Оптимизация энергопотребления: изменения в закон об энергосбережении усилили контроль за деятельностью бюджетных учреждений

Оптимизация энергопотребления: изменения в закон об энергосбережении усилили контроль за деятельностью бюджетных учреждений

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Оптимизация энергопотребления: изменения в закон об энергосбережении усилили контроль за деятельностью бюджетных учреждений». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Нормативные правовые акты города Москвы до приведения их в соответствие с настоящим Законом применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

В итоге было предложено заменить проведение обязательного энергетического обследования подачей энергодеклараций.

Статья 13. Подготовка кадров в области энергосбережения

О возможности поощрения работников в случае достижения положительных результатов по экономии ресурсов речь пойдет ниже.

Государство берет под свой контроль выпуск, ввоз на территорию страны, реализацию товаров с установленными показателями энергоэффективности. Потребителю должно быть понятно — с чем он имеет дело, поэтому все товары должны иметь соответствующую маркировку, отражающую класс энергоэффективности.

Объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается исходя из нормативных затрат на оказание государственных услуг.
В программу повышения квалификации государственных гражданских служащих города Москвы, муниципальных служащих внутригородских муниципальных образований в городе Москве и иных определенных Правительством Москвы должностных лиц включается изучение вопросов энергосбережения.

За нарушение требований к представлению деклараций введена административная ответственность. Наказываются:

  • непредоставление декларации в срок;
  • несоответствие отчёта установленной законом форме;
  • нарушение правил и порядка её предоставления.

Инструментом государственной поддержки тогда стали субсидии, которых было недостаточно в регионе, и институт энергосервисного контракта.

Настоящий Закон обеспечивает реализацию городской государственной политики в области энергосбережения в городе Москве, ориентированной на сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов.

Лица, виновные в нарушении положений настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Закон 35 «Об энергосбережении в городе Москве»

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 261-ФЗ проведение энергетического обследования является обязательным для бюджетных учреждений.

Деятельность по энергосбережению должна обеспечивать снижение негативного воздействия на окружающую среду в городе Москве, в том числе за счет сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и сбросов сточных вод при производстве, переработке, транспортировке, хранении и использовании энергетических ресурсов. По оценкам специалистов, значительную экономию энергетических ресурсов можно получить в жилищном секторе нашей страны. Реализация мер по повышению энергоэффективности в жилищном секторе поможет также сэкономить дополнительный объем энергии вследствие сопутствующего снижения потребления первичной энергии за счет теплоизоляции жилых домов.

В целях реализации городской целевой программы энергосбережения могут разрабатываться окружные программы энергосбережения. Порядок разработки окружных программ энергосбережения определяется Правительством Москвы.

Тарифное (ценовое) стимулирование энергосбережения находится в компетенции уполномоченного органа в области государственного регулирования тарифов.

В главе номер девять подробно описан контроль и регулирование области энергосбережения государством, контроль за соблюдением условий закона, соблюдением требований, процессами и мероприятиями.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.

Законодательные акты со временем требуют пересмотра и настоящий закон претерпел множество изменений с момента вступления в силу.

Примерная форма перечня таких мероприятий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Не везде налажен достоверный учет потребляемых энергоресурсов, не работают программы энергоэффективных капитальных ремонтов, мероприятия по энергосбережению проводятся точечно и не дают ощутимой экономии энергоресурсов. При этом эффективность таких мероприятий в отдельности может быть высокой, но без комплексного подхода результат будет низким.

Статья 19. Ответственность за нарушение положений настоящего Закона

Требования к проведению энергетического обследования и его результатам и Правила направления копий энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, утверждены Приказом Минэнерго России от 30.06.2014 N 400.

Казенные образовательные учреждения могут использовать данные средства для обеспечения выполнения своих функций, в т. ч. на увеличение годового фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда).

Все изменения законодательства об энергосбережении направлены на совершенствование механизмов снижения потребления, стимулирование предприятий и населения к разумному использованию энергии.

ФЗ №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности …»

С 2020 года мероприятие становится добровольным для всех (ч. 5 ст. 15 №261 ФЗ). При этом отменяется требование обязательного направления копии энергетического паспорта в исполнительные органы по результатам процедуры (ч. 5.1 ст. 15 №261 ФЗ). Теперь эта обязанность возложена на саморегулируемые структуры (ч. 10 ст. 15 №261 ФЗ).

Согласно новому документу, все бюджетные организации вместо энергоаудита должны ежегодно отчитываться перед Минэнерго РФ об объеме потребленных энергетических ресурсов, подавая соответствующие энергодекларации.

Городская целевая программа энергосбережения является основой проведения городской государственной политики в области энергосбережения и направлена на решение социально-экономических, энергетических и экологических проблем города Москвы.

Федеральный закон 261 об энергосбережении был принят Государственной Думой 11 ноября 2009 года, а одобрен Советом Федерации 18 ноября 2009 года. Последние изменения в него были внесены 29 июля 2017 года. ФЗ 261 имеет 10 глав и 50 статей. Этот закон контролирует процессы, способы и меры по энергосбережению и регулирует применение мер повышения эффективности использования энергии.

Статья 17. Нетарифное стимулирование энергосбережения

Порядок декларирования энергопотребления и использование декларируемых показателей в работе по энергосбережению устанавливаются уполномоченным органом.

Подтверждение сведений энергетических деклараций осуществляется при проведении энергетических обследований.

Бюджетным учреждениям и государственным унитарным предприятиям города Москвы, снизившим потребление энергетических ресурсов в результате осуществления энергосберегающих мероприятий, сохраняется базовый уровень натуральных лимитов (нормативов) энергообеспечения на срок, превышающий период окупаемости энергосберегающих мероприятий на один год.

Статья 6. Экологическая направленность деятельности по энергосбережению

В этом пункте написано, что для Республики Крым и города Севастополя есть определенный срок, до которого все указанные объекты и учреждения должны получить оснащение приборами учета энергосбережения. В изменениях оформлена информация, что для объектов, используемых меньше, чем две десятых гигакалории энергии в час, срок установки приборов до 1 января 2021 года.

Для стимулирования потребителей к установке приборов учета в сентябре 2015 года Минстрой РФ ввел повышающие коэффициенты для тех жильцов, кто еще не установил у себя приборы учета.

Закон «Об энергосбережении» распространяется на организации с участием государства или муниципального образования. Согласно п. 9 ст. 2 к ним относятся государственные и муниципальные учреждения.
На основе данных энергоаудита нужно расставить приоритеты и сформулировать программу энергосбережения. А затем ежегодно ее корректировать с целью снижения расходов на проведение мероприятий. Каждый год на рынке энергосбережения появляются новые технологии и материалы.

В программы учреждений начального профессионального образования, среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования в случаях и порядке, установленных Правительством Москвы, включается преподавание предмета «Основы энергосбережения».

Тарифное (ценовое) стимулирование энергосбережения находится в компетенции уполномоченного органа в области государственного регулирования тарифов.

Закон это позволяет. Санкции за халатное или небережное отношение к имуществу работодателя предусмотрены Трудовым кодексом РФ (ст. 192 ТК РФ).

Все сведения, полученные из энергетических паспортов и отчетов, а также деклараций о потреблении ресурсов, будут тщательно анализироваться с целью усовершенствования политики энергосбережения.

Типовое строительство предполагало быстрое и максимально дешевое расселение коммунальных квартир и бараков. Дома собирались из готовых железобетонных панелей. Росли новые микрорайоны, отапливаемые дешевым низкокалорийным газом. Когда газ стоит 2 копейки за кубометр, им можно отапливать не только здание, но и улицу.

Компания EKF представляет ограничитель мощности ОМ-14 PROxima. Новинка в линейке релейной автоматики позволит контролировать все основные параметры сети, не допустит превышения порога потребляемой мощ…

Оптимизация энергопотребления: изменения в закон об энергосбережении усилили контроль за деятельностью бюджетных учреждений

Основная цель закона “Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности”- упорядочить процесс потребления энергии, внедрить политику энергосбережения на территории всей страны, максимально повысить энергоэффективность во всех отраслях деятельности.

Изменения законодательства в 2020 году

Все изменения законодательства об энергосбережении направлены на совершенствование механизмов снижения потребления, стимулирование предприятий и населения к разумному использованию энергии. Основные изменения 2020 года касаются:

  • отчётности бюджетных организаций об энергопотреблении;
  • систематизации данных, содержащихся в энергопаспортах;
  • использования учреждениями сэкономленных на энергосбережении средств.

Поправки внесены законом Федеральным законом от 19.07.2018 №261-ФЗ, который вступил в силу 16 января 2020 года.

Энергетическое обследование

Законом закреплена возможность проведения энергетического обследования зданий, сооружений и других объектов. Его цель – контроль за использованием разных видов энергии, определение показателей энергоэффективности и её усовершенствование. Ранее организация подобных обследований была обязательной для ряда предприятий.

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Обеспечение энергосбережения госучреждениями

С 2020 года изменились требования по снижению потребления к государственным и муниципальным учреждениям. Организации обязаны обеспечить снижение совокупного объёма потребления любых видов топлива, газа, энергии, а также объёма потребляемой воды в соответствии с требованиями Правительства РФ (ч. 1 ст. 24 №261 ФЗ).

Все сэкономленные на снижении потребления средства могут быть использованы бюджетной структурой самостоятельно. В частности, они могут пойти на увеличение заработной платы сотрудников (ч. 3 ст. 24 №261-ФЗ).

Декларирование потребления энергоресурсов

С 2020 года вводится понятие декларации о потреблении энергетических ресурсов. Это документ, который содержит информацию о количестве используемых ресурсов органами государственной власти, местного самоуправления, а также муниципальными структурами. В него также включаются данные об энергоэффективности (п. 13 ст. 2 №261 ФЗ).

Все сведения, полученные из энергетических паспортов и отчетов, а также деклараций о потреблении ресурсов, будут тщательно анализироваться с целью усовершенствования политики энергосбережения.

Отдельно будет анализироваться информация о наилучших показателях. Лица, продемонстрировавшие максимальные достижения в политике энергосбережения, будут особо отмечены в отчётах (ч. 3 ст. 17 №261-ФЗ).

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

За нарушение требований к представлению деклараций введена административная ответственность. Наказываются:

  • непредоставление декларации в срок;
  • несоответствие отчёта установленной законом форме;
  • нарушение правил и порядка её предоставления.
  • на должностных лиц в размере от 10 000 до 15 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 50 000 до 250 000 рублей (ч. 8 ст. 9.16 КоАП РФ).

Расширение полномочий и обязанностей саморегулируемых организаций

С 2020 года в обязанность СРО входит внесение в энергетический паспорт отметки о соответствии результатов энергетического обследования требованиям к его проведению и результатам, стандартам и правилам такой проверки.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Региональный центре энергоэффективночти


Постановление Правительства РФ от 10.11.2017 № 1356 «Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения»

Начинается первый этап применения новых требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения, в течение которого должно быть достигнуто соответствие осветительных устройств новым требованиям к энергетической эффективности и эксплуатационным характеристикам.

Приказ Минстроя России от 17.11.2017 № 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений»

Для вновь создаваемых зданий (в том числе многоквартирных домов), строений, сооружений удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию уменьшается на 20% по отношению к удельной характеристике расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию малоэтажных жилых одноквартирных зданий или удельной характеристике расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию.

Приказ Минстроя России от 09.01.2017 № 8/пр «Об утверждении Перечня рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан»

Минстроем России утверждены рекомендации по обеспечению энергоэффективности и энергосбережению в садоводческих товариществах. В качестве мер, направленных на повышение энергоэффективности, Минстрой России предлагает, в частности, осуществить замену исчерпавшего срок службы оборудования на энергоэффективное, произвести установку приборов учета потребленной энергии, ремонт и восстановление поврежденных сетей энергоснабжения.

Приказ ФАС России от 29.03.2018 №399/18 «Об установлении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, на 2018-2022 годы»

Установлены целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности и их значения, достижение которых должно быть обеспечено в ходе реализации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее – целевые показатели, программы), на 2018-2022 годы для субъектов естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

Распоряжение Правительства РФ от 19.04.2018 № 703-р «Об утверждении комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации»

Утвержден перечень мероприятий по повышению энергетической эффективности российской экономики.

Комплексный план предусматривает реализацию мероприятий, обеспечивающих повышение эффективности экономики РФ, в отношении предприятий промышленности, регулируемых организаций, организаций с государственным участием, организаций бюджетной сферы, многоквартирных домов.

В отношении регулируемых инфраструктурных компаний предусмотрены действия по снижению потерь энергетических ресурсов в ходе их транспортировки и их потреблении.

Планом предусматривается сочетание мер прямого административного воздействия и стимулирующих мер, а также мероприятий, направленных на информационное и методологическое обеспечение реализации государственной политики по повышению энергоэффективности.

Цель плана – модернизация основных фондов, увеличение вклада технологического фактора в снижение энергоёмкости валового внутреннего продукта не менее чем до 1,5 % в год.

Постановление Правительства РФ от 21.04.2018 № 486 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1221 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Уточнены требования энергоэффективности к объектам госзакупок. Настоящим Постановлением Перечень товаров, работ, услуг по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, закупка которых осуществляется для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в отношении которых устанавливаются требования энергетической эффективности, приведен в соответствие с национальными стандартами в области энергетической эффективности. Также установлены требования энергоэффективности для работ по проектированию, строительству и реконструкции многоквартирных домов, общественных и административных зданий.

Федеральный закон от 23.04.2018 № 107-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 25 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования»

Вносимыми изменениями органы государственной власти РФ наделяются полномочиями по установлению требований к программам энергетической эффективности государственных и муниципальных организаций. При этом отмечается, что указанные требования должны устанавливаться в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством РФ.

Федеральный закон от 19.07.2018 № 221-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

С 16 января 2020 года органы власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения больше не должны проводить обязательные энергообследования и получать энергопаспорта. Вместо этого придется ежегодно предоставлять декларации о фактическом расходовании энергетических ресурсов посредством государственной информационной системы в области энергосбережения ГИС «Энергоэффективность».

За непредставление декларации предусмотрена административная ответственность (ч. 8 ст. 9.16 КоАП РФ) – штрафы в размере от 10 000 до 15 000 руб. (для должностных лиц) и от 50 000 до 250 000 руб. (для юридических лиц).

Кроме того, вернется обязанность снижать объемы их потребления, но теперь она не ограничится пятилетним сроком и будет увязана с размерами бюджетного финансирования, предоставляемого для обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания.

Согласно ч. 3 ст. 16 Закона № 261-ФЗ сведения будут использоваться при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе при определении размера субсидий на выполнение задания бюджетным или автономным учреждением.

Учреждения уже прошли один пятилетний цикл экономии. В частях 1, 2 ст. 24 Закона № 261-ФЗ сказано: с 1 января 2010 года они должны были обеспечивать снижение в сопоставимых условиях объема израсходованных ресурсов. За пять лет необходимо сократить энергопотребление не менее чем на 15% (по сравнению с объемами 2009 года), то есть не менее чем на 3% в год. Теперь снова нужно экономить энергоресурсы, причем это требование бессрочное. В ст. 24 Закона № 261-ФЗ не указаны конкретные периоды и проценты экономии. Их должно установить Правительство РФ до конца текущего года.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24 Закона № 261-ФЗ большинство расходуемых ресурсов (дизельное и иное топливо, мазут, природный газ, тепловая и электрическая энергия, уголь) должно снижаться в суммарном объеме.

Но процент уменьшения потребления воды Правительство РФ определит отдельно – данный показатель не будет суммироваться с другими. Еще один важный момент: в Законе говорится о снижении потребления в сопоставимых условиях. То есть учреждение по-прежнему должно учитывать при расчетах объемов климатические факторы, характерные для местности, в которой оно расположено.

Органы-учредители учтут обязательные проценты экономии при определении размера субсидии на выполнение задания (ч. 2 ст. 24 Закона № 261-ФЗ). А вот сокращение потребления ресурсов сверх установленных объемов не повлечет пропорционального уменьшения субсидии.

Впрочем, учреждения смогут избежать снижения бюджетных ассигнований на оплату фактически расходуемых топливных ресурсов и воды. Чтобы сохранить размер субсидии, необходимо выполнить два условия (ч. 2.1 ст. 24 Закона № 261-ФЗ):

сократить объемы энергопотребления в установленных процентах;

привлечь внебюджетное финансирование в проекты и мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности (в том числе с использованием энергосервисного договора).

Сохранить прежнее финансирование при сокращении собственных расходов на энергопотребление учреждения смогут в течение срока действия соглашений и договоров по реализации названных проектов и мероприятий.

В 2020 году органы исполнительной власти будут обязаны ежеквартально представлять в Минэнерго сведения, об объеме снижения потребляемых учреждениями топливных ресурсов и воды, а также о сопоставимых условиях, влияющих на определение этого объема (ч. 2.2 ст. 24 Закона №261-ФЗ). Соответствующая информация станет размещаться в ПС «Энергоэффективность».

Также для учреждений появится административная ответственность за несоблюдение правил предоставления информации в ГИС «Энергоэффективности» в виде штрафа: для должностных лиц в размере 5 000 руб., для юридических лиц в размере 10 000 руб. (ч. 9 ст. 9.16 КоАП РФ).

Постановление Правительства РФ от 23.07.2018 № 859 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

Полномочия по созданию государственной информационной системы и условий для ее функционирования переданы Министерству экономического развития Российской Федерации, которое является оператором государственной информационной системы. Уточнен порядок формирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Постановление Правительства РФ от 27.09.2018 № 1145 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стимулирования использования возобновляемых источников энергии»

Скорректированы требования к проектированию, строительству и эксплуатации генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии.

Постановление Правительства РФ от 29.10.2018 № 1281 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1087»

Расширен перечень случаев, в которых заключается контракт жизненного цикла.

Контракт жизненного цикла также будет заключаться в случае выполнения работ по созданию автоматизированных информационно-измерительных систем учета энергетических и коммунальных ресурсов (включая работы по установке приборов (узлов) учета, устройств сбора и передачи данных учета, а также по созданию программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета).

Это значит, что компании, которые устанавливают водо-, тепло-, электросчетчики и другие приборы в домах, будут нести ответственность за то, как они работают, отслеживать гарантийные сроки, проверять точность показаний, устранять неполадки на протяжении всего технологического и жизненного цикла этих приборов. А потребителям, у которых они будут устанавливаться, не придется отслеживать показания и заниматься поверкой счетчиков.

Постановление Правительства РФ от 03.11.2018 № 1312 «О внесении изменений в требования к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения»

Скорректированы требования в области энергоэффективности, применяемые к осветительным устройствам отдельных видов.

Речь идет о требованиях для:

нитевидных (филаментных) светодиодных ламп с различной коррелированной цветовой температурой;

пуско-регулирующей аппаратуры светильников для общественных и производственных помещений с люминесцентными или индукционными лампами, применяемые на 2 этапе (с 1 января 2020 года);

светильников с индексом цветопередачи Ra > 85;

прожекторов с различными углами излучения;

светильников для общественных и производственных помещений с прозрачным защитным стеклом;

светильников с электронным источником питания для уличного освещения со светодиодами;

светильников для уличного освещения со световым потоком более 5000 лм.

Постановление Правительства РФ от 15.11.2018 № 1374 «О внесении изменения в пункт 7 Правил установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности»

Установлены дополнительные требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Указывается, что целевые показатели и показатели энергетической эффективности объектов, создание или модернизация которых планируется производственной или инвестиционной программой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, должны отражать, в том числе, объем выбросов парниковых газов при производстве единицы товара (услуги).

Источники:
http://zakonguru.com/izmeneniya/energopotreblenie.html
http://www.energy43.ru/about/izmeneniya-v-zakonodatelstve-i-normativnykh-aktakh-rf-v-sfere-energosberezheniya-i-povysheniya-energeticheskoy-effektivnosti-v-2018-godu.html
http://zakonguru.com/izmeneniya/evroprotokol.html

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию