Налоговая база для земельного налога: понятие и особенности определения

Как определяется налоговая база по земельному налогу?

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельной площади. Информация о ней предоставляется госорганами по кадастрам. Как рассчитывать налогооблагаемую базу для земельного объекта, если была пересмотрена его стоимостная оценка, как исчислять налоговую базу на участки земли, принадлежащие ИП? В данной статье попробуем разобраться в этих и других тонкостях.

Что является налоговой базой по земельному налогу?

Налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земли. ЗК РФ диктует порядок расчета этой стоимости. Она может изменяться в результате переоценки либо ошибки, которую допустили территориальные органы по недвижимости. Земельный налог начисляется на объекты, которые находятся в собственности налогоплательщика, бессрочном пользовании или пожизненном владении по наследству.

Если плательщик налога не согласен с госоценкой принадлежащих ему земельных объектов, то он вправе пересмотреть ее в специальной комиссии по кадастрам либо обратиться в суд. Измененная стоимостная оценка может быть учтена только при начислении налога в новом году.

Более подробно о порядке начисления земельного налога в случае перерасчета кадастровой стоимости по решению суда читайте в материале «Как считать земельный налог, если изменилась кадастровая стоимость участка»

По истечении налогового периода предприятия – плательщики налога должны самостоятельно определить налоговую базу по данным кадастров недвижимого имущества и рассчитать сумму земельного налога, которая подлежит перечислению в бюджет муниципальных образований (за вычетом авансовых платежей по итогам отчетных периодов).

Физлица освобождены от самостоятельного расчета налоговой базы и уплачивают земельный налог по уведомлениям и квитанциям на оплату. Их выдачу и начисление базы по земельному налогу осуществляют налоговые инспекции.

Налоговая база по земельному налогу для ИП: начисление или освобождение?

На практике у бухгалтеров могут возникнуть вопросы при начислении и уплате налога на землю в отношении участков, принадлежащих ИП. Земельный налог не входит в размер единого налога при УСН. Следовательно, он уплачивается предпринимателями на общих основаниях, так же как и предприятиями, применяющими общий режим.

Более подробно о порядке и сроках перечислений налога читайте в статье «Земельный налог при УСН: порядок уплаты, сроки»

Если ИП использует объект УСН «доходы за минусом расходов», то суммы уплаченного земельного налога могут быть отнесены к расходам с целью уменьшения налогооблагаемой базы и размера единого налога. Важное условие – земельные участки должны использоваться в коммерческой деятельности предпринимателя согласно учредительной документации. Только тогда сумма понесенных расходов может быть принята к вычету.

С января 2015 года предприниматели были освобождены от обязанности самостоятельного расчета налога на землю. Теперь, как и другие физлица, они будут платить земельный налог по уведомлениям от налоговых инспекций без предоставления налоговой отчетности.

О том, кто начисляет земельный налог для предпринимателей с 2015 года, читайте в материале «С 01.01.2015 ИП не должен самостоятельно исчислять земельный налог»

Особенности определения налоговой базы по земельному налогу

Подробно ознакомиться с правилами начисления налоговой базы можно в ст. 390–391 гл. 31 НК РФ. Налоговые ставки зависят от законодательства муниципальных образований, так как налог на землю отнесен к категории местных налогов. Кадастровая стоимость земли рассчитывается на 1 января каждого года. Если земельный объект был зарегистрирован в течение года, то его стоимостная оценка считается на дату приема к кадастровому учету.

Для каждого плательщика налога, имеющего земельную площадь в общей долевой собственности, налоговая база исчисляется в соответствии с размером его доли. Для владельцев общей совместной собственности налоговая база начисляется одинаковыми частями для каждого из плательщиков.

На вычет в сумме 10 000 рублей имеют право налогоплательщики некоторых муниципальных образований (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь). Налоговые инспекции учитывают вычет только на основании предоставленных документов до 1 февраля года, следующего после налогового периода.

Налоговая база для земельного налога: понятие и особенности определения

Не признаются плательщиками налога организации и ФЛ, если они имеют земельные участки на праве безвозмездного срочного пользования или пользуются ими по договору аренды.

Например, не включаются в фискальную базу участки под многоквартирными домами, составляющие их общее имущество. Кадастровая оценка не всегда справедлива. Владельцы земельных участков имеют полное право оспорить ее и заменить на рыночную в случае удачного исхода спора. Процедура оспаривания определена Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Целями создания этого сайта являются: повышение юридической грамотности всех желающих и оказание нового вида юридической помощи — через Internet.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами являются первый, второй и третий кварталы.

Для юридических, физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей порядок расчета налоговой базы отличается, однако ее определение не имеет для них существенных различий.
С 1 января 2006 года постановлением Правительства Москвы от 24 мая 2005 года N 356-ПП «Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2004 году и мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2005 год» как кадастровая, так и нормативная цена земли существенно увеличены.

Объектом признаются земельные участки, расположенные в районе Муниципального образования, на территории которого введен налог.
Он представляет собой характеристику объекта налогообложения, которая может быть выражена в различных формах: стоимостной, физической и т. п.

Земельный налог определяется главой 31 Налогового кодекса РФ и местными нормативными правовыми актами, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Размер земельного налога зависит не от финансовых результатов деятельности налогоплательщика, а только от объективных обстоятельств, к которым относятся: плодородность, расположение земельного участка и т. п. При расчете любого вида налога используется показатель налоговой базы. Это своеобразная характеристика объекта налогообложения, выражена в разных формах: физической, стоимостной и т. д. Разбираемся в особенностях.

Налоговая база для земельного налога: понятие и особенности определения

Таким образом, вышеупомянутая статья 25, содержащая определение нормативной цены земли, действует на сегодняшний день в целях нормативной оценки земли государства исключительно для определенных целей (установленных Постановлением Правительства РФ N319) и, в общем, полностью замещена понятием «кадастровой стоимости». Порядок уплаты земельного налога Поскольку данный вид налога является местным, его ставка установлена в кодексе только предельно — размер налога и его уплата определяются муниципальными образованиями на основании местных законов и он не может превышать установленные кодексом пределы.

Итоговая сумма налога у каждого собственника напрямую зависит от того, как распределяются доли права на налогооблагаемую землю.

Цена квадратного метра земли в кадастровом квартале N 77-01-01001 под жилыми домами многоэтажной и повышенной этажности постройки составит с 1 января 2006 года не 22 972 рубля, а 37 426 рублей (прирост кадастровой стоимости — 63%), под обособленными водными объектами не 3572 рубля, а 6875 рублей (прирост кадастровой стоимости — 92%).

Как правило, последний вариант не всегда надежен, поскольку данные часто передаются несвоевременно или же не передаются вовсе.

Налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков. Кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.
Иные элементы данного налога (в том числе объект, база, период) регулируются Налоговым кодексом РФ и не могут изменяться местными органами власти (пункт 4 статьи 12 НК).

Сумма земельного налога определяется как произведение кадастровой стоимости земельных участков и ставки налога. Исчисление и уплата земельного налога регулируется главой 31 Налогового кодекса РФ и законами муниципальных образований.

С 2017 года налог в отношении земельных участков, принадлежащих физлицам, может начисляться с повышающим коэффициентом в следующих случаях:

на земельные участки, приобретенные физическими лицами в собственность для индивидуального жилищного строительства, земельный налог будет начисляться с коэффициентом 2 в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;

  • на земельные участки, приобретенные в собственность физическими лицами для иных видов жилищного строительства, исчисление налога будет производиться с коэффициентом 2 в течение трех лет, начиная с момента государственной регистрации прав на данные участки, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
  • Плательщиками земельного налога являются организации, ИП и физические лица, имеющие в собственности земельные участки или пользующиеся ими бессрочно или на правах наследования.

    Кстати, официальных писем и разъяснений ФНС России или Минфина России о том, что если кадастровая стоимость земельного участка не определена, то для целей налогообложения следует использовать его нормативную цену, на сегодняшний день нет.

    Что касается физических лиц-предпринимателей (ИП) и организаций (юридических лиц), налоговую базу для уплаты земельного налога, которую определяют фискальные органы, они рассчитывают самостоятельно. Важно помнить, что земельный налог с индивидуальных предпринимателей, находящихся на упрощенной системе налогообложения (УСН), должен уплачиваться, равно как и с других собственников земли — УСН не освобождает от уплаты земельного налога.

    Методика расчета земельного налога и порядок его уплаты

    Нормативная цена земли в кадастровом квартале г.Москвы N 77-01-01001 с 1 января 2006 года будет уже не 49089 рублей за квадратный метр, а 60698 рублей (прирост стоимости — 24%).

    Юридические лица – категория плательщиков, которые обязаны не только платить налог, но и полностью рассчитывать все показатели для определения налоговой базы самостоятельно.

    Пункт 2 статьи 389 НК предусматривает виды земельных участков, которые не признаются объектом налогообложения (в том числе земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ).

    Объектом налогообложения являются земельный участки, расположенные на территории муниципального образования, в котором введен земельный налог, за исключением земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, а также земельных участков из состава земель лесного фонда.

    Налоговая база по земельному налогу 2018

    Объект налогообложения земельным налогом — факт владения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения земельными участками. Налогоплательщики организации и индивидуальные предприниматели исчисляют сумму земельного налога самостоятельно, и представляют налоговую декларацию в налоговые органы по месту нахождения земельных участков.

    Как уже отмечалось, налоговая база для расчета земельного налога определяется на основании данных о его кадастровой стоимости, закрепленных документально. Таким образом, подменять кадастровую стоимость земли ее нормативной ценой в целях исчисления земельного налога по правилам главы 31 НК РФ, по мнению автора, нельзя.

    Как определяется налоговая база по земельному налогу?

    В случае, когда рыночная стоимость признается более соответствующей реалиям, чем кадастровая, сведения о ней вносятся в кадастр недвижимости. С 2015 г. эта новая стоимость применяется в качестве налоговой базы по земельному налогу с начала того периода, в котором начался процесс оспаривания.

    Что касается стоимостного выражения налоговой базы, а именно кадастровой стоимости, то она в отношении конкретного земельного надела устанавливается с учетом правил и требований ЗК РФ.

    Это своего рода новшество для юрлиц, потому как ранее для расчета базы использовался показатель балансовой стоимости объекта недвижимости. После нововведений сумма земельного сбора возросла. Земельный налог для ФЛ исчисляется налоговой службой. При этом данные о кадастровой стоимости налоговые органы получают от органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии — Россреестра. Кадастровую стоимость можно узнать по письменному запросу в Управление Россреестра или в земельной кадастровой палате по месту нахождения участка.

    Налоговая база для земельного налога: понятие и особенности определения

    Однако основные особенности определения этого показателя стоит знать и тем землевладельцам, которые являются гражданами или ИП.

    Поэтому стоит более подробно рассмотреть понятие и особенности основного показателя, который при этом используется, а именно налоговой базы.

    Понятие и факторы, которые влияют на налоговую базу

    Он представляет собой характеристику объекта налогообложения, которая может быть выражена в различных формах: стоимостной, физической и т. п.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

    Непосредственно для земельного налога базой является кадастровая стоимость земельного участка, выступающего объектом налогообложения, что установлено ст. 390 НК РФ.

    Объектами налогообложения при этом являются земельные участки, которые принадлежат юридическим или физическим лицам на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования.

    Однако отдельные категории этих участков могут быть исключены из списка объектов налогообложения в соответствии с положениями Налогового или Земельного кодекса РФ.

    Что касается стоимостного выражения налоговой базы, а именно кадастровой стоимости, то она в отношении конкретного земельного надела устанавливается с учетом правил и требований ЗК РФ.

    В частности, под этим показателем понимается стоимость земельного участка, установленная в ходе кадастровой деятельности независимыми экспертами -оценщиками и закрепленная документально.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

    Величина кадастровой стоимости и, следовательно, рассчитываемого на ее основе земельного надела зависит от различных его характеристик, а именно:

    • площади участка (прямая зависимость);
    • территориального размещения (конкретный субъект РФ, городская или сельская местность и т. п.);
    • особенностей разрешенного использования;
    • категории земель и т. д.

    Информация о кадастровой стоимости обязательно закрепляется документально, в кадастровом паспорте на участок или выписке из ЕГРП.

    Собственник может либо лично получить эти документы и узнать указанную там информацию, либо соответствующие бумаги будут отправлены в отделение ФНС, за которым он закреплен в качестве плательщика земельного налога.

    Как правило, последний вариант не всегда надежен, поскольку данные часто передаются несвоевременно или же не передаются вовсе. Для плательщика это грозит возможным нарушением сроков оплаты и соответствующими штрафными санкциями за это. Поэтому пакет документации на земельный участок лучше самостоятельно отнести в налоговый орган, что позволит значительно снизить возможные риски.

    Особенности определения

    Стоит отдельно рассмотреть некоторые ситуации, при которых в расчетах будут определенные особенности:

    1. Юридическое лицо определяет налоговую базу для расчетов самостоятельно.

    Для данной категории плательщиков прямой обязанностью является не только уплата налога, но и полная процедура его расчета, поэтому все необходимые для этого показатели он также определяет самостоятельно.

    Данные о кадастровой стоимости участка, которая является базой для расчета по нему земельного налога, юридическое лицо может взять из имеющейся у него документации — паспорта или выписки из ЕГРП. В случае отсутствия необходимых бумаг ему необходимо позаботиться об их оформлении.

    Ранее в этих целях использовался другой показатель, а именно балансовая стоимость объекта недвижимости. В большинстве случаев после данных нововведений величина земельного налога к оплате несколько возросла.

    Что касается оставшихся категорий плательщиков (которые относятся к физическим лицам), то они освобождены от самостоятельного определения базы для расчета налога по своему участку. Вместо них данные действия будет производить налоговая инспекция (что в отношении ИП также является нововведением, вступившим в силу с 2015 года).

    2. Некоторые особенности могут присутствовать при определении базы для участка, который находится в общей долевой или совместной собственности.

    В этом случае ее размер будет зависеть от того, как именно оформлены права на участок:

    • 2.1. В определенных долях (например, 75 и 25%, 2/3 и 1/3 и т. д.). В этом случае налоговая база рассчитывается от величины кадастровой стоимости пропорционально той доле, которой владеет плательщик.
    • 2.2. Без определения долей. В этом случае считается, что земля принадлежит всем собственникам в одинаковых частях. Соответственно, деление кадастровой стоимости также будет происходить поровну.

    Соответственно, и итоговая величина налога к уплате у каждого из таких собственников буде напрямую зависеть от того, как именно распределяются доли между всеми ними и в каком размере.

    3. В отношении некоторых земельных наделов кадастровая стоимость может быть не установлена.

    Однако от налогообложения данный участок это, конечно же, не освобождает. В этом случае в качестве налоговой базы для расчетов будет применяться другой показатель — нормативная цена земли. Однако если собственник не согласен с ее размером, он всегда может заказать проведение кадастровых работ или процедуру независимой оценки земли и определить по их итогам кадастровую стоимость.

    4. Сложности могут возникнуть и в том случае, если в течение налогового периода (то есть одного календарного года) стоимость земли изменялась.

    Однако стоит учесть, что все изменения, произошедшие в течение одного налогового периода (то есть календарного года) при расчетах налога за него применяться не будут. В этом случае новая кадастровая стоимость будет использоваться только с 1 января следующего за отчетным года.

    Исключение составляют только те ситуации, когда изменение кадастровой стоимости произошло в сторону уменьшения по причинам, которые связаны с неправильным проведением оценки или кадастровых работ. В этом случае плательщик может подготовить данные об исправленной стоимости и обратиться с ними в налоговую инспекцию, после чего размер налога к оплате будет снижен. Таким способом даже можно вернуть часть средств, уплаченных выше нормы ранее (если и в предыдущие периоды также применялась неправильная база).

    Пользование землей общего пользования регулируется законодательством РФ.

    Какие банки предлагают ипотеку на покупку земельного участка? Узнайте об этом, прочитав нашу статью.

    Иногда при покупке земельного участка требуется составить договор аванса. Как это сделать, вы можете узнать здесь.

    Различия для физических и юридических лиц

    Как уже отмечалось, плательщиками земельного налога могут быть следующие группы землевладельцев:

    • физические лица (причем это могут быть как обычные граждане, так и официально зарегистрированные индивидуальные предприниматели);
    • юридические лица (вне зависимости от форм собственности).

    Для каждой из данных групп порядок расчета налога несколько отличается, однако в определении налоговой базы для них существенных различий с недавнего времени нет.

    Стоит лишь отметить, что если для граждан базой является кадастровая стоимость всех участков, которые принадлежат им на правах, обозначенных ранее, то для ИП и юрлиц учитываться будет стоимость лишь по тем земельным наделам, которые они используют непосредственно при осуществлении своей деятельности.

    Кроме этого, обязанности по самостоятельному расчету возлагаются только на юр лиц, граждане и ИП получают от ИФНС уже готовые уведомления с суммой платы за землю. Однако знать свою кадастровую стоимость и правила расчета налога им все же стоит, поскольку со стороны сотрудников инспекции не исключены ошибки или неточности при расчетах.

    Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

    Земельный налог: понятие, объекты, налогоплательщики. Порядок исчисления земельного налога. Налоговая база.

    Земельный налог является одним из видов платежей за землю и взимается на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2004 N141 –ФЗ, которым введена в Налоговый кодекс глава 31 «Земельный налог».

    Статья 388. Налогоплательщики

    1. Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе – налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

    В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

    2. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

    Статья 389. Объект налогообложения

    1. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

    2. Не признаются объектом налогообложения:

    1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

    3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

    4) земельные участки из состава земель лесного фонда;

    5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

    Статья 390. Налоговая база

    1. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

    2. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

    Статья 391. Порядок определения налоговой базы

    1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

    В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.

    Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

    2. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

    3. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

    Налогоплательщики – физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

    4. Если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    5. Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:

    1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

    2) инвалидов, имеющих I группу инвалидности, а также лиц, имеющих II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года;

    3) инвалидов с детства;

    4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

    5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча” и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне”;

    6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

    7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

    6. Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленную пунктом 5 настоящей статьи, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

    Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом срок представления документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, не может быть установлен позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    7. Если размер не облагаемой налогом суммы, предусмотренной пунктом 5 настоящей статьи, превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

    Сумма налога исчисляется путем умножения налоговой базы на налоговую ставку.
    Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
    Налоговая база определяется в следующем порядке:
    1) налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно;
    2) налогоплательщики – физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности;
    3) налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного кадастра недвижимости, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований;
    4) если земельный участок расположен на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база по нему определяется отдельно по каждому муниципальному образованию.
    Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образовани

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома – страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8794 – | 7154 – или читать все.

    Определение налоговой базы

    Налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка, которая определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, которую осуществляют органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость). Такая оценка основывается на классификации земель по целевому назначению, виду функционального использования и проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.

    Налоговую базу по земельному налогу организации формируют самостоятельно на основании сведений, которые представляют органы Роснедвижимости, Федеральной регистрационной службы и органы местного самоуправления.

    Налоговая база = КСТ · Дуч, где

    КСТ – кадастровая стоимость земельного участка;

    Дуч – доля налогоплательщика в праве на земельный участок.

    Следует иметь в виду, что кадастровая стоимость определяется по конкретному земельному участку, также как и кадастровый номер земельного участка присваивается каждому конкретному земельному участку.

    Вместе с тем согласно п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта этого же года.

    Если собственник земельного участка не один, установлены правила определения налоговой базы по земельным участкам, находящимся в общей долевой и в общей совместной собственности. Следует помнить, что в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база определяется пропорционально доле каждого налогоплательщика в общей долевой собственности.

    Известно, что кадастровая стоимость земли может в течение налогового периода измениться. Например, при переводе земель из одной категории в другую или изменении вида разрешенного использования земельного участка. Согласно ст. ст. 390 и 396 Кодекса налоговая база, размер которой зависит от кадастровой стоимости земельного участка, определяется на конкретную дату (1 января года) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода. Произошедшая в течение налогового периода «переоценка» будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде. Исключение – если изменение результатов государственной кадастровой оценки земли произошло в результате исправления технических ошибок, судебного решения, внесенных обратным числом на указанную дату.

    Пример 1. Право собственности на земельный участок установлено 10 февраля текущего года. Его кадастровая стоимость составляет 1 200 000 руб. Налоговая ставка установлена в размере 1,2%.

    Коэффициент (К2) определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в собственности, к числу календарных месяцев.

    К2 = 11 (мес.): 12 (мес.) = 0,92

    Сумма налога за год составит: 1 200 000 руб. x 1,2% x 0,92 = 13 248 руб.

    Расчет авансового платежа. Если земельный участок использовался в течение всего отчетного периода (3 мес., 6 мес., 9 мес.), то сумма аванса за отчетный период рассчитывается как одна четвертая от произведения налоговой базы и налоговой ставки. Если не весь отчетный период, то сумма исчисленного авансового платежа равняется 1/4 от произведения налоговой базы, налоговой ставки и коэффициента К2.

    Пример 2. Для исчисления суммы авансового платежа, подлежащей уплате в бюджет за I квартал, 6 мес. и 9 мес., коэффициент (К2) определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в пользовании, к числу календарных месяцев в отчетном периоде:

    за I квартал: К2 = 2 мес.: 3 мес. = 0,67;

    за I полугодие: К2 = 5 мес.: 6 мес. = 0,83;

    за 9 мес.: К2 = 8 мес.: 9 мес. = 0,89.

    Авансовые платежи по итогам отчетных периодов составят:

    за I квартал – (1 200 000 руб. x 1,2% x 0,67): 4 = 2412 руб.;

    за I полугодие – (1 200 000 руб. x 1,2% x 0,83): 4 = 2988 руб.;

    за 9 мес. – (1 200 000 руб. x 1,2% x 0,89): 4 = 3204 руб.

    Всего в течение года организация должна уплатить сумму авансовых платежей в размере: 2412 руб. + 2988 руб. + 3204 руб. = 8604 руб.

    Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, составит: 13 248 руб. – 8604 руб. = 4644 руб. [1]

    Согласно гл. 31 НК РФ ставки земельного налога устанавливаются не в виде фиксированных платежей (в рублях и копейках) на единицу площади земельного участка, а в процентах от налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 390 НК РФ. В зависимости от категории земель п. 1 ст. 394 НК РФ определены максимальные размеры налоговых ставок:

    – 0,3% от налоговой базы в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

    – 1,5% – в отношении других земельных участков.

    Решение об установлении конкретных размеров налоговых ставок земельного налога представительные органы муниципальных образований принимают самостоятельно.

    Пунктом 2 ст. 394 НК РФ предусмотрено, что представительным органам муниципальных образований предоставляется право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Категории земель, на которые подразделяются земли в РФ, установлены в ст. 7 ЗК РФ. [5]

    Отчетные и налоговый периоды

    Статьей 393 НК РФ определено, что налоговым периодом признается календарный год. Отчетным периодом для организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признается квартал, полугодие и девять месяцев.

    В то же время при установлении земельного налога представительные органы муниципальных образований вправе не устанавливать отчетный период. [5]

    Земельный налог: база, ставка, налогоплательщики

    Земельный налог – это налог местного значения, уплачиваемый в местный бюджет в зависимости от местонахождения объекта налогообложения. Основополагающие нормативные положения о налоге на землю содержаться в 31-й главе Налогового Кодекса РФ. Положения этой главы распространяются на муниципалитеты всех регионов РФ, однако власти на местах правления вправе изменять некоторые моменты в пределах общих правил.

    Изменения, касающиеся земельного налога и произошедшие в 2015 года, можно прочитать здесь.

    Налогоплательщики и объект налогообложения земельного налога

    ★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

    Налогоплательщиками являются как юридические, так и физические лица, владеющие земельными участками на правах собственников, либо как постоянные пользователи, либо как пожизненные владельцы наследуемого имущества.

    Налогом облагаются участки земли, находящиеся в пределах конкретного муниципального образования. Участок является объектом налогообложения, если он имеет свой кадастровый номер, и значится в государственном едином земельном реестре с указанием всех его характеристик (координат, категории, границ, размера).

    Не облагается земельным налогом:

    • земля, находящаяся в аренде;
    • участки, переданные в срочное безвозмездное использование;
    • земли, входящие в состав водного и лесного фонда России;
    • земля, на которой расположены ценные объекты мирового наследия культуры, истории, археологии;
    • земельные территории, имеющие ограничения в обороте, а также вовсе изъятые из оборота согласно действующим законам РФ.

    К земельным территориям, изъятым из оборота, относятся следующие объекты:

    • национальные парки и природные государственные заповедники;
    • участки, на которых размещены сооружения федеральной службы безопасности, федеральной службы исполнения наказаний, армейские объекты;
    • захоронения, кладбища.

    Налоговая база по земельному налогу

    Налоговая база для подсчета налога – это кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость устанавливается организациями, выбранными органами власти субъектов РФ методом размещения заказа и тем самым определения массовой оценки на определенную дату на базе актуальной рыночной стоимости.

    Юридические лица, включая индивидуальных предпринимателей, узнают базовую стоимость самостоятельно из сведений, предоставляемых государственным кадастром недвижимости.

    Для физических лиц полный расчет налога производят работники налоговых органов, используя сведения, представляемые им органами ведущими учет и контроль регистрируемого недвижимого имущества.

    ★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

    Налоговые ставки по земельному налогу

    Ставки земельного налога определяют органы власти муниципальных образований, и закрепляются правовыми нормативными актами, однако они не могут быль более:

    0,3 % от величины кадастровой стоимости следующих категорий участков:

    • сельскохозяйственных;
    • жилого фонда;
    • подсобных хозяйств и садовых товариществ.

    1,5 % от величины кадастровой стоимости для остальных земельных участков.

    Налоговые льготы

    Законодательство РФ предусматривает налоговую льготу в виде уменьшения облагаемой земельным налогом стоимости земельного имущества в размере 10000 рублей для нескольких категорий населения:

    • Героев СССР и РФ;
    • инвалидов с детства, инвалидов I группы инвалидности, II группы, присвоенной до 01.01.2004 года;
    • участников Великой Отечественной войны, а также остальных боевых действий;
    • лиц, получивших воздействие радиации.

    Согласно 395 статье НК РФ от обязанности начислять и уплачивать в бюджет земельный налог освобождаются:

    • бюджетные учреждения Министерства юстиции РФ;
    • религиозные организации;
    • общественные организации.

    Снижение налоговой базы осуществляется на основании подтверждающих документов, представленных налогоплательщиком в ФНС по адресу принадлежащего ему имущества.

    Порядок исчисления, уплаты и предоставления отчетности

    Налоговый период – это календарный год, отчетный период – каждый квартал календарного года. Величина земельного налога определяется по прошествии налогового периода.

    Методика расчета предельно проста, нужно соответствующую ставку помножить на налоговую базу. Для каждого отдельного земельного участка его налоговая база и налог рассчитываются отдельно. В случае владения землей несколькими лицами, следует выделить долю в участке для каждого собственника.

    В течение года налогоплательщики (юридические лица) уплачивают ежеквартальный аванс по налогу в бюджет по месту расположения земельных участков. Физические же лица не производят авансовых платежей. Граждане уплачивают налог после получения уведомления об оплате от местной ФНС.

    Не позднее 1 февраля налогоплательщики-юридические лица представляют декларации по налогу в налоговую инспекцию. Население перед налоговыми органами не отчитывается.

    Лица, своевременно не уплатившие налог, обязаны погасить свою задолженность перед бюджетом, но не более чем за три предыдущих года.

    Земельный налог: база, ставка, налогоплательщики

    Земельный налог – это налог местного значения, уплачиваемый в местный бюджет в зависимости от местонахождения объекта налогообложения. Основополагающие нормативные положения о налоге на землю содержаться в 31-й главе Налогового Кодекса РФ. Положения этой главы распространяются на муниципалитеты всех регионов РФ, однако власти на местах правления вправе изменять некоторые моменты в пределах общих правил.

    Изменения, касающиеся земельного налога и произошедшие в 2015 года, можно прочитать здесь.

    Налогоплательщики и объект налогообложения земельного налога

    ★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

    Налогоплательщиками являются как юридические, так и физические лица, владеющие земельными участками на правах собственников, либо как постоянные пользователи, либо как пожизненные владельцы наследуемого имущества.

    Налогом облагаются участки земли, находящиеся в пределах конкретного муниципального образования. Участок является объектом налогообложения, если он имеет свой кадастровый номер, и значится в государственном едином земельном реестре с указанием всех его характеристик (координат, категории, границ, размера).

    Не облагается земельным налогом:

    • земля, находящаяся в аренде;
    • участки, переданные в срочное безвозмездное использование;
    • земли, входящие в состав водного и лесного фонда России;
    • земля, на которой расположены ценные объекты мирового наследия культуры, истории, археологии;
    • земельные территории, имеющие ограничения в обороте, а также вовсе изъятые из оборота согласно действующим законам РФ.

    К земельным территориям, изъятым из оборота, относятся следующие объекты:

    • национальные парки и природные государственные заповедники;
    • участки, на которых размещены сооружения федеральной службы безопасности, федеральной службы исполнения наказаний, армейские объекты;
    • захоронения, кладбища.

    Налоговая база по земельному налогу

    Налоговая база для подсчета налога – это кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость устанавливается организациями, выбранными органами власти субъектов РФ методом размещения заказа и тем самым определения массовой оценки на определенную дату на базе актуальной рыночной стоимости.

    Юридические лица, включая индивидуальных предпринимателей, узнают базовую стоимость самостоятельно из сведений, предоставляемых государственным кадастром недвижимости.

    Для физических лиц полный расчет налога производят работники налоговых органов, используя сведения, представляемые им органами ведущими учет и контроль регистрируемого недвижимого имущества.

    ★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

    Налоговые ставки по земельному налогу

    Ставки земельного налога определяют органы власти муниципальных образований, и закрепляются правовыми нормативными актами, однако они не могут быль более:

    0,3 % от величины кадастровой стоимости следующих категорий участков:

    • сельскохозяйственных;
    • жилого фонда;
    • подсобных хозяйств и садовых товариществ.

    1,5 % от величины кадастровой стоимости для остальных земельных участков.

    Налоговые льготы

    Законодательство РФ предусматривает налоговую льготу в виде уменьшения облагаемой земельным налогом стоимости земельного имущества в размере 10000 рублей для нескольких категорий населения:

    • Героев СССР и РФ;
    • инвалидов с детства, инвалидов I группы инвалидности, II группы, присвоенной до 01.01.2004 года;
    • участников Великой Отечественной войны, а также остальных боевых действий;
    • лиц, получивших воздействие радиации.

    Согласно 395 статье НК РФ от обязанности начислять и уплачивать в бюджет земельный налог освобождаются:

    • бюджетные учреждения Министерства юстиции РФ;
    • религиозные организации;
    • общественные организации.

    Снижение налоговой базы осуществляется на основании подтверждающих документов, представленных налогоплательщиком в ФНС по адресу принадлежащего ему имущества.

    Порядок исчисления, уплаты и предоставления отчетности

    Налоговый период – это календарный год, отчетный период – каждый квартал календарного года. Величина земельного налога определяется по прошествии налогового периода.

    Методика расчета предельно проста, нужно соответствующую ставку помножить на налоговую базу. Для каждого отдельного земельного участка его налоговая база и налог рассчитываются отдельно. В случае владения землей несколькими лицами, следует выделить долю в участке для каждого собственника.

    В течение года налогоплательщики (юридические лица) уплачивают ежеквартальный аванс по налогу в бюджет по месту расположения земельных участков. Физические же лица не производят авансовых платежей. Граждане уплачивают налог после получения уведомления об оплате от местной ФНС.

    Не позднее 1 февраля налогоплательщики-юридические лица представляют декларации по налогу в налоговую инспекцию. Население перед налоговыми органами не отчитывается.

    Лица, своевременно не уплатившие налог, обязаны погасить свою задолженность перед бюджетом, но не более чем за три предыдущих года.

    Источники:
    http://engmax.ru/prava-potrebiteley/10102-nalogovaya-baza-dlya-zemelnogo-naloga-ponyatie-i-osobennosti-opredeleniya.html
    http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/nalogi/stoimost-i-raschet/nalogovaya-baza.html
    http://studopedia.ru/15_42420_zemelniy-nalog-ponyatie-ob-ekti-nalogoplatelshchiki-poryadok-ischisleniya-zemelnogo-naloga-nalogovaya-baza.html
    http://studbooks.net/1326709/finansy/opredelenie_nalogovoy_bazy
    http://online-buhuchet.ru/zemelnyj-nalog-base-stavka-plaelchik/
    http://online-buhuchet.ru/zemelnyj-nalog-base-stavka-plaelchik/
    http://buhguru.com/nalog-imushchestvo/pereras-zemel-naloga-pri-izmen-kadas-stoimo.html

    Бесплатная консультация юриста по телефону:

    Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

    СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

    Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

    Ссылка на основную публикацию