Действующие положения и нововведения последних лет в системе образования и федеральном законе “Об образовании в РФ”

Закон об образовании РФ. Фундамент обучающей системы государства

Новый Федеральный Закон об образовании 273-ФЗ действует с 1 сентября 2013 года. Во всех развитых странах система образования регулируется отдельными законодательными актами, направленными на поддержание и развитие этой важнейшей части социально-экономической жизни общества.

В постсоветской России существовало несколько законов, касающихся образования, которые со временем перестали соответствовать актуальным реалиям. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были разработаны без учёта стремительного развития в этом сегменте рыночной составляющей и передовых технологий. Кроме того, эти законодательные документы зачастую вступали в противоречия с последующими правовыми актами.

Закон об образовании в РФ 2020, по единодушному мнению экспертов международного уровня, максимально эффективно регламентирует все знаковые направления системы образования.

Отдельно стоит отметить идеальную гармонизацию нового закона с положениями Конституции РФ. Такое преимущество позволило сформировать мощный механизм гуманности и социальной справедливости в области получения знаний, который по праву считается неотъемлемой частью любого цивилизованного общества.

Основные принципы Закона об образовании РФ

  1. равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;
  2. безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;
  3. акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
  4. перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
  5. автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
  6. возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий

Ключевые функции 273-ФЗ об образовании

  1. определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
  2. законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
  3. гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
  4. формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
  5. определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
  6. дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
  7. описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
  8. определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
  9. полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
  10. правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
  11. регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания

Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.

Последняя редакция Закона об образовании 2018-2019. Основные нововведения

Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране. Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.

Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами.

Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.

Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:

  1. гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
  2. определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
  3. в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
  4. оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота

Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.

Закон об образовании в РФ: новое в 273 ФЗ

С 1 сентября 2013 года обучение в средних, средне-специальных и высших учебных заведениях учащиеся, студенты, их родители и преподаватели столкнулись с новыми стандартами обучения. На тот момент уже вступили в силу положения федерального закона «Об образовании в РФ» — ФЗ-№273, отменивший требования сразу двух законодательных актов, действовавших ранее. Он стал альтернативой федеральным законам №3266-1 и №125-ФЗ – первый относился к деятельности средних, а второй высших учебных заведений. Рассмотрим статус школы и обязанности, которые диктует новый закон об образовании в РФ, узнаем основные его аспекты и поговорим о том, как изменятся правила обучения в 2020 году.

Закон ФЗ-№273: история создания и краткое содержание

В законе ФЗ-№273 есть масса положительных моментов, подвергался он и заслуженной критике, пережил свыше 40 изменений, включая последние новшества, внесенные в него в марте 2020 года. Мы сегодня хотим поговорить не о законе от 22.12.2012г., а его новой редакции от 25.12.2018г.

В данном законе содержится вся необходимая информация о тонкостях системы общего и профессионального образования.

Основополагающим пунктом закона, написанного в рамках соблюдения конституционных прав всех участников учебного процесса, является общая доступность образования и отсутствие платы за обучение.

Это касается среднеобразовательных школ, лицеев и гимназий, на таких же условиях обучаются в профтехучилищах и других средне-специальных заведениях. Об этом более подробно рассказывают положения 5-ой статьи Закона, где также предусматривается возможность бесплатного обучения в ВУЗах, но только на конкурсной основе.

В законе четко прослеживается мысль о том, что платное образование не может подменить бесплатное обучение, профинансированное за счет бюджетных средств. В противном случае деньги, полученные за обучение, должны быть возвращены.

Согласно положениям Закона, а об этом подробно сказано в ст. 8 (п. 3, ч.1), участвовать в организации полноценного учебного процесса обязаны региональные власти и местные органы самоуправления. Из бюджета, в частности, финансируется заработная плата преподавательского и обслуживающего персонала, покупаются учебники, проводятся олимпиады, конкурсы и другие мероприятия, способствующие улучшению качества знаний.

Основные новшества

Сегодня существует много вариантов образования, и особенности каждого из них рассматривает новый закон. Согласно его положениям, существует несколько уровней образования: дошкольное, начальное, основное и среднее общее, средне-профессиональное и высшее, включая студентов, получающих дипломы бакалавров, специалистов и магистров. Внося изменения в основной закон об образовании, законодатели учли особенности обучения некоторых категорий граждан:

  • учащихся и студентов, имеющих выдающие способности и требующих разработки специальных обучающих программ.
  • людей с физическими недостатками и не имеющими возможности учиться наравне со сверстниками.
  • иностранцы и люди без гражданства, также испытывающие определенные сложности.
  • осужденные за разные правонарушения, а право их на образование также никто не отменял.

Что касается научной деятельности, включая подготовку специалистов с разными учеными степенями (докторантура), то данный вид образования обновленным законом переведен в разряд научной деятельности. Подготовку научных кадров регламентируют другие законодательные акты.

Что говорит закон о преподавательской деятельности

Хорошая подготовка преподавательского состава – залог эффективного образования, поэтому данному вопросу в ФЗ-№273 уделяется большое внимание.

В измененном законодательном акте статусу педагогов, их функциональным обязанностям посвящено несколько отдельных разделов. Что касается учителей и преподавательского состава средне-специальных и высших учебных заведений, то они могут пользоваться следующими преференциями государства:

  • повышать свои профессиональные навыки, участвуя в специальных курсах.
  • один раз в три года проходить профессиональную переподготовку и получать дополнительное профобразование.
  • прохождение аттестаций и получение квалификационных категорий, что позволит претендовать на престижную должность с достойной оплатой труда.
  • всевозможные меры социальной поддержки, включая гарантированное пенсионное обеспечение и досрочную пенсию, при соответствии определенным условиям.

Определенное место в обновленном законе уделяется интеграции учебного процесса в систему европейского образования. В 4-й главе, в частности, рассматриваются вопросы, связанные с организацией благоприятных условий для педагогов и учащихся, направляющихся для получения нового опыта заграницу. Закон гарантирует их мобильность, участие в совместных программах и упрощенный порядок признания документов об образовании, полученном за рубежом.

Какие новшества ожидают учеников

Основное внимание создатели нового закона об образовании отводят правам и обязанностям школьников и студентов, поэтому часть изменений касается именно этого вопроса.

Согласно изменениям, обязательной теперь является итоговая государственная аттестация (ГИА), через которую должны проходить все выпускники 9-го класса.

Итоги единого госэкзамена (ЕГЭ) теперь будут действительны на протяжении 5 лет.

Но есть один пункт документа, который подвержен критики со стороны льготников.

Согласно последним изменениям, уменьшилось значительно количество студентов из числа инвалидов, которые могут рассчитывать на бесплатное обучение. Размер квоты для них составляет сейчас 10%, а что касается представителей других льготных категорий, включая детей-сирот, членов неполных и многодетных семей, то они могут рассчитывать бесплатно только на прохождение подготовительных курсов, организуемых при ВУЗах.

Будут созданы отдельные условия для учащихся и студентов с ограниченными физическими возможностями. Теперь они также могут рассчитывать на обучение в обычном, а не специализированном учебном заведении, что ставит их в равные условия с другими студентами и учащимися. На радость учеников и родителей закон упраздняет 2-ю и 3-ю смены обучения, для облегчения процесса создаются электронные учебники, предлагаются онлайн-уроки, получить дистанционно через доступные каналы коммуникации можно и домашнее задание.

Большой прорыв сделан в вопросе приема на обучение специалистов и бакалавров инвалидов детства и инвалидов 1,2 групп – им теперь не надо представлять данные медкомиссии.

За что могут отчислить ребенка из школы

Далеко не все дети имеют покладистый характер, не все способны хорошо учиться, поэтому больной темой является исключение ученика из школы. Особых изменений в этот вопрос декабрьские изменения 2018 года не внесли, поэтому, как и раньше, поводом для того, чтобы забрать документы могут быть:

  • решение родителей или самого ребенка, выбравших другое учебное заведение или в случае смены места жительства.
  • мера дисциплинарного взыскания, применяемая к злостным нарушителям учебной дисциплины и ученикам, явно отстающим от программы обучения, но в случае достижения ими 15-летнего возраста.
  • выявление нарушений при приеме на обучение и незаконное зачисление.

Не могут быть отчислены из школы, за исключением самостоятельно принятого решения, ученики, которым не исполнилось 15 лет. Могут не переживать о возможном отчислении также дети, имеющие ограничения по медицинским показателям.

На все вопросы, связанные с отчислением, отвечают положения 43-й статьи ФЗ-№273.

В завершении хотелось бы кратко подвести итоги. Среди основных новшеств обновленного закона можно выделить отмену второй и третьей смен и отсутствие подтверждать медицинские противопоказания детям-инвалидам, инвалидам 1 и 2 групп. Выпускники 9 класса теперь должны сдавать государственную аттестацию, а ЕГЭ действителен всего 5 лет. Негативным моментом можно также назвать сокращение квот для людей с ограниченными возможностями, отсутствие льгот при поступлении в ВУЗ сиротам и другим льготникам.

Напомним, что так же в этом году вступили в силу изменения в закон об отсрочки от армии. А так же на нашем сайте есть статья о стипендиях для студентов.

Пояснение адвокатами Закона об образовании

Ваши вопросы юристу в сфере образования задавайте в форме ниже. Консультация проводится бесплатно.

Действующие положения и нововведения последних лет в системе образования и федеральном законе “Об образовании в РФ”

Федеральный закон “Об образовании в РФ” принят 29.12.2012 года под номером 273-ФЗ.

Сфера применения закона об образовании

Как следует из наименования, документ посвящен системе образования в стране.

В соответствии с нормами Конституции каждый гражданин имеет право на получение образования. Рассматриваемый закон призван обеспечить возможность реализации данной гарантии. Установлено также, что возможность получения новых знаний имеет не только резидент РФ, но и студент или ученик, прибывший из другой страны.

Структура закона

Нормы права собраны в достаточно объемные 111 статей, которые, в свою очередь, систематизированы в 15 глав. Помимо начальных общих положений, где дается определение основным понятиям и указывается на цели, задачи и области применения НПА (глава 1 273-ФЗ), а также заключительных положений в главе 15, несущих инструментарно-прикладной характер, выделены:

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • глава 2 посвящена описанию и определению элементов системы образования. К ним относятся программы обучения и способы их реализации, формы получения новых знаний и ресурсы, способствующие образованию;
  • в главе 3 законодатель перечисляет правила функционирования учебных учреждений;
  • глава 4 посвящена главным действующим лицам системы – ученикам и их законным представителям. В разделе упоминаются основные права и обязанности сторон;
  • в 6 разделе определены основные этапы обучения, такие, как поступление, сдача экзаменов, аттестация;
  • следующие четыре главы с 7 по 10 рассказывают о категориях образования – основном, дополнительном и профессиональном;
  • в 11 разделе установлены нюансы получения знаний особыми категориями граждан, такими, как иностранцы, лица с ограниченными возможностями, гении, осужденные. Этот же раздел определяет отличительные черты специализированных профессиональных программ;
  • 12 и 13 части НПА освещают вопросы, сопряженные с обеспечением функционирования системы, а именно государственный контроль, финансовую и материальную составляющую;
  • 14 краткая глава, состоящая из трех статей, указывает на пути международного взаимодействия с системами образования иных стран.

Что изменилось в сфере образования к 2020 году

За время действия нормативного акта он претерпел несколько изменений. Система совершенствовалась и оттачивалась. Последние из наиболее значительных перемен в ФЗ произошли в 2016 году:

  • Детские сады включены в систему образования. Задачей дошкольного учреждения становится не обучение основам грамоты и счета (этим должна полностью заниматься начальная школа), а развитие потенциальных талантов малышей, стимулирование стремления к новым знаниям и продолжению учебы в школе, привитие навыков общения в социуме. Директор сада вправе самостоятельно устанавливать уровень оплаты за услуги по присмотру за детьми, которые оплачивают родители. Правда, сумма должна оставаться в пределах, установленных местным законодательством. Услуги по обучению по-прежнему остаются на государственном балансе.
  • Отменяются привилегии лицеев и гимназий по реализации специализированных программ. Теперь школы также могут вести уроки по любому педагогическому плану. Прежние названия сохраняются лишь в уставах учреждений и не несут никаких преференций.
  • Вводится индивидуальный подход к составлению учебного графика для некоторых категорий учеников. К ним относятся профессиональные спортсмены, дети, посещающие музыкальную школу, ученики с ограничениями здоровья, учащиеся, переведенные из других школ и уже прошедшие программу. Для них администрация составляет особое расписание занятий.
  • Открывается инклюзивное обучение детей-инвалидов. Для этих целей разрабатываются и утверждаются новые программы, а учителя проходят специальные курсы подготовки.
  • Обязательной становится сдача двух важнейших экзаменов, проверяющих уровень полученных знаний – ЕГЭ (после 11 класса) и ГИА (после 9).
  • В ВУЗах появляются новые уровни образования – бакалавриат и магистратура. Кроме того, вводится подготовка высококвалифицированных кадров, а обучение научных сотрудников (докторантура), напротив, исключается из области действия ФЗ.
  • Сокращены льготные квоты при поступлении. Сохранено только 10% бюджетных мест для детей с ограниченными возможностями. Иные льготные категории, такие, как дети-сироты, вправе пройти бесплатные курсы по подготовке к поступлению, но преференции на самих экзаменах упразднены.
  • Уделено внимание поддержке педагогических кадров. Стимулируется повышение квалификации учителей прежде всего за счет увеличения финансирования оплаты труда. Сокращено количество отчетных документов, а часть их переведена в интерактивный формат.
  • В целом активно разрабатывается идея модернизации школы в направлении электронного обучения. Внедряется система “цифровой” школы, при которой ребенок посещает уроки дистанционно в режиме онлайн. Еще одна цель законодателей – ввод электронных учебников, когда вместо тяжелого портфеля с книгами школьники будут носить с собой только планшет с установленными программами.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2020

Этот нормативный акт устанавливает основные принципы и регулирующие нормы образовательной общественной сферы.

Законом охватывается практически всё: кто принимает участие в указанной деятельности, в каких вариантах она может производиться, как структурно выглядит система образования и её функционирование. Общественная важность этой сферы человеческих взаимоотношений логично требует детального государственного регулирования.

Немаловажным моментом, который определяет Закон «Об образовании», являются права и обязанности обучающихся или их законных представителей и лиц, осуществляющих образовательную деятельность. В последнем случае регулированием охватываются как организации, которые такую деятельность ведут, так и индивидуальные предприниматели.

Законом устанавливаются основания для начала или окончания отношений в этой сфере, особенности систем общего и профессионального образования, государственного регулирования в данной области, а также вопросы финансирования.

Структура нормативного акта

Нормативный акт состоит из 15 тематических глав, которые включают в себя 111 статей. Основные определения традиционно содержатся в главе «Общие положения», в дальнейшем каждая глава сфокусирована на конкретной области, детально регламентируя отношения в ней и давая дополнительные определения. Глава вторая детализирует структуру системы образования, главы с третьей по пятую определяют участников правоотношений, шестая глава устанавливает особенности начала или окончаний таких правоотношений.

Далее, закон устанавливает нормы для общего и профессионального образования, получения профессионального обучения и дополнительного образования. Отдельное внимание уделяется специальным программам обучения. Вопросы государственного регулирования в образовательной сфере находят отражение в 12 главе закона, а в последующих главах основной темой являются финансирование и международное сотрудничество.

Кому важно знать закон

Знание положений закона «Об образовании» позволяет чётко определиться с тем, какие права или гарантии относятся к учащимся и их родителям. Что именно может ожидать от них администрация учебных заведений любого типа, а какие требования выходят за рамки закона. Знание структуры системы образования на законодательном уровне позволяет выбрать тот вариант обучения, который будет наиболее подходящим учащемуся, разумно оценивая все последствия этого выбора.

Закон также позволяет определить, в какой степени в учебный процесс или деятельность образовательных организаций могут вмешиваться государственные структуры. Это может быть важно для защиты интересов учащегося или работников образовательной сферы.

Для стимулирования учебного процесса предусмотрено множество гарантий, о которых идёт речь в этом законе. Это и стипендиальное обеспечение, и образовательное кредитование, и специальные программы обучения.

Тем не менее, большая часть положений закона требует специального регулирования особыми актами правительства. Поскольку законодательный акт устанавливает только общие правила, детальное регламентирование производится соответствующей исполнительной структурой.

Зная, что федеральный закон предусматривает то или иное право, гарантию или обязательство, следует найти правительственный акт, который определяет порядок их реализации. Только потом, уже зная полный механизм, можно быть уверенным в получении всех законных прав и гарантий.

Изменения в Федеральном законе об образовании в Российской Федерации в 2020 году

Действующий в настоящее время Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ был принят 29.12.2012. Однако с тех пор принимались различные поправки, вносились изменения либо принимались подзаконные акты, разъясняющие или дополняющие отдельные нормы правового документа. В настоящей статье будут освещены основные положения этого закона.

Структура системы образования

Образовательная система в России состоит из нескольких взаимосвязанных элементов:

• определяющих содержание – ФГТ, ФГОС, программы и стандарты по отдельным предметам и в целом по формированию выпускника;

• контролирующих реализацию – муниципальные органы власти и выше;

• формирующих портрет выпускника – потенциальные работодатели, организации, учреждения, общественные объединения и пр.;

• участвующих в исполнении социального заказа – педагоги, школьники и их родители, а также учебные заведения всех уровней получения образования.

Уровни образования

Система общего образования представлена несколькими категориями:

• профессиональное обучение:
• профессиональное образование;
• дополнительное образование.

Выделяют четыре уровня общего образования:

• дошкольное;
• начальное;
• основное;
• среднее.

Нововведением стало признание дошкольного образования в качестве одного из уровней образовательной системы, что повышает значимость посещения детских садов. Некогда привычное наименование верхней ступени школьного этапа обучения заменено термином «среднее общее образование», да и сами «ступени» ушли из официальных документов. Отныне это «уровни образования».

От общего образования не отстаёт и профессиональное, чья многоуровневость представлена также четырьмя уровнями:

• среднее;
• высшее с подготовкой бакалавров;
• высшее с подготовкой специалистов и магистров;
• высшее с подготовкой кадров высшей квалификации.

Структура профессионального образования с вводом в действие нового закона претерпела множество существенных преобразований. В их числе:

• введение существовавшей ранее начальной профессиональной подготовки в структуру среднего профессионального образования под маркой «подготовка квалифицированных специалистов»;

• традиционное же СПО переименовано в подготовку специалистов среднего звена;

• в системе высшего образования появился третий уровень подготовки высококвалифицированных кадров – ординатуры, аспирантуры и пр.;

• докторантура вынесена за рамки образования и включена в состав научной сферы.

Считается ли дошкольное образование обязательным?

Согласно положениям закона №273-ФЗ дошкольное образование является правом гражданина РФ и подкреплено государственной гарантией его получения. Это именно право, а не обязанность, поэтому решение, использовать его или нет, принимается законными представителями несовершеннолетнего ребёнка самостоятельно. На зачисление в 1 класс образовательного учреждения это никак не повлияет.

Сохраняется ли аспирантура в качестве послевузовского образования?

Существовавшее ранее профессиональное послевузовское образование трансформировано в высший уровень профессионального образования по подготовке квалифицированных кадров по особым программам. В перечень этих программ входят:

• научно-педагогическая адъюнктура (аспирантура);
• ординатура;
• стажировочная ассистентура.

Как можно получить образование?

Законодательная база в сфере образования предполагает выбор не только форм получения образования. Так, законные представители несовершеннолетних российских граждан имеют право отправить своё чадо для обучения в специально созданное для этого заведение – школу, техникум, колледж, гимназию, лицей, институт и т.д. А могут ограничиться домашним обучением либо семейным образованием.

Как правило, большинство получает образование по первому варианту. Но и здесь возможно несколько сценариев, что обычно востребовано при получении высшего профессионального образования:

• очная форма обучения;
• очно-заочная;
• полностью заочная.

Семейное образование или домашнее обучение менее распространены. В основном этот вариант используют люди с ограниченными возможностями здоровья.

Основные изменения в законе «Об образовании в Российской Федерации» Текст научной статьи по специальности « Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Иванов В.И., Соркина М.О.

В статье проанализированы изменения, внесенные в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в 2014 г., с позиции значения этих изменений в целом для реформы образования в России.This paper analyzes the changes in the federal law “On Education in the Russian Federation” in 2014, from the perspective of the value of these changes as a whole to the reform of education in Russia.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Иванов В.И., Соркина М.О.,

Текст научной работы на тему «Основные изменения в законе «Об образовании в Российской Федерации»»

Территория науки. 2015. № 3

Иванов В.И., Соркина М.О.

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, закон об образовании в РФ, ЕГЭ.

Keywords: federal state educational standard, the education law in the Russian Federation, the exam.

Аннотация: В статье проанализированы изменения, внесенные в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в 2014 г., с позиции значения этих изменений в целом для реформы образования в России.

Abstract: This paper analyzes the changes in the federal law “On Education in the Russian Federation” in 2014, from the perspective of the value of these changes as a whole to the reform of education in Russia.

На сегодняшний день самой главной задачей всех людей является образование. С развитием науки и технологии обучаться стало намного легче, чем в прошлые века. Система образования претерпела множество изменений прежде, чем стала такой, какую мы ее наблюдаем на сегодняшний момент. Свидетельством этого стал 2014 год, в течение которого в ФЗ №273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» было больше всего внесено изменений, которые стали весьма актуальной темой для обсуждения.

Некоторые проекты разрабатывались с 2009 года и только сейчас вступили в действие. Их главная цель заключается в урегулировании отношений учебного процесса.

В законе достаточно много новых положений, касающихся системы образования.

С чем же это связано? Прежде всего, с тем, что в школы введены новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) 2009 года:

1. ФГОС начального общего образования;

2. ФГОС основного общего образования;

3. ФГОС среднего (полного) общего образования[2].

Переход 1 классов общеобразовательных учреждений на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования произошел в 2011-2012 учебном году. В настоящее время на образовательные стандарты нового поколения постепенно переходят все остальные классы, в том числе 5-9 классы.

Территория науки. 2015. № 3

Какова концепция ФГОС второго поколения? Это, прежде всего смена образовательной цели: вместо передачи суммы знаний -развитие личности учащегося на основе формирования «умения учиться». Сейчас в школах развивают в учениках готовность и способность к саморазвитию.

На уроках учителя используют системно-деятельностный подход к учащимся: предпочтительны такие формы обучения, как

индивидуальная, групповая работа, работа в парах. Развитие учеников происходит в процессе деятельности. Большое внимание уделяется внеурочной деятельности разной направленности: спортивнооздоровительной, культурно-просветительской, духовно-

Согласно новому закону, каждому учащемуся должен быть предоставлен индивидуальный подход в обучении. В общеобразовательных учреждениях обучаются дети с различными способностями и возможностями здоровья. По желанию родителей школьник может учиться по индивидуальному графику [4].

В новом законе об образовании рассматриваются положения, касающиеся одаренных учащихся. Подобная категория учеников может обучаться по индивидуальным учебным планам: учащиеся выбирают предметы, необходимые им для дальнейшего развития и саморазвития, профессиональной ориентации. Таким образом, ученики выбирают индивидуальный маршрут в соответствии со своими способностями.

Законом также предусмотрены потребности одаренных детей. Теперь, если ребенок очень хорошо усваивает школьную программу, родители могут перевести его на индивидуальное, более углубленное обучение.

В школах функционируют классы с углубленным изучением отдельных предметов (со 2 класса).

В 10-11 классах предусматривается профильное обучение. В профильных классах выделяется большее количество часов на профильные предметы, в зависимости от профиля обучения. Например, в классах социально-гуманитарного профиля профильными предметами являются русский язык и обществознание, на которые выделяются по 3 часа в учебном плане. А в обычных классах, естественно, меньше: соответственно 1 и 2 часа. Конечно, более глубокие знания будут иметь учащиеся профильных классов. Выбор профиля обучения осуществляется учениками и их родителями.

В законе предусмотрены новые нормы, устанавливающие приоритет инклюзивного образования. Это означает, что ученики,

Территория науки. 2015. № 3

имеющие ограниченные возможности, смогут обучаться в обычных учебных заведениях своего района. Больные дети могут обучаться индивидуально, как на дому, так и в школе. Для них педагогами разрабатываются адаптированные рабочие программы с учетом возможностей здоровья. В учебных планах этой категории детей находятся все учебные предметы, даже музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура. Этого раньше не было.

Новшеством в настоящее время является функционирование в школах групп по уходу и присмотру за учащимися вместо существовавших ранее групп продленного дня. Это услуга платная, и оплачивается родителями. Функция группы по уходу и присмотру за младшими школьниками мало изменилась. Прежняя самоподготовка в группах продленного дня получила только новое название -консультирование учащихся. Из штатного расписания школы, однако, убрали штатную единицу – воспитатель в ГПД. Работающий в группе по уходу и присмотру наемный работник получает заработанную плату в соответствии с родительской платой, по договору с образовательным учреждением. По окончании учебного года он не получит отпускных выплат. Педагогический стаж не идет.

Согласно нововведениям закона, учителя любых учебных заведений получают статус педагогического работника. Данный статус дает работникам право на бесплатное повышение своего профессионального уровня минимум раз в 3 года, право на досрочную трудовую пенсию, а также право на удлиненный отпуск. Педагоги с большим трудовым стажем могут раз в десять лет воспользоваться длительным отпуском сроком до года [3].

Теперь, по закону «Об образовании», все дошкольные учебные заведения будут относиться к общей системе образования. Это означает, что по завершению обучения в дошкольном заведении ребенок не должен проходить тестирования или сдавать экзамены для поступления в школу.

Согласно закону, за каждым школьником должно закрепляться место в ближайшей к его дому школе. На сайтах общеобразовательных учреждений размещается 2 раза в месяц обязательная информация о наличии свободных мест в данном учреждении.

Изменения в законе «Об образовании» коснулись выпускников 9,11-х классов. Девятиклассники по окончании 9 класса обязательно сдают ОГЭ (основной государственный экзамен), условия сдачи которого приближены к ЕГЭ.

Выпускники 11-х классов сдают ЕГЭ, результаты которого будут действительны четыре года [3].

Территория науки. 2015. № 3

Зачисление в ВУЗы теперь будет осуществляться на основании результатов государственных экзаменов. При этом образовательное учреждение может на собственное усмотрение устанавливать минимальное количество проходных баллов. Однако уровень проходного балла не должен быть меньше показателя, установленного федеральным органом.

В заключении следует отметить, что оказанное внимание одаренным детям и детям с ограниченными возможностями здоровья, идеи развития способности к саморазвитию и углубленного обучения очень обнадеживают. Появляется уверенность, что выпускник общеобразовательного учреждения будет иметь твердую платформу для дальнейшего обучения в высшем учебном заведении, а также для практического применения своих знаний в будущей

Но также остаются неосвещенными вопросы о правильности школьных методик для саморазвития, о гарантиях выполнения всех новых правовых норм и о нужности групп по уходу и присмотру за учащимися. Все это раздвигает границы дальнейшего

совершенствования деятельности российских общеобразовательных учреждений.

1. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века / В поисках практико-ориентированных образовательных концепций / Б.С. Гершунский. // М.: Совершенство. – 2011.- 608с.

2. «Переход на ФГОС нового поколения. Проблемы и пути решения». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://moosh4.ucoz.ru/documents/doklad0302.html, (дата обращения

3. Новый закон об образовании 2014: основные изменения.

[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://bs-

life.ru/domashnyaya-economica/dety/zakon-o-obrazovanii2014.html, (дата обращения 27.11.2014).

4. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29

декабря 2012 года (с изменениями на 21 июля 2014 года). [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:

http://docs.cntd.ru/document/902389617, (дата обращения 27.11.2014).

5. ФЗ «О внесении изменений в статью 108 Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации»» от 3 февраля 2014 года №11-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

Территория науки. 2015. № 3

URL:http://docs.cntd.ru/document/499073700, (дата обращения

6. ФЗ «О внесении изменений в статьи 28 и 34 Федерального

закона «Об образовании в Российской Федерации»» от 27 мая 2014 года №135-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

URL:http://docs.cntd.ru/document/499097547, (дата обращения

7. ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об

образовании в Российской Федерации»» от 4 июня 2014 года №148 -ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

URL:http://docs.cntd.ru/document/499099538, (дата обращения

8. ФЗ «О внесении изменений в статьи 81 и 86 Федерального

закона «Об образовании в Российской Федерации»» от 21 июля 2014 года №262-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

URL:http://docs.cntd.ru/document/420208928, (дата обращения

К ВОПРОСУ О СТАБИЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: избирательное законодательство, избирательная система, выборы.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы обеспечения стабильности российского избирательного законодательства.

Keywords: electoral law, the electoral system, the election.

Abstract: The article considers the problem of ensuring the stability of the Russian electoral legislation.

Наше обращение к заявленной теме продиктовано отнюдь не проблемой выбора оптимальной избирательной системы. Во-первых, эта проблема исследована и продолжает тщательно исследоваться [1]. Во-вторых, мы исходим из того, что идеальной модели избирательной системы в принципе не существует. В различных странах мира при выборах используются более ста различных избирательных систем. При этом в подавляющем большинстве этих стран используется либо мажоритарная, либо пропорциональная избирательная система, или их комбинация.

История, последствия и особенности Закона РФ «Об образовании»

В теме раскрыты такие вопросы:

  • Как был принят закон «Об образовании» в РФ.
  • Нормативные последствия принятия закона.
  • Особенности закона «Об образовании» в Российской Федерации.

История принятия закона «Об образовании» в РФ

Последний закон «Об образовании» № 273 -ФЗ был принят 2012 года в декабре. Новый закон «Об образовании» был принят тогда, когда старый закон стал неподходящим под потребности современного общества и систему образования. Был виден большой разрыв между законодательным обеспечением образовательной практики и ее возможностями.

Законодательная база имела недочеты и не охватывала разные новые направления и явления в обучении. Выделяют такие направления, которые не охватывались:

  • Ресурсы в электронном виде.
  • Платные услуги в образовании.
  • Взаимодействие образовательных и других организаций.
  • Работа негосударственных образовательных учреждений.
  • Административные запреты по старому закону.
  • Статус образовательных программ.

Введение закона «Об образовании» в РФ – это сложный процесс. Обсуждение концепции, предложения и замечания начали обговариваться с декабря 2010 года. В августе 2011 года на специальном собрании работниками сферы образования был согласован новый закон. Затем был передан в Государственную Думу, где продолжились обсуждения. Коммунистами был предложен законопроект «О народном образовании», который стал неудачным. Он был отклонен по причине недостачи региональных бюджетов. Также он не учитывал новое образование в стране. Закон «Об образовании» был принят на третьем чтении в декабре 2012 года Государственной Думой.

Нормативные последствия принятия закона

Принятие закона прекратило функционирование более ста нормативных актов РСФСР и РФ. Основным стал Федеральный закон «Об образовании» № 273 , который регламентировал правовую сторону системы образования. Чтобы привести к соответствию уже существующие нормативные акты, был принят закон № 185 -ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу законодательных актов (определенных положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «Об образовании» в РФ» Государственной Думой в 2013 году.

Особенности закона «Об образовании» в Российской Федерации

Закон позволил исправить недостатки в правовом поле системы обучения. На рисунке возможно увидеть отношения сферы образования, регулируемые законом.

Главным преимуществом нового закона стала возможность регулирования содержания образования. На законодательном уровне были установлены определённые требования к стандартам и программам обучения. Были четко регламентированы взаимоотношения, обязанности и права участников образовательного процесса. Права граждан практически не изменились. Была только отмена ограничения на оплату в дошкольных учреждениях.

В новом законе присутствовали такие уровни общего обучения:

  • Дошкольное обучение.
  • Начальное общее обучение.
  • Основное общее обучение.
  • Среднее общее обучение.

По закону «Об образовании» дошкольное обучение входило в структуру общего обучения. Поэтому финансирование дошкольных учреждений проходило также, как и школьное. Некоторые финансы были возложены на субъекты Российской Федерации, а некоторые – на муниципалитеты. Такие действия принесли хорошие результаты.

Закон охватывал и дополнительное образование, которое делилось на три больших категории:

  • Дополнительное образование для детей.
  • Для взрослых.
  • Дополнительное профессиональное образование.

Замечание 2

Важной особенностью такой редакции закона было наличие дополнительного образования для взрослых. Такая группа предполагала наличие программ обучения, которые развивали взрослую личность.

По закону (часть 2 , статья 3 ) Правительство Российской Федерации должно каждый год предоставлять Федеральному Собранию доклад о деятельности государственной политики в сфере образования и размещать информацию на официальном сайте в интернете.

Был снят и закрыт вопрос получения религиозного или теологического обучения и изучения духовной культуры, про что пишется в 87 статье закона. Программы на тему духовного и нравственного обучения должны были проходить экспертизу в централизованной религиозной организации. Они должны были подходить под нормы содержания вероучения, исторических и культурных традиций существующей организации.

Разрабатывались новые программы обучения на основе ФГОС. После экспертизы такие программы входили в реестр примерных образовательных программ (ОПП). Такой реестр считается частью государственной информационной системы.

Про применение сетевых форм реализации образовательных программ идётся в 15 статье закона. В 16 статье выделяются вопросы реализации этих программ с использованием электронного обучения и дистанционных технологий обучения. Такие статьи полагались на современное общество.

Про проведение независимой оценки качества обучения речь шла в статье 95 .

90 -е года 20 столетия стали не самыми удачными для сферы издания учебников. В статье 18 был расписан порядок отбора организаций, которые выпускали учебники. В ранних актах обязанностям обучающихся было уделено недостаточно внимания. На сегодня, в статье 43 закона «Об образовании» чётко расписаны обязанности и ответственность обучающихся. Ученики должны добросовестно изучать образовательную программу, делать самостоятельный учебный план, посещать занятия, которые предусмотрены учебным или индивидуальным планом, выполнять задания, данные педагогами в рамках программы образования. В законе употребляются разные определения терминов «учащийся» и «обучающийся».

Учащийся – это особа, которая осваивает программу начального общего, основного общего или среднего общего обучения, и дополнительную общеобразовательную программу.

Обучающийся – это особа, которая осваивает любую программу образования.

По этой причине учеников школ, гимназий, лицеев и других общеобразовательных учреждений считают учениками.

К обучающимся относят детей, которые посещают образовательные комплексы – школы и дошкольные учреждения. Родители имеют право получать всю информацию об обследованиях учеников, что подтверждает статья 44 . Также родители могут отказаться от подобных исследований.

Определенный уровень заработной платы определен в законе № 273 -ФЗ. Такая плата должна быть не ниже средней заработной платы в субъекте РФ. В зависимости от продолжительности рабочего времени определены льготы. В рабочее время входит не только учебная деятельность, о и воспитательная, индивидуальная, творческая и исследовательская работа.

Академические права и свободы, ответственности и обязанности педагогов указаны в статьях 47 и 48 .

Закон «Об образовании» должен показывать современную картину в сфере образования и чётко её регламентировать. Со времен закон может совершенствоваться и меняться.

Источники:
http://fedzakon.ru/finansy/zakon-ob-obrazovanii
http://zakonguru.com/izmeneniya/zakon-ob-obrazovanii.html
http://zakonobobrazovanii.ru/
http://alljus.ru/federalnye-zakony/federalnyj-zakon-ob-obrazovanii-v-rossijskoj-federacii-v-redakcii-2016-goda.html
http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-izmeneniya-v-zakone-ob-obrazovanii-v-rossiyskoy-federatsii
http://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obrazovatelnaja-sistema-rossii/prinjatie-zakona-rf-ob-obrazovanii/
http://pravamoskva.ru/novyj-zakon-ob-oskorblenii-gosudarstva-32769/

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию