Исполнительное производство: изменения, внесённые в российское законодательство

Обзор изменений законодательства об исполнительном производстве

Изменения, внесенные в законодательство об исполнительном производстве, повысят эффективность исполнения судебных актов.

1 января 2012 года вступил в законную силу Федеральный закон № 389-ФЗ от 03.12.2011 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены существенные поправки в нормативно-правовые акты, регулирующие исполнительное производство.

Наиболее значимыми являются изменения, касающиеся обращения взыскания на денежные средства должника, розыска должника и его имущества, а также получения информации о должнике и его имуществе судебными приставами-исполнителями.

Рассмотрим последовательно внесенные изменения, а также дадим оценку с точки зрения их практической важности и полезности.

Внесены изменения в Федеральный закон «О частной детективной и охранной деятельности», дающие правомочия субъектам охранной и детективной деятельности на возмездной основе производить поиск лица, являющегося должником в соответствии с исполнительным документом, его имущества, а также поиск ребенка. Правовым основанием для этого поиска является договор между субъектом охранной и детективной деятельности и взыскателем.

В тексте закона неслучайно употребляется слово «поиск», а не «розыск», чтобы ни у кого не было неправильных ассоциаций с оперативно-розыскной деятельностью, которую могут осуществлять исключительно правоохранительные органы, исчерпывающий перечень содержится в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

В связи с этими изменениями у взыскателя появилась дополнительная возможность поиска должника и его имущества с помощью частного детектива.

Частный детектив не наделен какими-либо дополнительными полномочиями и имеет их не больше, чем сам взыскатель. Таким образом, можно констатировать, что в данном случае производится более глубокий поиск должника и его имущества взыскателем с привлечением дополнительных сил и средств.

В сфере деятельности судебных приставов появился новый объект розыскной деятельности – розыск гражданина ответчика по гражданскому делу на основании судебного акта.

В связи с этим в закон «О судебных приставах» внесены изменения, расширяющие круг полномочий главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава и других должностных лиц службы судебных приставов. Розыск гражданина ответчика по гражданскому делу объявляет и производит судебный пристав-исполнитель (ст. 12 ФЗ «О судебных приставах»).

Также добавлены полномочия судебным приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее по тексту СП по ОУПДС), в частности:

– оказание содействия органам внутренних дел в розыске и задержании лиц, скрывшихся от дознания, следствия или суда;

– содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении им исполнительного производства (по поручению старшего судебного пристава или его заместителя), а также дознавателю при осуществлении дознания.

Что подразумевает под собой содействие, законодатель не раскрывает, но обычно в таких случаях под содействием понимается помощь в рамках конкретных предоставленных законом полномочиях.

Из имеющихся правомочий СП по ОУПДС (ст. 11 ФЗ «О судебных приставах»), не совсем ясно, как конкретно может содействовать СП по ОУПДС при осуществлении розыска должника или дознания (за исключением его привода, на основании постановления судебного пристава-исполнителя).

Будем надеяться, практика покажет, что конкретно подразумевается под содействием СП по ОУПДС органам внутренних дел, судебному приставу-исполнителю и дознавателю.

Внесены изменения в гражданское и в арбитражное процессуальное законодательство. Так, изменено содержание исполнительного документа, выдаваемого Арбитражным судом. В соответствии со ст. 320 АПК РФ помимо существующих требований, в исполнительном документе обязательно указывать:

– для гражданина (должник и взыскатель), являющегося индивидуальным предпринимателем – фактический адрес должника (если он известен), дату государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика;

– для организаций (должник и взыскатель) – наименование, местонахождение, фактический адрес должника (если он известен), дату государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика.

В гражданский процессуальный кодекс внесены изменения, касающиеся взыскания расходов по розыску должника, ответчика, ребенка, отобранного по решению суда. Взыскание расходов теперь возложено на службу судебных приставов (ранее это возлагалось на органы внутренних дел).

Важным изменением следует отметить возможность судебного пристава-исполнителя запросить в бюро кредитных историй титульную и основную часть кредитной истории должника. Соответствующие изменения внесены в ФЗ «О кредитных историях».

Наибольший практический интерес из информации, содержащейся в кредитной истории, представляет (ст. 4 ФЗ « О кредитных историях»):

– место регистрации и фактического места жительства должника, сведения о его государственной регистрации;

– информация о погашении займа за счет его обеспечения имуществом;

– информация о дате и сумме погашения обязательств.

Последние два пункта представляют особенный интерес при расследовании уголовных дел, подследственных службе судебных приставов, а именно ст. ст. 177 «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности», 315 УК РФ «Злостное уклонение от исполнения решения суда».

Поясним на примере. Должник находится в исполнительном производстве, однако имеющиеся денежные средства направляет не на погашение долга по исполнительному производству, а на погашение других своих обязательств. Установление данного факта является одним из необходимых элементов при доказывании злостности уклонения должника от исполнения судебного решения (или от погашения кредиторской задолженности).

Наибольшее количество изменений внесено в ФЗ «Об исполнительном производстве».

Самым важным изменением следует признать новую редакцию ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве» «Арест денежных средств должника».

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» арест имущества (денежных средств) должника является исполнительным действием (а не мерой принудительного исполнения).

Исполнительные действия судебный пристав-исполнитель может совершать в срок, установленный должнику, для добровольного исполнения (ч. 1 ст. 80 ФЗ «Об исполнительном производстве), а также по приостановленному исполнительному производству (ч. 6 ст. 45 ФЗ «Об исполнительном производстве».)

Кроме того, исполнительные действия судебный пристав-исполнитель вправе совершать без предварительного уведомления должника (ч.2 ст. 24 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В действующей редакции ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель направляет постановления об аресте денежных средств в банк (при этом он не обязан указывать конкретные номера расчетных счетов).

Банк в свою очередь обязан разыскать все расчетные счета должника ( ч. 2 ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве») и наложить арест на денежные средства должника в пределах суммы, указанной в постановление.

В случае, если денежных средств на счете недостаточно, то банк обязан приостановить операции по счету и продолжить дальнейшее исполнение до полного исполнения постановления о наложении ареста на денежные средства должника ( ч.ч. 2,6 ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Таким образом, на практике может возникнуть ситуация, что в срок для добровольного исполнения, без уведомления должника, денежные средства на счетах могут быть арестованы в объеме, необходимом для полного исполнения решения суда, что выгодно для взыскателя, и не совсем удобно для должника.

В случае если в процессе исполнения арест будет наложен на сумму, большую, чем необходимо, судебный пристав-исполнитель незамедлительно принимает меры по снятию ареста с излишне арестованных денежных средств.

Такая ситуация может возникнуть при направлении судебным приставом-исполнителем постановлений о наложении ареста денежных средств должника в несколько банков одновременно.

Ранее закон не содержал таких точных и последовательных формулировок, и на практике банки по-разному понимали и исполняли постановления о наложении ареста на денежные средства. Настоящий порядок урегулировал ранее возникающие разногласия в исполнении постановлений о наложении ареста на денежные средства.

Также удачно переформулировано содержание ч.5 ст.70 ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которым банк незамедлительно обязан производить списание денежных средств со счета должника при получении постановления о наложении ареста на денежные средства.

Ранее, при буквальном прочтении закона, банк обязан был начать списание денежных средств в течение трех дней, со дня получения постановления судебного пристава-исполнителя, что давало иногда повод для злоупотреблений со стороны банков.

Подобное усмотрение в исполнении банком позволяло должнику перевести денежные средства в течение трех дней и тем самым избежать обращения на них взыскания.

В соответствии с ч.6 ст.70 ФЗ «Об исполнительном производстве», банк, при наличии обоснованных сомнений в подлинности исполнительного документа, вправе не исполнять его в течение 7 дней.

В диспозицию данной статьи добавлена обязанность банка приостановить денежные операции при такой проверке на сумму требований исполнительного документа. Ранее такой оговорки не было, что иногда давало повод для злоупотреблений правом банком, чем нарушались права взыскателя.

В сфере обращения взыскания на имущественные права расширен перечень объектов, на которые возможно обратить взыскание. В настоящее время закон такой перечень сделал открытым (ч.7 ст.75 ФЗ «Об исполнительном производстве»), и взыскание может быть обращено на любое имущественное право, лишь бы такое обращение не было запрещено законом.

Кроме того, появилась ч. 2.1. ст. 75 ФЗ «Об исполнительном производстве», которая определяет порядок обращения взыскания на принадлежащее должнику право получения денежных средств.

Ранее такой порядок установлен не был, в связи с чем крайне проблематично было обратить взыскание на денежные средства, которые должник получит в будущем (например, платежи по договору аренды).

В настоящее время взыскание на право получения будущих денежных средств обращается в порядке, установленном для обращения взыскания на дебиторскую задолженность (право требования).

Такое изменение, несомненно, следует отметить как положительное и имеющее большую практическую ценность.

Расширен круг лиц, которым может передаваться на хранение арестованное имущество должника. Представляется целесообразным и обоснованным включение в перечень субъектов, которые могут осуществлять хранение арестованного имущества должника взыскателем, чего не было в ранее действующей редакции ч.2 ст.86 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Кроме того, определено, что хранение движимого имущества должника (и документов на имущественные права) может теперь осуществляться в подразделениях судебных приставов.

Разрешен вопрос обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счете должника, в случае поступления на данный счет заработной платы должника.

В соответствии с ч.4 ст.99 ФЗ «Об исполнительном производстве» ограничение размеров удержания на заработную плату должника (50%, а в ряде случаев 70%) распространяются только на сумму последнего периодического платежа. Ранее, на практике, такая ситуация разрешалась по-разному, и сложившаяся судебная практика была крайне противоречивой.

В одних случаях взыскание обращалось на все денежные средства должника, вне зависимости от источника поступления (что могло оставить должника без средств к существованию), в других случаях взыскание обращалось только на 50% денежных средств на счете, что противоречило правилам обращения взыскания на денежные средства на счете должника и нарушало право взыскателя на полное и своевременное исполнение решения суда

На наш взгляд, принятое изменение сбалансированно учитывает права и интересы и должника, и взыскателя.

Наиболее значимым изменением в ст.33 ФЗ «Об исполнительном производстве» является то, что в настоящее время, в соответствии с ч.7.1. ФЗ «Об исполнительном производстве», для передачи исполнительного производства из одного субъекта РФ в другой, постановление судебного пристава-исполнителя утверждается главным судебным приставом субъекта РФ (или его заместителем).

Данное изменение повышает процессуальный контроль и направлено на уменьшение негативного процесса безосновательных передач исполнительных производств из одного субъекта РФ в другой.

Кроме того, в случае передачи исполнительного производства из одного субъекта РФ в другой, судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются его полномочия.

Например, судебный пристав-исполнитель Ивановской области вправе совершать действия на территории Тверской области.

В соответствии с п.3 ч.3 ст.35 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебным приставам-исполнителям разрешено совершать исполнительные действия в нерабочие дни с 22 ч до 6 ч и в нерабочие дни с 6 ч до 22 ч во всех случаях исполнения исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению (за исключением требований о взыскании алиментов, заработной платы, восстановления на работе).

Это может быть, например, исполнительный документ о наложении ареста на имущество должника, запрет совершать какие-либо действия (напр. провести собрание акционеров). О том, что исполнительный документ подлежит немедленному исполнению суд указывает в исполнительном документе.

Внесены изменения в ч.1 ст. 60 ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которыми судебный пристав-исполнитель обязан вносить в акт о совершении исполнительных действий реквизиты документа, удостоверяющего личность понятого (чего не было ранее).

Наибольшим изменениям подверглась ст.65 ФЗ «Об исполнительном производстве» «Розыск должника, его имущества или розыск ребенка».

Новеллой является то, что по своей инициативе или заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель вправе обратить розыск по исполнительным документам:

– требование неимущественного характера, если исполнение требования исполнительного документа невозможно без участия должника;

– имущественного взыскания свыше 10 тыс. руб.

В случаях, если исполнительный документ содержит требования о взыскании алиментов, возмещения вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, защите интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, то розыск объявляется вне зависимости от суммы взыскания.

В соответствии с частью10 ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать данные оперативно-розыскной деятельности и обрабатывать персональные данные, в том числе сведения о лицах и их имуществе.

Также судебные приставы-исполнители при осуществлении розыска должника и его имущества вправе использовать данные, полученные в ходе частной и детективной деятельности, а также на безвозмездной основе – возможности средств массовой информации.

Подводя итог, можно сказать, что внесенные изменения в законодательство об исполнительном производстве повысят эффективность исполнения судебных актов.

Обзор закона об исполнительном производстве

В начале 2020 года в федеральный закон об исполнительном производстве внесены серьезные поправки. Новым законом, который 13.02.2020 г. одобрен Советом Федерации, уточняются нюансы исполнительного производства, вызывавшие в практике много спорных вопросов. Эти вопросы настолько непросты, что обновления вступят в силу только с 1 июня 2020 года. То есть потребуется значительное время для подготовки ведомственных нормативов (Минюста, Банка РФ), для того, чтобы изменения прижились и участники отношений были готовы к их применению. Что же это за изменения рассмотрим в данной статье.

Основные положения с изменениями

Теперь в ФЗ-229 Об исполнительном производстве детально прописан порядок взыскания денежных средств в банках, компаниях, где трудоустроен должник. При этом делается акцент на том как защитить граждан-должников от исполнительного произвола и ошибок. А именно, при аресте, изъятии и ином взыскании денег, валюты ответчика четко контролируется неприкасаемость социальных выплат и допустимого взыскательного лимита.

Речь идет о статье 101 Закона, где указаны разновидности социально-значимых доходов: пособия на детей, алименты, выплаты в счет возмещения вреда здоровью, потери кормильца, средства, выделенные пострадавшему в чрезвычайной ситуации и пр. А также о статье 99, в которой сказано, что в месяц можно забирать у гражданина не более 1/2 всех доходов (в том числе зарплата), а по алиментам не более 75%. Если раньше об этом было сказано только в этих двух статьях, ныне это четко пропечатано в других нормах, где есть упоминание об аресте, взыскании денег. Подробно обозначена компетенция исполнительных органов и других субъектов, производящих удержания.

Какие обязательства возникли у работодателя должника

Компания, начисляющая зарплату своему работнику (который является должником в исполпроизводстве), вправе вычитать по исполлисту только ту денежную массу, на которую нет иммунитета на принудительное изъятие. То есть не “в слепую” урезать от всей начисленной зарплаты должника-работника, а с учетом требований статей 99 и 101 Закона.

В расчетной ведомости (о выплате зарплаты или иного дохода должнику) фирма обязана указывать коды видов доходов, которые нельзя взыскивать (инструкции о том как правильно вносить эти коды сейчас разрабатывает Банк РФ).

Если деньги получает работник в банке (не в кассе предприятия), то работодатель должен банку, куда поступают зарплатные деньги, предоставить полный расчет уже совершенных удержаний. Так можно будет миновать двойных вычитаний.

До этого многие работодатели, не вникая в детали, бесцеремонно недовыплачивали заработанные деньги по постановлению СПП. А выяснение всех обстоятельств сваливали на проштрафившегося работника.

Обязанности, установленные за банками

По зарплатным счетам. Банк руководствуется сведениями о списанных суммах, которые указаны в расчетных документах работодателем. Самостоятельное взыскание сверх указанных сумм не допускается. Соответственно блокировать (не выдавать) такие средства (“очищенные” от взыскательных мер) банк не может.

По специальным (на которые поступают госпособия, соцвыплаты и т.п.) и стандартным денежным счетам (вклады, депозиты, расчетные, прочее). Прежде чем исполнять требование судебного пристава, финансовое учреждение производит расчет тех средств, которые можно заблокировать (арестовать или удержать). А потом с соответствующими средствами проводит манипуляции. При этом порядок такого расчета и манипуляций определяет Минюст РФ, согласуя с Банком России (что соответствует духу статьи 3 Закона Об исполпроизводстве). А те деньги, на которые установлен исполнительный иммунитет, должны в полном объеме поступить в распоряжение клиента.

Оповещение пристава или взыскателя. О произведенных удержаниях финансовая организация в течение 3 дней извещает пристава или истца (в зависимости от того кто инициировал процедуру), что позволяет соблюдать принцип своевременности при исполнении решения суда, предусмотренный статьей 2 ФЗ №229-ФЗ.

По закону взыскание может производится не только сотрудниками ФССП, но и банками напрямую на основании заявления кредитора и исполнительного листа (ст. 8 Закона “Об испол.производстве”). Эти процедуры с точки зрения сохранения социальных денег и пределов взыскания ничем не отличаются друг от друга. Введенные правила должны пресечь произвол и ошибки, которые встречались со стороны отдельных кредитных организаций.

Действия судебного пристава при изъятии денег

При обнаружении запаса наличных денег, пристав вправе их конфисковать с составлением акта. Наличность может быть обнаружена по месту жительства, работы, в банковской ячейке ответчика. Отнятые, в соответствии со статьей 33 Закона, рубли или валюта без промедления (не позднее следующего банковского дня) сдаются на спецдепозит и уже не принадлежат бывшему владельцу. У должника есть возможность отстоять часть или даже всю сумму. Но нужно документально подтвердить, что финансы, которых он лишился, ничто иное как социальные выплаты, пособия, компенсации, тому подобное.

О доходах, подлежащих иммунитету

Поправки в закон об исполнительном производстве расширили список доходов, на которые не должно обращаться взыскание. Это суммы:

  • единовременной помощи в связи с утратой вещей первой необходимости;
  • пособий лицам, здоровью которых причинен вред различной степени;
  • выплат членам семьи гражданина, погибшего в результате чрезвычайной ситуации.

О полномочиях пристава

Расширены полномочия работников ФССП. С целью выяснения финансового состояния должника приставы вправе требовать от налоговых органов данные, которые нужны для полного исполнения предписаний в исполнительном листе:

  • о количестве, видах банковских счетов;
  • о движении национальной или иностранной валюты на счетах;
  • о суммах денег, которые имеются на остатках в банках;
  • об имуществе (его стоимость, место нахождение, факте регистрации и пр.);
  • о подаваемых декларациях и уплачиваемых суммах налогов;
  • любую иную информацию, которой располагает ФНС.

При этом налоговая инспекция не сможет отказать в предоставлении таких данных даже ссылаясь на налоговую тайну.

Таким образом, приставу будет сложнее оправдать свое бездействие и не будет оснований для возврата испол.документа заявителю ввиду отсутствия информации о должнике, его имуществе, как это предусмотрено в статье 46 ФЗ-229.

Дополнительные поправки к исполнительному производству

Кроме вышеуказанной реформации, с конца 2018 года по март 2020 года было еще несколько изменений в закон об исполнительном производстве. Пусть они не столь существенные как в поправочном законе №12-ФЗ, но всё же требуют отдельного внимания. Затронуты вопросы уплаты исполнительского сбора, окончания производства, введение нового вида исполнительного документа.

Об исполнительском сборе

Если в производстве несколько солидарных должников (коллективно отвечающие по долгу, то есть все в равной повинности), то исполнительский сбор при просрочке добровольного погашения долга уплачивается в едином размере на всех (в сумме 7% от суммы задолженности, но не менее 1000 руб. для физ.лиц и 10 000 руб. для фирм). А не с каждого должника по полной сумме.

То есть сбор делится на количество долей в зависимости от количества должников. У каждого содолжника одинаковый размер доли. А если один уплатит (принудительно с него взыщут) полную сумму сбора, то он может с других должников-дольщиков отдельно по регрессу компенсировать эту переплату.

Раньше в подобных ситуациях, приставы действовали по своему усмотрению. Иногда, нарушая права участников испол.производства, истребовали несколько исполнительских сумм. Всё потому что не было детального описания в правовом акте.

О производстве при ипотеке

2020 года действующая редакция законодательства коснулась вопроса соотношения ипотеки с завершением испол.производства.

Предусмотрена защита должника в том случае, если он не в состоянии исполнять ипотечные обязательства, а на жилье обращено взыскание в пользу кредитной организации.

Случалось и такое, что должник лишался приобретенной по ипотеке квартиры. Несмотря на это, оставалась немалая задолженность по кредиту.

Ипотечный закон гласит, что обязательства сторон прекращаются:

  • если банк (залогодержатель) получает страховую сумму по соглашению о страховании ответственности заемщика;
  • а когда страховщик (который должен страх.сумму банку) обанкротился, то происходит прекращение обязательств с момента реализации заложенного жилья (либо когда банк оставляет себе предмет ипотеки).

Теперь и исполнительский закон гласит, что в таких ситуациях взыскательное производство прекращается. Обратим внимание, правило о прекращении работает, когда должник и банковская организация позаботились о страховании залогового риска при заключении ипотеки.

Ответ юриста. Когда исполнение обязательств по ипотеке прекращается, пристав не вправе взыскивать сборы, штрафы, затраты на осуществление исполнительных действий. Иначе это противоправные действия, убыток можно будет взыскать с РФ.

Производство в отношении граждан-заемщиков по ипотечно-жилищным кредитам, оказавшихся в трудной финансовой ситуации

Это российская программа, которая действует с 2017 года. Социально незащищенные лица (участники этой программы) могут рассчитывать в качестве меры господдержки на реструктуризацию займа.

Если указанные события происходят, то пристав должен прекратить исполнительное производство по такому должнику.

Но такой заёмщик-должник должен предъявить в СПП соответствующее решение комиссии об одобрении реструктуризации. Именно он должен проявить инициативу и тогда будет окончено производство по всем канонам статьи 47 Закона. И если после передачи такой информации пристав будет продолжать производство, то такие действия будут незаконны. Нарушением будет и взимание исполнительского сбора, не смотря на просрочки и прочие обстоятельства.

Однако, что изъято до предъявления приставу информации о реструктуризации, то не подлежит возврату (кроме уплаченного испол.сбора).

Новый исполнительный документ

Недавно в госструктуре появилось новое должностное лицо с властными функциями – уполномоченный по правам потребителя финуслуг. Оно улаживает разногласия между финансовыми учреждениями и заёмщиками. В том числе может рассматривать кредитные споры и давать распоряжения по сути спора.

А если банки будут уклоняться от выполнения этих предписаний, то выдается удостоверение. Его приравняли к исполнительному документу. До поправок такого документа не было вообще.

Возбуждая производство, в соответствии со статьей 30 Закона, у ФССП должно быть основание – испол.документ. Теперь наравне с испол.листом, судебным приказом таким основанием может служить удостоверение финансового уполномоченного.

Взыскание периодических платежей

В 4 раза увеличена сумма задолженности, до которой возможно направление исполнительного листа непосредственно по месту работы должника для удержания периодических платежей.

Этот порог стал равным 100 тыс. руб.

Ранее предельная сумма составляла 25 тыс. руб., что было неудобно для взыскания через работодателя. В основном подобным способом взыскивали алименты.

Какие внесены изменения в ФЗ «Об исполнительном производстве»?

Внесены следующие изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве»:

1. Должники по ипотеке избегут дополнительной ответственности перед кредиторами.

Федеральным законом от 06.03.2020 N 24-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» внесены изменения в статью 43 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», предусматривающие дополнение перечня оснований для прекращения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в связи прекращения обязательств заемщика — физического лица перед кредитором-залогодержателем в соответствии с пунктом 5 статьи 61 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

Указанное изменение направлено на устранение противоречий между положениями ФЗ «Об исполнительном производстве» и ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», так как до принятия указанных выше изменений судебный пристав – исполнитель в случае не реализации заложенного недвижимого имущества (жилых помещений) с торгов в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 92 ФЗ «Об исполнительном производстве», направлял в адрес взыскателя предложение оставить имущество за собой в порядке, установленном ст. 87 ФЗ «Об исполнительном производстве», то есть по цене за вычетом двадцати пяти процентов от начальной продажной цены заложенного имущества.

При этом, если стоимость переданного взыскателю нереализованного заложенного имущества не достаточна для погашения задолженности в полном объеме, а также с учетом вынесенных постановлений о взыскании с должника исполнительского сбора и возможных расходов по совершению исполнительных действий, судебный пристав – исполнитель принимал дальнейшие меры по их погашению за счет иного имущества должника и из его доходов.

Вместе с тем, пунктом 5 статьи 61 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» установлено, что если предметом ипотеки, на который обращается взыскание, является принадлежащее залогодателю — физическому лицу жилое помещение, переданное в ипотеку в обеспечение исполнения заемщиком — физическим лицом обязательств по возврату кредита или займа, предоставленных для целей приобретения жилого помещения, обязательства такого заемщика — физического лица перед кредитором-залогодержателем прекращаются, когда вырученных от реализации предмета ипотеки денежных средств либо стоимости оставленного залогодержателем за собой предмета ипотеки оказалось недостаточно для удовлетворения всех денежных требований кредитора-залогодержателя, с даты получения кредитором-залогодержателем страховой выплаты по договору страхования ответственности заемщика и (или) по договору страхования финансового риска кредитора. При этом в случае признания страховщика банкротом обязательства заемщика — физического лица перед кредитором-залогодержателем прекращаются с даты реализации предмета ипотеки и (или) оставления кредитором-залогодержателем предмета ипотеки за собой.

Таким образом, внесенными в ФЗ «Об исполнительно производстве» изменениями вместе обязательствами должника по кредитному договору, прекращается взыскание исполнительского сбора и расходов на совершение исполнительных действий.

2. Установлен предел взыскания исполнительского сбора с должников по солидарным обязательствам.

Федеральным законом от 06.03.2020 N 24-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» также внесены изменения в статью 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Пунктом 3 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации — пятидесяти тысяч рублей.

Таким образом, ФЗ «Об исполнительном производстве» не содержал каких – либо исключений по взысканию исполнительского сбора с должников по солидарным обязательствам, в связи с чем он непосредственно взыскивался с каждого из должников, что фактически приводило к нарушению общего размера исполнительского сбора, который не может превышать семи процентов от подлежащей взысканию суммы долга, что в свою очередь нарушало принцип юридического равенства, так как ставило в неравное положение должников в зависимости от вида взыскания (по солидарным обязательствам или нет).

Внесенный Федеральным законом от 06.03.2020 N 24-ФЗ в статью 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» пункт 3.1. дополнил ее положением, что в отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор взыскивается солидарно в размере, установленном частью 3 настоящей статьи.

Новое в законодательстве о судебных приставах

В середине марта был опубликован Федеральный закон № 34-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О судебных приставах” и Федеральный закон “Об исполнительном производстве”. Закон уточняет полномочия работников ФССП, регламентирует порядок создания групп принудительного исполнения, порядок проведения исполнительного розыска, а также вводит новые ограничения на арест имущества в целях дополнительной защиты прав граждан-должников.

Предположительно, реализация закона позволит добиться повышения эффективности деятельности службы судебных приставов, а также приведет законодательства об исполнительном производстве в соответствии с современной практикой работы приставов.

Новые гарантии для должников и взыскателей

Законом не допускается арест имущества должника по исполнительному документу, содержащему требование о взыскании денежных средств, в том случае, когда сумма взыскания по исполнительному производству не превышает 3000 рублей. Исключение составляют случаи ареста денежных средств, ареста заложенного имущества, подлежащего взысканию в пользу залогодержателя, и ареста имущества по исполнительному документу, содержащему требование о наложении ареста.

Следующей “поблажкой” для должников является группа норм, регламентирующих порядок самостоятельной реализации должниками своего имущества. По новым правилам такая реализация допускается при отсутствии спора о стоимости имущества должника, которая не превышает 30 000 рублей, должник вправе реализовать такое имущество самостоятельно. Для этого должнику необходимо в срок, не превышающий десяти дней со дня его извещения об оценке имущества, произведенной судебным приставом-исполнителем или оценщиком, ходатайствовать о самостоятельной реализации указанного имущества.

При поступлении от должника такого ходатайства, пристав будет выносить постановление об отложении применения мер принудительного исполнения. В данном постановлении будет указываться, что денежные средства в размере, указанном в постановлении об оценке такого имущества, вырученные должником от реализации, должны быть перечислены на депозитный счет подразделения судебных приставов в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения постановления. Во всех других случаях осуществляется принудительная реализация имущества должника.

Если же должник все же решится на самостоятельную реализацию своего имущества, он станет предупреждаться об ответственности за совершение незаконных действий в отношении такого имущества и о последствиях его нереализации. При этом в случае нереализации должником в установленный срок имущества пристав-исполнитель предложит взыскателю оставить за собой данное имущество, а в случае отказа взыскателя от оставления за собой нереализованного имущества, оно будет передано на принудительную реализацию.

Что касается оставления взыскателем за собой имущества, не реализованного должником самостоятельно, то данное право может быть реализовано взыскателем в срок, не превышающий десяти дней со дня его извещения о том, что стоимость имущества должника, оценка которого произведена судебным приставом-исполнителем или оценщиком, не превышает 30 000 рублей. Для этого он должен направить приставу ходатайство об оставлении за собой указанного имущества в счет погашения взыскания.

В этом случае судебный пристав-исполнитель при отсутствии ходатайства должника о самостоятельной реализации либо при нереализации должником в установленный срок имущества, стоимость которого не превышает 30 000 рублей, передаст взыскателю имущество по цене, определенной приставом или оценщиком.

Если стоимость имущества должника превышает сумму, подлежащую выплате взыскателю по исполнительному документу, взыскатель будет вправе оставить за собой такое имущество при условии одновременного перечисления соответствующей разницы на депозитный счет подразделения судебных приставов. Передача судебным приставом-исполнителем имущества должника взыскателю оформляется актом приема-передачи. При поступлении ходатайств об оставлении за собой имущества должника сразу от нескольких взыскателей одной очереди данное имущество будет передаваться в соответствии с очередностью поступления исполнительных документов в подразделение судебных приставов.

В случае отказа взыскателя от передачи ему имущества должника, стоимость которого не превышает 30 000 рублей, либо непоступления от него ходатайства об оставлении за собой такого нереализованного имущества данное имущество подлежит принудительной реализации. Принудительная реализация по новым правилам проводится путем продажи имущества специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством РФ.

При этом закон устанавливает, что специализированная организация обязана в десятидневный срок со дня получения имущества должника по акту приема-передачи размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, также в печатных средствах массовой информации.

Коллективное исполнение и исполнительный розыск

Судебные приставы, входящие в состав группы принудительного исполнения, обязаны сообщать руководителю группы принудительного исполнения обо всех совершенных ими исполнительных действиях и принятых ими мерах принудительного исполнения не позднее дня, следующего за днем совершения указанных действий или применения указанных мер.

Руководитель группы принудительного исполнения вправе самостоятельно совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения, а также давать судебным приставам-исполнителям, входящим в состав группы принудительного исполнения, поручения о совершении действий и применении мер принудительного исполнения, которые являются обязательными для этих приставов.

В законодательстве появляется такое понятие, как “исполнительный розыск”. Согласно закону, под исполнительным розыском понимаются проводимые судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску исполнительно-разыскные действия, направленные на установление местонахождения должника, имущества должника или местонахождения ребенка. Розыск может быть объявлен при условии, что совершенные приставом исполнительные действия не позволили установить местонахождение должника, его имущества или местонахождение ребенка.

Кроме того, по своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет розыск должника или его имущества по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей.

Также по заявлению взыскателя розыск объявляется по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, возмещении ущерба, причиненного преступлением, об отбывании обязательных работ, о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления.

Постановление судебного пристава-исполнителя о розыске или об отказе в объявлении розыска утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Постановление о розыске подлежит немедленному исполнению. При производстве розыска пристав вправе запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и его имущество находятся в розыске.

Также пристав вправе осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам.

Порядок организации проведения исполнительно-разыскных действий определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции. Тактика проведения исполнительно-разыскных действий определяется главным судебным приставом РФ. При этом не допускаются проведение исполнительно-разыскных действий для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, разглашение сведений, составляющих личную и семейную тайну.

Другие поправки

Напомним, в настоящее время Федеральная служба судебных приставов создает и ведет в электронном виде банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов. Помимо всего прочего, этот банк данных содержит и общедоступные сведения, знакомиться с которыми может любой желающий.

Правда, сейчас перечень общедоступных сведений является неполным и включает, в частности, данные лишь о номере исполнительного документа, дате возбуждения исполнительного производства, его номере, наименовании должника. В целях обеспечения открытости деятельности судебных приставов законом вышеуказанный перечень дополняется новыми сведениями.

Так, сюда включены вид исполнительного документа, его номер, наименование органа, выдавшего исполнительный документ, сумма непогашенной задолженности по исполнительному документу, а также сведения о возвращении исполнительного документа взыскателю. При этом данные сведения являются общедоступными в течение трех лет со дня окончания исполнительного производства (сейчас сведения являются общедоступными до дня окончания или прекращения исполнительного производства).

В целях обеспечения мобильности службы судебных приставов и повышения эффективности их работы в части взаимодействия с другими госорганами и взыскателями изменяются требования и к документообороту. Теперь постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством РФ.

Одновременно расширяется и правоспособность взыскателей в сфере исполнительного производства. По действующему закону в заявлении взыскателя может содержаться лишь ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях. Как показывает практика, этого бывает мало для достижения целей исполнительного производства. Между тем, зачастую взыскатели обладают объемом информации о должнике, вполне достаточном для проведения успешных исполнительных действий.

В связи с этим теперь взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.

Научитесь составлять управленческую отчетность в нашем новом онлайн-курсе. Собственники готовы платить за управленческие отчеты больше, чем за налоговые. Дадим алгоритм настройки отчетов и покажем, как встроить их в ваш повседневный учет.

Обучение дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь на курс «Все про управленческий учет: для бухгалтера, директора и ИП». Пока за 3500 вместо 6000 руб.

Источники:
http://juresovet.ru/zakon-ispolnitelnom-proizvodstve/
http://gtlaw.ru/2019/04/01/kakie-vneseny-izmeneniya-v-fz-ob-ispolnitelnom-proizvodstve/
http://www.klerk.ru/law/articles/364010/
http://rulims.ru/2019/10/20/novye-pravila-polucheniya-voditelskih-prav-s-1-oktyabrya-2020-goda-1-10-2020/

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию