Процедура прекращения сервитута

Когда прекращается действие земельного сервитута? Какие основания предусмотрены для процедуры прекращения ограниченного права пользования?

Под сервитутом принято понимать такое обременение земельного участка, когда используется либо весь участок, либо его часть, для обеспечения нормального функционирования других участков, чьё положение заметно хуже, но может быть улучшено. Однако, рано или поздно, такое использование должно прекратиться.

Прекращение сервитута — это процедура, которая должна освободить конкретный земельный участок от наложенного на него обременения.

О способах прекращения сервитута, рассмотрим в нашей статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Причины для возникновения

Сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком. Основания для его возникновения регулируются ст.274 ГК и ст.23 ЗК РФ.

Основанием для возникновения сервитута может быть подписание закона, нормативно-правого акта РФ либо решение органов местного самоуправления. Публичный сервитут всегда устанавливается с учетом общественных слушаний.

Сервитут может устанавливаться для проведения на земельном участке таких действий:

  • ремонта объектов транспортной инфраструктуры, коммунальных, инженерных, электрических сетей;
  • проведения дренажных работ;
  • установки межевых знаков;
  • проведения исследовательских и изыскательских работ;
  • прохода сельскохозяйственных животных;
  • забора водных ресурсов;
  • обеспечения прохода либо проезда через участок другим гражданам.

Более подробно о том, что является основанием возникновения сервитута, мы рассказывали в отдельной статье, а о порядке его установления вы можете прочитать здесь.

Какими законами регулируется снятие обременения?

Сервитут, как право ограниченного пользования чужим имуществом регулируется нормами гражданского законодательства, так как именно эти нормы закона позволяют в полном объёме отразить суть обременений, накладываемых на чужие вещи и недвижимое имущество.

Право сервитута, как ограниченного использования земельного участка в целях обеспечения нормального функционирования других участков, рассматривается в статьях 274, 275 и 276 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Именно они подробно регламентируют порядок установления такого обременения, основ его использования, а также прекращения.

ГК РФ Статья 275. Сохранение сервитута при переходе прав на земельный участок

  1. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
  2. Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Однако, так как сервитут подразумевает под собой право пользования, то для его регулирования заключается соответствующий договор. В момент прекращения действия такого договора прекращается и действие сервитута. Эта особенность договора рассматривается в Главе 29 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

В рамках этого нормативного акта законодатель посвятил вопросам оснований возникновения и прекращения сервитута Главу 5.3, а также статью 48, уделив особое внимание тем основаниям, по которым может произойти прекращение установленного обременения.

ЗК РФ, Статья 48. Основания прекращения сервитута

  1. Сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
  2. Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

Основания для этого действия

Когда действие земельного сервитута прекращается — это очень часто означает, что наложенное обременение снимается, и собственник недвижимого имущества может пользоваться им в полном объёме. Осуществить такое действие может как инициатор установления обременения, так и владелец обременённого имущества. О правах и обязанностях обладателя сервитута читайте здесь, а о том, кто такой собственник участка, обремененного сервитутом и что он вправе требовать, мы рассказывали в другой статье.

Сервитут может быть прекращён на основаниях предусмотренных статьёй 274 Гражданского Кодекса. В ней указано, что в качестве оснований для отмены сервитута выделяется только две ситуации, которые могут способствовать принятию решения о снятии обременения:

  • в том случае, если на отмене сервитута настаивает собственник обременённого участка, так как в таком ограниченном его использовании отпала какая-либо необходимость (например, условия функционирования рядом расположенного участка стали лучше);
  • либо если из-за установленного обременения участок невозможно использовать в полной мере по его прямому назначению (например, дорога, проложенная по такому участку, не позволяет его владельцу заниматься сельским хозяйством в полной мере или строить дом, хотя надел приобретался именно для таких целей). Если вам интересно узнать, какой объект может быть обременен и существуют ли участки на которые нельзя наложить ограничение, то вы можете прочитать эту статью.

Специальным основанием прекращения сервитута, является желание лица, которое изначально высказывало требования установить такое обременение. В законодательстве это не указано.

Для такого прекращения земельного сервитута достаточно, чтобы инициатор установления обременения отказался от своих претензий по своему желанию и оформил такое решение соответствующим образом (если речь идёт о частном сервитуте, то путём расторжения договора, если о публичном, то через обращение в уполномоченные органы государственной власти для принятия на таком уровне решения об отмене установленного обременения).

Как прекращается обременение?

Основаниями прекращения сервитута могут быть, как уже говорилось выше, желание инициатора установления обременения, либо требования владельца обременённого участка, либо причина невозможности его эксплуатации. Независимо от того, по какому из перечисленных оснований будет происходить его отмена, процедура будет схожей.

Порядок прекращения сервитута:

    На первом этапе происходит составление заявления об отмене сервитута. В тексте такого заявления необходимо указать данные обременённого участка, начиная от его адреса и заканчивая межевыми сведениями, которые будут необходимы для идентификации участка, а также информацию о том, по какой причине происходит прекращение сервитута земельного участка.

В том случае, если отмена происходит по инициативе лица, требовавшего в своё время установления сервитута, то можно обойтись без заявления – достаточно только составить дополнительное соглашение к договору сервитута, в котором будет указано, в какое время и на каких условиях сервитут прекращает своё действие.

Если сервитут отменяется по инициативе владельца обременённого земельного участка, то заявление о его отмене ляжет в основу Постановления руководителя уполномоченного органа об отмене ранее установленного обременения (независимо от того, частный сервитут рассматривается или публичный).
Вторым этапом следует рассматривать предоставление составленного заявления в уполномоченные органы с целью отмены ранее установленного сервитута. Как правило, обращаться следует в Департаменты и Комитеты по земельным и имущественным отношениям муниципальных образований или субъектов федерации.

Кроме заявления в такой орган необходимо будет представить также и документы, подтверждающие законность выдвигаемых требований (например, план эксплуатации обременённой части земельного участка, на котором видно невозможность использовать землю по его прямому назначению, либо документальные доказательства того, что использование обременённого участка более не требуется).

После того, как заявление было передано в уполномоченный орган, в срок не более тридцати дней с момента подачи, оно должно быть рассмотрено с целью вынесения соответствующего решения.
Третьим этапом станет составление дополнительного соглашения о расторжении договора сервитута или Постановления руководителя уполномоченного органа власти.

На этом этапе максимальное время для подготовки всех необходимых документов ограничено тридцатью днями с момента вынесения решения об отмене сервитута. При этом, если будет готовиться дополнительное соглашение, оно в этот срок должно быть и подписано обеими сторонами-участницами договора.

  • Четвёртый этап будет считаться заключительным, так как на нем происходит регистрация нового состояния земельного участка с получением всех необходимых документов, подтверждающих новый статус такого участка.
  • По общему правилу регистрации состояний земельных участков регистрация такого состояния должна произойти в срок не более десяти дней с момента получения подписанного соглашения или вынесенного Постановления руководителя уполномоченного органа.

    Регистрация должна быть осуществлена в органах Росреестра, ответственных за внесение соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость. Таким образом, земельный сервитут прекращается.

    Каких затрат требует расторжение ограниченного права пользования?

    Последствиями прекращения сервитута, могут быть определённые затраты, так как эта процедура считается одним из серьёзных юридически значимых действий.

    Главным материальным вложением денежных средств станет уплата госпошлины за регистрацию отмены сервитута. В настоящее время эта сумма составляет от 500 до 2000 рублей в зависимости от того, кто является владельцем земельного участка – физическое или юридическое лицо.

    В том случае, если при подготовке заявления и всех необходимых документов потребуется обратиться к юристу или нотариусу, услуги таких специалистов оцениваются в размере от 2000 до 15000 тысяч рублей, в зависимости от стоимости установленного обременения (такой расчёт определён нотариальным прейскурантом).

    Если придётся обращаться в суд?

    В том случае, если инициатор установления сервитута отказывается от его отмены даже несмотря на наличие объективных причин для его отмены, возможность для снятия обременений на земельные участки существует – с помощью обращения в суд.

    1. Для того, чтобы суд вынес соответствующее решение, владельцу земельного участка необходимо обратиться с исковым заявлением об отмене обременения. В рамках искового заявления необходимо указать, в какое время был установлен сервитут, на какой срок он устанавливался, а также по какой причине должен быть отменён.
    2. К такому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие законность требований об отмене сервитута. Кроме того, необходимо будет приложить и доказательства попытки урегулирования спора об отмене сервитута в досудебном порядке.
    3. Последним документом, который необходимо будет предоставить в суд, станет квитанция об оплате госпошлины за услуги суда. Ее сумма для физических лиц составит 300 рублей.

    Если речь идёт о публичном сервитуте, то он также может быть отменён путём рассмотрения дела в суде. Однако, в этом случае, срок рассмотрения дела может увеличиться до трёх месяцев, но не может превышать этот срок.

    Заключение

    Сервитут может быть прекращен как по инициативе лица, в чьих интересах он был установлен. Чаще всего в качестве инициатора прекращения сервитута выступает владелец обременённого земельного участка.

    Отменить его можно в двух случаях – если в сервитуте отпала необходимость или если его дальнейшее использование может повлечь невозможность эксплуатации рассматриваемого земельного участка. Для отмены обременения достаточно подать соответствующее заявление и составить дополнительное соглашение о расторжении договора.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 938-46-18 (Москва)
    +7 (812) 425-63-64 (Санкт-Петербург)

    Прекращение сервитута

    Гражданским законодательством регламентируется прекращение сервитута, которое заключается в прекращении действия обременительных обязательств в отношении конкретного земельного участка.

    Земельные территории государства согласно земельному законодательству предназначены для удовлетворения потребностей населения страны, нужд муниципальных органов местного самоуправления, а также для выполнения задач государственной важности. Таким образом, земельные участки должны использовать гражданами для создания оптимальных условий жизни: в целях строительства личного жилья, для выполнения промышленных и сельскохозяйственных работ, а также для обеспечения нормального функционирования государства в различных направлениях: коммуникации, транспорт, энергетика, безопасность и оборона, промышленность и др.

    Однако в некоторых случаях полноценное выполнение необходимых задач и работ невозможно в силу ограниченности прав на использование территорий. Для преодоления такой ситуации разработаны правовые механизмы установления сервитута, который позволяет использовать земельные участки, находящиеся в чужой собственности, при наличии определенных ограничений.

    Законодательством предусмотрен и обратный механизм – прекращение действия сервитута. Как происходит возникновение и прекращение сервитутов важно знать любому землевладельцу.

    Понятие прекращения сервитута. Основания прекращения сервитута

    Гражданским законодательством регламентируется прекращение сервитута, которое заключается в прекращении действия обременительных обязательств в отношении конкретного земельного участка. Данная процедура характеризуется прекращением действия всех условий договора об установлении сервитута, а также в прекращении прав ограниченного использования участков, которые предоставлялись всем участниками договора на основании сервитута.

    Законодательный порядок предусматривает несколько механизмов для отмены действия договора о сервитуте. Соответственно, участники соглашения о сервитуте имеют право добровольно его расторгнуть в случае отсутствия потребностей третьих лиц в использовании территориального участка, находящегося в чужой собственности.

    Для отмены обременения в отношении земельного участка и прекращения действия режима земельного сервитута должны возникнуть серьезные основания. Законодательство предусматривает следующие основания прекращения права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута):

    • Отпадение всех оснований, в соответствии с которыми было установлено право ограниченного использования земельным участком в пользу третьих лиц.

    Таким образом, должна отпасть потребность в обеспечении свободного прохода или проезда, использовании земельных и природных ресурсов, осуществлении покоса сена и выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, запрет на охоту и рыболовство.

    Также основаниями для прекращения действия соглашения о сервитуте является завершение всех работ по размещению государственных знаков и подъездов к ним, отсутствие необходимости в проведении исследовательских и археологических работ, окончание ремонта коммуникаций, транспортных систем и завершение дренажных работ;

    • Изменение качеств и состояния земельной территории, которая стала объектом заключения сервитута;
    • Лицо, в отношении которого был установлен сервитут, не использует свое право ограниченного использования территории более двух лет;
    • Произошло соединение в руках единого лица прав на законную собственность и ограниченное использование земельной территорией, которая является объектом соглашения;
    • Отчуждение земельного участка, который был предоставлен гражданину для постоянного использования на бессрочной основе, для удовлетворения потребностей государственных органов и муниципальных учреждений местного самоуправления;
    • Наступление срока окончания действия сервитута;
    • Невозможность полноценного или частичного использования законным собственником своей земельной территории в соответствии с ее целевым предназначением и установленным режимом.

    В таком случае собственник территории может требовать защиты своих имущественных прав в судебном порядке. Однако требования гражданина могут быть не удовлетворены, если существуют законные основания на ограничение прав собственника территории.

    В основе таких ограничений лежит потребность защиты конституционных прав и свобод, нравственности и здоровья, и также прав и интересов частных лиц, а также безопасность страны и целостность территориальных границ;

    • Прекращение действия соглашения о предоставлении права ограниченного использования участком по давности;
    • Нарушение участниками договора условий ограниченного использования земельного участка.

    Способы прекращения сервитута

    Законодательством предусматриваются несколько способов для прекращения действия условий сервитута. Основные механизмы для отмены действия условий договора о сервитуте:

    • Досудебный способ. Чаще всего прекращение сервитута происходит в добровольном порядке, который заключается в расторжении подписанного ранее соглашения для предоставления права пользования земельной территорией третьими лицами;
    • Судебный порядок включает в себя подачу искового заявления от собственника земельной территории при условии невозможности полноценного использования собственного земельного участка по причине действия условий сервитута.

    Исковое заявление, которое собственник земельного участка предоставляет в суд, должно включать в себя следующие данные:

    • фамилию, имя, отчество, личные данные и контакты сторон ответчика и истца;
    • кадастровые и географические данные земельного участка, который был объектом установления режима сервитута;
    • изложение личных требований истца и оснований для прекращения действия сервитута в развернутой форме;
    • предоставление доказательств и дополнительной документации.

    Государственная регистрация сервитута предусматривает установление точных сроков действия данного соглашения. В документации указываются даты начала и окончания действия договора или же срок продолжительности сервитута.

    Соответственно, истечение указанного срока является основанием для внесения изменения в государственный реестр на основании автоматического прекращения действия сервитута.

    Порядок прекращения сервитута

    Возникновение и прекращение сервитутов – процедуры, которые предусматривают внесение изменений в форму собственности земельных территорий. Любое из данных действий требует соблюдение определенного законом порядка, основным этапом которого является регистрация прав на недвижимое имущество, в частности, землю в едином государственном реестре.

    Как и установление права возможности ограниченного использования территорий чужой собственности, прекращение действия соглашения о сервитуте должно быть внесено в единый реестр.

    Основным условием для прекращения действия сервитута является наличие соответствующего заявления и доказательной документации. Соответственно, поводом для прекращения действия сервитута является предоставление в органы государственной регистрации:

    • судебного решения об удовлетворении требований истца в отношении прекращения действия соглашения, которое предоставляло третьим лицам право ограниченного использования территорий;
    • добровольного соглашения сторон о прекращении действия сервитута на основании отпадения необходимости в использовании земельного участка третьими лицами.

    Последствия прекращения сервитута

    Правовыми последствиями прекращения действия сервитута является:

    • отмена действия условий соглашения о предоставлении прав ограниченного использования земельных территорий третьим лицам;
    • отмена обременения в отношении земельного участка, который был объектом установления сервитута;
    • отсутствие возможности использовать чужие территории третьими лицами, которые были субъектами соглашения о сервитуте на земельный участок;
    • внесение изменений в государственный реестр, который фиксирует смену прав граждан на недвижимое имущество (землю).

    Таким образом, отмена действия сервитута заключается в соблюдении законодательных требований и процедуры прекращения действия условий соглашения. Законом предусматривает возможность граждан добровольно заключить соглашение о прекращении действия сервитута, а также подать исковое заявление в судебные органы для совершения процедуры в принудительном порядке.

    Каковы основания прекращения сервитута? Важные нюансы, которые надо знать

    Сервитутом называется законное право на пользование чужим земельным участком в ограниченном порядке по договору. Такое обременение всегда устанавливается по взаимной договоренности, его необходимо регистрировать в Росреестре, а также оформлять и отменять в порядке, который установлен законом. Рассмотрим, какие же есть основания для прекращения сервитута.

    Основания для снятия данного обременения с земельного участка

    По общим правилам, указанным в статье 276 ГК РФ, основанием для прекращения действия ограничения будут такие ситуации:

    • если отпали основания, по которым было установлено подобное обременение;
    • участок, обремененный сервитутом, не может использоваться собственником по своему целевому назначению.

    В то же время, статья 48 ЗК РФ дополняет список оснований:

    1. Публичный сервитут может быть прекращен, если отсутствуют общественные нужды, по которым он был установлен (исключениям являются публичные сервитуты, установленные в порядке, что предусматривается главой V.7 ЗК РФ).
    2. Если истек срок публичного ограничения, оно прекращается, когда оканчивается последний день последнего месяца действия этого обременения.
    3. Если сервитут установлен в порядке, указанном в главе V.7 ЗК РФ, то его прекращение возможно на основе решения органа власти, который устанавливал этот публичный сервитут, если:
      • отсутствие деятельности, для которой устанавливалось обременение в течение 2-х и больше лет;
      • в срок, который установлен п.2 ст.39.46 ЗК РФ, не была внесена плата за публичный сервитут, установленный на землю в муниципальной или государственной собственности и не предоставленной юридическим или физическим лицам (в срок более полугода с момента получения правообладателем земли проекта соглашения о сервитуте, если плата вносится одним платежом и более 2-х раз подряд после истечения срока платы, установленного соглашением, если оплата вносится периодическими платежами).
    4. Обладатель публичного сервитута отказывается от него.

    Кем может приниматься это решение?

    Выносить решение о снятии такого обременения имеет право уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления (указаны в ст. 39.38 ЗК РФ), если стороны договора о сервитуте подали требование о его прекращении, а также, если нарушен порядок установления этого ограничения, нет возможности или возникают трудности в использовании земли или недвижимости на ней из-за наложения публичного сервитута (здесь исключением являются цели, предусмотренные ст. 39.37 ЗК РФ).

    Среди других причин:

    • была изменена документация планировки территории, по которой установлен сервитут, предусмотрено другое расположение инженерного сооружения, в целях которого накладывалось обременение;
    • обладатель публичного сервитута осуществляет деятельность, для которой установили обременение, нарушая требования ФЗ, технических регламентов и других законов;
    • если деятельность, для которой был наложен публичный сервитут, не осуществляется 2 и более лет;
    • не вносится плата.

    Порядок процедуры

    Вне зависимости от основания прекращения сервитута, процедура и порядок похожи:

    1. Сначала составляется заявление с требованием об отмене действия обременения собственником участка.
    2. Дальше необходимо предоставить заявление-требование в уполномоченный орган для отмены установленного сервитута.
    3. Составление дополнительного соглашения о расторжении договора или Постановления руководителя уполномоченного органа власти.
    4. Регистрация заключенного соглашения в Росреестре.

    Составление требования

    1. Требование составляется на имя руководителя уполномоченного органа исполнительной власти или местного самоуправления.
    2. В тексте заявления-требования нужно указать данные об обремененной земле (адрес, межевые данные и другая информация для идентификации участка), информацию о том, почему требуется прекращение действия ограничения.
    3. Если отмена обременения производится по инициативе лица, которое требовало установить сервитут, то заявление не нужно – достаточно дополнительного соглашения к договору, в нем указывается основание и дата прекращения действия ограничения.
    4. Если же сервитут отменяется по желанию владельцы земли, то заявление об отмене ложится в основу Постановления об отмене обременения (здесь не играет роли публичный это сервитут или частный).

    Дополнительные документы

    К требованию нужно приложить следующие документы:

    • документ, удостоверяющий личность собственника земли;
    • правоустанавливающие документы на участок;
    • технические документы на землю;
    • договор об установлении сервитута;
    • бумаги, подтверждающие законность требования (план эксплуатации обремененной части, где видна невозможность ее применения, документальные свидетельства отсутствия необходимости использования земли или нарушения условий сервитута);
    • заключение эксперта о состоянии участка.

    После передачи документа в уполномоченный орган, в срок не больше 30 дней его обязаны рассмотреть и вынести решение.

    Подписание соглашения

    Дальше составляется допсоглашение о расторжении договора или Постановления руководителя органа власти. Здесь время для подготовки документов ограничивается 30 днями со дня вынесения решения об отмене действия обременения.

    Подготовка и подписание дополнительного соглашения должны произойти в течение этого срока.

    Регистрация в Росреестре

    Регистрация должна пройти в срок не больше 10 дней с момента подписания соглашения или вынесения Постановления.

    Любые действия с земельным участком и изменения в документации должны фиксироваться в Росреестре.

    Происходит процедура в органах Росреестра, которые отвечают за внесение изменений в ЕГРН. Для осуществления этого необходимо подать в орган подписанное допсоглашение, документы на участок, паспорт собственника земли.

    Когда владелец ЗУ может требовать аннулирования через суд?

    Основания для права владельца участка требовать прекращение сервитута через суд возникают, если вторая сторона отказывается решать вопрос мирным путем. Причины могут быть следующими:

    • нарушен порядок установления сервитута;
    • нет возможности использования земли или недвижимости на ней по целевому назначению из-за обременения;
    • изменена документация планировки территории;
    • деятельность, осуществляемая обладателем сервитута, нарушает закон;
    • отсутствует своевременная плата за сервитут.

    Последствия

    1. После прекращения действия обременения собственник земли утрачивает право получения оплаты за услугу.
    2. Лица, ранее обладавшие правом использования участка, больше не могут им пользоваться для своих нужд.

    Как видите, сервитут может прекращаться по требованию лица, в чьих интересах он устанавливался, но чаще это происходит по желанию владельца земли. Для отмены достаточно подачи заявления-требования в специальные органы власти и составления допсоглашения о расторжении договора.

    На каком основании сервитут может быть прекращен? Какие причины прекращения признаются незаконными?

    Использование сервитута, то есть временного пользования выделенным земельным участком с определенными установленными ограничениями, пользуется большой популярностью в современной юридической практике. Ведь именно он дает возможность решать самые сложные вопросы взаимодействия различных лиц, заинтересованных в использовании собственности, которая по любым законным причинам размещается на «чужой территории».

    Например, право пользования водопроводной колонкой, выкопанной на участке соседа, или проложить систему газификации через не принадлежащую официально «создателю» территорию.

    В такой ситуации и используется институт сервитута, успешно устанавливающий правила перспектив совместной эксплуатации. В некоторых ситуациях он может быть оплачиваемым. Особое внимание при оформлении договора подобного типа специалисты уделяют пунктам, предполагающим возможность его потенциального расторжения.

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-51-36 . Это быстро и бесплатно !

    Какие могут быть основания прекращения сервитута?

    Возможность расторжения сервитута учитывается в законе государства. В статье 276 ГК РФ указывается два основания прекращения земельного сервитута земельного участка:

    • отпадение оснований, по которым устанавливались ограничения пользования;
    • отсутствие возможности использования недвижимости по назначении.

    Вне зависимости от причины расторжения, инициатором имеет право выступить собственник того имущества, которое по заключаемой сделке обременяется. Гражданский кодекс не предполагает перспективы расторжения договоренности на основании заявления того лица, в чью пользу он устанавливается. О понятиях и видах сервитутов в ГК РФ и земельном праве можно узнать здесь.

    Статья 276. Прекращение сервитута

    1. По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.
    2. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

    Вне зависимости от причины расторжения, основанием может стать несколько ведущих причин.

    О нормах права, основаниях и порядке установления сервитута мы рассказывали в этой статье, а о причинах и процессе установления, а также об использовании обременённых земель. можно узнать тут.

    Отмена по согласованию сторон и одностороннем порядке

    Вариант прекращения сервитута по согласованию сторон является самым простым в оформлении с юридической точки зрения. Он используется в ситуации отпадения основания, по которым ограничения устанавливались.

    В некоторых ситуациях подобная возможность изначально оговаривается в договоре между сторонами. В остальных ситуациях потребуется подписание обязательного соглашения, в котором факт расторжения фиксируется. Преимуществом становится отсутствие необходимости обращения в судебные инстанции.

    В некоторых случаях, чаще всего при отсутствии в договоре о сервитуте оснований прекращения, желание расторгнуть договор может возникнуть только у одной стороны договора.

    В таком случае для расторжения сделки потребуется обращение в суд по месту расположения земельного участка. Основанием прекращения использования остаются уже упомянутые причины невозможности использования института или по причине прекращения необходимости или из-за технической невозможности.

    Стороне, обращающейся с образцом иска, потребуется представить максимум доказательств, подтверждающий основания прекращения сервитута. В то числе в таком случае могут использоваться показания свидетелем и фотографии используемого места.

    В принудительном порядке

    Аннулирование соглашения возможно и в той ситуации, когда одна из сторон отказывается делать это в добровольном порядке.

    Только решение суда становится основанием прекращения сервитута в принудительном порядке. В этом случае стороне, заявляющей о расторжение, потребуется:

    • подготовить иск о расторжение и передать его в суд по сету расположения спорной территории;
    • дополнить иск соглашением сторон об использовании территории;
    • приложить документы о регистрации в ЕГРН;
    • представить доказательства отсутствия возможности использования участка;
    • паспорт истца.

    В такой ситуации решением суда, позволяющим прекратить сервитут, становится только доказанная в судебном порядке невозможность использования у лица, обратившегося за вынесением решения, иной возможности использования земельного участка, прохода или проезда к нему.

    Каково документальное оформление?

    Прекращение сервитута требует обязательной государственной регистрации. Для такой регистрации потребуется представление решения о прекращения сервитута, основанное на прекращении срока действия, указанного при оформлении договора на такое использование земельной территории.

    Вступление в силу соглашения сторон о прекращении такого договора, подтвержденное актом органа местного самоуправления, выданным на основании заявления сторон о прекращении сервитута (такое заявление может готовить в свободной форме и требуется только предоставления правоустанавливающих документов на владение территорией и паспортных данных сторон соглашения).

    На основании представленных документов в регистрирующем органе по месту расположения земельного участка делается специальная запись в Едином государственном реестре прав.

    О том, подлежит ли сервитут государственной регистрации и какие для этого нужны документы, можно узнать здесь.

    В каких ситуациях сервитут нельзя отменить?

    В некоторых ситуациях никакая судебная инстанция не может отменить право успешного совместного использования участка. В большинстве случаев речь идет о так называемом публичном сервитуте, подразумевающим право пользования территорией неограниченного числа лиц

    Так, отмене не подлежит те выделенные участки, которые необходимы для:

    1. Осуществления права прохода к прибрежной полосе.
    2. Использования территории для охоты и рыболовства, забора водных ресурсов.
    3. Размещения объектов, имеющих публичных интерес, таких как объекты инженерных коммуникаций, транспортной инфраструктуры и другое.

    При установлении частного сервитута вопросы его отмены может рассматривать только суд.

    В заключении стоит обратить внимание на уверенность юристов в непроработанности действующего законодательства в области использования сервитутов.

    Это делает обращение в специализированные юридические структуры одним из ведущих условий как при оформлении такого вида совместного использования земельных территорий, так и в ситуации, когда подписывается любое соглашение о прекращении сервитута.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:


    Процедура прекращения сервитута

    Сервитут на земельный участок — это особая форма пользования землей, которая устанавливается для обеспечения нормальных условий жизни людей, в чьем владении или пользовании находятся такие земельные участки, чье положение значительно хуже соседнего участка, на который сервитут и устанавливается.

    Говоря простым языком, сервитут — особая форма обременения одного участка в интересах владельцев других участков.

    Как и любое такое право, сервитут может прекратить свое действие. Как это происходило в истории и как происходит сейчас?

    Прекращение сервитута в истории вещного права

    При этом в одностороннем порядке владелец обремененного участка не мог разорвать такое соглашение, так как его земельный надел находился в худших условиях, нежели тот надел, для удобства использования которого устанавливалось обременение.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

    Отмена сервитутов в истории вещного права практически не регулировалась никакими нормативными актами, кроме заключённых в устной форме соглашений об установлении сервитута, а также существовавших обычаев вещного права.

    Именно по этой причине нельзя говорить о том, что установление сервитута могло регулироваться какими-то еще способами, кроме как традиционных обычаев, действовавших, как правило, в интересах более крупных землевладельцев.

    Так как сервитут, в основном, носил характер использования по своему усмотрению обремененного земельного участка, лишь выделенного в пользование другому лицу, но находящемуся в собственности более крупного землевладельца, говорить о действительном существовании такого права пользования можно только в очень редких случаях.

    Законодательное регулирование порядка прекращения сервитута

    Говоря о законодательном регулировании прекращения сервитута, необходимо учитывать, что такой процесс может быть осуществлен только в соответствии с двумя нормативными актами – Гражданским и Земельным Кодексом Российской Федерации.

    При этом, необходимо учитывать, что в рамках Земельного Кодекса содержатся лишь общие положения о том, как может быть произведена отмена такого обременения.
    Гражданский Кодекс, подробно регулирующий всю процедуру, содержит перечень тех оснований, по которым может быть произведена отмена сервитута как в добровольном, так и в судебном порядке.

    Именно эта статья позволяет подробно разобрать не только те основания, которые могут быть использованы для отмены сервитута, но также и весь тот порядок действий, который должен быть предпринят.

    Еще одним важным нормативным актом, который может регулировать процесс отмены сервитута, будет считаться Гражданско-процессуальный Кодекс Российской Федерации. Использование этого документа считается необходимым в том случае, если отмена сервитута происходит через обращение в суд.

    В соответствии с требованиями, которые зафиксированы в этом нормативном акте, должно быть составлено исковое заявление, а также оформлены дополнительно прилагаемые в качестве доказательства документы, которые будут направлены в суд для полноценного разрешении конфликта.

    Так как отмененный сервитут должен в обязательном порядке пройти государственную регистрацию, для того чтобы соответствующий административный акт вступил в свою силу, процедура такой регистрации будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом “О регистрации недвижимости”.

    Если другие права пользования чужим имуществом могут осуществляться также с использованием регионального законодательства, то в отношении сервитута, независимо от того публичный он или частный, региональное законодательство использоваться не может.

    Что такое прекращение сервитута на земельный участок

    Под прекращением сервитута следует понимать прекращение существующего обременения на земельный участок, которое существовало в целях обеспечения нормального функционирования соседних земельных участков.

    В том случае, если речь идет о прекращении публичного сервитута, следует рассматривать этот процесс как отмену использования чужих земельных участков для тех или иных целей, направленных на улучшение качества жизни населения в рамках конкретно о административного образования или нескольких таких образований.

    В рамках этой статьи дается полное определение того, что необходимо понимать под отменой сервитута, а также те основания, которые должны быть использованы для формирование решения.

    Однако в Гражданском Кодексе не содержатся те основания, по которым происходит отмена публичного сервитута. По этой причине использовать следует и Земельный Кодекс, который содержит сведения о том, по каким основаниям может быть отменен именно публичный сервитут. Расшифровка таких оснований содержится в статье 48 Земельного Кодекса Российской Федерации.

    Когда наступает прекращение сервитута

    При этом, инициатором такого прекращения может выступить как владелец обремененного участка, так и те лица, которые выступали инициаторами установления сервитута.

    Порядок прекращения публичного и частного сервитутов между собой различаются количеством этапов, а также теми документами и основаниями, по которым такое прекращение может быть осуществлено.

    Частный сервитут может быть отменен по двум основаниям:

    • Отмена сервитута может произойти в том случае, если основания, по которому он был установлен, со временем перестали быть актуальны (если удалось без привлечения обремененного участка достигнуть тех целей, ради которых сервитут был установлен, и необходимости держать участок обремененным больше нет);
    • Отмена сервитута может быть также осуществлена в связи с тем, что использовать обремененный земельный участок по его прямому назначению невозможно. В том случае, если прекращения сервитута именно по этому основанию должно происходить, осуществить это можно в случае выявления неправомерного использования обремененного имущества.

    В этом случае если лицо, для чьих интересов сервитут был установлен, решило отказаться от такого обременения, совершить такой акт можно будет только через рассмотрение дела в суде по причине одностороннего отказа от заключенного соглашения.

    Прекращение частного сервитута по согласованию сторон считается одним из самых удобных вариантов такого действия с юридической точки зрения. Это обусловлено тем, что необходимость доказывать свои права для обеих сторон будет минимальной, а результат расторгнутого соглашения подлежит простой регистрации.

    В том случае, если заключить соглашение по обоюдному решению сторон невозможен, расторжение такого договора будет происходить в одностороннем порядке.

    В этом случае сторона, выступающая инициатором расторжения договора об установлении сервитута, должна будет обратиться в суд для доказательств своих прав на полноценное использование своего участка.

    При этом, не подлежат изменения те основания, по которым может быть расторгнуть договор сервитута – они остаются прежними и должны соответствовать требованиям гражданского законодательства.

    Если речь идет об отмене публичного сервитута, то его отмена может быть осуществлена в одностороннем порядке, если такое решение принято на уровне государства.

    Независимо от того, какой именно сервитут отменяется, в случае несогласия какой-либо стороны с отменой такого обременением, он может быть отменен в принудительном порядке – через судебные заседания. Основание для прекращения сервитута в этом случае также не изменяются и определяются в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.

    Что вас ждет, если вы не оплатите долги по коммуналке, вы узнаете здесь.

    Как грамотно рассчитать стоимость аренды земли для сельского хозяйства, вы можете узнать из нашей статьи.

    Способы отмены сервитута

    Как уже говорилось выше, сервитут может быть отменен по двум основаниям:

    • По обоюдному согласию;
    • Путём расторжения соглашения через суд.

    Расторжение соглашения об установлении сервитута по обоюдному согласию происходит всего в три этапа:

    1. Установление всех обстоятельств, которые соответствуют возможности отмены действующего сервитута. Это могут сделать как обе стороны, так и та сторона, которая была заинтересована в таком действии.
    2. Подписание дополнительного соглашения о расторжении договора сервитута обеими сторонами-участницами. Такое дополнительное соглашение будет считаться тем определяющим документом, на основании которого будет произведена регистрация отмены сервитута.
    3. Непосредственно регистрация отмены установленного обременения с получением соответствующего документа. Производится такая регистрация в Едином государственном реестре прав на недвижимость.

    Полученное по итогам такого процесса свидетельство может быть использовано, при необходимости, в качестве документа, доказывающего ничтожность претензий других лиц на действия по использованию сервитута.

    В случае с судебным рассмотрением весь процесс будет происходить несколько сложнее, так как в этом случае количество стадий значительно увеличится, а сам процесс будет состоять из следующих этапов:

    • Составление документа, доказывающего возможность прекращения сервитута.
    • Подготовка его ложится на плечи того лица, которое выступает инициатором отмены обременения.
    • Досудебное урегулирование всех существующих разногласий, инициатором которого должен выступать также инициатор отмены обременения.
    • Подача искового заявления в суд с предоставлением всех доказательств, которые смогут подтвердить возможность отмены сервитута.
    • Судебное рассмотрение дела, в ходе которого все предоставленные сведения должны быть тщательно изучены.
    • Заключение дополнительного соглашения о расторжении договора сервитута на основании вынесенного решения либо использование решения суда для расторжения договора.
    • Регистрация отмены сервитута на основании заключенного соглашения или вынесенного решения суда.

    Если в случае расторжения договора сервитута по обоюдному согласию никаких дополнительных документов готовить не нужно, то в случае судебной отмены такого обременения необходимо особое внимание уделить исковому заявлению.

    Его составление осуществляется в соответствии с требованиями Гражданско-процессуального Кодекса Российской Федерации, а сам текст документа должен состоять из трёх частей:

    1. Преамбулы, в которой содержится наименование того судебного органа, куда направляется заявление, данные об истце и ответчике, а также сведения о месте и лете составления этого заявления;
    2. Основной части, в которой описываются все обстоятельства, повлиявшие на установление сервитута, а также развитие ситуации, которое оказало влияние на возможность его отмены;
    3. Заключительной части, содержащей конкретные требования истца (в том числе, о возмещении материального и морального ущерба).

    Прекращение сервитута происходит в том случае, если в использовании такого обременения отпадает необходимость. Прекратить сервитут можно как по соглашению сторон, так и в одностороннем порядке, но через судебное решение.

    Прекращение сервитута может происходить по двум причинам: если в нем отпала необходимость или если его действие делает невозможным использование обремененного имущества. И в том, и в другом случае отмена сервитута должна быть зарегистрирована соответствующим образом.

    Проблемы прекращения сервитута

    «Штатным» способом прекращения сервитута можно считать истечение срока, на который он установлен. При этом необходимо иметь в виду, что если сервитут установлен соглашением с лицом, не являющимся собственником служащего участка (землепользователем, землевладельцем, арендатором публичного земельного участка – ст. 39.24 ЗК), сервитут может быть установлен только на срок, не превышающий срока действия договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком (п. 4), а со дня досрочного расторжения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком действие заключенного арендатором или землепользователем соглашения об установлении сервитута в отношении такого земельного участка прекращается (п. 5).

    Статья 276 ГК устанавливает «экстраординарные» случаи прекращения сервитута: если отпали основания, по которым сервитут был установлен и если служащий участок из-за установленного сервитута не может использоваться по своему целевому назначению. В обоих случаях, как прямо указывается в норме, потребовать прекращения сервитута может только собственник служащей вещи.

    Между тем очевидно, что в прекращении сервитута порой может быть заинтересован и сам сервитуарий – например, если необходимость в сервитуте отпала, но платить за него приходится. Такая заинтересованность тем более вероятна, когда участок, в пользу которого установлен сервитут, приобретает новый собственник. Каким же образом сервитуарий может добиваться прекращения своего права?

    Вряд ли для этих целей можно использовать по аналогии саму ст. 276 ГК: согласно ей сервитут может быть прекращен в судебном порядке и лишь в прямо указанных случаях: отпадения оснований, по которым он был установлен и невозможность использовать служащий участок в соответствии с его целевым назначением из-за наличия сервитута. Отпадение оснований, разумеется, в некоторых случаях может использоваться сервитуарием как повод для прекращения сервитута, но, во-первых, почему для этого необходима судебная процедура? Во-вторых, сервитуарий, как представляется, должен иметь возможность прекращения сервитута и независимо от сохранения объективных оснований для его существования. Второе же основание для сервитуария вообще не имеет перспектив.

    В первом приближении может показаться, что способы прекращения сервитута могут различаться в зависимости от способа его установления. Если сервитут был установлен соглашением собственников служащего и господствующего участков, можно предположить, что и прекращение сервитута прежде всего должно допускаться в том же порядке, поскольку собственник служащего участка мог этим соглашением установить в свою пользу такие условия, которые представляют для него определенную выгоду (например, размер платы), лишение которой должно получить его одобрение. Гражданское право знает такой способ прекращения сервитутов. Например, ст. 546 испанского ГК предусматривает его в п. 6. Статья 301.5. проекта изменений российского ГК в части вещных прав в п. 1 предусматривает, что сервитут может быть прекращен по соглашению собственников вещей, связанных сервитутом.

    Поскольку сервитут по своему смыслу не предполагает (по крайней мере, теоретически) возможности собственника служащей «заработать» на сервитуте, допущение одностороннего отказа сервитуария от сервитута, установленного договором, также не выглядит принципиально недопустимым. В конце концов, осуществление гражданских прав (а к нему относится, безусловно, и отказ от права) своей волей и в своем интересе относится к основным началам гражданского законодательства. В подобном случае по аналогии закона казалось бы логичным использовать нормы про отказ от права собственности. В соответствии со ст. 236 ГК лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Поскольку сервитут как право на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации, отказ от сервитута должен осуществляться посредством подачи сервитуарием заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; сервитут прекращается с даты государственной регистрации прекращения права (аналогия с п. 2 ст. 53 ЗК РФ). Ниже такой подход ставится под сомнение.

    Может ли в случае «договорного» сервитута нарушение одной из сторон его условий служить основанием для расторжения договора в порядке, предусмотренном ст. 450 ГК – например, в случае нарушения сервитуарием обязанности по оплате сервитута? На первый взгляд, ст. 276 ГК исчерпывающе указывает случаи прекращения сервитута, исключая возможность применения ст. 450. Однако буквальное прочтение последней дает формальный повод говорить, что к договорным сервитутам можно применять следующий подход: требовать расторжения соглашения о сервитуте можно: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК, т.е. ст. 276.

    Прежде всего необходимо задуматься о том, возможно ли расторжение на основании ст. 450 договора, на основании которого возникло (причем, видимо, не в результате исполнения договорного обязательства) ограниченное вещное право. Сама ст. 450 ГК каких-либо ограничений не содержит, однако ст. 453 на этот счет более информативна: при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде (п. 1); при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства (п. 2). Пункт 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 № 35 «О последствиях расторжения договора» также указывает на то, что по смыслу п. 2 ст. 453 ГК РФ при расторжении договора прекращается обязанность должника совершать в будущем действия, которые являются предметом договора. Таким образом, институт расторжения договора все же подразумевает договоры обязательственные. Впрочем, судебная практика не испытывает сомнений, расторгая договоры пожизненной ренты с иждивением в отношении жилого помещения, из которых тоже – без обязательственной прелюдии, – возникает ограниченное вещное право.

    Однако расторгать договор можно, как указывает ГК, при существенном нарушении договора другой стороной, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. На что могли рассчитывать стороны, заключая договор об установлении сервитута? В случае возмездного сервитута собственник служащей недвижимости прежде всего рассчитывал на получение определенных средств за пользование сервитутом. Ее получение, безусловно, могло подвигнуть собственника к добровольному установлению обременения.

    Однако сервитут (даже договорный) устанавливается не в пользу контрагента собственника служащего участка, а в пользу самого господствующего участка, восполняя его объективно существующие недостатки. Иными словами, основным «выгодоприобретателем» здесь выступает сама господствующая недвижимость – или, точнее, некий абстрактный, неперсонифицированный ее обладатель. Отметим, что и в п. 1 ст. 301.5 проекта говорится о том, что сервитут «связывает вещи». С этой точки зрения собственник господствующего участка, выступивший в качестве стороны договора, функционально не более чем «представитель» господствующей недвижимости, и нарушение договора в части оплаты с его стороны, по идее, не должно влечь последствия, предусмотренные ст. 450 ГК.

    Основное возражение, однако, все же может основываться на том, что плата за пользование сервитутом не должна служить побудительным мотивом для его установления, и нарушение обязательства по оплате не должно считаться нарушением договора, в результате которого другая сторона в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при его заключении. Кроме того, поступление этой оплаты обеспечено самой господствующей недвижимостью – у кредитора есть, на что обратить взыскание.

    Необходимо отметить, что проект изменений ГК в части вещных прав допускает прекращение вещного права вследствие неисполнения его обладателем обязанности по оплате. Например, эмфитевзис может быть прекращен по инициативе собственника земельного участка, если эмфитевт не вносит установленную плату два года подряд (п. 6 ст. 299.6); право застройки может быть прекращено досрочно по требованию собственника земельного участка в случае, когда лицо, имеющее право застройки, имеет задолженность по внесению платы за право застройки в размере не менее чем двухгодичной платы, после направления лицу, имеющему право застройки, письменного предупреждения о необходимости устранения нарушения в разумный срок (п. 4 ст. 300.6). Между тем эти вещные права устанавливаются на основании договора с собственником, который прежде всего в результате его заключения рассчитывает именно на получение оплаты, и потому подобные примеры не могут служить основанием для каких-либо аналогий.

    Если же нарушение соглашения об установлении сервитута заключается в нарушении сервитуарием границ сервитута или иных условий пользования им, собственник господствующей недвижимости может прибегнуть к негаторному иску.

    Таким образом, в существующем правовом регулировании нарушение установленных договором об установлении сервитута условий может парироваться средствами защиты иными, нежели расторжение договора.

    Могут ли стороны договора об установлении сервитута предусмотреть в самом договоре основания для его расторжения? Судебная практика, насколько можно судить, ничего предосудительного в этом не видит. Например, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 22.03.2012 по делу № А11-2564/2011 отмечается, что расторжение договора на основании его положений не допускается лишь потому, что сервитуарий «не допустил существенных нарушений соглашения о сервитуте». По всей видимости, исходя из изложенного выше, такие условия договора допускаться не должны.

    Может ли сервитутарий прибегнуть к отказу от сервитута в случае его установления судебным решением? Могут ли собственники вещей, связанных принудительно установленным сервитутом, заключить соглашение о его прекращении? Статья 301.5 проекта говорит о том, что сервитут (независимо от его вида) может быть прекращен по соглашению собственников вещей, связанных сервитутом (п. 1). Прежде всего отметим, что такое соглашение в любом случае не должно влечь нарушение прав третьих лиц (например, обладателей ограниченных вещных прав на господствующий участок). Кроме того, вновь возникает вопрос о возможности подобных соглашений относительно сервитута, который обусловлен прежде всего объективными обстоятельствами и служит не лицу, а вещи. Если быть последовательным, придется признать, что подобного рода соглашения без каких-либо дополнительных аргументов – например, отпадения обстоятельств, вызвавших необходимость установления сервитута, допускаться не должны. Это относится и к договорному сервитуту, коль скоро ст. 274 ГК, говоря об объективном характере сервитута, не делает различий между принудительными и добровольными сервитутами.

    Интересна позиция проекта. Он, как уже отмечалось, допускает соглашение о прекращении сервитута без подобных оговорок, но для прекращения по требованию одной из сторон устанавливает два условия – сервитут «может быть прекращен по требованию», т.е. в судебном порядке, и только при отпадении обстоятельств, вызвавших необходимость установления сервитута (п. 2 ст. 301.5). Получается, что сервитуарий может отказаться от своего права только через суд и при наличии указанного обстоятельства, но путем соглашения может это сделать произвольно?

    Но если мы исходим из объективности сервитута, «связывающего вещи», то не может допускаться и его прекращение по воле собственников, которые могут руководствоваться мимолетными субъективными соображениями? Тот же аргумент может быть приведен и против одностороннего отказа от сервитута – будь он добровольный или принудительный. Таким образом, получается, что природа сервитута противится распространению на него принципа диспозитивности распоряжения принадлежащими лицу субъективными правами?

    Каковы основания прекращения сервитута? Важные нюансы, которые надо знать

    Сервитутом называется законное право на пользование чужим земельным участком в ограниченном порядке по договору. Такое обременение всегда устанавливается по взаимной договоренности, его необходимо регистрировать в Росреестре, а также оформлять и отменять в порядке, который установлен законом. Рассмотрим, какие же есть основания для прекращения сервитута.

    Основания для снятия данного обременения с земельного участка

    По общим правилам, указанным в статье 276 ГК РФ, основанием для прекращения действия ограничения будут такие ситуации:

    • если отпали основания, по которым было установлено подобное обременение;
    • участок, обремененный сервитутом, не может использоваться собственником по своему целевому назначению.

    В то же время, статья 48 ЗК РФ дополняет список оснований:

    1. Публичный сервитут может быть прекращен, если отсутствуют общественные нужды, по которым он был установлен (исключениям являются публичные сервитуты, установленные в порядке, что предусматривается главой V.7 ЗК РФ).
    2. Если истек срок публичного ограничения, оно прекращается, когда оканчивается последний день последнего месяца действия этого обременения.
    3. Если сервитут установлен в порядке, указанном в главе V.7 ЗК РФ, то его прекращение возможно на основе решения органа власти, который устанавливал этот публичный сервитут, если:
      • отсутствие деятельности, для которой устанавливалось обременение в течение 2-х и больше лет;
      • в срок, который установлен п.2 ст.39.46 ЗК РФ, не была внесена плата за публичный сервитут, установленный на землю в муниципальной или государственной собственности и не предоставленной юридическим или физическим лицам (в срок более полугода с момента получения правообладателем земли проекта соглашения о сервитуте, если плата вносится одним платежом и более 2-х раз подряд после истечения срока платы, установленного соглашением, если оплата вносится периодическими платежами).
    4. Обладатель публичного сервитута отказывается от него.

    Кем может приниматься это решение?

    Выносить решение о снятии такого обременения имеет право уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления (указаны в ст. 39.38 ЗК РФ), если стороны договора о сервитуте подали требование о его прекращении, а также, если нарушен порядок установления этого ограничения, нет возможности или возникают трудности в использовании земли или недвижимости на ней из-за наложения публичного сервитута (здесь исключением являются цели, предусмотренные ст. 39.37 ЗК РФ).

    Среди других причин:

    • была изменена документация планировки территории, по которой установлен сервитут, предусмотрено другое расположение инженерного сооружения, в целях которого накладывалось обременение;
    • обладатель публичного сервитута осуществляет деятельность, для которой установили обременение, нарушая требования ФЗ, технических регламентов и других законов;
    • если деятельность, для которой был наложен публичный сервитут, не осуществляется 2 и более лет;
    • не вносится плата.

    Порядок процедуры

    Вне зависимости от основания прекращения сервитута, процедура и порядок похожи:

    1. Сначала составляется заявление с требованием об отмене действия обременения собственником участка.
    2. Дальше необходимо предоставить заявление-требование в уполномоченный орган для отмены установленного сервитута.
    3. Составление дополнительного соглашения о расторжении договора или Постановления руководителя уполномоченного органа власти.
    4. Регистрация заключенного соглашения в Росреестре.

    Составление требования

    1. Требование составляется на имя руководителя уполномоченного органа исполнительной власти или местного самоуправления.
    2. В тексте заявления-требования нужно указать данные об обремененной земле (адрес, межевые данные и другая информация для идентификации участка), информацию о том, почему требуется прекращение действия ограничения.
    3. Если отмена обременения производится по инициативе лица, которое требовало установить сервитут, то заявление не нужно – достаточно дополнительного соглашения к договору, в нем указывается основание и дата прекращения действия ограничения.
    4. Если же сервитут отменяется по желанию владельцы земли, то заявление об отмене ложится в основу Постановления об отмене обременения (здесь не играет роли публичный это сервитут или частный).

    Дополнительные документы

    К требованию нужно приложить следующие документы:

    • документ, удостоверяющий личность собственника земли;
    • правоустанавливающие документы на участок;
    • технические документы на землю;
    • договор об установлении сервитута;
    • бумаги, подтверждающие законность требования (план эксплуатации обремененной части, где видна невозможность ее применения, документальные свидетельства отсутствия необходимости использования земли или нарушения условий сервитута);
    • заключение эксперта о состоянии участка.

    После передачи документа в уполномоченный орган, в срок не больше 30 дней его обязаны рассмотреть и вынести решение.

    Подписание соглашения

    Дальше составляется допсоглашение о расторжении договора или Постановления руководителя органа власти. Здесь время для подготовки документов ограничивается 30 днями со дня вынесения решения об отмене действия обременения.

    Подготовка и подписание дополнительного соглашения должны произойти в течение этого срока.

    Регистрация в Росреестре

    Регистрация должна пройти в срок не больше 10 дней с момента подписания соглашения или вынесения Постановления.

    Любые действия с земельным участком и изменения в документации должны фиксироваться в Росреестре.

    Происходит процедура в органах Росреестра, которые отвечают за внесение изменений в ЕГРН. Для осуществления этого необходимо подать в орган подписанное допсоглашение, документы на участок, паспорт собственника земли.

    Когда владелец ЗУ может требовать аннулирования через суд?

    Основания для права владельца участка требовать прекращение сервитута через суд возникают, если вторая сторона отказывается решать вопрос мирным путем. Причины могут быть следующими:

    • нарушен порядок установления сервитута;
    • нет возможности использования земли или недвижимости на ней по целевому назначению из-за обременения;
    • изменена документация планировки территории;
    • деятельность, осуществляемая обладателем сервитута, нарушает закон;
    • отсутствует своевременная плата за сервитут.

    Последствия

    1. После прекращения действия обременения собственник земли утрачивает право получения оплаты за услугу.
    2. Лица, ранее обладавшие правом использования участка, больше не могут им пользоваться для своих нужд.

    Как видите, сервитут может прекращаться по требованию лица, в чьих интересах он устанавливался, но чаще это происходит по желанию владельца земли. Для отмены достаточно подачи заявления-требования в специальные органы власти и составления допсоглашения о расторжении договора.

    Источники:
    http://advokat-malov.ru/sobstvennost/prekrashhenie-servituta.html
    http://pravoved.online/servitut/osnovaniya-prekrascheniya
    http://svoe.guru/zhilaya-sobstvennost/zemelnyj-uchastok/pravo-polzovaniya/servitut/prekrashhenie.html
    http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/prekrashhenie.html
    http://zakon.ru/Blogs/problemy_prekrascheniya_servituta/41955
    http://pravoved.online/servitut/osnovaniya-prekrascheniya
    http://rustat-it.ru/torgovoe-pravo/9888-servitut-na-zemelnyy-uchastok-zakonodatelnoe-regulirovanie-i-poryadok-ustanovleniya.html

    Бесплатная консультация юриста по телефону:

    Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

    СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

    Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

    Ссылка на основную публикацию