливают на участках, где граждане занимаются ИЖС, садоводством, огородничеством и личным подсобным хозяйством. Исключение делают, только если сервитут потребовался для подключения к инженерным сетям объектов, расположенных на этих участках. Установление публичного сервитута применительно к землям и участкам из состава земель сельскохозназначения осуществляют с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

Если публичный сервитут устанавливают, хотя есть другие способы прохода, это можно оспорить

Если правообладатель считает, что публичный сервитут нарушает его права, он вправе оспорить нормативный акт. Как правило, споры между правообладателем и органом власти возникают по двум причинам. Собственника участка не устраивает:

  • оплата (наличие задолженности) за пользование его землей;
  • сам факт установления публичного сервитута.

В обоих случаях препятствовать доступу и загораживать проход через свой участок нецелесообразно. Чтобы защитить свои права, нужно обращаться в суд. Если субъект РФ или орган местного самоуправления злоупотребляет правом, оспорьте его действия.

Земельный кодекс допускает публичный сервитут только при отсутствии иных способов прохода и проезда

Правообладатель может признать недействующим нормативный акт, который устанавливает сервитут. Такая возможность есть, когда постановление нарушает интересы собственника. Изучите соответствующее постановление. Обратите внимание, устанавливает ли оно конкретные границы, которые необходимы для прохода, проезда, обосновывает ли площадь, которую запрашивает. Орган местного самоуправления или субъекта РФ не вправе устанавливать публичный сервитут на весь участок, если не докажет, что нет другого способа обеспечить интересы третьих лиц.

Так, правообладатель оспорил публичный сервитут на земельные участки. Администрация ввела ограничения на землю истца в целях прогона и проезда сельскохозяйственных животных, свободного доступа к прибрежной полосе. Владелец земли в ходе слушаний предлагал три иных варианта проезда и прохода, а также выступил с инициативой решить вопрос о проезде техники через земельные участки заявителя по соглашению сторон. Однако акт об обременении приняли без учета его интересов.

Суд отметил, что в постановлении администрация не указала границы используемого участка. Она не определила часть земли, в отношении которой установила сервитут. Суд сделал вывод, что размер необходимой части земли для проезда и прохода никто не выяснял. Администрация не подтвердила необходимость установления публичного сервитута на всю площадь, которая принадлежит заявителю. Суд признал недействующим постановление администрации (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.09.2011 по делу № А39-465/2011).

Необходимость установления публичного сервитута можно проверить с помощью экспертизы

При необходимости можно обратиться в суд с ходатайством о проведении экспертизы.

Например, в одном деле суд назначил дополнительную экспертизу. Потребовались дополнительные сведения, чтобы определить все возможные способы обеспечить беспрепятственный проход и проезда через земельный участок. Ранее эксперты принимали вопрос без учета части документов: разрешения на строительство, схемы размещения объектов, а также канализационных сетей, которые находятся на спорном участке. С помощью экспертизы суд выяснил, была ли необходимость в публичном сервитуте (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.08.2016 № Ф01-2691/2016 по делу № А17-1658/2013).

За публичный сервитут на земельный участок можно потребовать плату

Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании участка, собственник вправе требовать плату от органа государственной власти или местного самоуправления, которые установили такой сервитут.

Владелец земли, в отношении которой устанавливается публичный сервитут, может взыскать сумму, соразмерную плате за пользование участком (п. 6 ст. 23 ЗК РФ, п. 5 ст. 274 ГК РФ).

Например, в договоре указали стоимость публичного сервитута, который установили для прокладки коммуникаций инженерной инфраструктуры. Собственник не получил своевременно оплату и обратился в суд. Ответчик настаивал, что размер выплат должен определять уполномоченный орган согласно приказу Минтранса России от 17.10.2012 № 373, однако приказ вышел позже, чем стороны подписали соглашение. Поэтому ответчик считал, что оплату надо начислять после публикации акта в «Российской газете». Но суд счел, что плата за публичный сервитут – это плата, которая не относится к категории регулируемых цен, ее устанавливают в соглашении (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.12.2016 № Ф04-5771/2016 по делу № А46-15812/2015).

Статья 32. Порядок установления и прекращения публичных сервитутов на территории муниципального образования

Статья 32 . Порядок установления и прекращения публичных сервитутов на территории муниципального образования

1. Публичный сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком, возникающее на основании нормативно-правового акта органа государственной власти или органа местного самоуправления и обеспечивающее интересы Российской Федерации, местного самоуправления или местного населения.

2. Могут устанавливаться публичные сервитуты для:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора воды и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

3. Установление публичного сервитута осуществляется с учётом результатов публичных слушаний.

4. Сервитут может быть срочным и постоянным.

5. Инициаторами установления (прекращения) публичного сервитута могут быть физические и юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления.

Инициатор установления публичного сервитута подаёт в уполномоченный в области архитектуры и градостроительства орган местного самоуправления заявление об установлении публичного сервитута, в котором указываются:

– местонахождение земельного участка, в отношении которого устанавливается публичный сервитут;

– сведения о собственнике (землевладельце, землепользователе) данного земельного участка;

– сведения об инициаторе установления публичного сервитута;

– содержание публичного сервитута;

– обоснование необходимости установления публичного сервитута;

– ситуационный план и сфера действия публичного сервитута;

– срок действия публичного сервитута или указание на его бессрочность.

6. Уполномоченный в области архитектуры и градостроительства орган местного самоуправления в течение 5-ти дней рассматривает заявление об установлении (прекращении) публичного сервитута, выявляет необходимость проведения Комиссией по землепользованию и застройке публичных слушаний по вопросу об установлении (прекращении) публичного сервитута и направляет заявление, указанное в абзац 2 ч. 5 настоящей статьи, главе администрации. Глава администрации, не позднее следующего дня с момента поступления заявления, принимает решение о проведении публичных слушаний по вопросу об установлении (прекращении) публичного сервитута.

Уполномоченное в области архитектуры и градостроительства подразделение администрации имеет право отказать инициатору в дальнейшем рассмотрении заявления в случае признания необоснованности установления (прекращения) публичного сервитута. Данное решение может быть обжаловано инициатором установления (прекращения) публичного сервитута в судебном порядке.

7. Публичные слушания по вопросу об установлении (прекращении) публичного сервитута проводятся в соответствии со статьёй 31 настоящих Правил застройки.

8. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу об установлении (прекращении) публичного сервитута Комиссия осуществляет подготовку рекомендаций по установлению (прекращению) публичного сервитута либо по отказу в установлении (прекращении) публичного сервитута и направляет их, не позднее следующего дня после подготовки, главе администрации.

9. Глава в течение 3-х дней со дня поступления указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций принимает постановление об установлении (прекращении) публичного сервитута или об отказе в установлении (прекращении) публичного сервитута с указанием причин отказа.

В постановлении об установлении публичного сервитута должно быть указано:

– местонахождение земельного участка, в отношении которого устанавливается публичный сервитут;

– кадастровый план земельного участка (или проект границ земельного участка);

– сведения о собственнике (землевладельце, землепользователе) данного земельного участка;

– сведения об инициаторе установления публичного сервитута;

– содержание публичного сервитута;

– сфера действия публичного сервитута;

– срок действия публичного сервитута или указание на его бессрочность;

– размер платы собственнику земельного участка, в отношении которого устанавливается публичный сервитут, или указание на бесплатность его установления.

10. Публичный сервитут (его прекращение) подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. Сервитут возникает (прекращается) с момента такой регистрации.

Государственная регистрация публичного сервитута (его прекращения) производится на основании заявления собственника земельного участка, который обременяется (обременён) сервитутом. В случае, если данный собственник земельного участка уклоняется от осуществления действий по государственной регистрации сервитута (его прекращения), инициатор установления (прекращения) публичного сервитута вправе обратиться в суд с требованием о регистрации публичного сервитута (его прекращения).

Оплата государственной регистрации публичного сервитута (его прекращения) производится за счёт инициатора установления (прекращения) публичного сервитута.

11. Срочный публичный сервитут прекращается по истечении срока его действия, определённого постановлением главы согласно части 9 настоящей статьи.

Принятие отдельного нормативного правового акта о прекращении действия срочного публичного сервитута не требуется.

12. Бессрочный публичный сервитут прекращается в случае отсутствия интересов Российской Федерации, местного самоуправления или местного населения, в целях, обеспечения которых он был установлен. Бессрочный публичный сервитут прекращается в порядке, определённом частями 5 – 10 настоящей статьи, с учётом особенностей, установленных настоящей частью.

Инициатор прекращения публичного сервитута подаёт в уполномоченное в области архитектуры и градостроительства подразделение администрации заявление о прекращении публичного сервитута, в котором указываются:

– местонахождение земельного участка, в отношении которого установлен публичный сервитут;

– кадастровый план земельного участка (или проект границ земельного участка);

– реквизиты постановления главы администрации об установлении публичного сервитута;

– сведения о собственнике (землевладельце, землепользователе) земельного участка, обременённого публичным сервитутом;

– сведения об инициаторе установления публичного сервитута;

– сведения об инициаторе прекращения публичного сервитута;

– содержание публичного сервитута;

– обоснование необходимости прекращения публичного сервитута;

– сфера действия публичного сервитута;

– указание на бессрочность публичного сервитута.

В постановлении главы о прекращении публичного сервитута (ч. 9 настоящей статьи) должно быть указано:

– местонахождение земельного участка, в отношении которого установлен публичный сервитут;

– кадастровый план земельного участка (или проект границ земельного участка);

– реквизиты постановления главы сельсовета об установлении публичного сервитута;

– сведения о собственнике (землевладельце, землепользователе) земельного участка, обременённого публичным сервитутом;

– сведения об инициаторе установления публичного сервитута;

– сведения об инициаторе прекращения публичного сервитута;

– содержание публичного сервитута;

– сфера действия публичного сервитута;

– указание на бессрочность публичного сервитута;

– решение о прекращении действия публичного сервитута.

13. Осуществление публичного сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

14. Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от администрации соразмерную плату за него. Вопросы о платности публичного сервитута, размере платы и другие подобные вопросы рассматриваются при проведении публичных слушаний об установлении публичного сервитута.

15. Если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка (землевладелец, землепользователь) вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением администрацией убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

16. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

>
Заключительные положения (ст.ст. 33 – 35)
Содержание
Решение Кузнецовского сельского Совета народных депутатов Магдагачинского района Амурской области от 16 мая 2017 г. N 33 “Об.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовые основания публичного сервитута в отношении земельных участков

Общественные отношения требуют от людей взаимодействия, которого они не всегда могут достичь, особенно в случаях, связанных с имущественными интересами лиц. В подобных ситуациях граждане ведут себя по-разному. Иные вступают в конфликт и решают вопросы эмоционально, другие договариваются.

Третьи решают вопросы имущественных прав на законных основаниях, не требующих дополнительных договорённостей сторон. Одним из таких примеров является установление сервитута.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-83 . Это быстро и бесплатно !

Особенно безапелляционным оказывается установление публичного сервитута, позволяющего государству проводить необходимые работы в условиях расположения на территории собственника, обременённого зависимостью от имущественных интересов государства или муниципалитета.

Общая информация

Публичный сервитут в отношении земельных участков возникает в условиях взаимозависимости разных видов объектов, принадлежащих разным лицам и располагающимся на совместном участке земли.

Ответ на вопрос «Что такое публичный сервитут в отношении земельных участков» вы можете узнать здесь.

Использование участка, попадает под ограничение с обеих сторон.

Государство, муниципалитет или организация вынуждены проводить соответствующие действия на участке гражданина, которому он принадлежит или устанавливать на его части собственный имущественный объект: трубу газопровода, бойлер, трансформатор и т.п.

Осуществляя правоустанавливающее взаимодействие на участке для нужд муниципалитета, на него налагается публичный сервитут.

Наиболее приемлемый и взаимовыгодный вариант – ограничение, принятое на основании взаимных договорённостей. При отказе со стороны собственника – через суд. Установление сервитута представлено по двум типам субъекта ограничения:

  • частный (общественный) сервитут, возникающий для нужд ограниченного количества лиц;
  • публичный сервитут, имеющий муниципальное значение.

Частный характер сервитута возникает из отношений частных лиц или общественных интересов групп людей, взаимодействующих в пределах общих земель или на участках, соединяющихся друг с другом.

Эти отношения обременены в связи с реальным положением вещей: стены домов, межевые заборы, трубы, стены надворных построек зачастую устанавливаются вплотную к землям соседствующих участков.

На сегодняшний день существуют требования при планировании строительных работ, связанные с эксплуатацией или обслуживанием зданий. Но в кварталах старинных построек, эти требования не всегда были соблюдены, что приводит к некоторым неудобствам.

Обременённость участка сервитутом среди частников не столь распространённое явление, здесь в приоритете устные договорённости.

Но когда, например, сосед затеял ремонт своего дома, его строительство, прокладку водопровода или газопровода через близлежащий участок, где ему не позволяют проводить соответствующие работы, то возникновение сервитута может стать насущным.

В некоторых случаях сосед собственник предложит занять часть участка гражданина за приемлемую плату, собственным имущественным объектом. Если это предложение будет принято, то сервитут, как способ пользования участком, станет гарантией сохранности имущества на чужой территории.

Возможны случаи установления общественного сервитута дачными или гаражными кооперативами, когда на участок одного из членов, устанавливается общественный имущественный объект, с взаимным предоставлением преимуществ. Чтобы эти отношения носили правоустанавливающий характер, их скрепляют отношения сервитута.

Однако для жителей городов некоторые обременяющие их, муниципальные объекты не являются сервитутами. К таковым, в первую очередь, относятся линии электропередач, налагающие на собственника участка ограничения и ряд запретов.

Он утрачивает право строить здание под проходящими над участком проводами и даже вырубать деревья. Подобные ограничения могут налагать и другие линейные объекты, а также – линейно-кабельные сооружения.

Границы зон действия

Границы зон действия публичных сервитутов оформляются путём составления межевого проекта.

Этот документ не основной, он дополняет данные межевого плана, в котором содержатся сведения из кадастровых записей и указаны кадастровые номера.

Когда сервитут охватывает комплекс земельных участков, межевой проект наносится на всю территорию зоны обременения. Межевой проект составляется кадастровыми инженерами и проектировщиками соответствующей квалификации.

Если отдельный муниципальный объект располагается на одном участке, принадлежащем собственнику, то межевой проект составляется на основании межевого плана соответствующего участка, с учётом соответствующих кадастровых записей.

Для этого копируется снимок с интерактивного плана, затем на него наносятся межевые линии, выделяющие зону участка, обременённую сервитутом. Межевой проект утверждается муниципалитетом и составляется по типовому образцу.

Основания возникновения

Основания для возникновения публичного сервитута продиктованы муниципальными нуждами. Основанием будет служить поданное главе местной администрации заявление о насущной необходимости пользования участком, с обоснованием причины.

Здесь определяется необходимость пользования на основании:

  • прохода или проезда;
  • проведения коммунальных, электротехнических, инженерных и прочих, действий;
  • размещения межевых и геодезических знаков;
  • проведения дренажных работ;
  • прогона или выпаса животных;
  • сенокоса, охоты или рыболовства;
  • проведения геологоразведочных изысканий.

К числу оснований могут относиться и другие причины. Особенно важны те, что позволяют населению отдыхать на природе, ходить на озёра или в леса.

Порядок установления

Порядок установления публичного сервитута осуществляется на основании 23 статьи ФЗ от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ. Он определяет наименьший ущерб для лица, позволяя ему предельно свободно пользоваться своим участком. Сервитут может быть установлен на определённый срок, в пределах проводимых работ, а может быть бессрочным.

По окончании работ, когда необходимость ограничения отпадает, гражданин может просить отмену сервитута. При распоряжении имуществом, сервитут продаётся, меняется или дарится вместе с землями. Сервитут регистрируется в отделении Росреестра после получения административного акта.

Алгоритм действий

Рассмотрим алгоритм установления публичного сервитута.

Для его производства, нужно подать заявление в органы местную администрацию.

Обратиться с заявлением могут:

Это нормативный акт, однако, его действия носят индивидуализированный контекст, который рассматривает узкую проблему пользования землями с точки зрения широкой общественности. Поэтому при обращении должны учитываться все нюансы.

Составление заявления

Заявление пишется на имя главы местной администрации, в соответствии с муниципальными нормативами. Его фамилия, инициалы и должность пишутся в верхнем правом углу, ниже указываются данные подателя заявления. После этого посередине листа указывается наименование документа (заявление) и в основной части содержится подробная информация по следующим моментам:

  • сведения об участке;
  • цели сервитута и объяснения причин правомерности;
  • планируемый срок его установления (исходя из объёма и сроков проводимых работ) или бессрочно;
  • сведения о собственниках и их отношении к проводимым работам;
  • сведения о заявителе;
  • дата, подпись (с расшифровкой).

После подачи заявления, будет указана дата слушания по поставленному вопросу. До начала слушаний, уполномоченная комиссия тщательно рассмотрит материалы дела для установления наиболее полной и объективной картины.

При установлении обременения федерального значения, сроки рассмотрения вопроса комиссией, не устанавливаются.

Полученные материалы и поданное заявление станут предметом рассмотрения для вынесения решения.

Материалы слушаний оформляются протоколом, на основании выписки из которого, подготавливаются административные решения.

В течение трёх дней после вынесенного решения и подготовки необходимых документов, инициатор может подойти лично и получить решение на руки, под расписку о его выдаче. Кроме того, результаты слушаний должны быть представлены на сайте государственных услуг. Далее оформление сервитута потребует регистрации в кадастровых записях участка.

Значительно быстрее вопрос будет урегулирован, если при обсуждении возникнет прецедент соглашения . Добровольно договориться можно ещё до подачи заявления в муниципалитет.

Составление соглашения потребует указать наименование сторон, с полным указанием данных, в том числе – и паспортных, а также реквизитов (юридические лица) и формы собственности предприятия.

После сведений о сторонах, указывается наименование документа (соглашение об установлении сервитута), и в основной части указывается:

  • причина, с подробным объяснением необходимости проводимой деятельности;
  • все имеющиеся сведения на основании записей учёта и характеристик земельного участка;
  • срок, или претензия на установление бессрочно;
  • подписи сторон (с расшифровкой), дата составления соглашения.

Публичный сервитут всегда имеет вид акта федерального или муниципального значения, поэтому его легализация требует административного утверждения. В связи с этим, главе администрации подаётся заявление вместе с соглашением.

По решению администрации, вопрос может быть решён на основании представленного соглашения.

При необходимости (значимости обременения сервитутом), оба документа будут представлены на слушания.

После полученного нормативного решения от административного органа, сервитут должен быть зарегистрирован.

Регистрация

При регистрации потребуются следующие документы:

  • паспорт или доверенность представителя;
  • нормативный акт об установлении сервитута;
  • межевой план участка;
  • квитанция об оплате госпошлины.

Госпошлину оплачивает лицо, в чью пользу которого регистрируется сервитут. Она составляет 6 000 рублей, так как в данном случае в процессе участвуют юридические лица.

Если новый владелец не зарегистрировал участок в Росреестре, значит – регистрации участка не будет, так как регистрацию нужно обновлять с момента любого изменения, проводимого в отношении имущественного владения. Это нарушение условий существования сервитута, который всегда должен отражать реальное положение вещей.

Здесь возможны два решения:

  • провести регистрацию по предварительному согласованию с административным ответственным органом;
  • отменить обременение и кадастровую запись через суд.

Вполне вероятно, что срок обременения участка сервитутом завершился, но не была произведена регистрация отмены сервитута.

В любом случае, кадастровые учётные записи должны быть в полном порядке, поэтому с этим вопросом надлежит разобраться.

Прекращение

Прекращение публичного сервитута возникает тогда, когда заканчивается срок его действия, установленный нормативным актом. Если работы, в соответствии с которыми, налагалось обременение участка, закончены досрочно – землевладелец имеет право обратиться в административный орган к уполномоченному лицу с заявлением об отмене сервитута.

В этом случае, при приобретении в собственность участка с собственным обременением, сервитут можно устранить и использовать участок в соответствии с целями и находящимся на нём имуществом. Прекращение публичного сервитута возникает при условии утраты причин, в соответствии с которыми был установлен сервитут.

Итоги

Собственнику земельного участка необходимо понимать, что обременение его земель публичным сервитутом – это необходимость, связанная с использованием его территории для нужд населения. Это потребность, которая по своей значимости стоит выше, чем индивидуальные интересы собственника.

Тем не менее, условия обременения должны быть сведены к минимуму, гарантируя возможность беспрепятственного пользования обеим сторонам.

При условии перегибов со стороны муниципалитета, собственник имеет право отстаивать свои интересы в суде или требовать равноценной замены.

Образец соглашения о публичном сервитуте земельных участков.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-83 (Москва)
+7 (812) 425-67-01 (Санкт-Петербург)

Публичный сервитут по новым правилам

Постановка на кадастровый учет объектов недвижимости

Публичный сервитут по новым правилам

Сервитут

Публичный сервитут – право ограниченного пользования чужой недвижимостью, установленное посредством нормативного правового акта или договора между администрацией города и физическим или юридическим лицом.

Суть изменений

1 сентября 2018 года вступила в силу новая гл. V.7 Земельного кодекса РФ.

Уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе принять решение об установлении публичного сервитута (далее – ПС) на земельные участки, принадлежащие физическим и юридическим лицам на праве собственности, аренды, П(Б)П и др. видах права, чтобы разместить:

  • объекты связи, электро-, газо-, тепло-, водоснабжения;
  • стройматериалы, временные и вспомогательные сооружения, технику для строительства и ремонта дорог;
  • др. основания.

Полный перечень оснований (“отдельных целей”) – ст. 39.37 ЗК РФ.

Кого касаются изменения

По новым правилам ПС могут установить практически на любом земельном участке.

Есть исключения. Так, п убличный сервитут не установят, если из-за него владелец не сможет использовать участок(или) расположенный на нем объект недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием больше года (больше трех месяцев, если участок дачный или предназначен для строительства жилья,ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества). Также отказ в установлении будет получен, если границы публичного сервитута не соответствуют предусмотренной документацией по планировке территории зоне размещения инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей.

Полный перечень оснований для отказа в установлении п убличный сервитут приведен в ст. 39.44 ЗК РФ.

Механизм установления публичного сервитута

Плата за публичный сервитут и возмещение убытков

За пользование участком на условиях п убличного сервитута предусмотрена плата. Но, есть несколько важных исключений, они предусмотрены как самим Земельным кодексом РФ, так и законом о введении его в действие.

Размер платы, которая полагается юр. лицам и физлицам, определит оценщик.Отчет оценщика обладатель ПС пришлет вместе с соглашением об установлении п убличного сервитута . Правообладатель может оспорить размер платы в суде. Помимо платы за ПС владелец участка может требовать возместить убытки. Срок выполнения этого требования – 30 дней.

Как заключается соглашение о публичном сервитуте

Обладатель ПС пришлет подписанный проект соглашения в двух экземплярах.

Если в течение 30 дней с момента получения соглашение не заключено, а решение об установлении публичного сервитута не обжаловано, обладатель публичного сервитута:

  • вносит плату за публичный сервитут согласно проекту соглашения в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка;
  • вправе начать работы на земельном участке, даже если в суде рассматривается дело о понуждении обладателя публичного сервитута заключить соглашение.

Кадастровый учет и регистрация сервитута

На сегодняшний день неизменным остается требование о возможности проведения государственной регистрации только в отношении учтенной в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) части земельного участка. Если часть земельного участка не учтена в реестре, то регистрация сервитута в отношении указанной части земельного участка осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом такой части. Для осуществления данной процедуры кадастровый инженер подготавливает соответствующий документ – межевой план.

Прежде, чем заказывать у специалистов межевой план , нужно убедиться, что участок земли подходит под предстоящие задачи. ООО «Мир Кадастра» предлагает свои услуги юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и частным лицам в СПб (ЛО) и МСК (МО).

Наши специалисты готовы в срочном порядке составить межевой план на земельный участок или часть земельного участка.

Стоимость услуг можно уточнить по телефону 8-905-259-67-68. Консультация по вопросам законодательства в сфере регистрации сервитута осуществляется бесплатно.

Новое в законодательстве о публичных сервитутах

С 1 сентября 2018 г. вступили в силу поправки в Земельный кодекс РФ, значительно изменившие правовое регулирование публичных сервитутов.

ЗК РФ был дополнен новой главой V.7 «Установление публичного сервитута в публичных целях», содержащей 13 новых статей. Эти нормы подробно регламентируют процедуру установления публичных сервитутов в целях размещения линейных объектов. Кандидат исторических наук, доцент Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Алексей Ястребов анализирует эти изменения.

Согласно ст. 23 ЗК РФ публичные сервитуты устанавливаются решениями исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения интересов государства, местного самоуправления и местного населения. По сути дела они являются ограничениями права собственности на земельные участки в общественно значимых целях. Публичные сервитуты могут устанавливаться для различных целей, в т.ч. для прохода или проезда через земельный участок, размещения межевых знаков, проведения дренажных работ и др. Но основная необходимость их установления связана с использованием земельных участков для размещения линейных объектов федерального, регионального и местного значения – линий электропередач, тепловых сетей, водопроводных сетей, линий и сооружений связи, объектов системы газоснабжения, нефтепроводов, автомобильных дорог и др. Именно установлению этих публичных сервитутов посвящены основные изменения Земельные кодекса РФ.

Законодатель предъявляет особые требования к порядку принятия решения об установлении публичного сервитута. Для этого в уполномоченный орган с соответствующим ходатайством должны обратиться организации, осуществляющие строительство или эксплуатацию линейных объектов – субъекты естественных монополий, организации транспорта, связи и др. ЗК РФ подробно регламентирует содержание этого ходатайства, в частности, в нём должно быть серьёзное обоснование необходимости размещения линейного объекта на конкретном земельном участке. При этом организация должна доказать невозможность размещения соответствующего сооружения на других земельных участках – в границах земель общего пользования, не предоставленных гражданам или юридическим лицам. Если обоснование необходимости установления публичного сервитута не будет соответствовать требованиям, предусмотренным ЗК РФ, уполномоченный орган вправе отказать в установлении публичного сервитута.

Важно отметить, что по общему правилу публичный сервитут в целях размещения линейных объектов не может быть установлен в отношении земельных участков, предоставленных гражданам для ведения индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства. Но ЗК РФ предусматривает ряд исключений из этого правила. В частности, публичный сервитут может быть установлен на участки, принадлежащие гражданам, если это необходимо для подключения зданий, сооружений к сетям инженерно-технического обеспечения, для эксплуатации, реконструкции существующих инженерных сооружений.

Кроме того, в установлении публичного сервитута должно быть отказано, если это существенно затруднит или приведёт к невозможности использования земельного участка в течение более чем 3-х месяцев в отношении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, или одного года в отношении других земельных участков. В этих случаях органы власти или местного самоуправления могут принять решения об изъятии соответствующих земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Земельный кодекс РФ впервые подробно урегулировал процедуру заключения соглашения об осуществлении публичного сервитута. Оно заключается на основании принятого решения между обладателем публичного сервитута – организацией, эксплуатирующей линейный объект и собственником или другим правообладателем земельного участка. Важным элементом соглашения является плата за публичный сервитут. Она может устанавливаться в виде единовременного или публичного платежа на основе рыночной стоимости земельного участка, определенной независимым оценщиком и методических рекомендаций, которые будут утверждены уполномоченным органом власти. Следует отметить, что если сервитут устанавливается в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, соглашение не заключается.

Проект соглашения направляется правообладателю участка, который в должен подписать его или в течение 14 дней направить обладателю публичного сервитута свои предложения об условиях соглашения. Правообладатель, не согласный с решением об установлении публичного сервитута на его участок, вправе оспорить это решение в суде. Важно подчеркнуть, что пока это дело будет рассматриваться в суде и решение по нему не вступит в законную силу, публичный сервитут осуществляться не будет. Если же в течение 30 дней со дня получения соглашения оно не подписано и обращение в суд также не последовало, организация, эксплуатирующая линейный объект, вправе приступить к осуществлению публичного сервитута до заключения соответствующего соглашения. При этом она должна внести плату за сервитут в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка.

Закон о публичных сервитутах только вступил в силу, поэтому время покажет, как новые нормы будут применяться на практике. По сравнению с ранее действовавшим законодательством они предусматривают упрощение порядка и сокращение сроков размещения объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для развития территорий и обеспечения населения коммунальными ресурсами.

Источники:
http://urexpert.online/nedvizhimost/zemelnyj-uchastok/ispolzovanie-vladenie-i-rasporyazhenie/pravo-polzovaniya/servitut/vidy-s/publichnyj.html
http://www.law.ru/article/21822-publichnyy-servitut
http://base.garant.ru/24166712/55b3db6c95a3a008fe06e0d62779f7bb/
http://lawyer-consult.ru/nedvizhimost/zemlya/predostavlenie/polzovanie/servitut/publichnyj.html
http://rukadastr.ru/publichnyj-servitut-po-novym-pravilam/
http://regionorel.ru/novosti/novosti/novoe_v_zakonodatelstve_o_publichnykh_servitutakh/
http://gentle-nn.ru/dolgovye-spory/8856-obshhestvennyy-kompromiss-vodnyy-servitut.html

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию