Общий порядок предоставления земельных участков для строительства

Общие положения о предоставлении земельных участков для строительства

Отношения по предоставлению прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, являются одним из видов земельных отношений, выступающих предметом земельного права.

Как уже указывалось выше, предоставление земельных участков в соответствии со ст. 29 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов власти или органов местного самоуправления. При этом орган, принимающий решение, определяется в зависимости от формы собственности на земельный участок (федеральная собственность, собственность субъекта Федерации, муниципальная собственность).

Содержание и процессуальный порядок действий по предоставлению земельных участков законодательство связывает с таким признаком, как застройка участка. В случае предоставления земель для нужд, связанных со строительством, установлен особый, более жесткий порядок предоставления, нежели когда речь идет о предоставлении участков для целей, не связанных со строительством. Упомянутые выше статьи ЗК РФ не уточняют, что именно следует понимать под строительством на земельном участке и какова целесообразность установления особого порядка предоставления земель для этих целей, равно как не конкретизируют и само понятие нужд, не связанных со строительством.

Градостроительный кодекс под строительством понимает создание зданий, строений, сооружений, в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства.

Очевидно далее, что под нуждами, не связанными со строительством, следует понимать садоводство, огородничество, сенокошение, выпас скота, полевые участки, предоставляемые для ведения личного подсобного хозяйства, пчеловодства и т.п., т.е. когда предоставление земельного участка не влечет за собой тех негативных последствий, о которых говорилось выше.

Понятие “цели, не связанные со строительством” в правовой литературе трактуется неоднозначно. Существует, например, мнение о том, что основным признаком отнесения к данной категории является конкретное целевое назначение предоставляемого гражданину участка (см., например, “Комментарий к земельному законодательству РФ” под ред. проф. С.А. Боголюбова, с. 170, комментарий к ст. 34 ЗК РФ). Считается, например, что к целям, не связанным со строительством, следует относить предоставление земельных участков для ведения крестьянского хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства и иных целей, хотя очевидно, что во всех этих случаях предполагается возведение жилых, хозяйственных и даже административных строений и иных производственных сооружений.

Статья 30 ЗК РФ вводит также такое, ранее не встречавшееся, понятие, как “формирование земельного участка”, которое означает проведение необходимых действий по идентификации участка, т.е. установлению всех его характеристик, необходимых для принятия решения о предоставлении земель.

Помимо таких сведений о земельном участке, как целевое назначение, разрешенное использование, качественное состояние земли, условия подключения к коммуникациям, кадастровая стоимость участка, установление ограничений (обременений) и другие, формирование земельного участка предполагает техническое оформление, утверждение в установленном порядке и перенесение в натуру (размежевание) границ участка. Таким образом, формирование земельного участка является одним из важных процессуальных этапов предоставления земель.

Связывая процедуру предоставления земельных участков с целевым назначением для строительства, закон разграничивает ее на два процедурных этапа:

– предоставление земельных участков с предварительным согласованием места расположения объектов строительства;

– предоставление земельных участков без предварительного согласования места расположения объектов строительства.

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места расположения объекта строительства осуществляется в тех случаях, когда местоположение объекта заранее неизвестно, или объект по своей специфике нуждается в подборе соответствующего участка, обладающего требуемыми качествами, или, наконец, когда речь идет об изъятии сельскохозяйственных земель для использования в целях, не связанных с сельскохозяйственном производством. Необходимость предварительного согласования может быть вызвана и иными причинами (например, особыми экологическими качествами объекта). Чаще всего это имеет место вне населенных пунктов или на землях населенных пунктов, не имеющих проектов планировки и застройки.

В силу указанных обстоятельств предоставление участков с проведением предварительного согласования места расположения объекта процессуально является наиболее насыщенным.

Предоставление земельных участков без предварительного согласования места расположения объектов строительства осуществляется в тех случаях, когда проведения изыскательских работ по поводу участка не требуется. Это, например, предоставление земельных участков в населенных пунктах в соответствии с проектом их планировки и застройки, предоставление участков для расширения существующих объектов и т.п.

Земельным кодексом РФ установлены как общие правила предоставления земельных участков, так и особенности предоставления отдельных видов земель, или особые условия их предоставления.

Общий порядок предоставления земельных участков заключается в следующем.

1. Подача заинтересованным в участке лицом заявки (ходатайства). Заявка подается в органы местного самоуправления по месту нахождения испрашиваемого участка.

Ходатайство должно иметь мотивированный характер и содержать достаточное обоснование необходимости предоставления земельного участка. В нем должно быть указано: целевое назначение участка, желательное его местонахождение, характер и назначение объектов строительства, примерный размер участка, испрашиваемое право на земельный участок и др. В случае строительства значительных объектов к заявлению могут прилагаться материалы технико-экономического обоснования проекта строительства, необходимые расчеты, чертежи и т.п.

Заявка рассматривается органом местного самоуправления, который поручает соответствующим землеустроительным организациям или кадастровым инженерам провести работу по формированию земельного участка и подготовке необходимой документации.

2. Работы по формированию земельного участка включают в себя следующие юридические и технические действия:

а) подготовка проекта границ земельного участка с графическим отображением их на планово-картографическом материале и определением координат поворотных точек. В эту же стадию работ включаются технические действия по перенесению проекта границ на местность и закреплению поворотных точек на местности посредством специальных знаков: столбов, труб и т.п.;

б) определение разрешенного использования земельного участка на основании ходатайства о предоставлении земли и действующих земельно-правовых норм о размерах и условиях его предоставления;

в) определение технических условий подключения объектов строительства к сетям инженерно-технического обеспечения: обмер и описание расстояний, глубины залегания коммуникаций, условия подключения к ним объектов и т.п. Эти данные необходимы для установления стоимости и цены продажи земельного участка;

г) решение органа государственной власти или местного самоуправления о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов. Эти же органы, выступая в качестве собственников земли, определяют форму проведения торгов, начальную цену участка и сумму задатка. Организатором торгов может выступать и специализированная организация, действующая на основании договора с собственником.

Земельный кодекс РФ содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в предоставлении земельного участка в частную собственность гражданина или юридического лица:

– если земельный участок изъят из оборота;

– если федеральным законодательством в отношении испрашиваемого земельного участка установлен запрет на приватизацию (например, не подлежат приватизации земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами и т.п.);

– если в отношении земельного участка принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд;

д) публикация сообщения о проведении торгов или о предоставлении земельных участков без проведения торгов (в том случае, когда земля предоставляется в аренду без продажи права на нее, когда предоставляется для строительства в границах застроенной территории или когда она предоставляется на праве пользования).

Передача земельных участков без проведения торгов допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения об этом в случае, если имеется только одна заявка. Публикация сообщения осуществляется органом, предоставляющим земельный участок, или иным лицом по его поручению.

3. Выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета. Основаниями для кадастрового учета земельного участка являются: правоустанавливающий документ, решение компетентного органа о проведении торгов, а также материалы формирования земельного участка.

4. Следующим действием в процедуре предоставления земельных участков является непосредственное проведение торгов по продаже участков либо по продаже права на заключение договора аренды земли или же предоставление земельного участка без проведения торгов. Порядок проведения торгов определяется Правительством РФ.

5. Заключительным этапом процесса предоставления земельного участка является подписание протокола о результатах торгов или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления его без проведения торгов. А при предоставлении участка в постоянное (бессрочное) пользование – вынесение об этом решения компетентным органом.

Надлежаще оформленный протокол о результатах торгов или постановление компетентного органа о предоставлении земельного участка без проведения торгов являются основанием для заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка и государственной регистрации прав на него. Государственная регистрация прав на земельный участок является завершающим этапом процесса его предоставления. Порядок проведения государственной регистрации прав на землю и сделок с ней изложен в соответствующей главе настоящего учебника.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Порядок предоставления земельных участков под строительство жилых домов и дачное хозяйство

Земельный участок-часть земной поверхности, имеющая фиксированную границу. Площадь, местоположение. правовой статус и другие характеристики участка отражаются в государственном кадастре недвижимости.

Изучая тему о предоставлении участков, сложно не упомянуть вариант о предоставлении таковых для строительства.

В данной статье мы постараемся максимально просто и детально объяснить что к чему, на каких условиях и кто имеет возможность получить земельный участок и прочее.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Понятие предоставления земельных участков для строительства

Предоставление земельных участков для жилищного строительства – процесс предоставления земли от государства в собственность для индивидуального жилищного строительства либо для нужд, не связанных со строительством на платной либо бесплатной основе.

Сколько раз можно совершать данную процедуру?

Руководствуясь статьей 10 пункта 21 ЗК РФ, данную процедуру на бесплатной основе можно совершить единожды. Если говорить о платной, то здесь количество раз неограниченное. Порядок предоставления земельного участка под строительство также регламентируется ЗК РФ.

Варианты предоставления земельного участка под строительство:

  • предоставление на льготной основе;
  • предоставление на платной основе.

Подробнее о предоставлении земельных участков под строительство и сельскохозяйственные потребности читайте здесь, а как получить землю под строительство жилья бесплатно вы узнаете в этой статье.

На основании каких законодательных актов осуществляется выделение земельного участка?

В целом, весь процесс предоставления земельного участка под ИЖС осуществляется в соответствии с Земельным Кодексом РФ. А именно: Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (статьи 39.18, 39.19, 38.1, 30.1 и другие). Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

На каких условиях предоставляется земельный участок для строительства?

Так как есть два вида получения земли (платно и бесплатно), то получить участок на платной основе может абсолютно каждый человек, здесь нет никаких условий, единственное, нужно соблюдать порядок получения надела, который регламентирован статьей 38.1, а также 30.1).

Если же вы претендуете на бесплатный земельный надел, то в соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 вы должны принадлежать к одной из категории данного перечня:

  • те, кто проживают в общежитии;
  • те, кто проживают в коммунальной квартире (без ограничений);
  • те, кто стоят на жилищном учете;
  • те, кому меньше 35 лет и они являются молодой семьей не стоящей на жилищном учете;
  • те, кто являются неполной семьей как минимум с одним ребёнком (отсутствие матери либо отца);
  • те, кто двумя семьями проживают в одной квартире;
  • те, кто проживают в смежной неизолированной комнате.

Также, имеют право на бесплатный участок Герои Советского Союза, Герои РФ и иные. (п. 4 ст. 3, п.4 ст. 5).Кроме принадлежности к этому списку от вас больше ничего не нужно, вам просто нужно ожидать своей очереди.

Более детально о бесплатном предоставлении земли можно узнать тут.

Административный регламент предоставления земельных участков под строительство

Последовательность предоставления земельных участков для строительства выглядит так.

Земельные наделы, предназначенные для строительства предоставляются с работами по их согласованию:

  • с предварительным согласованием мест размещения объектов;
  • без предварительного согласования мест размещения объектов.

Рассмотрим первый тип. Предварительное согласование предоставления земельного участка для строительства жилого дома, участка для садоводства и ведения дачного хозяйства подразумевает собой взятие участка на арендной основе либо же использование на срочной безвозмездной основе до момента окончания стройки (о том, сколько составляет срок пользования землёй, можно узнать тут).

Ход действий следующий:

  1. сначала вы определяетесь с желаемым участком и заблаговременно согласовываете предварительное местонахождение объекта.
  2. Занимаетесь постановкой земельного участка на кадастровый учет, выполняете кадастровые работы.
  3. И по окончанию вам озвучивают свое решение касаемо предоставления участка.

Далее следует второй тип: без предварительного согласования.

  • при ведении сельхоз деятельности;
  • при индивидуальном жилищном строительстве;
  • при ведении НЕ предпринимательской деятельности по изготовлению сельхоз продуктов.

Кроме того, размещение объектов без предварительного согласования происходит исключительно при покупке земельного участка на торгах, либо же если у выбранного участка есть бумага-разрешение о дальнейшем развитии застройки территории.

в начале происходит ряд процедур, которые касаются подготовки участка, это:

  1. установление тех. условий, на которых возможно провести подключение к системе инженерно-технического обеспечения, определения стоимости подключения.
  2. Определение целей использования участка.
  3. Назначение торгов либо же их отсутствие (если есть бумага-разрешение о дальнейшем развитии застройки территории).
  4. Осуществление процедуры торгов по продаже самого участка, либо продаже прав на заключение арендного договора, или предоставление в аренду бесплатно.

Предоставления земельных участков для жилищного строительства без проведения торгов возможно, только если заблаговременно опубликовать сообщение в котором указано наличие предлагаемых земель для передачи участка.

Подробную инструкцию по проведению предварительного согласования можно найти здесь, а о том, какие пункты содержит заявление о предварительном согласовании, читайте тут.

Заключение договора об аренде земли без торгов либо с их проведением

После положительного решения в вашу пользу, вы сможете в зависимости от случая:

  • оформить арендный договор для передачи земли в аренду;
  • оформить договор купли-продажи для оформления земли в собственность;
  • оформить государственные регистрации права на бессрочное пользование для передачи земли в постоянное бессрочное пользование.

После того, как местный орган вынес своё решение, оно будет озвучено вам в течение одной календарной недели. Оно, к сожалению, не всегда выносится в вашу пользу, поэтому, если вы окажитесь в такой ситуации, у вас будет возможность пойти в суд для дальнейших разбирательств. Если вы докажите, что решение несправедливо, суд обяжет предоставить вам землю.

О регламенте процедуры предоставления земли в аренду и о формах заявлений можно узнать в нашей статье, а подробнее о том, как без торгов купить участок, вы узнаете здесь.

Заключение

Чтобы избежать появления проблем, с любым абсолютно любым вопросом нужно детально ознакомиться. Вопрос о предоставлении земельного участка для строительства не стал исключением.

Вооружившись данной информацией вы сможете быть уверены, что никаких неприятных ситуаций не возникнет и вы сможете получить участок без лишних непоняток.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-18 (Москва)
+7 (812) 425-63-64 (Санкт-Петербург)

Общий порядок предоставления земельных участков для строительства

В России у некоторых категорий граждан есть возможность получить землю для строительства у государства.

Это можно сделать на платной или бесплатной основе. Земля предоставляется в аренду или временное пользование.

Законодательство

Участок представляет собой часть поверхности земли, границы которого были удостоверены в установленном порядке. Порядок предоставления земель, которые находятся в собственности государственных и муниципальных властей, прописан в Земельном кодексе. Отдельные положения содержатся в Гражданском кодексе.

Россиянам гарантируется равный доступ к земле. Государственные и муниципальные власти вправе передавать землю в аренду (собственность) на платной основе либо на бесплатной.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Право на определение критериев для выделения земли безвозмездно закреплено за регионами. При этом участок к моменту его передачи должен иметь четкие границы, состоять на кадастровом учете и отображаться на карте Росреестра.

Минимальный и максимальный размер участков устанавливается по усмотрению местных властей. Они зависят от региона предоставления земельных участков под жилищное строительство, наличия свободных земель, экономической ситуации в регионе и пр. Стандартно минимальный надел составляет 3 сотки, максимальный — 1,5 тыс. кв.м.

Земельное законодательство предусматривает две процедуры предоставления участков под ИЖС: без торгов и с проведением аукциона. Здесь указывается ряд оснований предоставления земель без торгов:

Таким образом, земли под ИЖС можно получить безвозмездно без торгов. При этом в Земельном кодексе указывается, что органы исполнительной власти обязаны опубликовать извещение о предварительном согласовании в выделении земли гражданину.

Повторная публикация сообщения исполнительным органом не требуется.

Основания для получения

В Земельном кодексе закреплено право на земельные участки за многодетными семьями на бесплатной основе. К ним относятся семьи, которые состоят в официально зарегистрированном браке, и имеют трех и более несовершеннолетних детей.

Получить землю под ИЖС могут и Герои СССР и РФ.

На перевод земельного надела в бесплатную собственность могут рассчитывать арендаторы, которые получили право пользования им еще в советское время и построили на нем дом. Или же владельцы земли, которая была выделена им на правах бессрочного или пожизненного владения.

Право на бесплатные участки закреплено за ними на федеральном уровне.

Именно местные власти вправе определять группы граждан, которым выделяется бесплатная земля. Обычно в их число входят:

  • лица, которые официально признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий (жилплощадь на человека в семье меньше регионального норматива в кв.м., проживают в аварийном доме или общежитии);
  • лица с ограниченными возможности и члены их семей;
  • семьи, на попечении которых есть дети-инвалиды;
  • ветераны ВОВ и боевых действий или семьи, потерявшие кормильца в ходе боевых действий;
  • молодые специалисты, работающие по приоритетным профессиям по программам привлечения востребованных кадров в село;
  • пенсионеры, которые постоянно проживают в селе;
  • инвалиды или члены их семей.

Все указанные лица могут реализовать свое право на бесплатный участок земли лишь единожды.

Условия получения

Условия получения земли под ИЖС в каждом регионе свои. Например, для бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в Крыму нужно проживать на территории полуострова не менее 5 лет. Тогда как гектар земли на Дальнем Востоке может получить любой гражданин РФ независимо от прописки. Главное, чтобы он занимался освоением и развитием вверенной ему территории.

В числе условий к заявителю могут значиться такие:

  • наличие статуса молодой семьи (в которой обоим супругам не более 35 лет) или многодетной семьи (в которое трое и более несовершеннолетних детей);
  • постановление о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;
  • наличие статуса молодого специалиста, работа по одному из приоритетных направлений по медицинскому или образовательному профилю при заключении бессрочного трудового договора в пределах сельского поселения и пр.;
  • наличие официального заключения о признании ребенка инвалидом.

Так, если он или члены его семьи владеют участком под дачное хозяйство, это не лишает их права на выделение бесплатной земли для строительства дома. Но повторно землю под ИЖС им не предоставят.

Необходимые документы

Перечень документов, которые потребуются для получения земли у администрации, зависит от категории получения льготы. Обычно в перечень запрашиваемой документации входят:

  • паспорта всех членов семьи/свидетельства о рождении;
  • документ, подтверждающий прописку на территории региона 3–5 лет (это может быть отметка из паспорта или решение суда);
  • справка из органов местного самоуправления о том, что гражданин ранее не использовал свое право на бесплатный участок;
  • документ, подтверждающий право на льготы (медицинское заключение об инвалидности, трудовая книжка, удостоверение ветерана боевых действий, пенсионное удостоверение и пр.).

Независимо от категории гражданина он должен предоставить заполненное заявление на выделение земли. Заявление подается в целях предварительного согласования выбранного участка или для выделения земли без торгов.

После получения такого согласования подается другое заявление с просьбой предоставить участок. В нем указывается предназначение объекта, предполагаемое место возведения постройки и ее площадь, обоснование размера земли, испрашиваемое право на землю (аренда, собственность).

В дальнейшем после строительства дома вместе с договором аренды (или иным договором), паспортами, кадастровой документацией можно переоформить участок в собственность.

Регламент предоставления земельный участков для строительства жилых домов

Общий регламент предоставления земель под ИЖС прописан в Земельном кодексе. В статье 30 приводится два варианта выделения земли из государственной и муниципальной собственности:

  • без предварительного согласования мест размещения объектов;
  • предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием.

Согласно земельному и градостроительному законодательству предварительное согласование в ряде случаев не требуется. В частности, если объект будет находиться в пределах города или села и соответствовать градостроительной документации и зонированию территории. Также предварительное согласование не нужно при выделении земли для с/х или нужд лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального строительства или ведения ЛПХ.

Последовательность получения земельного участка можно представить следующим образом:

  1. Заявитель подготавливает схему расположения земельного участка и подает в уполномоченный орган заявление о его предварительном согласовании. Если заявление не соответствует установленной форме или к нему не были приложены все необходимые документы, то заявителю предоставляется отказ в письменном виде.
  2. В срок не более чем 30 дней уполномоченный орган обязан опубликовать извещение о предоставлении участка. Оно публикуется только единожды.
  3. Если за месяц поступят другие заявки на этот участок, то в течение 7 дней принимается решение об отказе в предварительном согласовании и объявляется о проведении аукциона. После проведения аукциона подписывается протокол с его результатами или решение о его признании несостоявшимся.
  4. Если же других желающих найти не удалось, то принимается положительное решение о согласовании земли.
  5. Заинтересованное лицо проводит кадастровые работы для образования участка или уточнения его границ при помощи кадастрового инженера. На это отводится два года после получения предварительного согласования. При проведении данных работ устанавливаются границы участка на местности и готовится их план, при необходимости устанавливаются межевые знаки на местности. Следующий этап: определение разрешенного использования земли и технических условий по подключению к инженерным сетям.
  6. Участок ставится на государственный кадастровый учет, на него получается техническая документация.
  7. В уполномоченный орган подается новое заявление с просьбой предоставить участок земли. Решение об отказе или предоставлении земли принимается в 30-дневный срок.
  8. При положительном решении муниципальные власти готовят проекты договоров аренды, безвозмездного пользования или купли-продажи. Если договор аренды заключается на сроки более года, то он должен быть зарегистрирован в Росреестре. Если же он бессрочный, то оформление не нужно.
    После строительства дома на земле права собственности на постройку необходимо оформить в Росреестре.

Когда возможен отказ?

Земельный кодекс четко ограничивает основания для отказа в предоставлении земли. Как правило, в их числе такие:

  • с заявлением обратилось лицо, которое не вправе рассчитывать на выделение ему земли без торгов;
  • участок обременен правами третьих лиц (или попросту уже был занят на момент заявки);
  • участок предоставлен НКО для ведения садоводства, дачного хозяйства, огородничества и комплексного освоения территории под ИЖС;
  • на участке располагаются здания, сооружения и недострои, которые принадлежат другим гражданам, юрлицам или муниципальным властям;
  • участок был изъят из оборота или ограничен в обороте;
  • земля зарегистрирована для государственных и муниципальных нужд;
  • участок расположен на территории, которая отдана другому лицу под развитие;
    земля выступает предметом аукциона;
  • площадь запрашиваемого участка под строительство превышает по размеру предельный норматив площади;
  • на участке должны располагаться объекты регионального значения или здания в рамках госпрограмм;
  • участки на заявленном виде прав не выделяются;
  • в отношении земли было принято решение о предварительном согласовании его предоставления;
  • земля изъята для государственных и муниципальных нужд.

Отказать заявителю могут и в том случае, если предназначение участка не соответствует целям его использования или же он вовсе не отнесен ни к одной из категорий земель. В качестве дополнительных оснований для отказа могут выступать: необходимость уточнения границ земли, несоответствие площади заявленной.

Наиболее распространенными причинами отказа являются несоответствие категории заявителя требованиям к получателю, неполная комплектность документов или обнаружение в них неточностей и фактических ошибок.

На предоставление жилых помещений маневренного фонда могут рассчитывать нуждающиеся и малоимущие граждане.

Планируете покупать земельный участок в рассрочку? В нашей статье есть образец договора и описаны особенности его составления.

Приобретение земли под ИЖС имеет свои характерные особенности. Подробную информацию о них вы найдете здесь.

Важные нюансы, на которые следует обратить внимание

К участку власти обязаны подвести все необходимые коммуникации: газ, воду, свет. Т.е. создаются все условия для строительства здесь жилой постройки для постоянного проживания. Поэтому важным условием владения землей под ИЖС выступает ее целевое применение.

Обычно первоначально выделенный пользователю земельный участок под ИЖС оформляют как обычный арендный договор с оговоркой о возможности передачи ее в собственность.

Но при условии строительства здесь жилого дома в течение трех лет она переводится в собственность.

В том случае, если земля под ИЖС не используется по своему целевому предназначению, на ее владельца могут наложить административный штраф. Например, если он решит открыть в доме мини-гостиницу или магазин, т.е. возведет постройку не в целях постоянного проживания, а извлечения прибыли, построит не индивидуальный частный дом (для одной семьи), а многоквартирное строение, использовать выделенный участок под сельскохозяйственные цели для получения прибыли.

Конечно, на земле под ИЖС можно в дальнейшем заниматься садоводством, выращиванием овощей и использовать дом как дачу, но использовать землю только под эти цели нецелесообразно. Обычно дачные, садоводческие, огороднические земли гораздо дешевле, чем участки под ИЖС.

Таким образом, общий порядок предоставления земельных участков для строительства в собственность регулируется нормами Земельного кодекса и регионального законодательства. Наделы земли под ИЖС могут быть выделены бесплатно или на платной основе. Условия выделения земель могут предполагать их переоформление в собственность, заключение договора аренды, в том числе, с правом выкупа при условии строительства там дома.

В числе льготников, которым положена бесплатная земля, могут быть многодетные семьи, молодые специалисты, семьи с инвалидами, потерявшие кормильца, проживающие в стесненных условиях и пр.

В общем случае выделяют два вида передачи земельных участков: с проведением торгов и без таковых.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Как предоставить государственный или муниципальный земельный участок для строительства

Земельные участки под строительство, как правило, предоставляются в аренду. Продажу участка могут признать недействительной, а ответственное лицо оштрафовать.

Аренда заключается на аукционе либо, если есть основания, без него. Если не провести обязательный аукцион, аренда будет недействительной.

Без аукциона участок предоставляется по заявлению заинтересованного лица. Если участок не образован, предоставление нужно предварительно согласовать.

Срок аренды можно установить лишь в пределах, разрешенных законом.

Как предоставить государственный или муниципальный земельный участок в аренду для строительства

С 1 марта 2015 г. аренда стала основным правом, на котором государственную и муниципальную землю предоставляют для строительства (п. 1 ст. 35 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ).

Как правило, чтобы предоставить участок в аренду, нужно провести аукцион. Но в некоторых случаях можно обойтись без него. Например, если с заявителем заключен договор о комплексном освоении территории (п. п. 1, 2 ст. 39.6 ЗК РФ).

При этом срок аренды можно установить лишь в пределах, разрешенных законом.

На каких основаниях предоставляют государственный или муниципальный земельный участок в аренду под строительство

Общее основание — протокол об итогах аукциона (п. 15 ст. 39.12 ЗК РФ). Это первое и главное основание, по которому можно сдать в аренду под строительство государственный или муниципальный земельный участок.

Специальными основаниями, позволяющими заключить договор аренды земельного участка под строительство без аукциона, являются (п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ):

  • указ или распоряжение Президента РФ;
  • распоряжение Правительства РФ при масштабных инвестиционных проектах;
  • распоряжение высшего должностного лица субъекта РФ;
  • обязательство нового застройщика достроить дом по долевому строительству;
  • международный договор;
  • образование земельного участка при разделе участка, который арендован для комплексного освоения территории;
  • право собственности лица, которое хочет взять участок в аренду, на здание на этом участке;
  • право собственности на объект незавершенного строительства. В этом случае участок предоставляется однократно на три года;
  • договор о развитии застроенной территории;
  • договор об освоении территории в целях строительства стандартного жилья;
  • изъятие участка для муниципальных нужд при комплексном освоении территории по инициативе органа местного самоуправления;
  • строительство объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры при комплексном освоении территории;
  • концессионное соглашение (соглашение о государственно-частном партнерстве, соглашение о муниципально-частном партнерстве);
  • договор об освоении территории для строительства наемного дома;
  • специальный инвестиционный контракт;
  • инвестиционный проект в зоне территориального развития.

Проводите аукцион всегда, когда нет оснований сдать участок в аренду без него. Договоры аренды, заключенные без обязательного аукциона, в судебной практике признаются недействительными. Последствия таковы — арендатор возвращает участок государству (муниципалитету), а последнее перестает получать арендную плату.

Также аренда земельного участка без обязательного аукциона считается ограничением конкуренции. ФАС в таких случаях выдает предписание об устранении нарушений и (или) налагает на ответственных должностных лиц штраф по ст. 14.9 КоАП РФ.

Каким способом предоставляют земельные участки в аренду под строительство

Вы должны провести аукцион, если нет специальных оснований заключить договор аренды без аукциона.

Он проводится по тем же правилам, что и аукцион для аренды других государственных и муниципальных участков. Его может инициировать как орган, уполномоченный распоряжаться участками, так и заинтересованное лицо (п. 1 ст. 39.11 ЗК РФ).

В настоящее время аукционы проводятся в простой форме. Есть требование закона о том, чтобы они проводились в электронной форме, но соответствующий порядок пока не принят (см. Письмо Минэкономразвития России от 02.07.2015 N Д23и-3072).

Аренда государственных и муниципальных земельных участков для строительства без аукциона также не отличается от аренды таких участков для других целей. Инициатор здесь всегда заинтересованное лицо.

Если участок не образован или его границы не уточнены, то его предоставление нужно предварительно согласовать. После этого заинтересованное лицо ставит участок на кадастровый учет и подает заявление о предоставлении его в аренду.

На какой срок может быть заключен договор аренды государственного или муниципального земельного участка для строительства

Для договоров аренды государственных и муниципальных участков установлены максимальные и минимальные сроки. Они зафиксированы в законе.

Договор, в котором срок указан больше максимального или не указан вообще, считается заключенным на максимальный срок. Поэтому, если Росреестр откажет в регистрации такого договора, вы можете обжаловать этот отказ в суде.

Минимальные сроки установлены для отдельных случаев аренды публичных земельных участков. Если нарушить минимальный срок, постановление о предоставлении участка и договор аренды будут недействительны. А если при этом заключить договор аренды на срок менее года, то арендатора могут оштрафовать.

Каковы минимальные сроки аренды государственных и муниципальных земельных участков

В законе установлены следующие минимальные сроки аренды государственных и муниципальных земельных участков:

  • для строительства и реконструкции зданий и сооружений — не менее 3 лет. При этом срок аренды должен быть в два раза больше срока, необходимого для инженерных изысканий (пп. 1 п. 8, п. 9 ст. 39.8 ЗК РФ);
  • юрлицу для комплексного освоения территории или дачного хозяйства — не менее 3 лет (пп. 4 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);
  • гражданину для индивидуального жилищного строительства — не менее 20 лет. Этот срок одновременно и максимальный (пп. 3 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);
  • взамен участка, изъятого для государственных (муниципальных) нужд, — не менее 3 лет (пп. 13 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);
  • при аренде участка сельхозназначения — не менее 3 лет. Исключение — сенокосы и пастбища. Они сдаются на срок до 3 лет (ст. 9 Закона об обороте земель сельхозназначения);
  • при аренде оленьих пастбищ — не менее 5 лет (п. 6 ст. 10 Закона об обороте земель сельхозназначения);
  • при аренде лесного участка — не менее 10 лет, за исключением охотничьих хозяйств (срок аренды равен сроку охотхозяйственного соглашения), разработки месторождений, строительства и эксплуатации линейных объектов и заготовки древесины (в этих случаях минимального срока нет). На это указано в ч. 3 ст. 72 ЛК РФ;
  • при аренде лесного участка для водохранилищ и гидросооружений, а также для переработки древесины и иных лесных ресурсов — не менее 1 года (ч. 3 ст. 72 ЛК РФ).

Постановления о предоставлении участка в аренду на срок меньше минимального судебная практика признает незаконными. В таком случае арендатор заставит уполномоченный орган предоставить участок на срок не менее минимального.

Договор аренды на срок менее минимального суд может признать недействительным. Арендатор должен будет вернуть участок государству (муниципалитету). При этом арендную плату, которую арендодатель получил за прошедшее время аренды, возвращать не придется.

Административная ответственность грозит, если законом установлен минимальный срок от года и выше, а договор заключен на срок меньше года и не зарегистрирован. Это считается самовольным занятием земельного участка. За это Росреестр оштрафует арендатора по ст. 7.1 КоАП РФ (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2011 N 15АП-7183/2011 по делу N А53-1638/2011).

Каковы максимальные сроки аренды государственных и муниципальных земельных участков

В законе установлены следующие максимальные сроки аренды публичных земельных участков:

  • для строительства или реконструкции зданий и сооружений — 10 лет (пп. 1 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);
  • для размещения линейных объектов — 49 лет (пп. 2 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);
  • гражданину для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта — 20 лет. Этот срок одновременно и минимальный (пп. 3 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);
  • организации для комплексного освоения территории или дачного хозяйства — 5 лет (пп. 4 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);
  • для завершения строительства недостроенного объекта — 3 года. При этом если такой объект продан с торгов, то срок аренды должен быть в два раза больше срока, необходимого для инженерных изысканий (пп. 6 п. 8, п. 9 ст. 39.8 ЗК РФ);
  • во исполнение охотхозяйственного, концессионного соглашения, договора об освоении территории под наемный дом, договора о комплексном развитии территории — тот же срок, что и в первичном соглашении или договоре (пп. 7 — 1, 8.3 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);
  • под недропользование срок аренды не может превышать срока лицензии более чем на два года (пп. 10 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);
  • для сельхозпроизводства — 49 лет (пп. 11 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ, п. 3 ст. 9 Закона об обороте земель сельхозназначения);
  • гражданину для сенокошения, выпаса скота, огородничества — 3 года (пп. 12 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ, п. 3 ст. 9 Закона об обороте земель сельхозназначения);
  • при резервировании земель — не больше срока резервирования (пп. 13 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);
  • аренда в рамках инвестиционного проекта — не дольше срока его реализации (пп. 14 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);
  • при использовании водных биологических ресурсов — 20 лет (пп. 15 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ, ст. 14 ВК РФ);
  • участок сельхозназначения крестьянскому (фермерскому) хозяйству или организации, участвующей в программе поддержки сельского хозяйства, без торгов — до 5 лет (п. 8 ст. 10 Закона об обороте земель сельхозназначения);
  • аренда взамен изъятого участка — не больше остатка старого срока. Если остаток меньше 3 лет, то срок новой аренды составит 3 года (пп. 9 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);
  • при одновременной аренде здания или помещения — 9 лет (пп. 17 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);
  • при аренде лесного участка — 49 лет (ч. 3 ст. 72 ЛК РФ).

Превысить максимальный срок аренды просто невозможно. Если вы пропишете в договоре срок больше максимального или он не будет установлен вовсе, договор будет считаться заключенным на максимальный срок (п. 3 ст. 610 ГК РФ). Это подтверждает судебная практика.

Если Росреестр откажет в регистрации договора аренды из-за того, что срок в нем больше максимального, обжалуйте этот отказ в суд. Суды указывают, что неправильный срок в таких случаях не является основанием для отказа в регистрации.

Как предоставить государственный или муниципальный участок в собственность для строительства

В собственность государственные или муниципальные участки для строительства можно передать в исключительных случаях, а именно когда земельный участок:

1) продается без торгов (п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ).

В частности, гражданин или юрлицо:

  • подает заявление о предварительном согласовании, если участок предстоит образовать или уточнить его границы. К заявлению нужно приложить схему расположения участка, если не утвержден проект межевания;
  • обеспечивает проведение кадастровых работ;
  • ставит участок на кадастровый учет от имени уполномоченного органа и регистрирует право государственной или муниципальной собственности на него.

После этого на основании заявления о предоставлении земельного участка заключается договор купли-продажи;

2) предназначен для ИЖС и продается на аукционе (ст. 39.18 ЗК РФ).

В судебной практике продажа участка для строительства вопреки запрету ведет к недействительности купли-продажи. Это означает взаимный возврат денег и участка.

В практике ФАС лиц, ответственных за аукцион по продаже участка для строительства, штрафуют по ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ.

Рекомендуем:

Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить

именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта . Или позвоните нам по телефонам:
Санкт-Петербург +7 812 467-31-19
Москва +7 499 938-55-47
Федеральный номер 8 800 511-38-53

Порядок предоставления и оформления земельного участка на строительство

Порядок предоставления земельных участков на строительство

Земельные участки под строительство предоставляются на основании генерального плана, под которым понимается специальный градостроительный документ. Он определяет основные условия формирования среды жизнедеятельности, направленность границ развития территорий городского и сельского поселений, зоны территорий, их подразделение, развитие сфер инженерии, транспорта, социальных инфраструктур, определение градостроительных требований в сфере сохранения объектов, имеющих особое историческое и культурное значение, а также в сфере сохранения особо охраняемых территорий, соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических стандартов.

При предоставлении земельных участков под строительство необходимо руководствоваться рядом принципов:

  • 1. судьба земельных участков прочно связана с объектами, которые на ней находятся и неразрывно с ним связана;
  • 2. принципом платности использования земель;
  • 3. все земли делятся по целевому назначению, исходя из чего, определяется принадлежность каждого земельного участка к той или иной категории земель на основании требований, которые установлены законодательством РФ .

На основании ЗК РФ земельные участки, как делимые, так и неделимые, выступают в качестве объекта земельных отношений, представляя собой часть поверхности земли, границы которой описываются и удостоверяются в установленном порядке. При этом необходимо отметить равность доступа граждан и юридических лиц по отношению к земельным участкам и приобретению их в собственность.

Основной проблемой формирования инвестиционных программ в сфере строительства является ограниченность количества земельных участков для строительства, причем такая проблема наблюдается как в городах, так и в сельских поселениях.

Подготавливая проект по строительству, застройщики должны решить массу проблем в сфере оформления прав на недвижимый участок.

Как правило, у земельного участка имеется либо собственник, либо арендатор по договору аренды на долгосрочный период. Кроме того, земельные участки не по всем критериям могут подходить застройщикам, например, необходимо освобождать их от лесных насаждений. При этом действия по очищению участка увеличивают стоимость работ, производимых на участке, примерно на 15 % .

Данная ситуация часто осложняет задачу с подбором участка для постройки определенных объектов, например, жилых домов. Проблемой также является и отвод земельного участка, что является основной проблемой эффективного формирования инвестиционных программ федеральных, региональных и муниципальных уровней.

Основная роль при выборе земельных участков, а также их отводе, принадлежит Генеральным планам, которые определяют систему градостроительства на территории конкретных населенных пунктов.

Ориентиром системы градорегулирования ранее была разработка проектов под конкретное финансирование объектов, перечень которых определялся государством. Сегодня же определяющими также являются экономические, правовые условия, вопросы инвестирования.

Так, Градостроительный кодекс предусматривает ряд градостроительных требований к земельным участкам, вопросам их функционального использования, в том числе и в сфере строительства.

Правила по землепользованию и застройке устанавливают градостроительный регламент на каждой территориальной зоне индивидуально, исходя из особенностей, которые определяют ее расположение и развитие, а также возможности сочетания земель различных категорий.

Градостроительный регламент также определяет правовой режим земельных участков – то есть земель, и всех тех объектов, которые на них находятся, в том числе и объекты строительства.

Основные федеральные законодательные акты, регламентирующие земельные отношения в России, это:

  • – Конституция Российской Федерации (принята 12.12.93, действующая редакция);
  • – Земельный кодекс Российской Федерации (№ 136-ФЗ от 25.10.2001);
  • – Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
  • – Федеральный закон от 21. 12. 2001 № 178- ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»

Когда земельные участки предоставляются для строительства, то необходимо учитывать следующие основания:

  • – без предварительного согласования мест размещения объектов;
  • – с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Подробно охарактеризуем первый случай. Земельные участки для жилищного строительства из земель, которые находились в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться по праву собственности или аренды без согласования места размещения объекта строительства. Данная ситуация возможна исключительно при проведении торгов, конкурсов, аукционов на основании ст. 38 ЗК РФ.

Предоставление земельного участка для строительства в указанном порядке осуществляется по следующему алгоритму:

  • 1) проводятся работы, направленные на формирование земельного участка, а именно:
    • – готовиться проект, определяющий границы земельного участка на местности;
    • – определяется разрешенное использование земельного участка;
    • – определяются технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение к данным сетям;
    • -принимается решение о проведении торгов (конкурса, аукциона) или решение о предоставлении земельных участков без проведения указанных мероприятий;
    • -публикуются сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или сообщения о том, что принимаются заявления о предоставлении земельных участков без проведения указанных мероприятий.
  • 2) проводится государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса;
  • 3) проводятся торги (конкурсы, аукционы), направленные на продажу земельного участка или продажу права на заключение договора аренды земельного участка или предоставляется земельный участок в аренду без проведения торгов (конкурса, аукциона), при этом необходимо, чтобы поступило заявление гражданина или юридического лица, которые заинтересованы в предоставлении земельных участков.

Передача земельных участков без проведения указанных мероприятий возможна в тех случаях, когда была осуществлена предварительная и заблаговременная публикация сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в тех случаях, когда поступила только одна заявка;

4) подписывается протокол о результатах торгов (конкурса, аукциона) или подписывается договор аренды земельного участка, если земельный участок предоставляется без проведения каких-либо мероприятий .

Проводя конкурсы по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков для застройки, органы местного самоуправления могут предъявлять к участникам конкурса особые требования.

Аукцион возможен в тех случаях, когда от участников не требуется, чтобы они выполняли какие-либо особые условия, кроме целевого использования земель.

Объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, которые прошли государственный кадастровый учет, а также имеют информацию об обременениях и ограничениях по использованию земельного участка.

Второй случай характеризуется следующим набором алгоритмов:

  • 1. осуществление выбора земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании по месту размещения объекта;
  • 2. проведение работ, направленных на формирование земельного участка;
  • 3. произведение постановки на государственный кадастровый учет земельного участка;
  • 4. принятие решения по предоставлению земельных участков для строительства .

В первом и втором случае составляется протокол о результатах торгов, что и является основанием для:

  • – заключения договора купли-продажи;
  • – государственной регистрации права собственности на земельный участок, полученный в торгах;
  • – заключение договора аренды с его последующей государственной регистрацией при передаче земельного участка в аренду.

Граждане или юридические лица обладают правом на выбор земельного участка для строительства. Порядок такого выбора также определен ЗК РФ.

Так, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина, юридического лица, либо в случае обращения исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка. Такой выбор производится на основании документации, а именно требуется:

  • – документация государственного земельного кадастра;
  • – документы землеустройства, которые составляются на основе соблюдения экологических норм, градостроительных норм, а также иных норм, регулирующих условия использования соответствующей территории, ее недр, определяющие все возможные варианты размещения объекта на участке и проведения процедур согласования в установленном порядке.

Результатом выбора становится акт о выборе земельного участка для строительства. В необходимых случаях документально устанавливаются санитарно-защитная, охранная зона, согласовывается место размещения объекта, данное согласование является основанием для его последующего строительства и действует в течение 3 лет .

Кроме того, к данному акту прилагается утвержденный органом местного самоуправления проект границ, который составляется для каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Особые правила действуют в случае предоставления земельного участка для строительства в границах уже застроенной территории. Так в 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» , который содержал положения о вложении инвестиций, об обязательствах инвесторов в сфере планировки зданий, по расселению граждан, выкупу квартир, в сфере снова аварийных жилых домов на застроенных территориях.

Однако применять данный правовой институт возможно лишь при наличии градостроительных регламентов, которые содержат правила землепользования и застройки.

Так, земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, не предоставленный в пользование или во владение ни гражданам, ни юридическим лицам, может быть предоставлен для строительства в рамках застроенной территории, если в отношении нее принимается решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым должен быть заключен договор о развитии застроенной территории.

Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который уполномочен распоряжаться вышеуказанными участками земли, утвердив документы, которые содержат планировку по застройке территории, определяют также условия подключения данных объектов к различным сетям, устанавливают плату за подключение, после чего принимается решение о предоставлении данного земельного участка .

Понятие развития застроенных территорий нигде в законодательстве не оговорено, и осуществляется на основании норм Градостроительного кодекса РФ в тех границах, который определен земельному участку, планируется его структура или структура его частей.

При этом понятие «развитие территорий» следует понимать как перечень следующих действий, которые осуществляются на основании договора о развитии территорий:

  • – действия по подготовке и утверждению проекта планировки застроенной территории;
  • – действия по принятию решений, касающихся развития территорий органами местного самоуправления;
  • – действия по принятию решений органами местного самоуправления и выкупу жилых помещений, которые изымаются на основании такого решения, признаны аварийными, подлежат сносу, действия по выкупу земель, на которых расположены многоквартирные дома, участков с застроенной территорией, если в отношении указанных земельных участков принимается решение о развитии.
  • – действия по предоставлению в границах застроенных территорий, которые подлежат развитию, земельных участков целях строительства тем лицам, которые заключают договор о развитии территорий, без проведения торгов, основываясь на нормах земельного законодательства, в отношении которых принимается решение о развитии, такие земли должны находиться в государственной или муниципальной собственности, если ранее данный земельный участок не был предоставлен другим лицам;
  • – действия по созданию (строительству) либо приобретению, а также передаче в государственную или муниципальную собственность тех жилых помещений, которые благоустроены, и готовы для предоставления гражданам.

Порядок формирования участков подчиняется нормам земельного права, хотя косвенное влияние, как мы указывали раньше, оказывает также гражданское, жилищное, градостроительное законодательство.

При оформлении права на земельный участок также происходит его оценка. При этом оценка разных земель различается. Например, городские земли по статусу отличаются от иных земель, поэтому их сложнее оценивать по сравнению с другими природными ресурсами.

Стоимость земель при оформлении определяется на основании федерального закона об оценочной деятельности .

Так, кадастровая стоимость земельных участков определяется на основе проведения государственной кадастровой оценки земель, порядок которой установлен Правительством РФ.

Определяя рыночную стоимость участка, кадастровая стоимость устанавливается исходя из процента от рыночной стоимости.

На сегодняшний день система предоставления земельных участков для инвестиционных проектов недостаточно эффективна. Для того, что она стала более эффективной, необходимо следующее:

  • – совершенствовать систему ведения государственного земельного кадастра;
  • – проводить массовую оценку земель для налогообложения и других целей;
  • – установить единый порядок управления федеральными землями;
  • – определить порядок установления (восстановления) границы административно-территориального образования;
  • – разработать концепцию законопроекта о землях городов и иных поселений, так как они обладают особым статусом ввиду особого местонахождения. Данные документы, на наш взгляд, должны быть разработаны на федеральном уровне.

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ПОД СТРОИТЕЛЬСТВО

Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков под строительство регулируется Земельным кодексом Российской Федерации в случаях, если такие участки отводятся из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Предоставление земельных участков осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков. Полномочия этих органов регламентируются ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Формирование земельного участка для целей строительства осуществляют органы государственной власти или органы местного самоуправления. Под формированием земельного участка понимают следующие мероприятия: составление проекта границ земельного участка, согласование границ земельного участка, подписание акта согласования границ земельного участка, и ряд других мероприятий, указанных в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Предоставление земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципалитетов, осуществляется по результатам торгов, конкурсов, аукционов. Исключение составляют застроенные территории, в отношение которых принято решение о развитии и заключен соответствующий договор.

Вид предоставления земельного участка зависит от способа его формирования: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Рассмотрим порядок предоставления земельного участка для обоих случаев.

При предоставлении земельного участка без предварительного согласования мест размещения объектов соблюдается следующая последовательность действий, предусмотренная п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

  • 1. Проведение работ по формированию земельного участка.
  • 2. Проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Если законодательство не предусматривает проведение торгов, проводится предоставление земельного участка на основании заявления гражданина или юридического лица — соискателя земельного участка.
  • 3. Подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

При предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке, прописанном п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

  • 1. Выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Решение принимают исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
  • 2. Выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета.
  • 3. Принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства. Решение принимают исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица. Для этого им необходим кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем), предоставляемый заявителем или запрашиваемый в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

Существует ряд юридических лиц, предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется на постоянной основе. К ним относятся:

  • • государственные и муниципальные учреждения;
  • • казенные предприятия;
  • • центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий;
  • • органы государственной власти и органы местного самоуправления;
  • • религиозные организации для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения.

Порядок предоставления земельных участков для строительства

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст. 38 ЗК РФ, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 ст. 30 ЗК РФ.

Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду. Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок.

Орган местного самоуправления или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, после утверждения документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, на основании заявления о предоставлении земельного участка, лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, определяет технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, плату за подключение и принимает решение о предоставлении указанного земельного участка.

Решение о предоставлении земельного участка является основанием установления в соответствии с заявлением лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, и за его счет границ такого земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Порядок расчета размера арендной платы за указанные земельные участки определяется Правительством Российской Федерации.

Предоставление Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в аренду земельных участков, необходимых для осуществления ее деятельности, из земель, которые находятся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и без предварительного согласования мест размещения объектов. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, принимает решение о предоставлении таких земельных участков Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и заключает с указанной Государственной компанией договор аренды таких земельных участков. Порядок расчета размера арендной платы за такие земельные участки устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, — в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения — в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

— выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

— определение разрешенного использования земельного участка;

— определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

— принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

— публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

2) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

3) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ.

В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 п. 4 ст. 30 ЗК РФ, если иной порядок не установлен ЗК РФ.

Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 ЗК РФ, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:

1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;

3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.

Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.

В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.

Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Акционерному обществу, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, управляющей компании, в случае привлечения их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, для выполнения функций по созданию за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета объектов недвижимости в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории и по управлению этими и ранее созданными объектами или резиденту особой экономической зоны земельные участки предоставляются без проведения торгов и предварительного согласования мест размещения таких объектов на основании заявлений в соответствии с законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах.

Земельный участок в границах особой экономической зоны или на прилегающей к ней территории предоставляется для строительства объектов инфраструктуры этой зоны без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и предварительного согласования мест размещения таких объектов лицу, с которым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти заключено соглашение о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны, в аренду на основании заявления о предоставлении земельного участка. Примерная форма соглашения о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Земельный участок, предоставленный гражданину или юридическому лицу на праве собственности, может передаваться по соглашению с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ, в государственную или муниципальную собственность в случае, если такой земельный участок:

1) занят объектами социально-культурного, коммунально-бытового назначения, объектами инженерной, транспортной инфраструктур;

2) предназначен в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов, предусмотренных выше.

Соглашение, указанное в п. 15 ст. 30 ЗК РФ, может предусматривать передачу в государственную или муниципальную собственность земельного участка, занятого объектами социально-культурного, коммунально-бытового назначения, объектами инженерной, транспортной инфраструктур, находящимися в частной собственности, одновременно с безвозмездной передачей в государственную или муниципальную собственность таких объектов.

Соглашение, указанное в п. 15 или 16 ст. 30 ЗК РФ, должно предусматривать предоставление безвозмездно равноценного земельного участка взамен переданного в государственную или муниципальную собственность земельного участка.

Источники:
http://urexpert.online/nedvizhimost/zemelnyj-uchastok/predostavlenie/dlja-stroitelstva.html
http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/predostavleniye/predostavlenie-zemelnyx-uchastkov-dlya-stroitelstva.html
http://urist7.ru/zemlya/kak-predostavit-gosudarstvennyj-ili-municipalnyj-zemelnyj-uchastok-dlya-stroitelstva.html
http://studwood.ru/898553/pravo/poryadok_predostavleniya_oformleniya_zemelnogo_uchastka_stroitelstvo
http://bstudy.net/606775/tehnika/poryadok_predostavleniya_zemelnogo_uchastka_stroitelstvo
http://xn--b1agzhfj2f.xn--p1acf/zemelnoe-pravo/poryadok-predostavleniya-zemelnyx-uchastkov-dlya-stroitelstva-iz-zemel-naxodyashhixsya-v-gosudarstvennoj-ili-municipalnoj-sobstvennosti.html
http://l4dpro.ru/nalogovoe-pravo/11920-osobennosti-prinyatiya-resheniya-o-vydelenii-zemelnogo-uchastka-i-ego-dokumentalnoe-oformlenie.html

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию