Правила составления уведомления о трудоустройстве бывшего госслужащего

Содержание

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Правила приема на работу бывшего госслужащего

Государственные служащие – это специалисты с высокой квалификацией. Связано это с повышенными требованиями, предъявляемыми при приеме на госслужбу. Этим объясняется охотный прием этих сотрудников на работу. Однако в отношении госслужащих применяется ряд правил и ограничений. О них должны знать работодатели.

Нормативные акты

В статье 64.1 ТК РФ указано, что при приеме лица в фирму работодатель должен поставить в известность об этом факте представителей государственного органа, в котором был занят служащий. Ряд ограничений накладывается и на самого сотрудника. Предостережения связаны с тем, что госслужащие могут располагать важными сведениями, полученными в ходе государственной работы.

Эта информация может считаться государственной тайной. То есть ее нельзя применять для коммерческих нужд на основании части 3 статьи 17 ФЗ от 27.07.2004 №79.

В части 1 статьи 64.1 ТК РФ приведены ограничения относительно трудоустройства в структуры, в которых госслужащие работали ранее. Сделать это можно исключительно при наличии одобрения комиссии. Комиссия проверяет наличие конфликта интересов и коррупционной составляющей. Если ничего подобного нет, предоставляется разрешение на трудоустройство. В части 1 статьи 17 ФЗ от 25.12.2008 №273 приведено еще одно ограничение.

В частности, госслужащий может быть принят на работу только в том случае, если его зарплата в компании будет составлять меньше 100 000 рублей. Если предполагается более высокая зарплата, для трудоустройства нужно получить одобрение комиссии. Особенности ее организации и порядок деятельности оговорены в Указе Президента от 01.07.2010 №821. Рассмотрим все акты, регулирующие устройство на работу бывшего госслужащего:

  • ТК РФ.
  • ФЗ о госслужбе.
  • ФЗ №273 от 25 декабря 2008 года.
  • Указ Президента №821 от 1 июля 2010 года.

В части 1 статьи 12 ФЗ №273 указано, что уведомлять государственный орган о трудоустройстве нужно в течение 2 лет после увольнения из структуры. Кроме того, нормативные акты устанавливают необходимость проверки трудовых или гражданско-правовых соглашений, на основании которых служащий будет работать в компании. Проверяются они на предмет наличия коррупционной составляющей.

Должности, в отношении которых действуют правила

Не все госслужащие имеют доступ к государственной тайне. Следовательно, ограничения действуют в отношении не всех соискателей. Перечень госслужащих оговорен в Указе Президента от 18.05.2009 №557. Рассмотрим его:

  • Руководство, представляющее исполнительную власть.
  • Военное руководство.
  • Административно-хозяйственные работники.
  • Сотрудники, занятые на организационно-распорядительной, контрольной работе.
  • Распорядители бюджетных средств.
  • Распорядители имущества.
  • Лица, занятые выдачей лицензии.
  • Распределители технических объектов.

Все эти госслужащие должны соблюдать установленные ограничения.

Особенности уведомления

При оформлении трудового соглашения с бывшим трудящимся, который работал в государственных органах менее 2 лет назад, нужно направить в эти органы уведомление в письменной форме. Отправляется оно именно в тот орган, в котором работал сотрудник. Уведомление нужно направить так, чтобы не допустить появления претензий. В частности, нельзя допустить, чтобы государственные структуры обвинили работодателя в отсутствии уведомления. Для этого нужно иметь документы, подтверждающие отправку и доставку.

К примеру, это может быть заказное письмо с уведомлением. Отправлять его нужно по точному адресу государственной структуры.

Уведомление отправлять нужно обязательно. Обусловлено это тем, что в течение 2 лет государственные структуры имеют право следить за деятельностью своих бывших сотрудников. Это оговорено в статье 12 ФЗ «О противодействии коррупции» №280. Аналогичная норма содержится в статье 64.1 ТК РФ. Однако работодатель может не отправлять уведомление в том случае, если служащий был занят на должностях, не включенных в этот список:

  • Содержащийся в Указе №557.
  • Установленный законом федеративного субъекта, в котором работал госслужащий.

Если у работодателя возникли сомнения в необходимости отправки уведомления, отправить сообщение все-таки рекомендуется. Это позволит не допустить применения штрафных санкций.

ВАЖНО! Уведомление нужно отправлять в течение 10 суток со дня подписания трудового соглашения.

У бывшего госслужащего также возникает ряд обязанностей. В частности, он должен уведомить работодателя о своей работе в государственных структурах в прошлом. Также он должен рассказать, на какой именно должности он работал. Письменного уведомления составлять не требуется. Вполне достаточно устного предупреждения. Связана эта особенность с тем, что все требуемые сведения и так содержатся в трудовой книжке.

Содержание уведомления

Установленного образца уведомления нет. Составляться оно может в свободной форме. Однако в нем четко и понятно должна быть изложена информация. В частности, в уведомлении должны содержаться эти сведения:

  • ФИО служащего.
  • Должность, которую работодатель занимал в государственном органе.
  • Наименование государственной структуры.
  • Сведения о распоряжении о приеме в компанию (номер, дата).
  • Дата заключения трудового соглашения.

Уведомление нужно распечатать на фирменном бланке. Если фирменного бланка нет, нужно проставить в правом верхнем углу штамп с реквизитами ЮЛ. На бумаге ставится подпись руководителя или уполномоченного лица. Бумагу следует направлять заказным письмом с уведомлением. Также не помешает сделать опись вложений, иначе государственная структура может обвинить фирму в том, что в конверте ничего не было. Квитанцию и полученное уведомление о получении письма рекомендуется хранить в течение 6 лет. Именно на протяжении этого периода документы могут запросить.

Ответственность за сокрытие информации

Если служащий скроет информацию, работодатель может уволить его при раскрытии правды. Соответствующее правило оказано в статье 84 ТК РФ. Увольнение производится на основании пункта 11 части 1 статьи 77 ТК РФ.

Если работодатель не отправил уведомление, он привлекается к административной ответственности в форме штрафа. Размеры штрафов согласно статье 19.29 КоАП РФ:

  • 20 000-50 000 рублей для ИП и должностных лиц.
  • 100 000-500 000 рублей для ЮЛ.

Ответственность может налагаться на протяжении 6 лет после оформления лица на работу. Если фирма уволила работника раньше этого срока, это не освобождает ее от штрафа. Работодатель может избежать санкций в том случае, если он докажет, что сокрытие информации было не по его вине. То есть нужно доказать, что сведения скрыл именно сотрудник. В качестве доказательств можно предъявить эти аргументы:

  • Сотрудник заявил, что трудовая книжка утеряна. В связи с этим была заведена новая книжка.
  • Сотрудник был занят на основании гражданско-правового соглашения.

В качестве доказательств работодатель должен предъявить документы.

К СВЕДЕНИЮ! Основная функция всех рассматриваемых предосторожностей – предупреждение коррупции и различных махинаций.

Правила составления уведомления о трудоустройстве бывшего госслужащего

В связи с объявлением войны коррупции в госструктурах законодательство пополняется новыми правовыми актами.

Так и в Трудовой кодекс внесена статья о том, что о приеме на работу бывших госслужащих работодатель обязан уведомлять о заключении трудового договора муниципалитет или госорган, где раньше работал претендент.

Случаи уведомления

На работодателя тоже распространяется такое требование, установленное статьёй 64.1 ТК. По норме статьи максимум через 10 дней после оформления на работу бывшего госслужащего новый работодатель обязан уведомить об этом прошлого нанимателя.

Как узнать о статусе претендента? Из трудовой книжки. Ведь по норме статьи 65 ТК её обязаны предъявлять все работники, имеющие трудовой стаж. Если книжка потеряна или испорчена, оформляется дубликат.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Но новый работодатель может и не узнать о статусе нового работника, если:

  • трудовая книжка не предоставлена;
  • в ней нет записи о госслужбе.

В этом случае ответственность за неуведомление о новом трудоустройстве лежит только на сотруднике.

Уведомление обязательно, если с момента сложения полномочий прошло не больше двух лет. Но если претендент, будучи госслужащим, тесно сотрудничал с фирмой, в которую устраивается,уведомление направляется только в том случае, если официальная зарплата его заявлена в размере не более 100 тысяч рублей. При большем окладе трудовой договор заключается только с разрешения специальной антикоррупционной комиссии.

Функция уведомления

При исполнении государственных обязанностей сотрудник мог быть связан с гостайной, которая охраняется законом. Поэтому должен быть исключён конфликт интересов при новом трудоустройстве.

Также учитывается, что бывший госслужащий может использовать свой статус на новой работе и пытаться воздействовать на бывших коллег. При получении уведомления госорган, в котором служил сотрудник, проверит направленность организации и возможную связь с прошлой деятельностью госслужащего.

Такие условия необходимо выполнить, чтобы исключить или свести к минимуму возможные коррупционные сделки. Неуведомление со стороны нового работодателя — это нарушение административной статьи № 19.29, по которой на фирму может быть наложен штраф до полумиллиона рублей.

Если же сотрудник не сообщит о своём трудоустройстве, его могут оштрафовать по той же статье на 4 тысячи, а если комиссия усмотрит коррупционные действия, бывшему госслужащему грозит возбуждение уголовного дела.

По сути уведомление — это предупреждение бывшего работодателя претендента о возможных последствиях его прошлой и настоящей деятельности с целью недопущения использования секретов государства или оставшихся связей.

Как оформить документ?

Постановлением №700 установлен алгоритм направления уведомления о трудоустройстве бывшего госслужащего. Из норм Постановления следует, что в госорган, в котором служил раньше претендент, новый работодатель обязан направить письмо. Никакой обязательной формы письма не разработано, но есть условие об обязательном включении некоторых сведений.

Оформляется уведомление на бланке фирмы кадровиком или другим специалистом, в чьи полномочия входит работа с кадровыми документами. Итак, в течение 10 дней с момента трудоустройства претендента нужно составить уведомление об этом, в котором обязательно указать:

  • ФИО бывшего госслужащего (если данные менялись, нужно прописать и прежние сведения);
  • число и место его рождения;
  • должность госслужащего, указанная в трудовой книжке;
  • полное и краткое название фирмы, в которую устраивается сотрудник;
  • реквизиты трудового договора (число, срок действия, постоянный или срочный);
  • должность и отдел по трудовому договору;
  • должностные функции (основные, без перечисления).

Письмо подписывает директор или другой управленец, уполномоченный доверенностью подписывать трудовые договоры. Подпись скрепляется печатью.

Можно ли штрафовать сотрудников — у нас полная информация на эту тему.

Поддельный больничный — это угроза уголовной ответственности! Как этого избежать и сохранить свою репутацию — узнайте по ссылке.

Как получить декретные мужу? Читайте об этом в нашей статье!

Нюансы оформления

Если бланка фирмы не существует, на письме ставится угловой штамп с указанием всех реквизитов компании.

Письмо можно заверить печатью отдела кадров, если кадровик имеет право подписи трудовых договоров.

Сотрудник уведомляет бывшего работодателя в такой же форме, но расписывается под письмом собственноручно. Для него срок уведомления не предусмотрен.

Письмо можно отправить заказным отправлением по почте или курьером.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Бывший госслужащий: трудности при приеме на работу

Прием на работу бывшего государственного (муниципального) служащего сопровождается определенными трудностями правового и организационного характера. Это обусловлено реализацией антикоррупционных мер, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ (далее – Закон № 273-ФЗ).

В соответствии со статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), пунктами 4, 5 статьи 12 Закона № 273-ФЗ работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

В новом номере разберем порядок уведомления, ответственность за невыполнение требований антикоррупционного законодательства, а также наиболее часто встречающиеся вопросы.

Минтруд разъяснил, что не все бывшие государственные (муниципальные) служащие обязаны сообщать предыдущему работодателю о трудоустройстве, а только те, которые указаны:

  • в разделе I или разделе II перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 (далее – Перечень);
  • в перечне должностей, определенном руководителем государственного органа в соответствии с разделом III Перечня;
  • в перечне должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и муниципальной службы, утвержденном руководителями органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (п. 4 Указа Президента РФ от 27.07.2010 № 925).

Указанные списки достаточно объемны и трудны для восприятия. Поэтому советуем узнать у сотрудника, в каком госоргане он работал, зайти на официальный сайт этого органа и в разделе, посвященном вопросам противодействия коррупции, можно узнать, относилась ли замещаемая должность к той, которая требует соблюдение особого порядка при приеме сотрудника на работу.

Таким образом, если новый сотрудник состоял на государственной либо муниципальной службе менее двух лет и должность, им замещаемая, была указана в Перечне, то работодатель должен уведомить соответствующий орган о заключении трудового договора.

Обязанность уведомить бывшего нанимателя возложена и на самого работника.

Помимо заключения трудового договора, возможно заключение гражданско-правового договора. При заключении гражданско-правового договора уведомление требуется в тех случаях, когда одновременно соблюдаются два условия:

  • договор предусматривает оказание гражданином услуг или выполнение работ для организации;
  • вознаграждение по этому договору превышает 100 000 рублей в месяц.

Уведомление

Правила сообщения работодателем о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим утверждены постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29(далее – Правила).

Согласно пункту 2 Правил работодатель обязан уведомить нанимателя на последнем месте работы бывшего служащего в письменной форме.

В соответствии с пунктом 3 Правил уведомление должно быть подготовлено на бланке организации, подписано руководителем или иным уполномоченным лицом, заверено печатью (при наличии).

Пункт 5 Правил предусматривает содержание такого уведомления:

  • фамилия, имя, отчество бывшего служащего;
  • дата и место его рождения;
  • наименование занимаемой должности по последнему месту работы в точном соответствии с указанным в трудовой книжке.

В случае заключения трудового договора указываются:

  • наименование организации-работодателя (полное и сокращенное);
  • дата и номер приказа о приеме на работу;
  • дата заключения трудового договора и срок его действия;
  • название должности по штатному расписанию, а также перечень должностных обязанностей по новому месту работы.

В случае заключения гражданско-правового договора указываются:

  • дата и номер гражданско-правового договора;
  • срок действия (сроки начала и окончания работ или оказания услуг);
  • предмет договора (с описание работы или услуги и ее результата);
  • размер вознаграждения по договору.

Уведомление направляется в адрес государственного (муниципального) органа, бывшего места работы сотрудника, в течение 10 дней с момента заключения договора.

Уведомление рассматривается комиссией по соблюдению требований к служебному поведению бывших госслужащих.

Важно! Дальнейшая работа нового сотрудника возможна только с согласия такой комиссии.

По итогам рассмотрения заявления служащего о даче согласия на работу в коммерческой (некоммерческой) структуре комиссия конкретного государственного органа принимает одно из двух решений:

  • дача согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации;
  • отказ в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации.

Решение комиссии оформляется соответствующим протоколом и является обязательным для коммерческих структур.

Копия протокола в трехдневный срок с момента проведения заседания комиссии предоставляется самому служащему и по решению комиссии может быть предоставлена новому работодателю.

Если комиссия отказала бывшему служащему в работе в данной должности, работодатель должен расторгнуть с ним трудовой договор и уволить в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 83 ТК РФ. Однако после увольнения тот же работодатель может принять его на работу на другую должность, работа по которой будет разрешена комиссией.

Согласно части 3 статьи 12 Закона № 273-ФЗ несоблюдение вышеперечисленных требований при трудоустройстве бывшего государственного или муниципального служащего может привести к прекращению трудового договора.

В случае неуведомления работником нового работодателя трудовой договор с ним должен быть расторгнут, а работник – уволен (абзац 5 части 1 статьи 84 ТК РФ). Увольнение производится по пункту 11 части 1 статьи 77 ТК РФ.

Ответственность за невыполнение обязанности уведомлять бывшего нанимателя

Под нарушением требований здесь понимается именно отсутствие уведомления бывшего нанимателя.

Как разъясняет Верховный Суд РФ в своем Постановлении от 28.11.2017 № 46, несоблюдение работодателем части 4 статьи 12 Закона № 273-ФЗ в отношении бывшего служащего образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного именно этой статьей КоАП РФ, причем независимо от того, входили ли в должностные обязанности служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор, а также вне зависимости от размера предусмотренной этим договором заработной платы

К административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ подлежат привлечению должностные лица организации, занимающие должность руководителя или уполномоченные на подписание трудового договора со стороны работодателя, в том числе и в тех случаях, когда обязанность по направлению соответствующего сообщения возложена на иное должностное лицо данной организации.

Санкция статьи предусматривается ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей; на должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц – от 100 000 до 500 000 рублей.

Вопросы уведомления бывшего нанимателя и административной ответственности

  • если работник не сообщил будущему работодателю о несении им ранее государственной или муниципальной службы, при этом указанные сведения отсутствовали в трудовой книжке, документах воинского учета, анкете, заполняемой гражданином при трудоустройстве, работодатель освобождается от административной ответственности;
  • обязанность направлять уведомления сохраняется в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы независимо от его последнего места работы и количества заключенных им за этот период трудовых договоров. Данная обязанность сохраняется в том числе при заключении трудового договора по совместительству;
  • если на момент заключения трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим государственный (муниципальный) орган, в котором данное лицо проходило службу, реорганизован или упразднен, сообщение следует направлять в орган, который осуществляет функции реорганизованного (упраздненного);
  • предусмотренный десятидневный срок для направления сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим нужно исчислять со дня, следующего за днем заключения договора с указанным лицом либо его фактического допущения к работе;
  • не является нарушением несообщение о переводе бывшего служащего на другую должность или на другую работу в пределах одной организации, а также о заключении с ним трудового договора о внутреннем совместительстве.

Бывший государственный служащий может оказаться отличным специалистом в какой-либо области, обладать знаниями, необходимыми для организации, поэтому несколько усложненный (по сравнению с «обычным») порядок приема на работу бывшего госслужащего не должен стать непреодолимым препятствием при получении высококвалифицированных кадров.

Правила приема на работу бывшего госслужащего

Государственные служащие – это специалисты с высокой квалификацией. Связано это с повышенными требованиями, предъявляемыми при приеме на госслужбу. Этим объясняется охотный прием этих сотрудников на работу. Однако в отношении госслужащих применяется ряд правил и ограничений. О них должны знать работодатели.

Нормативные акты

В статье 64.1 ТК РФ указано, что при приеме лица в фирму работодатель должен поставить в известность об этом факте представителей государственного органа, в котором был занят служащий. Ряд ограничений накладывается и на самого сотрудника. Предостережения связаны с тем, что госслужащие могут располагать важными сведениями, полученными в ходе государственной работы.

Эта информация может считаться государственной тайной. То есть ее нельзя применять для коммерческих нужд на основании части 3 статьи 17 ФЗ от 27.07.2004 №79.

В части 1 статьи 64.1 ТК РФ приведены ограничения относительно трудоустройства в структуры, в которых госслужащие работали ранее. Сделать это можно исключительно при наличии одобрения комиссии. Комиссия проверяет наличие конфликта интересов и коррупционной составляющей. Если ничего подобного нет, предоставляется разрешение на трудоустройство. В части 1 статьи 17 ФЗ от 25.12.2008 №273 приведено еще одно ограничение.

В частности, госслужащий может быть принят на работу только в том случае, если его зарплата в компании будет составлять меньше 100 000 рублей. Если предполагается более высокая зарплата, для трудоустройства нужно получить одобрение комиссии. Особенности ее организации и порядок деятельности оговорены в Указе Президента от 01.07.2010 №821. Рассмотрим все акты, регулирующие устройство на работу бывшего госслужащего:

  • ТК РФ.
  • ФЗ о госслужбе.
  • ФЗ №273 от 25 декабря 2008 года.
  • Указ Президента №821 от 1 июля 2010 года.

В части 1 статьи 12 ФЗ №273 указано, что уведомлять государственный орган о трудоустройстве нужно в течение 2 лет после увольнения из структуры. Кроме того, нормативные акты устанавливают необходимость проверки трудовых или гражданско-правовых соглашений, на основании которых служащий будет работать в компании. Проверяются они на предмет наличия коррупционной составляющей.

Должности, в отношении которых действуют правила

Не все госслужащие имеют доступ к государственной тайне. Следовательно, ограничения действуют в отношении не всех соискателей. Перечень госслужащих оговорен в Указе Президента от 18.05.2009 №557. Рассмотрим его:

  • Руководство, представляющее исполнительную власть.
  • Военное руководство.
  • Административно-хозяйственные работники.
  • Сотрудники, занятые на организационно-распорядительной, контрольной работе.
  • Распорядители бюджетных средств.
  • Распорядители имущества.
  • Лица, занятые выдачей лицензии.
  • Распределители технических объектов.

Все эти госслужащие должны соблюдать установленные ограничения.

Особенности уведомления

При оформлении трудового соглашения с бывшим трудящимся, который работал в государственных органах менее 2 лет назад, нужно направить в эти органы уведомление в письменной форме. Отправляется оно именно в тот орган, в котором работал сотрудник. Уведомление нужно направить так, чтобы не допустить появления претензий. В частности, нельзя допустить, чтобы государственные структуры обвинили работодателя в отсутствии уведомления. Для этого нужно иметь документы, подтверждающие отправку и доставку.

К примеру, это может быть заказное письмо с уведомлением. Отправлять его нужно по точному адресу государственной структуры.

Уведомление отправлять нужно обязательно. Обусловлено это тем, что в течение 2 лет государственные структуры имеют право следить за деятельностью своих бывших сотрудников. Это оговорено в статье 12 ФЗ «О противодействии коррупции» №280. Аналогичная норма содержится в статье 64.1 ТК РФ. Однако работодатель может не отправлять уведомление в том случае, если служащий был занят на должностях, не включенных в этот список:

  • Содержащийся в Указе №557.
  • Установленный законом федеративного субъекта, в котором работал госслужащий.

Если у работодателя возникли сомнения в необходимости отправки уведомления, отправить сообщение все-таки рекомендуется. Это позволит не допустить применения штрафных санкций.

ВАЖНО! Уведомление нужно отправлять в течение 10 суток со дня подписания трудового соглашения.

У бывшего госслужащего также возникает ряд обязанностей. В частности, он должен уведомить работодателя о своей работе в государственных структурах в прошлом. Также он должен рассказать, на какой именно должности он работал. Письменного уведомления составлять не требуется. Вполне достаточно устного предупреждения. Связана эта особенность с тем, что все требуемые сведения и так содержатся в трудовой книжке.

Содержание уведомления

Установленного образца уведомления нет. Составляться оно может в свободной форме. Однако в нем четко и понятно должна быть изложена информация. В частности, в уведомлении должны содержаться эти сведения:

  • ФИО служащего.
  • Должность, которую работодатель занимал в государственном органе.
  • Наименование государственной структуры.
  • Сведения о распоряжении о приеме в компанию (номер, дата).
  • Дата заключения трудового соглашения.

Уведомление нужно распечатать на фирменном бланке. Если фирменного бланка нет, нужно проставить в правом верхнем углу штамп с реквизитами ЮЛ. На бумаге ставится подпись руководителя или уполномоченного лица. Бумагу следует направлять заказным письмом с уведомлением. Также не помешает сделать опись вложений, иначе государственная структура может обвинить фирму в том, что в конверте ничего не было. Квитанцию и полученное уведомление о получении письма рекомендуется хранить в течение 6 лет. Именно на протяжении этого периода документы могут запросить.

Ответственность за сокрытие информации

Если служащий скроет информацию, работодатель может уволить его при раскрытии правды. Соответствующее правило оказано в статье 84 ТК РФ. Увольнение производится на основании пункта 11 части 1 статьи 77 ТК РФ.

Если работодатель не отправил уведомление, он привлекается к административной ответственности в форме штрафа. Размеры штрафов согласно статье 19.29 КоАП РФ:

  • 20 000-50 000 рублей для ИП и должностных лиц.
  • 100 000-500 000 рублей для ЮЛ.

Ответственность может налагаться на протяжении 6 лет после оформления лица на работу. Если фирма уволила работника раньше этого срока, это не освобождает ее от штрафа. Работодатель может избежать санкций в том случае, если он докажет, что сокрытие информации было не по его вине. То есть нужно доказать, что сведения скрыл именно сотрудник. В качестве доказательств можно предъявить эти аргументы:

  • Сотрудник заявил, что трудовая книжка утеряна. В связи с этим была заведена новая книжка.
  • Сотрудник был занят на основании гражданско-правового соглашения.

В качестве доказательств работодатель должен предъявить документы.

К СВЕДЕНИЮ! Основная функция всех рассматриваемых предосторожностей – предупреждение коррупции и различных махинаций.

Минтруд напомнил об особенностях трудоустройства бывших чиновников

Что делать бывшему госслужащему?

Согласно закону о противодействии коррупции, в определенных случаях для трудоустройства лица, которое ранее занимало должность государственной или муниципальной службы, нужно согласие специальной комиссии – по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Поэтому если бывший высокопоставленный чиновник нашел себе новую работу, в том числе, по совместительству, он обязан обратиться в одну из таких комиссий (на федеральном или региональном уровне). Разрешение комиссии также понадобится, если планируется заключить договор гражданско-правового характера стоимостью более 100 тысяч рублей в месяц.

Подробнее, как проходят заседания, сколько они длятся, как принимаются решения, желающие могут почитать в Указе Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821. Но в большей степени работодателя эти все процедуры не касаются. Ему важно, чтобы работник вовремя уведомил о прежней государственной или муниципальной службе. В противном случае трудовой договор или договор ГПХ придется аннулировать.

Что должен сделать будущий работодатель?

Правила для организаций, которые готовы принять на работу бывшего госслужащего, прописаны в:

  • Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • Постановлении Правительства РФ от 21.01.2015 N 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации»;
  • а теперь еще в Методических рекомендациях Минтруда по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией.

Исходя из этих документов, предлагаем пошаговую инструкцию, как действовать будущему работодателю.

  1. Уточнить, нужно ли на трудоустройство разрешение специальной комиссии. Сделать это необходимо следующим образом:
    • Проверить, какую должность на государственной или муниципальной службе занимал будущий работник. Это можно сделать с помощью данных из трудовой книжки.
    • Определить, распространяются ли ограничения по трудоустройству на нового работника, исходя из норм Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. N 925 и Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557. Если должность там указана, не стоит оформлять трудовые отношения с гражданином до тех пор, пока он не получит согласие специальной комиссии.
    • Выяснить, входили ли в обязанности будущего работника функции государственного, муниципального (административного) управления организацией. К таковым относятся полномочия по приему обязательных для исполнения решений по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, а также полномочия по подготовке проектов таких решений. Если входили, не заключать никакой договор о сотрудничестве, пока не будет получено официальное разрешение от специальной комиссии.
  2. Дождавшись разрешения, заключить договор с новым сотрудником.
  3. Уведомить бывшего работодателя о трудоустройстве гражданина либо заключении с ним договора ГПХ. Это делается в течение 10 дней со дня заключения договора в следующих случаях:
    • Если было получено соответствующее разрешение из комиссии;
    • Если с момента увольнения гражданина прошло менее двух лет;
    • Если оплата по договору ГПХ превышает 100 тысяч рублей в месяц.
  4. Согласно постановлению правительства № 29 и рекомендациям Минтруда, такое уведомление оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя либо гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (при наличии). В информационном сообщении обязательно должны быть следующие данные:
    • фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина. Если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние;
    • число, месяц, год и место рождения гражданина;
    • должность государственной (муниципальной) службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной (муниципальной) службы, по сведениям, содержащимся в трудовой книжке;
    • полное и сокращенное (при наличии) наименование организации-нового работодателя;
    • дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;
    • дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен. Указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, – срок его действия (дата и номер гражданско-правового договора, его срок, в том числе сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг);
    • наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии);
    • должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином. Указываются основные направления поручаемой работы (предмет гражданско-правового договора с кратким описанием работы (услуги) и ее результата, а также стоимости работ в рублях в течение месяца).
    • Если работодатель и последнее место работы отличаются, необходимо уведомлять и одного, и другого, рекомендует Минтруд. Такие ситуации возможны в отношении руководителей территориальных органов федеральных служб или агентств, находящихся в ведении федерального министерства: решение о назначении на должность принимает министр, а служебный контракт заключается с руководителем федеральной службы или агентства.

    Важно не ошибиться и при уведомлении бывшего работодателя в случае ликвидации/реорганизации государственного или муниципального органа. Пока работает ликвидационная комиссия, уведомления надо отправлять непосредственно в упраздняемый государственный/муниципальный орган, сказано в письме Минтруда от 1 июля 2016 г. N 18-2/В-421. После завершения работы ликвидационной комиссии сведения следует направлять в орган, который является правопреемником упраздненного. Если таковых несколько (как, например, было при упразднении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, когда функции были переданы Федеральному казначейству, Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе), то уведомление надо направить в тот орган, которому были переданы функции, на реализацию которых было направлено исполнение госслужащим своих должностных обязанностей по ранее замещаемой должности.

  5. Сохранить документы, подтверждающие отправку уведомления. Обязательно письмо надо зарегистрировать в журнале исходящей корреспонденции, затем можно сохранить квитанцию об отправке заказного письма с уведомлением либо вручить лично под подпись. Как именно отправить информацию, работодатель выбирает самостоятельно. Главное – чтобы обязанность по уведомлению была исполнена, поскольку за несоблюдение этого требования предусмотрено наказание.

Образец уведомления

Какие обязанности у бывшего работодателя?

В целом у государственного или муниципального органа, в котором раньше трудился гражданин, не так уж и много обязанностей. Если работник, занимавший должность, которая входит в список из Указа Президента № 557, уволился, и спустя 6 месяцев не сообщил о новом месте работы, бывший работодатель обязан обратиться в прокуратуру. Уже правоохранительные органы будут разбираться, чем занимается экс-чиновник.

Еще одна обязанность – реагировать на заявления бывших сотрудников о новом месте работы или заказчике, если планируется заключить договор ГПХ. В таком случае проверяется, нужно ли созывать специальную комиссию и давать разрешение на работу. Как правило, этим занимаются уже не кадровые работники, а администрация и секретариат государственного или муниципального органа.

Почему рекомендации обязательны для исполнения

Отметим, что Методические рекомендации Минтруда в основном повторяют требования закона о противодействии коррупции и Постановления правительства №29. Как говорят сами чиновники, они были выпущены для формирования единообразного подхода выполнения законодательства.

Проректор РАНХиГС Дмитрий Буташин подчеркивает, что российский Минтруд не придумал ничего особенного: подобная практика информирования о трудоустройстве бывших государственных управленцев предусмотрена во многих странах. В России она тоже действует давно, но сейчас контроль ужесточается.

По данным Минтруда, ограничения на трудоустройство фактически затрагивают не так уж много чиновников – порядка 10 тысяч человек по всей стране. Это только те лица, на трудоустройство которых потребуется получить согласие спецкомиссии. Всего же, согласно официальной статистике, в федеральных государственных органах трудится 38 тысяч человек, а в регионах – еще 685 тысяч служащих. Конечно, не о каждом, но о большинстве из них власть хочет четко знать, кто и чем занимается.

Для тех предпринимателей, кто откажется сотрудничать, предусмотрена административная ответственность. В частности, согласно статье 19.29 КоАП РФ за привлечение к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора действующего или бывшего государственного или муниципального служащего с нарушением требований закона о противодействии коррупции и статьи 64.1 ТК РФ штраф:

  • для граждан составляет от 2 до 4 тысяч руб.;
  • для должностных лиц – от 20 до 50 тысяч руб. (в данном случае необходимо будет доказать, что конкретный работник является лицом, на которого законом возложена обязанность по сообщению о заключении трудового договора с бывшими государственными или муниципальными служащими);
  • для организаций – от 100 до 500 тысяч руб.

Наказать могут за неуведомление о заключении трудового договора или договора ГПХ, а также за нарушение срока направления соответствующей информации. Кроме того, привлечь к ответственности могут за заключение соглашения о сотрудничестве без согласия специальной комиссии.

При этом важно помнить, что Верховный суд РФ запретил признавать виновным работодателя, который не знал о замещении гражданином в течение двух последних лет должности на государственной или муниципальной службе. В Обзоре судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.29 КоАП РФ, утвержденном Президиумом ВС РФ от 30.11.2016, сказано, что такие сведения работодатель получает из трудовой книжки. Если соответствующих записей нет, значит, сведений у него не было и наказывать его за нарушение закона нельзя.

Еще один важный момент. Согласно тому же Обзору, если бывший госслужащий трудоустраивается в учреждение, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы, то у нового работодателя не возникает обязанности информировать о сотрудничестве с бывшим государственным или муниципальным служащим. По мнению судей, такое трудоустройство или заключение договора ГПХ «не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой должностью на государственной (муниципальной) службе».

Как расторгнуть трудовой договор?

Если по каким-то причинам организации придется расторгнуть трудовой договор, важно правильно оформить соответствующую запись в трудовой книжке. На каком именно основании расторгать договор? Один из вариантов – на основании пп. 11 ч. 1 статьи 77 ТК РФ – «нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы».

Пример заполнения

Если, по разным причинам, после заключения трудового договора появилось уведомление спецкомиссии о несогласии на работу, кадровик должен вписать в качестве основания для расторжения трудового договора абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ – «заключение трудового договора в нарушение установленных Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности».

Уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего

uvedomlenie.jpg

Похожие публикации

О введении закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», казалось бы, слышали все. Но некоторые работодатели даже не догадываются, что он возлагает на них определенные обязанности при приеме на работу бывшего служащего госструктур и, кроме того, предусматривает серьезный штраф за несоблюдение данного требования. Рассмотрим, в чем заключаются особенности приема на работу бывшего госслужащего, и какие санкции могут последовать за нарушения в этой области.

Порядок приема на работу бывшего госслужащего

Бывший госслужащий при устройстве на работу должен предупредить работодателя о последнем месте своей службы. Эти же сведения должны быть отражены и в его трудовой книжке. Речь идет о сотрудниках, замещавших должности, перечисленные в Указе Президента РФ от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей…».

Если с момента увольнения прошло более 2 лет, то работодатель принимает такого сотрудника в обычном порядке, предусмотренном ТК РФ. В противном случае работодатель дополнительно обязан направить уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего по адресу его последнего места службы (ст. 12 закона № 273-ФЗ; ст. 64.1 ТК РФ). Такое уведомление должно быть отправлено и в случае приема сотрудника на работу по совместительству, а также при заключении с ним гражданско-правового договора (ГПХ). Уведомление о приеме на работу по ГПХ-договору бывшего госслужащего следует направлять, когда сумма оплаты его труда в месяц превышает 100 тыс. руб.

Уведомить госструктуру – бывшее место службы работника – необходимо в течение 10 дней с момента подписания договора. Настолько короткий срок может стать причиной возникновения проблем, если нужно уточнить информацию о сотруднике, т.к. запросы по предыдущему месту работы могут занять намного больше времени.

Если сотрудник принимается на работу по договору ГПХ с оплатой от 100 тыс. руб., не сообщая о своем прежнем месте работы, то работодателю желательно запросить у него копию трудовой книжки, чтобы быть уверенным в том, что закон не будет нарушен.

Перечень должностей при приеме на работу бывшего госслужащего

В перечень Указа № 557 включены должности федеральной государственной гражданской службы: заместители министра, начальники, руководители подразделений и их заместители органов МВД, МЧС, Минобороны РФ, Фельдъегерской службы РФ, Службы внешней разведки РФ, ФСБ РФ, Росгвардии РФ, ФСО РФ, ФСИН РФ, Службы специальных проектов, Таможенной службы, Прокуратуры РФ, Следственного комитета. С перечнем нужно работать очень внимательно: некоторые должности совпадают с теми, которые прописаны в Указе, а часть не указана дословно, но перечислена в пункте «другие», где могут быть обобщены сразу несколько должностей.

Если на работу принимают бывшего руководителя подразделения одной из перечисленных служб, то в этом случае все понятно. Сложнее с разделом III Указа № 557, в котором говорится о других должностях, связанных с коррупционными рисками без отнесения к конкретным госструктурам. В этом случае следует пользоваться нормативными документами соответствующих ведомств, принятых на основании Указа № 557.

Например, компания принимает на работу бывшего сотрудника городской инспекции ФНС, занимавшего должность «государственный налоговый инспектор». В этом случае нужно обратиться к приказу ФНС РФ от 25.09.2017 № ММВ-7-4/754@, утвердившему перечень должностей, связанных с коррупционными рисками. Т.к. данная должность включена в ведомственный перечень, то сообщение о приеме на работу такого сотрудника направлять нужно.

А вот сотрудники внебюджетных фондов госслужащими не являются, хотя на них и накладываются отдельные ограничения в соответствии с постановлением Правительства от 05.07.2013 № 568. Но этот документ ничего не говорит об обязанности работодателя информировать о приеме на работу таких лиц, поэтому в данном случае закон № 273-ФЗ не применяется.

Также не признаются госслужащими сотрудники учебных заведений (в т.ч. руководители – директора школ, ректоры вузов и т.п.). Исключением являются только руководители ведомственных учебных заведений, должности которых перечислены в Указе № 557.

Поскольку ведомственных перечней существует множество, работодателю зачастую лучше перестраховаться и сообщить о приеме бывшего работника любой госструктуры, даже если однозначного требования о таком уведомлении в нормативных актах не найдено.

Образец уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего

Согласно постановлению Правительства РФ от 21.01.2015 № 29, уведомление должно содержать следующие обязательные сведения:

  1. Персональные данные сотрудника:
  • ФИО (с указанием всех прошлых ФИО, если такие были),
  • дата и место рождения полностью;
  1. Последняя занимаемая должность на государственной службе (в соответствии с записью в трудовой книжке, если таковая имеется);
  2. Полное и краткое название юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  3. Полные реквизиты приказа, распоряжения или иного решения работодателя, согласно которому сотрудник приступил к исполнению обязанностей;
  4. Реквизиты трудового договора и вид договора – срочный (с указанием срока действия и условий заключения) или бессрочный;
  5. Полное название должности, на которую принят сотрудник и название отдела;
  6. Должностные обязанности сотрудника, которые он будет выполнять в соответствие с должностной инструкцией.

Уведомление лучше всего оформить на фирменном бланке организации, заверить подписью ответственного лица и печатью. Отправлять нужно с описью вложения и уведомлением о получении – эти незначительные почтовые расходы помогут в случае спорных ситуаций подтвердить факт отправки уведомления.

Несообщение о приеме на работу бывшего госслужащего

Неуведомление о приеме на работу бывшего госслужащего является административным правонарушением и наказывается штрафом по ст. 19.29 КоАП. Сумма штрафа составляет от 20 до 50 т. р. на должностное лицо и от 100 т. р. до 500 т. р. на юридическое лицо. Если нарушителем является индивидуальный предприниматель, то он несет ответственность, как должностное лицо.

По сложившейся судебной практике, если организация признает свою вину, то к ней обычно применяется минимальный штраф (как на должностное лицо). Более крупные штрафы налагаются, если виновное лицо пытается необоснованно оспорить факт нарушения или выясняются дополнительные отягчающие обстоятельства (например, подделка документов).

Директор ООО «Х» С. принял на работу К., специалиста инспекции ФНС РФ. Уведомление было направлено с нарушением сроков. С. признал свою вину и пояснил, что причиной нарушения было его незнание о 10-дневном сроке. Мировой судья г. Нижнекамска назначил С. наказание в виде штрафа по ст. 19.29 КоАП РФ в размере 20 тыс. руб.

Уйти от наказания достаточно сложно, процедура уже отработана и является достаточно простой. Прокуратура получает данные обо всех уволенных и уволившихся из госучреждений, и отслеживает в течение 2 лет данные по ним из Пенсионного фонда и налоговой инспекции. Любая информация является поводом для запроса и проверки. Далее остается только уточнить – было ли в 10-дневный срок отослано уведомление.

Правда, при наличии определенных условий, штрафа все-таки можно попробовать избежать. Если работодатель докажет тот факт, что сотрудник не предоставил вовремя трудовую книжку, и не сообщил о прежнем месте работы, что повлекло за собой правонарушение, санкции могут применяться уже к сотруднику – он будет уволен по ст. 84 ТК РФ.

ООО заключило трудовой договор с А., бывшим ревизором территориального управления Росфиннадзора, приняв ее на должность главного бухгалтера. Соответствующее уведомление в 10-дневный срок направлено не было. Однако в ходе разбирательства суд выяснил, что А. не сообщила работодателю сведения о предыдущем месте работы и не предоставила трудовую книжку вследствие ее утраты. На основании этого производство по делу в отношении ООО было прекращено из-за отсутствия его вины (по материалам Пензенского областного суда).

Также достаточно часты ситуации, когда в трудовой книжке содержится запись о последнем месте службы, но должность не указана. В таком случае работодатель не имеет возможности выполнить требования закона. Как правило, прокуратура требует уволить сотрудника и предъявить приказ о его увольнении. Но это абсолютно не мешает работодателю принять бывшего госслужащего вновь и выполнить все требования закона, направив уведомление о приеме на работу.

Вывод

Закон предусматривает серьезные штрафные санкции за несообщение о приеме на работу бывшего госслужащего. Принимая во внимание все «подводные камни», которые могут обнаружиться в ходе выяснения – нужно ли уведомлять о приеме на работу бывшего госслужащего или нет, многие считают, что лучше «на всякий случай» направлять уведомления о приеме каждого такого работника.

Правила составления уведомления о трудоустройстве бывшего госслужащего

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Правила составления уведомления о трудоустройстве бывшего госслужащего». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

По сути уведомление — это предупреждение бывшего работодателя претендента о возможных последствиях его прошлой и настоящей деятельности с целью недопущения использования секретов государства или оставшихся связей.

После увольнения российского гражданина с муниципальной либо государственной службы органы прокуратуры в течение двух лет следят за его дальнейшей судьбой.

Согласно нормативным актам работодатель вправе не уведомлять об оформлении на работу бывшего служащего, занимавшего перед увольнением должность, которая не входит в перечень:

Как оформляется прием на работу бывших госслужащих

Так как на федеральном уровне закреплена обязанность сообщать о трудоустройстве бывшего государственного служащего, то нарушение её может привести к административной и даже уголовной ответственности.

Так, граждане РФ, отказывающиеся уведомлять о своём новом трудоустройстве предыдущего работодателя, могут привлечься в уголовной ответственности, если в их действиях специальная комиссия увидит коррупционную подоплёку.

Кроме того, если уведомление отсутствует, то заключённый с сотрудником трудовой договор должен быть прекращён. В качестве наказания предусматривается также штраф, варьирующийся от двух до четырёх тысяч рублей при трудоустройстве бывшего госслужащего.

А вот по отношению к работодателю в случае нарушения установленных норм принимаются гораздо более серьёзные меры. Размер штрафа напрямую обусловливается формой собственности организации, поэтому, невзирая на то, крупное ли это предприятие или индивидуальный предприниматель, нормы закона для всех одни и те же, и исполнять их нужно в любом случае.

Согласно нормативам антикоррупционного законодательства, за трудовой деятельностью любого госслужащего всегда очень тщательно следят органы прокуратуры: и в период работы, и после увольнения на протяжении двух лет.

Они имеют право проверки любых учреждений на базе отчётов, подающихся ими о заплаченных налогах и вновь принятых должностных лицах. Скрыть приём госслужащего в организацию точно не получится, поэтому рекомендуется уведомлять нужные структуры в определённые сроки. Ответственность бывшего госслужащего очень серьезная.

Если служащий скроет информацию, работодатель может уволить его при раскрытии правды. Соответствующее правило оказано в статье 84 ТК РФ. Увольнение производится на основании пункта 11 части 1 статьи 77 ТК РФ.

Если работодатель не отправил уведомление, он привлекается к административной ответственности в форме штрафа. Размеры штрафов согласно статье 19.29 КоАП РФ:

  • 20 000-50 000 рублей для ИП и должностных лиц.
  • 100 000-500 000 рублей для ЮЛ.

Согласно Федеральному закону от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – ФЗ «О противодействии коррупции») принятие на работу бывшего госслужащего – не такая простая процедура, как может показаться, а за ее нарушение работодателя можно привлечь к административной ответственности и оштрафовать.

Работодатель, в соответствии со статьей 64.1 ТК РФ, обязан сообщить о факте принятия на работу уволенного государственного (муниципального) служащего, должность которого фигурирует в соответствующем Перечне (утвержденном Указом Президента РФ от 18.05.09г. № 557), по предыдущему месту его службы.

Доказательством является факт непредоставления работником трудовой книжки, что допустимо в двух случаях:

  1. работник сослался на ее утрату;
  2. бывший госслужащий работал по гражданско-правовому договору.

Письмо оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем либо уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя. Подпись работодателя заверяется печатью организации (печатью кадровой службы).

Работодателя, не направившего письменное сообщение о приеме на работу бывшего госслужащего, закон позволяет привлечь к административной ответственности в течение полных шести лет с момента оформления трудовых отношений. Увольнение работника раньше этого срока от ответственности работодателя не освобождает.

На федеральном уровне закреплено, что вся информация, которую получал или продолжает получать человек, ранее занимавший госдолжность, приравнивается к государственной тайне. Данное право предотвращает вероятность раскрытия информации и использования ее.

Если с бывшим госслужащим заключается не трудовой, а гражданско-правовой договор, то потребуется направление уведомления в следующих случаях:

  • размер вознаграждения за выполняемые работы составляет более 100 000 руб. в месяц;
  • стоимость работ более 100 000 руб., и задачи должны быть выполнены в короткие сроки — менее одного месяца.

Ответственность может налагаться на протяжении 6 лет после оформления лица на работу. Если фирма уволила работника раньше этого срока, это не освобождает ее от штрафа. Работодатель может избежать санкций в том случае, если он докажет, что сокрытие информации было не по его вине.

При этом, руководитель должен знать, что его новый сотрудник работал в госсруктурах, а после этого отправить уведомление. Эта форма является стандартной и имеет обязательные графы для заполнения.

Причин, по которым было введено обязательное уведомление, достаточно много. Во время несения службы в органах госвласти и после этого, человек получает доступ к множеству данных.

Срок давности, в течение которого может быть применено наказание исчисляется шестью годами. Многие руководители задаются вопросом, зачем необходимо исполнять данное требование и почему именно к бывшим госслужащим такое пристальное внимание.

Совершение ошибок при оформлении этой категории специалистов повлечет за собой наложение штрафных санкций.

Если письмо отправляется почтой, то датой исполнения обязательства считается дата отправки по почтовому штемпелю.

Данное обязательство закреплено в ст.64.1 ТК РФ и ст.12 ФЗ №273. Стоит учесть, что уведомление отправляется даже, если бывший госслужащий ранее уже был трудоустроен.

Кроме того, нормативные акты устанавливают необходимость проверки трудовых или гражданско-правовых соглашений, на основании которых служащий будет работать в компании.

На законодательном уровне закреплен перечень должностей, для которых необходимо составление уведомления. Руководитель может убедиться в наличии необходимости отправки документа на старое место работы сотрудника.

Соответственно, никаких сложностей в большинстве ситуаций, связанных с приемом на работу бывших госслужащих, нет. Уведомление носит информирующий характер и не предполагает возможности отказа в трудоустройстве лицу, ранее работавшему на госслужбе. Однако кто же является госслужащим в контексте означенных нормативов? К таковым относятся:

  • Государственные служащие всех федеральных исполнительных органов, аппарата Президента РФ и Министерств, Совета Федерации, судебной системы.
  • Муниципальные служащие, служащие структур субъектов РФ или отдельных муниципалитетов.

Порядок проведения информирования по последнему месту трудоустройства отдельных категорий бывших государственных (муниципальных) служащих (см. выше) определен правительственным Постановлением от 21.01.15г. № 29. Этим документом утвержден перечень сведений, которые обязательно необходимо включить в направляемое уведомление о приеме на работу госслужащего. К ним относятся:

  1. ФИО;
  2. дата и место рождения;
  3. сведения из трудовой книжки о должности на предыдущем месте государственной или муниципальной службы;
  4. полное наименование предприятия;
  5. реквизиты приказа о принятии;
  6. дата подписания трудового контракта и срок его действия;
  7. название новой должности;
  8. должностные обязанности.

Форма уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего четко не определена, но однозначно оно должно быть оформлено на бланке организации и скреплено подписью руководителя. Подпись работодателя должна быть заверена печатью организации или кадрового подразделения.

Работодатель, заключивший договор ГПХ, может не знать о наличии в трудовом стаже должности госслужащего. При заключении ГПХ трудовая книжка не предоставляется. Работник должен проявить инициативу по информированию работодателя. В случае отсутствия сведений работодатель освобождается от ответственности.

Порядок привлечения к административной ответственности работодателей, которые нарушают закон при оформлении трудоустройства бывших госслужащих, четко регламентирован и довольно широко применяется на практике. В связи с этим обстоятельством, важно усвоить правильный алгоритм оформления документов, касающихся данной категории граждан, и строго придерживаться его.

Требования трудового законодательства и антикоррупционных нормативных актов о соблюдении определенного порядка приема бывшего госслужащего на работу зачастую не соблюдаются работодателями не умышленно, а в силу недостаточности информации относительно данного порядка. Между тем следовать этому несложно, а ответственность за нарушения достаточно серьезна, штрафные санкции высоки…

Учитывая постоянную миграцию кадров из одной организации в другую, ни один работодатель не застрахован от совершения нечаянных ошибок, которые могут привести к значительным административным штрафам. Наш ликбез поможет этого избежать.

Подпись в обязательном порядке должна быть заверена печатью организации, или, если такое разрешается внутренними нормативно-правовыми актами компании, службы по управлению персоналом.

О том, как составить уведомление работодателя о приеме на работу госслужащего я расскажу в своей статье, а также, затрону вопрос, касающийся того, кто входит в перечень должностей госслужащих, о которых надо сообщить.

Или новый работник раньше был сотрудником налоговой и проверял предприятие. В первые два года после увольнения, госработник обязан получить согласие специального комиссионного органа.

Информация, предоставляемая бывшему работодателю сотрудника

Стоит сказать, что уведомлять учреждение необходимо даже в том случае, если компания-работодатель является первой, после увольнения гражданина с госслужбы. Обращаться в конфликтную комиссию руководство фирмы не обязано, но лучше уточнить у нового работника, может ли возникнуть конфликт интересов.

Способ направления сообщения не определен, поэтому работодатель вправе определить его самостоятельно. Минтруд России рекомендует направлять такое сообщение по почте заказным письмом с уведомлением либо доставлять непосредственно в государственный (муниципальный) орган. Это позволит работодателю подтвердить, что сообщение им направлено (п. 58 Методических рекомендаций).

  • для должностных лиц, а также индивидуальных предпринимателей – от 20 тыс. до 50 тыс. рублей;
  • для юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.

При исполнении государственных обязанностей сотрудник мог быть связан с гостайной, которая охраняется законом. Поэтому должен быть исключён конфликт интересов при новом трудоустройстве.

Нарушения в этой сфере принесут серьёзные последствия для обеих сторон, подписавших контракт без отправки уведомления.

Несмотря на столь прозрачное и точное правовое регулирование вопросов приема на работу бывших госслужащих, в некоторых случаях могут иметь место и дополнительные нюансы или особенности их трудоустройства. В частности, такой сотрудник может не предъявить трудовую книжку, сославшись на её отсутствие, и не сообщать работодателю о факте нахождения на госслужбе ранее.

Форма, по которой необходимо создать уведомление, не стандартизирована, и работодатель может выбрать свой способ подачи информации о новом сотруднике своей организации. При этом необходимо составить уведомление на бланке предприятия.
Инспектор В., являющийся госслужащим сферы земельных отношений, получил предложение от коммерческой структуры ООО «Азимут» о совместительстве. Должность требовала использования знаний по основной работе лица.

Как узнать о статусе претендента? Из трудовой книжки. Ведь по норме статьи 65 ТК её обязаны предъявлять все работники, имеющие трудовой стаж. Если книжка потеряна или испорчена, оформляется дубликат.

Уведомление обязательно, если с момента сложения полномочий прошло не больше двух лет. Но если претендент, будучи госслужащим, тесно сотрудничал с фирмой, в которую устраивается,уведомление направляется только в том случае, если официальная зарплата его заявлена в размере не более 100 тысяч рублей.

Для работодателя согласно ч. 5 ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции» неисполнение обязанности об уведомлении предыдущего работодателя госслужащего о приеме последнего на работу признается правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Те же требования установлены и статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – ФЗ «О противодействии коррупции»).

Руководителю следует помнить, что за несоблюдение требований трудового законодательства, предусматривающего определенный порядок заключения трудовых соглашений с бывшими служащими, предусмотрена достаточно серьезная административная ответственность.

Также учитывается, что бывший госслужащий может использовать свой статус на новой работе и пытаться воздействовать на бывших коллег. При получении уведомления госорган, в котором служил сотрудник, проверит направленность организации и возможную связь с прошлой деятельностью госслужащего.
N 557; перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, утвержденные руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 925).

Источники:
http://zakonguru.com/trudovoe/trudoustrojstvo/priyom/uvedomlenie-o-prieme-na-rabotu-byvshego-gossluzhashhego-obrazec.html
http://www.klerk.ru/buh/articles/479844/
http://assistentus.ru/sotrudniki/priema-byvshego-gossluzhashchego/
http://clubtk.ru/mintrud-napomnil-ob-osobennostyakh-trudoustroystva-byvshikh-chinovnikov
http://spmag.ru/articles/uvedomlenie-o-prieme-na-rabotu-byvshego-gossluzhashchego
http://si-an.ru/shtrafy/15539-pravila-sostavleniya-uvedomleniya-o-trudoustroystve-byvshego-gossluzhashhego.html
http://assistentus.ru/sotrudniki/priem-na-rabotu-bez-voennogo-bileta/

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию