Основания и требования при предоставлении земельных участков

Порядок предоставления и оформления земельного участка на строительство

Порядок предоставления земельных участков на строительство

Земельные участки под строительство предоставляются на основании генерального плана, под которым понимается специальный градостроительный документ. Он определяет основные условия формирования среды жизнедеятельности, направленность границ развития территорий городского и сельского поселений, зоны территорий, их подразделение, развитие сфер инженерии, транспорта, социальных инфраструктур, определение градостроительных требований в сфере сохранения объектов, имеющих особое историческое и культурное значение, а также в сфере сохранения особо охраняемых территорий, соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических стандартов.

При предоставлении земельных участков под строительство необходимо руководствоваться рядом принципов:

  • 1. судьба земельных участков прочно связана с объектами, которые на ней находятся и неразрывно с ним связана;
  • 2. принципом платности использования земель;
  • 3. все земли делятся по целевому назначению, исходя из чего, определяется принадлежность каждого земельного участка к той или иной категории земель на основании требований, которые установлены законодательством РФ .

На основании ЗК РФ земельные участки, как делимые, так и неделимые, выступают в качестве объекта земельных отношений, представляя собой часть поверхности земли, границы которой описываются и удостоверяются в установленном порядке. При этом необходимо отметить равность доступа граждан и юридических лиц по отношению к земельным участкам и приобретению их в собственность.

Основной проблемой формирования инвестиционных программ в сфере строительства является ограниченность количества земельных участков для строительства, причем такая проблема наблюдается как в городах, так и в сельских поселениях.

Подготавливая проект по строительству, застройщики должны решить массу проблем в сфере оформления прав на недвижимый участок.

Как правило, у земельного участка имеется либо собственник, либо арендатор по договору аренды на долгосрочный период. Кроме того, земельные участки не по всем критериям могут подходить застройщикам, например, необходимо освобождать их от лесных насаждений. При этом действия по очищению участка увеличивают стоимость работ, производимых на участке, примерно на 15 % .

Данная ситуация часто осложняет задачу с подбором участка для постройки определенных объектов, например, жилых домов. Проблемой также является и отвод земельного участка, что является основной проблемой эффективного формирования инвестиционных программ федеральных, региональных и муниципальных уровней.

Основная роль при выборе земельных участков, а также их отводе, принадлежит Генеральным планам, которые определяют систему градостроительства на территории конкретных населенных пунктов.

Ориентиром системы градорегулирования ранее была разработка проектов под конкретное финансирование объектов, перечень которых определялся государством. Сегодня же определяющими также являются экономические, правовые условия, вопросы инвестирования.

Так, Градостроительный кодекс предусматривает ряд градостроительных требований к земельным участкам, вопросам их функционального использования, в том числе и в сфере строительства.

Правила по землепользованию и застройке устанавливают градостроительный регламент на каждой территориальной зоне индивидуально, исходя из особенностей, которые определяют ее расположение и развитие, а также возможности сочетания земель различных категорий.

Градостроительный регламент также определяет правовой режим земельных участков – то есть земель, и всех тех объектов, которые на них находятся, в том числе и объекты строительства.

Основные федеральные законодательные акты, регламентирующие земельные отношения в России, это:

  • – Конституция Российской Федерации (принята 12.12.93, действующая редакция);
  • – Земельный кодекс Российской Федерации (№ 136-ФЗ от 25.10.2001);
  • – Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
  • – Федеральный закон от 21. 12. 2001 № 178- ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»

Когда земельные участки предоставляются для строительства, то необходимо учитывать следующие основания:

  • – без предварительного согласования мест размещения объектов;
  • – с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Подробно охарактеризуем первый случай. Земельные участки для жилищного строительства из земель, которые находились в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться по праву собственности или аренды без согласования места размещения объекта строительства. Данная ситуация возможна исключительно при проведении торгов, конкурсов, аукционов на основании ст. 38 ЗК РФ.

Предоставление земельного участка для строительства в указанном порядке осуществляется по следующему алгоритму:

  • 1) проводятся работы, направленные на формирование земельного участка, а именно:
    • – готовиться проект, определяющий границы земельного участка на местности;
    • – определяется разрешенное использование земельного участка;
    • – определяются технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение к данным сетям;
    • -принимается решение о проведении торгов (конкурса, аукциона) или решение о предоставлении земельных участков без проведения указанных мероприятий;
    • -публикуются сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или сообщения о том, что принимаются заявления о предоставлении земельных участков без проведения указанных мероприятий.
  • 2) проводится государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса;
  • 3) проводятся торги (конкурсы, аукционы), направленные на продажу земельного участка или продажу права на заключение договора аренды земельного участка или предоставляется земельный участок в аренду без проведения торгов (конкурса, аукциона), при этом необходимо, чтобы поступило заявление гражданина или юридического лица, которые заинтересованы в предоставлении земельных участков.

Передача земельных участков без проведения указанных мероприятий возможна в тех случаях, когда была осуществлена предварительная и заблаговременная публикация сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в тех случаях, когда поступила только одна заявка;

4) подписывается протокол о результатах торгов (конкурса, аукциона) или подписывается договор аренды земельного участка, если земельный участок предоставляется без проведения каких-либо мероприятий .

Проводя конкурсы по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков для застройки, органы местного самоуправления могут предъявлять к участникам конкурса особые требования.

Аукцион возможен в тех случаях, когда от участников не требуется, чтобы они выполняли какие-либо особые условия, кроме целевого использования земель.

Объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, которые прошли государственный кадастровый учет, а также имеют информацию об обременениях и ограничениях по использованию земельного участка.

Второй случай характеризуется следующим набором алгоритмов:

  • 1. осуществление выбора земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании по месту размещения объекта;
  • 2. проведение работ, направленных на формирование земельного участка;
  • 3. произведение постановки на государственный кадастровый учет земельного участка;
  • 4. принятие решения по предоставлению земельных участков для строительства .

В первом и втором случае составляется протокол о результатах торгов, что и является основанием для:

  • – заключения договора купли-продажи;
  • – государственной регистрации права собственности на земельный участок, полученный в торгах;
  • – заключение договора аренды с его последующей государственной регистрацией при передаче земельного участка в аренду.

Граждане или юридические лица обладают правом на выбор земельного участка для строительства. Порядок такого выбора также определен ЗК РФ.

Так, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина, юридического лица, либо в случае обращения исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка. Такой выбор производится на основании документации, а именно требуется:

  • – документация государственного земельного кадастра;
  • – документы землеустройства, которые составляются на основе соблюдения экологических норм, градостроительных норм, а также иных норм, регулирующих условия использования соответствующей территории, ее недр, определяющие все возможные варианты размещения объекта на участке и проведения процедур согласования в установленном порядке.

Результатом выбора становится акт о выборе земельного участка для строительства. В необходимых случаях документально устанавливаются санитарно-защитная, охранная зона, согласовывается место размещения объекта, данное согласование является основанием для его последующего строительства и действует в течение 3 лет .

Кроме того, к данному акту прилагается утвержденный органом местного самоуправления проект границ, который составляется для каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Особые правила действуют в случае предоставления земельного участка для строительства в границах уже застроенной территории. Так в 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» , который содержал положения о вложении инвестиций, об обязательствах инвесторов в сфере планировки зданий, по расселению граждан, выкупу квартир, в сфере снова аварийных жилых домов на застроенных территориях.

Однако применять данный правовой институт возможно лишь при наличии градостроительных регламентов, которые содержат правила землепользования и застройки.

Так, земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, не предоставленный в пользование или во владение ни гражданам, ни юридическим лицам, может быть предоставлен для строительства в рамках застроенной территории, если в отношении нее принимается решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым должен быть заключен договор о развитии застроенной территории.

Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который уполномочен распоряжаться вышеуказанными участками земли, утвердив документы, которые содержат планировку по застройке территории, определяют также условия подключения данных объектов к различным сетям, устанавливают плату за подключение, после чего принимается решение о предоставлении данного земельного участка .

Понятие развития застроенных территорий нигде в законодательстве не оговорено, и осуществляется на основании норм Градостроительного кодекса РФ в тех границах, который определен земельному участку, планируется его структура или структура его частей.

При этом понятие «развитие территорий» следует понимать как перечень следующих действий, которые осуществляются на основании договора о развитии территорий:

  • – действия по подготовке и утверждению проекта планировки застроенной территории;
  • – действия по принятию решений, касающихся развития территорий органами местного самоуправления;
  • – действия по принятию решений органами местного самоуправления и выкупу жилых помещений, которые изымаются на основании такого решения, признаны аварийными, подлежат сносу, действия по выкупу земель, на которых расположены многоквартирные дома, участков с застроенной территорией, если в отношении указанных земельных участков принимается решение о развитии.
  • – действия по предоставлению в границах застроенных территорий, которые подлежат развитию, земельных участков целях строительства тем лицам, которые заключают договор о развитии территорий, без проведения торгов, основываясь на нормах земельного законодательства, в отношении которых принимается решение о развитии, такие земли должны находиться в государственной или муниципальной собственности, если ранее данный земельный участок не был предоставлен другим лицам;
  • – действия по созданию (строительству) либо приобретению, а также передаче в государственную или муниципальную собственность тех жилых помещений, которые благоустроены, и готовы для предоставления гражданам.

Порядок формирования участков подчиняется нормам земельного права, хотя косвенное влияние, как мы указывали раньше, оказывает также гражданское, жилищное, градостроительное законодательство.

При оформлении права на земельный участок также происходит его оценка. При этом оценка разных земель различается. Например, городские земли по статусу отличаются от иных земель, поэтому их сложнее оценивать по сравнению с другими природными ресурсами.

Стоимость земель при оформлении определяется на основании федерального закона об оценочной деятельности .

Так, кадастровая стоимость земельных участков определяется на основе проведения государственной кадастровой оценки земель, порядок которой установлен Правительством РФ.

Определяя рыночную стоимость участка, кадастровая стоимость устанавливается исходя из процента от рыночной стоимости.

На сегодняшний день система предоставления земельных участков для инвестиционных проектов недостаточно эффективна. Для того, что она стала более эффективной, необходимо следующее:

  • – совершенствовать систему ведения государственного земельного кадастра;
  • – проводить массовую оценку земель для налогообложения и других целей;
  • – установить единый порядок управления федеральными землями;
  • – определить порядок установления (восстановления) границы административно-территориального образования;
  • – разработать концепцию законопроекта о землях городов и иных поселений, так как они обладают особым статусом ввиду особого местонахождения. Данные документы, на наш взгляд, должны быть разработаны на федеральном уровне.

Случаи предоставления земельных участков из государственных или муниципальных земель бесплатно

ЗК РФ предусмотрено предоставление участков гражданам бесплатно.

Современное земельное законодательство РФ подразумевает получение наделов не только в процессе осуществления сделки купли-продажи или в порядке наследования, но и совершенно бесплатно. В частности, наиболее подробные сведения о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам РФ изложены в ст. 39.5 ЗК РФ, а также федеральных законах и законах субъектов РФ.

Предоставление земельных участков гражданам бесплатно. Основания предоставления земельного участка в собственность бесплатно

Получение в безвозмездное (бесплатное) пользование земельного участка может быть доступно для граждан один раз за всю его жизнь. При этом выдел надела происходит из земли, территории которого находятся в ведении государственной власти или же муниципалитета. Однако подобное право предоставления земельного участка в собственность доступно лишь определенным категориям граждан (в частности, многодетным семьям).

Согласно действующему законодательству бесплатно происходит предоставление земельных участков следующим льготным категориям:

  • Героям РФ, СССР или Соцтруда, а также полным кавалерам, награжденным орденами Славы и Трудовой Славы;
  • ветеранам ВОВ, а также инвалидам ВОВ, участникам боевых действий, а также лицам, которые награждены знаком «Житель блокадного Ленинграда»;
  • гражданам РФ, которые во время ВОВ находились на прифронтовой территории, в том числе в тылу;
  • нетрудоспособным представителям семьи инвалида или же ветерана ВОВ, которые числились на его иждивении и получают пенсионное обеспечение, связанное с потерей кормильца.

Однако в данном случае следует отметить, что предоставление земельных участков в частную собственность происходит из государственного жилищного фонда. В частности, выдел земельного надела, который имеет статус федерального, позволяет лицам использовать участки с целью садоводства, огородничества, осуществления строительства жилых помещений, ведения личного подсобного хозяйства.

Основания для предоставления участка, который числится как федеральный, – решение уполномоченных на то органов.

Из муниципального фонда происходит выделение земельных участков бесплатно следующим льготным категориям граждан:

  • многодетным семьям, а также детям-инвалидам;
  • пенсионерам, которые проживают на территории сельского поселения в течение 5 лет (минимум) и достигшим определенного возраста;
  • молодым специалистам, которые закончили обучение в ВУЗе и были распределены в сельскую местность для осуществления профессиональной деятельности;
  • лицам, которые прошли реабилитацию после политических репрессий.

Основания для бесплатного предоставления земельного участка (неважно будет он федеральный или же муниципальный), в том числе и многодетным семьям, инвалидам и иным льготным категориям, зафиксированы в ст. 39.1 ЗК РФ:

  • постановление органов государственной власти или органов местного самоуправления в случаях, если предоставление в собственность земли гражданам происходит на безвозмездной основе (бесплатно) или же в бессрочное использование.
  • договор о безвозмездном (бесплатном) предоставлении надела (даже носящего статус федерального).
  • иные основания, которые предусматривает закон.

Порядок предоставления земельных участков бесплатно. Заявление о бесплатном предоставлении земельного участка

Закон предусматривает определенный порядок действий, которые осуществляются сторонами правоотношений при выделе земельного участка, с учетом основания бесплатного предоставления территорий. Порядок состоит из последовательных этапов:

  • На начальной стадии происходит подготовка схем и дополнительных документов, которые утверждают определенное территориальное расположение участка.
  • Далее порядок и условия предоставления земельного участка (в том числе многодетным семьям, детям-инвалидам и пр.) подразумевает подачу заявления в уполномоченный орган (федеральный или же местный), в котором фиксируется предварительное согласование или же отказ о выделе в собственность того или иного участка.
  • Законодательный регламент на третьей стадии предварительного согласования о предоставлении земельного участка в собственность гражданам той или иной территории с учетом бесплатного основания подразумевает официальное оглашение решения госорганов, образец которого можно найти в Интернете.
  • Далее заинтересованное лицо должно соблюсти законодательный порядок и в течение 2-х лет (периода пока действует положение о предварительном согласовании) произвести весь спектр кадастровых работ. Регламент подразумевает точное выделение территории и площади интересуемого граждан участка.
  • Условия бесплатного выдела земельного участка подразумевают постановку надела на кадастровый учет и проведение процедуры государственной регистрации права на собственность (неважно был это федеральный участок или же муниципальный).
  • После того как вышеперечисленные условия будут соблюдены, лицам необходимо осуществить подачу заявления в управомоченный орган.
  • На заключительной стадии порядок и регламент предоставления земельных участков в собственность физическим лицам (в том числе и многодетным семьям) бесплатно подразумевает принятие окончательного решения (положительного или отрицательного) по конкретному делу. После чего публикуется положение органа, который удовлетворяет или, наоборот, отказывает в оформлении права собственности после рассмотрения заявления. Если все основания соблюдены, то подписывается контракт между двумя сторонами правоотношений.

Как мы видим, лицам, чтобы получить земельный участок совершенно бесплатно, следует учитывать многочисленные условия, которые содержит закон и регламент предоставления территориальных наделов. Одним из таковых признается подача заявления в компетентный орган о передаче территории в собственность.

Типовой образец заявления можно скачать в открытом доступе в Интернете. Если такой возможности нет, то образец заявления лицам, претендующим на надел, могут выдать в госорганах, положение которых предусматривает проведение подобных сделок с гражданами РФ.

Итак, что должно содержать в себе заявление:

  • Положение о типовых документах подразумевает, что заявление должно включать полную информацию о субъекте правоотношений, претендующего на бесплатный земельный участок (ФИО, адрес и место проживания, реквизиты паспорта и др.).
  • Если заявление подается юридическим лицом, то в него включаются сведения о регистрации в ЕГЮРЛ, ИНН, официальное наименование организации и юридический адрес.
  • Закон требует указания в заявлении кадастрового номера земельного участка, если его границы необходимо более точно обозначить.
  • Образец заявления также включает в себя обязательные пункты, в которых прописывается решение о межевании территории, кадастровый номер.
  • Обязательно фиксируются условия предоставления земли юридическим или же физическим лицам в собственность и основания ее бесплатного использования.
  • Заявление содержит информацию и о конкретной цели использования надела, который выделяется физическим или юридическим лицам.
  • Федеральный регламент документооборота также подразумевает включение в заявление дополнительных реквизитов об изъятии или предоставлении земель.

Бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан. Бесплатное предоставление земельных участков инвалидам

Льготные категории граждан наделяются прерогативой первоочередного предоставления земельных участков в собственность. В частности, положение закона о бесплатной выдаче земель предусматривает условия, при соблюдении которых инвалидам предоставляется территория на безвозмездной основе.

Подобная программа, которая имеет федеральный или же региональный статус, позволяет инвалидам улучшить свое имущественное положение. Регламент выдела земельного участка подразумевает несколько конкретных целей, с которыми могут использоваться территории, предоставляемые инвалидам:

  • возведение жилого помещения или строительство дачного дома;
  • ведение на территории земли личного подсобного хозяйства;
  • постройка гаража;
  • разведение сада или огорода.

Подобная программа подразумевает сначала выдел земли в аренду, после чего инвалидам предоставляется трехлетний срок для начала строительства того или иного объекта. Если действия не будут начаты, то закон подразумевает возможность со стороны госорганов выдвинуть отказ в предоставлении инвалидам бесплатного участка. Такие случаи распространены в юридической практике.

Чтобы получить земельный надел, инвалидам необходимо учесть определенные требования (условия), которые закрепляет правовой регламент:

  • земля может быть выдана инвалидам любой группы, при этом условия не включают в себя перечень конкретных заболеваний;
  • гражданин должен быть признан госорганом малоимущим;
  • субъект получил статус нуждающегося, так как его условия проживания не соответствуют нормативам.

Социальная программа поддержки людей с ограниченными возможностями подразумевает первоочередное предоставление данной категории граждан земельного участка.

Если порядок со стороны субъекта правоотношений был соблюден, а госорган отказывает в получении земельного надела, то гражданин имеет законное право обратиться за помощью в судебную инстанцию или Прокуратуру РФ. Подобные случаи являются предметом длительных разбирательств, после чего публикуется постановление компетентного органа: был ли отказ детерминирован объективными причинами или же нет.

Предоставление земельных участков юридическим лицам бесплатно

Закон подразумевает возможность предоставления земельного участка совершенно бесплатно не только физическим лицам, но и юридическим. Положение об этом можно найти в ст. 39.5 ЗК РФ. Главное основание для выдела юридическим лицам земли – решение органов государственной или муниципальной власти.

Если речь идет об участке, который носит статус «федеральный», то государственный регламент подразумевает постановление компетентного органа о наделе организации территорией в конкретном субъекте РФ.

Однако в подобном случае должны быть соблюдены ключевые условия и законодательный порядок.

Юридическим лицом, учитывая положение и регламент, должно быть подано заявление (образец можно взять в уполномоченных органах), которое будет содержать всю исчерпывающую информацию, в том числе и цель дальнейшего использования участка. Если сведения будут ложными или не будет соблюден порядок подачи заявления, то может последовать отказ в предоставлении земли юридическим лицам на бесплатном основании.

В случае отказа оформляется постановление. Но при этом закон подразумевает мотивирующее разъяснение подобного решения в невозможности предоставления земли юридическим лицам. Образец можно посмотреть в Интернете.

Предоставление земельного участка религиозной и некоммерческой организации

Помимо перечисленных выше льготных граждан, закон подразумевает бесплатную выдачу земельных участков религиозной или некоммерческой организации. Данное положение зафиксировано в ст. 39.6 ЗК РФ.

Что касается религиозной организации, то подобные случаи бесплатного выдела земельного участка все чаще фиксируются на практике. Закон предусматривает конкретные цели, согласно которым может быть предоставлена земля организации подобного типа, в частности, для строительства сооружений религиозного, благотворительного характера.

При этом срок безвозмездного пользования составляет от 5 до 10 лет. Постановление уполномоченного органа является основанием для легитимного использования религиозной организацией подобного участка.

Может быть предоставлен земельного участка в безвозмездное пользование и некоммерческой организации.

Порядок предоставления земли, в том числе некоммерческой организации, существенно изменился, начиная с 1 марта 2015 года.

Если ранее заявление некоммерческой организации (образец имеет типовую форму) могло содержать информацию о конкретном территориальном размещении участка, то современный регламент данную возможность отменяет.

Подобные случаи все чаще становятся предметом для возникновения юридических споров между некоммерческой организацией и госорганами. Это связано с тем, что положение некоммерческой организации в подобных ситуациях четко не регламентируется.

А это становится детерминантой того, что подача заявления в компетентные органы происходит с нарушением порядка, что лишает права некоммерческой организации претендовать на единоразовое предоставление земельного участка бесплатно. В подобном случае постановление будет содержать отказ.

Предоставление земельных участков гражданам бесплатно на территории Дальневосточного федерального округа

Дальневосточный федеральный округ – один из регионов РФ, который позволяет гражданам, проживающим на данной территории, стать обладателями земельного участка на безвозмездной основе. Подобные случаи и конкретные законодательные нюансы регламентируются Федеральный закон РФ N 119-ФЗ, который был принят 22 апреля 2016 года.

В частности, данный нотариально-правовой акт устанавливает конкретные сроки безвозмездного пользования участками, которые предоставляются многодетным семьям, некоммерческой организации и иным категориям. По истечению пятилетнего срока земля выдается многодетным семьям и иным лицам правоотношений бесплатно, если отказ не будет мотивирован госорганами.

Для удобства и своевременного получения необходимой информации разработана специальная федеральная информационная программа, которая позволит гражданам, в том числе и многодетным семьям, некоммерческой организации, юридическим лицам быть в курсе всех происходящих изменений, порядке и условиях безвозмездного пользования территориями.

Федеральный закон РФ N 119 также содержит информацию о том, в каких случаях может быть опубликовано постановление, содержащее отказ многодетным семьям и иным льготным категориям граждан в предоставлении земельного участка.

Резюмируя все вышесказанное, можно прийти к выводу, что на территории РФ многодетным семьям, инвалидам, религиозным и некоммерческим организациям и прочим категориям граждан может быть выделен определенный земельный участок для безвозмездного пользования, который в дальнейшем может перейти в частную собственность совершенно бесплатно.

Отвечаем на вопрос: можно ли получить бесплатно землю от государства? Требования, основания и условия предоставления участка

Многих волнует вопрос: могу ли я получить земельный участок бесплатно? А что об этом говорит закон?

Основанием для выделения земельных территорий гражданам РФ являются законы, которые предоставляют гражданским, а также юридическим официальным лицам право приобретать земельные наделы различными предусмотренными в законодательстве способами, предусматривающими несколько вариантов выделения земель, что принадлежат государству или местным административным управлениям.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Законодательные основания для предоставления надела

Основанием для процедуры предоставления земельных наделов является статья 25 ЗК РФ, обеспечивающая право на земельную территорию.

Статья оговаривает государственную регистрацию установленных прав и указывает на условия и основания, содержащиеся в статьях ФЗ, а также отвечает на вопрос: можно ли получить землю от государства.

В зависимости от способа предоставления земель и того, кто может иметь право на землю от государства, зависят требования и основания для предоставления территорий.

ФЗ №112, п. 3, 4 является основанием для предоставления возможности гражданам, при условии имеющейся у них местной региональной регистрации, приобретать в свое личное пользование земельные наделы для организации ЛПХ.

Основанием получения земельного надела гражданами владеющими востребованными в селах профессиями является статья 39.5, пункт 5 ЗК РФ. Эта же статья 39.5, пункт 6 ЗК РФ стала основанием для получения земельных наделов многодетными семьями. Статья 39.5, пункт 2 ЗК РФ является основанием для выделения территорий религиозным организациям, а на статью 39.5, пункт 3 ЗК РФ опираются имеющие право на землю некоммерческие организации.

Основанием для выделения земли в аренду служит статья 39.6 ЗК РФ, а основанием для бессрочного постоянного пользования землей является статья 39.9 ЗК РФ.

Предоставление территорий для безвозмездного пользования основывается на статье 39.10 ЗК РФ.

Условия предоставления

Предоставление любых видов земель регулируется законодательными актами, где главным условием выделения земельных наделов является целевое предназначение участка.

Пользователь земельной территории обязан выполнять требование закона и использовать предоставленную ему землю целенаправленно.

Условия предоставления участка зависят от способа законодательного решения вопроса, а также связаны с категорией берущих во владение территорию граждан или официальных юридических лиц.

Закон предусматривает для выделения земель такие условия:

  • если присутствует законодательное решение уполномоченного органа власти;
  • если для лиц, взявших землю в аренду с правом выкупа, предусмотрено строительство на участке в течение пяти лет жилого дома;
  • если в отношении застроенного участка с арендатором заключен договор о развитии территории;
  • если религиозная организация имеет в своей собственности на участке строение религиозного (благотворительного назначения);
  • если надел земли образован в связи с разделом территории предоставленной некоммерческой структуре и предназначен для занятия садово-огородническим хозяйством;
  • если гражданин пользуется предоставленным ему участком на протяжении 5 лет (участок предоставляется во владение бесплатно);
  • если участок, передаваемый в пользование религиозной организации, предназначен для потребностей сельского хозяйства (выделяется в бессрочное пользование);
  • если территория предоставляется в аренду юридическому лицу по указу Президента РФ;
  • если территория предоставляется юридическому лицу на основании распоряжения Правительства страны для строительства объектов жизнеобеспечения, социально-культурной сферы, а также под реализацию инвестиционных проектов;
  • если участок выделяется в аренду юридическим лицам под строительство коммуникаций, магистральных трубопроводов, объектов государственного значения;
  • если земля выделяется под комплексное освоение субъекту, с которым уже был подписан договор аренды;
  • если земля выделяется под комплексное освоение некоммерческой организации и предусматривает ИЖС;
  • если территория выделяется некоммерческой организации под дачное и садово-огородническое хозяйство и предусматривает ИЖС;
  • если территория необходима для ведения охотничьего хозяйства лицу, с которым заключен договор аренды.

Предусмотренных законом требований и условий, необходимых для предоставления земли много, все они связаны со сферой жизнедеятельности человека, с возможностью приносить пользу обществу.

Подробнее об условиях предоставления земельного участка вы узнаете тут.

Кому можно выдавать землю?

Согласно ЗК РФ гражданские, а также юридические официальные лица имеют равное право для того, чтобы приобрести предоставленную государством земельную территорию в собственность или долгосрочную аренду.

Государство позволяет юридическим лицам приобретать земельные наделы в бессрочное пользование, в отдельных, предусмотренных законодательством случаях.

Государственные и территориальные муниципальные земли предоставляются всем гражданам, а также юридическим официальным лицам в большинстве случаев за плату. Бесплатное выделение наделов предусмотрено ЗК РФ, законами субъектов РФ, а также ФЗ.

Бесплатное выделение земель предусматривает определенные предусмотренные законами требования и условия к каждой категории лиц. При соблюдении этих требований на бесплатное получение земли претендуют:

  • многодетные семьи;
  • граждане, владеющие востребованными в селах профессиями;
  • лица желающие организовать ЛПХ в малозаселенных районах;
  • герои ВОВ;
  • герои соцтруда;
  • полные кавалеры боевых и трудовых орденов Славы;
  • инвалиды ВОВ.

Более детально о всех льготных категориях для предоставления земли, можно узнать здесь, а как получить земельный участок ветерану ВОВ и боевых действий, мы писали в этой статье.

Основные требования при выделении земель

На получение в собственность наделов могут претендовать те, кто подходит под определенные законодательством условия:

  • регистрация в предполагаемом регионе получения земель не менее 5 лет;
  • наличие учета гражданского лица в очереди на предоставление земельного надела;
  • наличие документов подтверждающих льготы или многодетность семьи (для категории льготников);
  • отсутствие во владении других зарегистрированных госреестром земельных территорий;
  • наличие документа подтверждающего необходимость в улучшении условий проживания;
  • наличие справки с постоянного места работы или регистрации в центре занятости.
  • наличие у гражданского лица документа о востребованной в селе профессии (для лиц имеющих такую профессию).

Перечень востребованных в сельскохозяйственных регионах профессий не прописан в законах, однако он регулируется постановлениями местных администраций, которые по существующей в их местности необходимости составляют соглашения с требующимися специалистами.

О том, какие нужны документы для получения земли, вы узнаете в нашем материале.

Виды территорий

Законодательство РФ разделяет земли принадлежащие государству на определенные категории, которые подразумевают целевое предназначение использования территорий относящихся к определенному виду. Земельный фонд России классифицирует землю по семи категориям:

  1. сельскохозяйственного значения;
  2. специального и промышленного назначения;
  3. земли населенных пунктов;
  4. особо охраняемые земельные территории;
  5. земли водного фонда;
  6. земли лесного фонда;
  7. земли запаса.

Требования к наделам

Участки, которые согласно предусмотренным законодательным нормам выделяются гражданам, а также юридическим официальным лицам для организации фермерских и ЛПХ должны принадлежать к землям сельскохозяйственного значения.

Земельные наделы предоставляются в собственность или аренду для целей предусмотренных законодательством и находящих свое отражение в подписанных между сторонами соглашениях. Законодательные акты регулируют процесс выделения земель, устанавливают определенные параметры участков и определяют сроки ее использования.

Определенный законом максимальный размер выделяемых населению участков составляет пятьдесят соток, но при определенных условиях площади земельных наделов могут быть увеличены на законодательном уровне до 2,5 гектара.

Условия и особенности регионов позволяют регулировать местным администрациям рынок выделяемых гражданам земель.

Субъекты, вступающие в правовые земельные отношения с государством, руководствуются предоставленным им правом получать земельные наделы в аренду, собственность или бессрочное пользование на условиях и требованиях, которые оговариваются в законах. Знать земельное законодательство – это залог успешного правового использования земли.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-18 (Москва)
+7 (812) 425-63-64 (Санкт-Петербург)

Какие требования нужно соблюдать при предоставлении земельных участков?

Получение участка земли от государства может помочь решить жилищный вопрос или организовать сельскохозяйственное производство. Для получения права на предоставление участка нужно соблюдать ряд требований, которые зависят от имеющихся оснований для предоставления земли.

Понятие предоставления участка

Предоставление участка – это передача участка гражданам или юридическим лицам от органов государственной власти для осуществления различных видов деятельности. Предоставление осуществляется как в рамках поддержки малоимущих и нуждающихся в жилье лиц, так и с целью развития сельского хозяйства и освоения нераспределенных земель.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Законодательное регулирование предоставления земель осуществляется:

Ст. 39.5 ЗК РФ определяет условия бесплатного предоставления земель от государства, ст. 39.3 и 39.6 регулируют порядок продажи и передачи государственных участков в аренду соответственно, а закон № 218 регламентирует процедуру регистрации прав на полученные участки.

Региональные законы устанавливают дополнительные требования к получателям земельных участков, а также к предоставляемым землям в плане их размеров, виде разрешенного землепользования и расположении относительно областного центра.

Основания для предоставления

Основания, по которым участок от государства может быть предоставлен, описаны в ст. 39.1 ЗК РФ:

На основании постановления участки передаются заявителям бесплатно или в бессрочное пользование. Договор покупки заключается в случае победы в аукционе, организованном местной администрацией, а арендное соглашение – при получении права аренды через аукцион или по фиксированной цене (для льготных категорий населения).

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74 .

Наличие документально подтвержденного основания у получателя участка дает ему возможность зарегистрировать свое право в Росреестре для вступления в полноценное владение землей.

Регистрация права на землю по вышеперечисленным основаниям происходит при предъявлении документа, являющегося таким основанием, паспорта и заявления о регистрации прав.

Требования к получателю и участку

Чтобы получить землю на основании постановления властей (в бесплатное пользование), заявитель должен удовлетворять одному из следующих условий:

  • арендовать запрашиваемый участок в течение пяти последних лет;
  • иметь не менее трех несовершеннолетних детей;
  • пользоваться данным участком на основании бессрочного пользования или пожизненного владения.

При этом в течение срока государственной аренды землепользователь должен соблюдать условия передачи участка, прописанные в арендном соглашении, а также производить эксплуатацию данного участка в соответствии с его целевым назначением и видом разрешенного землепользования.

Лицо, имеющее трех и более детей до 18-ти лет, должно также удовлетворять требованиям, установленным в данном регионе для признания лица и его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий.

К таким требованиям относятся:

  • отсутствие в собственности жилья;
  • наличие жилья, в котором на каждого члена семьи приходится менее 12 кв. м;
  • проживание на одной жилплощади с родственником, больным опасным инфекционным заболеванием;
  • проживание на аварийной жилплощади.

Если претендент на участок от государства желает получить землю для занятия сельскохозяйственным бизнесом, то для предоставления участка по любому из вышеописанных оснований возможно при соблюдении следующих требований:

  • претендент имеет право на участие в аукционе;
  • претендент организовал кадастровые работы на участке и оформил межевой план;
  • претендент представил план использования земли.

Для права на участие в аукционе должно быть отсутствие нарушений на ранее проводимых торгах. В плане использования участка требуется указать тип сельскохозяйственного производства (КФХ или ООО), а также привести производственный план на первые 5 лет использования земли.

Участки, предоставляемые для сельскохозяйственного бизнеса, должны отвечать следующим требованиям:

  • площадь – не менее 50 соток;
  • категория земли – для сельскохозяйственной деятельности;
  • отсутствие загрязненности или обедненности почвы вследствие использования земли не по назначению.

Более детальные требования к организаторам сельскохозяйственного бизнеса и предоставляемым участкам представлены в законах субъектов федерации.

Основанием для предоставления участка от государства может являться договор передачи такого участка на одном из видов прав (аренды, собственности или пользования). Чтобы получить государственную землю по любому из оснований, заявитель должен соответствовать требованиям, предъявляемым для претендентов на участки данного вида.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

+7 499 553-09-05 Москва

+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

+7 (800) 550-38-47 Россия

Использование земель

Москва
+7 499 553-09-05
Санкт-Петербург
+7 812 448-61-02
Россия
+7 (800) 550-38-47

Порядок использования земли без предоставления участков и установления сервитута

Содержание статьи:

Основания для использования земли без предоставления участков и установления сервитута

Законодательно установлен ряд случаев, когда допускается использование земельных участков, состоящих в собственности государственных органов или муниципалитета без передачи их в собственность и без установки сервитута. Такая процедура проводится на основании ст. 39.33 ЗК РФ в следующих случаях:

  • при проведении инженерных изысканий;
  • при необходимости проведения ремонта линейного объекта;
  • при возведении временных или вспомогательных построек, складировании стройматериалов, техники для выполнения необходимых работ, при реконструкции линейных объектов различного назначения и принадлежности;
  • для проведения геологических исследований недр;
  • когда выполняются действия, направленные на развитие и сохранность традиций и промыслов коренных малочисленных народов государства по месту их жительства, кроме зон лесного фонда;
  • при размещении торговых точек нестационарного типа, рекламных конструкций, других построек, разновидности которых определяет Правительство РФ.

Разрешение на использование земель

Эксплуатация территорий, являющихся государственной собственностью или владением муниципалитета, производится согласно целям, обозначенным в разрешении, которое выдается полномочным ведомствам.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Разрешение на использование земельного участка без передачи в собственность представляет собой документ стандартного образца, составленный в письменном виде и подписанный должностным лицом полномочного ведомства.

В разрешении обязательно должны быть указаны такие данные, как:

  • кадастровый номер участка, если рассматривается эксплуатация всего надела или его части;
  • обязанности лиц, получивших разрешение;
  • указание возможности досрочного прекращения действия разрешения.

Документ предоставляет право гражданам на распоряжение территориями без передачи их в эксплуатацию, однако, вынесенный акт не является разрешительным документом для возведения на площади построек или выполнения реконструкции объекта.

Порядок получения разрешения на использование земель

Использование земельного участка без его предоставления начинается с получения разрешения, о чем было сказано выше. Описание процесса получения такого документа отражено в ст. 39.34 ЗК РФ и предполагает совершение следующих действий:

  1. Заинтересованное лицо обращается в распорядительное ведомство с заявлением о выдаче разрешения на пользование наделом без его предоставления (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец заявления о выдаче разрешения на пользование землей]).
  2. Распорядитель участка проверяет поступившую заявку и пакет документов на предмет правильности заполнения и наличие законных оснований для оформления разрешения.
  3. Не позже месяца с момента поступления заявки выносится решение о предоставлении права использования земли или отказ в этом, с указанием причин.
  4. Акт выдается заявителю, а исполнительное ведомство обязано не позже 10 дней с момента выдачи разрешения, передать копию акта в федеральный исполнительный орган, осуществляющий государственный земельный надзор. Такие функции сейчас выполняет Росреестр.

Разрешение может иметь различный срок действия, который напрямую зависят от вида разрешенного использования:

  1. Для выполнения инженерных изысканий, ремонта линейных объектов — до года.
  2. Под возведение зданий определенного типа, хранение материалов и техники, а также реконструкцию линейных строений — на период выполнения указанных мероприятий.
  3. В целях геологического исследования недр — на период действия лицензионного соглашения.
  4. Для сохранения традиций и промыслов коренных народов — бессрочно.

Действие разрешения заканчивается в тот момент, когда участок будет передан в пользование гражданину или организации.

Список документов

Чтобы разрешение на пользование территориями, являющимися муниципальной или государственной собственностью было выдано, потребуется следующий пакет документов:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • реквизиты заявителя;
  • техническая информация об участке, в отношении которого требуется разрешительный акт, включая кадастровый номер и межевую схему;
  • заявление на выдачу разрешения;
  • бумаги, подтверждающие наличие оснований для выдачи документа, в частности: лицензия на недропользование, разрешение на инженерные изыскания, постановление о проведении работ по реконструкции или капитальному ремонту линейных объектов, документы на нестационарную торговую точку и ряд других, в зависимости от обстоятельств.

Бумаги предоставляются в виде копий и удостоверяются оригинальными экземплярами.

Обязанности лиц, использующих земли на основании разрешения

Иногда может возникнуть ситуация, при которой земли, разрешенные к эксплуатации, были испорчены или лишены плодородного слоя почвы. В этом случае, лица, которые получили разрешение на пользование земельными участками имеют перед собственником территорий некоторые обязанности:

  1. Привести землю в пригодное для дальнейшей эксплуатации состояние в соответствии с целевым назначением.
  2. Выполнить все необходимые действия по рекультивации наделов, включая обязательные агротехнические и оросительные процедуры.

Пример по порядку использования земли без предоставления участков и установления сервитута

Руководитель общины северного малочисленного народа обратился в администрацию своего поселения и подал заявку на пользование территорией, принадлежащей в прошлом его предкам. В заявке, мужчина указал, что данная площадь необходима членам их общины, чтобы заниматься охотничьим промыслом, развивать свои коренные традиции и заниматься хозяйствованием.

По его заявке был вынесен отказ, поскольку часть указанной территории была включена в категорию земель лесного фонда. Руководитель посчитал действия сотрудника администрации незаконными, и обратился к руководителю органа с жалобой, на что также получил официальный отказ.

Мужчина не остановился на этом и нанял юриста, с помощью которого было подготовлено и передано исковое заявление в суд. Через несколько недель судья вынес отрицательное решение по иску, сославшись на положения земельного кодекса об особо охраняемых территориях.

Заявитель был вынужден исключить из заявления земли лесного фонда, после чего оформил новое заявление. На этот раз администрация выдала разрешение на предоставление земель.

Заключение

В итоге можно сформулировать несколько выводов:

  1. Законодательством предусмотрено, что государственные и муниципальные земли могут использоваться гражданами и организациями без передачи их в собственность и без установки сервитута.
  2. Для такого действия потребуется наличие законных оснований и выполнение определенных требований, предъявляемых к процедуре оформления соответствующей документации.
  3. Официальным документом, дающим право пользования такими землями, является разрешение, которое выдается уполномоченным ведомством, в распоряжении которого состоит данный участок.
  4. Порядок выдачи разрешения предусматривает ряд этапов, в рамках которых выполняется обращение граждан в уполномоченный орган с заявлением и приложенными документами к нему.
  5. В том случае, когда участку нанесен ущерб или был уничтожен почвенный слой по вине пользователя, виновное лицо обязано выполнить необходимые восстановительные процедуры, включая рекультивацию, орошение и другие действия.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по порядку использования земли без предоставления участков и установления сервитута

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Михаил. Я являюсь инженером, и наша бригада получила задание произвести работы по изысканию на некоторых земельных площадях.

Чтобы все было оформлено законным образом я, как руководитель, обратился в местную администрацию с заявкой о предоставлении соответствующего разрешения, однако, через некоторое время получил отказ.

Причиной вынесения отрицательно решения стал якобы запрет, наложенный на данные участки местным органом самоуправления. Представить мне соответствующий документ сотрудник администрации отказался, зато предложил оформить участки во временное пользование или аренду.

Подскажите, правомерен ли данный отказ, и каким образом я могу получить разрешение, чтобы наконец-то заняться своими непосредственными обязанностями?

Ответ: Здравствуйте, Михаил. В статье 39.33 ЗК РФ описаны основания для выдачи разрешения на пользование площадью без предоставления ее в распоряжение заинтересованному лицу. Одним из таких оснований является передача наделов для проведения инженерных изысканий, то есть именно та процедура, которой намерены заняться вы.

Согласно этому положению, действия сотрудника муниципалитета абсолютно не правомерны. При том что вы совместно с заявлением подали все необходимые документы, подтверждающие ваше право на получение разрешения.

Сейчас от вас потребуется повторно обратиться в администрацию, предварительно собрав полный пакет документов и попытаться получить разрешение. Если ничего не получится, то вы имеете полное право обратиться в суд и оспорить вынесенное решение.

Список законов

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Прокурор разъясняет требования в сфере земельного законодательства

Прокурор разъясняет требования в сфере земельного законодательства

Прокурор разъясняет Требования в сфере земельного законодательства

Прокуратурой Ярославского района проведена проверка соблюдения земельного законодательства на территории муниципального района, в том числе при предоставлении администрациями сельских поселений земельных участков гражданам для ведения личного подсобного хозяйства (далее-ЛПХ). В ходе проведенной проверки были изучены документы, имеющиеся в распоряжении администраций ЯМР о предоставлении гражданам, которые зарегистрированы и постоянно проживают в городском округе, земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на территории Ярославского муниципального района.

Согласно п. 3 и п.4 ст. 3 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ “О личном подсобном хозяйстве” (Далее – ФЗ об ЛПХ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях (п.3) или гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, но только при наличии свободных земельных участков (п.4).

Под свободными земельными участками следует понимать такие земельные участки, предоставление которых для указанных целей не нарушает законные права и интересы отдельных лиц заинтересованных в получении данных земельных участков и имеющих право на получение данных земельных участков. К таким лицам согласно ч.6 ст. 39.5 ЗК РФ относятся граждане, имеющие трех и более детей, которые образуют отдельную категорию граждан а также являются социально незащищенными слоями населения.

В ходе проверки установлено, что в сельских поселениях имеется очередь из льготной категории граждан претендующих на получение земельных участков в данном сельском поселении на безвозмездной основе, а предоставление земельных участков в аренду для ведения личного подсобного хозяйства не относящимся к такой категории гражданам является прямым нарушением требований п.4 ст. 3 ФЗ об ЛПХ и по своей сути является предоставлением Администрацией сельского поселения преимущества перед льготной категорией граждан, что противоречит смыслу, целям и задачам земельного законодательства.

Таким образом, предоставление в аренду земельных участков для ведения ЛПХ при наличии очереди из льготной категории граждан, претендующих на предоставляемые в аренду для ЛПХ участки, нарушает права и законные интересы таких граждан на получение земельных участков бесплатно

С заявлениями о предоставлении земельных участков для ведения ЛПХ, зачастую обращаются граждане, зарегистрированные и постоянно проживающие в г. Ярославле. Пунктом 4 ст. 3 ФЗ об ЛПХ предусмотрено предоставление земельных участков гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях.

Статья 2 Устава города Ярославля наделяет его статусом городского округа.

Как следует из ст. 2 ФЗ от 06.10.03 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» городской округ является самостоятельным видом муниципального образования и не входит в состав городского поселения на том основании, что городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют как полномочия по решению вопросов местного значения поселения, так и полномочия по решению вопросов местного значения муниципального района, установленные Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Следовательно, в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ понятие “городской округ” определяется через понятие “городское поселение”. Тем не менее, городские округа являются самостоятельным видом муниципальных образований, так как, в отличие от городских поселений, не входят в состав муниципального района.

На основании изложенного следует, что заявители зарегистрированые и постоянно проживающие на территории городского округа, не относятся к той категории граждан, которые согласно п.4 ст. 3 ФЗ об ЛПХ имеют право на предоставление земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности для ведения личного подсобного хозяйства.

Но необходимо иметь в виду, что граждане, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских или городских поселениях а также в городских округах, могут приобрести земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства как в сельских поселениях, так и в городских поселениях, в порядке гражданского оборота таких земельных участков (купля-продажа, дарение, наследование, обмен, аренда и другие сделки, так как на земельные участки личного подсобного хозяйства разрешен свободный оборот в соответствии с п.6 ст.4 ФЗ об ЛПХ.

Согласно ст. 39.18 ЗК РФ п.1. В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование указанных целей (далее в настоящей статье – извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет“;

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

2. В извещении указываются:

1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;

2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;

3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;

4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;

5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;

6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;

7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;

8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, на котором размещен утвержденный проект;

9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.

3. В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

В нарушение вышеуказанных норм земельного законодательства на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети « Интернет» до настоящего времени извещения о предоставлении земельного участка администраций поселений отсутствуют.

Таким образом, нарушен принцип публичности, открытости, справедливости при предоставлении земельных участков.

Пунктом 2 Приказа Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 “Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов” установлено, что в случае приобретения земельного участка в собственность одним из супругов к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагается нотариально заверенное согласие супруга на приобретение в собственность земельного участка.

В материалах, имеющихся в администрации поселения нотариально заверенные согласия супругов на приобретение в собственность земельных участков отсутствуют.

Согласно п.3 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 171-ФЗ) в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.

Так, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 171-ФЗ, в случае, если принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, размещено или опубликовано извещение о проведении торгов, опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, опубликовано сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений.

Исключений из данного правила Федеральным законом N 171-ФЗ не предусмотрено.

Таким образом, в связи с обращением граждан, обратившихся до 1.03.2015г. в ЯМР за приобретением земельного участка не связанного со строительством, и по которому администрация ЯМР не приняла решение об утверждении схемы расположения земельного участка, администрации следует пояснить о необходимости проведения процедуры в соответствии с изменениями ЗК РФ, вступившими в силу с 1.03.2015 г. И утверждение схем расположения земельных участков таким категориям граждан не допустимо. Статьей 19.9 КоАП РФ за нарушение порядка предоставления земельных участков предусмотрена административная ответственность.

Злоупотребления полномочиями публичными субъектами в земельных правоотношениях проявляются в ненадлежащем использовании органами местного самоуправления своих прав и обязанностей (полномочий), что выражается в создании препятствий для реализации правомочий собственников земельных участков, иных правообладателей и (или) в создании преимуществ для одних лиц перед другими.

Невыполнение уполномоченными органами своих обязанностей и полномочий, возложенных на них земельным законодательством, а также несоблюдение установленных процедур предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства и для индивидуального жилищного строительства, выразившихся в неопубликовании извещений о предоставлении земельных участков на официальном сайте уполномоченного органа в сети « Интернет» является нарушением ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ « О защите конкуренции» в части необходимости соблюдения органами власти запрета на осуществление действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Ущемление граждан, юридических лиц и предпринимателей при предоставлении земельных участков является следствием неполноты правового регулирования в данной сфере, которая дает возможность должностному лицу поступать по собственному усмотрению.

Равные возможности граждан и организаций при использовании и приобретении публичной собственности могут быть обеспечены только с помощью адекватного юридического инструментария в виде конкурентных процедур, отсутствие которых – серьезнейший коррупциогенный фактор.

Источники:
http://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/sluchai-predostavleniya-zemelnyh-uchastkov-iz-gosudarstvennyh-ili-municipalnyh-zemel-besplatno.html
http://urexpert.online/nedvizhimost/zemelnyj-uchastok/predostavlenie/lgotnye-kategorii/osnovaniya-i-trebovaniya.html
http://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/predostavlenie/trebovaniya-2.html
http://zk-expert.ru/ispolzovanie-zemel/poryadok-ispolzovaniya-zemli-bez-predostavleniya-uchastkov-i-ustanovleniya-servituta/
http://yamo.yarregion.ru/documents/8940/
http://lgoty-vsem.ru/subsidii/kak-poluchit-besplatno-gektar-zemli-na-dalnem-vostoke.html

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию