Обзор ФЗ-294 о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Обзор ФЗ-294 о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Надзор за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется на двух уровнях – государственном и муниципальном. Деятельность государственных органов контроля определяется распоряжениями правительства Российской Федерации, а деятельность муниципальных органов контроля – руководством конкретного субъекта Российской Федерации.

К полномочиям, которые есть у контролирующих органов, относятся:

  • осуществление плановых осмотров территорий, акваторий, средств производства и транспорта в соответствии с 13 статьей Федерального закона №294;
  • осуществление обследований административного характера в отношении объектов, связанных с земельными тяжбами физических и юридических лиц;
  • исследование всех параметров и показателей природных объектов, окружающей среды и полезных ископаемых. Подобные действия могут осуществляться в рамках экомониторинга, а также социогигиенического мониторинга и только в соответствии с законами РФ;
  • измерение всех параметров и характеристик сетей и объектов электроэнергетической отрасли, а также систем снабжения водой, газом, канализационных систем, систем связи и так далее. При этом контролирующие органы могут снимать замеры частоты радиопередач, однако, только в том порядке, который предусмотрен законами Российской Федерации;
  • контроль над тем, чтобы при распространении рекламы в обязательном порядке соблюдались все требования, предусмотренные законодательством;
  • контроль над тем, чтобы при размещении какой-либо информации в сети интернет, а также в СМИ также соблюдались все нормы;
  • осуществление контроля над юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями посредством анализа данных, которые сами предприниматели предоставили о своей деятельности в рамках выполнения законов федерации;
  • осуществление всех прочих мероприятий, связанных с контролем, которые разрешены законами РФ.

Осуществление тех или иных мероприятий в рамках надзора должно соответствовать уровню компетентности лица, которое этим непосредственно занимается, а также согласовано с главой ведомства или его первым заместителем.

Если же в результате проверки были выявлены признаки будущих нарушений, представители контролирующего органа имеют право направить предпринимателю официальное предостережение с описанием всех мер и санкций, которые будут применены в случае несоответствия закону.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Какими могут быть проверки

В соответствии с Федеральным Законом №294, в отношении юридических лиц и предпринимателей индивидуального типа могут проводиться проверки планового или внепланового характера. И те, и другие могут быть документальными (проверяются только документы, присутствующие в архивах контролирующей организации) и выездными (сотрудники посещают сам объект и лично осматривают его).

Плановые проверки проводятся в соответствии с графиком, разрабатываемым органами государственного контроля исходя из их полномочий. Как правило, такие контрольные мероприятия не слишком сильно беспокоят предпринимателей, так как те успевают полноценно подготовиться к ним.

Внеплановые проверки, в соответствии с 10 статьей Федерального Закона №294, могут быть осуществлены в таких ситуациях:

  1. Предприниматель нарушил предписание, в рамках которого ему нужно было устранить нарушение и/или выполнить требование в течение определенного времени.
  2. В контролирующий орган поступили заявления от сторонних граждан или юридических лиц.

Такие заявления могут сообщать о следующем:

  • об угрозе жизни и здоровью людей, а также об угрозе для объектов живой природы, культурных памятников. Также речь может идти о безопасности государства и риске возникновения глобальной угрозы природного или антропогенного характера;
  • был причинен вред жизни или здоровью граждан;
  • был нарушен закон о защите прав потребителей;
  • имел место приказ руководителя органа государственного контроля, Правительства РФ, Президента страны или органов прокуратуры о том, что в отношении предпринимателя должна быть проведена проверка.

Органы прокуратуры при этом должны быть извещены в течение первых суток.

По какой процедуре осуществляется аудит

Если проверка производится в документальной форме, надзорный орган просто запросит у предприятия все необходимые ему бумаги.

Если потребуется, надзорный орган имеет право потребовать письменное объяснение любых предоставленных данных.

Выездные проверки обычно назначаются в тех случаях, когда в ходе документального контроля не получилось выяснить все обстоятельства, которые интересуют уполномоченный орган. Достаточно часто в качестве сторонних наблюдателей при таких проверках присутствуют представители других юридических лиц, не имеющих никакого отношения к деятельности проверяемого.

Специалисты, которые занимаются осуществлением аудита непосредственно, ограничены рядом правил. В частности, речь идет о запретах на следующее:

  • проверку юридического лица по вопросам, которые не входят в юрисдикцию проверяющего;
  • изъятие оригинальных версий документов, которые отношения к предмету проверки не имеют;
  • отбор примеров продукции без написания протокола про истребование;
  • нарушение сроков проведения проверки;
  • осуществление проверки не в присутствии уполномоченного представителя юридического лица;
  • требование о компенсации затрат на проведение контроля.

Исходя из результатов аудита, создается специальный акт, один из экземпляров которого остается в компании, а другой перемещается в архив надзорного органа.

Если предприниматель согласен с санкциями, ему необходимо погасить задолженность в течение 30 дней. Если несогласен – у него есть 10 суток для обжалования решения надзорного органа в судебной инстанции.

Права и обязанности юридического лица или частного предпринимателя при проведении проверки

Руководитель предприятия или иное должностное лицо, которое уполномочено быть его представителем, во время проверки имеет такие права:

  • лично присутствовать во время того, как сотрудники контролирующего органа будут осуществлять свою деятельность;
  • давать разъяснения по любым вопросам, которые непосредственно связаны с деятельностью контролирующего органа;
  • получать от представителей контролирующего органа все данные, которые относятся к проверке и подходят под рамки, установленные Федеральным Законом №294;
  • знакомиться с результатами проверки, ставить в документах соответствующую отметку, а также свидетельствовать о своем согласии или несогласии с упомянутыми результатами. Те же права у него есть и в отношении действий отдельных лиц, представляющих органы государственного контроля;
  • обжаловать действия, совершенные сотрудниками государственного или муниципального контроля в суде. Основанием для этого может быть нарушение прав юридического лица или индивидуального предпринимателя во время проверки;
  • привлекать уполномоченного при Президенте РФ по защите прав юридических лиц к участию в проверке;
  • заполнять журнал проверок в той типовой форме, которая предусмотрена нормативными актами Российской Федерации.

Что касается обязанностей предпринимателя или его уполномоченного представителя, то они выглядят следующим образом:

  • во время проведения проверки юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны обеспечить присутствие руководителя или его представителя на объекте, который осматривают представители контролирующего органа;
  • во время выездной проверки официально уполномоченный представитель или индивидуальный предприниматель обязан обеспечить доступ контролирующего органа ко всем документам предприятия, а также ко всем территориям, которыми владеет юридическое лицо (это относится к любым зданиям, сооружениям и помещениям, а также перевозимым грузам, транспортным средствам и средствам производства);
  • если контролирующий орган запрашивает у юридического лица или индивидуального предпринимателя какие-либо документы для ознакомления, предприниматель обязан предоставить их в установленный срок.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

  • Скачать документ (формат .docx) (34 КБ)

Разъяснения новых требований
Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и правовых актов Депсоцразвития Югры

Ключевым нормативным правовым актом, регулирующим деятельность по осуществлению государственного контроля и надзора, является Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В 2017 году вступили в силу ряд изменений в данный нормативный акт, которые коснулись основных понятий, порядка и оснований проведения проверок.
Рассмотрим некоторые положения, вызывающие особый интерес и подлежащие, на наш взгляд, обсуждению.

1. Итак, введено понятие «проверочных листов (списков контрольных вопросов)».

Законодательством предусмотрена обязанность использования при проведении плановой проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора) проверочных листов (списков контрольных вопросов).
Общие требования к разработке и утверждению проверочных листов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2017 года № 177.
Департаментом также проведена работа по разработке и утверждению проверочных листов, которые с 1 января текущего года используются при проведении контрольно-надзорных мероприятий.(приказ Депсоцразвития Югры от 29 сентября 2017 № 851-р «Об утверждении формы проверочного листа», в редакции приказа Департамента от 5 марта 2018 года № 246-р»).
Форма проверочного листа размещена на официальном сайте Депсоцразвития Югры в разделе «Региональный государственный контроль (надзор)».
Проверочный лист заполняется должностным лицом контролирующего органа с учетом анализа всех собранных материалов.
Заполненный проверочный лист прикладывается к акту проверки и, таким образом, будет рассматриваться, как одно из доказательств соблюдения или несоблюдения нормативных требований. Поэтому подконтрольным субъектам, в отношении которых проводится проверка, стоит знакомиться с заполненным проверочным листом и в случае необходимости зафиксировать возможные замечания.
Копия заполненного проверочного листа, как приложение к акту проверки вручается лицу, в отношении которого проводилась проверка. Нарушение этой обязанности законодательство квалифицирует в качестве грубого и достаточного, чтобы оспорить результаты проверки.
Плюсом проверочного листа, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, является то, что лицо, которое попало в план проверок, может использовать проверочные листы для самодиагностики, самостоятельно оценить соответствие деятельности нормативным предписаниям, прекратить нарушения и ликвидировать их последствия.
Также проверочные листы могут выполнить разъяснительную функцию: они могут быть ориентиром, который поможет верно исполнить требования законодательства, помогут четко понимать, что следует делать, а от чего лучше воздержаться, чтобы соответствовать законодательным требованиям.

2. Следующим значимым нововведением законодательства является «профилактика нарушений обязательных требований»

Так, в закон введена статья 8.2. «Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований».
В целях предупреждения нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы государственного контроля (надзора), осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.
Приказом Департамента от 29 марта 2018 № 368-р утверждена программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания, в том числе за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2018 год
Что же включает в себя программа профилактики правонарушений? Это мероприятия по:

1. Размещению на официальных сайтах в сети «Интернет» для каждого вида государственного контроля (надзора), перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов.

Такие руководства должны быть
Данный перечень подготовлен Департаментом по всем ключевым обязательным требованиям, нарушения которых наиболее часто встречаются в практике контрольно-надзорного органа и утвержден приказом Депсоцразвития Югры от 29 декабря 2016 года № 928-р, в редакции от 7 марта 2018 года № 268-р. Опубликован на официальном сайте Депсоцразвития Югры.

2. Второе мероприятие это – информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в СМИ и иными способами.

Календарно-тематическим планом мероприятий на 2018 год бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания» запланировано обучение работников из числа поставщиков социальных услуг и социальных предпринимателей.
В I квартале 2018 года проведены:
курсы повышения квалификации на тему «Современные методы социальной работы с людьми пожилого возраста и инвалидами»
3 вебинара на темы: «Технологии социальной работы с лицами БОМЖ», «Социальное сопровождение взрослых и детей, живущих с ВИЧ-инфекцией, с целью соблюдения их социальных гарантий и юридических прав», «Оказание ранней помощи детям с особенностями развития».
До конца года планируется провести еще 12 обучающих мероприятий.

3. Ежегодное обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора) и размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений.

Следующие публичные обсуждения Депсоцразвития Югры запланированы на 3 октября и 11 декабря 2018 года. В том числе на сайте Департамента ежеквартально публикуются обзоры правонарушений, выявленных в результате контрольно-надзорных мероприятий.

4. Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

Данная мера профилактики применялась Департаментом и в прошлом году, так в результате проведенных мероприятий выданы 8 предостережений.
В основном предостережения выданы в связи с необеспечением поставщиками социальных услуг требований по открытости и доступности информации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 886н «О порядке размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об этом поставщике» поставщики социальных услуг должны формировать общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о деятельности этих поставщиков, и обеспечивать доступ к данным ресурсам посредством размещения их на информационных стендах, в средствах массовой информации, в сети «Интернет», в том числе на официальном сайте организации социального обслуживания.
Еще раз напомню, что предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований выдается при наличии у органа государственного контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований:
полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено);
содержащихся в информации, поступившей от органов государственной власти, органов местного самоуправления;
содержащейся в информации, поступившей из средств массовой информации.
Также условиями для выдачи предостережения являются: отсутствие подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований, причинило вред жизни, здоровью граждан, окружающей среде и т.д., а также, если юридические лица, индивидуальные предприниматели ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований.
При объявлении предостережения орган государственного контроля (надзора) предлагает подконтрольным субъектам принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора).
Возможность подачи возражений прописана в ч. 7 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ, так направляя возражения, поставщик социальных услуг должен не только указать стандартную информацию о себе (наименование, ИНН), о полученном предостережении (дата составления, номер), но и обосновать свою позицию в отношении названных в предостережении действий.
В течение 20 рабочих дней со дня получения возражений контрольно-надзорный орган направляет ответ.
При отсутствии возражений юридическое лицо, подконтрольный субъект в указанный в предостережении срок должен направить в орган государственного контроля (надзора) контроля уведомление об исполнении предостережения.
Следует обратить внимание, что в случае непредставления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями уведомления об исполнении предостережения в соответствии с п.п. 11,12 Правил, хозяйствующий субъект может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.7. КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)».

5. Введены положения об организации и проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемыми лицами (ст. 8.3. Федерального закона № 294-ФЗ).

К мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора) с подконтрольными субъектами при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, в том числе за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг в автономном округе – Югре относится: наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети «Интернет» и средствах массовой информации.
Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами проводятся уполномоченными должностными лицами на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых директором Департамента.
Департаментом разработан проект приказа нормативного характера «Об утверждении порядка оформления и содержания заданий на проведение уполномоченными должностными лицами Депсоцразвития Югры мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, и оформления результатов таких мероприятий», который прошел публичные обсуждения и в настоящее время находится на юридической экспертизе в Управлении государственной регистрации нормативно-правовых актов Аппарата губернатора.
По результатам проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями уполномоченными должностными лицами Департамента составляется акт.
В случае выявления при проведении вышеуказанных мероприятий нарушений должностные лица контрольного органа направляют в письменной форме директору Департамента мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения:
о назначении внеплановой проверки;
направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

6. Изменены требования к обращению, на основании которых могут быть проведены внеплановые проверки. Введен обязательный «претензионный порядок» восстановления нарушенных прав потребителя, а именно:

с 1 января 2017 года основаниями для проведения проверки могут являться обращения, содержащие сведения о факте нарушения прав потребителей, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.
Также, в связи с внесенными изменениями, обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
Кроме того, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления, не позволяющие установить обратившееся лицо.
Анонимность обращения или заявления либо заведомая недостоверность сведений, содержащихся в обращении или заявлении, ставших поводом для организации внеплановой проверки, выявленные после начала ее проведения, являются основанием для принятия директором Департамента решения о прекращении такой проверки.
При этом в отношении взыскания расходов, понесенных органом государственного контроля (надзора) в связи с рассмотрением обращений, содержащих заведомо ложные сведения, орган государственного контроля (надзора) вправе обратиться в суд с иском к соответствующему заявителю.
Все внесенные изменения свидетельствуют о совершенствовании действующего законодательства, адаптации его к современным условиям и интересам общества. Между тем оценка количества нарушений, выявляемых контрольно-надзорными органами, свидетельствует о неготовности указанной сферы к исключению государственного присутствия.

Источники:
http://depsr.admhmao.ru/regionalnyy-gosudarstvennyy-kontrol-nadzor/proverki-2017-god/i-kvartal-2018-/1395370/razyasneniya-novykh-trebovaniy-federalnogo-zakona-ot-26-dekabrya-2008-goda-294-fz-o-zashchite-prav-yu
http://base.garant.ru/10106035/

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию