Бюджетный кодекс РФ с последними изменениями от : обновленный порядок предоставления субсидий, перечень и оценка налоговых расходов

Бюджетный кодекс РФ с последними изменениями от 2020 года: обновленный порядок предоставления субсидий, перечень и оценка налоговых расходов

Федеральным законом №504 (далее — Закон) от 27.12.2018, который вступил в силу с 7 января 2020 года, внесены изменения в ст. 78 Бюджетного кодекса РФ в отношении предоставления субсидий физическим, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (ч. 2 Закона). Теперь возмещение таможенных расходов установленным категориям получателей, обеспечивающим функционирование и улучшение научно-технологического центра, осуществляется в форме авансового платежа.

Статья дополнилась пунктами 8-8.4, которые регламентируют условия бюджетных ассигнований предприятий, не принадлежащих государству, региону или муниципалитету, и не являющихся унитарными предприятиями, для улучшения инженерно-коммуникативных линий, транспортных, трубопроводных, газоснабжающих систем, необходимого для реализации инвестиционных проектов. Условия предоставления (п. 8.3 ст. 78):

  • достижение показателей результативности;
  • реализация инвестиционных проектов;
  • последующий ввод в эксплуатацию;
  • предоставление права безвозмездного пользования;
  • обеспечение расходов по содержанию;
  • соблюдение регламента контрактной системы закупок.

Соглашение о субсидировании заключается по типовой форме, утвержденной Министерством финансов (Приказ Минфина №269н от 14.12.2018). Обязательным условием является согласие поставщика, которое подтверждается, в том числе, соглашением о возмещении расходов по производству и реализации товаров, осуществлению работ и оказанию услуг.

Предоставление субсидий

На основании ч. 3 ФЗ №504 внесены изменения в ст. 78.1 Бюджетного кодекса о порядке предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям, а также некоммерческим организациям, не относящимся к государственной и муниципальной собственности. Указанные учреждения субсидируются на основании соглашения по возмещению финансовых затрат и в порядке, утвержденном нормативными актами, которые приведены в соответствие с Постановлением Правительства №322 от 27.03.2019.

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Требования к правовым актам

Регламент предоставления субсидий в форме грантов отражен в соответствующих правовых актах, утвержденных в соответствии с положениями Постановления Правительства №322 от 27.03.2020 (далее — Постановление). Согласно п. 2-4 общих требований Постановления, правовые акты содержат:

  • порядок и критерии отбора, категории участников;
  • условия и порядок предоставления;
  • требования к отчетности;
  • особенности осуществления контроля за соблюдением регламента;
  • цели предоставления;
  • наименование органов государственной власти, до которых доводятся лимиты бюджетных обязательств;
  • критерии и порядок уведомления о проведении отбора;
  • сроки, перечень и порядок предоставления документов на участие;
  • основания для отказа в участии;
  • регламент определения победителя.

Дополнительно указываются сроки и условия проведения расчетов с победителем (подп. з)-к) п. 7 Постановления), а также меры ответственности на несоблюдение установленного регламента (подп. б) п. 9 Постановления).

Основания для отказа

Заявителям, направляющим обращение на предоставление субсидий в форме гранта, может быть отказано по основаниям, изложенным в подп. в) п. 4 Постановления и подп. б) п. 7 Постановления. Среди них:

  • предоставление заявителю средств из федерального бюджета в текущем финансовом году;
  • наличие просроченной задолженности перед государством;
  • ненадлежащее исполнение обязательств по уплате налогов, штрафов, страховых взносов;
  • нахождение юридического лица на стадии ликвидации или банкротства предприятия;
  • прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (для заявителей ИП);
  • превышение доли участия зарубежных партнеров в уставном капитале предприятия более, чем на 50%;
  • предоставление документов, не соответствующих требованиям либо содержащих недостоверные сведения.

Правовые акты могут предусматривать иные основания для отказа. Договор о предоставлении субсидий должен соответствовать типовой форме, утвержденной Приказом Минфина №269н от 14.12.2018.

Перечень и оценка налоговых расходов

С 15 апреля 2020 года вступило в силу Постановление Правительства №439 от 12.04.2019, утверждающее правила формирования и оценки перечня налоговых расходов. На этом основании в Бюджетный кодекс в соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ №494 от 25.12.2018 введена ст. 174.3. Положения статьи вступили в силу с 5 января 2020 года. Оценка налоговых льгот в отношении муниципальных образований производится с 1 января 2020 года.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Особенности формирования перечня

Начиная с 2020 года, перечень формируется ежегодно до 25 марта финансового года и направляется на согласование налоговым кураторам (п. 6 Раздела II ПП №439 от 12.04.2019).

В Приложении к Постановлению утвержден перечень сведений, включаемых в паспорт налоговой льготы, которые содержат нормативные, целевые и фискальные характеристики. Проект создан с целью оценки эффективности и учета налоговых льгот, выпадающих из федерального и регионального бюджетов.

Особенности оценки

Оценка налоговых льгот производится кураторами ежегодно в соответствии с общими требованиями, регламентированными Постановлением Правительства №796 от 22.06.2019.

В Приложении к Постановлению утвержден перечень показателей для проведения ежегодной оценки. В тексте документа приведены формулы для расчета самоокупаемости налоговых расходов и базового объема задекларированных налогов (п. 17 ПП №796).

Налоговые расходы публично-правового образования

В связи с наложением обязательств на органы исполнительной власти РФ по проведению ежегодной оценки и формированию перечня налоговых расходов в ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ в соответствии с ч. 1 ст. 1 ФЗ №494 от 25.12.2018 введено новое понятие — “налоговые расходы публично-правового образования”. Согласно определению, перечисляются выпадающие расходы из бюджета по основаниям:

  • предоставления налоговых льгот;
  • налоговых преференций и освобождений;
  • преференций по таможенным расходам;
  • льгот по страховым взносам.

Выпадающие расходы из перечня ежегодно подвергаются оценке и формированию.

Иные изменения

В 2020 году в Бюджетный Кодекс вносятся иные изменения, регламентированные Федеральными законами Правительства РФ. Основные из них:

  • изменения в отношении суммы штрафов и порядка их изъятия в ст. 46 БК РФ (ч. 1 ст. 1 ФЗ №62 от 15.04.2019) вступают в силу с 01.01.2020 г.;
  • уточнение порядка установления полномочий администрирования доходов бюджета в ст. 160.1 БК РФ (ч. 1 ст. 7 ФЗ №62 от 15.04.2019);
  • изменение регламента внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета в п. 2 ст. 264.4 БК РФ (ФЗ №203 от 26.07.2019), вступают в силу с 6 августа 2020 г.;
  • изменения в перечне налоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального района в п. 2 ст. 61.1 БК РФ (ст. 1 ФЗ №201 от 26.07.2019), вступают в силу с 1 сентября 2020 г.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Об учете субсидий в целях налогообложения

Согласно общим принципам главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ все поступления налогоплательщика, являющиеся его экономической выгодой в соответствии со статьей 41 НК РФ, облагаются налогом на прибыль. При определении объекта налогообложения указанным налогом организациями учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, а также внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ. И только доходы, поименованные в статье 251 НК РФ, не увеличивают налоговую базу.
В настоящее время бюджетные средства выделяются коммерческим организациям только по правилам статьи 78 Бюджетного кодекса РФ: субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Так или иначе, субсидии являются целевыми поступлениями (пп. 2 п. 3 ст. 78 БК РФ), однако, как отмечено выше, не облагаются налогом на прибыль доходы (поступления) только в случаях, прямо названных в статье 251 главы 25 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим.
Подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ содержит ограниченный перечень средств, не учитываемых в целях налогообложения, и бюджетное финансирование коммерческим организациям в нем не указано.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления из бюджета. При этом налогоплательщики – получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Таким образом, для признания поступлений из бюджета целевыми в понятии, приведенном в пункте 2 статьи 251 НК РФ, необходимо одновременное выполнение следующих условий:
1) средства должны быть получены напрямую из бюджета;
2) полученные средства должны носить целевой характер;
3) налогоплательщики – получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Порядок предоставления средств из бюджета установлен БК РФ.
Перечень организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета, поименован в статье 6 БК РФ. Коммерческие организации в данном перечне не поименованы, следовательно, они не могут являться получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в БК РФ и НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) предоставляются, в том числе, на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. То есть в рамках осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В связи с приведенными нормами законодательства не удовлетворяется первое обязательное условие для признания возмещаемых затрат целевыми поступлениями из бюджета.
При этом необходимо отметить, что предоставление субсидий указанным юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения указанных затрат может осуществляться как до их возникновения, так и по факту возникновения (письмо Минфина России N 02-01-04/2523, Минэкономразвития России N 12064-АП/Д05 от 29.08.2008 “О применении статей 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации”).
В связи с чем, указание на то, что субсидии, полученные в возмещение уже понесенных расходов, не предназначены для расходования на строго определенные цели, а могут использоваться по усмотрению организации, применимо только при предоставлении субсидий по факту возникновения затрат.
Таким образом, полученные коммерческими организациями субсидии, целевыми поступлениями в понятии, приведенном в пункте 2 статьи 251 НК РФ, не признаются и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов. При этом, в силу того обстоятельства, что затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии, учитываются налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов, такой порядок не приводит к дополнительному налогообложению получаемых субсидий.
Данный порядок распространяется также на индивидуальных предпринимателей и налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы.
Кроме того, в пункт 2 статьи 251 НК РФ вносились изменения Федеральным законом РФ от 29.11.2007 № 284-ФЗ, а с 01.01.2010 данный пункт Федеральным законом от 25.11.2009 № 281-ФЗ изложен в новой редакции. Согласно новой конструкции рассматриваемого пункта, приведенные в данной статье аргументы, не предполагают иного толкования законодательства.

Отдел налогообложения юридических лиц
Управления ФНС России по Алтайскому краю

Научитесь составлять управленческую отчетность в нашем новом онлайн-курсе. Собственники готовы платить за управленческие отчеты больше, чем за налоговые. Дадим алгоритм настройки отчетов и покажем, как встроить их в ваш повседневный учет.

Обучение дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь на курс «Все про управленческий учет: для бухгалтера, директора и ИП». Пока за 3500 вместо 6000 руб.

Тема недели: «Новый год – новые изменения Бюджетного кодекса Российской Федерации (. и не только)»

• Время чтения: 11 минут

Понравилась статья? Поделитесь!

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗА ПЕРИОД С 24 ДЕКАБРЯ 2018 ГОДА ПО 13 ЯНВАРЯ 2020 ГОДА

Новый год «по традиции» начался с изменений норм Бюджетного кодекса Российской Федерации. Внесённые изменения затрагивают отдельные вопросы, рассматриваемые ранее в рамках реформирования общественных финансов, однако не связаны с утверждением «пакетных» законопроектов, обсуждение которых активно осуществлялось органами власти всех уровней в истекшем году. Итак:

  1. Федеральным законом от 25.12.2018 № 494-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» Бюджетный кодекс Российской Федерации дополнен новой статьёй 174.3. «Перечень и оценка налоговых расходов». Тем самым, законодательно установлена система оценки и мониторинга выпадающих доходов бюджетов, обусловленных налоговыми льготами и иными преференциями по налогам, сборам, таможенным платежам и страховым взносам.
    С текущего года для федеральных и региональных органов власти вводится обязанность по:
    • формированию перечня налоговых расходов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией, в разрезе государственных (муниципальных) программ и их структурных элементов, а также направлений деятельности, не относящихся к государственным (муниципальным) программам.
    • ежегодной оценке налоговых расходов в порядке, установленном соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией с соблюдением общих требований, установленных Правительством Российской Федерации.

    Вводится обязанность по одновременному внесению с проектом закона о федеральном бюджете в Госдуму отчетов об оценке налоговых расходов Российской Федерации за отчетный и текущий финансовые годы, а также на очередной финансовый год и плановый период.

Для муниципалитетов данная норма вводится в действие с 1 января 2020 г.

Источник публикации: «Российская газета», № 294, 28.12.2018 (текст размещен в СПС Консультант Плюс)

Федеральным законом от 27.12.2018 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» в Бюджетном кодексе Российской Федерации закреплены особенности предоставления субсидий на осуществление капвложений в объекты инфраструктуры в рамках реализации инвестиционных проектов.

Кроме того, в связи с введением госпошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией аттракционов, установлен норматив зачисления данных платежей в размере 100 процентов в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Источник публикации: «Российская газета», № 295, 29.12.2018 (текст размещен в СПС Консультант Плюс)

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Подходы к реализации национальных проектов на региональном уровне всё более прозрачны

Одной из наиболее важных задач текущего года является обеспечение эффективной организации работы по реализации национальных проектов, и, в первую очередь, на региональном уровне. Однако, её проведение невозможно без знания подходов, предъявляемых к расчету и оценке целевых показателей, подвергающихся мониторингу. Соответствующие документы разрабатываются и утверждаются на уровне Правительства России.

В истекшем году в целях реализации национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» приказом Минэкономразвития России от 28 декабря 2018 г. № 748 утверждены:

  • Методика расчета показателей производительности труда предприятия, отрасли, субъекта Российской Федерации;
  • Методика расчета отдельных показателей национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости».
    Дата публикации на сайте Минэкономразвития России: 11.01.2019

    Предусмотрено, что заключение соглашений будет осуществляться не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения паспорта федерального проекта. При этом соглашение будет заключаться в форме электронного документа в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

    Соглашения обеспечивают детализацию показателей и федеральных проектов, реализуемых в составе национальных проектов, до уровня субъектов Федерации и являются юридической формой организации данного процесса с учётом разграничения полномочий между различными уровнями власти.

    По мере корректировки государственных программ Российской Федерации и федеральных проектов, входящих в состав национальных, Правительством Российской Федерации осуществляется разработка и утверждение документов, регламентирующих порядок предоставления и распределения соответствующих финансовых ресурсов субъектам Федерации. Более детальные сведения об утвержденных за истекший период документах приведены ниже.

    Правительством России утверждены правила предоставления и распределения финансовых ресурсов субъектам Федерации в сфере полномочий Минтруда России

    На последней рабочей неделе декабря 2018 года опубликованы постановления Правительства России, в соответствии с которыми вносятся изменения в отдельные государственные программы Российской Федерации и утверждаются Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в сфере полномочий Минтруда России. Так, на основании внесённых Минтрудом России предложений:

    Дата публикации на сайте Правительства России (раздел «Документы и события»): 03.01.2019

    1. Регламентированы вопросы приобретения автотранспорта для проезда проживающих в сельской местности граждан старше 65 лет в медицинские организации:
      • постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. № 1745 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» – введены новые приложения:
      1. 8.2 «Правила предоставления и распределения в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение автотранспорта в целях осуществления доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации»;
      2. 8.3. «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ, направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания».
    2. Установлен порядок предоставления межбюджетных трансфертов на повышение квалификации работников в целях поддержки занятости и на профессиональное образование граждан предпенсионного возраста:
      • постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. № 1759 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения» (новая редакция приложения №7 «Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по переобучению, повышению квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда в рамках федерального проекта «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда» национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости»);
    3. Определены условия распределения финансовых средств на создание системы долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами:
      • постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. № 1785 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (новое приложение 8.4 «Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при создании системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами»);

    В этой связи напомним, что формы соглашений о предоставлении иного межбюджетного трансферта установлены приказом Минфина России от 14.12.2018 № 270н «Об утверждении Типовой формы соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации».

    Опубликованы документы, регулирующие предоставление средств из федерального бюджета

    На первой неделе января 2020 года опубликован приказ Минфина России от 21.12.2018 № 280н «Об утверждении типовых форм соглашений (договоров) о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 7 статьи 78 и пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (находится на регистрации в Минюсте России). Речь идёт о предоставлении бюджетных средств юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, а также некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями.

    Документ находится на регистрации в Минюсте России, а значит, может быть подвергнут корректировке. Вместе с тем, уже сейчас возможно провести его анализ и оценить предстоящие изменения. Дата публикации на сайте Минфина России: 09.01.2019.

    В этой связи, напомним, что 29 декабря 2018 года Минфином России опубликован целый ряд документов, регулирующих вопросы предоставления средств из федерального бюджета субъектам, не являющимся государственными учреждениями, имеющее существенное значение для получателей, а также всех заинтересованных лиц, в т.ч.

  • Приказ Минфина России от 07.11.2018 г. № 224н «Об утверждении Типовой формы договора о предоставлении бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся федеральным государственным учреждением и федеральным государственным унитарным предприятием, за счет средств федерального бюджета»;
  • Приказ Минфина России от 07.12.2018 № 252н «О внесении изменений в Типовую форму соглашения о предоставлении из федерального бюджета государственной корпорации (компании), публично-правовой компании субсидии, включая субсидию в виде имущественного взноса Российской Федерации, на цели, указанные в подпункте 3 пункта 1 статьи 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 мая 2018 г. № 117н» (зарегистрирован в Минюсте России 27.12.2018 № 53194);
  • Приказ Минфина России от 07.12.2018 № 253н «О внесении изменений в Типовую форму договора (соглашения) о предоставлении субсидии из федерального бюджета юридическому лицу, 100 процентов акций (долей) которого принадлежит Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанного юридического лица, и (или) на приобретение им объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставного капитала такого юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 мая 2018 г. № 118н» (зарегистрирован в Минюсте России 27.12.2018 № 53195);
  • Приказ Минфина России от 13.12.2018 № 263н «Об утверждении Типовой формы соглашения о предоставлении из федерального бюджета государственной корпорации (компании), публично-правовой компании субсидии в соответствии с подпунктами 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации».
    На федеральном уровне также внесены изменения в Типовую форму соглашения о передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов при осуществлении за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений. Опубликован:
  • Приказ Минфина России от 14.12.2018 № 268н «О внесении изменений в Типовую форму соглашения о передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов при осуществлении за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. № 245н».
    Кроме того, внесены корректировки в Типовую форму соглашения о предоставлении из федерального бюджета ФГБУ (ФГАУ), ФГУП субсидии на осуществление капитальных вложений и приобретение объектов недвижимого имущества. Опубликован:
  • Приказ Минфина России от 27.12.2018 № 291н «О внесении изменений в Типовую форму соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению или федеральному государственному автономному учреждению, федеральному государственному унитарному предприятию, в том числе казенному, субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. № 244н». Дата публикации на сайте Минфина России: 29.12.2018:

    В Минюст России направлен документ, предусматривающий внесение изменений в приказ Минфина России № 243н

    Соответствующие изменения длительное время находились на рассмотрении, дополнялись и корректировались, в том числе с учетом мнения специалистов региональных и муниципальных органов власти. В числе одного из самых злободневных находился вопрос, связанный с датой вступления в силу обязанности по размещению на едином портале информации финансовых органов муниципальных образований. Первоначальной редакцией приказа предусматривалось вступление в силу этих положений с 1 января 2020 года, т.е. в этом году.

    В настоящее время приказом Минфина России от 28.12.2018 г. № 296н предусмотрен перенос этого срока на 1 января 2020 года.

    Окончательная дата станет ясна после решения Минюста России, поскольку приказ Минфина России от 28.12.2018 г. № 296н направлен на государственную регистрацию в Минюст России.

    Если у Вас есть вопросы по реализации бюджетной реформы и Вам нужен качественный ответ, то задайте их ведущим экспертам Компании БФТ и получите грамотную консультацию.

    Тема недели: «Новый год – новые изменения Бюджетного кодекса Российской Федерации (. и не только)»

    • Время чтения: 11 минут

    Понравилась статья? Поделитесь!

    ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗА ПЕРИОД С 24 ДЕКАБРЯ 2018 ГОДА ПО 13 ЯНВАРЯ 2020 ГОДА

    Новый год «по традиции» начался с изменений норм Бюджетного кодекса Российской Федерации. Внесённые изменения затрагивают отдельные вопросы, рассматриваемые ранее в рамках реформирования общественных финансов, однако не связаны с утверждением «пакетных» законопроектов, обсуждение которых активно осуществлялось органами власти всех уровней в истекшем году. Итак:

    1. Федеральным законом от 25.12.2018 № 494-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» Бюджетный кодекс Российской Федерации дополнен новой статьёй 174.3. «Перечень и оценка налоговых расходов». Тем самым, законодательно установлена система оценки и мониторинга выпадающих доходов бюджетов, обусловленных налоговыми льготами и иными преференциями по налогам, сборам, таможенным платежам и страховым взносам.
      С текущего года для федеральных и региональных органов власти вводится обязанность по:
      • формированию перечня налоговых расходов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией, в разрезе государственных (муниципальных) программ и их структурных элементов, а также направлений деятельности, не относящихся к государственным (муниципальным) программам.
      • ежегодной оценке налоговых расходов в порядке, установленном соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией с соблюдением общих требований, установленных Правительством Российской Федерации.

      Вводится обязанность по одновременному внесению с проектом закона о федеральном бюджете в Госдуму отчетов об оценке налоговых расходов Российской Федерации за отчетный и текущий финансовые годы, а также на очередной финансовый год и плановый период.

    Для муниципалитетов данная норма вводится в действие с 1 января 2020 г.

    Источник публикации: «Российская газета», № 294, 28.12.2018 (текст размещен в СПС Консультант Плюс)

    Федеральным законом от 27.12.2018 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» в Бюджетном кодексе Российской Федерации закреплены особенности предоставления субсидий на осуществление капвложений в объекты инфраструктуры в рамках реализации инвестиционных проектов.

    Кроме того, в связи с введением госпошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией аттракционов, установлен норматив зачисления данных платежей в размере 100 процентов в бюджеты субъектов Российской Федерации.

    Источник публикации: «Российская газета», № 295, 29.12.2018 (текст размещен в СПС Консультант Плюс)

    НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

    Подходы к реализации национальных проектов на региональном уровне всё более прозрачны

    Одной из наиболее важных задач текущего года является обеспечение эффективной организации работы по реализации национальных проектов, и, в первую очередь, на региональном уровне. Однако, её проведение невозможно без знания подходов, предъявляемых к расчету и оценке целевых показателей, подвергающихся мониторингу. Соответствующие документы разрабатываются и утверждаются на уровне Правительства России.

    В истекшем году в целях реализации национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» приказом Минэкономразвития России от 28 декабря 2018 г. № 748 утверждены:

  • Методика расчета показателей производительности труда предприятия, отрасли, субъекта Российской Федерации;
  • Методика расчета отдельных показателей национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости».
    Дата публикации на сайте Минэкономразвития России: 11.01.2019

    Предусмотрено, что заключение соглашений будет осуществляться не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения паспорта федерального проекта. При этом соглашение будет заключаться в форме электронного документа в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

    Соглашения обеспечивают детализацию показателей и федеральных проектов, реализуемых в составе национальных проектов, до уровня субъектов Федерации и являются юридической формой организации данного процесса с учётом разграничения полномочий между различными уровнями власти.

    По мере корректировки государственных программ Российской Федерации и федеральных проектов, входящих в состав национальных, Правительством Российской Федерации осуществляется разработка и утверждение документов, регламентирующих порядок предоставления и распределения соответствующих финансовых ресурсов субъектам Федерации. Более детальные сведения об утвержденных за истекший период документах приведены ниже.

    Правительством России утверждены правила предоставления и распределения финансовых ресурсов субъектам Федерации в сфере полномочий Минтруда России

    На последней рабочей неделе декабря 2018 года опубликованы постановления Правительства России, в соответствии с которыми вносятся изменения в отдельные государственные программы Российской Федерации и утверждаются Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в сфере полномочий Минтруда России. Так, на основании внесённых Минтрудом России предложений:

    Дата публикации на сайте Правительства России (раздел «Документы и события»): 03.01.2019

    1. Регламентированы вопросы приобретения автотранспорта для проезда проживающих в сельской местности граждан старше 65 лет в медицинские организации:
      • постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. № 1745 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» – введены новые приложения:
      1. 8.2 «Правила предоставления и распределения в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение автотранспорта в целях осуществления доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации»;
      2. 8.3. «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ, направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания».
    2. Установлен порядок предоставления межбюджетных трансфертов на повышение квалификации работников в целях поддержки занятости и на профессиональное образование граждан предпенсионного возраста:
      • постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. № 1759 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения» (новая редакция приложения №7 «Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по переобучению, повышению квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда в рамках федерального проекта «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда» национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости»);
    3. Определены условия распределения финансовых средств на создание системы долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами:
      • постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. № 1785 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (новое приложение 8.4 «Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при создании системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами»);

    В этой связи напомним, что формы соглашений о предоставлении иного межбюджетного трансферта установлены приказом Минфина России от 14.12.2018 № 270н «Об утверждении Типовой формы соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации».

    Опубликованы документы, регулирующие предоставление средств из федерального бюджета

    На первой неделе января 2020 года опубликован приказ Минфина России от 21.12.2018 № 280н «Об утверждении типовых форм соглашений (договоров) о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 7 статьи 78 и пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (находится на регистрации в Минюсте России). Речь идёт о предоставлении бюджетных средств юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, а также некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями.

    Документ находится на регистрации в Минюсте России, а значит, может быть подвергнут корректировке. Вместе с тем, уже сейчас возможно провести его анализ и оценить предстоящие изменения. Дата публикации на сайте Минфина России: 09.01.2019.

    В этой связи, напомним, что 29 декабря 2018 года Минфином России опубликован целый ряд документов, регулирующих вопросы предоставления средств из федерального бюджета субъектам, не являющимся государственными учреждениями, имеющее существенное значение для получателей, а также всех заинтересованных лиц, в т.ч.

  • Приказ Минфина России от 07.11.2018 г. № 224н «Об утверждении Типовой формы договора о предоставлении бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся федеральным государственным учреждением и федеральным государственным унитарным предприятием, за счет средств федерального бюджета»;
  • Приказ Минфина России от 07.12.2018 № 252н «О внесении изменений в Типовую форму соглашения о предоставлении из федерального бюджета государственной корпорации (компании), публично-правовой компании субсидии, включая субсидию в виде имущественного взноса Российской Федерации, на цели, указанные в подпункте 3 пункта 1 статьи 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 мая 2018 г. № 117н» (зарегистрирован в Минюсте России 27.12.2018 № 53194);
  • Приказ Минфина России от 07.12.2018 № 253н «О внесении изменений в Типовую форму договора (соглашения) о предоставлении субсидии из федерального бюджета юридическому лицу, 100 процентов акций (долей) которого принадлежит Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанного юридического лица, и (или) на приобретение им объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставного капитала такого юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 мая 2018 г. № 118н» (зарегистрирован в Минюсте России 27.12.2018 № 53195);
  • Приказ Минфина России от 13.12.2018 № 263н «Об утверждении Типовой формы соглашения о предоставлении из федерального бюджета государственной корпорации (компании), публично-правовой компании субсидии в соответствии с подпунктами 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации».
    На федеральном уровне также внесены изменения в Типовую форму соглашения о передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов при осуществлении за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений. Опубликован:
  • Приказ Минфина России от 14.12.2018 № 268н «О внесении изменений в Типовую форму соглашения о передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов при осуществлении за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. № 245н».
    Кроме того, внесены корректировки в Типовую форму соглашения о предоставлении из федерального бюджета ФГБУ (ФГАУ), ФГУП субсидии на осуществление капитальных вложений и приобретение объектов недвижимого имущества. Опубликован:
  • Приказ Минфина России от 27.12.2018 № 291н «О внесении изменений в Типовую форму соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению или федеральному государственному автономному учреждению, федеральному государственному унитарному предприятию, в том числе казенному, субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. № 244н». Дата публикации на сайте Минфина России: 29.12.2018:

    В Минюст России направлен документ, предусматривающий внесение изменений в приказ Минфина России № 243н

    Соответствующие изменения длительное время находились на рассмотрении, дополнялись и корректировались, в том числе с учетом мнения специалистов региональных и муниципальных органов власти. В числе одного из самых злободневных находился вопрос, связанный с датой вступления в силу обязанности по размещению на едином портале информации финансовых органов муниципальных образований. Первоначальной редакцией приказа предусматривалось вступление в силу этих положений с 1 января 2020 года, т.е. в этом году.

    В настоящее время приказом Минфина России от 28.12.2018 г. № 296н предусмотрен перенос этого срока на 1 января 2020 года.

    Окончательная дата станет ясна после решения Минюста России, поскольку приказ Минфина России от 28.12.2018 г. № 296н направлен на государственную регистрацию в Минюст России.

    Если у Вас есть вопросы по реализации бюджетной реформы и Вам нужен качественный ответ, то задайте их ведущим экспертам Компании БФТ и получите грамотную консультацию.

    Субсидия

    Субсидия – это денежные выплаты, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также выплаты специальных фондов для юридических и физических лиц, местных органов власти, других государств.

    Иными словами, субсидия – это материальная помощь, выраженная в денежной величине, со стороны государства, местных органов самоуправления или социального фонда. Получателями помощи могут быть как физические лица, так и организации.

    Субсидия и Бюджетный кодекс РФ

    В соответствии с Бюджетным кодексом РФ следует различать два вида субсидий:

    субсидия — межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях софинансирования расходных обязательств нижестоящего бюджета;

    субсидия — денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам.

    Основные свойства субсидии

    Основные свойства субсидии:

    безвозмездная передача средств (возможен возврат средств);

    софинансирование (на условиях долевого финансирования).

    Таким образом, субсидию отличает то, что:

    субсидии выделяются на строго определенные цели;

    средства предоставляются безвозмездно. Возврат требуется только в том случае, если деньги были потрачены не на выделяемые нужды;

    выплаты могут производиться не только из государственного бюджета, но и из бюджета регионов.

    Виды субсидий

    Государственные субсидии можно классифицировать следующим образом:

    1. По виду предоставления:

    В денежной форме. Выплата предоставляется физическим и юридическим лицам из бюджетных и внебюджетных фондов. Например, субсидия на оплату жилья.

    В качестве внебюджетного трансферта. Оказание помощи нижестоящему бюджету. Например, финансирование местного бюджета региональным бюджетом.

    2. По типу реализации:

    Прямое субсидирование представляет собой оказание материальной помощи в разных сферах. Финансирование осуществляется открыто. Например, предоставление субсидии военным на приобретение жилья или финансирование научной лаборатории.

    Косвенная субсидия представлена виде налоговых и кредитных льгот. Например, ипотечная программа «Молодая семья», налоговый вычет определенным категориям граждан, сниженная налоговая ставка для некоторых юридических лиц.

    Перекрестная субсидия — это покрытие убытков одной сферы экономики за счет прибыли в другой с помощью методов государственного регулирования. Например, покрытие убытков транспортировки одного вида товаров за счет других.

    Цели предоставления субсидий

    Государственное субсидирование идет по нескольким направлениям.

    Финансирование осуществляется из бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов.

    Основными целями предоставления субсидий являются:

    Материальная поддержка нуждающихся физических лиц. Например, предоставление налогового вычета инвалидам.

    Помощь юридическим лицам. Например, налоговые льготы малому бизнесу.

    Финансовая помощь бюджетам нижестоящих уровней. Например, софинансирование в определенной отрасли или сфере.

    Основные виды действующей государственной помощи в виде субсидий

    В законодательстве РФ о соцобеспечении рассматривается три вида субсидирования:

    на покупку или строительство жилья;

    на оплату услуг ЖКХ и жилого помещения;

    субсидия безработным, создающим свой бизнес.

    Также можно различать подтипы субсидирования:

    помощь лицам с группой инвалидности;

    малообеспеченным слоям населения;

    компенсации затрат на медикаменты и дорогостоящее лечение, и т.д.

    Кто может претендовать на получение субсидии

    В РФ на государственную поддержку могут рассчитывать:

    граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий;

    граждане, которые пострадали от стихийных бедствий;

    официально безработные, стоящие в очереди на бирже труда или занимающиеся предпринимательской деятельностью (начинающие бизнесмены);

    граждане, у которых имеется знак отличия или он относится к участникам льготной программы.

    Порядок действий при оформлении субсидии

    Порядок действий при оформлении субсидии будет следующим:

    предварительно, отдельно сформированной комиссией будет расцениваться степень нуждаемости заявителя и его семьи;

    заявителю нужно будет принести необходимые документы для оформления субсидии;

    заявление будет рассмотрено, дан анализ и оценка комиссией предоставленных документов;

    заявитель получает уведомление об одобрении или об отказе.

    Основания для прекращения выплаты субсидии

    Субсидию могут прекратить выплачивать при следующих основаниях:

    у заявителя или его семьи в целом увеличился средний доход, в связи с чем они вполне могут себя полноценно обеспечивать;

    поскольку субсидия привязывается к месту прописки заявителя, то при переезде, смене места проживания она автоматически аннулируется;

    заявитель предоставил ложную информацию;

    если заявитель допустил значительную задолженность, например, за коммунальные услуги.

    Субсидирование

    Субсидирование – это предоставление денежных средств на целевые программы бюджету нижестоящего уровня, физическому или юридическому лицу в качестве софинансирования (помощь оказывается на безвозмездной основе).

    Это означает, что лицо освобождается только от части платежей. Например, дают субсидию на оплату коммунальных услуг в определенном размере с оплатой части из личного бюджета.

    Иными словами, субсидирование – это порядок предоставления бюджетных средств на целевые программы с частичным покрытием расходов.

    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    Источники:
    http://www.klerk.ru/inspection/168918/
    http://bftcom.com/expert-bft/7756/
    http://bftcom.com/expert-bft/7756/
    http://www.audit-it.ru/terms/agreements/subsidiya.html
    http://mageric-region.ru/sudebnaya-praktika/1760-celevoe-obuchenie-v-vysshikh-i-srednikh-uchebnykh-zavedeniyakh-novye-pravila-ili-kto-khochet-risknut.html

    Бесплатная консультация юриста по телефону:

    Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

    СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

    Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

  • Ссылка на основную публикацию