Изменения в Законе о СМИ : новая статья о поручениях редакции в особых условиях

Закон “О СМИ”

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I
“О средствах массовой информации”

С изменениями и дополнениями от:

13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 21 июля 2005 г., 27 июля, 16 октября 2006 г., 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г., 9 февраля 2009 г., 14 июня, 11, 21 июля 2011 г., 28 июля 2012 г., 5 апреля, 2 июля 2013 г., 14 октября, 24 ноября 2014 г., 8 марта, 13 июля, 30 декабря 2015 г., 5 апреля, 3 июля 2016 г., 7 июня, 29 июля, 25 ноября 2017 г., 18 апреля, 30 октября, 27 декабря 2018 г., 1 мая, 6 июня 2020 г.

ГАРАНТ:

См. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 “О практике применения судами Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации”

См. комментарии к настоящему Закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

27 декабря 1991 года

Закон применяется в отношении СМИ, учреждаемых в РФ, а для создаваемых за ее пределами – лишь в части, касающейся распространения их продукции в РФ. Юридические лица и граждане других государств, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные Законом, наравне с организациями и гражданами РФ (если иное не установлено).

Провозглашается свобода массовой информации (предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иные сообщений и материалов) в РФ. Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Определены и иные понятия, используемые в Законе.

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции СМИ со стороны уполномоченных лиц предварительно согласовывать сообщения и материалы, а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов (их отдельных частей), не допускается. Запрещается злоупотребление свободой массовой информации.

Учредителем (соучредителем) СМИ может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Определены лица, которые не могут выступать учредителями. Редакция СМИ осуществляет свою деятельность после его регистрации в установленном порядке. Рассмотрены основания прекращения и приостановления деятельности СМИ, вопросы о статусах учредителя и редакции СМИ. Закреплены и иные положения об организации деятельности СМИ.

Самостоятельный раздел Закона посвящен распространению массовой информации. Рассматриваются вопросы: выдачи и аннулирования лицензии на вещание; хранения материалов радио- и телепередач; распространения рекламы; выходных данных; тиража; и т.д. Государственную политику в области лицензирования радио- и телевещания вырабатывает и проводит Федеральная комиссия по телерадиовещанию.

Определены основы отношений СМИ с гражданами и организациями. Закреплены права и обязанности журналиста.

Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации осуществляется на основе договоров, заключенных РФ. Редакции, профессиональные объединения журналистов участвуют в международном сотрудничестве в области массовой информации на основе соглашений с гражданами и юридическими лицами других государств, а также международными организациями. Гражданам РФ гарантируется беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных СМИ.

За нарушения законодательства РФ о СМИ несут ответственность учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов. Предусмотрены основания освобождения от ответственности.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I “О средствах массовой информации”

Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования

Текст Закона опубликован в “Российской газете” от 8 февраля 1992 г. N 32, в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 13 февраля 1992 г. N 7 ст. 300

О признании не соответствующими Конституции РФ отдельных норм настоящего Федерального закона см:

Постановление Конституционного Суда РФ от 17 января 2020 г. N 4-П

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 6 июня 2020 г. N 131-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 июня 2020 г.

Федеральный закон от 1 мая 2020 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 мая 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 534-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2020 г.

Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 380-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2017 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 278-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 239-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 464-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 257-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г., за исключением подпункта “б” пункта 2 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 370-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 158-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 50-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 34-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 252-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2012 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 142-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2011 г.

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 10-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 4 августа 2001 г. N 107-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 июня 2000 г. N 90-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 марта 1998 г. N 30-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 1995 г. N 114-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 июня 1995 г. N 87-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 6-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Изменения в Законе о СМИ в 2020 году: новая статья о поручениях редакции в особых условиях

СМИ – это органы передачи информации обществу с помощью технических средств: радио, тв, интернет, газеты и журналы, книжные издательства и пр.

Работа средств массовой информации регулируется ФЗ №2124-1 от 27.12.1991 «О средствах массовой информации», а также списком изменяющих нормативно-правовых актов для него.

Основные положения Закона о СМИ

Основными положениями ФЗ №2124-1 являются:

  1. Принцип свободы СМИ, в соответствии с которым учреждение СМИ, а также работа с информацией (получение, публикация) не могут ограничиваться за исключением случаев, указанных в законодательстве.
  2. Отсутствие цензуры (согласование с органами власти или специально созданными организациями материалов перед публикацией): нельзя запрещать публиковать материалы или их части, а также создавать и финансировать организации, занимающиеся цензурой.
  3. Невозможность злоупотребления СМИ: нельзя использовать средства массовой информации для противоправных действий с целью воздействия на подсознание граждан, раскрывать государственные тайны, пропагандировать наркоманию, а также рассказывать о методах производства и местах приобретения наркотических вещества и т. д.
  4. Настоящий Закон применяется для СМИ, зарегистрированных на территории РФ, а также для части информации иностранных СМИ, распространяемой на территории РФ.

Изменения 2020 года

С 1 сентября 2020 года вступят в силу изменения в Законе о СМИ, которые привнесены ФЗ №534 от 27.12.2018. Так, в Законе о СМИ появится новая статья №47.1 «Выполнение поручения редакции в особых условиях», в соответствии с которой:

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  1. Особыми условиями признается работа на территории (РФ или иных стран), где проходят боевые действия, операции против терроризма или введено военное или чрезвычайное положение.
  2. Редакция, получив письменное согласие сотрудника на участие, составляет поручение на работу в особых условиях в письменном виде. Документ должен содержать следующие данные: ФИО сотрудника, который будет выполнять работу; должность; действия, которые должен выполнить сотрудник; место, в которое он должен отправиться; сроки выполнения работы.

Кроме того, редакция должна обеспечить следующие условия:

  • провести обучение сотрудников, которые должны будут выполнить поручение, мерам безопасности в соответствующих условиях, ждущие их на территории с особыми условиями, а также предоставить средства, обеспечивающие личную безопасность, с опознавательными знаками «Пресса» (или «Pres» для иностранных командировок);
  • если требуется выезд за границу РФ, редакция обязана предоставить сотрудникам документ, подтверждающий их статус журналиста.

Если сотрудник во время работы в особых условиях получил вред жизни или здоровью, редакция должна выплатить единовременную компенсацию:

  • не менее двух миллионов рублей в случае смерти;
  • не менее одного миллиона рублей в случае причинения вреда здоровью, который повлек за собой утрату трудоспособности не менее, чем на 90%; и не менее ста тысяч рублей за каждые 10% степени утраты, если в общем она составляет менее 90%;
  • если сотруднику понадобилась неотложная медицинская помощь в иностранном государстве, редакция должна оплатить полный чек за услуги, но не более двух миллионов рублей;
  • если сотруднику в связи с состоянием здоровья необходим специализированный борт или специально оборудованные места, а также медицинское сопровождение для возвращения на родину, редакция должна оплатить полный чек, но не более одного миллиона рублей;
  • в случае смерти сотрудника при возвращении останков на родину редакция должна покрыть всю сумму расходов, но не более одного миллиона рублей.

Все эти компенсации должны быть выплачены вне зависимости от выплат по ФЗ №125 от 24.07.1998.

При задержках выплаты компенсации редакция обязана выплатить пеню в размере 0,5% от невыплаченной суммы компенсации за каждый день просрочки.

Редакция может не платить компенсации в случае, если сотрудник был застрахован от соответствующих рисков договором добровольного страхования за счет средств редакции. При этом выплаты по добровольному страхованию не должны быть ниже сумм, указанных в ст. №47.1

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Законы, вступающие в силу 1 сентября

Федеральный закон от 18 июля 2020 года № 193-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

Продажей билетов, абонементов и экскурсионных путёвок могут заниматься только организации исполнительских искусств и музеи, а также уполномоченные на основании договора лица.

Запрещено продавать билеты, абонементы и экскурсионные путёвки по цене, превышающей ту цену, которая указана в билете, абонементе или экскурсионной путёвке. При этом установлено, что уполномоченные лица при их реализации вправе взимать плату за оказание покупателю сопутствующих услуг. Общая стоимость услуг не должна превышать 10 процентов цены, указанной в билете, абонементе или экскурсионной путёвке.

Правительство РФ будет устанавливать правила и условия возврата билетов, абонементов и экскурсионных путёвок в случае отказа посетителя от посещения, а их форму — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Организации исполнительских искусств и музеи могут самостоятельно устанавливать элементы оформления билетов, абонементов и экскурсионных путёвок.

Федеральный закон от 26 июля 2020 года № 226-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Скорректирован круг должностных лиц местного самоуправления, которые могут совершать отдельные нотариальные действия в поселениях и населённых пунктах, где нет нотариусов. В частности, в него вошли должностные лица администраций поселений, муниципальных районов, городских и муниципальных округов, не являющихся административными центрами.

Также предусмотрена обязанность нотариусов в поселениях и населённых пунктах, в которых отсутствует нотариус и имеется потребность в совершении нотариальных действий, соблюдать график приёма населения, которые утверждается нотариальной палатой субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон от 26 июля 2020 года № 201-ФЗ «О внесении изменения в статью 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации»

Пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии законодательными актами РФ на совершение нотариальных действий, будут зачисляться в бюджеты муниципальных районов по нормативу 100 процентов.

Федеральный закон от 29 июля 2018 года № 265-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Вводится обязательное осуществление аудиозаписи судебных заседаний по гражданским делам в судах первой и апелляционной инстанций, а также возможность подачи замечаний относительно неточности и неполноты такой аудиозаписи.

Также предусмотрено, что при формировании состава суда для рассмотрения гражданских и административных дел будет использоваться автоматизированная информационная система.

Кроме того, установлен процессуальный статус помощника судьи.

Федеральный закон от 29 июля 2018 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»

Установлен новый вид дисциплинарного взыскания для судей — понижение в квалификационном классе. Такой вид наказания может налагаться за существенное нарушение положений Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» или Кодекса судейской этики в том случае, если судья ранее уже подвергался дисциплинарному взысканию.

Также установлено, что в случае положительного решения квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидата на должность судьи для его назначения на указанную должность согласие председателя соответствующего суда не требуется.

Федеральный закон от 29 июля 2018 года № 228-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

Изменения, вносимые в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, направлены на совершенствование судебной системы, обеспечение доступа граждан к правосудию, а также на реализацию принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений.

Состав суда для рассмотрения каждого уголовного дела будет формироваться с учётом нагрузки и специализации судей путём использования автоматизированной информационной системы. Также определен статус и полномочия помощника судьи.

Кроме того, вводится обязательная аудиозапись судебного заседания в суде первой и апелляционной инстанций и право участников судебного разбирательства знакомиться не только с протоколом судебного заседания, но и с аудиозаписью судебного заседания, и подавать на неё замечания.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 534-ФЗ «О внесении изменения в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» дополнен новой статьёй, которая касается выполнения сотрудником СМИ поручений редакции в особых условиях.

Установлены обязанности редакции в случае выполнения её сотрудником поручения редакции в особых условиях. Предусмотрено, что при причинении вреда жизни или здоровью сотрудника в процессе выполнения им поручения редакция обязана выплатить единовременную компенсацию, а также устанавливается минимальный размер компенсаций и порядок их выплат. Редакция освобождается от обязанности по обеспечению выплаты компенсаций в случае заключения ею за счёт собственных средств договора добровольного страхования сотрудника редакции, выполняющего поручение редакции в особых условиях.

Ряд положений Федерального закона от 3 июля 2020 года № 167-ФЗ «О внесении изменений в статьи 39 и 40 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

С 231 084 до 300 000 рублей увеличен общий месячный фонд оплаты труда помощников членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Федеральный закон от 1 мая 2020 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в статьи 22 и 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»

Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы в случае возникновения у него отдельных обстоятельств, дающих право на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, в период прохождения военной службы по призыву.

Федеральный закон от 26 июля 2020 года № 223-ФЗ «О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере нотариата, получили право составлять протоколы в отношении должностных лиц органов местного самоуправления, не выполняющих требования территориального органа юстиции при проверке соблюдения законодательства о нотариате.

Ряд положений Федерального закона от 1 мая 2020 года № 88-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Извещение о дорожно-транспортном происшествии может быть составлено водителями в виде электронного документа. Оно составляется на портале госуслуг по форме, которая установлена Банком России.

Постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2020 года № 1028 «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации кресел-колясок, относящихся к медицинским изделиям, и мониторингу за их оборотом»

С 1 сентября 2020 года по 1 июня 2021 года будет проводиться эксперимент по маркировке средствами идентификации кресел-колясок, относящихся к медицинским изделиям. Его цель — проработка вопросов работы системы маркировки кресел-колясок и мониторинг их оборота, а также организация эффективного взаимодействия органов государственной власти с участниками оборота кресел-колясок. Участие в эксперименте будет добровольным.

Постановление Правительства Москвы от 27 августа 2020 года № 1093-ПП «О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2018 г. № 1525-ПП»

С 1 сентября 2020 года минимальная пенсия в Москве повыситься с 17, 5 тысяч до 19,5 тысяч рублей.

Доплату получат порядка 1,6 миллиона неработающих пенсионеров, причем 44 тысячи из них — впервые.

Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

  • Актуальные темы:
  • Проблемы НКО
  • Мониторинг правоприменения
  • Экология
  • Мониторинг на выборах
  • Историческая память
  • Памяти наших коллег

Документы

Важно

Рекомендации СПЧ по итогам выездного заседания в Республике Башкортостан

Рекомендации СПЧ по итогам выездного заседания в Иркутской области
Рекомендации СПЧ по итогам выездного заседания в Алтайском крае

Новости RSS

Видео

Экспертные заключения

Экспертное заключение на проект федерального закона “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О средствах массовой информации” и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” от 12 Октября 2018
Электронная версия

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) в соответствии с подпунктом «д» пункта 4 Положения о Совете, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 120 (в ред. от 26 ноября 2015 г.) провел экспертизу проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – законопроект № 560373-6) и считает возможным представить следующее экспертное заключение.

Целью законопроекта, изначальная версия которого была подготовлена Советом в 2015 году, является усиление правовой и иной защищенности журналистов, работающих в «горячих точках». В этих целях законопроект № 560373-6 вводит дополнительные обязанности редакции, связанные со специальной подготовкой журналиста, с обеспечением его специальным оборудованием и страховкой, и устанавливает административную ответственность в случае неисполнения этой обязанности.

Концептуально данный законопроект заслуживает всяческой поддержки.

В то же время, ряд его положений требует уточнения и дополнения в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению.

1. Пункт 1 статьи 1 законопроекта, дополняющий часть 1 статьи 47 Закона РФ «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) пунктом 13, закрепляющим право журналиста «находиться, при наличии поручения редакции средства массовой информации на территории Российской Федерации, на которой введено военное положение, в зоне вооруженного конфликта, а также за пределами Российской Федерации в районах вооруженных конфликтов», нуждается в уточнении.

Во-первых, как справедливо отмечается в Официальном отзыве Правительства РФ от 11 февраля 2015 г. № 704п-П39, в законодательстве отсутствует такое понятие как «поручение редакции». Однако, в пункте 8 части 1 статьи 49 Закона о СМИ есть понятие «задание редакции». В связи с этим предлагается слово «поручение» заменить словом «задание».

Во-вторых, слово «находиться» следует заменить словами «посещать», как это сделано в пункте 7 части 1 статьи 47 Закона о СМИ.

В-третьих, слова «на территории Российской федерации, на которой», следует заменить словами «местности, в которых».

В-четвертых, слова «в зоне вооруженного конфликта» следует заменить словами «на территории, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции».

2. Замечания, перечисленные в пункте 1 настоящего Экспертного заключения, в равной степени относятся к части 1 статьи 471, содержащейся в пункте 2 статьи 1 законопроекта № 560373-6. В целях экономии нормативного материала и во избежание его неоправданного дублирования целесообразно сформулировать часть 1 статьи 471 в следующей редакции:

«Под особыми условиями осуществления профессиональной деятельности журналиста понимаются условия, перечисленные в пункте 13 части первой статьи 47 настоящего Закона. К особым условиям осуществления профессиональной деятельности журналиста могут – при наличии оснований – относиться также условия, перечисленные в пункте 7 части первой статьи 47 настоящего Закона».

Упоминание в данном контексте пункта 7 части 1 статьи 47 Закона о СМИ предопределено тем фактом, что в этом пункте перечисляются «места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение», работа в которых также представляет повышенную опасность для жизни и здоровья журналиста.

3. В части 2 статьи 471, содержащейся в пункте 2 статьи 1 законопроекта № 560373-6, необходимо уточнить, что обязанность лежит не на редакции, а на работодателе (редакция, главный редактор, издатель, вещатель или учредитель средства массовой информации), поскольку речь идет о журналистах, работающих по трудовым договорам, в то время как редакция может не обладать правами юридического лица.

При этом нужно иметь в виду, что есть немало журналистов, работающих по гражданско-правовым договорам. Отсутствие в законе норм, обеспечивающих их защиту при работе в особых условиях, будет не только означать их дискриминацию, но и стимулировать использование именно таких журналистов для работы в «горячих точках».

С учетом приведенных выше соображений представляется целесообразным изложить часть 2 статьи 471 в следующей редакции:

«В целях обеспечения профессиональной деятельности журналиста в особых условиях работодатель, а в случаях, когда журналист работает на основании гражданско-правового договора, заказчик, обязан:»

4. Пункт 3 части 2 статьи 471 предлагается изложить в следующей редакции:

«3) обеспечить журналиста редакционным удостоверением, профессиональной международной карточкой журналиста, а в случае выезда за пределы Российской Федерации – также международным «Удостоверением журналиста, находящегося в опасной командировке», предусмотренным Дополнительным протоколом к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов».

5. Дополнить часть 2 статьи 471 пунктом 4 следующего содержания:

«4) обеспечить возможность прохождения добровольной геномной регистрации».

6. Часть 3 статьи 471 предлагается изложить в следующей редакции:

«Правила, предусмотренные пунктами 1, 2 и 4 части второй настоящей статьи, распространяются также на телеоператоров, водителей и иных работников редакции, обеспечивающих работу журналиста в особых условиях».

7. Кроме того статью 471 предлагается дополнить частью 5 следующего содержания: «Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, оказывает содействие редакциям средств массовой информации, а равно издателям, вещателям или учредителям средств массовой информации в приобретении или аренде средств индивидуальной защиты и специального оборудования, а также в выдаче журналистам «Удостоверения журналиста, находящегося в опасной командировке».

Дело в том, что на практике приобретение современного и надежного специального оборудования, способного реально защитить журналиста, связано с большими трудностями. Качественные каски и бронежилеты в свободной продаже в России отсутствуют. Необходимо, чтобы соответствующее государственное ведомство (ведомства) оказывало всестороннюю поддержку тем телерадиокомпаниям, издательским домам, информационным агентствам, редакциям, чьи журналисты работают в особых условиях в «горячих точках».

8. Статью 472 предлагается уточнить с учетом замечаний, изложенных в пункте 3 настоящего Экспертного заключения.

9. Наименование и диспозицию статьи 5.27.1 КоАП РФ также предлагается уточнить с учетом замечаний, изложенных в пункте 3 настоящего Экспертного заключения.

Настоящее Экспертное заключение одобрено Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека путем заочного голосования «9» октября 2018 года.

Совет Федерации одобрил изменение в Закон РФ «О средствах массовой информации»

Устанавливаются дополнительные гарантии для журналистов.

Совет Федерации одобрил изменение Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» в части установления дополнительных гарантий для журналистов.

Документ внесен членом СФ Александром Торшиным (в период исполнения им полномочий члена СФ), депутатами Государственной Думы.

Смотрите также

21 декабря 2018 года, 14:16

Как сообщила первый заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова, Бокова
Людмила Николаевна представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Саратовской области закон направлен на обеспечение прав журналистов, их защищенности и безопасности при выполнении ими поручений редакции в особых условиях осуществления журналистской деятельности.

Закон РФ «О средствах массовой информации» дополняется новой ст. 47 1 «Выполнение поручения редакции в особых условиях», что предполагает осуществление сотрудником редакции профессиональной деятельности на территории РФ, на которой введено военное положение, в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и на территории (объекте) проведения контртеррористической операции, определенных законодательством РФ, в иностранном государстве, определенном Правительством РФ, которое находится в условиях ЧП или в состоянии вооруженного конфликта.

Указанное поручение должно быть оформлено редакцией в письменной форме с письменного согласия сотрудника на его выполнение. В поручении указывается сотрудник, который будет выполнять данное поручение, а также информация о действиях, которые должен совершить сотрудник для выполнения данного поручения, о месте, в которое направляется сотрудник, а также о сроке выполнения данного поручения.

Устанавливаются обязанности редакции по отношению к сотрудникам редакции, в т. ч. при причинении вреда жизни или здоровью в процессе выполнения поручения редакции в особых условиях выплатить единовременную компенсацию, размер которой для различных ситуаций определен в новой статье 47 1 .

Закон вступает в силу с 1 сентября 2020 года.

Вносится депутатами Государственной думы
М.Ю.Маркеловым, В.Е.Деньгиным,
Я.Е.Ниловым, Б.Л.Резником,
Р.А.Шлегелем, А.Г.Тарнавским,
Л.Л.Левиным, И.Е.Костуновым,
В.А.Крупенниковым, Н.И.Горовой,
и членом Совета Федерации А.П.Торшиным

Проект № 560373-6
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О внесении изменений в Закон Российской Федерации
«О средствах массовой информации»
и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Статья 1

Внести в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 7, ст. 300; Собрание законодательства РФ 1995, № 3,
ст. 169; № 24, ст. 2256; № 30, ст. 2870; 1996, № 1, ст. 4; 1998, ст. 1143; 2000, № 26, ст. 2737; № 32, ст. 3333; 2001, № 32, ст. 3315; 2002, № 12, ст. 1093; № 30, ст. 3029; № 30, ст. 3033; 2003, № 27, ст. 2708; № 50, ст. 4855; 2004, № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; № 45, ст. 4377; 2005, № 30, ст. 3104; 2006, № 31, ст. 3452; № 43, ст. 4412; 2007, № 31, ст. 4008; 2008, № 52, ст. 6236; 2009, № 7, ст. 778; 2011, № 25, ст. 3535; № 29, ст. 4291; № 30, ст. 4600; 2012, № 31, ст. 4322; 2013, № 14, ст. 1642; № 14, ст. 1658; № 27, ст. 3450; № 27, ст. 3477) следующие изменения:

1) часть 1 статьи 47 дополнить пунктом 13 следующего содержания:

«13) находиться, при наличии поручения редакции средства массовой информации на территории Российской Федерации, на которой введено военное положение, в зоне вооруженного конфликта, а также за пределами Российской Федерации в районах вооруженных конфликтов.»

2) дополнить статьей 47 1 следующего содержания:

«Статья 47 1 . Обеспечение профессиональной деятельности журналиста в особых условиях

Под особыми условиями осуществления профессиональной деятельности журналиста понимается выполнение журналистом, поручений редакции средства массовой информации на территории Российской Федерации, на которой введено военное положение, в зоне вооруженного конфликта, а также за пределами Российской Федерации в районах вооруженных конфликтов.

В случаях осуществления профессиональной деятельности журналиста в особых условиях, редакция средства массовой информации обязана:

1) заключить договор страхования, предусмотренный статьей 47 2 настоящего Закона;

2) обеспечить и финансировать обучение журналиста мерам безопасности, а также средствами индивидуальной защиты с опознавательным знаком «Пресса/Press» в соответствии с правилами, установленными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;

3) обеспечить международным удостоверением журналиста, в случае выезда за пределы Российской Федерации в порядке установленными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Меры обеспечения профессиональной деятельности журналиста в особых условиях, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 2 настоящей статьи, распространяются на лиц, выполняющих совместно с журналистом поручение редакции средства массовой информации в особых условиях осуществления профессиональной деятельности журналиста.

Контроль за исполнением редакцией средства массовой информации обязанностей предусмотренных законодательством о средствах массовой информации по обеспечению профессиональной деятельности журналиста в особых условиях осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.».

3) дополнить статьей 47 2 следующего содержания:

«Статья 47 2 . Страхование лиц, выполняющих поручения редакции средства массовой информации в особых условиях осуществления профессиональной деятельности журналиста

Страхование, предусмотренное настоящей статьей, осуществляется за счет средств редакций средств массовой информации.

Страхователями в соответствии с настоящей статьей выступают редакции средств массовой информации.

Страховщиками по страхованию в соответствии с настоящей статьей являются страховые организации, созданные согласно законодательству Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, имеющие соответствующие лицензии и заключившие с редакцией средства массовой информации договор страхования в пользу журналиста, а также лиц, выполняющих совместно с журналистом поручение редакции средства массовой информации в особых условиях осуществления профессиональной деятельности журналиста.

Застрахованными лицами в соответствии с настоящей статьей являются журналисты, а также лица, выполняющие совместно с журналистом поручение редакции средства массовой информации в особых условиях осуществления профессиональной деятельности журналиста.

Срок действия договора страхования не может быть меньше срока, в течение которого застрахованным лицом выполняются поручения редакции средства массовой информации в особых условиях осуществления профессиональной деятельности журналиста.

Объектами страхования являются:

1) имущественные интересы, связанные с наступлением смерти застрахованного лица в результате несчастного случая или болезни в связи с выполнением им поручений редакции средства массовой информации в особых условиях осуществления профессиональной деятельности журналиста;

2) имущественные интересы, связанные с причинением вреда здоровью застрахованному лицу, в результате несчастного случая или болезни в связи с выполнением им поручений редакции средства массовой информации в особых условиях осуществления профессиональной деятельности журналиста;

3) имущественные интересы, связанные с оказанием застрахованному лицу медицинских услуг, а также с затратами на осуществление репатриации застрахованного лица, необходимость в которых возникла в связи с выполнением им поручений редакции средства массовой информации в особых условиях осуществления профессиональной деятельности журналиста.

Страховые суммы выплачиваются страховщиком в следующих случаях:

1) смерти застрахованного лица в результате несчастного случая или болезни в связи с выполнением им поручений редакции средства массовой информации в особых условиях осуществления профессиональной деятельности журналиста – семье умершего и его иждивенцам в размере не менее 2 миллионов рублей;

2) причинения застрахованному лицу вреда здоровью, в результате несчастного случая или болезни, в связи с выполнением им поручений редакции средства массовой информации в особых условиях осуществления профессиональной деятельности журналиста, исключающего дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью – в размере не менее 1 миллиона рублей;

3) причинения застрахованному лицу вреда здоровью, в результате несчастного случая или болезни, в связи с выполнением им поручений редакции средства массовой информации в особых условиях осуществления профессиональной деятельности журналиста, не повлекшего стойкой утраты трудоспособности, не повлиявшего на способность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью, — в размере, рассчитанном в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации в соответствии с нормативами в зависимости от характера и степени повреждения здоровья застрахованного лица;

4) оказания застрахованному лицу медицинских услуг, а также осуществления репатриации застрахованного лица, необходимость в которых возникла в связи с выполнением им поручений редакции средства массовой информации в особых условиях осуществления профессиональной деятельности журналиста.

Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Центральным банком Российской Федерации, актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Порядок реализации определенных настоящей статьей прав и обязанностей сторон по договору страхования, устанавливается Центральным банком Российской Федерации в правилах страхования журналистов, а также лиц, выполняющих совместно с журналистом поручение редакции средства массовой информации в особых условиях осуществления профессиональной деятельности журналиста (Далее – Правила страхования).

Правила страхования, наряду с другими положениями, включают в себя следующие положения:

1) порядок заключения, изменения, продления, досрочного прекращения договора страхования;

2) порядок уплаты страховой премии;

3) перечень действий лиц при осуществлении страхования, в том числе при наступлении страхового случая;

4) порядок разрешения споров по страхованию;

5) порядок неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования.

В правилах страхования также могут содержаться и иные положения, определяющие условия договора страхования, предусмотренного настоящей статьей.».

Статья 2

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 44, ст. 4295; 2003, № 27, ст. 2700, 2708, 2717; № 46, ст. 4434; № 50, ст. 4847, 4855; 2004, № 31, ст. 3229; № 34, ст. 3529, 3533; 2005, № 1, ст. 9, 13; № 10, ст. 763; № 13, ст. 1077; №19, ст. 1752; № 27, ст. 2719, 2721; № 30, ст. 3104, 3131; 2006, № 1, ст. 10; № 10, ст. 1067; № 12, ст. 1234; № 17, ст. 1776; № 18, ст. 1907; № 19, ст. 2066; № 23, ст. 2380; № 31, ст. 3420, 3438, 3452; № 45, ст. 4641; № 50, ст. 5279; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21, 29; № 26, ст. 3089; № 30, ст. 3755; № 31, ст. 4007; № 41, ст. 4845; № 43, ст. 5084; 2008, № 18, ст. 1941; № 30, ст. 3601, 3604; 2009, № 7, ст. 777; № 23, ст. 2759; № 26, ст. 3120, 3122; № 29, ст. 3642; № 30, ст. 3739; № 52, ст. 6412; 2010, № 1, ст. 1; № 21, ст. 2525; № 23, ст. 2790; № 30, ст. 4006, 4007; № 31, ст. 4164, 4195, 4207, 4208; № 49, ст. 6409; № 52, ст. 6995; 2011, № 1, ст. 10, 23, 54; № 7, ст. 901; № 17, ст. 2310; № 23, ст. 3260; № 27, ст. 3873; № 29, ст. 4298; № 30, ст. 4573, 4585, 4590, 4598, 4600, 4605; № 46, ст. 6406; № 50, ст. 7342, 7345, 7351, 7352, 7355, 7362, 7366; 2012, № 10, ст. 1166; № 19, ст. 2278, 2281; № 24, ст. 3082; № 31, ст. 4320, 4330; № 47, ст. 6402, 6403; № 49, ст. 6757; № 53, ст. 7577, 7602, 7639, 7640; 2013, № 14, ст. 1651, 1666; № 19, ст. 2323; № 26, ст. 3207, 3208; № 27, ст. 3454; № 30, ст. 4025, 4029, 4030, 4031, 4032, 4034, 4036, 4040, 4044, 4078, 4082; № 31, ст. 4191; № 43, ст. 5443, 5444; № 44, ст. 5643; № 48, ст. 6161, 6165; № 49, ст. 6327, 6341; № 51, ст. 6683, 6685, 6695; № 52, ст. 6961, 6980, 6986, 7002; 2014, № 6, ст. 559, 566; № 11, ст. 1092; № 14, ст. 1562; № 19, ст. 2302, 2306, 2310, 2324, 2325, 2326, 2327, 2330, 2335; № 30, ст. 4278) следующие изменения:

1) дополнить статьей 5.27.1. следующего содержания:

«Статья 5.27.1. Неисполнение редакцией средства массовой информации обязанностей, предусмотренных законодательством о средствах массовой информации по обеспечению профессиональной деятельности журналиста в особых условиях

  1. Неисполнение редакцией средства массовой информации обязанностей, предусмотренных законодательством о средствах массовой информации по обеспечению профессиональной деятельности журналиста в особых условиях —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

  1. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей, на юридических лиц – от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.»;

2) в абзаце 1 части 1 статьи 3.5 после слов «частью 1 статьи 5.26,» дополнить словами «частью 2 статьи 5.27.1,»;

3) в части 2 статьи 23.1. после слов «частью 1 статьи 5.27,» дополнить словами «частью 2 статьи 5.27.1,»

4) в части 1 статьи 23.44 после слов «предусмотренных статьями» дополнить цифрами «5.27.1,»;

5) в пункте 58 части 2 статьи 28.3 после слов «предусмотренных статьями» дополнить цифрами «5.27.1,».

Поправки в закон о СМИ

Заместитель министра связи Алексей Волин подтвердил РБК, что министерство разработало такие поправки. По его словам, комиссия по законопроект​ной деятельности в целом одобрила законопроект, предложив его доработать в мелочах. Конкретные пожелания по доработке Волин раскрывать не стал.

Изменения касаются целого ряда статей закона о СМИ. Так, новая редакция 7-й статьи закона запрещает гражданам, имеющим судимость за преступления против основ конституционного строя, государственной и общественной безопасности, учреждать средства массовой информации.

К преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства, в частности, относятся публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст.280 УК), публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности России (ст.280.1 УК), например против присоединения Крыма, возбуждение ненависти, вражды или унижение человеческого достоинства (ст.282 УК).

К преступлениям в сфере общественной безопасности, в частности, относятся такие правонарушения, как терроризм (ст.205 УК РФ), массовые беспорядки (ст.212 УК РФ), неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст.212.1 УК РФ) и хулиганство (ст.213 УК РФ).

Волин не ответил на вопрос, касаются ли нововведения в том числе уже зарегистрированных СМИ, сказав, что в этом будут разбираться юристы.

Кроме того, внесены изменения в ст.27 закона о СМИ («выходные данные»). Если сейчас выходные данные обязаны указывать только периодические печатные издания, теле- и радиопрограммы, то теперь их обязаны будут указывать и сетевые СМИ.

Эти изменения позволят Роскомнадзору и другим заинтересованным ведомствам своевременно реагировать на распространение «деструктивной информации» в интернете, так как контактные данные теперь будут в открытом доступе, отмечают авторы законопроекта.

Другой блок поправок касается работы иностранных СМИ в России. Иностранным печатным СМИ смогут отказать в разрешении на распространение своей продукции на территории России, если издание нарушит 4-ю статью закона о СМИ («недопустимость злоупотребления свободой массовой информации») и закон «О противодействии экстремистской деятельности». Уже выданные разрешения могут быть аннулированы при несоответствии этим требованиям.

Эти изменения должны заработать с 1 января 2016 года. Эта дата совпадает с началом действия других поправок в закон о СМИ, которые ограничивают размер иностранного капитала в российских СМИ. С 2016 года иностранцы не смогут владеть или контролировать более 20% акций или долей учредителя российского СМИ. Многие издания уже начали перестраивать свои структуры владения, чтобы подстроиться под новый закон.

Кроме того, сейчас Госдума рассматривает законопроект, который обяжет СМИ отчитываться перед Роскомнадзором о получении финансирования из-за рубежа. К​омитет Госдумы по информационной политике 17 ноября рекомендовал принять этот законопроект в первом чте​нии. Авторы инициативы мотивируют ее необходимость попытками из-за рубежа «влиять напрямую на российское информационное пространство с целью предвзятого информирования и создания искаженной картины политической действительности». Члены комитета по информационной политике подчеркнули, что тем более нельзя позволять манипулировать гражданами в условиях террора, который направлен сейчас против россиян.

Источники:
http://zakonguru.com/izmeneniya/smi.html
http://www.pnp.ru/social/zakony-vstupayushhie-v-silu-1-sentyabrya.html
http://president-sovet.ru/documents/read/618/
http://council.gov.ru/events/news/99934/
http://ujmos.ru/prilozhenie-1-proekt-zakona-ob-izmeneniyah-v-zakon-rf-o-sredstvah-massovoy-informatsii/
http://avmalgin.livejournal.com/5819281.html
http://zakonguru.com/izmeneniya/soderzhanie-detej.html

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию