Компромисс имущественных интересов – публичный и частный сервитут

Отличие сервитута от публичного сервитута

Публичный сервитут и частный сервитут – чем они отличаются?


Процедура его наложения проходит в несколько этапов:

  1. рассмотрение заявление госорганами;
  2. решение выносится на слушании;
  3. подача заявления с просьбой установить сервитут;
  4. положительное решение подлежит государственной регистрации.

В некоторых случаях при публичном сервитуте нарушаются права собственника земли. Он имеет право защитить свои интересы, обратившись в суд.

Разбирательства такого рода в ведении арбитражных судов на территории РФ.

Кроме того, «частник» может требовать у местных властей, наложивших публичный сервитут, выкупить у него участок и возместить убытки. Правовая причина для снятия публичного сервитута:

Публичный сервитут: как действовать владельцу земли

А вот использование земельного участка, скажем, для прохода к водоему общего пользования – пример публичного сервитута.

Порядок установления публичного сервитута состоит из нескольких этапов:

  • Госорган рассматривает заявление и назначает публичные слушания.
  • В ходе слушаний ведут протокол. На заседании должны присутствовать все заинтересованные стороны, в том числе собственники земли, которой коснется обременение.
  • Инициатор направляет соответствующее заявление в органы местного самоуправления или субъекта РФ.
  • Об установлении публичного сервитута вносят информацию в ЕГРН.
  • По итогам слушаний госорган издает нормативно-правовой акт о публичном сервитуте на земельные участки.
  • Акт должен пройти процедуру регистрации.

Отличие публичного от частного сервитута

То есть, здесь допускается использование всего участка, некоторые ограничительные рамки причиняются лишь в отношении видов работ.

То же могло произойти, если халатность проявил собственник, не пройдя регистрационную процедуру отмены сервитута.Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законодательством о регистрации прав на недвижимое имущество. В случае не достижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

О бизнесе

Статья 275 ГК гласит, что права по ограничениям при смене собственника участка остаются за этой землей.

Рассматриваются основания для прекращения действия сервитута в статье 276 ГК.

В статье 23 ЗК перечисляются ситуации, при которых применяется публичное обременение. Рассматриваются виды ограничений: срочные и постоянные. Также оговариваются условия по требованию соответствующей платы за предоставление неудобств на земельном участке.

В этой же статье п.9 фиксируется условие необходимости регистрации сервитута в государственном органе.

Статья 39.25 ЗК указывает на пункты, которые вносятся в заключаемый договор: номер участка в кадастровой палате; персональная информация о сторонах, заключающих данный документ; цели и условия для установления обременения; срок сервитута; права и обязанности лица, в интересах которого назначаются ограничения.

Компромисс имущественных интересов – публичный и частный сервитут

проходит в несколько этапов:

  1. подача заявления с просьбой установить сервитут;
  2. решение выносится на слушании;
  3. положительное решение подлежит .
  4. рассмотрение заявление госорганами;

В некоторых случаях при публичном сервитуте нарушаются права собственника земли.

Он имеет право защитить свои интересы, обратившись в суд.

Разбирательства такого рода в ведении арбитражных судов на территории РФ.

Стоит отметить, что при установлении публичного сервитута речи об изъятии земельного надела у владельца не идет.

А если необходимость в нем перестала быть актуальной, то собственник имеет право потребовать снять обременение.Кроме того, «частник» может требовать у местных властей, наложивших публичный сервитут, выкупить у него участок и возместить убытки.

Земельный сервитут

В качестве таких документов могут выступать:

  1. договор, заключенный между сторонами об установлении данного вида ограничения.
  2. решение суда, если сторонам по каким-либо причинам не удалось самостоятельно прийти к решению о целесообразности установления подобного вида ограничения.
  3. нормативно-правовой акт, в котором устанавливается необходимость установления данного сервитута.

Отдельно стоит обратить внимание на то, что не всегда бессрочный земельный сервитут будет являться таковым.

В некоторых случаях точный срок действия сервитута устанавливается на уровне федерального законодательства. К примеру, когда речь идет о рекультивации участка, сервитут не будет иметь статус временного, так как это будет вредить государству. Согласно условиям, установленным в законодательстве, сервитут является бесплатным правом, в котором пользователь чужого участка не должен оплачивать свой проход или проезд по данному объекту недвижимости.

Публичный сервитут — передел земельной собственности монополиями

То есть недопустимо, когда из-за обременения у земельных собственников возникают большие неудобства, финансовые потери, моральный ущерб.Этот основополагающий пункт часто игнорируется в судах, рассматривающих споры. Владелец земли фактически бессилен перед государственными монополиями.В чем разница между частным и публичным сервитутом на землю

  1. Частный сервитут на земельный участок преследует личные интересы и накладывается по просьбе отдельных лиц:
    • например, граждане, строящие дом, просят у соседа разрешение временно использовать часть его участка для подъезда транспорта;
    • чтобы не обходить чей-то неудобно расположенный земельный надел, соседи просят его хозяина разрешить проводить скот на пастбище через свою территорию.
  2. например, граждане, строящие дом, просят у соседа разрешение временно использовать часть его участка для подъезда транспорта;
  3. Публичный сервитут устанавливается в государственных и общественных интересах, может инициироваться государством, хотя возможен также
  4. чтобы не обходить чей-то неудобно расположенный земельный надел, соседи просят его хозяина разрешить проводить скот на пастбище через свою территорию.

Сравнение публичного и частного сервитутов: основные различия

Этот сервитут устанавливается законами или другими нормативными актами с учетом общественных слушаний. В ЗК перечислены основные случаи использования публичного :

  • Забор воды и дренажные работы.
  • Размещение на земельном участке и другого геодезического оборудования.
  • Ремонт электролиний и сетей связи, а также транспортных коммуникаций.
  • Проход или проезд к и его прибрежной полосе.
  • Охота и рыболовство.
  • Проведение геологических работ.
  • Прогон скота.
  • Заготовка сена, выпас с/х животных.

Если установка публичного сервитута приводит к трудностям использования участка, то его собственник вправе потребовать от органа власти, установившего сервитут, за неудобства.

При необходимости собственник может обратиться в суд . №№ Факторы Публичный сервитут Частный сервитут 1 Заинтересованные лица

Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

Процедура его наложения проходит в несколько этапов:

  1. подача заявления с просьбой установить сервитут;
  2. рассмотрение заявление госорганами;
  3. положительное решение подлежит государственной регистрации.
  4. решение выносится на слушании;

Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

По Гражданскому кодексу собственник земельного участка имеет полное право распоряжаться им.

Но могут возникнуть ситуации, когда необходимо в интересах других собственников воспользоваться территорией чужого земельного надела. Данная процедура вводит некоторое ущемление прав владельца участка.

В этой статье будут рассмотрены такие виды обременений, как частный и публичный.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Что могут данные ограничения?

Сервитут устанавливает право пользования в той или иной мере чужим имуществом или земельным участком. Права собственности землевладелец при этом не лишается. Он имеет только стеснение своих прав на определенной территории принадлежащего ему участка. Установление факта обременения считается с даты оформления соглашения в Росреестре.

В ЗК определены два основных вида сервитута: публичный и частный.

Публичный сервитут

Публичный сервитут характеризуется тем, что одним из участников при заключении соглашения является государственный орган и целью его установления считается защита интересов не одного лица, а огромного количества людей.

В статье 23 ЗК, пункте 3 определяются основания, при которых возможно применение публичного сервитута:

  • проход или проезд к водному объекту;
  • возможность проведения ремонтных работ коммунальных инфраструктур;
  • дренажные работы;
  • прогон скота;
  • сенокошение и выпас скота в сезоны, установленные по местным природным условиям;
  • осуществление охоты и рыболовства;
  • проведение исследовательских и изыскательских работ.

Частный сервитут

Данный вид ограничений основывается на заключение документа между двумя частными сторонами. Ими могут быть также юридические лица. В случаях, когда основания для установления сервитута отпали, он должен быть прекращен заявлением одной из сторон.

Примеры частного обременения:

  • при осуществлении работ на территории рядом лежащего участка требуется проход или проезд;
  • проведение водопровода или системы канализации через территорию соседнего участка;
  • проведение электросетей.

Законодательные акты, на которые опираются данные обременения

Сведения о правах, ограничивающих использование земли, содержатся в Гражданском и Земельном кодексах.

В статье 274 ГК введены основные характеристики сервитута, когда и при каких условиях он устанавливается. Статья 275 ГК гласит, что права по ограничениям при смене собственника участка остаются за этой землей. Рассматриваются основания для прекращения действия сервитута в статье 276 ГК.

В статье 23 ЗК перечисляются ситуации, при которых применяется публичное обременение. Рассматриваются виды ограничений: срочные и постоянные. Также оговариваются условия по требованию соответствующей платы за предоставление неудобств на земельном участке.

В этой же статье п.9 фиксируется условие необходимости регистрации сервитута в государственном органе.

Статья 39.25 ЗК указывает на пункты, которые вносятся в заключаемый договор:

  • номер участка в кадастровой палате;
  • персональная информация о сторонах, заключающих данный документ;
  • цели и условия для установления обременения;
  • срок сервитута;
  • права и обязанности лица, в интересах которого назначаются ограничения.

Отличия данных видов

В сравнении и частный и публичный сервитуты могут принимать ограничения по использованию земельного участка. В этом их главное сходство. Но они имеют определенные различия, которые заключаются по следующим основным признакам.

Цели установления

Цели для частного и публичного обременения сформулированы в Земельном кодексе. Они связаны с потребностью использования чужого участка для прокладывания коммуникаций, ведения строительных работ или осуществление других необходимых мероприятий.

Основание


Для введения публичного ограничения необходимо издание законодательного или нормативного документа
, так как стороной, устанавливающей сервитут, является государственный орган. Для частного обременения достаточно заключить соглашение между заинтересованными лицами.

Описание процедуры установления

Несколько отличается введение частного сервитута от публичного. Рассмотрим процедуры принятия ограничений по каждому из них.

Публичный

При определении границ обременения проводятся топографические работы для уточнения на кадастровом плане. Эти документы передаются в службу кадастра и картографии для формирования кадастровой выписки с внесениями в план границ обременения на участках.

Затем подается заявление в местную администрацию вместе с планом земельных ограничений. Рассмотрение происходит в течение 3 месяцев.

В этот период проходят общественные слушания. Через СМИ происходит информирование о месте, дате и времени слушаний. Также оповещается заявитель. Материалы должны быть предоставлены всем заинтересованным лицам. После проведения слушаний выносится решение по данному вопросу. Оно также публикуется в СМИ.

Если на данном этапе вынесен положительный вердикт, то приступают к самому заключению сервитута. Последним этапом является оформление права обременения участка в Росреестре. Только после этой операции сервитут считается установленным.

Частный

Частное ограничение устанавливается путем подписания соглашения о стеснении прав пользования земельным наделом заинтересованными сторонами. Соглашение оформляется в письменном виде и заверяется его составителями. Оно может быть зарегистрировано у нотариуса по требованию одной из сторон, но данная процедура не является обязательной.

Если стороны подписали соглашение, то далее вместе с кадастровым планом, в который вносятся изменения, связанные с ограничениями, документы подаются в Росреестр . Если стороны не смогли мирным путем заключить соглашение, рассмотрение этого дела передается в суд (о том, как составить исковое заявление для суда, вы узнаете здесь).

Список документов, требуемых для регистрации:

  • платежка с оплатой госпошлины;
  • документы, устанавливающие права собственности;
  • соглашение о введении ограничений;
  • план участка, на который налагается обременение;
  • постановление суда, если дело было представлено судебному разбирательству.

Границы зон действия

Для публичного обременения необходимо проведение межевания на всех участках, подпадающих под зону ограничения. Производить данное действие должны кадастровые инженеры. На сформированном плане указываются все границы действия обременения и отмечаются участки, находящиеся на кадастровом учете. К межевому плану прилагается межевой проект с указанием кадастровых номеров всех участков, которые будут затронуты обременением.

Другие отличия

Возмещение за ограничение пользования при частном обременении вводятся практически всегда, при публичном – только при существенных препятствиях в ограничении при пользовании участком.

Различными являются стороны, которые заинтересованы в установлении ограничений. Для частного сервитута – это конкретные собственники земли или организации, которым принадлежит земельный участок. В случае же публичного обременения круг лиц не определен.

Публичное ограничение должно всегда согласовываться с местными органами управления. Для частного обременения в этом необходимости нет.

В случаях постановки на кадастровый учет госпошлина оплачивается только для частного обременения. Для юридических лиц она равна 6000 рублей, для физических – 1500 рублей согласно статье 333.33 НК п.31.

Таблица с отличиями по ограничениям

Отличия

Публичный сервитут

Частный сервитут

Стороны, для которых вводятся ограничения

Введение ограничений в интересах большого круга лиц.

Наложение обременения в пользу определенного частного лица или нескольких лиц.

Устанавливается при помощи нормативно-правовых актов.

Принятие происходит при заключении соглашения сторон.

Почти всегда заключается на безвозмездной основе. Плата может быть назначена только при условии существенного затруднения при пользовании участком.

При невозможности использования участка владелец вправе потребовать выкуп или предоставление нового.

Всегда заключается на возмездной основе. Происходит плата средств за пользование чужой территорией ее владельцу. Величина устанавливается от размера убытков, причиненных обременением.

Всегда согласовывается с местной администрацией

Нет необходимости в таком согласовании.

Разрешение о несогласии сторон

В суд обращается тот, на чей участок проводятся ограничения.

В судебный орган обращается тот, кто хочет установить сервитут.

Снятие ограничений происходит изданием акта о прекращении обременения.

Заключается соглашение о прекращении действия обременения или подается на рассмотрение в суд.

Сервитут накладывает ограничения на использование земли ее собственником. Это является вынужденной необходимостью, которая может быть связана с проведением каких-либо работ как со стороны частного лица, так и со стороны государства. Между этими ограничениями существует ряд различий по порядку оформления, по разрешению спорных ситуаций, по возмещению неудобств.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-18 (Москва)
+7 (812) 425-63-64 (Санкт-Петербург)

Компромисс имущественных интересов – публичный и частный сервитут

Проблема столкновения интересов частного сектора и общественных нужд встала давным-давно — еще в период появления частной собственности. Дилемма была решена умами древних римлян, которые ввели отрасль сервитутного права.

В современном российском законодательстве под сервитутом понимается ограниченное право использовать чужую землю в связи с законной необходимостью. Юридические рамки устанавливает нормативная база.

Необходимость пользования чужим имуществом возникает по разным жизненным обстоятельствам. Это может быть общественная или индивидуальная нужда и, соответственно, за это отвечают публичный и частный земельный сервитут.

Публичный сервитут

Причиной установления публичного сервитута стали государственные и общественные нужды. Например, в процессе электрификации поселка нужно проложить сети через частные земельные участки. Этот случай предусмотрен на законодательном уровне.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Причины обременения

Приведем перечень основных «легальных» причин для наложения публичного обременения на объект недвижимости:

  • расположения на частной земле ж/д путей;
  • необходимость поставить геодезические обозначения и подъезд к ним;
  • необходимые дренажные работы;
  • прогон или выпас скота;
  • частная территория является береговой границей водоема, обеспечивающей доступ к воде для населения;
  • изыскательные работы в научных и практических целях;
  • рыболовство и охота;
  • расположение на частной территории водоема для водозабора или водопоя;
  • для государственных нужд (ремонтные, строительные, восстановительные, дорожные).

Процедура

Правовое применение публичного сервитута лежит в рамках ГК, ЗК и прочих нормативных актов РФ. Процедура его наложения проходит в несколько этапов:

  • подача заявления с просьбой установить сервитут;
  • рассмотрение заявление госорганами;
  • решение выносится на слушании;
  • положительное решение подлежит государственной регистрации.

В некоторых случаях при публичном сервитуте нарушаются права собственника земли. Он имеет право защитить свои интересы, обратившись в суд. Разбирательства такого рода в ведении арбитражных судов на территории РФ.

Кроме того, «частник» может требовать у местных властей, наложивших публичный сервитут, выкупить у него участок и возместить убытки. Но это только в том случае, если обременение делает использование участка по назначению невозможным. Также ЗК предусматривает разумную плату за использование участка от лиц, в пользу которых было составлено сервитутное соглашение.

Основания для прекращения

Правовая причина для снятия публичного сервитута:

  • устаревание причин наложения обременения;
  • окончание срока действия, если он был предусмотрен договором (при срочном сервитуте).

Также действие сервитута прекращается из-за уничтожения земельного участка в результате природных катаклизмов (землетрясение, потоп и т. д.).

Независимо от причин прекращения действия обременения, действие закрепляется правовым актом от структур, вынесших изначально решение. Также документ проходит государственную регистрацию.

Для отмены сервитута не требуются общественные слушания, если иное не прописано в местном законодательстве.

Частный сервитут

В юридической практике чаще встречается частный сервитут. Причина жизненны — споры между собственников земельных участков или владельцем и сторонними юридическими лицами. Компромиссом является частный сервитут.

Главное условие такого обременения в земельном праве — наличие двух участков, один из которых главный (главенствующий), другой — второстепенный (служебный). При этом оба владельца имеют права на свою недвижимость. Чаще всего такая необходимость возникает, когда земли соседствуют. Иные случаи рассматриваются по другим критериям, прописанным в законодательстве. Частный сервитут также регулируется ГК РФ, ЗК РФ и прочими законодательными актами.

Причины обременения

Необходимость ограниченного права использования чаще связана с обоснованными нуждами владельца главенствующего надела:

  • свободный проезд через соседский участок к своему;
  • прокладывание систем коммуникаций или необходимых кабелей;
  • пользование колодцем на территории соседнего участка, если нет иных вариантов.

При оформлении такого сервитута всегда указывается его цель, потому что нужна веская причина, чтобы ограниченно пользоваться чужим объектом недвижимости.

Процедура оформления

Если стороны пришли к общему решению и приняли все условия, они могу заключить письменный договор. В нем обязательно нужно указать сроки обременения, в противном случае, сервитут автоматически будет считаться бессрочным. Также в документе указывается сумма, которую должно платить лицо, в чью пользу устанавливается сервитут.

После этого соответствующее заявление и пакет документов подается в кадастровый орган, который вносит решение. В случае положительного исхода, документ регистрируется в общем госреестре. Только после этого сервитут становится легальным.

Если соседи не могут договориться, решение принимает суд по исковому заявлению требующей сервитута стороны.

Способы прекращения

Если соглашение предусматривает сроки действия сервитута, то по их истечении он теряет свою правовую силу. Если же соглашение бессрочное, то основанием для его прекращения могут служить:

  • требование собственника;
  • потеря актуальности причины установления обременения;
  • заявление одной из участников договоренности.

Аккредитив при покупке недвижимости является выгодным и надежным способом расчета.

Покупка земли сельхозназначения имеет свои особенности. Подробно о них мы рассказали здесь.

В некоторых случаях договор купли-продажи может быть расторгнут. Читайте об этом в нашей статье.

Ключевые отличия

Хоть понятия публичного сервитута и частного во многом схожи — они преследуют одну цель, но их правовые «рамки» отличаются. Сравнение представлено в виде таблицы:

Факторы Публичный сервитут Частный сервитут
Объект земля любая недвижимость
Субъект неограниченный круг лиц конкретное лицо
Срок действия
Основание установления законодательный акт
  • судебное решение;
  • добровольный договор.
Права собственника земли при затруднении использования участка по назначению требовать соразмерную плату от местных властей, установивших сервитут
  • требовать адекватную плату от лица, в чью пользу установлен сервитут (в любом случае);
  • требовать снять обременение, если его необходимость отпала;
  • требовать в судебном порядке снять сервитут, если из-за него невозможно пользоваться землей по назначению.
Причина интерес государства, местной власти, населения интерес отдельного лица
Способ установления
  • общественные слушания
суд;

договор;

Компромиссное решение проблем — признак цивилизации. Как примирить общественные интересы с частными, придумали древние римляне. Этим способом пользуется и современная юриспруденция, активно применяя сервитутное право. Но сервитут — сервитуту рознь. Для защиты частной собственности и общественных нужд введены разные меры.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Компромисс имущественных интересов публичный и частный сервитут

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Компромисс имущественных интересов публичный и частный сервитут». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

In article concepts servitutes (the limited real rights) and lawful restrictions of the property right in favor of other owners, including the states (public servitutes) are analyzed; it is specified on is absent in the Russian civil law of uniform concept сервитута and its classifications.

Отличительной особенностью земельного публичного сервитута является его установление с учетом результатов общественных слушаний. Проведение общественных слушаний — одна из форм работы с общественностью и способ реализации принципа участия граждан и общественных объединений в решении вопросов, касающихся их прав на землю (п.1 ст.1 ЗК РФ).

Legal nature public servitutes

Если вы заинтересованы в наложении сервитута или, напротив, хотите его избежать – обратитесь к опытным юристам по земельным вопросам нашей компании.
По ст. 216 ГК, наряду с собственностью, существует вещное право – сервитут, по которому гражданин может ограниченно пользоваться чужой вещью, например, недвижимостью. Сервитуты бывают частными и публичными.

Публичный сервитут на земельный участок является одной из разновидностей обременения, которое налагается на земельный участок.

Данный обзор призван рассмотреть некоторые из них и обозначить основные подходы к разрешению дел указанной категории на основании принятых в 2007 — 2009 гг. постановлений ФАС СЗО. Действующее законодательство содержит примерный перечень целей, для которых может быть установлен сервитут.

Статья 304 Гражданского кодекса РФ гласит: собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

Однако различие между частным и публичным сервитутом связано не только с тем, в чьих интересах он накладывается. Так, публичный сервитут предусмотрен лишь законодательством о земельных правоотношениях – из-за чего можно установить, что на здания или сооружения он не накладывается.

Пункт 7 ст. 23 ЗК РФ также предусмотрел право собственника, землепользователя, землевладельца требовать изъятия, в том числе путем выкупа у него участка, обремененного публичным сервитутом, с возмещением органом, установившим сервитут, убытков или предоставления равноценного участка с возмещением убытков.

Особенность публичного сервитута в отличие от частного состоит в необходимости его установления с учетом результатов общественных слушаний, что неоднократно подчеркивалось арбитражными судами.

Постоянный «бессрочный сервитут» —, срок установления которого не определен, либо связан с условием отмены нормативного акта или договора, установившего такой.

По закону (ст. 131 ГК) сервитут должен регистрироваться в ЕГРН. После регистрации сервитут становится неотъемлемой частью недвижимости (участка).

Переход права собственности на земельный участок к другому лицу — ОАО «С» — не повлек прекращения права пользования данным участком собственника недвижимости.
Как известно, частный сервитут предполагает наличие соглашения между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка либо решения суда.

Регистрация сервитутов осуществляется на листе Поземельной книги, относящемся к земельному участку, этим сервитутом обремененному, и может быть осуществлена на листе Поземельной книги, в пользу которого этот сервитут образован.

Прежде всего, это споры, связанные с установлением земельных сервитутов. Достаточно часто собственник земельного участка требует от собственника соседнего земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). При этом собственник земельного участка, «рискуемого» быть обремененным, чувствует себя ущемленным и, как следствие, рождается спор.

Таким образом, особенности правовой природы и сущность публичного сервитута как правовой категории не исключают элементов его гражданско-правового характера.

В статье анализируются понятия сервитута (ограниченные вещные права) и законные ограничения права собственности в пользу других собственников, в том числе государства (публичные сер-витуты); указывается на отсутствует в российском гражданском праве единого понятия сервитута и его классификации.

По нашему мнению, вещно-правовой харак­тер отношений в рамках публичного сервитута не является основанием для подобного вывода. Кроме того, и в самом ЗК РФ в действующей редакции отсутствует разграничение част­ного и публичного земельных сервитутов в силу особенностей их правовой природы. Данный нормативно-правовой акт на­зывает лишь особое основание установления публичного сер­витута.

V.A. Zelik, candidate of jurisprudence, department chair of civil-law disciplines Southern institute of management; tel.: 89183177979.

Понятие «сервитут». Сервитут представляет собой право ограниченного пользования чужим земельным участком. Классическая сущность сформировалась во времена римского права. Сервитутом в римском праве считалось право на чужую вещь, состоявшее в пользовании ею и принадлежащее или определенному субъекту, или вещи*.

Публичный сервитут и общественные слушания

Сервитут должен осуществляться наиболее оптимальным способом, то есть быть наименее обременительным для того объекта недвижимости, в отношении которого он установлен (служащей вещи).
В обоснование своих требований истцы сослались на то, что единственный проход и проезд к принадлежащей им на праве собственности части здания возможен и длительное время был фактически организован через спорный земельный участок, арендатором которого являлся завод.

При этом ПС может быть применен в интересах государства, местных властей или населения. Этот сервитут устанавливается законами или другими нормативными актами с учетом общественных слушаний.

Противоречивость действующего законодательства обусловливает необходимость проведения обобщений и подготовки обзоров правоприменительной практики, что является одной из ступеней на пути формирования ее единства.

Сервитутом, по существующему законодательству называют право ограниченного пользования чужим имуществом. Термин «сервитут» закреплен и разъяснен Гражданским Кодексом.

Публичный сервитут на земельный участок

Существование водного сервитута в форме как частного, так и публичного предусмотрено в Водном кодексе Республи­ки Казахстан от 9.07.2003 №481-П ЗРК. При этом публичная форма сервитута может быть установлена в отношении объек­та, который не является объектом общего пользования.

Интересы, для обеспечения которых устанавливаются публичные сервитуты, перечислены в ч.3 ст. 23 ЗК РФ.

Судебными актами по данному делу суд лишь констатировал факт пользования ООО «С» земельным участком истца без заключенного с учетом формы землепользования в установленном порядке договора аренды с собственником участка и без оплаты стоимости такого пользования.

ФАС Северо-Западного округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО «А» на Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2006 г. по делу N А56-44507/04, установил следующее. ООО «А» обратилось в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ЗАО «Н».

Из правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности ответчика на указанное выше недвижимое имущество, не следует, что последнее обременено каким-либо сервитутом в пользу истца.

Учет интересов государства, как субъекта вещных прав при решении вопросов, связанных с публичным сервитутом.

Частный сервитут устанавливается по соглашению сторон или на основании судебного решения, когда такое соглашение не было достигнуто. Сервитут характеризуется наличием служебного, зависимого земельного участка и господствующего земельного участка, принадлежащих, разным собственникам.

Градостроительная практика различает земельный сервитут и обременение (ограничение) права собственности. Земельный сервитут — это право ограниченного пользования чужим земельным участком.

В комментариях к вышеназванным кодексам такой подход к определению серви­тута отличается от традиционной трактовки, используемой в цивилистике. Это особо подчеркивает относительную незави­симость, самостоятельность и специфику природоресурсного права. Ю. В.

В соответствии с ч.2 ст. 23 ЗК РФ публичный на земельный участок может быть установлен в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Перечень частных, устанавливаемых соглашением сторон, за исключением водных сервитутов в соответствии с ч.2 ст.

СЗ РФ, 28.01.2002, N 4, ст. 251. ФЗ от 19.07.1998 г. «О гидрометеорологической службе» СЗ РФ, 27.07.1998, N 30, ст.

Здесь публичные сервитуты, по смыслу документа, уже установлены при переходе прав на земельный участок.

Вслед за заявлением должно состояться его рассмотрение органом власти, а затем и публичные слушания с участием местных жителей, владельца участка и представителей власти.

Статья 276 ГК РФ называет два основания для прекращения частного сервитута: расторжение договора и судебное решение. Инициатором прекращения сервитута в этих случаях выступает собственник участка, обремененного сервитутом. В первом случае причиной прекращения сервитута является отпадение оснований, по которым он был установлен.

Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок?

Дела об оспаривании нормативных правовых актов в силу части второй статьи 191 АПК РФ рассматриваются в арбитражных судах.

Установление факта обременения считается с даты оформления соглашения в Росреестре. проход или проезд к водному объекту; возможность проведения ремонтных работ коммунальных инфраструктур; дренажные работы; прогон скота; сенокошение и выпас скота в сезоны, установленные по местным природным условиям; осуществление охоты и рыболовства; проведение исследовательских и изыскательских работ. Приведенные признаки публичного сервитута свидетель­ствуют о том, что данная правовая категория по своей право­вой природе и сущности не имеет отношения к сервитуту как таковому в его традиционном понимании. Публичный серви­тут является самостоятельным правовым явлением. Аргумен­том в пользу нашей позиции может служить структура Гла­вы 17 ГК РФ.

Источники:
http://urexpert.online/nedvizhimost/zemelnyj-uchastok/ispolzovanie-vladenie-i-rasporyazhenie/pravo-polzovaniya/servitut/vidy-s/otlichija-publichnogo-ot-chastnogo.html
http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/vidy/publichnyj-i-chastnyj-servitut-otlichija.html
http://ot2067.ru/avtoyurist/6710-kompromiss-imushhestvennykh-interesov-publichnyy-i-chastnyy-servitut.html
http://logos-pravo.ru/articles/publichnyy-servitut-opredelenie-ponyatiya

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию