Какие нововведения внесены в Кодекс об административных правонарушениях , и когда они вступают в силу?

Какие нововведения внесены в Кодекс об административных правонарушениях в 2020 году, и когда они вступают в силу?

В 2020 году вступают в силу законы, вносящие поправки в Кодекс об административных правонарушениях.

Обжалование административных постановлений

29 июля 2018 года был принят новый федеральный конституционный закон №1, вводящий в действие новые виды судов общей юрисдикции:

  • кассационный;
  • апелляционный.

Изменения в ст. 30.13 КоАП вступят в силу с момента соответствующих изменений в законах о военных судах (ст. 2 417-ФЗ).

Ответственность владельцев гостиниц

Изменения ст. 14.39 вступили в силу 1 июля 2020 года. Они связаны с новым положением о классификации гостиниц, которое сменило устаревшую «систему классификации гостиниц и иных способов размещения».

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Годовой доход гостиницы определяется по правилам, изложенным в ст. 249 Налогового кодекса.

Новые требования к СМИ

С 28 июня 2020 года изменилось содержание ст. 13.21 КоАП, определяющей ответственность органов СМИ за выпуск или распространение печатной продукции без регистрации или с просроченной регистрацией данного СМИ.

Теперь штраф и конфискация тиража полагается не только за нарушения процедуры регистрации, но и за невнесение в регистрационную запись следующих сведений:

  • об изменении учредителя СМИ;
  • об изменении количества соучредителей;
  • о смене названия и языка издания;
  • о перемене основной тематики или специфики СМИ;
  • об изменении территории распространения;
  • о смене адреса СМИ в интернете;
  • о новых формах издания СМИ.

Пример новой формы издания – выпуск полноформатной газеты вместо журнала формата А4 или дублирование газеты постоянной страничкой в интернете.

Штрафы по новым правилам остаются те же – до 30000 рублей за выпуск и распространение и до 200000 рублей за распространение среди детей печатной продукции, содержащей потенциально вредную для детей информацию.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Сокрытие данных о состоянии лесов

С 18 июня 2020 года статьёй 8.5.2 КоАП введена новая ответственность – за сокрытие данных о санитарном состоянии лесов и использование ложных данных в акте лесопатологической экспертизы.

Если при этом леса являются защитными или расположенными в зелёных поясах, то штраф увеличивается до 20000-40000 рублей.

Обращение с отходами

С 17 июня 2020 года вступили в действие поправки, существенно дополняющие ст. 8.2 КоАП, определяющую ответственность за нарушение правил охраны природы при обращении с отходами (промышленными и бытовыми).

Во-первых, к неправомерным действиям с отходами приравняли действия, приводящие к разрушению озонового слоя, а во-вторых, усилена ответственность за повторное нарушение правил обращения с отходами в течение года. В частности, размер штрафа увеличился:

  • для физических лиц – с 1-2 до 2-3 тысяч рублей;
  • для служащих – с 10-30 до 30-40 тысяч рублей;
  • для ИП – с 30-50 до 50-70 тысяч рублей;
  • для организаций – со 100-250 до 250-400 тысяч рублей.

Кроме того, штрафы и возможная приостановка деятельности, лишение лицензии грозит по новым правилам 2020 года организациям, занимающимся вывозом и переработкой мусора, за следующие нарушения:

  • причинение вреда окружающей среде и здоровью людей вследствие нарушения санитарных правил обращения с отходами;
  • совершение действий, приведших к эпидемиям или эпизоотиям;
  • размещение мусорных свалок с нарушениями;
  • препятствование разработке нормативов отходов для населения;
  • превышение установленного количества свалок на территории;
  • несоблюдение классификации опасных отходов;
  • некачественное проведение мониторинга воздушных и водных загрязнений вблизи свалок;
  • нарушение правил инвентаризации свалок на регулярной основе и непредоставление отчета надзорным органам.

Размер штрафа зависит от статуса лица, совершившего правонарушение, а также от тяжести содеянного и наличия рецидива.

Новые экологические требования

С 17 июня 2020 года введены новые статьи 8.2.1-8.2.3, которые вводят административную ответственность за нарушение экологических норм и правил взаимодействия с окружающей средой при обращении:

  • с химикатами, разрушающими озоновый слой;
  • с потенциально опасными соединениями;
  • с микробиологическими компонентами;
  • с отходами, полученными при животноводстве.

За нарушение законодательства и норм при обращении с отходами домашнего скота и птицы полагается штраф в размере:

  • 8000-9000 – для граждан;
  • 70000-80000 – для служащих;
  • 90000-120000 – для ИП;
  • 800000-900000 – для юридических лиц.

За все перечисленные правонарушения в области экологии суд вправе приостановить деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей сроком до 90 дней, помимо штрафа.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Реформа КоАП РФ: каким будет новый кодекс?

Адвокат (адвокатская палата Санкт-Петербурга), партнер консалтинговой группы G3

специально для ГАРАНТ.РУ

10 июня 2020 года Правительство РФ представило вниманию общественности концепцию нового КоАП.

Появление этого документа не может не радовать. За 17 лет своего существования действующий КоАП РФ претерпел многочисленные изменения. По приведенным в концепции данным статистики, в него было внесено 4,8 тыс. поправок 621 федеральным законом. В связи с этим, как отмечается и в концепции, документ утратил ясность, системность, согласованность норм, без должного урегулирования оставлены важнейшие моменты, отсутствует единство в регулировании сходных по своей природе общественных правоотношений.

Это создает сложности в правоприменительной практике при защите интересов граждан, ИП и юридических лиц. А отдельные положения делает просто неприменимыми.

В связи с этим первостепенной задачей, которую поставило перед собой Правительство РФ, является приведение законодательства об административной ответственности к стабильности через выявление и урегулирование всех накопившиеся в правовом регулировании проблем.

Среди особо острых обозначены следующие:

  • необходимость постоянного уточнения многих составов административных правонарушений и корректировки полномочий органов по возбуждению и рассмотрению дел по административным правонарушениям в связи с проводимыми нововведения в отраслевом законодательстве в области природопользования, экологии, образования, здравоохранения, транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, труда, миграции, налогового контроля и других сфер деятельности;
  • отсутствие единообразной и устойчивой практики применения регионального законодательства;
  • несовершенство процессуального законодательства, вызывающее трудности правоприменительной практики при возбуждении и рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Необходимость менять КоАП РФ назрела уже давно и, анализируя концепцию, ставится понятно, почему она появилась именно сейчас. Реформа законодательства об административной ответственности тесно сопряжена с проводимым Правительством РФ реформированиемконтрольно-надзорной деятельности, ключевым моментом которого является внедрение риско-ориентированного подхода.

Его суть заключается в том, что количество и частота проверок контролирующих органов должна находится в прямой зависимости от отнесения деятельности юридического лица или частного предпринимателя к определенной категории риска или определенному классу опасности. Риск нарушений меньше, значит и проверок меньше. Ожидаемый результат – снижение административного давления на бизнес, и как следствие, экономический рост.

В основу назначения наказания в новом кодексе предполагается заложить принцип дифференциации по степени опасности деяния, который и будет базироваться на основе риско-ориентированного подхода, что согласуется с вышеназванной реформой.

Ясно прослеживается тенденция либерализации законодательства и стремление сократить избыточное государственное принуждение в сфере административных правонарушений. Провозглашено, что наказание теперь не является самоцелью и будет применяться только в том случае, если профилактические и принудительно-профилактические меры не возымели действие, когда предписания должностных лиц контролирующих органов оставлены проверяемыми лицами без должного реагирования или при грубом нарушении обязательных требований.

Рассмотрим, через какие же конкретные изменения в законодательстве Правительство РФ видит реализацию поставленных целей.

Предполагается, что правовые нормы об административной ответственности будут содержаться в едином законодательном акте соответствующего уровня власти. Подобное положение уже закреплено в действующем КоАП РФ. Так, ст. 1.1. гласит: “законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях”. Однако данный принцип реализован не был и в настоящее время нормы, предусматривающие административную ответственность, содержатся в различных источниках. Например, главой 16 Налогового кодекса устанавливаются виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение, а главой 18 виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение.

Также планируется установить закрытый перечень вопросов, по которым могут быть изданы подзаконные акты в сфере административной ответственности Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, Банком России и Генеральной прокуратурой РФ, определить требования к ними установить запрет на введение ими административной ответственности и изменение порядка осуществления производства по делам об административных правонарушениях.

Вероятно, в целях не повторения судьбы действующего кодекса и сохранении логической структуры и согласованности норм документа, внесение изменений в КоАП РФ задумано осуществлять только отдельными федеральными законами, принятию которых будет предшествовать анализ правоприменительной практики, данных статистики, в том числе данных о нагрузке на должностных лиц, анализ затрат на исполнение, и получение официального отзыва Правительства РФ.

Неопределенность и отсутствие необходимых правовых норм в сфере разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов при установлении ответственности за административные правонарушения породило противоречивую практику в различных регионах в сфере охраны общественного порядка, пользования общественным транспортом, защиты прав несовершеннолетних, торговли, защиты и охране животных, благоустройства. Решить проблему предполагается следующим образом:

  • установить четкие критерии и конкретные пределы разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области административной ответственности,
  • сформулировать предметные основания осуществления субъектов Российской Федерации своих полномочий к конкретным видам и категориям административных правонарушений и санкций к ним,
  • предусмотреть в новом кодексе максимально возможные составы административных правонарушений, посягающие на общественный порядок, общественную безопасность и благоустройство.

В действующем КоАП РФ закреплено только два принципа административной ответственности: равенство всех перед законом и презумпция невиновности. Авторами концепции предлагается существенно расширить этот перечень, включив такие важнейшие руководящие нормы, как принцип вины, соразмерности, гуманизма, справедливости, законности и др. Это позволит судам, столкнувшись с неурегулированными правоотношениями, применять эти постулаты и принимать справедливые решения.

Концепция не оставила без внимания и проблему определения и назначения справедливого наказания. В качестве наглядной иллюстрации несоразмерности размера штрафа и совершенного противоправного деяния можно привести санкцию за неприменение ККТ, установленную п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Размер штрафа за данное правонарушение для юридических лиц установлен не менее 30 тыс.руб., хотя размер покупки может составлять менее 100 руб. И таких примеров в КоАП РФ достаточно много.

В целях обеспечения эффективного и разумного административного воздействия предполагается что:

  • административные правонарушения по аналогии с уголовным законодательством разделятся на категории в зависимости от характера и степени общественной вредности, для каждой из которых будут установлены сроки давности привлечения к административной ответственности (не более двух лет), особенности производства и максимальные административные наказания;
  • появятся определения длящихся, продолжаемых, однородных, неоднократных повторных и малозначительных административных правонарушений;
  • размер штрафа будет определяться с учетом характера правонарушения и имущественного положениялица, привлекаемого к ответственности; разрешится вопрос о целесообразности назначения наказания ниже низшего предела;
  • размер штрафа будет уменьшаться (увеличиваться) за каждое смягчающее (отягчающее) обстоятельство, что может поспособствовать разрешению трудностей, с которыми сейчас сталкиваются судьи, при подсчетах сумм наложенных административных штрафов, особенно при рассмотрении жалоб таможенных органов, органов валютного контроля;
  • общим правилом станет вынесение предупреждения гражданам за впервые совершенные негрубые административные правонарушения при отсутствии отягчающих обстоятельств;
  • предупреждение в качестве замены административного штрафа может быть вынесено юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, их работникам;
  • появится положение, согласно которому будет недопустимо привлекать к ответственности за одно и то же правонарушение одновременно и юридическое лицо и его работника, такое будет возможно только при наличии вины обоих.

ИП будут выделены как самостоятельный субъект административных правонарушений, что исключит применяемую практику о приравнивании их к юридическим лицам при определении размера санкций за правонарушение.

Расширится сфера применения механизма уплаты в размере половины суммы наложенного штрафа. Сейчас такая возможность предусмотрена только для граждан и при оплате штрафа за нарушение ПДД. Видится, что такая мера будет мотивировать граждан и других субъектов административной ответственности добровольно исполнять административное наказание.

Должен измениться подход к извещению, уведомлению, а также документообороту при производстве дел об административных правонарушениях с учетом внедрения и использования Интернета, системы Единого портала государственных и муниципальных услуг, появится возможность более широкого выбора лицам, участвующим в деле, способа получений уведомлений, в том числе посредством СМС и отправлений на электронную почту. Одно единственное условие – наличие технической возможности.

Также предполагается, что:

  • физическое и психическое насилие наряду с крайней необходимостью найдет свое место среди обстоятельств, исключающих противоправность деяния;
  • уточнится определение некоторых наказаний, в частности конфискации имущества;
  • административное приостановление осуществление деятельности будет исключено из видов наказания и войдет в перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
  • выделятся особые главы об особенностях освобождения от административной ответственности, административного наказания, замены административного наказания, отсрочки, рассрочки и приостановлении исполнения административного наказания
  • урегулируются особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет;
  • расширятся, уточнятся и станут более конкретными права участников процесса на всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях, расширятся процессуальные права прокурора;
  • более обстоятельно будут проработаны вопросы о доказательствах и распределении бремени доказывания, развитии института состязательности в производстве по делам об административных правонарушениях;
  • закрепятся дополнительные гарантии оказания квалифицированной юридической помощи, будет предусмотрено обязательное участие адвоката при рассмотрении дел, в качестве наказаний по которым предусмотрен арест;
  • нормы, регулирующие судопроизводство, перейдут в процессуальное законодательство, в КоАП РФ останутся лишь положения о подведомственности и др.

Правительство РФ не ограничило дальнейшую дискуссию по изменению законодательства об административных правонарушениях и оставило за собой право на изменение провозглашенных в концепции подходов. Вступление в силу нового кодекса ожидается с 1 января 2021 года.

Изменения в КоАП РФ

В марте 2020 года председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев предложил разработать и утвердить новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ). В начале июня 2020 года была предложена концепция нового КоАП РФ, которую уже рассматривает Минюст РФ. Об основных нововведениях изменениях проекта расскажем ниже.

Что будет нового в КоАП РФ

Авторы проекта предусматривают масштабную реформу административного законодательства, сокращение составов правонарушений, изменение подходов к назначению наказаний. Согласно концепции, количество правонарушений значительно сократят и разделят по категориям. Распределение по категориям будут зависеть от характера проступка и степени общественной вредности.

Основные моменты проекта, которые скажутся на рядовых гражданах:

  1. правонарушения повышенной степени общественной вредности будут отнесены к категории грубых проступков;
  2. каждая категория получит свой срок давности привлечения к ответственности, который не может превышать 2-х лет (увеличение сроков привлечения предусмотрено только для юридических лиц);
  3. в качестве первого наказания для граждан за негрубые правонарушения предлагается назначать предупреждения, а не выписывать штрафы;
  4. предупреждение вместо штрафа за мелкие проступки, совершенные впервые, смогут получить ИП и предприятия малого и среднего бизнеса, их сотрудники;
  5. если наказание по статье КоАП РФ предусматривает штраф, то его размер будет определяться характером правонарушения, размером причиненного вреда, финансовое положение нарушителя и его семьи;
  6. если нарушитель устранил или предотвратил вред, который он мог нанести своими действиями, то ему назначается минимальный размер штрафа, либо предупреждение.

Будет расширен перечень случаев, когда допускается сокращение штрафа в 2 раза, если нарушитель выплатит его в течение 20 дней после вынесения постановления. Сейчас это правило действует только для нарушителей ПДД. По новым нормам не будет применяться сокращение штрафа в 2 раза только за грубые правонарушения, а также оборотные штрафы (выплаты, зависящие от выручки компании).

Проект предусматривает уменьшение штрафа в случае обстоятельств, по которым ответственность должна быть смягчена. При этом сумма, которую обязан заплатить нарушитель, будет уменьшаться при каждом таком обстоятельстве. В случае отягчающих обстоятельств штраф будет увеличиваться. Размеры уменьшения или увеличения штрафа, а также перечни обстоятельств для такого решения, будут устанавливаться новым КоАП РФ.

Особенности применения наказаний по проекту КоАП РФ

Отдельный блок нововведений связан с порядок исполнения наказаний по КОАП РФ:

  1. если сумма штрафа достигнет 10 тыс. руб., списывать деньги с банковских счетов должника можно без возбуждения исполнительного производства ;
  2. сотрудники ФССП будут получать электронную заявку и без возбуждения исполнительного производства смогут автоматически блокировать деньги на счету банка или другой кредитной организации;
  3. человек, которого неправомерно привлекли к ответственности, может рассчитывать на компенсацию за возмещение вреда из-за незаконного административного преследования;
  4. расширяется понятие о недопустимости обратной силы закона, отягчающего ответственность;
  5. к обязательным работам в качестве наказания нельзя будет привлекать детей-инвалидов, беременных женщин, тяжелобольных людей, инвалидов I и II групп.

Правило о законе, отягчающем ответственность, будет действовать следующим образом: если действия нарушителя одновременно попали под статьи административного и уголовного кодексов, то применяться будет статья КоАП РФ. Это позволит избежать ситуации с ужесточением наказания, если в силу вступят оба закона.

В действующем КоАП РФ различаются 3 категории нарушителей: простые граждане, юридические и должностные лица. В новом документе этот список предлагается расширить. В особую группу нарушителей попадут подростки. Суды смогут освобождать их от ответственности, но при этом с несовершеннолетними нарушителями будут проводить воспитательную работу в качестве профилактики. Такие меры по отношению к подростку также могут стать для него специальным видом наказания. При вынесении решения будут учитываться условия жизни и воспитания, уровень психического развития малолетнего нарушителя, особенности его личности, влияние на него старших лиц.

Отдельным субъектом нового КоАП РФ станут индивидуальные предприниматели . Сейчас их относят к должностным или юридическим лицам, чтобы квалифицировать нарушения и определить сумму штрафа. Новый кодекс должен решить эту проблему.

Еще одним нововведением для бизнеса станет запрет на одновременное привлечение к ответственности юридического лица и его работника за одно и то же нарушение . Исключением станут случаи, когда юрлицо виновно в том, что не приняло соответствующие меры и позволило сотруднику совершить правонарушение.

Кроме того, надзорные органы лишатся права приостанавливать деятельность тех или иных предприятий. Это право останется только за судом. При этом предельный срок остановки деятельности предприятий значительно сократится (сейчас он уточняется).

Изменения в КоАП коснутся и властей, чиновников органов местного самоуправления, казенных учреждений и государственных внебюджетных фондов. Для всех этих структур отменят административную ответственность как для юридических лиц. Теперь за противоправные действия этих организаций будут наказывать должностных лиц.

Ожидается, что проект КоАП РФ будет внесен на рассмотрение Госдумы РФ в конце 2020 года.

Источники:
http://www.garant.ru/ia/opinion/author/tatarinov/1281111/
http://gogov.ru/articles/new-koap
http://www.garant.ru/ia/opinion/author/tatarinov/1281111/

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию